«Историянародов Центральной Азии»
Философия вИсламе и мусульманские философы
Хамдамов Шовкат Баходирович
аспирант ТашГИВ, кафедры
Современная теорияисламской мысли широко раскрыла свои границы, и приняла в ряды религиознойнауки такие дисциплины как исламская экономика, психология, философия и т.п.
В данной статье пойдётречь об Исламской философии и её особенностях, мусульманских философах, влияниигреческой философии на исламскую.
В действительности Ислам,как наука, не нуждается в философском мышлении, но, не смотря на этосовременный мир, его строение и вид являются почвой для существования ифункционирования данной дисциплины.
Из истории религий можнопроследить исторический факт, что философия играла, так называемую роль «религии»вообще[1], а также вдревнегреческом обществе. Древние греки опирались, основывались на философскиезаключения учёных. Ближний Восток же в древности, а именно новое еврейскоеобщество выходило против философов и этой науки, что в сою очередь показываетсилу философской мысли равной религиозной.
В действительности, варабском до ислама обществе, философии подобной греческой не было, т.к. ихжизнь была связана с борьбой за существование. С приходом и развитием ислама, спринятием им в свои круги другие народы, мировоззрения, культуры, ислам невидоизменялся, пополнялся или модернизировал, а развивал свой потенциал. Былавведена такая наука как аль-Калям, которая служила для помощи [в разъяснении мусульманского] вероучения посредством умозрительных доказательств,которые приводились в их трактатах.[2]
Этот процесс происходилпосредством прихода в арабское мусульманское общество переводов [греческих] философскихсочинений на арабский язык, их изучения и толкования.
В период правлениядинастии Аббасидов (750-950 гг.) мусульманские учёные занимались больше чем однойдисциплиной, такими науками как математика, астрономия, и химия вместе, тогдакак лекари и врачеватели занимались ещё и философией. Так учёным или философомназывался тот, кто занимался более чем одной наукой. Зачастую их также называлиастроном, астролог, лекарь, философ или музыкант и т.д. Наверняка, это из-затого, что[исламская] философия, по Фараби, состоит из математики, физики, метафизики и политики (наукио городе)[3].
Арабо-исламская философиярешила большие традиционные проблемы, такие как человек, мир, вселенная и Бог,Разъяснила мысли о них, в независимости от их места происхождения.
Исламская философия имеетспецифические особенности:
Эта философия являетсядушевной, религиозной.
Ведь исламская философияосновывается на религиозные аспекты, верования, а её центральными объектамиесть вопросы о Боге, Разуме, душе. Ведь душа является первым самым совершеннымактом естественного тела с целью приобретения жизни в потенции.[4]Она религиозная философия т.к. зародилась в самом Исламе и была воспитана в еёосновах. Фарабий говорил: «…в Византии началось изучение трактатов, [тогда как в Александрии они уже изучались]. Однако с приходом христианства в Византии прекратилосьизучение трактатов, но они там оставались …
Однако после этого черездолгое время пришел ислам, и изучение перешло на продолжительный период изАлександрии в Антокию…»[5] Отсюда можно сделатьвывод, что философия вошла в исламскую науку в первые периоды её развития(прим. VIII-IX вв.).
Одной из ошибоксчитается, что арабо-исламская философия зародилась в Х веке, и еёосновоположником является арабский философ аль-Киндий, что противоречитвышесказанному Фараби, а также известно, что существовали мыслители му‘тазилиты,приверженцы философских калямитских (от ильм аль- Калям) школ как Абуаль-Хузайль аль-‘Алляф (ум. в 849 г.). Исламская философия основывается на монотеизме,тщательно анализирует мысль о божестве. Будто она вступает в спор скалямитскими учениями, своего времени, му‘тазилитов и аш‘аритов и показываетнедостатки тех учений.
Единый (Бог), по мнениюфилософии Ислама, – Творец, Создатель. Он создалнечто из ничего и.т.п. Таким образом, природа в исламской философии очень прочносвязана с метафизикой.
Исламская философия имеетв своих основах логику.
