1. Абсолют – первоначало всего сущего, которое не зависитне от чего другого, само содержит все существующее и творит его.
2. Абстракция – процесс мышления, в котором множествоотвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее,необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.
3. Агностицизм – учение о непознаваемости истинногобытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины иобъективного мира, его сущности и закономерностей.
4. Аксиология – учение о ценностях.
5. Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное,которое может быть опущено без изменения сущности вещи.
6. Анализ и синтез – Анализ – процедура мысленногорасчленения целого на части
Синтез –процедура мысленного сознания целого из частей.
7. Аналогия – сходство нетождественных объектов внекоторых сторонах, качествах отношениях.
8. Архетип – прообраз, первичная форма, образец.
9. Атрибут – признак, примета, существенное свойство.
10. Бессознательность – психическая жизнь, совершающаясябез участия сознания.
11. Бытие – философская категория означающая 1. Сущее вего отвлеченности от наполняющих его многообразий, некая единица, с которойначинается реальность. 2. Сущность, конкретная полнота, тождественная истине.Целостная реальность.
12. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся внеобходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств иразума и, следовательно, н не могущее претендовать на объективную значимость.
13. Вероятность – возможность, взятая с ее количественнойстороны.
14. Возможность и действительность – возможность – это,тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но чтоеще не стало наличием бытия. Действительность – весь объективно существующиймир, конкретный, явления взяты в единстве с их сущностью. – конкретное бытиеотдельного объекта, в определенное время, условия.
15. Время – универсальная форма материи……… субъект времени– основано на осознании времени. Объект времени – измеряется определеннымиотрезками.
16. Гедонизм – этическое направление, рассматривающеечувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель илидоказательство всего нравственного поведения.
17. Гилозоизм – философское направление, рассматривающеевсю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг бездруга. Весь мир – универсум, нет границ между неживым и психическом, так какэто порождение единой про материи.
18. Гипотеза – хорошо продуманное предположение,выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном местевосполнить проблемы эмпирического познания или связать различные знания вединое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.
19. Гносеология – учение о познании / метафизическаясоставная часть теории познания наряду с логической и психологической.
20. Движение – процесс изменения, не имеющий определенногонаправления.
— форма существования материии духа.
21. Дедукция и индукция – дедукция – форма мышления,основанная на выведении частного из общего. Индукция – форма мышления,основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему,закономерному.
22. Деизм – форма веры, в основе лежит признание, что Бог– первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершаетсябез участия Бога.
23. Детерминизм – учение о первоначальной определяемостивсех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.
24. Деятельность – форма существования человеческогообщества; проявление активности субъекта, выражающееся в целесообразномизменении окружающего мира и самого себя. Носит осознанные характер, включает всебя цель, средство, результат и сам процесс.
25. Диалектика – искусство аргументации, наука логики.
26. Догма – философский тезис, истинность котороговследствие этого кладется в основу той или иной философской системы.
27. Дуализм – сосуществование 2-х различных, несводимых кединству начала, принципов, образов.
28. Дух – выражающее идеальное начало, от которого исходиттворческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному,безусловно, ценному.
29. Душа – понятие, выражающее исторически изменившиесявоззрения на психику и внутренний мир человека.
30. Жизнь – особая форма существования, характеризуемаяцелостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешенияпротиворечий внешнего и внутреннего, части и целого.
31. Закон – тождественное, постоянное, повторнаблюдающийся в явлениях и в процессах.
32. Знак – чувственно – воспринимаемый предмет, который впроцессе духовной деятельности представляет другой, отличный от него предмет.
33. Знание – результат процесса познания, истинность,которая проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознаниичеловека в виде восприятий, представлений, понятий, теорий; процесс понимания,оценки явлений бытия.
34. Идеальное – субъективный образ объективной реальности,возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное вформах сознания и воли человека.
35. Идеология – социально-философская категория,определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических,религиозных и философских взглядов, в которых сознается и оценивается отношенияобщества к социальной действительности.
36. Имманентно – внутреннее присущее предмету, явлению илипроцессу.
37. Инстинкт – совокупность врожденных устойчивых формповедения животных.
38. Интерпретация – истолкование, объяснение; приписываниезначений (смыслов) элементам теории.
39. Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человеком засобственной внутренней осознанной психической жизнью.
40. Истина – адекватное отражение объективной реальностипознающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существуетвне и независимо от сознания.
41. Историческое и логическое – понятия теоретическойфилософии 1. В онтологической истории – процесс становления и развития объекта.Логическое – результат исторического развития, теоретическое воспроизведениеобъекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии – историческое – метод познания;воспроизведение последовательности решающих стадий процесса развития и переходымежду ними. Л- метод познания в статике, когда системы сформированы.
42. Качество – это система важнейших, необходимых свойствпредметов – внешняя и внутренняя определенность системы характерных чертпредметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.
43. Количество – совокупность таких изменений вматериальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.
44. Логос – глубинная божественная закономерность, котораянаправляет все бытие.
— посредник между внеприродным Богоми творимым им миром.
45. Материя – то, из чего все происходит, телесноепервоначало.
46. Метафизика – важнейший раздел философского учения,умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные дляизвестного понимания.
47. Методология – учение о научном методе познания.
— совокупность методов,применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.
48. Мировоззрение – система наиболее общих представлений омире в целом и месте человека в этом мире.
49. Мистика – практика, целью которой является слияние,единение с абсолютом, субстанцией.
— философские и теоретическиедоктрины, обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику.
50. Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение,которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствиевидоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всегосущего.
51. Мышление – высшая ступень познания и идеальногоосвоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственнуюсферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связеймира, его законов.
52. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная спреднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
53. Необходимость и случайность – необходимость – то, чтовытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должнопроизойти так, а не иначе. Случайность – то, что имеет основание и принциппреимущественно не в себе, а в другом, что вытекает не из главных связей иотношений, а из побочных; что может быть, а может и не быть; может произойтитак, а может и иначе.
54. Нигилизм – отрицание идеалов и ценностей духовногопорядка, отрицание культуры.
55. Общество – совокупность объективных общественныхотношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываютсяв процессе совместной практической деятельности людей.
56. Онтология – учение о бытии как таковом, не зависимомот частных его разновидностей.
57. Опредмечивание – философская категория,характеризующее способ бытия человека в мире; — процесс реализации человекомсвоих способностей, в устойчивых формах предметного бытия.
58. Пантеизм – философское учение, согласно которому богпредставляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, атождественное с нею.
59. Парадигма – совокупность теоретических иметодологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование,которая воплощается в научной практике на данном этапе.
60. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторойпредметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объектыпосредством указания на их общий и отличительный признак.
61. Практика – целенаправленная, предметно-чувственнаядеятельность человека по преобразованию материальных систем.
62. Пространство – философская категория, для обозначениятакого эмпирического качества для человека как протяжность.
63. Психика – способность организма к отражению внешней ивнутренне среды.
64. Разум – обозначает абсолютное начало, котороесоставляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания,организации и производства.
65. Рационализм и иррационализм – Иррационализм – вонтологии – учение, по которому в мире нет устойчивых фиксированных элементов исвязей между ними. В гносеологии – учение о непознаваемости иррациональногомира с помощью логики и науки
Рационализм – в онтологии – учение, по которому в мире существуетоформленные устойчивые, воспроизводимые элементы, связи между ними,следовательно оценка, контроль и влияние под системой. В гносеологии – учение,по которому сознание и подсознание также можно представить в виде системы.
66. Редукция – возвращение к прежнему состоянию, связейсложного к более простому.
67. Релятивизм – философское учение, развернутое принципа“все относительно” (отрицание абсолютного, норм. Вещи – совокупность отношений,изменений).
68. Рефлексия – принцип научного и философского мышления,обращение мышления на себя.
69. Самосознание – познание и оценка человеком самого себякак мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая частьсознания.
70. Свобода – способность человека к активной деятельностив соответствии со своими желаниями.
71. Сенсуализм – направление в понимании происхождения исути знания, достоверность которых определяется сферой чувств.
72. Синкретизм – фил. категория, характеризующая особыйтип соединения разнородных факторов в целостности, когда множество элементов нетеряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейтив состояние хаоса.
73. Система – упорядоченное определенным образом множествоэлементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостноеединство.
74. Сознание – философская категория; обозначающаячеловеческую способность идеального воспроизведения действительности.
75. Солипсизм – фил. термин, обозначает точку зрения,согласно которой несомненна одна реальность моего сознания.
76. Структура – совокупность устойчивых отношений и связеймежду элементами системы.
77. Субстанция – первооснова; то, что не зависит отдругого и порождает другое, первопричина сущего.
78. Субъект и объект – субъект – источник познавательнойактивности. Объект – то, на что направлена познавательная активность субъекта.
79. Сущее – категория онтологии, обозначающая: 1.Совокупность многообразных проявлений бытия. 2. Любую вещь или субъект васпекте их причастности к бытию. 3. Онтологический абсолют.
80. Существование – категория онтологии для обозначениябытия, возникающей из сущности, наличного бытия, явлений.
81. Сущность и явление – сущность – отношения или свойствасистемы, отношения от которых зависят другие ее отношения или свойства. Явления– свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью.
82. Творчество – деятельность общества, социальных групп,классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее несуществовавшее. Единство репродуктивной и продуктивной деятельности.
83. Теодицея – “оправдание Бога” стремление снятьпротиворечие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога.
84. Теория – высшая ступень научного познания, дающеговсестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организациии упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности.
85. Традиция – универсальная форма сохранения жизнисоциальной организации, культуры, духовных сил человека.
86. Трансцендентный – понятие обозначающее то, что выходитза пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания.
87. Утилитаризм – жизненная ориентация и этическое учение,в соответствии с которым высшей ценностью признается индивидуальная польза,выступающая мерой добродетельности человека.
88. Утопия – образ идеального общественного устройства
- литературный жанр
- стиль мышления
89. Факт – общенаучная и философская категория,обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о котором должнообладать достоверностью.
90. Фатализм – мировоззрения, рассматривающее каждоесобытие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализациюпредопределения, судьбы.
91. Форма и содержание – содержание – все, что содержитсяв системе (элементы, отношения, процессы, тенденции развитии). Форма – внешнеевыражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, егопространственно-временные границы. Способ существования материи.
92. Целесообразность – соответствие предмета определяющаянормы (внешние или внутренние), которая выступает в данной ситуации как цель.
93. Целое и частное – то, у чего не отсутствует ни одна изтех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а большие то, чтотам объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно целое передаетсвою специфику частям.
94. Эволюция – философская и общенаучная теория, дающаяобобщенное выражения совокупности концепций развития природы, общества, духа.
95. Эклектизм – бессистемное, лишенное единого основаниясоединение разнородных положений, идей, концепций.
— тенденция в философии,направленная на то, чтобы взять “лучшее” из разных философских учений.
96. Эксперимент – термин, обозначающий исследованиеявлений посредством активного воздействия при помощи сознания новых условий,соответствующих целям исследования.
97. Элемент – далее неделимый компонент системы при данномспособе ее различения.
— объект, входящий в составопределенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый.
98. Эмпиризм – направление в теории познания, считающеечувственный опыт основным источником знаний.
99. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира ичеловека, о страшном суде.
100. Язык – система знаков, имеющихзначения; способ существования сознания и общения человека. Функции:информативная, коммуникативная.