Реферат по предмету "Философия"


Философия. Ее роль в жизни общества

Философия.   
 Ее роль в жизни общества   
А. А. МИГОЛАТЬЕВ, доктор философских наук,профессор
Философия и наука
В Древней Элладефилософию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошлопри­мерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии инауки в наше время?
Казалось бы, по сущностным иформальным призна­кам тут все ясно. Философия — это теоретическое зна­ние, аоно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционноприсуждаются ученые сте­пени в области философских наук; философы работают всистеме Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна изобязательных наук в перечнях, ут­верждаемых официальными государственнымиинстанци­ями. И тем не менее проблема «философия и наука» ос­тается.
Представляется, что встрогом смысле слова филосо­фия никогда (ни в прошлом, ни сейчас) не являлась ине является наукой. Это касается прежде всего таких основ­ных атрибутовфилософии и науки, как предмет, теория и метод. Предметная область, теория иметод философии несоизмеримы и несопоставимы с тем, что характерно для любыхнаук (их в XX в. насчитывались сотни): естествен­ных, общественных илитехнических.
Даже самая высокоразвитаянаука (например, совре­менная физика), обладающая мощнейшим теоретическимпотенциалом, включающая в себя многие относительно самостоятельные науки(физика твердого тела, жидкости, газа, плазмы, астрофизика и др.), будучи дажефундаментальной, остается все же частной наукой. Ее предмет — конкретнаяобласть действительности, часть, сектор, фрагмент бытия. Соответственно этомумогут быть оха­рактеризованы собственная теория данной науки и при­сущий ейметод исследований части природы, общества или особенностей человека, егожизнедеятельности.
Философия по самой своейприроде не знает подоб­ных ограничений. Поставить философию в один ряд даже сфундаментальными науками (не говоря уже о множе­стве специальных и прикладных)означало бы упразднить ее, растворив в огромном общем массиве человеческогознания. И в этом нет претензий философии на панлогизм (гр. pan — все и logos —- понятие, мысль, разум). Она не включает всесведения, добытые понятийным мышлени­ем; не аккумулирует все достижения человеческоймыс­ли; не обнимает собой всю разумную деятельность. Од­нако вне философииЛогос проявить себя не в состоянии. Иначе люди лишились бы по крайней мереосознанного понимания того, в каком необъятном и противоречивом мире они живути в чем состоят их идеалы, собственное призвание и смысл существования.
Однако соотношениефилософии и науки отнюдь не сводится к формальному установлению их различий. Уних много общего, нельзя возводить между ними своего рода «китайскую стену»:общее и особенное тесно переплета­ются между собой, дополняя и одновременноотрицая друг друга.
Действительно, общее уфилософии и науки — изуче­ние законов, хотя и неодинаковых по своей общности,объекту и предметности. Философия, как и наука, обла­дает категориальным ипонятийным аппаратом с прису­щими ему характерными особенностями. Их объединяеттакже общее стремление к постижению истины, однако при этом в философиисодержится не только знание, по­лученное в результате познаниядействительности, но и отношение к нему, соответствующая (в том числе нрав­ственная)оценка знаний. Существенно различаются так­же способы, средства, методыфилософской, и научной верификации (лат. verus — истинный и facere — делать), т. е. проверки истинности теоретическихположений, ус­тановления их достоверности опытным путем с помощью определенныхкритериев.
Философия, как и наука,является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный;способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретическогоосвоения. Однако философия — не только тщательно логически выстроенноеакадемичес­кое знание и плод рассудочной деятельности; результатфилософствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, чтосближает философию с ис­кусством.                                          
Как обобщенный исистематизированный теоретичес­кий аналог действительности философия подобнонауке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законыи принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядомоб­щенаучных черт, одновременно имеет особый общетео­ретический иметодологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собойотносительно самостоятельный социальный институт со своими научнымиучреждениями (институты, отделы, кафедры, лабо­ратории), средствами научногопоиска и кадрами ученых.
Формируя мировоззрение,философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки,вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляетсякак общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится к ихдругим ха­рактеристикам. Так, история философии и науки — бесконечный процессразвития и взаимообогащения, но на­ука в большей степени историческидетерминирована (лат. determinare — определять), нередко ситуативна и прогрес­сирует, по преимуществу,линейно. А философия, позна­вая сущее, каждый раз, вновь и вновь возвращается кистокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не знает возраста,в ее истории важнее имена, чем результаты.                                     
