Содержание
Задание № 1. Сопоставьте философскиевоззрения Платона и Аристотеля
Задание № 2. Тестовые задания
Задание № 3. Творчество эпохиВозрождения
Задание№ 4. Тестовые задания
Задание № 5. ВоззренияИ. Канта на проблемы права и государства
Задание № 6. Эссе «Проблема бытия вистории философии»
Задание № 7. Эссе«Истина, как философская и юридическая проблема»
Задание№ 8. Предметизучения социальной философии
Задание № 9. Дискуссия«Философия и хозяйство»
Задание 10. Эссе«Философский взгляд на глобальные проблемы человечества»
Список литературы
Задание№ 1. Сопоставьте философские воззрения Платона иАристотеля
Несмотря нарегиональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как обопределенной целостности. Прежде всего, античная культура космологична, грекиутверждали следующие эстетические категории, тесно связанные между собой,пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве –красота, мера, гармония.
Космологизм греческойкультуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотноситься счеловеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяетсяи общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневнымрадостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертьюогромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения.[2, с. 79]
Религиозное мировоззрение, такжехарактеризовалось символизмом (каждое значимое явление в природе или историирассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляетсясвязь между сверхъестественным и естественным мирами.
Как известно в античнойкультуре воплощением представлений о красоте становиться культ тела. Красотателосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями игимнастикой. В античной культуре человек соединяет в себе красоту безупречноготела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежитвторому. Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием.Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры.
Одними из крупных идеалистов4 в. до н э. были Платон и Аристотель.
Одной из основныхмыслей Платона является известное утверждение о том, что видимое не естьреальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существуетименно так, как нами воспринимается. Но ведь вполне можно предположить, что всеобстоит совсем наоборот. Реально и сначала существуют идеи или понятия вещей, ине в нашем уме, а сами по себе, вне нас, только в особом, высшем, недоступномнам мире, а все вещи, которые нас окружают – всего лишь порождения этихпервичных сущностей – идей и являются их отражениями или тенями и поэтомуреально не существуют. Эта мысль – главная в учении Платона.
Аристотель нескольковидоизменил теорию Платона. Он отделяет логику от метафизики и видит ее задачув развитии системы всеобщих норм мышления, не зависимых от каждой особеннойпостановки проблемы. Из результатов же платоновской диалектики он, прежде всего,считает произвольными метафизические допущения, по которым идеи, первообразыпонятий, представляют собою самостоятельный трансцендентный мир, противостоящийчувственному миру. Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Вместоплатоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма», которыйобозначает идеальную сущность, вечную и неизменную. «Форма» Аристотеля – этопочти то же самое, что «идея» Платона. [3, с. 176]
Платон полагалбессмысленным изучение вещей окружающего мира, так как они – всего лишь тени, апознавательной задачей он считал выведение знания из человеческого ума, вкотором оно уже изначально содержится. Аристотель же говорит о том, что любаяформа находится обязательно в единстве с материей, внутри каждого конкретногопредмета, и поэтому не изучать последние невозможно.[12, с.154]
В учении о формеАристотель существенно переработал концепцию идей Платона. Таким образом,аристотелевская философия повсюду носит следы платоновского учения об идеях. Нопонятие идеи в ней стоит в более тесной связи с действительным миром. Идеиздесь не противостоят последнему в качестве просто сверхчувственного мира, ноони повсюду непосредственно живут в чувственном мире и необходимо нуждаются внем для своего осуществления./>
Задание№ 2. Тестовые задания
1. Представителямисредневековой философии являются
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Диоген Лаэртский
Марк Аврелий
Наибольшимиавторитетами философии Средневековья были признаны Августин Аврелий «Блаженный»(354-430) и Фома Аквинский (1225/26-1274).
