Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«Философия»
на тему «Философияэпохи Просвещения во Франции»
Исполнитель:
Мусатова Ирина Александровна
специальность Финансы и кредит
№ зачетной книжки 08ФФБ01090
Руководитель:
Катунина Надежда Сергеевна
Владимир – 2009
Содержание
Введение. 3
1. Философия французского Просвещения: общая характеристикаи основные проблемы 4
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохиПросвещения 7
3. Социально-философское значение французского Просвещения. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы… 15
Введение
Тема моей контрольной работы «Философия эпохи Просвещенияво Франции». Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть общуюхарактеристику философии Французского Просвещения и её основные проблемы,концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения, а такженеобходимо раскрыть социально-философское значение Французского Просвещения.
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитиифилософии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда вПариже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумная,критическая трагедия отразила кризис христианского самосознания в духовнойжизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим основам католическогосознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, духсомнения и скептицизма.
В это время были созданы оригинальные философские учения,отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостьюаргументации, стремлением к приобретению научного статуса.
1. Философия французскогоПросвещения: общая характеристика и основные проблемы
Опытно-экспериментальное исследование природы и математическоеосмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали могучейдуховной силой, которая оказала решающее влияние на передовую философскуюмысль.
Одним из факторов, определявших направленностьфилософских учений этого периода, стал процесс активизации социальной жизни вевропейских странах, вызванный усиливающейся борьбой против сословно-феодальнойгосударственности и церкви. Передовая философия, заинтересованная внезависимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля,выработала свое отношение к религии. Философия, выражавшая существенные чертыданной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способфилософствования.
Французское Просвещение, как и английское, возникло наоснове успехов новой науки, и само было могучим поборником и борцом науки.Мыслители–просветители Франции идеологически подготовили революцию 1789 – 1793годов. Великим их начинанием было создание «Энциклопедии» (1751-1780), вкоторой с просветительских позиций была дана оценка всего известного из историичеловечества, всех достижений ремесел, искусств и наук. Это был гигантскийтруд, в создании которого принимали участие все просветители Франции, авозглавляли их Дидро Дени, и Д'Аламбер Жан.
Представителями первого поколения просветителей, стоящимиу истоков Французского Просвещения были Вольтер и Шарль Монтескьё.
Негативное отношение к абсолютистской монархии, нравамгосподствующих сословий духовенства и аристократии было выражено в вышедшиханонимно в 1721 г. «Персидских письмах» Ш. Монтескьё. Антимонархическая иантиклерикальная направленность «Персидских писем» имела шумный успех испособствовала нарастанию просветительского движения.
В 40-е годы XVIII в., когда развитие естественных наук,художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширноедвижение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своегорасцвета. В этот период формируется мировоззрение второго поколенияпросветителей – Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э.Кондильяка, Ж. Кондорсе.
Можно выделить некоторые отличительные черты философииФранцузского Просвещения:
— чётко выраженная антиклерикальная направленность,доходящая у некоторых просветителей до антитеологической, богоборческой иатеистической;
— неразрывная связь философских воззрений просветителей сдостижениями естествознания XVIII в.;
— гуманистическая ориентация философии с доминированием вней антропо-социальной проблематики;
— социально-критическая направленность философскихвзглядов просветителей на изменение действительности в интересах прогресса и«улучшения гражданского общества».
Радикализм философии Французского Просвещения определилантиклерикальную направленность политических, правовых и других идейпросветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догмкатолической ортодоксии, от фанатичных религиозных суеверий.
Необходимость решения этой задачи была вызвана тем, что вдореволюционной Франции католическая церковь была одной из самых мощныхорганизаций, располагавших огромными земельными наделами и капиталами. Церковьпроявляла религиозную нетерпимость, беспощадно расправлялась с «еретиками» и«инакомыслящими». Только путём избавления «просвещённого разума» от религиозныхпредрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Такова былаосновная мысль появившихся в 1734 г. «Философски писем» Вольтера. Они положилиначало острой критике феодально-клерикальной религии и деспотизма всейфранцузской религиозной жизни.
