Содержание.
Введение.
§1. Предмет философии и ее функции.
§2. Возникновение философии, этапыее развития.
§3. Основные философские проблемы.
Заключение.
Список источников.
§1. Предмет философии и ее функции.
Философия — общая теория мира и человека в нем. Термин«философия» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе онозначает «любовь к мудрости» («филео»- люблю, «софия”- мудрость). Современная философия — это прежде всего наука и, более того, — ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формированиинаучной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработкеосознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философскиепредставления во многом определяют восприятие и понимание происходящего вжизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решениявозникающих проблем.
Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки иобщества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сихпор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время сособой остротой выявляется главное назначение философии — дать человекунадежные ориентиры мудрости.
Сегодня мы часто произносим слова«философия», «религия», «мифология». Между тем, для понимания того или иногоявления важно знать, как оно возникло.
Истоком возникновения философииявляется мировоззрение. Мировоззрение определяют как
1.совокупность принципов, взглядови убеждений, определяющих направление деятельности и отношение кдействительности определенного человека, социальной группы, класса или обществав целом.
2. система представлений о мире и оместе в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности ик самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненныепозиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Причем выделяют три типамировоззрения:
· Мифологическое
· Религиозное
· Философское(Научно-философское)
Мифология ( от греч. mifos — предание, logos — слово, понятие, учение ) — форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира,характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всехнародов мира. Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человека — объединил в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов,искусства, философии. Целостное миропонимание, в котором различныепредставления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себереальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль иэмоции.
В поисках ответов намировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избраларазные пути.
Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святость) — такая форма мировоззрения, в которойосвоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний — земной,естественный — сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняетвера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и ихглавенствующую роль в мироздании и жизни людей.
Таким образом, религия – это такойтип мировоззрения, при котором человеческое отношение к миру постояннопропускается через особое существо (Бог), наделенное чертамисверхъестественности.
В отличие от религиозногомировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам,надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальныеаспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в пониманиимира и человека с позиции знания, разума.
Философия имировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение выполняет функциюпознания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человекомокружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принциповустройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на всепознавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. Спомощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности итеоретичности.
Философияопределяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпохуВозрождения, основной направленностью философии было осмысление места человекакак центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемычеловека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самыеразличные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.
Попытаемся определить основные качества, которые эта наука стремитсяразвить в каждом из вас:
* Широта, масштабность и глубина осмысленного опыта. Несомненно, мудрость — синонимбольшого жизненного опыта. Этот опыт человек накапливает на основе осмыслениясвоей собственной жизни, жизни природы, других людей, общества в целом.Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством вконкретных сферах познания и деятельности. Философия — это единственная,уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества вцелом на протяжении всей его истории. В этом осмыслении она опирается на опытвсех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории икультуры.
* Способность и склонность к обобщениям, к уразумению смыслапроисходящего.Необходимым условием формирования мудрости является систематическое осмыслениеи обобщение происходящего. Мудрый человек извлекает уроки из прошлого иучитывает их в планировании будущего. Систематическое обобщение событий иполучаемых знаний позволяет неуклонно совершенствовать стратегию своей жизни идеятельности. Философия, являясь предельно общей наукой, всем своим строемстремится развить у изучающего ее человека способность к обобщению. При этомона ориентирует не только на осмысление опыта успешных действий, но и на выявлениеложных путей, типичных ошибок с целью их предотвращения в будущем.
* Всесторонность видения действительности. Развитая всесторонность мышления — один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям,учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет с неизбежностью кискажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практическойдеятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии — показать человекумногомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, простыхрешений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим, ибо видит в одном и том же событии множество сторон, втом числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайнофилософскому отношению к действительности присуща ориентация: „несмеяться, не плакать, а понимать.“ (Б.Спиноза).
* Развитие рефлексивного мышления. Рефлексивность мышленияозначает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке,самокритике. „Познай самого себя“ — этот афоризм древнегоспартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главныхпутеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни имудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритикапозволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силами способностям. Особенно актуально это для российского человека, которому нанынешнем тяжелейшем изломе отечественной истории крайне важен трезвый,объективный самоанализ, критическое отношение к происходящему и прежде всего ксамому себе. Ибо суровая самокритика — это действенный импульс к развитию. И тестраны, цивилизации, в культуре которых укоренен дух самокритичности, обретаюттем самым важный фактор динамичности, ускоренного движения.
* Умение находить „золотую середину“ при решениисложных проблем. Мудрыйчеловек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найтиоптимальный путь. Весь опыт философии также учит умению избегать противоположных крайностей, вырабатывает способность творчески соединятьлучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные,испытанные традиции. К сожалению, Россия — страна крайностей, склонная кбесшабашной ломке коренных исторических традиций на трудных этапах истории.Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикальногокоммунизма, а завершает полной его противоположностью, именуемый даже встранах Запада „звериным“, „бандитским“,»криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайностьс неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему встране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование.Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить этиразрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного,продуктивного выбора.