2. В средневековойфилософии вера противопоставлялась
Разуму
Чувству
Желанию
Эмоциям
В средневековойфилософии наблюдалось соотношение веры и знания, религии ифилософии. Понятно, что знание – это принятие чего-либо в силу обоснования идоказательства, то есть — опосредованно и по необходимости, в то время как вера– это принятие чего-либо помимо всяких обоснований и доказательств, то есть — непосредственно и свободно. Верить и знать – совершенно разные вещи. Религияопирается на веру, философия – на знание, и поэтому разница между ними такжеочевидна.
3. Теоцентризм – этосистема мировоззрения, в основе которой лежит принцип главенства…
Человека
Бога
Космоса
Науки
Теоретическое мышлениесредневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космоспредставляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельногосподствующей над миром силой.
4. Для обоснованиядогматов веры средневековыми мыслителями использовались воззрения
Аристотеля
Сократа
Платона
Эпикура
Источникамисредневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистическиеили идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенноучения Платона и Аристотеля.
5. Для средневековойфилософии был характерен
Пантеизм
Дуализм
Политеизм
Гуманизм
Для средневековойфилософии был характерен пантеизм (от греческого «пан» — всё и «теос» – Бог, то есть всебожие) и дуализм (отгреческого слова «дуо» — два), и говорит о том, что и материя, и Сознаниесуществуют вечно и параллельно друг другу, то есть — ни одно из них не можетбыть причиной или следствием другого.
6. Высшая человеческаяспособность согласно учению Августина Аврелия –это…
Возможность познания
Вера в Бога
Чувство справедливости
Чувство долга
В своих произведениях АвгустинАврелий обосновывалидею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога являетсяпричиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит ксвоему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное телои разумная душа составляют сущность человека, который через свою душуприобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако людиразделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым даетсявозможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что учеловека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера.
7. Представители номинализмав средневековье являлись
Фома Аквинский
Уильям Оккам
Августин Аврелий
Иоанн Росцеллин
Пьер Абеляр
Представителиноминализма в средневековье являлись Фома Аквинский и Уильям Оккам.
8. Универсалиисуществуют независимо от сознания – так считали приверженцы
Номинализма
Догматизма
Реализма
Универсализма
Номинализм — одно изрешений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последниесуществуют после вещей, только в качестве их названий (имен)
9. Фома Аквинскийутверждал, что материя …
Последняя ступеньдеградации божественного абсолюта
Создана Богом из ничего
Не созданная никем инезависимая от Бога субстанция
Фома Аквинскийутверждал, что материя создана Богом из ничего.
10. Согласно ФомеАквинскому, бытие Бога может быть доказано… путями
Четырьмя путями
Одним
Тремя
Двумя
Пятью
Фома Аквинский известентем, что развил пять «онтологических» доказательств бытия Бога в мире. Онисводятся к следующему: Бог есть «форма всех форм»; Бог есть перводвигатель,т.е. исток всего; Бог — высшее совершенство; Бог — высший источникцелесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира.
11. Фома Аквинский,решая вопрос об отношении веры и разума, исходил из того, что
Философия возвышаетсянад религией
Философия не может бытьсовершенно автономной по отношению к религии
Религия возвышается надфилософией
Религия и философия одними тем же путем приходят к истине
Религия не может бытьсовершенно автономной по отношению к философии
Философия и религия, поучению Фомы, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и веройв тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чемпросто верить. На этом основывается существование истин разума.
12.Фома Аквинскийполагал, что философ приходит к истине посредством
Интуиции
Разума
Опыта и разума
Опыта
Откровения
Фома Аквинский полагал,что философ приходит к истине посредством разума – совершенствовать разум,приумножать знание, так как оно оказывает великую услугу религии, укрепляя иобосновывая веру в начальную причину всего сущего – творящего Бога./>
Задание№ 3. Творчество эпохи Возрождения
Главная проблемафилософии Возрождения — человек и Бог, проблема соотношения Природы ибожественного первоначала.
Термин«Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи,сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивалсяобычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысли стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странахсформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.
Философия Возрождениясвязывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутреннейактивностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный факторсамореализации личности, индивидуализации,
Возникновение культурыгуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, чтофилософия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развитияприобрела антисхоластическую направленность.