Культ и тиранию церкви над человеческим разумом осуждалив своих произведениях Ш. Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другиефранцузские просветители.
Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизмуофициальной церкви французские просветители противопоставили концепцию«естественной религии».
Под «естественной религией» французские просветителипонимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себяобщие всему человечеству принципы нравственности. Природа является храмомединого божества и в ней господствует универсальная мораль: «Делай то, что тыхотел бы, чтобы делали по отношению к тебе».
Утверждая независимость моральных категорий добра и злаот Бога, французские просветители приходят, в конечном счете, крелигиозно-моральному космополитизму.
Большое внимание просветители уделяли обоснованиюматериалистической концепции природы. Эта концепция стала одной из центральныхв труде Поля Гольбаха «Система природы».
В качестве сущности и основы всех процессов природыГольбах называет материю. Он выдвигает идею субстанциональности материи, еёнеразрывной связи с движением. Причины движения материи Гольбах видит в самойматерии, в её сущности, так как движение – это способ существования материи.Материя движется благодаря собственной энергии, внутренне присущим её силам ивсё разнообразие движения материи происходит от различия её свойств и качеств.Движение универсально, оно присуще всем телам Вселенной.
Фундаментальные положения о качественном многообразииформ материи, об универсальности движения во Вселенной Гольбах формулирует наоснове достижений физики и химии, что вступало в противоречие с господствующейв то время механистической картиной мира.
Понимая причинность как процесс взаимодействия, Гольбахподчёркивает объективный характер причинности и рассматривает Вселенную какзакономерную, взаимосвязанную цепь причин и следствий, над которой господствуетстрожайшая необходимость. По словам Гольбаха, в природе нет ничего случайного.
Отрицание случайности явилось данью механистическомупониманию мира, которое Гольбах не смог преодолеть до конца. Механистическийподход к пониманию природы и мира в целом был присущ и другим французскимпросветителям – Ж. Ламетри, К. Гельвецию, Д. Дидро.
Этот подход получил название механического материализма.И это вполне объяснимо, так как в XVIII в. из всех естественных наук расцвета истрого научного обоснования достигла классическая механика. Её влияние заметносказалось и на философии Французского Просвещения.
2. Концепции человека и обществав трудах мыслителей эпохи Просвещения
Центральное место в философии Французского Просвещениязанимает проблема человека.
При всех различиях основным социально-философскимпонятием французских просветителей стало понятие «природа человека». Человекрассматривался ими как всецело физическое, природное, материальное существо.Поэтому главным моментом философской антропологии французских просветителейявилось отрицание дуалистической природы человека и утверждение положения о егоматериальном единстве.
Отвергая теологическое учение о душе, французскиематериалисты считали, что ощущение, мышление, «все способности души» всецелозависят от «телесной субстанции», разрушение которой ведёт к прекращению всейпсихической деятельности человека.
Душа, по мнению Ламетри, — это лишённый содержаниятермин, которым здравый ум обозначает ту часть нашего организма, котораямыслит. Он подчёркивает зависимость всех способностей души от особойорганизации мозга и всего тела. Отвергая религиозный дуализм в пониманиичеловека, Ламетри рассматривает человека как особым образом организованнуюсложную машину, наделённую способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Он неотрицает и роли воспитания в организации человека-машины. В работе«Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» Ламетри утверждал, что люди от природывероломны, коварны, злы и поэтому дурных людей всегда больше, чемдобродетельных, живущих своим собственным благом ради общества.
В отличие от Ламетри Дидро разделяет теорию врождённогонравственного начала английского просветителя А. Шефтсбери. Важнейшимпроявлением морального чувства Дидро считал стремление к взаимной любви иподдержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает, помнению Дидро, морального воспитания, которое лишь укрепляет естественнуюдобродетель и формирует нравственные качества человека.
На примере Ламетри и Дидро можно видеть, что изучениеестественных наук в целом оказало существенное влияние на стиль философскогомышления французских просветителей.
