Философия Средневековья (6-14 в.)
1. Общаяхарактеристика эпохи Средневековья
2. Общаяхарактеристика философии Средневековья
3. Спор междуреалистами и номиналистами
4. Учения основныхпредставителей Философии Средневековья
1. Общая характеристика эпохиСредневековья
Для эпохи Средневековьяхарактерен феодальный социально-политический строй. Основные слои населения:крестьяне-колонны, ремесленники, купцы, феодалы. В феодальном обществе большуюроль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, иочагами просвещения и культуры.
2. Общаяхарактеристика философии Средневековья
В эллинистическо-римскуюэпоху происходит формирование больших единых государств, в которых властьконцентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличныйправитель или республиканское правительство. С целью «поддержания единства»государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этническихгрупп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновениеотносительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция кконцентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. Втаких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободныммужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностьюбесправные рабы.
Люди обратились к поискамсверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблемисключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось ккаждому. Оно провозглашало надежду для каждого. Вопреки политическомубесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу иослаблению силы характера, надежда существует для каждого. Земная жизнь,провозглашало христианство, является частью драматического историческогопроцесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение застрадания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребываетБог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.
Христианство сыгралоогромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:
1) Идею «человека какцентра всего»;
2) Идею линейностиистории;
3) Представление о Богекак Личности и Творце.
Под теологиейпонимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как насобственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге,Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и нормжизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данномслучае христианством). Хотя теология не может обойтись без философскогопонятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философскоемышление выполняет главным образом «служебную роль»,ибооно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно,весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если втеологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, тодействительная философия всегда плюралистична.
Главенствующей идеейхристианского мировоззрения является идея Бога. Основными принципами философииСредневековья являются:
1. теоцентризм – центром мира является Бог
2. монотеизм – единобожие
3. теодицея – оправдание бога-творца в наличиезла на земле.
4. супранатурализм – все в мире имеетсверхъестественную природу
5. сотериологизм – ориентация всей жизнедеятельностичеловека на спасение души
6. ревеляционизм– принципбогооткровенности
7. креационизм – сотворение мира Богом из ничего
8. антропоцентризм– человек есть центрВселенной, венец творения Бога
9. провиденциализм– божественныйзамысел предопределяет историю людей как план спасения человека
10. эсхатология – учение о конце мира.
11. символизм – нахождение скрытых символов в вещахдля поиска утраченного единства
12. экзегез – толкование религиозных текстов
13. герменевтика – толкование любых текстов.ПериодизацияСредневековой философии
Философское знание средних вековпринято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которыхпатристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколькоразличных периодов и направлений.Патристика (II-VIвек н.э.)
Свое название патристика получилаот латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно этопериод христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а,следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить нанесколько периодов:
1) Апостольский период (до серединыII века) – время деятельности апостолов-евангелистов.
2) Апологетика (середина II века –начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защитухристианства от языческой философии. Для защиты христианства апологетыприбегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию илогические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, ихфилософия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология этоединственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшимитрудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.
3) Зрелая патристика(IV-VI) –Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодарягреческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнеезападной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов,Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин,Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формированиесимволов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.
Схоластика(VII-XIV)
Слово «схоластика» происходит отслова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтомусхоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви,опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовалирациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления:реализм, номинализм и концептуализм.
Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего ссовременным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение,согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, илиуниверсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам,универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественномразуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущностьвещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты,разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия.Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, АнсельмКентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. АнсельмКентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существованиябога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.
Номинализм: Термин «номинализм» происходит отлатинского «nomen» — «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — толькоимена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуютсянашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого рядавещей. Например, понятие «человек» получается откидыванием всехпризнаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того,что является общим для всех: человек — это живое существо, наделенное разумомбольше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить:у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так какпервое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом,согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а послевещей.
Рассматриваемый спормежду номиналистами и реалистами можно представить в понятиях сущность исуществование. Для реалиста существование есть проявление сущности, онисовпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтисьбез сущности.
Спор номиналистов иреалистов замечателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первуюочередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналистысосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному. Такой ходмышления существенно стимулировал дальнейшее развитие философии.
Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами иноминалистами, считая, что бытие есть самостоятельные вещи внутри своейсущности. Суть этого взглядав том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются невещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния.Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям нефизическое и не идеальное, а психическое бытие. Наиболее известным концептуалистом был Пьер Абеляр.Учения основныхпредставителей Философии Средневековья
АвгустинБлаженный (Св. Августин) (354 – 430).
Произведения. «Против академиков» — полемическийтрактат, направленный против скептицизма; «О блаженной жизни» — книга о зависимостисчастья от степени познания Бога; «Монологи» — работа о методе познаниясверхъестественной истины. Уже после посвящения, на пути из Милана в Африку, оннаписал трактат «О величине души» — об отношении души к телу. Большинствопроизведений Августина написаны уже в Африке. Наиболее крупными являются:«Исповедь», написанная в 400 г., представившая взгляды Августина в личностной,полудневниковой полумолитвенной форме; трактат «О Троице» (400—410 гг.),представлявший собой систематическое изложение теологических взглядов; «О градеБожием» (413—426 гг.) — основная работа Августина, которая содержит его историософскиевзгляды, и, наконец, «Исправления» — произведение, быстро написанное незадолгодо смерти, в котором Августин собрал свои основные идеи и откорректировал их вцерковном духе.
