Реферат по предмету "Философия"


Философские знания

Федеральное агентство по образованиюРФ
ГОУ ВПО «Пермский государственныйтехнический университет»
Лысьвенский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»
Студентка Группы ЗБЭ-09-2 Шифр 09-12
Зернина Елена Ивановна
Преподаватель: В. Бородулин
г. Лысьва, 2009

1 Предметфилософии
Вопрос:
При решении вопроса о «непостижимой эффективности математики вестественных науках», приходится, кроме прочего, определять грань: реальны /идеальны математические структуры? объективны / субъективны физические явления?На проблемы каких двух фундаментальных философских дисциплин — онтологии,гносеологии, антропологии, аксиологии — выводит этот вопрос?
 
Ответ:
Данный вопрос выводит на проблемы таких философских дисциплин каконтология и гносеология.
Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущемкак таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частныхформ и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).
Гносеология или теорияпознания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и еговозможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности иистинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»– знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение ознании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы изакономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) кпостижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос опутях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологииявляется вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверноезнание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Теория познания изучаетвсеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, каковасама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная,научная или художественная.
2 Функции философии
Вопрос:
Философия появляется на фоне мифа, но преодолевает его. Какие двефилософские функции — критическая, мировоззренческая, аксиологическая,прогностическая — задействованы в данном случае?
Ответ:
Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование,фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) былипопыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Преодолеваямифы как форму эмоционально-образного восприятия действительности, ранняяфилософия («предфилософия») принесла с собой смелое сомнение и доказательство,логические рассуждения, а со временем и точное научное знание.
В данном случае задействованы мировоззренческая и критическаяфункции философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостностикартины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принциповвзаимодействия с окружающим миром.
Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир исуществующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм,окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
3 Специфика философского знания
Вопрос:
В рамках средневековой схоластики, какой принцип — равновесиеистин Откровения и истин Разума (Фома Аквинский) или разделение истинОткровения и истин Разума (У. Оккам) — позволяет более четко произвестиразграничение между теологией и философией? Можно ли доказать или опровергнутьсуществование Бога? Можно ли доказать или опровергнуть идеализм?
Ответ:
Схоластика (от греч.— ученый и школа, школьная ученость) — сложившиеся в средневековьерелигиозно-философские учения, видевшие задачу философии в логическом,рациональном познании и обосновании идеи бытия Божия, представители которого –схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианскоевероучение.
Более четко произвести разграничение между теологией и философиейпозволяет принцип разделения истин Откровения и истин Разума (У. Оккам)
Откровение — фундаментальное понятие теологии ирелигиозно-идеалистической философии, выражающее сверхчувственное познаниесверхъестественной реальности в акте мистического озарения.
Оккам Уильям (ок. 1285-1349) — средневековый англ. теолог ифилософ-схоласт, крупнейший представитель номинализма. Преподавал в Оксфордскомуниверситете, обвиненный в ереси, бежал из заключения в Баварию. Идеологсветских феодалов в борьбе против папских притязаний на мировое господствоцеркви. Один из лидеров схоластической оппозиции томизму. Оккам утверждал, чтобытие бога и др. религиозные догматы не могут быть доказаны с помощью разума иоснованы исключительно на вере; философия, в свою очередь, должна освободитьсяот теологии (Двойственная истина). Оккам объявил, что бытие Бога – это предметрелигиозной веры, а не философии, которая основывается на доказательствах.
С точки зрения современной научной философии бытие Бога не можетбыть ни убедительно доказано, ни опровергнуто. В науке отсутствуют достоверныедоказательства существования Бога. Приводимые в философии и в теологииаргументы в пользу действительности Бога пока не очень убедительны. СуществованиеБога принимается на веру, на основе божественного откровения, интуитивно, бездоказательства, в силу авторитета библии. В курсах богословия считается, что впользу существования Бога можно привести ряд заслуживающих внимания аргументов,суждений. Это не доказательства, а всего лишь аргументы «в пользу».
Доказать или опровергнуть идеализм, как философское направление,можно.
4 Отечественная философия
Вопрос:
В каком течении русской философии — религиозной философии,космизме, материализме, марксизме — и в чьем учении — А.И. Герцена, В.С.Соловьева, В.И. Вернадского, В.И. Ленина — связующим звеном между Единым(Богом) и множественностью вещей (материальным миром) выступает мировая душа(София)? Учение какой эпохи — неоплатонизм античности или механицизм Новоговремени — напоминает это построение?
Ответ:
Связующим звеном между Единым (Богом) и множественностью вещей(материальным миром) выступает мировая душа (София) в учении В.С. Соловьева, представителярелигиозной философии.
Русская религиозная философия занимала особое место практически вовсей истории отечественной общественной мысли, начиная еще с эпохи КиевскойРуси. Расцвет же этой философии пришелся на конец XIX и первое двадцатилетие XXвеков. В этот период она развивалась в качестве своеобразной альтернативы поотношению к философии Запада с ее культом разума и техники, духомантропоцентризма и прагматизма. Русская религиозная философия представляетсобой специфическое мировоззрение, в рамках которого были осмысленытрадиционные вопросы, касающиеся мира и бытия человека в нем, общественнойжизни и исторического процесса. Ее духовным источником было православие, а вцентре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Посути дела, это был философский идеализм, нередко религиозно-мистического толка.
Свои классические формы русская религиозная философия обрела в XIXвеке. В 30-е — 40-е годы ее важнейшие идеи и принципы формировались в рамкахславянофильства. Философом В.С.Соловьевым была создана целая системарелигиозно-философского мировоззрения. Соловьев Владимир Сергеевич (1853 –1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. ОкончилМосковский университет. На взгляды Соловьева оказала большое значениехристианская литература. В своем учении Соловьев проводил мысль о том, чтообновленное христианство должно стать основой всей духовной и социальной жизнив обществе. Исходной и основной во всей философии мыслителя является идеявсеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. Эта идеяимеет космологическое звучание, поскольку она охватывает собой все сферы ипроявления бытия. Бог — это некий космический разум, организующая сила мира.Однако будучи создан своим Творцом, мир, тем не менее, не завершен, не застыл всвоем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннееактивное начало, или мировую душу. Эта душа представляет собой особого родатворящую энергию, она является носителем идеи и принципа всеединства. Мироваядуша познается двумя основными способами — научным знанием и религиозной верой.
Вечно женственная, божественная душа мира была названа Соловьевыммудростью, или Софией. Являясь духовным источником мироздания, она связываетвоедино Творца и его творения, мир и человечество.
Напоминает это построение учение неоплатонизма античности.Неоплатонизм – реакционная философия эпохи упадка Римской империи (3-6 вв.).Неоплатонизм первоначально возник в Египте, в Александрии. Согласно теорииПлатона как в природе, так и в мире идей существует своя иерархия, некаяпирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличие от идеи зла.Благо является источником истины, соразмерности и красоты, оно — высочайшаядобродетель наподобие Солнца. Но и материя в учении Платона играет все же непоследнюю роль в мироздании. Мир не может обойтись без нее, хотя материябезжизненна и косна, и лишь идея способна вдохнуть в нее жизнь. Развивая свойисходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души какдинамической и творческой силы, источника всей жизни. Порядок ипоследовательность в мироздании сотворены Богом как демиургом всего сущего. Самже Космос — это как бы живое существо, наделенное душой и умом, гармоничнымпорядком.
5 Основные типы и формы бытия
Вопрос:
Какую сторону реальности акцентирует метафизика — субстанцию илифункцию?
Ответ:
Метафизика акцентирует такую сторону реальности как субстанция.
Метафизика — (от греч. — «то, что после физики») — название, впервые данное группе трактатов Аристотеля и обозначающее область философии,где изучается природа реальности. Сам Аристотель называл этот, по егоубеждению, важнейший раздел своего философского учения „первойфилософией", исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств,лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего,обязательные для всех наук. Метафизике противостоят диалектика.
Субста́нция (лат.— сущность; то, что лежит в основе) —философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальностив аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменнав отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, чтосуществует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодарядругому. Первопричина происходящего.
6 Материя
Вопрос:
2) Какой подход к описанию реальности — редукционизм или холизм —характерен для механицизма? Учитывается ли так называемая системность уровнейматерии?
Ответ:
Для механицизма характерен такой подход к описанию реальности какредукционизм.
Редукционизм (от лат. — отодвигание назад, возвращение к прежнемусостоянию), методология, принцип, согласно которому высшие формы материн могутбыть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам,т. е. сведены к низшим формам (напр., биологические явления — с помощьюфизических и химических законов; социологические — с помощью биологических и т.д.). Редукционистские тенденции проявлялись в психологии (бихевиоризм),лингвистике, биологии, физике и др. науках. Редукционизм прослеживается вмеханицизме.
Механицизм — односторонний метод познания, основанный на признаниимеханической формы движения материи единственно объективной. В своём конкретномприменении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма. Длямеханицизма характерно отрицание качеств, специфики более сложных материальныхобразований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме егочастей.
Системность уровней материи учитывается.
Системность — принцип диалектико-материалистической методологии,выражающий филос. аспекты системного подхода и служащий основой изучениясущности и всеобщих черт системного знания, его гносеологических оснований икатегориально-понятийного аппарата, истории системных идей исистемоцентрических приёмов мышления, анализа системных закономерностейразличных областей объективной действительности. В реальном процессе научногопознания конкретно — научного и философского направления системного знаниявзаимодополняют друг друга, образуя систему знаний о системности.
7 Движение и пространство
Вопрос:
Субстанциальная концепция пространства и времени впервые высказанав античной философии. Когда и в какой научной теории — классической механикеНьютона или теории относительности Эйнштейна — она становится основной?
Какая концепция — субстанциальная или реляционная — поддерживаетсясовременной наукой?

Ответ:
Пространство и временя – основные формы существования материи.Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенностиматерии во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:субстанциональный, реляционный.
Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) —считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материейсамостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством ивременем рассматривали как межсубстанциональные.
Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой каксамостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получаютпространственные характеристики. Эта идея сыграла существенную роль в процессестановления классической физики. Время тоже рассматривается как самостоятельнаясущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений.Время имеет свое «течение», независимо оттого, происходит что-либо или непроисходит.
Субстанциальная концепция пространства и времени становитсяосновной в классической механике Ньютона.
Исаак Ньютон (1643 — 1727 гг.) — выдающийся английский ученый,сделавший в науке ряд крупных открытий (дисперсия света, законы механики идр.). Он явился создателем классической механики, которая объясняла развитиеприроды движением и столкновением физических тел. Английский ученый создалучение об абсолютном пространстве и абсолютном времени. Материя рассматриваласьим как инертная масса, приходящая в движение лишь посредством воздействиявнешних сил (земного тяготения). В полном соответствии с духом механицизмаНьютон рассматривал движение лишь как перемещение тел из одной точкипространства в другую. Абсолютное пространство — это как бы огромное вместилищематериальных тел, а абсолютное время представляет собой непрерывный мировойпоток событий. Его классическая механика в немалой мере способствовалиформированию научной картины мира.
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки)выглядит реляционная теория. В начале XX в. физика выявила глубокую связь междупространством и временем. Современная наука считает, что могут существоватьмиры с другими пространственно-временными параметрами.
8 Основные законы и принципы диалектики
Вопрос:
Согласно марксистам, то, как теория относительности описываетдвижение, подтверждает один из двух принципов материалистической диалектики.Какой это «принцип»?
Ответ:
Теория относительности — физическая теория пространства и времени,сформулированная Эйнштейном в 1905 (специальная теория) и в 1916 (общаятеория). Она исходит из т. наз. классического принципа относительности Галилея- Ньютона, согласно которому механические процессы происходят единообразно в инерциальныхсистемах отсчета, движущихся одна относительно др. прямолинейно и равномерно.
Диалектика — это наука о всеобщих связях и развитии, методфилософского мышления.
В «Диалектике природы» Энгельсом была предпринята попытка датьклассификацию форм движения материи и естественных наук. По Энгельсу, объектоместествознания являются формы движения материи в их взаимной связи ипоследовательном развитии от низших к высшим. Исследовать окружающую природу иозначает познавать формы движущейся материи.
То, как теория относительности описывает движение, подтверждаетодин из двух принципов материалистической диалектики – принцип всеобщей связи.
9 Сознание и бытие
Вопрос:
Следствием какой метафизической системы Декарта — идеализма,материализма, дуализма — является классическая проблема разум/тело (современнаяпроблема сознание/мозг, или «психофизическая проблема»)? К какому философскомунаправлению — идеализму или материализму — можно отнести такой научный подход ксознанию, как нейробиология?
Ответ:
Декарт – французский философ и ученый (1596-1650). Он много сделалдля развития философии, физики, математики, физиологии.
В истории философии Декарт известен также и как основательпринципа дуализма (от лат. – два, двойственно). Под дуализмом понимают тефилософские учения, которые признают материальное и духовное в качестверавноправных начал /субстанций/ мира.
Классическая проблема разум/тело (современная проблемасознание/мозг, или «психофизическая проблема») является следствиемметафизической системы Декарта — дуализма.
Проблема разум/тело, или психофизическая проблема – вопрос оботношении психического к физическому. Декарт утверждал о существовании двухсубстанций (материи – субстанции протяженной и немыслящей и души – субстанциимыслящей, но непротяженной) резко противопоставил душу и тело.
Такой научный подход к сознанию, как нейробиология можно отнести ктакому философскому направлению как идеализм.
Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отраженияобъективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе,опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.Идеализм рассматривает сознание как особую нематериальную сущность мира,существующую до мира, вне материи, материализм — как свойство, возникающее у материив процессе ее развития.
Нейробиология— наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию,физиологию и патологию нервной системы.
Идеализм — философское направление, исходящее в объяснении мира изпервичности разума, сознания и вторичности материи, природы или непознаваемостимира. Включает в себя множество различных школ, течений, объединяемых преждевсего общностью в решении основного вопроса философии. Противоположенматериализму.
10 Познавательные способности человека
Вопрос:
В каком направлении эпистемологии Нового времени — эмпиризме илирационализме — к достоверному знанию ведут такие формы познания, как ощущение,восприятие, представление? Когда и кто — Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, Г.Гегель — впервые проанализировал их, и какое учение создал — логику илисенсуализм?
Ответ:
Эмпиризм (отгреч. — опыт) — направление в гносеологии, признающее чувственный опытединственным источником знания.
Из эмпиризма вытекает сенсуализм, подчеркивающий особую рольощущений в получении знаний.
 Сенсуализм(от лат. — чувство) — направление в гносеологии, метафизическиабсолютизирующее роль органов чувств в процессе познания. Не понимал диалектикичувственного и рационального в познании. Считал, что органы чувств всегда даютистину, а заблуждениями человек обязан разуму.
В направлении эпистемологии Нового времени — эмпиризме — кдостоверному знанию ведут такие формы познания, как ощущение, восприятие,представление.
Ощущение – отражение отдельных сторон, отдельных свойств предмета,непосредственно воздействующего на органы чувств.
Восприятие – форма чувственного познания, представляющая собойцелостный образ предмета, непосредственно воздействующего в данный момент наорганы чувств. В отличие от ощущения восприятие дает знание о предмете в целом,является источником первоначальных сведений о вещах как целостных системах.
Представление — чувственный образ предмета, не воздействующего вданный момент на органы чувств. Опосредуется прошлым опытом. Подобновосприятию, является конкретным, единичным образом. Однако представление менееустойчиво, менее наглядно, утрачивает многие единичные черты, свойственныепредмету, но сохраняет общее — будучи формой чувственного познания выступает икак переходная форма к абстрактному мышлению.
Впервые проанализировал эти понятия английский философ-материалистДж. Локк (1632 – 1704 гг.). Локк детально обосновал принцип происхождениязнаний и идей из мира чувств.

11Истина и заблуждение
Вопос:
Геометрии 10, 26, … 506 измерений пространства-времени базируютсяна непротиворечивой системе аксиом и согласуются с остальной математикой.
Соответствуют ли все эти геометрии действительности (нашейфизической Вселенной)? Если нет, к какой концепции истины — корреспондентской,когерентной, прагматической, конвенциональной — их можно отнести?
Ответ:
Все эти геометрии согласуются с математикой, но не соответствуютдействительности (нашей физической Вселенной). Их можно рассматривать толькочисто теоретически, экспериментом их невозможно проверить.
Их можно отнести к когерентской концепции истины. Согласно когерентнойконцепции истины, все научные утверждения образуют единое гармоническое целое. Истинноевсегда выступает элементом гармонического целого, каковым является наука вединстве ее как экспериментальных, так и теоретических составляющих.
12 Научное познание
Вопрос:
Какой метод логического вывода — индукция или дедукция — являетсяосновным на теоретическом уровне научного исследования?
Какая процедура — выдвижение обобщающих гипотез или выведениечастных следствий — позволяет перейти с теоретического на эмпирический уровень?

Ответ:
На теоретическом уровнеисследования основным методом логического вывода является дедукция. Важнейшаязадача теоретического познания – достижение объективной истины во всей ее конкретностии полноте содержания. При этом особенно широко используются такиепознавательные приемы и средства, как абстрагирование – отвлечение о рядасвойств и отношений предметов, идеализация – процесс создания чисто мысленныхпредметов («точка», «идеальный газ», и т.п.), синтез — объединение полученных врезультате анализа элементов в систему, дедукция – движение познания от общегок частному, восхождение от абстрактного к конкретному.
Выведение частных следствий — позволяет перейти стеоретического на эмпирический уровень?
13 Происхождение и сущность человека
Вопрос:
Каково соотношение биологического и социального в человекесогласно Фрейду? Теорию чего — личности или индивидуальности — пытаются создатьпсихологи?
Ответ:
Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский врач-психиатр, философ,основоположник психоанализа. Обосновал метод исследования бессознательного, атакже конфликта между сознательным и бессознательным.
Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трехэлементов. «Оно» глубинный слой бессознательного влечения – психическаясамость, основа деятельности индивидов, «Я» — сфера сознательного, посредникмежду «Оно» и «внешним миром», в том числе, природными и социальнымиинститутами. «Сверх -Я» (super-ego) внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между«Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта между ними. «Сверх – Я»является как бы высшим чувством в человеке. Это внутренне усвоенные индивидомсоциально значимые нормы и заповеди, социальные запреты власти родителей иавторитетов.
Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественныхотношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав иобязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.
Индивидуальность – особенности характера ипсихического склада, отличающие одного индивидуума от другого.
Психологи пытаются создать теорию личности.
14 Человек и природа
Вопрос:
Для какого учения — гилозоизма или механицизма — и какой эпохи —античности или Нового времени — характерна одушевленность природы, а для какого— нет? Какой из взглядов скорее может привести к экологическому кризису?
Ответ:
Одушевленность природы характерна для гилозоизма. Это эпохаантичности. Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи.Это учение приписывает способность ощущения и мышления всем формам материи. Длямеханицизма одушевленность природы нехарактерна. Механицизм – мировоззрение,объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движенияматерии, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на всевиды материального движения. Исторически возникновение и распространениемеханицизма было связано с достижениями классической механики 17 – 18 веков. Этомировоззрение давало естественнонаучное понимание многих явлений природы,освободив их от мифологических и религиозно-схоластических толкований.Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира,согласно которой вся вселенная (от атомов до планет) представляет собойзамкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движениекоторых подчиняется законам классической механики. Механицизм скорее можетпривести к экологическому кризису.
15 Человек и культура
Вопрос:
Какой основной культурный код — новация, традиция, повторение — вкультуре, соответственно, какого типа общества — доиндустриального,индустриального, постиндустриального — преобладает?
Ответ:
Традиции — элементы социокультурного наследия, передающиеся отпоколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени,которые выступают в роли регулятора внутрицивилизационных процессов. Традиции,формирующие образ цивилизации, наиболее ярко проявляются в культуре.
Традиционное общество или доиндустриальное общество — это обществос примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальнойструктурой и властью, принадлежащей земельным собственникам. Такая стадияразвития цивилизации характерна для всех народов. Однако особое значениетрадиционное общество приобрело в странах Азии и Африки, определив спецификуцивилизаций Востока вплоть до настоящего времени.
В качестве определяющих традиционное обществочерт можно выделить следующие:
1) господство натурального хозяйства,неразвитость товарно-денежных отношений и отсутствие полноценной частнойсобственности;
2) неразделенность собственности и власти,поскольку собственность опосредована причастностью к должности. Экономическимсодержанием и юридической формой собственности выступает владение. Возникаютперекрывающие друг друга владельческие права: одна и та же земля ипроизведенный Продукт одновременно принадлежат и крестьянину, и общине, идолжностному лицу как представителю верховного собственника — государства. Понаследству передается должность с ее правами, включая собственность. Отсюдавозникает неизбежность постоянных переделов собственности. Частнаясобственность всегда второстепенна и не защищена от произвола власти;
3) иерархическая социальная структурапредполагает доминирование одной социальной группы над другой: богатство,власть, престиж, образование тесно связаны и создают жесткую системусоциального неравенства.
Основой общества выступает крестьянство. Особую роль играетобщина. Общинные связи чрезвычайно крепкие и тормозят процессы социальногорасслоения и классообразования; деспотическое политическое господствобюрократии. Бюрократический аппарат чрезвычайно развит и выполняет рольгосподствующего класса. Отношения господства и подчинения основаны натрадиционной вере в священность власти и сложившихся норм; общество подчиненогосударству. Личность подавлена государством, включена в систему ценностей,установок, многовековых традиций, которые диктуют повиновение и покорность; рольрелигии огромна, так как отсутствует разделение светского и религиозного. Ислам,буддизм, конфуцианство, иные верования выполняют интеграционные функции вобществе. Религия придает власти сакральный (священный) характер. Религиязакрепляет сложившуюся социальную иерархию, формы общественных отношений.Религиозно-этические нормы одновременно выступают в качестве правовых норм.Исключительная роль религии определила устойчивость, консерватизм традиционногообщества. Традиционное общество слабо откликается на новации.
 В культуре доиндустриальногообщества преобладает культурный код традиция.
Индустриальное общество характеризуется бурным развитиемтяжелой промышленности, широким внедрениемдостижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений,увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости,преобладанием городского населения.
Индустриальное общество сформировалось в результатепромышленного переворота, превратившего машины в и. ионное средствопроизводства. Промышленный переворот начался в 80-е годы XVIII в. в Англии, в XIX в. ее примеру последовалидругие европейские страны. В целом индустриальное общество в Европесформировалось к началу XX в. В результате промышленного переворота измениласьтехнология производства, появились новые отрасли индустрии (химическая,нефтяная, автомобильная). Преимущественное развитие получила тяжелаяпромышленность. Широко стала использоваться электроэнергия. Обнаружиласьтенденция централизации и концентрации производства, которая привела квытеснению мелких предприятий и появлению предприятий-лидеров. В свою очередькрупнейшие предприятия стали заключать соглашения по вопросам производства исбыта. Монополии превратились в неотъемлемую черту индустриального общества.Развитая индустрия способствовала формированию массового рынка и повышениюуровня жизни.
Новация — нечто новое, новшество.
В культуре индустриального общества преобладаеткультурный код новация.
Информационное или постиндустриальное общество —это общество «высокого массового потребления», в котором основными становятсясфера услуг, производство товаров массового потребления и развитие теоретическогознания.
Постиндустриальное общество характеризуется сдвигамив формах человеческой деятельности, которая перемещается из сферыпромышленности в сферу услуг. Огромное значение приобретает научная деятельность.Широкое использование высоких технологий позволяет создать общество массовогопотребления. Особую роль в формировании информационного общества сыграли успехикибернетики (науки об управлении сложными высокоорганизованными системами) иинформатики. Современные информационные технологии превратили информацию в мерууправляемости системой.
Информационное общество возникает на основесближения неолиберальных и социалистических ценностей, капиталистической и социалистическойсистем, их трансформации в «смешанное общество», сочетающее в себеположительные черты обеих систем. Исторический процесс приобретает глобальныйхарактер. Современный мир становится настолько взаимозависимым, что позволяетговорить о формировании всемирной цивилизации. Возрастает упрощенческое значениесредств массовой коммуникации, а мгновенность распространения информациипозволяет влиять на ход событий.
Формирование глобального качества жизнизначительно изменяет социальную структуру, которая становится многомерной имногополюсной. Формируется глобальное гражданское общество, объединяющее людей,которые независимо от гражданства и национальной принадлежности разделяютобщечеловеческие ценности.
Демократия из самоцели превращается в условиесвободного выбора людьми базовых ценностей. Государство начинает выполнять рольпосредника между обществом и гражданами, что приводит к возникновению атмосферысотрудничества в обществе, в политической сфере.
Развитие информационной инфраструктуры порождаетглобализацию повседневного общения и духовной жизни человечества в целом.
 В культуре постиндустриального обществапреобладает культурный код повторение.
16 Ценности и смысл человеческой жизни
Вопрос:
На что — на разум или на чувство — опирается этика утилитаристов,а на что — этика Канта? Что — последствия или мотивы поступков — важно дляэтики Канта, а что — для этики утилитаристов?
Ответ:
Утилитаризм (лат. Utilitas — польза) – буржуазная этическая теория, признающаяполезность поступка полным критерием его нравственности. Основатель У. Бентам определялего основной принцип как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числалюдей» посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственностьпоступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий истраданий, полученных в его результате. Перенесение абсолютизированного«принципа пользы» в теорию познания способствовало возникновению прогматизма.
Этика утилитаристов опирается на разум. Для этикиутилитаристов важны мотивы поступков, т.е. все поступки рассматриваются с точкизрения пользы.
Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ и ученый, родоначальникнемецкого классического идеализма.
Философскую систему Канта часто называют критическимидеализмом. По Канту, философия есть форма критики, но критику он понимаетвесьма своеобразно. Кант не столько критикует в привычном смысле этого слова,сколько выясняет границы соответственно рассудка, способности суждения, воли.По Канту достоверное теоретическое знание имеется только в математике иестествознании. Оно обусловлено тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формычувственного созерцания, столь же априорные формы или понятия рассудка иаприорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятийрассудка, на которых основывается, например, закон постоянства субстанций,закон причинности, закон взаимодействия субстанций.
Этика Канта опирается на чувство. Для этики Канта важныпоследствия поступков.
17 Общество и его структура
Вопрос:
Какой социальный институт — государство или право — являетсяосновным в политике? Чем — средством или целью политики — выступает власть дляАристотеля, чем — для Макиавелли?
Ответ:
Государство – это система органов общества, которая обеспечиваеторганизованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищаетправа своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти– законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию,защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательствперед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности,способствуя выживанию общества и его прогрессу.
Право — это социальные нормы, принимающие характер границповедения человека в рамках данной государственности
Политика, таким образом, представляет собой участие в делахгосударства, в определении управления его функционирования, в определении форм,задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранениеили создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов,а также общества в целом условий и способов осуществления власти.
Политическая власть — это тонкое искусство государственногоуправления.
Основным в политике является государство.
Аристотель (384 – 322 гг.до н. э.) ученый, мыслитель ДревнейГреции.
Согласно Аристотелю, государство возникает толькотогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами,ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Аристотель говорил, чтопонимание и проведение политики предполагает развитые представления онравственности, добродетелях, знание этики. Значит, для Аристотеля властьвыступает целью политики.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо (1469 -1527), итальянский общественныйдеятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. В политическихтрактатах Макиавелли дано теоретическое описание государства, «… теоретическоерассмотрение политики освобождено от морали...» и религии. Государствопризнаётся высшим проявлением человеческого духа, а служение государству — целью, смыслом и счастьем человеческой жизни. Разделяя традиционное христианскоепредставление об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли отводитвоспитательные функции не церкви (что было нормой средневековогомиросозерцания), а государству. В самом известном трактате Макиавелли «Государь»(1532) описываются способы создания сильного государства в условиях, когда внароде не развиты гражданские добродетели, он считает, что все средствадозволены для достижения политических целей. Выступая как частное лицо,государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он можетне считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой опроцветании и могуществе государства. По словам Н. Макиавелли, государственнаямораль отличается от морали отдельного человека, и государь, желающийудержаться в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно долженприобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам.Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей, кроме трудностей успеха,есть еще всегда рядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможнопользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. ДляМакиавелли власть выступает средством политики.
