Реферат по предмету "Философия"


Философия конфуцианства

ФИЛОСОФИЯКОНФУЦИАНСТВА
 

Введение
1  Человеческая жизнь –главный предмет конфуцианства
2  Поднебесная как главноеусловие человеческой жизни
3  Конфуцианство о познании
4  Историческое развитиеконфуцианства и проблема человека
Вывод
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Конфуцианство,собственно Жу-цзя (буквально – школа ученых-книжников), одно из самыхвлиятельных философских и религиозных течений Китая. Основано Конфуцием (латинскийвариант), Кун-цзы (китайский вариант), т. е. учитель Кун. Другие имена – КунФуцзы; Кун Цю, Кун Чжунни.
Конфуцийродился в 551(2) году до н.э. Отцом его был великий воин своего времени,прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Когда мальчику было два года и тримесяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ), отец скончался.Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не сталисдерживать свою ненависть к ней, и женщина вернулась в свой родной город. Мальчикрос, отличался от своих сверстников обостренным восприятием несправедливости,чувством особой любви к родителям, знанием многих религиозных обрядов (егомать, выполняя долг жены, каждый день читала молитвы по усопшему мужу).Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Узнав обопыте своих предков, среди которых были талантливые люди, проявившие себя вомногих областях человеческой деятельности, он сделал вывод, что одной военнойдоблести недостаточно для достижения желаемого, нужны и другие достоинства.
КогдаКонфуцию было семнадцать лет, умерла его мать. С огромным трудом он разыскиваетмогилу отца ( ни его, ни даже его мать старшие жены не пустили проводить ШуЛянхэ в последний путь ) и в соответствии с религиозными обрядами похоронил рядоммать. Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один.
Из-забедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималасьего умершая мать. О том, как Конфуций относился к работе, не соответствовавшейего происхождению, разные источники сообщают по-разному, но более вероятно, чтоотвращения к «низкому» труду он не испытывал. В то же время Конфуцийпомнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и усиленно занималсясамообразованием. Позднее он скажет: " В пятнадцать лет я обратил своипомыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет яосвободился от сомнений, в шестьдесят лет я научился отличать правду отнеправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушалритуала ". Судьба, словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь,наделила его здоровьем, недюжинной силой, природным умом. В девятнадцать лет онженится на девушке, которая сопровождала его всю свою жизнь, и вскоре у нихрождается сын.
С юностиКонфуция мучила мысль о переустройстве китайского общества, создании идеальногосправедливого государства, где всем было бы хорошо. Пытаясь воплотить свою идеюв реальность, он много путешествовал по стране, предлагая свои услуги вкачестве министра китайским царям и князьям. Конфуций занимался реформированиемобщественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний таки не было доведено до конца — то вследствие утонченности самой идеи, то врезультате противодействия его врагов. Мудрость снискала Конфуцию большуюславу, и к нему стали стекаться со всей страны люди, желающие стать егоучениками. Путешествуя из одного царства в другое, Конфуций сокрушался:«Не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать моим учеником».Мудрец умер в апреле 478(9) г. до н.э. со словами: «Кто после моей смертивозьмет на себя труд продолжить мое учение?» Учение Конфуция записали егоученики в книгу «Беседы и высказывания». Большое влияние наформирование конфуцианства оказали философы Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.) иСюнь-цзы(313-238гг.до н.э.).