Процесс познаниядействительности сближает и ронит философию и науку. Но научное знаниеотличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma — принятое положение; бесспорная, не требующаядоказательства истина), непротиворечивостью, В философии же проти­воречие —одно из основных понятий наряду с антиноми­ями (два противоречащих, ноодинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергаетсясомнению. Широкое распространение имеет философс­кий релятивизм (лат. relativus — относительный) — учение оботносительности, условности и субъективности человеческого познания. Если внауке оно рождает обще­значимые, бесспорные истины, то отдельные философс­киеположения могут существенно разниться, варьиро­ваться применительно к Западу(европейская филосо­фия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельнымстранам.
Таким образом, философиюи науку многое объединя­ет и одновременно разъединяет. Было бы недальновид­нымигнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждаянаука — «сама себе фило­софия». Ошибочно также принижать роль науки, возве­личиватьфилософское знание в ущерб научному. В су­ществовании философии и науки состоитобщая соци­альная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие,родственные, но по целому ряду парамет­ров нетождественные, разные формыпознания действи­тельности.Философия и культура
Понятие «культура»получило распространение в Ев­ропе, начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.).Само жеэто слово латинского происхождения (cultura — возделывание. обработка), имевшее непосредственноеотношение к зем­ледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данноепонятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений ипроцессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность,религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значениеи материальной культуры.
Для определения линийвзаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и об­щечеловеческой)важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях иформах, исто­рически (генетически) и субстанционально (по своей сущ­ности) —детище человека, различных видов его деятель­ности в личностных, групповых иобщественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены спо­собы ирезультаты деятельности людей — подлинных творцов культуры.
В философии раскрываютсяобщезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека,который «обрабатывает», совершенствует действи­тельность, а вместе с ней и своюсобственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетическиепотенции. Так культура проявляет себя как способ функ­ционирования сущностныхсил личности.
Развитие культуры находитсяв прямой связи с осво­бождением человека от природной зависимости, его по­рабощениягосударством, обществом, собственными по­роками. Свобода, являющаясяцентральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения оп­ределяетразвитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательствомвнешних, в том чис­ле сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культураполучает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденноготруда в созда­нии материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носятуникальный характер, отличаются неповтори­мостью, имеют общекультурноезначение.
Весьма характерно, что вобществе наблюдается из­вестная синхронность в развитии философии и культуры:как их высоких достижений, так и упадка. Об этом нагляд­но свидетельствуетевропейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связанвопрос о кри­териях развития культуры, в том числе характере (спосо­бе, уровне)отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения инауки, искусства, фи­лософии, литературы; роли религии в жизни общества;
качественной оценке истепени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) идр.
В философии принятоделить производство на мате­риальное, духовное и производство самого человека.Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в томсмысле, что служит основани­ем для типологии культуры, но и для такогообобщающе­го ее определения, как культивирование «всех свойств общественногочеловека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами исвязями, а по­тому и потребностями, — производство человека как воз­можно болеецелостного и универсального продукта об­щества...»1
Итог развития человека,его материальной (производствен­но-экономической) и идеальной (духовной)деятельнос­ти. Она итожится двояко: результатом ее выступает ви­димое иосязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве формурастущего количества разно­образных товаров, услуг и информации, и незримое,скры­тое, но особой ценности внутреннее богатство челове­ческойличности,
Философия, используяаксиологический (гр. axia —ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотно­шение внутреннегомира человека, его мировоззренчес­ких ориентиров, мотиваций, потребностей иинтересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и вне­шних формжизнедеятельности, направленной на созда­ние общезначимых образцов материальнойили духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлиннойсущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул,необходимое условие и сово­купный результат его развития,
Это значит, что вфилософии человек рассматривает­ся не как объект, а в качестве активногосовокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир куль­туры. Есливнутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнеминтеллектуального, нрав­ственного и эстетического развития — бездуховностью, тоон способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно,перефразируя известное выраже­ние, утверждать следующее: скажи мне, какие встране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая тамбыла или есть культура.
Культура в концентрированном виде воплощает в себе Маркс К… Энгельс Ф.Соч… т. 46, ч. 1, с. 386.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :