Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Философские идеи эпохи Просвещения в Беларуси

Философские идеиэпохи Просвещения в Беларуси

Содержание
Введение……………………………………………………………..................….3
1. Общаяхарактеристика белорусской философии данного периода…………4
2. ИдеиПросвещения в деятельности легальных и тайных обществ……….…7
3. Философскиеидеи Б. Добшевича и А. Снядецкого……………….................9
Заключение………………………………………………………….....................11
Списоклитературы………………………………………………........................12

Введение
Отечественная философия сегодня как никогда ощущаетнеобходимость философской рефлексии процессов глобализации, происходящих всовременном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранить национальнуюкультурную идентичность отдельных стран и народов, поэтому изучение и бережноесохранение национальных культурных ценностей – важная задача современной эпохи.
Отличительной чертой белорусской философии являетсячуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа иотражение культурно-политической истории Беларуси в национальномобщественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующимразнообразные философско-социологические исследования различных этаповотечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позицийгуманизма.

1. Общая характеристика белорусской философии данногопериода
В последней трети XVIII в. в Беларуси под влиянием нетолько французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусскихмыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают распространение идеиПросвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считалисвободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинствабелорусских просветителей развивались в русле теории «натуральногоправа», которая была изложена в труде Т. Млоцкого «Свидетельство обистоках натурального права» (1779). Автор не был согласен с тезисом Гоббсао решающей роли силы в историческом процессе, склоняясь в своих воззрениях ктеории «общественного договора» Руссо.
Последующие события (война 1812 г., а такжерусификаторская политика царизма) вызвали кризис идеологии и философииПросвещения и вместе с тем их своеобразный ренессанс в Виленском университете.Это выразилось, в частности, в появлении философских работ Яна и АндреяСнядецких, в использовании идей Просвещения в деятельности легальных и тайныхобществ шубравцев, филоматов, филаретов, «военных друзей» и др.
Конец 18 – нач. 19 века связан со становлениемпрактического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут,Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализируются проблемы познания (опыт, истина),методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденцийПросвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в середине 19 века,когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождениемв состав Российской Империи [2; С.748].
Особенностью философии Беларуси (в том числе ирассматриваемого периода) можно назвать тенденцию к постепенной утратедостигнутого профессионального уровня, а не к его наращиванию в ходеконкретно-исторического саморазвития тех или иных комплексов философских идей исмены этапов философского развития, а также нарастание интенций к самозамыканиюи периферизации с последующим «угасанием», а не переинтерпретациейпроблем в иной системе идей. Особенно это заметно на примере идейного (в томчисле философского) развития «золотого» периода. Соразмерные эпохе иобщеевропейскому контексту периоды Возрождения и Реформации, в определенноймере — Контрреформации, и все же «сниженная», хотя и своеобразнаяверсия европейского Просвещения (несомненно весомая на уровне внутринациональныхзадач), с угасанием так до конца и нереализованных идей которого к 1830-мпресекается линия непосредственно преемственного философского развития в целом.Конечно, во многом эти процессы связаны со внефилософскими контекстами — потерягосударственности, неудачи национально-освободительных восстаний, ликвидацияунии, изгнание ордена иезуитов и ограничение просветительской деятельности иныхкатолических орденов, ликвидация системы высшего образования на территорииБеларуси и т.д. Однако, не последнюю роль в этом отношении сыграли внутренниекультурные процессы (во многом исторически социально-политическиобусловленные). Прежде всего, это связано с победой Контрреформации в Польше иВКЛ. Были свернуты широкие образовательные и просветительские протестантские программыи созданная (прежде всего кальвинистами) сеть учебных заведений, усилилосьоткрытое политическое давление на православие (которое и само в этот периодпереживало не лучшие свои времена в Беларуси). Фактически прекратили своефункционирование православные религиозные братства, началось (ранееотсутствовавшее в ВКЛ) преследование еретиков и атеистов. Следует добавить, чточуть ранее в ВКЛ была прекращена деятельность антитринитариев, многие изкоторых были вынуждены покинуть страну (в Европе переосмысление круга их идей ипроблем явилось одним из духовных истоков философии Просвещения) [1; С.357].