18 Наука и техника
Вопрос:
Какая техническая революция — неолитическая, промышленная,научно-техническая — когда произошла и к появлению какого типа технологии —аграрной, промышленной, информационной — привела? Появление какой технологии —аграрной, промышленной, информационной — к становлению какого типа общества —индустриального, доиндустриального, постиндустриального — ведет?
Ответ:
Неолитическая революция — переход человечества отсуществования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельскогохозяйства. Переход от присваивающего хозяйства к производящему был возможен придостижении человеком высокого уровня обработки камня, приемов хозяйственнойжизни и элементарных навыков в земледелии и скотоводстве.
Достижения неолита проявлялись в различныхсферах: в хозяйственной, деятельной, в общественных отношениях, в родоплеменнойорганизации, в культуре. Приручение животных позволяло использовать их кактягловую силу, а затем применять их шерсть для изготовления одежды ипользоваться их молоком. Несомненным достижением было земледелие. Появлениеземледелия означало переход от кочевой жизни к оседлой. Появляются первыепостоянные поселения.
В общественных отношениях раннеродовая община смениласьпозднеродовой во главе с женщиной — прародительницей рода. Подобные отношенияназываются матриархатом. Таким образом, революционные измененияпроизводительных сил периода неолита в хозяйстве повлияли на трансформациюобщественных отношений, создали предпосылки к социальной дифференциацииобщества, что позднее привело к формированию государственности.
Неолитическая революция привела к появлению аграрной технологии.
Аграрная технология ведет к становлению доиндустриальногообщества.
Промышленный переворот начался в 80-е годы XVIII в. в Англии, в XIX в. ее примерупоследовали другие европейские страны. В Европе развивалось мануфактурное производство. Промышленнаяреволюция привела к появлению промышленной технологии. Промышленная технологияведет к становлению индустриального общества.
Научно-техническаяреволюция – понятие, характеризующее ряд процессов в развитии науки и техники, атакже обусловленных ими изменений в социокультурной сфере, присущих современнойцивилизации произошла. В их основе – превращение науки в ведущий факторобщественного развития. Начало НТР относят к середине ХХ в. Среди предпосылок –крупнейшие научные и технические открытия, возросшее взаимодействие науки стехникой и производством.
В 50—60-е гг. происходит революция связи с автоматикой,то есть появлением и массовым внедрением в производство ЭВМ, компьютерныхсистем. В эти годы происходит революция, связанная с кибернетикой — наукой об управлении сложными,высокоорганизованными системами. Научно-техническая революция переходит кперестройке промышленных технологий. Приоритетное развитие получаютмикроэлектроника, технология и другие отрасли, отличающиеся экологичностью,высокой производительностью, экономией в расходовании человеческих ресурсов исырья. НТР проникает в традиционные отрасли: связь, строительство, банковскоедело, сельское хозяйство. Это привело к структурным сдвигам в экономике. Вовторой половине ХХ века произошло «умирание» традиционных базовых отраслейпромышленности: угольной, металлургической, старой текстильной, староймашиностроительной и других. Произошел значительный рост непроизводительной сферы,переход от трудоемкой к наукоемкой промышленности. Сфера услуг начинаетобгонять сферу материального производства.
Научно-техническаяреволюция привела к появлению информационной технологии. Информационнаятехнология ведет к становлению постиндустриального общества.
19 Развитие общества
Вопрос:
К каким концепциям истории — формационным или цивилизационным —можно отнести социологическую схему Белла—Тоффлера? (Белл Д.«Постиндустриальное общество». Тоффлер Э. «Третья волна») По какому критерию —географическому, демографическому, технологическому, экономическому,политическому, культурному — выделяется основная структурная единица схемы(формация, цивилизация)?
Ответ:
Формация — это определенная стадия в развитии общества, а такжеструктура общества, присущая данной стадии развития и определяемая способомпроизводства. Общественно-экономические формации. Феодальная формация.
Формационное учение развития общества былоразработано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и рассматривает пятьобщественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая,феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
В настоящее время, формационный подход вобъяснении процессов общественного развития применяется вместе сцивилизационным. Синтез подходов заключается в следующем общем положении:развитие формаций представляется как смена ступеней развития: личная и вещнаязависимость, характерная для античности и феодализма; личная независимость свещной зависимостью при капитализме; всестороннее развитие человека какиндивидуальности при коммунизме. Последняя ступень развития не нашлаподтверждения на практике, предыдущие ступени формационного подхода адекватноотражают исторический процесс. Поэтому в современной научной и учебнойлитературе встречается не только цивилизационный подход, но и формационноеобъяснение общественного развития.
