ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кузбасскийгосударственный технический университет»
Филиал ГУКузГТУ в г. Новокузнецке
Контрольная
Вариант № 9
Выполнил: студентка гр.СТз-71
Вивденко ЕкатеринаИгоревна
(107647)
Проверил:
Малюта НадеждаГригорьевна
г.Новокузнецк
2009г.
Содержание
Введение
1. Проблема бытия и материи, духа исознания
2. Научные, философские и религиозныекартины мира
3. Материальное единство мира
4. Какова специфика философской картинымира?
Заключение
Список литературы
Введение
«Вселенная» — этим ёмкимтермином обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц икончая метагалактиками. На философском языке слово «Вселенная» может означатьбытие или Мироздание.
Исходным понятием, набазе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие– это самое широкое и самое абстрактное понятие.
Понятие «бытие» сыгралобольшую роль в развитии теоретического и философского мышления, т.к. позволилопредставить весь мир как единое целое, во всех его формах, во всем егомногообразии.
Признание фактасуществования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самогочеловека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этоговытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияниена формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существуеткак реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку.
Третий аспект проблемыбытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневнойжизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другимилюдьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менееочевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой иобществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, тоесть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос такжеестественно связан с признанием бытия. Всё многообразие вещных и духовныхявлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют,существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаряфакту своего существования они образуют целостное единство мироздания.
На основе категории бытияв философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее –это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной формееще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласитьсяпредставители различных школ, течений и направлений. Противоречия между нимивозникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, прирешении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющимначалом мироздания.
Вместе с тем понятие «бытие»определило методологию конкретных наук, каждая из которых занималась изучениемконкретной формы бытия как части общей целостности, связанной со всемостальными. Так от философии бытия был сделан переход к философии природы,философии человека и философии духа.
1. Проблема бытия и материи, духа исознания
Понятие «бытие» являетсяисходным философским понятием при осмыслении человеком мира. Оно отражаетубеждение человека в том, что мир существует, он бытийствует, а вместе с нимбытийствует и сам человек. Вместе с тем это понятие отражает надежду людей нато, что это бытийствование имеет относительно устойчивый, стабильный характер[1].
Сосредоточенность напроблеме бытия вызывает к жизни целый ряд философских понятий, отражающих егоразличные аспекты; некоторые из них перемещаются впоследствии в областьестественных наук, формируя их концептуальный аппарат, другие составляют основуфилософского знания. А философствование начинается с задумывания над вопросом:один единственный смысл бытия или их множество? Именно этот вопрос стоял передсоздателями этого понятия «бытие» и перед первыми его толкователями, главным изкоторых был Аристотель.
Со времен античностиразличают бытие и сущее.
Сущее – сововкупностьокружающих вещей. Но среди многообразия вещей можно найти то, что являетсяобщим им всем, таклй «нейтральный» признак всего мира (сущего вообще),заключающийся в том, что он – мир вообще – существует. Это выражено в понятиибытия. Издавна основной вопрос философии звучал так: почему есть нечто, а неничто? Почему вообще что-либо есть, и на чем держится это «есть»? Что являетсяего причиной?
Бытие – это чистоесуществование, не имеющие причины, бытие – причина сама по себе,самодостаточное, ни к чему не сводимое, не из чего не выводимое. Этодействительность в полном смысле слова, ибо все остальное, имеющее внешниепричины, — не в полном смысле слова действительность, не в полном смысле словасуществует
В понятие «бытие» входятматерия, движение, пространство и время, их единство (материи, движения ипространства), понятия «конечного» и «бесконечного».
Движение – это способсуществования сущего. Быть – значит быть в движении, изменении.
Пространство есть формакоординации сосуществующих объектов, состояний материи.
Категории – это формыотражения в мысли универсальных законов объективного мира.