С этого времениначинается развитие науки в новоевропейском смысле слова. Возможности разуманаходят отражение в начинающейся в эпоху Возрождения революции в познании.
Характеризуют титановВозрождения. Главное, что они изменили, направление развития мысли от схоластикик реальности, обратив философскую мысль к человеку и природе, придав философиии науке практическую направленность. С этого времени не Бог, а человекпривлекает все большее внимание философии и культуры.
Николай Кузанский был одним из первопроходцев современного мышления.Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии.Сын крестьянина, он получил образование у «Братьев общей жизни» в Девентере, и здесьон, заинтересовался мистическими учениями, он также изучал и оккамистскую «виамодерна», усвоил математические и естественнонаучные знания. Изучая право вПадуе, он познакомился с идеями гуманизма. В своих трактатах Николай Кузанскийотвергает средневековую рационалистическую систему аристотелизма.
Центральное понятие философииНиколая Кузанского — понятие единого. В своем определении этого понятия НиколайКузанский существенно отходит от Платона и неоплатоников.
Н. Кузанский в своем творчестве синтезирует идеинеоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идейВозрождения. Как диалектик, он разрабатывает важнейший методологическийпринцип: совпадение противоположностей в едином предмете. Это приводит его кантитеологической трактовке Бога не как единого творца, который творит все, а кмонизму иного рода, когда единое становится всем.[9, с.265] Отсюда вытекаеторигинальный вывод о том, что единое не имеет противоположностей, а значит,тождественно беспредельному и бесконечному. Соответственно этому понятиебесконечного становится мерой всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, таккак в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Ноэтот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут.Оригинально, обгоняя последующие учения Нового времени, трактует Кузанский ипроблему пространства и времени. Человек рассматривается Кузанским как особыймикрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Человек воспроизводит всебе окружающий его мир, подобен ему. Человеческий ум состоит из системыспособностей, главными из которых являются чувство, рассудок и разум. Чувство иощущение обеспечивают волевую установку — инициативность. Рассудоквзаимодействует с ощущениями. Главная же его функция — быть посредником междуощущением и разумом. Именно разум (интеллект) — главное отличие человека отживотных. />
Задание № 4. Тестовые задания
1. Основной тенденцийфилософии Нового времени можно назвать:
Гуманизм
Теоцентризм
Гедонизм
Утилитаризм
Универсализм
Основой тенденцийфилософии Нового времени можно назвать гуманизм
2. Эта отрасль наукиполучила широкое распространение в эпоху Нового времениэто были науки о природе — естествознание, астрономия и математика
3. Какая научнаякартина мира характеризует эпоху Нового времени:
Диатропическая
Механистическая
Социологическая
Исторически первойестественной научной картиной мира Нового времени была механистическая картина,напоминающая часы: любое событие определяется начальными условиями, задаваемымиабсолютно точно. В таком мире нет места случайностям. В нём возможен «демонЛапласа» – существо, способное охватить всю совокупность данных о состоянииВселенной в любой момент времени и не только точно предсказать будущее, но и вточности установить прошлые события.
4. Метод истинногопознания согласно учению Ф. Бэкона:
Индукция
Дедукция
Анализ
Синтез
Гипотетико-дедуктивный
Метод истинногопознания согласно учению Ф. Бэкона. Главным шагом вреформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методовобобщения, создание новой концепции индукции. Опытно-индуктивный метод Бэконасостоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов иявлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможнооткрыть новые истины, а не топтаться на месте.
5. Причины возникновениявида заблуждений «призрака рода», по Ф. Бэкону
Несовершенство органовчувств
Особенности воспитания
Особенности социальнойжизни
Вера в авторитеты
Причины возникновениявида заблуждений «призрак рода», по Ф. Бэкону порождаются природной ограниченностьючеловеческого ума, несовершенством его органов чувств. Бэкон считал этот типидолов врожденным.