Не смотря на религиозныйхарактер, исламская философия ставит логическое мышление на должный уровень и отчастиполагается на разум в рассмотрении проблем божественности, бытия, человека.[6]По Фараби цель исламской философии является рассмотрение искусства логики.[7]Человеческий разум – сильнейшая мощь среди всего потенциала человека.Основательно его [человек] называется существом разумным. Разум двух видов: практический, тот, чтоуправляет телом и упорядочивает действия; и теоретический (также его называютразличающим[8]), который обособляетсязнанием и познанием.[9] Этот вид разума, чтовоспринимает сенсуальные познания и отбирает из них целостные понятия (такжеизвлекает пользу и предостерегает от вреда) при помощи эффективного разума, чтоприравнивается солнцу нашим глазам.[10]
При помощи разума мыобъясняем, доказываем, открываем практические истинны. Т.к. в действительности,познание это не субстанция как оно есть. Среди них есть те, которые познаются [самим]разумом и те, что извлекаются из опыта.[11]
Это понятие пришло (всредних веках, перед ренессансом) в христианскую философию, когда исламскаяфилософия вела эту эстафету. Под влиянием данного понятия, в XIII веке в христианстве было созданосильное идейное движение, которое поддерживалось группой преподавателей, атакже имело противников. На данном этапе развития модернизирующейся философии вхристианстве, образование в этой религии получали методом передачи (чтоназывается из уст в уста, по писаниям). Этот метод был самым сильным ираспространённым. Когда разум и предписание сличались в религиозном духе, то,иногда, между ними возникал спор, который должен был поддержать одного иослабить другого или примирить их между собой.[12]
XIII век отличается большим количествомприказов, изданных церковью, запрещающих философские книги или умозрительныеучения. Примером этому, может служить исторический факт запрета церковью ученияАристотеля, якобы опасаясь появления еретизма. Так, например, в 1210 и 1215годах вышел указ Папы Иннокентия о запрете метафизики Аристотеля. Такжеизвестно, что главенство разума, так сказать, сбивало с ног влияние церкви.[13]
Арабы же изучали древнюювосточную и греческую философию, но к Платону и Аристотелю имели отдельныйподход. Они перевели известный труд Платона «Государство», также былипереведены крупные сочинения Аристотеля. Нужно сказать, что арабы узналиПлатона и Аристотеля через их произведения, а также изучая высказыванияпредыдущих историков о них, на примере Хунайн б. Исхака и его произведения «Навадирал-фалясифа уа ал-хукама» (Редкие философы и мудрецы).[14]
Исламская философия имеетособенность согласования (между мыслями философов). Согласование между однимифилософами и другими.
Фараби имеет определённуюточку зрения о согласованности. Он уверен в целостности философии, а также втом, что крупные философы должны иметь точку соприкосновения, если цель их всехзаключается в истине. Нет сомнения в том, что Платон и Аристотель вождифилософии, основатели её фундамента, подробно излагались о ней, и не возможнопредставить их в разногласии. Фараби, одной из поставленных перед собой задач,определил, по мере своих возможностей собрать [все точки соприкосновения] междуПлатоном и Аристотелем.
Также мусульманскиефилософы работали над согласованием между преданием и разумом. С полнойуверенностью можно утверждать, что все мусульманские философы от ал-Киндий доИбн Рушда занимались именно этим согласованием, использовали весь свойпотенциал. Это старание было лептой в распространении философии, и её вхождениявнутрь других исламских наук.
Исламская философия тесносвязанная с наукой.
Философия дополняет наукуи наоборот. Мусульманские философы все науки, касающиеся мышления, приписываютк философии и даже называют «‘улум аль-фалсафауа аль-хикма» — наукафилософии и мудрости.[15] Посредством её решаютпроблемы природы и того, что за ней. Этому пример произведение Ибн Сины «Китабаш-шифа» (Книга лечения), крупнейшая арабская энциклопедия, которая состоит из4-х частей: логика, природа, математика и теология.[16]
Все мусульманские философы,во-первых, учёные, а потом философы. Тот же ал-Киндий отдавал предпочтениематематике и природе. Он утверждал, что человек не может быть философом, еслион не изучал математику. В период европейского ренессанса он считался одним издвенадцати апостолов мыслителей в мире. Ибн Сина, на сколько он безупречен вмедицине, на столько же он силён в философии.
В действительности, сточки зрения ислама, природа и математика очень крепко связаны с философскимипознаниями, и нельзя представить одного без другого.[17]Здесь можно привести в пример ученого Абу Бакр ар-Разий. Крупнейший медиксредних веков, отличающийся глубоким мышлением, способным распознать болезнь,которая не была известна до того. На его произведение «ал-Хавий» опиралсяевропейский Запад.
Известнейшиемусульманские философы средних веков:
Ал-Киндий. Его полное имя Я‘куб б. Исхак ал-Киндий. Родился в Куфе, обучался в Басрепосле в Багдаде. Начинал с изучения мыслей Му‘тазилитов итрактатов Общества чистых братье, и поддался их влиянию. Перевёл несколько книгпо греческой философии, критиковал некоторые из них, а также комментировал.Является автором некоторых сочинений по философии. Есть мнения, что ихколичество достигает 270 книг. Из тех учений, которые дошли до нас можносказать, что ал-Киндий очень глубоко изучил греческую философию. Он выделяетсяточностью в формулировании философских терминов и их использовании, в структурефилософского исследования на основе математики.
Философия Киндийсконцентрирована на нижеследующем:
Познание может быть черезразум и ощущения (при помощи пяти органов чувств), а также посредствомфантазии, что в свою очередь является серединной ступенью между разумом(интеллектом) и чувством. Что касается пророчества, то это человеческаянеобходимость в познании и руководстве.
Числа (цифры), как ониесть, предельно; цепочка же чисел у нас бесконечна, т.к. мы имеем возможностьприбавить или удвоить эти числа бесконечно. Исчисляемые же предельны, потомучто тела материальны, а материя сотворена.
Любая материя изначальнопредельна в месте и времени. Тело, материя часть природы, природа – движущеесясущество (подвержено движению) и зависит от причинности. Ведь материя несуществует без причинно. То, что имеет причину не может быть безначальным(вечным). Мир имеет форму, постоянная единая форма мира – форма круга, а значитмир имеет предел с точки зрения места, что есть сравнение движения ипроисходящего явления. Это значит, что мир, движение, время предельны ипроизошедши.
Ал-Фараби. Полное имя Абу Наср Мухаммад б.Мухаммад б. Тарафон ал-Фарабий из Хоросана. Преезжал в крупные исламскиестолицы. Некоторое время проживал в Дамаске. Философию изучал в Багдаде и Харране[18].Фараби получил прозвище «Философом мусульман» и «Вторым учителем», с учётомтого, что «Первым учителем» был Аристотель. Услышав удар о дерево он написал«Большая книга музыки». Кроме того, он автор большого количества трудов, такихкак «Трактат о разуме», где исследуются учения Аристотеля; «Книга о частяхзнания», здесь описывается пять видов знания. «Книга согласия между мнениемдвух мудрецов» Платона и Аристотеля, где идёт попытка отрицания разногласиймежду этими философами. Т.к. оба они мудрецы, вожди, яркие личности философии инельзя представить между ними разногласий.
Общество чистых братьев. Общество, отвергающее громкиевысказывания от своего имени, но провозглашают то, что их целью является благорелигии, мирского пребывания и следование учёным (мудрецам). Их учениезаключается в обращении на все дисциплины природы, математики и теологии. Такжеони не науки и учения. Их учения схожи с му‘тазилитским,особенно в соглашении между наукой и религией, и гармонизации между шариатом игреческой философией.
Это общество выпустилонесколько философских трудов, количество которых достигло 51. Известнейшиеавторы тех трактатов Макдисий, Занджаний, Мехрджаний, ‘Урфий, Зайд б. Рифа‘а, избиографии которых известно, что они занимались и наукой и материальностями (материальнымиблагами). Они говорили, что на том свете спастись можно будет не толькопоклонением и послушанием, но и изучением наук и познанием.
Ибн Сина. Его знаменитость распространилась всредних веках на Западе и Востоке, особенно в медицине и философии. Занималмного должностей при Саманидах в Бухаре. Он шел по следам Фараби в исследованиилогики, добавил в его исследования в теологии. Комментировал теологиюАристотеля, старался, по мере возможности согласовывал между философией итеологией Ислама. Он принимал разум как единственный источник верного пути,приносящего пользу человечеству.
Его известнейшие труды«Книга лечения», которая считается крупнейшей философской энциклопедией, гдеразделил философию на логику, природу и теологию. Эта книга была переведена налатынь и другие европейские языки. Также до нас дошла книга краткого изложенияАвиценны, под названием «Спасение». Его перу принадлежит книга «Знаки», гдеговориться о неоплатонизме.
Ибн Баджа. Андалусский философ XIII века, выдающийся культуролог. Онавтор многих трудов в разных областях науки, в том числе и философии. Изучалвсе греческие науки, книги Фарабий, Газалий, Ибн Сины.
Из всех трудов пофилософии его осталось только книг «Естественная гармония», как комментарий ккниге Аристотеля и «Прощальный трактат», который вобрал в себя многиефилософские мнения и «Трактат ведения отшельничества», что была переведена налатынь.
Ибн Туфайль. Один из трёх философов Андалусии:Ибн Баджа, Ибн Туфайль и Ибн Рушд.
Он не был суфием, аскетомпо жизни, не призывал к определённому мнению, не являлся атеистом, он былучёным теоретиком. Писал для отдельных людей, не для масс. Объективноисследовал согласие между верой и разумом. Он был уверен, что сам разум, изнание, экспромт и проницательность – это единственный путь достижения истинны.
Единственная книга,которая относиться к его перу «Хайй б. Якызан» — в одно и тоже время это книгафилософская, художественная, религиозная, душевная и воспитательного характера.В ней он говорит, что через наблюдения, аскетизм, размышления ипроницательность, человек может дойти до познания существования Бога.
Ибн Туфайль отдаётпредпочтение человеку, дошедшего до вероисповедания путём познания, чем тому,кто верит по наставлению. А религиозная этика это свобода мышления в [целях] достижения истинны. В данном труде он призывает клюбви, добру, связи, красоте и вере к Богу.
Ибн Рушд. Это великий философ средних веков.Он ученик Ибн Туфайля, характеризуется как крупный комментатор философииАристотеля. Достаточно сказать, что Ибн Рушд придерживался свободомыслия ипризывал к этому всех. Даже европейцы признали его как «всегда свободомыслящий».Он придерживался мыслей Аристотеля о том, что общий разум вечен, допускаетотделения от тела. Ибн Рушд отвергал бесконечность и воскресение.
Из всего можно сделатьвывод, что философия – наука, которая зародилась в Древней Греции, доЕвропейского ренессанса изучена арабами мусульманами и стала основой в возникновениифилософии Ислама.