Исходной философскойкатегорией является категория бытия. «По существу, все остальные категории сразличных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления свойств,отношения, развитие сущего: движение – способ существования сущего,пространство и время – формы его существования. Качество, количество, причина иследствие и др. категории – все это также характеристика бытия»[2].
Теперь рассмотримхарактеристику материи.
У всех предметов ипроцессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне инезависимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другимисловами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет иобобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дананам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но икосвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мыощущаем действие тел, состоящих из атомов.
Вещи не состоят изматерии, а есть конкретные формы ее проявления. Когда человек ставит себе цельотыскать единообразную материю как некоторое первоначало всего, то он поступаеттаким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод вообще.Но это тоже абстракция. Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам какнечто неизменное — изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать,пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи.Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или воснове их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материяв различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует “безликой”материи. Материя — это не реальная возможность всех, форм, а действительное ихбытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишьсознание, дух[3].
Таким образом, по способусуществования бытие разделяется на два мира, два способа существования или двереальности: мир физических состояний, или материальный природный мир, и мирпсихических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.
С.Л. Франк отмечал: «Внутренниймир человека, взятый в целом, не меньшая реальность, чем явления материальногомира. Мы наталкиваемся на него, как на камень или на стену. Садизм, безумноевластолюбие и мания величия Гитлера» (и Сталина, скажем мы), «были длячеловечества недавно, к несчастью, эмпирической реальностью не менееобъективной и гораздо более грозной и могущественной, чем ураган илиземлетрясение. Но то же самое применимо и к повседневным явлениям нашей жизни:упрямство или каприз человека, его враждебное отношение или антипатию к наминогда гораздо труднее преодолеть, чем справиться с материальнымипрепятствиями; и, с другой стороны, добросовестность, благожелательность,ровное, покойное настроение окружающих нас людей есть часто большая опора нашейжизни, чем все материальные блага».[4]
Оба этих мира — мирсознания и мир природы — могут характеризоваться понятием бытия, но способы ихсуществования различны. Физический, материальный, природный мир (как мир)существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир,мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли ижелания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия,два вида реально связаны между собой является одним из основных вопросовфилософии, о чем речь пойдет далее. Комбинация этих двух основных форм бытияпозволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.
Так, этот подходпозволяет говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он одновременнопринадлежит к двум мирам: к природному телесному миру как его органическаячасть и одновременно к миру сознания, психическому миру, принадлежность ккоторому и делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяетему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и своемсобственном бытии. Способ бытия человека в физическом мире определяетсяпринадлежностью его к психическому миру и наоборот. В этом отношении бытиечеловека это диалектическое единство объективно-предметного и субъективного,тела и духа[5].
Своеобразием отличается ибытие вещей, создаваемых человеком. Весь мир материальной культуры принадлежитк объективному, физическому миру, но в то же время все продукты человеческойдеятельности в своем происхождении, существовании и способе функционированияопосредованы человеческим духом, сознанием, и этим бытие «второй природы»,создаваемой человеком, отличается от способа бытия самой природы, частьюкоторой является человек.
Двояким существованиемхарактеризуется и духовный мир человека. Его можно подразделить на субъективныйи объективный дух. Субъективный дух это внутренний психический мир человека совсеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Этот мирявляется достоянием отдельного индивида.
Вместе с тем совместнаядеятельность индивидов в социуме с необходимостью порождает объективированноеили интерсубъективное духовное, т. е. такие духовные образования, которыеявляются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообществаиндивидов, достоянием духовной культуры общества. Одним из примеров объективнодуховного может являться человеческий язык. В языке объективируются результатыработы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль индивида, за которой стоитработа всей его психики, становится достоянием сообщества. Она как бы перестаетпринадлежать к миру субъективного духа, приобретая объективное существованиекак не зависимое от психического мира отдельного индивида. Аналогичную природуимеет и научное знание. Любая великая научная теория есть продукт деятельностисубъективного духа ученого, но, будучи хорошо сформулированной и опубликованнойв печати, она становится достоянием научного сообщества.