1 Человеческая жизнь –главный предмет конфуцианства
Конфуцианцы — прежде всего общественники и человековеды. В школе Конфуция преподавались:мораль, язык, политика и литература. Главная характеристика школы и направленияКонфуция может быть определена как принципиальный традиционализм. Сам Конфуцийговорил о своем учении: «Излагаю старое и не создаю нового».
Из природныхявлений конфуцианцев интересует лишь небо, как высшая сила, управляющая земнойжизнью. Причем характеристика «быть управляющей силой» — несопоставимо болеезначимая для конфуцианцев характеристика неба, чем его природность. Этауправляющая сила мало походит на бога-творца религий Запада. Небо не вне мира,а над миром, который, несмотря на все тяготы, не «юдоль скорби и греха», аПоднебесная. Небо – это судьба, рок, Дао Поднебесной. Небо – это закон.
Главнойпроблемой для Конфуция является рационализация общего для всей китайскойкультуры культа предков. Конфуций предпринимает парадоксальную с точки зрения европейцаи естественную для китайца попытку сохранить традицию, сделав ее немножкоменьше традицией и несколько больше обоснованным убеждением. То, что заповеданотрадицией, должно быть глубоко укоренено в человеке посредством тщательноголичного размышления над ней. Важно осознанное, а не слепое следованиеустановленным в Поднебесной порядкам. Человек должен жить достойно, и это будетлучшим способом следовать предкам. И, наоборот, ради своей достойной жизнинужно следовать издревле заповеданному.
Эта проблемазвучит у Конфуция в виде вопроса: «Не научившись служить людям, можно лислужить духам?» Человеку предопределено всё сугубо человеческое, инеестественно «зарывать голову в песок небесных и спиритуалистических дел»,«скитаться за пределами мира пыли и грязи». Всё тайное и невыразимое – заграницами человеческого рассмотрения: суть неба и Дао, тайна рождения и смерти,суть божественного и высшего. Но жизнь человека, с ее реальным течением, – этоего дело. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?» — спрашивает Конфуций. И вот ведать, что такое жизнь, человек может и обязан,чтобы быть человеком, и человеком достойным.
Жизнь – этослужба людям.Это является важнейшей и фундаментальнейшей этической идеей конфуцианства,определяя как его достоинства, так и недостатки. Сосредоточившись на подробномрассмотрении «службы людям», как нравственной, так и государственной,конфуцианство не испытывает потребности к отвлечениям, абстракциям и т. п. Ихместо занимает тщательность «анализа» общепринятых правил организации жизнилюдей.
Областьразмышлений Конфуция – по преимуществу практическая нравственность. Основныеэтические понятия-заповеди, на которые опирается это размышление: «взаимность»,«человеколюбие», «золотая середина». В целом они составляют «правильный путь» — Дао, которым должен следовать всякий, кто стремится жить в согласии с самимсобой, другими людьми и Небом, а значит, жить счастливо.
«Взаимность»- это любовь к людям, как исходная приветливость, открытость, сердечность, вежливостьпо отношению к тому, с кем вступаешь в общение; любовь к ближнему в прямомсмысле слова. Нравственное отношение «к дальним» — это «человеколюбие». Это любовьи уважение к человеку вообще и к человеческим нормам жизни. Поэтому«человеколюбие» предполагает, прежде всего, почтительность и уважение поотношению к родителям, и в целом старшим, и стоящим выше по социальнойлестнице. Правило «золотой середины» предполагает умение находить меру междунесдержанностью и осторожностью. Выполнение этих заповедей позволяетосуществлять главный этический принцип: не делай другим того, чего не желаешьсебе.
Эти заповедимогут быть выполнены с помощью пяти «простых и великих» добродетелей: 1.мудрость, 2. милосердие (гуманность), 3. верность, 4. почитание старших, 5.мужество. Обладание этими добродетелями практически означает добросовестноеотношение и глубокое уважение к себе и другим. А это главное в проявлениичеловеколюбия и милосердия, которые в конфуцианстве почти совпадают.
Милосердие –суть человеколюбия. Оно имеет место тогда, когда у человека «сердце как у людей», сердце,живущее по правилам людей и потому «милое». Милосердие – необычная форма любви,«сублимация» (используя современный термин) непосредственно переживаемогочувства симпатии, сердечности. Милосердие коренится в этом непосредственномчувстве, но значительно превосходит его. Милосердие – это радость жизни,мудрость доброты, добрая и спокойная совесть. «Знающему далеко до любящего,любящему далеко до радостного». В этом качестве милосердие становится нравственнымимперативом, имеющим, возможно, и огромную общественную пользу. «Милосердныйнаходит в милосердии покой, мудрый находит в милосердии пользу». Кроме того, милосердие,важнейшая «несущая конструкция» Поднебесной, сила, являющаяся антиподом зла вмире.