Жан-Жака Руссо (1712 – 1778) считал, что «человек – поприроде доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учрежденияделают его злым и дурным». В своей диссертации «Рассуждение о науках иискусствах» (1750) Руссо показал противоречивый характер развития цивилизации.Он противопоставлял своей эпохе – эпохе сословных привилегий и лицемерия –простоту, невинность и добродетель первобытных людей.
В своем труде «Об общественном договоре, или Принципыполитического права» (1762) Руссо утверждает концепцию гражданской свободы.Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, Руссо главнуюпричину неравенства видит в возникновении частной собственности. В целяхсмягчения неравенства философ предлагал ввести прогрессивный налог, ограничитьпереход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов техземлевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.
Теория общественного договора, развиваемая Руссо,подверглась значительному изменению у П. Гольбаха (1723-1789 – французскийфилософ-материалист и атеист), в работах которого, завершает свое формированиеантропосоциальная философия французских просветителей.
Гольбах сущность общества видел, прежде всего, вудовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении ксчастью. Необходимость удовлетворить свои потребности, писал Гольбах,заставляет людей объединиться, заключить договор с обществом. Сами же условияобщественного договора учитывают интересы как гражданина, так и общества вцелом. Долг общества состоит в том, чтобы обеспечить своим членам счастливуюжизнь, но при этом сами граждане должны служить общественным интересам,отдавать обществу все свои способности.
Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует спросветительских позиций. Это – непонимание людьми своих действительныхинтересов, невежества, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести кблагополучию.
С позиций умеренного деизма рассуждал о слабости иничтожности человека Вольтер. В «Трактате о метафизике» и «Философских письмах»он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческойсудьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничиваясвободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человекподчинён законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтерсчитает человека общественным существом, «социальным животным», котороеиспытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера,есть основной признак человека.
Своеобразное понимание сущности человека на основематериалистического сенсуализма выдвинул К. Гельвеций. Он считал, что учеловека всё сводится к ощущениям. Поэтому движущими силами его деятельности иповедения являются физические удовольствия и страдания. Но так же, как иЛаметри, он не отрицает «всемогущества воспитания».
Важной стороной социально-философской концепциипросветителей был просветительский пацифизм. Осуждение агрессивности,экспансионизма, захватнических войн стало основным лейтмотивом произведенийВольтера, Ш. Монтескьё, П. Гольбаха. Рассматривая войну, как состояние тревог инасилий, «противоположное счастью общества», французские просветители выступалипротив прославления тех честолюбивых монархов, которые предпочитают нести вдругие страны опустошение и смерть.
У французских просветителей не было единства в вопросе обисточниках социальных противоречий и катаклизмов, присущих обществу.
Если Руссо видел этот источник в возникновении частнойсобственности, то Вольтер, Гельвеций, Гольбах, напротив, считали, что нечастная собственность, а природное неравенство сил и способностей людей,действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерномураспределению общественного богатства.
Предлагая преобразовать общество на принципах разума исправедливости, французские просветители отстаивали в целом пути мирногореформирования общества, идущего сверху от «просвещённых правителей».
3. Социально-философское значениефранцузского Просвещения
Социально-философское значение французского Просвещенияопределяется несколькими моментами.
Во-первых, это разработка идеи гражданского общества, атакже разработка идеи суверенной личности и обоснование естественных правчеловека.
На почве философской антропологии вырасталисоциально-политические идеалы эпохи, которые базировались на теорииобщественного договора. Теория общественного договора именно во Францииприобрела свою классическую завершенность. В работе Руссо, которая так иназывается «Об общественном договоре», сформулированы ее основные принципы.
Предпосылкой общественного союза является «естественноесостояние», в котором каждый индивид автономен, самостоятелен и совершенносвободен; каждый волен сам защищать свои естественные права на жизнь,собственность, свободу.