6. Метод истинногопознания по Р. Декарту
Индукция
Дедукция
Анализ
Синтез
Гипотетико-дедуктивный
Методом истинногопознания по Р. Декарту является дедукция, основанная на ясных и очевидныхистинах. Образцом выступает математика. Поэтому он стремился свести любуюзадачу к системе математических уравнений.
7. Дуалистическаяфилософия характерна для
Декарта
Бэкона
Русо
Канта
Дуалистическаяфилософия характерна для Декарта.
8. Дж. Локк считал этиправа неотчуждаемыми:
Собственность
Свобода
Равенство
Жизнь
Образование
Дж. Локк считал этиправа неотчуждаемыми – он выводил на первое место личностьотдельного человека, наделенного от рождения неотъемлемыми правами на жизнь,свободу и собственность.
9. Эта ветвь властидолжна стать верховной:
Исполнительная
Законодательная
Судебная
Монархическая
В Средние векаверховной властью была власть монарха: она понималась какособый дар (способность), данная ему свыше, при этом, будучи недоступной инепонятной для обычных людей. Законодательная власть как собственно суверенная,государственная власть может и должна, по Руссо, осуществляться только самимнародом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной власти, тоона, «напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательницеили суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера,которые вообще не относятся к области Закона, ни, следовательно, к компетенциисуверена, все акты которого только и могут быть, что законами».
Руссо отмечает, что«демократическое Правление наиболее пригодно для малых Государств,аристократическое— для средних, а монархическое — для больших».
10 Основателем«естественной религии» принято считать
Гольбаха
Вольтера
Монтескье
Гоббса
Основателем«естественной религии» принято считать Вольтера.
11. Русо считал, чтопричиной неравенства в обществе — это..
Власть
Воспитание
Собственность
Руссо считал, чтопричиной неравенства в обществе – это появление частной собственностии социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинаетсяборьба между бедными и богатыми. Неравенство частной собственности, дополненноеполитическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете кабсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равныв своем рабстве и бесправии./>
Задание№ 5. Воззрения И. Канта напроблемы права и государства
По Канту,наука, искусство, мораль возможны благодаря уникальным способностям души(сознания) человека. Кант изображал свою философскую систему в следующем виде:Способности души в совокупности Познавательные способности Априорные принципы Применение их к Получаемые суждения Основные ценности Познавательная способность Рассудок Закономерность Природе Теоретические Истина Чувства удовольствия и неудовольствия Способность суждения Целесообразность Искусству Эстетические Красота Способность желания Разум Конечная цель Свободе Практические, или нравственные Добро
В первомстолбце приведены три способности души. Совокупная познавательная способностьсостоит из трех познавательных способностей, которые указаны во втором столбце.Чувства удовольствия и неудовольствия всегда сопровождаются способностью сужденияутверждать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания сопровождаетсяразумом, разум определяет, что человек желает и каким образом, он будетдобиваться желаемого. Разум — это высшая познавательная способность души.
В третьейколонке даны три фундаментальных принципа, благодаря которым человек являетсясоциальным существом. Эти принципы Кант называет априорными, что означает предшествующиеопыту (а не следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы,они даны до опыта. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях.
Первыйпринцип — закономерность, благодаря этому принципу существуют наука (каксистема знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку).
Второйпринцип — целесообразность; имеется в виду, что все существующее в миреинтерпретируется человеком либо к его удовлетворению, либо неудовлетворению (смотритевторую строку).
Третийпринцип — конечная цель, если бы не было ее, то отсутствовало бы представлениео свободе, о смысле практических действий, а смысл этот — добро (смотрите всютретью строку).
Свободнымявляется лишь человек, способный действовать в соответствии с всеобщими целями.Разумная воля — это практический разум. Религия разума — это чистая вера вдобро, в собственные моральные устои. Основнымпринципом, (по Канту), построения государственной системы являетсякатегорический императив.