18 — начало 19 в. характеризуются в истории философииБеларуси как продолжение полемической линии и линии поздней схоластики, так ивозникновением антисхоластических течений: эстетика Я. Фальковского (1778-1836)и Ф.Н. Голянского (1753-1824); эклектическая философия Б. Добшевича(1722-1794), К.Нарбута (1738-1807), А. Скорульского (1715-1780), С. Шадурского(1726-1789), Гродненских философских рукописей. Несколько особняком стоитфигура Ф. Богуша (1746-1820). Важно отметить линию, непосредственно несвязанную с религиозной ориентацией и целями: И.Я. Быковский (1750-1817), К.Вырвич (1717-1793), М. Корицкий (1714-1781), К. Роговский (1728-1810), И.Стройновский (1752-1815), М. Почебут (1728-1810), И.И. Хрептович (1729-1812) идр. Это период творчества в Германии выходцев из Беларуси: экономиста иутописта С. Аскерки (1712-?) и философа С. Маймона (1753-1800). Во второйполовине 18 в. «философствование» становится модой в Речи Посполитой,образуется ряд меценатских кружков и салонов, возникают литературныеобъединения: ряд историков и поэтов Польши были выходцами из Беларуси: А.С.Нарушевич (1733-1796), Ф.Д. Князьнин (1750-1807) и др. Центрами притяженияинтеллектуальных и художественных сил в Беларуси этого периода стали фигуры А.Тызенгауза (1733-1785), М.К. Агинского (1765-1833), И.И. Хрептовича, позднее — А.Ю. Чарторыйского (1770-1861). Культовыми становятся герои восстания 1794года: выходец из Беларуси А.Т.Б Костюшко (1745-1817) и непосредственныйруководитель восстания в ВКЛ поэт-революционер Я. Ясинский (1761-1794). В конце18 — начале 19 в. происходит становление на территории Беларуси и Литвы (преждевсего в Вильне) классического естествознания и происходит философскоеосмысление его оснований: М. Почебут, Ю. Мицкевич (1744-1817), СБ. Юндзил(1761-1847), Я. Снядецкий (1756-1830), А. Снядецкий (1768-1838), Ю. Ясинский(2-я пол. 18 в. — 1833) и др. Происходит становление и социо-гуманитарногознания: филологии (С.И. Богуш-Сестрацевич (1731-1826), М.К. Бобровский (1784(1785) — 1848 и др.), политической экономии (Я. Зноска (1772-1833), И.Стройновский и др.) и т.д. В это время в Гродно (по приглашению А. Тызенгауза),а затем в Вильне работал (1775-1783) французский ученый натуралист Ж.Э. Жилибер(1741-1814). Некоторое время в Вильне преподавал немецкий ученый ифилософ-материалист Г. Форстер. В последние десятилетия независимогосуществования в Речи Посполитой была предпринята масштабная попытка реформысистемы образования. Была создана так называемая Эдукацийная комиссия и Комитетнародного образования на территории Беларуси и Литвы. Активную роль в ихорганизации и деятельности исполнили И.И. Хрептович, И. Стройновский, Д.З.Пильховский (1735-1803), И Я. Масальский (1729-1794).
С демократических позиций проблематика социальнойфилософии была актуализирована в 19 в. в работах М. Лавицкого (1816-1900), А.Незабытовского (1819-1849). Ф. Савича (1815-1846). Однако в целом традицияпрофессионально практикуемой философии в Беларуси 19 в. утрачивается,собственно философские работы — скорее исключение, чем правило. Поискиутраченной национальной традиции, критериев национальной идентификации и путейразвития национального самосознания привели в Беларуси в 19 в. (в некотороймере и под воздействием круга идей романтизма) к возникновению мощной волныэтнографических (шире — культурно — антропологических) исследований, в которыхнаряду с белорусскими участвовали польские, российские, украинские ученые.
2. Идеи Просвещения в деятельности легальных и тайныхобществ
Отчетливый импульс к переориентации на идеи просвещения былпорожден нереализованным проектом возникшего в Виленском университете обществафиломатов (т.е. тех, кто «стремится к знаниям»), преобразованном в1821 в общество филоретов («друзей благотворительности»),разгромленное в 1823. В общество входили И.И. Домейко (1802-1889), Т. Зан(1796-1855); А. Мицкевич (1798-1855), Я. Чечот (1796-1847), Ю. Яжовский(1798-1855) и др. Большую популярность в Беларуси приобретают идеи И. Лелевеля(1786-1861), польского историка и правоведа, идеологанационально-освободительного движения, в 1804-1808 учившегося, а в 1815-1818 ив 1821-1824 преподававшего в Виленском университете (Я. Чечот — егонепосредственный ученик). Проект задавал ориентации на идеи национального,культурного и государственного Возрождения, актуализировал социальную тематику,нацеливал на знание жизни простого народа, т.е. задал (по сути) новый кругориентиров для философской и социально-гуманитарной мысли Беларуси всего 19 — начала 20 в., породив горизонт часто взаимоисключающих друг друга версий ихосмысления.
Сначала филоматы ограничивались культурно-просветительскимизадачами. По мере противостояния филоматами идеологическому наступлению реакцииони воспитывали в себе активную общественную позицию, готовились кнационально-освободительной борьбе, разрабатывали программу, важным пунктомкоторой было требование национальной независимости народов и уничтожениекреспостного права, несовместимого и натуральным правом и здравым умом [1;С.774].
Поиски путей социального и национального освобождения приблизилифиломатов к изучению истории родной страны (Малевский, Ходько, Чачот),верований, обычаев и устнопоэтического творчества белорусского народа(Мицкевич, Зан, Чачот, Петрашкевич).
Они проводили собрания, вечеринки, где читали научные рефератыи собственные художественные произведения. Чачот написал белорусскиестихотворные обращения к именинам председателя общества Ежовского (19.3.1819г.), Малевского, на приезд Мицкевича, образная система которых целикомопиралась на поэтику белорусских народных песен.
Филоматы стремились легализовать свою деятельность через общество«Лучистые», установили конспиративные контакты с организациейдекабристов. В 1820 году в составе филоматов организовано нелегальное обществофиларетов.
Филареты (от греческого — «тот, кто любит благотворительность»)- нелегальное общество виленских студентов в 1820 — 1823 гг. Организовано всоставе филоматов.