Поняв преимущества совместной жизни, индивиды заключаютдоговор о взаимных правах и обязанностях, поручая некоему третейскому судье — государству осуществлять общую волю; отныне государство призвано защищатьестественные права гражданина.
Поскольку правительство действует ради общего блага, тоему необходимо подчиняться.
На основе этого были выдвинуты такие принципыгражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальнаясправедливость и гуманизм.
Руссо критиковали за то, что он выдумал одиночку«Робинзона», живущего в вымышленном «естественном состоянии», история такого незнала, люди, в том числе и первобытные, всегда жили коллективами. Однако икритики Руссо толковали о «человеческой природе» автономного индивида и егоестественных правах. Важно понять, что под общественным договором Руссоподразумевал общественный идеал, то, каким должно стать разумное общество. Втаком случае автономный индивид оказывается не дикарем-одиночкой, а сувереннойличностью, свободным и ответственным гражданином, готовым к сознательномуучастию в политической жизни, а естественные права — гражданскими правами. Воблачении теории общественного договора, таким образом, выступали новыесоциальные идеалы.
Во-вторых, Французское Просвещение представляло собойидеологическую подготовку Великой французской революции направленной против«старого порядка»: абсолютизм короля, сословного строя, бесправиякрестьян. Главные ценности освободительной борьбы — Свобода, Равенство,Братство — получили обоснование в философских, правовых сочинениях, впроизведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители- «это великие люди, которые во Франции просвещали головы дляприблизившейся революции...» Подавляющее большинство просветителей былиидеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политическинаиболее зрелого класса в составе «третьего сословия» (так официальноопределялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим вгосподствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства)возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс противфеодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазнуюформу частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшеймере выражали интересы всего «третьего сословия» и отнюдь не былибуржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективнымпотребностям общественного развития, просветительский идеал «царстваразума» отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальнойсправедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то,что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологовбеднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.
В-третьих, это утверждение преобразования мира на основеразума, т. е практический рационализм. Рационализм, как правило, связывается сидейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся навосходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличиваниечеловеческого индивида, как активного, свободного и равноправного существа,исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании ипреобразовании природы. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения — это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма,глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни. Изменения в общественных отношениях иобщественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождениячеловеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления новогомировоззрения. В центре всех философских школ, систем, течений того временинаходится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать иизменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностнаяхарактеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и какнаиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности,активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма,призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумныхоснованиях.
Заключение
XVIII век вошел в историю как век Просвещения.Унаследованная от Локка и Лейбница идея перестройки жизни на разумныхоснованиях была подхвачена рядом мыслителей Англии, Франции, Германии и других европейскихстран. Эта перестройка мыслилась как результат распространения положительных,практически полезных знаний о природе и обществе среди широких круговобразованных людей.
Представление о природе у просветителей в целом носиломеханистический характер. Следствием механистического понимания природы былмеханистический детерминизм.
Принципиально новым в философии природы этого периодабыло утверждение материализма. Французский материализм XVIII века – новаяисторическая ступень в развитии философии. Французские материалисты – Ламетри,Гельвеций, Дидро, Гольбах – несли свои идеи в широкие круги общества, излагаясвои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий.
Существенное внимание в философии XVIII века уделяетсяпроблеме человека. Сущность человека механистические материалисты сводили к егочувственной биологической природе. Особое значение просветители придаваливоспитанию человека. Считая человека природным существом, просветители пыталисьобосновать равенство людей.
Философия Французского Просвещения подготовила духовныеосновы Французской буржуазной революции 1789 – 1794 годов. Она выдвинула иобосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство,братство, социальная справедливость и гуманизм. Философия французскогопросвещения сумела утвердить на долгие десятилетия веру в прогресс, ввозможность переустройства общества на началах справедливости и гуманизма.
Список использованной литературы
1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. – 622с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 592с.
3. Миголатьев А.А. Философия. Адаптированный учебник. 20ключевых тем. 80 основных вопросов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416с.
4. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 608с.
5. Французское просвещение и революция. – М.: 1989