К таким формам объективногодуха относятся все формы общественного сознания: наука, религия, мораль,искусство и т.д. Разумеется между объективным и субъективным духом существуеторганическая взаимосвязь как в процессе становления, так и в процессах развитияи функционирования.
Внутренний психическиймир человека развивается до уровня сознания, только приобщаясь к объективносуществующей духовной культуре человечества, а сам объективный дух, мир знания,морали, искусства, религии существует до тех пор, пока предполагается существованиеиндивидов и мира их сознания[6].
2. Научные, философские и религиозныекартины мира
Картинамира — системаинтуитивных представлений о реальности[7].
Картину мира можновыделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы илиотдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своякартина мира. Картина мира древних индийцев не похожа на картину мирасредневековых рыцарей, а картина мира рыцарей не похожа на картину мира ихсовременников-монахов. В свою очередь, картина мира монахов-доминиканцев непохожа на картину мира францисканцев и т. д.
В то же время, можновыделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда,она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характернабинарная оппозиция (основной инструмент при описании или реконструкции картинымира) белого и черного, но у одних групп белое будет соответствоватьположительному началу — жизни, а черное — отрицательному началу — смерти, а удругих, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представлениео добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представлениябудут различными.
А теперь рассмотримрелигиозную картину мира. Все религии во все времена считают, что нашаэмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носитпроизводный, тварный характер, по сути своей — вторична. Она — результат илипроекция другой настоящей, истинной реальности — Бога или богов.
Таким образом, религииудваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающиеразумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем инымикачествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Онимогучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Ихвласть над земным бытием если не абсолютна, то огромна. Мир божественногоопределяет людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе.
Современные религии неотрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и,тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что делонауки — изучать только физический мир, только сферу посюстороннего.
Необходимо отметить, чторелигиозное сознание невозможно без культа: обрядов, ритуалов, богослужений,молитв и необходимых для этого храмов, утвари и т.д. Культ — это особаядуховная практика, которая призвана соединить верующего с высшим миром, котораяпозволяет ему быть услышанным всемогущими божественными силами.
Центральный пункт любойрелигиозной картины мира — образ Бога или богов, представление о том, что жеявляет собой высшая истинная реальность[8]. В развитыхмонотеистических религиях существует два типа богословия: катафатическое иапофатическое. Катафатическое богословие позволяет говорить о Боге и давать емуна человеческом языке характеристики в превосходных степенях: Бог вездесущ,всемогущ, всеблаг и т.д. Апофатическое богословие считает, что Бога можнопознать только сердцем, только в откровении, и человеческий язык не в силах — выразитьбожественных качеств, ибо они разительно отличаются от человеческих. Потому влогике Бог может быть определен только отрицательно: он не то, не то и не то…Что касается не богословского, а повседневного сознания, то оно всегдаконкретизирует образ Бога и придает ему, как правило, человеческую внешность: обликвозвышенный и грозный.
Бог представляет собойвысшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может бытькак безграничной, так и ограниченной. В политеистических представлениях(представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс удревних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как илюди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое посравнению с человеческим. Зевс не создает земного мира и тем более Космоса, несоздает их и Будда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и неуправитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме — огромное множество.В отличие от Зевса, подчиненного слепой судьбе, Будда рождается и умирает пособственному усмотрению, хотя мог бы непрерывно пребывать в состоянии нирваны — запредельного высшего блаженства, которое не является ни бытием, ни небытием.Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог.
Христианский Бог — оченьсложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия нетребует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он — личныйабсолют. То есть это — безличное творящее и законосозидающее начало, именуемоеОтец, и в то же время — это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное Ты,навстречу которому открывается душа. Кроме ипостасей Отца и Сына, Бог обладаетеще и третьим проявлением — Духа Святого. Все три лица неразделимы[9].