Через понятиямилосердия этические координаты человеческой жизни естественно перетекают вкоординаты социальные. Политическая структура человеческой жизни определяетсястепенью осуществления милосердия в жизни людей. По мнению конфуцианцев, лишьизбранные и полноценные люди способны на милосердие, т. е. обладают «сердцемкак у людей», сердцем тех, кто достоин называться человеком. Именно на этихлюдях держится социальный порядок и иерархия Поднебесной.
Человек,способный на милосердие и следующий заповедям, – «благородный муж», и он резкоотличается от «низкого человека», для которого милосердие недостижимо.«Благородный муж» и «низкий человек» — это одновременно этические иполитические понятия. Только тот, кто выполняет заповеди и осуществляетмилосердие, может быть достойным высшим сановником и государем, поскольку точносоответствует имени «государь». «Если государь должным образом относится кродственникам, то в народе процветает человеколюбие». Мораль благородного мужадает ему право на власть. Если верхи будут вести себя должным образом, то «совсех четырех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной».
2 Поднебесная как главноеусловие человеческой жизни
Политическаяструктура Поднебесной опирается на нравственность, а не на закон. Сила нравственногопримера, а не нагромождение законов должно быть сутью власти. И именно из этогоблагородного и высокого побуждения рождается глубинное трагическое противоречиеконфуцианства. Власть, базирующаяся на морали, приобретает характеристики святости,неприкосновенности и незыблемости. Поэтому внимание к человеку и правилам егожизни перерастает в пиетет перед общественно определенными стандартаминравственности и святости.
Высвобождениеиз мифологизированной традиции в область светской нравственности оказывается обязательнойзависимостью от правильного общественного порядка-ритуала, который безусловенкак в своих моральных основаниях, так и во внешних церемониальных формах.Конфуцианство придает этой зависимости положительный смысл, поскольку понимаетее не только как политическую, но и как культурную форму. Государственнаязадача понимается почти эстетически. Музыка и искусство – главные инструментыуправления страной.
Личность,высвобождающаяся из мифологии, высвобождается не в индивидуальную свободу, но вискусно построенную «мозаику» правил поведения людей. Личность не становитсясамоцелью, она – часть общественного мироустройства. Основные структуры этогомиропорядка – человечность – «жень», добродетель – «дэ» и порядок – «ли».
Длясубординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости иисправности – «и». Человек должен поступать так, как велит порядок и егоположение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка ичеловечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равнокак малые люди разбираются в том, что выгодно».
Исправноеповедение требует особой нравственной силы – совести. Совесть – фактически порядочность,упорядоченное поведение, а также внутренняя, духовная и интеллектуальная жизнь.Исправное поведение – это путь образованных, которые обладают нравственнойсилой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.
Необходимодостигнуть должного уровня управления и стремиться, чтобы потом всеподвергалось как можно меньшим изменениям. Для этого нужно все время приводитьвещи в соответствие с их былым значением. Это и будет разумным,рационализированным культом предков. Этот важнейший процесс общественной жизниназывается «исправлением имён». Требование быть реальным государем, сановником,отцом или сыном означает, что при любом отклонении от нормы к ней следуетвозвратиться, исправив имя, или исправившись в имени. «Если имена неправильны,речь противоречива, если речь противоречива, дела не завершаются успехом, когдадела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка, когда непроцветают правила поведения и музыка, наказания и штрафы накладываютсянеправильно, народу некуда поставить ноги и положить руки».
«Исправленияимён» должно теоретически помогать практическому самопознанию, для того, чтобы могловозникнуть общественное устройство, основанное на разуме и традиции. Этообщество, дающее индивиду возможность не только и не столько заниматьсясамоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение, действуя на благо людейи государства.

3 Конфуцианство опознании
 
Представленияо разуме, познании и знании определяются общей направленностьюполитико-нравственных воззрений конфуцианства. Знания для конфуцианцев – это,прежде всего, знания людей (знания, направленное на понимание людей, и знание,являющееся людским знанием). В редких людях существует врожденное знание. Этилюди стоят выше всех. Конфуций считал, что он сам им не обладает. Он человекучения. Эти люди стоят за обладающими врожденным знанием. Третий вид знаний –это знания о природе, которое необходимо тем, кто работает, прежде всего,земледельцам.
Обучение – недостижение суммы знаний, оно всегда связано с размышлением. Обучение даетвозможность: обучиться поведению, чтобы правильно выполнять ритуал, и овладетьнадежным познавательным процессом. Настолько надежным, что он будет позволятьизрядно судить о предмете, не имея конкретных знаний о нем. «Обладаю ли язнаниями? Нет, но когда низкий человек спросит меня о чем-нибудь, то даже еслия не буду ничего знать, я смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обовсем рассказать ему».
4 Историческое развитиеконфуцианства и проблема человека
 
Будучипрактической философией, философией-поучением, философией человека, а неприроды, конфуцианство несет в себе во многом разнородный потенциал. Такаяфилософия максимально укоренена в человеке, открыта и естественна для него, ноу нее слабые перспективы теоретического развития. Она может либо превратиться внабор банальных нравственных поучений, замечательных, но, к сожалению,стирающихся от исторического употребления, либо стать в полной мере философскойантропологией (философией человека), т. е. обратиться к проблеме природычеловека и к теоретическому исследованию ее.
Вконфуцианстве последнее происходит достаточно рано, хотя конфуцианцев нельзяназвать представителями теоретической философской антропологии. Но ученикиКонфуция вполне определенно делятся на тех, кто отстаивает тезис о благойприроде человека, приближаясь во многом к своим оппонентам – даосам, и тех, ктоотстаивает тезис о дурной природе человека и выдвигает идеи, частичносовпадающие со взглядами легистов и моистов, также противостоящихконфуцианству.
Одним изизвестных последователей Конфуция, придерживавшихся тезиса о благой природечеловека, был Мэн-цзы. Он считал, что «человечность – это сердце человека. Долг– это путь человека. Как жаль, что люди бросают свой путь и не идут по нему,теряют свое сердце, и не знают, как отыскать!» Все беды Поднебесной от того,что человек забывает о своей естественной нравственности.
Беседующий сним Гао-цзы говорит: «Человеческая природа подобна иве, а чувство долга подобнодеревянной чаше. Воспитать в человеке человечность и долг – все равно, чтовырезать чашу из ивы». На это Мэн-цзы возражает: «Разве вы можете вырезать чашуиз ивы, не насилуя природу ивы. Ведь чтобы вырезать чашу нужно преждеискалечить иву. Стало быть, изувечив дерево, вы смастерите из него чашу, а,изувечив человека, сделаете его человечным и справедливым? Если вся Поднебеснаястанет отныне считать человечность и долг злом, то виною тому – только ваширечи».
Лишь подлинноеестественное милосердие человека, к которому человек может, потеряв его,вернуться, возвращаясь к себе, является основой благополучия человека иобщества. Природа человека, в сущности благая, определяет общественноеустройство.
Противоположноготезиса о дурной природе человека придерживался Сень-цзы. Он считал, чтообщественное устройство важнее природы человека, поскольку только оно можеткомпенсировать его исходную порочность. Всё доброе в человеке может быть лишьблагоприобретенным. Люди по природе стремятся только к выгоде, неуступчивы иненавистны. Послушное следование природе человека, повиновение чувствамнеизбежно порождает соперничество. В этом случае люди будут нарушатьукоренившийся порядок и благонравие, что приведет к хаосу в государстве.Поэтому необходимо путем воспитания человека изменить его природу, обучая егоправилам («ли»), справедливости («и») и долгу. При этом все правила и самопредставление о справедливости создаются совершенно мудрыми и не возникают изчеловеческой природы.

ВЫВОД
По сути,конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией. Несмотря наэто, оно, подобно другим восточным учениям, признает существование духов,демонов, богов. Конфуцианство с его нравственно-практической ориентацией, какбыло сказано, является фактически официальной этико-политической доктринойКитая. Оно настолько глубоко пронизывает китайскую культуру, что и сегодняконфуцианству не требуется быть религией и храмовым служением настолько же,насколько, например, даосизму или буддизму, поскольку независимо отвероисповедания каждый китаец в некоторой степени может быть названконфуцианцем.
Взвешенно-точное,ясное и одновременно глубокое знание о нравственной и политической практикечеловеческой жизни – цель конфуцианства. Вопросы, обозначенные в конфуцианскойфилософии, становятся предметом школ моистов и легистов, составляющих, тем неменее, оппозицию конфуцианству.

Литература
 
1. «Древнекитайская философия» Т.1, 2. — М., 1972.
2. Конфуций. Изречения. – М.: «Изд-во МГУ», 1992.
3. Конфуций, его жизнь и учение.
4. Курс лекций по философии www.filo-edu.ru
5. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М. 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.