Философия.
Ее роль в жизни общества
А. А. МИГОЛАТЬЕВ, доктор философских наук,профессор
Философия и наука
В Древней Элладефилософию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошлопримерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии инауки в наше время?
Казалось бы, по сущностным иформальным признакам тут все ясно. Философия — это теоретическое знание, аоно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционноприсуждаются ученые степени в области философских наук; философы работают всистеме Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна изобязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными государственнымиинстанциями. И тем не менее проблема «философия и наука» остается.
Представляется, что встрогом смысле слова философия никогда (ни в прошлом, ни сейчас) не являлась ине является наукой. Это касается прежде всего таких основных атрибутовфилософии и науки, как предмет, теория и метод. Предметная область, теория иметод философии несоизмеримы и несопоставимы с тем, что характерно для любыхнаук (их в XX в. насчитывались сотни): естественных, общественных илитехнических.
Даже самая высокоразвитаянаука (например, современная физика), обладающая мощнейшим теоретическимпотенциалом, включающая в себя многие относительно самостоятельные науки(физика твердого тела, жидкости, газа, плазмы, астрофизика и др.), будучи дажефундаментальной, остается все же частной наукой. Ее предмет — конкретнаяобласть действительности, часть, сектор, фрагмент бытия. Соответственно этомумогут быть охарактеризованы собственная теория данной науки и присущий ейметод исследований части природы, общества или особенностей человека, егожизнедеятельности.
Философия по самой своейприроде не знает подобных ограничений. Поставить философию в один ряд даже сфундаментальными науками (не говоря уже о множестве специальных и прикладных)означало бы упразднить ее, растворив в огромном общем массиве человеческогознания. И в этом нет претензий философии на панлогизм (гр. pan — все и logos —- понятие, мысль, разум). Она не включает всесведения, добытые понятийным мышлением; не аккумулирует все достижения человеческоймысли; не обнимает собой всю разумную деятельность. Однако вне философииЛогос проявить себя не в состоянии. Иначе люди лишились бы по крайней мереосознанного понимания того, в каком необъятном и противоречивом мире они живути в чем состоят их идеалы, собственное призвание и смысл существования.
Однако соотношениефилософии и науки отнюдь не сводится к формальному установлению их различий. Уних много общего, нельзя возводить между ними своего рода «китайскую стену»:общее и особенное тесно переплетаются между собой, дополняя и одновременноотрицая друг друга.
Действительно, общее уфилософии и науки — изучение законов, хотя и неодинаковых по своей общности,объекту и предметности. Философия, как и наука, обладает категориальным ипонятийным аппаратом с присущими ему характерными особенностями. Их объединяеттакже общее стремление к постижению истины, однако при этом в философиисодержится не только знание, полученное в результате познаниядействительности, но и отношение к нему, соответствующая (в том числе нравственная)оценка знаний. Существенно различаются также способы, средства, методыфилософской, и научной верификации (лат. verus — истинный и facere — делать), т. е. проверки истинности теоретическихположений, установления их достоверности опытным путем с помощью определенныхкритериев.
Философия, как и наука,является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный;способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретическогоосвоения. Однако философия — не только тщательно логически выстроенноеакадемическое знание и плод рассудочной деятельности; результатфилософствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, чтосближает философию с искусством.
Как обобщенный исистематизированный теоретический аналог действительности философия подобнонауке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законыи принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядомобщенаучных черт, одновременно имеет особый общетеоретический иметодологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собойотносительно самостоятельный социальный институт со своими научнымиучреждениями (институты, отделы, кафедры, лаборатории), средствами научногопоиска и кадрами ученых.
Формируя мировоззрение,философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки,вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляетсякак общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится к ихдругим характеристикам. Так, история философии и науки — бесконечный процессразвития и взаимообогащения, но наука в большей степени историческидетерминирована (лат. determinare — определять), нередко ситуативна и прогрессирует, по преимуществу,линейно. А философия, познавая сущее, каждый раз, вновь и вновь возвращается кистокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не знает возраста,в ее истории важнее имена, чем результаты.
Процесс познаниядействительности сближает и ронит философию и науку. Но научное знаниеотличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma — принятое положение; бесспорная, не требующаядоказательства истина), непротиворечивостью, В философии же противоречие —одно из основных понятий наряду с антиномиями (два противоречащих, ноодинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергаетсясомнению. Широкое распространение имеет философский релятивизм (лат. relativus — относительный) — учение оботносительности, условности и субъективности человеческого познания. Если внауке оно рождает общезначимые, бесспорные истины, то отдельные философскиеположения могут существенно разниться, варьироваться применительно к Западу(европейская философия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельнымстранам.
Таким образом, философиюи науку многое объединяет и одновременно разъединяет. Было бы недальновиднымигнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждаянаука — «сама себе философия». Ошибочно также принижать роль науки, возвеличиватьфилософское знание в ущерб научному. В существовании философии и науки состоитобщая социальная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие,родственные, но по целому ряду параметров нетождественные, разные формыпознания действительности.Философия и культура
Понятие «культура»получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.).Само жеэто слово латинского происхождения (cultura — возделывание. обработка), имевшее непосредственноеотношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данноепонятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений ипроцессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность,религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значениеи материальной культуры.
Для определения линийвзаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой)важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях иформах, исторически (генетически) и субстанционально (по своей сущности) —детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых иобщественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы ирезультаты деятельности людей — подлинных творцов культуры.
В философии раскрываютсяобщезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека,который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и своюсобственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетическиепотенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностныхсил личности.
Развитие культуры находитсяв прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощениягосударством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаясяцентральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяетразвитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательствомвнешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культураполучает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденноготруда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носятуникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурноезначение.
Весьма характерно, что вобществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры:как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствуетевропейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связанвопрос о критериях развития культуры, в том числе характере (способе, уровне)отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения инауки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества;
качественной оценке истепени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) идр.
В философии принятоделить производство на материальное, духовное и производство самого человека.Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в томсмысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для такогообобщающего ее определения, как культивирование «всех свойств общественногочеловека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами исвязями, а потому и потребностями, — производство человека как возможно болеецелостного и универсального продукта общества...»1
Итог развития человека,его материальной (производственно-экономической) и идеальной (духовной)деятельности. Она итожится двояко: результатом ее выступает видимое иосязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве формурастущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и незримое,скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческойличности,
Философия, используяаксиологический (гр. axia —ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннегомира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей иинтересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних формжизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальнойили духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлиннойсущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул,необходимое условие и совокупный результат его развития,
Это значит, что вфилософии человек рассматривается не как объект, а в качестве активногосовокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Есливнутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнеминтеллектуального, нравственного и эстетического развития — бездуховностью, тоон способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно,перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие встране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая тамбыла или есть культура.
Культура в концентрированном виде воплощает в себе Маркс К… Энгельс Ф.Соч… т. 46, ч. 1, с. 386.