РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
“ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н. БЕРДЯЕВА.
Н. БЕРДЯЕВ О «РОССИЙСКОЙ ДУШЕ»
Широк русскийчеловек,
широк как русская земля,
как русские поля.
Н. А. Бердяев
Николай Александрович Бердяев был одним из самых ярких и влиятельныхрусских мыслителей первой половины ХХ века, который написал сотни работ,посвященных различным философским, социологическим, политическим проблемам,проблемам искусства, морали. Духовная эволюция Бердяева прошла путь от“легального марксизма”, когда он (наряду с другими марксистами) выступал противидеологии народничества, к религиозному миросозерцанию. Причиной разрыва смарксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционногонасилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовой идеологии,от чьих бы то ни было интересов.
В противоположность этим утверждениям он подчеркивает, что объективная(абсолютная) истина существует независимо от классового (эмпирического)сознания и может лишь в той или иной мере открываться человеку — в зависимостиот его жизненного опыта и ценностных установок. Но даже встав на позициихристианства, он искал не веры, а знания, он и в религиозной жизни хотелсохранить свободу искания, свободу творчества.
Бердяев был, пожалуй, единственным популярным русским философом. Своиидеи он излагал эмоционально и чрезвычайно доходчиво. Некоторые егоформулировки стали афоризмами. Бердяева, оставшегося в России и после 1917года, дважды арестовывали. Первый раз в 1920 году в связи с делом такназываемого “Тактического центра”, к которому он не имел никакого отношения. Ав 1922 году Бердяева арестовали и после допроса на Лубянке у самогоДзержинского выслали за границу на «философском пароходе».Насмотревшись на ужасы советского режима, в эмиграции Бердяев исповедовал экзистенциализми «антииерархический персонализм».
Человек, считал он, не должен приносить себя в жертву или подчинять своюволю ни одной структуре или иерархии, будь то церковь, государство или семья.До определенной степени будет верным сказать, что он вообще мыслитель не оченьрусский. Или так это выразим: в русскую мысль он внес оглушительно новую ноту.Это его персонализм.
Главнаяпроблема философии Бердяева — смысл существования человека и с связи с нимсмысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть толькоантропоцентрическим — философия “познает бытие из человека и через человека”,смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленноесуществование — это существование в истине, достижимое человеком на путяхспасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства миракультурой, социальной политикой). Философия Бердяева носит персоналистическийхарактер; он сторонник ценностей индивидуализма. Бердяев был поглощенэкзистенциальным интересом к человеку. Однако, в отличие от другихфилософов-экзистенциалистов, писатель не удовлетворяется сопереживанием, еговолнует не столько трагедия человеческого существования, сколько свободачеловеческой личности и человеческого творчества.
Ноон в равной мере не принимал христианскую схему, укоренявшую зло в самомчеловеке. Он предпочитал абсолютизировать свободу, отделить ее от Бога ичеловека, чтобы тем самым онтологизировать зло, погрузить его в добытийственныйхаос.
Объективация- одно из основных понятий философии Бердяева, она означает трансформацию духав бытие, вечности — во временное, субъекта — в объект, порождение не подлинногомира явлений, где результаты духовной активности человека приобретают формыпространства и времени, начинают подчиняться причинно-следственным отношениям изаконам формальной логики.
Воснову формирования национальных особенностей русской души, русскогонационального типа, по Бердяеву, легли два противоположных начала: 1)природная, языческая, дионисийская стихия; 2) аскетическиориентированное православие.
Природноеначало связано с необъятностью, недифференцированностью России. Русская душаподавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, онаутопает и растворяется в этой необъятности. Оформление свой души и оформлениесвоего творчества затруднено было для русского человека. Государственноеовладение необъятными русскими пространствами сопровождалось страшнойцентрализацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободныхличных и общественных сил. Всегда было слабо у русских сознание личных прав ине развита была самодеятельность классов и групп. Русский человек, человекземли, чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организоватьих. Он слишком привык возлагать эту организацию на центральную власть, как бытрансцендентную для него. И в собственной душе чувствует он необъятность, скоторой трудно ему справиться. Славянский хаос бушует в нем. Огромность русскихпространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины исамодеятельности, — он расплывался в пространстве. Русская лень, беспечность,недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны.Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открываявозможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовалаинтенсивной энергии и интенсивной культуры. От русской души необъятные русскиепространства требовали смирения и жертвы, но они же охраняли русского человекаи давали ему чувство безопасности.