В религиозной картинемира удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы свами, и пространство запредельное: Небо и адские слои. В древнем политеизме утех же греков Олимп, где обитают боги — всего лишь гора, хотя и высокая. А воти в буддизме, и в христианстве Небо весьма сложно устроено. Собственно, вбуддизме дается многоступенчатая пространственная модель мира как целого:существует 31 ступень бытия, причем с каждой ступенью одухотворенностьувеличивается. Первые 11 ступеней называются кармалока, они связаны с кармой — законом воздаяния. Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшего мира,куда входят сонмы ангелов разных чинов, различающиеся по их близости к Богу.
Часть сакрального(священного) пространства присутствует и в земном эмпирическом мире. Этопространство храмов, которое становится особенно близким к Богу во времябогослужений.
Разнятся в религиозныхкартинах мира и представления о времени. Для политеизма древних грековмифологическое время выступает прежде всего как циклическое, история не имеетнаправленности. Буддизм рассказывает нам о периодах космического времени,которые носят название «кальпы». Для христианства мировое время оказываетсявыстроенным линейно. История — это путь, который имеет свое начало, чередуважных промежуточных этапов-событий и венчается концом. История не циклична, небессмысленна, она следует в определенном направлении, и направление этоопределено Богом.
В древнегреческихпредставлениях вопрос место человека в мрие не становится предметом специальнойрефлексии. В буддизме человек принадлежит к низшим ступеням мира форм, онподчинен закону кармы — причин и следствий. В христианстве человек создан пообразу и подобию божьему, он может быть поистине «сыном божьим, соработникомБога.
Таковы религиозныекартины мира, тесно связанные с религиозным мировоззрением.
Научная картина мирасущественно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны нестолько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиознойтрадиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются,чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Так, ещё несколько сотенлет назад христиане, буквально толкую Библию, считали, что небо — твёрдое («твердь»),а мусульмане, согласно Корану, полагали, что Солнце заходит в «мутный колодец».Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречиявесьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которыепреодолеваются экспериментальным путём).
Отметить, что научнаякартина мира, возникшая из учении Декарта и Ньютона, отбросила один оченьважный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого «патриарха»:фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира, формировавшийся в трудахпоследователей, демонстрирует нам мир как единый и единственный: мир твердойматерии, подчиненный жестким законам. Сам по себе он лишен духа, свободы,благодати, он безмолвен и слеп. Физикалистски понятая действительность — гигантские космические просторы, в которых движутся по четким траекториям массыматерии — не несет в себе никакой необходимости появления человека и сознания.Человек в этом мире — ошибка, описка, курьезный случай. Он — эпифеномен(побочный продукт) звездной эволюции. Лишенная Бога и сознания Вселенная неживет, а существует без смысла и цели, более того, всякий смысл для нее — ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся под влиянием закона энтропии.
Механистическая ВселеннаяНьютона состоит из атомов — маленьких неделимых частиц, обладающих постояннойформой и массой и связанных таинственным законом тяготения. Она организована втрехмерное пространство классической эвклидовой геометрии. Это пространство абсолютно,постоянно и всегда находится в покое. Оно представляет собой большое вместилищетел, само по себе нисколько от них не завися и лишь предоставляя им возможностьперемещения под воздействием силы притяжения. Точно так же время являет собойчистую длительность, оно абсолютно, автономно и независимо от материальногомира. Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого через настоящее вбудущее. В целом Вселенная предстает как огромный полностью детерминированныйчасовой механизм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин иследствий[10].
Если бы можно было получитьточную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы вполне возможнымсовершенно точно реконструировать любую ситуацию прошлого и предсказыватьсобытия будущего без всяких погрешностей.
Вселенная, представленнаяв виде комплекса механических систем, развивается без участия какого бы то нибыло сознания и разума. Вся ее история, начиная от «большого взрыва» досегодняшнего дня — результат слепого и стихийного движения материальных масс.Жизнь зарождается в первозданном океане случайно как результат беспорядочныххимических реакций, и пойди процесс чуть по-другому, сознание никогда непроявилось бы в бытии. С физикалистской точки зрения появление жизни и сознания- не только загадка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как онопротиворечит второму началу термодинамики, утверждающему, что всякая сложнаясистема неуклонно стремится стать простой, но не наоборот.