Кант связывает правовое происхождение государства с «первоначальнымдоговором», который обеспечивает справедливость власти. Причинами появлениятакого договора является нарушение свободы каждого члена общества,необходимость самим защищать свои права и, как следствие, невозможностьсамореализации человека. Предварительный договор закрепляет основные принципыпостроения государственной власти, является началом воплощения требованийкатегорического императива. Он учреждает государство, является результатомвсенародной воли. Предварительный договор представляет собой акт соединенияобщей воли и закона, в чем заключается благо для всего государства, онустанавливает начало согласия государства с правовыми принципами.[1, с.378]
Государство предоставляет гарантии соблюдения прав, обеспечиваетвозможность закрепления требования категорического императива в нормативно-правовыхактах, является единственным управомоченным на применение принудительной силысоциальным институтом.
Одной из основных функций государства является нормотворчество, законыдолжны быть выражением воли всех или, что то же, законодательная власть можетзаключаться только во всеобщей объединенной воле народа. Кант предусмотрелспособ формулирования в законах категорического императива. Деятельностьоргана, занимающегося законодательством, неоспорима, то есть никакие органы немогут нарушать законы, сформулированные им, так как это будет нарушением категорическогоимператива. Такой принцип обеспечивает соблюдение справедливостигосударственным аппаратом.
Поскольку исполнительная власть создана в соответствии с требованиямикатегорического императива, то действия, направленные против нее, являютсянарушением нравственного закона, а, следовательно, караются. В тех случаях,когда исполнительная власть, по мнению народа, неправа, то у него есть правопассивного неподчинения через посредничество представительного органа.
Кант признавал, что в условиях хаоса у человека одна цель – сохранитьсобственную жизнь, он вынужден совершать действия, определенные этойнеобходимостью. Для преодоления хаоса нужно создать некие условия,противопоставить неопределенности хаоса можно только правопорядок и егопредсказуемость. Следовательно, нужно создать условия правопорядка, в то жевремя, обеспечивающего свободу действий для всех, а не индивидуальную свободу,которая господствует в условиях хаоса.[1, с. 298]
Кант утверждает, что в основе правопорядка должен лежать категорическийимператив, априорно заложенный в человеке. Учредить такой правопорядок можетлишь общая воля, когда требования категорического императива будутсформулированы в нормах морали и права. Государство должно обеспечить правосвоей принудительной силой, для полного установления господства категорическогоимператива.
Задание № 6. Эссе «Проблема бытия в истории философии»
Для философов со временантичности стоял вопрос о том, насколько реально и действительно бытие всоотношении с небытием.
Понятие «бытие» сходно стакими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и внекоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытиеесть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через егосуществование. По способу существования бытие разделяется на два мира, дваспособа существования или две реальности: мир физических состояний, илиматериальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания,внутренний мир человека. Оба этих мира — мир сознания и мир природы — могутхарактеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны.Физический, материальный, природный мир (как мир) существует объективно,независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческогосознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей,отдельных индивидов. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяетвыделить еще несколько разновидностей форм бытия.
Двояким существованиемхарактеризуется и духовный мир человека. Его можно подразделить на субъективныйи объективный дух. Субъективный дух это внутренний психический мир человека совсеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Этот мирявляется достоянием отдельного индивида.[8, с. 121]
К таким формамобъективного духа относятся все формы общественного сознания: наука, религия,мораль, искусство и т.д. Разумеется, между объективным и субъективным духомсуществует органическая взаимосвязь, как в процессе становления, так и в процессахразвития и функционирования.
Внутренний психическиймир человека развивается до уровня сознания, только приобщаясь к объективносуществующей духовной культуре человечества, а сам объективный дух, мир знания,морали, искусства, религии существует до тех пор, пока предполагаетсясуществование индивидов и мира их сознания.
Аналогичным образомсвоеобразный способ существования характеризует человеческое общество. В техсвязях и отношениях, которые лежат в основе социальных систем, теснейшимобразом переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективныйи объективный дух.