Противоречивостьрусской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновениеми противоборством в ней восточного и западного элемента. Душа русского народабыла формирована православной церковью, она получила чисто религиознуюформацию. Но в душе русского народа остался сильный природный элемент,связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. Урусских «природа», стихийная сила сильнее, чем у западных людей,особенно людей самой оформленной латинской культуры. Элемент природно-языческийвошел и в русское христианство. В типе русского человека всегда сталкиваютсядва элемента — первобытное, природное язычество, стихийность бесконечнойрусской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленностьк потустороннему миру. Русская душа хочет священной общественности,богоизбранной власти. Природа русского народа сознается, как аскетическая,отрекающаяся от земных дел и земных благ. Русский народ не хочет бытьмужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная ипокорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина.Россия — земля покорная, женственная. Пассивная, рецептивная женственность вотношении к государственной власти так характерна для русского народа и длярусской истории.
Главнаябеда России — в слабости русской воли, в недостатке общественногосамовоспитания и самодисциплины. Русскому обществу недостает характера,способности определяться изнутри. Русского человека слишком легко заедает«среда», и он слишком подвержен эмоциональным реакциям на всевнешнее. Русской душ не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа. В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, исканиеневидомого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали,и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает впламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения длявсеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалиться о горе своегонарода, и муки ее не знают утоления. Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русскойдуше. Все дальше и дальше должно идти, к концу, к выходу из этого«мира», из этой земли, из всего местного, мещанского, прикрепленного.
Выходв свет его эссе “Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы”(1924) принес Бердяеву европейскую известность. В условиях эмиграции основнымив его творчестве становятся темы этики, религии, философии истории и философииличности. Писатель вел активную творческую, общественно-культурную иредакционно-издательскую работу, включался в различные общественно-политическиеи общественно-церковные дискуссии в эмигрантской среде, осуществлял в своемтворчестве связь русской и западноевропейской философской мысли. Он отстаиваетв своих трудах первенство личности над обществом, “примат свободы над бытием” В1947 году Бердяеву было присуждено звание доктора Кембриджского университета.
Вфилософском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущиевопросы российской мысли и жизни. Он еще в первой половине нашего века выделилтему свободы личности как центральную проблему философской мысли и предложилпути ее решения. Именно поэтому творчество этого видного русского мыслителя,чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесяти лет, вызывают такойживой и растущий интерес. Философ проделал нелегкий путь от марксизма кфилософии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма иперсонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевымнеобходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство.Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, запределами исторического времени. Основные сочинения Бердяева (переведены намногие языки): “Смысл творчества” (1916), “Миросозерцание Достоевского” (1923),“Философия свободного духа” (т. 1-2, 1927-28), “Русская идея” (1948),“Самопознание” (1949). Кроме того из всего многочисленного творческого наследияБердяева стоит выделить характерные для него статьи: «Борьба заидеализм» («Мир Божий», 1901), «Критика историческогоматериализма» (там же, 1903), «О новом русском идеализме»(«Вопросы философии и психологии», 1904).
Бердяев— философ культуры, и его горячая приверженность к культурным достижениямповелительно требует от него приобретения исключительной собственности на всеее завоевания. Благодаря гуманизму своей философской позиции и такимотличительным ее чертам, как “восстание против любых форм тоталитаризма,неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей,антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни иистории” (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности,открыть перед русской духовностью новые “горизонты мысли”.
Понятие “личность” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальнаясубъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчестваона направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в видепроцесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшегоблаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном надостижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, надостижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.
Приверженность“философии органического духа” позволила Бердяеву решить поставленные импроблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в человеке какбесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является “Божьейидеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева, должен отгадать “Божью идею осебе”, самореализоваться и “помогать Богу в осуществлении замысла Божьего вмире”. Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царственеобходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе. Бердяев всегдаотстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность передлицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в историческойхронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашимсовременником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центрчеловека и его творчество.