Взгляды. Учение о бытии Августина близко кнеоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именнопотому, что оно существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистаяформа, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира естьпостоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично– Бог есть исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношениек миру у Августина центральная. Размышления Августина о Боге привели его кпроблеме вечности и времени. По Августину время – есть какое-то протяжение.Вечность же мыслиться им так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда– статичная вечность неотделима от бога. Душа нематериальна, бессмертна исвободна в своих решениях. Субъективно человек действует свободно, но все, чтоон делает, делает через него бог. Человек доступно познание мира только спомощью органов чувств. При этом он 1) выделяет изучаемую вещь из всегомножества вещей, 2) познает все ее стороны и свойства, 3) определяет ееполезность на основе своих ощущений. Человек живет в Земном царстве, похожем наразбойничий стан, который держится лишь войной, завоеванием и насилием. Людидолжны стремиться к Небесному царству посредством праведной жизни. Земнаяцерковь есть посредник между этими двумя царствами.
ФомаАквинский (1225-1274).
Произведения.Самые знаменитыепроизведения— «Сумма теологий», «Сумма против язычников».
Взгляды. Основная цель отработка основныхдогматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь напозднего Аристотеля, утверждал, что всякое бытие может быть лишь бытиемединичных, отдельных вещей. Основные понятия Фомы – понятия действительности ивозможности. Каждая вещь есть сочетание «формы» и «материи». При этом «материя»- это возможность принять форму, а «форма» — «действительность» по отношению кматерии, уже принявшей форму. Материя не может существовать отдельно от формы,но форма может существовать отдельно от материи. То есть ничто материальное неможет существовать независимо от высшей формы – Бога, а сам Бог есть чистоидеальное существо. Во всех созданных богом вещах сущность отличается от существования.Существование выше сущности.
Приводитдоказательства существования Бога.
1.Все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель – тот, когозовут Бог.
2.Все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Превопричиной является Бог.
3.Все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Бог — первонеобходимость.
4. Вмире имеются все ступени совершенства. Бог – первосовершенство.
5.Все в мире ведет себя целенаправленно. Бог – первоцель и для всего иперворуководитель.
Волячеловека только стремится к познанию. Ум человека уже обладает познанием.Свобода выбора человека основана на суждении ума. Цель деятельности человека –познание. Достижение счастья есть результат деятельности ума.
Цельюсуществования человеческого общества является содействие индивидами целейморали. Власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главеее на небе – Христос, на земле – папа римский.
АнсельмКентерберийский (1033 — 1109 гг.).
Произведения. «Монолог» и «Прибавление крассуждению» трактуют об основных проблемах теологии, о существовании и природеБога. «Диалог о грамматике» и «Об истине» — небольшие работы логическогосодержания. Это работы первого периода, когда Ансельм был аббатом. Во второйпериод, будучи епископом, он писал только специальные теологические и религиозныеработы, среди которых трактат об искуплении, известный под названием «ПочемуБог является человеком».
Взгляды.Вера и разум: «христианин должен через веру прийтик пониманию, а не через понимание к вере».
РациональностьБога и мира. Старалсядоказать, что Бог нетолько существует, но и обладает какими-то характеристиками, что мир сотворениз ничего, что душа бессмертна и свободна, он даже пытался обосновать «таинства»веры, Троицу, воплощение и искупление. Основанием, которое ему даваловозможность для такого понимания истин веры, была идея о рациональности Бога имира.
Доказательствасуществования Бога.
1. Если существуют вещи, которые — поотношению к какой-либо вещи — обладают относительно сравнимой характеристикой,то должна существовать и эта другая вещь. Имеются относительные блага, которыеболее или менее благие, обосновывающие существование того, что являетсяабсолютно благим. А абсолютное благо — это Бог. Аналогично этому, каждая относительнаявеличина свидетельствует о том, что является абсолютно большим, или о Боге.Любое относительное бытие обосновывает собой абсолют, или существование Бога.
2. В действительном, реальном миреимеются основания для предположения, что существует Бог. Если мы постигнемпонятие наиболее совершенной сущности, то оно будет существовать в нашеммышлении. Но существует ли оно только в нашем мышлении или оно есть вреальности? Если наиболее совершенная сущность существует в реальности, то она обладаеттой характеристикой, которой она была бы лишена как наиболее совершеннаясущность, существующая в нашем мышлении, именно — особенностью реальногосуществования, поскольку она более совершенна, чем все остальное, обладающееэтой особенностью. Поэтому наиболее совершенная сущность, если бы онасуществовала только в мышлении, не была бы наиболее совершенной, ибо она былабы чем-то противоречивым. Следовательно, наиболее совершенная сущность не можетсуществовать только в мышлении, а должна существовать и в действительности, — это следует из понятия Бога.