Фактически все различияв философских воззрениях касаются, в первую очередь, различий в пониманииразных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия ипрежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия являетсяосновной, исходной, а какие формы бытия производим, вторичны, зависимы отосновной формы бытия. Так материализм считает основной формой природное бытие,а остальные производными, зависимыми от природного бытия, хотя ивоздействующими на это бытие. Субъективный идеализм основной формой считаетсубъективное бытие; объективный идеализм в качестве таковой принимаетобъективный дух. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходныхформ бытия.
В зависимости оттого,что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность(природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов. Иматериализм, и идеализм имеют в равной степени фундаментальное философскоеобоснование и оба эти течения в философии представлены в равной степенивеликими мыслителями прошлого и настоящего. Выбор между этими течениями вфилософии определяется персональными предпочтениями, связанными с образованием,воспитанием, системой разделяемых ценностей, общим складом мышления.[11, с.159]/>
Задание№ 7. Эссе «Истина, какфилософская и юридическая проблема»
Все проблемы теориипознания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существованияистины, форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектныхотношений и т.п.
Характерной чертойистины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
Истина, по определению,– в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъектна – это значит, что онане существует помимо человека и человечества. Истина объективна – это значит,что истинное содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, независит ни от человека, ни от человечества.[5, с.189]
Истина едина, но в нейвыделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в своюочередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.
Критерием истины неможет быть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяетбольшинство, то это не значит, что на их стороне истина. Судьба истины обычнотакова: сначала ее все отрицают, затем с энтузиазмом принимают, наконец, онастановится чем-то привычным и рутинным.
Не являются критериемистинности знания и благоприятные или полезные последствия его применения. Этаточка зрения известна как прагматизм. Не годится на роль критерия истины икогеренция, т. е. самосогласованность, знания. Критериев у истины много. В нейпомогают удостовериться законы логики, ранее открытые наукой законы, особеннофундаментальные. [7, с. 327]
Главным, решающим критериемистины является практика. В качестве критерия истины практика «работает – какпредметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает ив опосредствованной форме – как логика. Можно сказать, что логика – этоопосредствованная практика.
Вюридической литературе итоги судебного познания было принято определять какобъективную истину. Однако вряд ли можно согласиться с таким утверждением,поскольку истина не может быть «объективной» или «необъективной» — истина либоесть, либо ее нет.[10, с. 425]
Приэтом одни авторы переносили философское учение об истине в судопроизводство,другие называли эту истину абсолютной или относительной. Однако данноеположение вызывает некоторые сомнения. Прежде всего, результаты изучения материаловдела нельзя считать абсолютной истиной и противопоставлять ее относительнойистине. Между названными видами объективной истины нет, и не может бытьнепереходимой грани. Самая простая истина всегда неполна.
Результатысудебного познания не совсем правильно определять как истину в философскомзначении этого понятия. Истина применима в сложных познавательных процессахтаких объектов, как космос, человеческий мозг, структура земной коры и т. п.
Иесли процесс познания бесконечен, то и истина представляет собой постоянноразвивающийся процесс. Суд же интересуют конкретные факты взаимоотношенийспорящих сторон.[4, с. 442]
Поэтомуитоги судебного познания целесообразно именовать судебной истиной, тем самымподчеркивая ее специфичность.
Своеобразиесудебной истины определяется и тем, что суд исследует не все обстоятельства,имеющие значение для дела, а лишь представленные ему спорящими сторонами.
Судебнаяистина существенно отличается от объективной истины в ее философском понимании.Вместе с тем это не означает отказа от истины в судопроизводстве. Речь идет вданном случае лишь о своеобразии судебной истины.
Задание № 8.Предметизучения социальной философии
Считается, что предметом социальнойфилософии является общество. Однако это верное в определенном смыслеутверждение нуждается в существенном уточнении, поскольку общество изучается вразных аспектах и на разных уровнях многими науками, не являющимися социальнойфилософией.