Под общественно-экономической формациейпонимается исторический тип общества, основывающийся на определенном способепроизводства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой историичеловечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй,феодализм и капитализм к коммунистической формации.
Цивилизация — это определенная ступень развития общества, егоматериальной и духовной культуры. Античная цивилизация. Современнаяцивилизация.
Социологическую схему Белла—Тоффлера? (Белл Д. «Постиндустриальноеобщество». Тоффлер Э. «Третья волна») можно отнести к формационным концепциямистории. Основная структурная единица схемы (формация) выделяется потехнологическому критерию.

20 Глобальные проблемы
Вопрос:
Когда и чем напугал мировую общественность Римский клуб? Есть лихоть одна внятная модель «устойчивого развития»?
Ответ:
Римский клуб — международная неправительственнаяорганизация, созданная в 1968г. в Риме по инициативе группы западных ученых.Объединяет до 100 известных ученых, общественных деятелей и представителейделовых кругов капиталистических стран Европы, Азии и Америки, а также некоторыхразвивающихся стран Африки, участвующих в клубе только в качестве частных лиц.Главная форма деятельности — организация крупномасштабных исследований поширокому кругу вопросов, прежде всего в социально-экономической области.Результаты исследований публикуются в виде так называемых докладов Римскомуклубу, вызывающих большой резонанс в общественном мнении западных стран. Кучастию в исследованиях и их обсуждению привлекаются крупные специалисты вразличных областях.
По заказу «Римского клуба» были проведеныширокомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисныхтенденций во взаимоотношениях между человечеством и средой его обитания: «Мир-2»,Д. Форрестером (1971 г.), «Мир-3» Д. Медвузом (1978 г.), «Стратегия выживания»М. Месаровичем и Э. Пестелем и т. д. Авторы этих исследований исходят из предпосылки,что главной причиной экологического кризиса является научно-техническийпрогресс, ориентированный на безудержный рост потребления. Отсюда следует выводо том, что человечество должно предпринять ряд мер, направленных на ограничениетехнико-экономического развития, вплоть до нулевого прироста валовогообщественного богатства. Но из этой рекомендации следуют многие сложныесоциальные и демографические, проблемы, которые неспособно решить современноемировое cooбщество. В частности, такая концепция неприемлема для «развивающихсястран», поскольку прекращение экономического роста означает для них усугублениеголода и нищеты, а значит, и развития социальных катаклизмов.
В данных исследованиях выражен конкретно-научныйсоциологический и демографический подходы. Эти подходы, без сомнения, оченьважные. Ибо без принятия конкретных мер человечество не может решить глобальныхпроблем и выйти из наступившего кризиса. Однако, в решении этих проблем нужнакакая-то общая идея, можно сказать «философия преодоления кризиса». И философыставят вопрос о необходимости изменения пути развития современной цивилизации.Как отмечал видный австрийский теолог, профессор Ч. Берг в своем докладе«Природа, человечество и Бог», прочитанном на конференции Всемирного Совета церквей(Женева 1979 г.) «Земля не в состоянии давать пристанище такому типу общества,которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники». Мир,сравниваемый Бергом с печально известным «Титаником», идет к катастрофе,неотвратимо приближается к «айсбергу», верхняя часть которого — этоэкологическая ситуация, безудержная экологическая экспансия, опрометчивая тратаневозобновляемых ресурсов, а нижняя — социальные, политические и экономическиепотрясения и духовное смятение относительно целей жизни. Из этого следует вывод— изменить курс современной техногенной цивилизации, совершить коренной«поворот» в развитии современного общества. Речь идет об изменениях социальныхи нравственных установок личности и общества.
Распространение идеологии потребительства наноситогромный ущерб духовному развитию личности. Выход из этой ситуации многимимыслителями представляется в самоограничении производства и потребления,принятии идеологии «нового аскетизма».
Известный мыслитель-гуманист А. Печчеи считает, что посколькупроблема, возникшая на критической стадии развития человечества, находитсявнутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так ина коллективном уровне, то и ее решение должно исходить изнутри самогочеловека. Следовательно, если мы хотим обуздать техническую революцию инаправить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, преждевсего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. А.Печчеи имеет ввиду, изменение социальных установок личности и общества,переориентацию человечества с идеологии поступательного роста производства ипотребительства материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.

Список литературы
1. АлексеевП.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 568с.
2. ГорбачевВ.Г. История философии. Курс лекций. – Учебное пособие. – Брянск: Курсив, 2002.– 336с.
3. КанкеВ.А. Философия: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 288с.
4. СпиркинА.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 736с.
5. Философия:Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008. – 735 с.
6.Философия: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 576с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.