Полагая человекаслучайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями иценностями, которые выглядят смешными нелепостями, мгновенной вспышкой сознанияв грандиозной машине бессмысленной Вселенной. Субъективное (т.е. принадлежащеечеловеку, субъекту действия и мышления) перемалывается жерновами объективного.Мир выглядит как нечеловеко-размерный, бесстрастно уничтожающий всечеловеческое, да и просто не замечающий его.
В начале XX в. был сделанцелый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современныместествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда сальфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в химии, биологии, психологиии других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем этопредставлялось механистической науке, и что сознание человека изначальновключено в само наше восприятие действительности. «Антропный принцип» означает:мир таков, каков есть, потому что это мы глядим на него, и всякое изменение внас, в нашем взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет картину мира. «Чистообъективное» ее описание — невозможно.
В новой картине мираисчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так какразвитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи[11].Это значит, что когда мы выходим за рамки «зоны средних измерений», углубляемсяна другие уровни существования материи, то обнаруживается, что элементарныечастицы, из которых состоят атомы — невещественны. В квантовой физике один итот же феномен может выступать и как частица, и как волна, частицы как бынепрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются всобственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая непозволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя.Элементарные частицы являют собой сгустки поля.
На субатомном уровнематерия не столько существует, сколько «проявляет тенденцию к существованию»,внутриатомные события выступают как неопределенные, случающиеся, спонтанновозникающие и могут быть описаны лишь на языке математических вероятностей.Таким образом, в области квантовых взаимодействий не может быть и речи опричинности, присущей ньютоновско-картезианскому отображению мира.
Целый ряд современныхфизиков приблизился к мистическому мировоззрению. Сейчас на русский язык ужепереведена книга Фритьофа Капры «Дао физики», устанавливающая связь междуфизическими открытиями XX столетия и древними истинами, трактующими мир какиерархию ритмических вибраций единого вселенского начала, духа-энергии.Современные естествоиспытатели все более обращаются к опыту индуизма, буддизма,даосизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мироздания творческоесознание. Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы, астановится законным проявлением внутренних потенций действительности. Одна изего главных задач — познание собственного места в бытии и понимание того, чтовся Вселенная пронизана токами разума, наполнена смыслом.
Современная научнаякартина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Онаизумляет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не поделаешь. Поискампознающего разума нет границ, и в ближайшие годы мы, возможно, будем потрясеныновыми открытиями и новыми идеями. А сейчас обратимся к картинам мира, которыене меняются веками и служат объяснением устройства мироздания для многихпоколений. Они качественно иные и обращены к сложному взаимодействию мира людейи мира высших сил.
Философские картины мираочень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: мир — человек.Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек — мир. Собственно на этомразличении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можноусловно назвать объективистской и субъективистской. 3. Материальное единство мира
Каждое сколько-нибудьпоследовательное философское мышление может выводить единство мира либо изматерии, либо из духовного начала. В первом случае Мы имеем дело сматериалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом. Существуютфилософские учения, которые стоят на позициях дуализма.
Некоторые философыусматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что онисуществуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Номожно ли реальность, существование рассматривать как основание единства Мира?Это зависит от того, как трактовать саму реальность: существование может бытьматериальным, объективным, и духовным, объективным, воображаемым. Наши чувства,мысли, стремления, цели тоже реальны — они существуют. Но это не объективное, аобъективное существование. Если реальность, существование есть основа единствамира, то только в том случае, если речь идет не о субъективном существовании.Открытия Галилея, Ньютона, законы сохранения, спектральный анализ показалиединство физических законов и химического состава земных и небесных тел. А елидаже будет где-то в далеких мирах найдено нечто “неземное”, и это ни в какойстепени не поколеблет тезиса о материальном единстве мира: в нем ничто не можетбыть такого, что не вписывалось бы в понятие материи и ее многообразных свойстви отношений. Принцип материального единства мира означает не эмпирическоесходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств изакономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразныхсвойств и отношений.