3. Философские идеи Б. Добшевича и А. Снядецкого
Бенедикт Добшевич (1722-1794) — представительэклектической философии в Беларуси и Литве, иезуит. Учился в Новогрудке иВильне. Преподавал также в Новогрудке и Вильне, с 1773 — декан теологическогофакультета Виденской академии. В 1760 издана первая книга Добшевича«Взгляды новых философов...», фактически являющаяся курсом лекций,прочитанных автором в Новогрудском иезуитском коллегиуме. Другие работы:«Лекции по логике...» (1761), «Философские тезисы» (1762),«Краткие извлечения из универсальной философии» (1771). В этихработах Добшевич представляет философскую мысль в Беларуси и Литве переходногопериода от схоластики к новой философии. Главной задачей философии (в духераннего Просвещения) Добшевич считает постижение истины и блага. Основой философиион считал разум и естественные науки, стержнем которых является математика, безкоторой невозможна рациональная мысль. Первой частью философии является логика,опирающаяся на законы математики. Логика выступает по сути в новом качествеметодологии, использующей истины математики и законы естествознания. Основнымипринципами логики Добшевич считал принцип достаточного основания и принципсомнения. Не соглашаясь с Вольфом в том, что критерий истины — это толькологическое понятие, Добшевич принимает концепцию Лейбница о двух истинах:необходимой (критерием может быть только разум) и случайной (критерий — индукция, опыт). В логике он стремился учесть и разум и эксперимент, примиривтрадиции логики, математики и новации естественных наук. Но все же больше разработану него анализ понятий, то, что мы представляем себе как семантику и прагматику.Так, он показывает как одно и то же математическое понятие может бытьпредставлено по-разному. Например, прямая линия — кратчайшее расстояние междудвумя точками, или — такая линия, конечные пункты которой ограничиваютсрединные точки, либо — такая линия, все части которой подобны. Вывод: подразными названиями содержится один и тот же смысл. Таких рассуждений у Д.немало, что позволяет говорить о предвосхищении современнойлогико-семантической парадигмы. Следование методу Декарта и особенно его«методическому сомнению» находит у Добшевича интерпретацию в духетолерантности по отношению к любым иным мнениям, что созвучно современномупринципу диалога (Бахтин). Более традиционна у Добшевича метафизика, котораяподразделяется на онтологию, этиологию (учение о причинности), естественнуютеологию, пневматологию (учение о духах), психологию и космологию. В целомфилософской системе Добшевича присущи постоянные противоречия междуфилософскими и теологическими положениями [5; С.217].
Анджей Снядецкий (1768-1838) — польский просветитель,ученый, публицист, популяризатор философии и науки в Беларуси и Литве. Учился вуниверситетах Кракова, Павии, Эдинбурга. Около 40 лет работал в Виленскомуниверситете. Младший брат Я. Снядецкого. В биологии разработал ряд положений,предваряющих идеи и открытия молекулярной биологии (возможность различнойконфигурации молекул белка и разной их роли в жизнедеятельности живых существ).Главный его труд по биологии — «Теория органических существ» (2 тома,1804-1811). В философии, как и его брат, опирался на концепциюественно-научного материализма, раскрывая обусловленность психических процессовматериальными образованиями и внешним воздействием среды. С этих же позицийподходил и к социальной философии. Снядецкий — сторонник теории естественногоправа, договорной теории государства. Дал один из образцов морализаторскойкритики современного ему общества. Особо интересовался социальными«болезнями». Средством их преодоления, прежде всего, считалобразование.