Социальная философия является разделом,частью философии, а потому все характерные черты философского знания присущи исоциальной философии. Между ними — отношение целого и части, где часть, помимосвоеобразных, особенных свойств, обладает, прежде всего, свойствами целого. Всоциально-философском знании такими общими с «целым» понятиями являются понятиябытия, сознания, системы, развития, истины и др.; в ней имеются и те жеосновные функции, что и в философии (мировоззренческие и методологические). [6,с.365]
Социальная философия изучает общество исоциальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ееисторическом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и самчеловек, взятый, однако, не как отдельный индивид, а как представительсоциальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей.
Социальная философия изучает законы,согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей,отношения между этими группами, их связи и роль в обществе. Социальная философияисследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторонобщественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того,она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философскомуровне обобщений. Другими словами, социальная философияанализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальныхсистем.
Задание № 9.Дискуссия «Философия и хозяйство»
Еще в начале прошлоговека основоположник философии хозяйства С.Н. Булгаков писал о том, что вчеловеческой душе сочетаются как своекорыстные мотивы, так и идеальные, иполитической экономии никоим образом не следует вычеркивать из круга своеговнимания мотивы второго рода. Однако, усвоив одностороннее, упрощенноепредставление о человеке, классическая политическая экономия создалапредпосылку образования «экономического человека (economic man), который неест, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде снаименьшими издержками» (С.Н. Булгаков, 1911). Отсюда развивающаяся тенденциячеловека брать, но не отдавать, принимать, но не делиться, хватать, а нераспределять. В результате деньги из всеобщего эквивалента стоимостипревратились в символ безопасности, любви, свободы и власти.
Для Булгакова марксизмоказался «кратковременной болезнью роста». Он приходит к выводу, что идеализм,в отличие от экономического материализма, является более прочным фундаментомдля разработки прогрессивной общественной программы.
В книге «Философияхозяйства» (1912) Булгаков подвергает критике экономический материализм(экономизм) как узкий взгляд на жизнь с позиции прежде всего хозяйственногопроцесса. Считает, что необходим широкий философский взгляд на хозяйство.«Хозяйство, – говорит Булгаков, – есть борьба человечества со стихийными силамиприроды в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечивания природы,превращения ее в потенциальный человеческий организм». Признак хозяйства –трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных илидуховных, в противоположность даровому их получению.
Булгаков рассматриваетвзаимосвязь производства и потребления в хозяйственном круговороте, их функции.Потребление – элемент мироздания, обмена веществ и их кругооборот. «Толькопотому, что вся вселенная есть живое тело, возможно возникновение жизни, еепитание и размножение», – говорит Булгаков.
Анализируяпроизводство, ученый приходит к философской идее тождества субъекта и объекта,считает, что политэкономы сузили понятие труда до «производительного» труда,т.е. сосредоточили внимание на одной, объективной стороне труда, однакооставили без внимания его значение в качестве моста между субъектом и объектом.
Хозяйство, полагаетБулгаков, есть процесс общественный, развивающийся в истории. На разных этапахоно приобретает различные конкретные формы организации: натуральное, меновое,народное, мировое хозяйство.
Хозяйство естьтворческая деятельность человека над природой. «А каков источник творчества?» –спрашивает Булгаков. И отвечает: «Творчество требует двух условий – свободыизволения и свободы исполнения. Человек творит не из ничего, а из созданногоуже мира. В нем он может отпечатлевать свои идеи, воплощать свои образы».
Булгаков уделяетпристальное внимание роли науки в развитии хозяйства. «Наука есть общественныйтрудовой процесс, направленный к производству идеальных ценностей – знаний, поразным причинам нужных или полезных для человека», – говорит он и раскрываетцели, задачи и хозяйственную природу науки. «Наука есть функция жизни, онародится в трудовом процессе». Научное отношение к миру, по Булгакову, естьотношение к миру как к механизму. Наука вырезает из живого организма природыкуски действительности, а затем их складывает уже в мертвую природу. Создаетсяпредрассудок, будто научное отношение к действительности и есть самое глубокоеи подлинное.
Далее Булгаковрассматривает хозяйство как синтез свободы и необходимости, входящих в егосущность и фундамент. Свобода формирует дух хозяйства, так как она есть общаяоснова творческого процесса, необходимость же определяет рамки этого процессаи, значит, предопределяет свободу, направляет ее путь.