ЗначениеАнсельма. Ансельмсформулировал метод средневековой философии в соответствии с принципом «веры,ищущей разумения»; начал строить средневековую метафизику. Эта метафизика былатакой же теоцентричной, как и у Эриугены, однако от нее совершенно отличной.Бог в ней не был идентичным с миром, но являлся его троякой причиной, образцом,создателем и целью. Эта метафизика была дуалистической, но не в духе Плотина, ав духе Августина.
ПьерАбеляр (1075 — 1142 гг.).
Произведения.Свою писательскуюдеятельность он начал в 1118 г. произведением «О единстве и божественнойтроичности», которое было осуждено в 1121 г., а также первым вариантом «Диалектики». Из «Теологии», основной теологической работы, осужденной в 1141 г., сохранился лишь единственный фрагмент, известный под названием «Введение в теологию».По-видимому, это была новая редакция ранней «Христианской теологии» в пятикнигах, которая сохранилась полностью. Работа «Познай самого себя» содержалаэтику, а «История моих бедствий» — автобиографию Абеляра (это единственнаяавтобиография ученого, которая сохранилась со средних веков). Обе последние работынаписаны в период между 1133 и 1136 гг. «Да и нет» — сборник замечаний потеологическим проблемам — представляет собой классический пример применениясхоластического метода рассуждений. «Словарь по Порфирию» и найденный попрошествии многих веков «Словарь большого Порфирия» были частями его погибшей«Диалектики».
Взгляды.Положение вистории философии. Диалектикапозволяет понять истины веры, поскольку разум проникает и освещает дажетаинство. Как прекрасный диалектик Абеляр очень большое значение придавал методологическимпроблемам для обоснования теологического метода.
Взглядна универсалии. Общимв терминологии того времени является не только физический знак, или десигнат, азначение знака. Универсалии, собственно говоря, нужны для того, чтобы бытьобъектом выражения; им непосредственно не соответствует ни один объект, ноопосредованно соответствуют те, которые являются субъектом высказывания, а онислужат предикатом. Различение понятий, выступающих как субъект и как предикат,явилось новым мотивом, который был введен Абеляром в дискуссию об универсалиях.
Общиепонятия являются не врожденными, а благоприобретенными; они являются тойосновой, на которую опирается ряд логических операций разума. Процесс познаниявсегда начинается с ощущения, но образы вещи, которые даются чувствами ивоображением, являются только материалом для понятийного познания. Разум путемабстракции выделяет из них особые элементы и создает общие представления.
ИоаннДуне Скот (ок. 1265 – 1308).
Произведения.«Оксфордскоесочинение», «Парижское сочинение».
Взгляды.Преобладание веры над разумом. Фома доказывал, какими особенностямиобладает Бог, а Скот эти доказательства считал недостаточными. То, что Богявляется разумом и волей, что для него характерны вечность, бесконечность,всесилие, вездесущность, правдивость, справедливость, милосердие, Провидение,—во все это необходимо верить, но доказать этого нельзя. Нельзя также доказатьбессмертие души, сотворение души Богом, продемонстрировать участие Бога вдеятельности сотворенного. Скот не сомневался в этих истинах, но считал ихистинами откровения и веры, а не разума и науки.
Преимуществоинтуиции перед абстракцией. Первичными, наряду с актами внешнего восприятия, он считал акты разума,обращенного к самому себе и ориентированного на внутреннее переживание в равноймере. Интуиция дает индивидуальное и экзистенциальное познание, но оно носит случайныйхарактер, поскольку существование не относится к сущности конечных вещей.Абстрактное знание, напротив, отвлекаясь от наличных вещей и их индивидуальныххарактеристик, познает вместо этого их всеобщие и существенные особенности.
Преобладаниеединичного над общим.Для него единичность была не вторичной, а первичной чертой бытия.
Преобладаниеволи над мыслью. Фомаутверждал, что разум управляет волей, Скот этому противоречил. Действия волиникто не может предопределить, так как она по своей природе свободна, являясьсамодвижущейся. Разум не может управлять волей, воля же, наоборот, способнауправлять разумом. Она управляет разумом до того, как он начинает действовать,прежде всего, в познание воля вводит момент активности и свободы.
Уильям Оккам (ок. 1300—1349).
Будучи активным политиком-публицистом, Оккам решительно боролсяпротив господства церкви над государством, за строгое разграничение сфер их юрисдикции.Он фактически прокладывал дорогу Реформации. Согласно Оккаму, универсалии немогут существовать вне сознания; в таком случае они были бы единичными вещами,что противоречит их природе как общих сущностей. Большую роль сыграла развитаяим критика схоластического реализма, которая получила название «бритвыОккама», или «принципа бережливости», выраженного в словах: «Сущности недолжны быть умножаемы сверх необходимости», или «Бесполезно делать посредствоммногого то, что может быть сделано посредством меньшего». Оккам утверждал, чтопредмет всякого познания — только единичное, индивидуальное, различая при этомпознания интуитивное и абстрактное. Он внес существенный вклад в разработкулогики.