Заключение
В целом период 18 — начала 19 ст. (примерно по 1830-е) вистории философии Беларуси может быть охарактеризован как предпросвещенческий ипросвещенческий. Отдельные его импульсы ощущались еще практически всю первуюполовину 19 в.: сенсуализм А. Довгирда (1776-1835), шеллигианство Ю.Галуховского (1797-1858), кантианство Ю.У. Быховца (1778-1845), моральнаяфилософия Ф. Бохвица (1799-1856), эстетика Л. Баровского (1784-1846), теологияВ. Бучинского (1789-1853) и др. Спорадичность профессиональногофилософствования в первой половине 19 в., закрытие высших учебных заведений ит.д., сворачивание традиции Просвещения, смена ценностно-культурных ориентиров,связанная с вхождением Беларуси в состав Российской империи, свидетельствуют озавершении целой эпохи в развитии.

Список литературы
1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х. томах.Ростов-на-Дону:“Феникс”, 1999.-544с.
2. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич. – Мн.: Новоезнание, — 2001, — 792 с.
3. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону,”Феникс”, 1999.-576с.
4. Словарь философских терминов. – М.: ИНФРА-М, — 2007. – XVI, — 731 с.
5. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, — 1991. –560 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Синтез синхронного управляющего автомата
Реферат EastTimorConflict Essay Research Paper EastTimorConflictBackgroundThe invasion of
Реферат Concentration Of Newspapers In Canada Essay Research
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины животноводство в условиях радиоактивного загрязнения среды для направления подготовки 111100 Зоотехния
Реферат Завдання криміналістики на сучасному етапі правові і етичні засади криміналістичної тактики ос
Реферат Дж. Сорос_Кризис глобального капиталзма (укр.) рецензия
Реферат Trepanation The Way To Higher Consciousness
Реферат Beowulf Society Essay Research Paper Beowulf Society
Реферат The World Turned Upside Down Essay Research
Реферат Can Power Corrupt You Essay Research Paper
Реферат Отличие культурологии от других наук, изучающих культуру
Реферат Сбережение и инвестирование
Реферат История развития Конституции Российской Федерации
Реферат Рефлексивные процессы в управлении
Реферат Creative Writing The Crash Essay Research Paper