Хозяйственный процесс,считает Булгаков, имеет свою социальную форму. Социальная жизнь сложна, асоциальные науки, используя абстракции, упрощают ее, останавливают внимание наодной какой-то стороне, отбрасывают все остальное. Необходимо изучать живоецелое социальной жизни.
Религиозно-философскоемировоззрение, в котором утвердился Булгаков, позволило ему подойти критическик сложившимся школам в политической экономии, игнорирующим личность. «Но кактолько политическая экономия поворачивается лицом к конкретной историческойдействительности и делает попытку понять ее не только как механизм, но кактворчество, тогда выясняется и значение личности как творческого начала нетолько истории, но и хозяйства», – утверждает Булгаков. Он проанализировалпротиворечия экономического материализма. Главное противоречие в том, чточеловек здесь изображается как объект необходимости, «как камень, как всякийфизический предмет», поэтому он не может бороться с необходимостью. Толькоценой философской канонизации Маркса может быть утверждаема истинностьэкономического материализма, считает Булгаков. Чтобы уйти от узкого экономизма,нужно быть религиозным человеком – такова фундаментальная идея Булгакова. />
Задание10. Эссе «Философскийвзгляд на глобальные проблемы человечества»
Причины возникновенияглобальных проблем следует искать в историческом процессе развитиячеловечества. История человечества представляет собой сопряженное развитие двухтипов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них — отношения человека и окружающей его среды (система «человек — природа»): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальныеотношения.
Глобальные проблемыможно условно разделить на три группы.
Первая группаглобальных проблем вырастает из отношений между основными социальнымиобщностями современного человечества (общественно-экономическими системами исоставляющими их государствами, классами, нациями), то есть система «общество- общество».
Вторая группа — изотношений «человек — природа», и третья — «человек — общество». В основе такого подхода к типологии лежит материалистическаяметодология параллельного изучения двух линий отношений, определяющих всюжизнедеятельность людей.
Третья группаглобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности,вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшегобудущего. Эти проблемы, в частности, можно именовать«общечеловеческими» глобальными проблемами.
Наиболее полное решениеглобальных проблем требует, очевидно, коренного преобразования общественныхотношений в масштабе мирового сообщества. Необходимо переосмысление всейсистемы ценностных ориентаций и смена жизненных установок. Может быть, этивеликие испытания и приведут не только к преображению бытия, но и духовномупреображению. И тогда «глобальная катастрофа» обернется не гибельюлюдей, а восхождением их на новую ступень.
Списоклитературы
1. АсмусВ.Ф. Иммануил Кант – М., Наука, 2004. – 532с.
2. БулгаковС.Н. Философия хозяйства – М., Знание, 2004 – 254 с.
3. Введениев философию: Учебник для вузов: В 2-х ч. / И.Т. Фролов и др. — М., Просвещение,2006. Ч. 2.– 432 с.
4. ГаджиевК. С. Философия. – М., Зерцало, 2004. – 430 с.
5. Гражданскийпроцесс Российской Федерации: Учебник / под ред. А. А. Власова. – М., Юрайт,2005. – 583 с.
6. Гражданскийпроцесс Российской Федерации: Учебник / под ред. М.С.Шакарян. М., 2006. – 358с.
7. ЕфремоваЕ.Е. Философия. – М., Мысль,2004. – 739 с.
8. ЖеруговР. Т. Теория государства и права. – М., Нальчик, 2007. – 430 с.
9. КомаровС. А. Философия. – М., ИНФРА, 2005. – 238 с.
10. Мироваяфилософия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Издательство.– М., Олма-Пресс, 2005. – 563 с.
11. Осокина И. Курсгражданского судопроизводства России. Общая часть. – Томск, 2004. – 654 с.
12. РасселБ. История Западной Философии. – Новосибирск: НГУ, 2005. – 378 с.
13. СпиркинА.Г. Основы философии. – М., Просвещение,2004. – 1125 с.