Бесконечное мирозданиекак в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступноподчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое.Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум вособую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познаниедействительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознаниемчеловека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-топотустороннему, а к материальному миру. Оно не сверхъестественный уникум, аестественное свойство высокоорганизованной материи[12].
Материя имеетразнообразное, зернистое, прерывистое строение. Она состоит из частей различнойвеличины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул,радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд иих систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, авместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) ихнасчитывается около 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннююсвязь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде таблицы Д.И:Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя и в соответствии сэтим разделяются на лептоны (легкие частицы), мезоны (средние частицы) ибарионы (тяжелые частицы). Наряду с этим существуют частицы, не обладающиемассой покоя, например фотоны.
Атомы построены изположительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронных оболочек.Ядра состоят из протонов и нейтронов, вместе именуемых нуклонами.
С “прерывными” формамиматерии неотделимо связаны “непрерывные” формы. Это разные виды полей —гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи,позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полейтяготения ничто не связывало бы звезды в галактики, а само вещество — в звезды.Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все телаперестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто несвязывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра — в атомы.
Все частицы независимо отих природы обладают волновыми свойствами. И наоборот, всякое непрерывное полеявляется вместе с тем и коллективом частиц. Таково реальное противоречие встроении материи.
Материя не простозерниста, дискретна — ее дискретные элементы (макроскопические тела, молекулы,атомы, ядра атомов, элементарные частицы) являются неделимыми в определеннойобласти взаимодействий.
Итак, мир и все в мире —это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Подструктурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность,закономерный порядок, связи элементов в составе целого. Бытие и движениематерии невозможны вне ее структурной организации. Допустим, что материябесструктурна. Это значит, что она абсолютно однородна, не содержит в себе никакихкачественных различий. Существовать же могут только взаимодействующие объекты,а взаимодействовать могут лишь в чем-то различные Объекты или стороны, свойстваобъектов[13].4. Какова спецификафилософской картины мира?
Философские картины мираочень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: мир — человек.Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек — мир[14].Собственно на этом различении строятся две ведущие линии в философском знании,которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.
Объективистскиеконцепции, независимо от того, являются они материалистическими илиидеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначеобъективен, т.е. не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектови человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей, богов,демонов и любых разумных существ. Если к нам прилетит сороконожка с Юпитера, укоторой уши на ногах, а видит она исключительно в инфракрасной части спектра,истины и законы логики будут для нее те же, что и для нас, так как они отражаютобъективные характеристики действительности (или, напротив, эмпирическаядействительность есть выражение объективных логических законов).Объективистские философские концепции полагают, что мы все можем и должнынаходить общие позиции но вопросу о качествах действительности и своем месте вней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции — просто заблуждается,впадает в иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций были философияГегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизнилюдей, так как считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас систиной и показывает мир таким, как он есть.
Противоположностьюобъективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущихсубъектов, заменяется на множество «мирков». Я — сам себе Вселенная, я вижудействительность исключительно со своей точки зрения, пребываю в своихситуациях и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моегоиндивидуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная действительностьпреломляется через мое уникальное «я», потому, вообще-то, трудно сказать, естьли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется сомной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «я»и миром размываются при доминировании личностного начала. Ярким примеромсубъективизма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, который считает,что человек, не по своей воле «заброшенный в бытие» — полностью свободен. Общихистин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск,делая все что пожелает и отвечая только перед самим собой. Поддаться общимистинам и взглядам — значит предать самого себя.
Огромное «пространство»между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска.Собственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире — отнас, и что — от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Чтозависит от человека и что не зависит? Как в старой молитве: «Господи, дай мнепонять, что я могу изменить, дай мне понять, чего я изменить не могу, и научиотличать первое от второго!» Философия уже две с половиной тысячи лет пытаетсяотличать, хотя ее поиски не всегда успешны.
В западной философии внаши дни доминируют и спорят между собой два основных подхода. Согласнопервому, никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть неможет. Каждый человек и каждый философ «варятся в собственном соку» и не имеютвыхода к своим братьям по разуму. В соответствии со вторым, возможновзаимопонимание между людьми, а значит, и формирование единых, общезначимыхпредставлений о том, что являют собой мир и человек. Как бы то ни было,философы всегда общаются между собой, с другими людьми и ищут общий язык, общиеракурсы видения, несмотря на то, что «субъективных миров» действительно много,и они порой довольно далеко отстоят друг от друга.
Чтобы не впадать вкрайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь — это сплавсубъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависитот нас, и эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматриваетсяфилософией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философыобсуждают проблему мира и человека на понятийном языке и никогда ничего неберут просто на веру. Их дело — во всем сомневаться, все подвергать строгомукритическому анализу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне знания.В этом философия противоположна религии, стремящейся точно воспроизводитьдревний канон.
Таким образом, философскаякартина мира — это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом,включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материальногои духовного, минутного и вечного[15].
Заключение
На протяжении всейистории человечества развитие человеческой деятельности, всегда было неразрывносвязано с потребностями человеческого общества. Стимулом для изучения мира,вселенной, бытия является извечная любознательность человека. Оказалось, чтокроме удовлетворения насущных потребностей, человек хочет выяснить свое место вМире. Чтобы освоить Мир, он должен знать, его устройство и принципы действия.Целью любой науки, как интеллектуальной формы деятельности человека, являетсяформирование картины мира.
Картина мира являетсяэволюционным понятием. По мере познания природы картины мира менялись.Количественные изменения в знаниях приводили к скачкам в отношениицелостностного представления о мире. На формирование картин мира накладывалиотпечаток две основные черты, связанные с социальным характером процесса познания:
· безграничнаяэкстраполяция известного на неизвестное (плоскостность участка поверхностиЗемли на представление обо всей Земле; физические условия на Земле напредставление об условиях на других планетах, Луне, Солнце...);
· антропоцентризм(топоцентризм, геоцентризм, гелиоцентризм, галактикоцентризм и т.д.).
Картина мира не можетбыть абсолютно достоверна, как не может быть абсолютного знания, но в каждойкартине мира есть достоверное ядро, которое уже не меняется при переходе надругую картину мира. Картина мира, существующая на данном историческом этаперазвития человечества, является единой, но в каждой науке рассматриваютсяразличные аспекты общей картины мира.
Философия, как и наука,ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования черезсистему понятий, категорий. Однако в философии объект исследованиярассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существуетантропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективностинауки нет без философии, а философии – без науки. Философия в том виде, в какомона есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ееисточнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождаетколоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой одобывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Толькотого, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается,конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это являетсяхорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философииневозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу)необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, абудет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых,мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего.Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишьзатем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являетсобой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане,сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубоматериальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина дажепо проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продуктдеятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной егосферы.
Список литературы
1. Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
2. ДемидовА.Б.Феномены человеческого бытия. — Минск: ЗАО Издательский центр «Экономпресс»,1999
3. Новейшийфилософский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. — 896с.
4. Руднев В.П.Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1997. — 384 с.
5. Спиркин А.Г.Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
6. Удовиченко Е.М.ФИЛОСОФИЯ: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебноепособие. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – 197 с.
7. Философия:Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575с.
8. Философия:Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное идополненное). / Под ред. Т. И. Кохановской — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 576с. (Серия «Высшая школа»)
9. Философскийэнциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840с.
10. Франк С.Л.Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия». М., 1956.