* Способность к предвидению будущего. Как утверждает западный специалист вобласти теории управления Р. Акофф: “мудрость — это способность предвидетьотдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвоватьсиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, чтоуправляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируясовременную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальныхзаконов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким идальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более увереннопланировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболеедейственные.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействиесо стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство,религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесссвоими передовыми идеями. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначениеи функции.
1. она выполняетмировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая,поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всехчастных наук.
3. функциясоциальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядкавещей.
4. конструктивнаяфункция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть вбудущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическаяфункция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов
6. функция отраженияили обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества.Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальнаяфункция. Способствует развития у человека способности к теоретическомумышлению, через нее передается познавательный образ.
Основными разделами философии, обеспечивающими реализацию ее функций,являются:
* Онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение), исследующаянаиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.
*Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — теорияпознания, изучающая наиболее общие проблемы познавательной деятельности(природа познания, его формы, методы, виды, понятие истины, ее критерии ит.п.).
*Социальная философия, изучающая наиболее общие проблемыфункционирования и развития общества;
* Философская антропология, исследующая наиболее общие исущественные проблемы человека;
* Философия естествознания, техники, экономики, культуры,осмысляющая наиболее фундаментальные мировоззренческие и методологическиепроблемы этих наук.
Таким образом, дажекраткая характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем незаменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука. Подытоживаясказанное, можно дать исходное определение смысла философии: философия — этообобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее цельюформирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости.
И конечно же это явлениеимеет глубокие корни и богатую историю.
Возникновение философии, этапы ееразвития.
Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь свозникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились вVII — VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.
Слово «философ» впервые ввел в обращение древнегреческиймыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости,правильному образу жизни, познанию «единого во всем».
Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной историичеловечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философК. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории «осевымвременем».
В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим посей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболеевлиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинаетощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направленияхсовершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многихпересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи.Перемены, осуществившиеся в эпоху «осевого времени», имели огромноезначение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкийповорот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранилсяпо настоящее время.[1]
Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребностидуховного развития общества в эпоху «осевого времени», отличается отмифологии и религии следующими качествами:
* рациональным характером объяснения действительности(базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки,логичностью и доказательностью);
* рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своимисходным предпосылкам, «вечным» проблемам, критическимпереосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным«зеркалом» не только для себя самой, но и для науки, культуры,общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;
*свободомыслием икритичностью,направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в“абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнемизречении: «подвергай все сомнению», является одним из ее стержневыхидеалов
Философия не стояла наместе, а постоянно развивалась.
История мировой философии делится на :
1. Возникновениемировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.
2. Античнаяфилософия. VI век до н.э. — V век нашей эры
3. Средневековаяфилософия V век н. э. – XIV век н.э.
4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.
5. Философия Новоговремени (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. — сер. XIX века н.э.
6. Неклассическаясовременная философия сер. XIXвека н.э. – современное время
Приведем краткую характеристику основных этапов философии, основные идеи,высказываемые философами того времени.
1.Философия возникает сразу в нескольких очагах, наибольшего развития онаполучает в Индии, Китае и Древней Греции. На этом этапе наибольший интересфилософов был направлен на попытку открытия основ мироздания, рассматривалисьвопросы смерти и бессмертия, впервые развивался интерес к человеку.
Индия.
Основными течениямифилософии являются:
Ведическое направление сформулировано во 2 векедо н.э. Основная позиция: мир вечен, в мире cуществуют две сферы: природы илюдей Задача: избавить человека от страданий этом мире путемосвобождения ума от материи.
Неортодоксальные(не являются поддержателями законов«Веды»)
Философия буддизма Основана в 6 в до н.э. царевичемСиддхардом (Буддой). Учение Будды: мир вечен, никем не создан состоит из 5первоначал и дхарм. Душа — комбинация дхарм — смертна. Cмысл жизни: уйти в мирнирваны. В 1 в. до н. э. возникают 2 направления: Хинаяна и Махаяна.Китай
Во 2 тыс. до н.э. — религиозно-мифологическое мировоззрение: мир — хаос, в котором небом управляетян (мужское начало), а землей — инь (женское).
1 тыс. до н. э. — натурфилософская концепция: в результате взаимодействия эфира (ци) на нь и ян появилось5 первоначал и дао («путь»).Даосизм
Основан Лао-цзы в 604 г.до н. э. Дао — всеобщая закономерность, первооснова и завершение всегосуществующего; вечно и безымянно, бестелестно и бесформенно; присутствуетвезде.Конфуцианство
Основатель — Кун-цзы (551- 471 гг. до н.э.). Небо — высшая сила и грозный повелитель, судьбаи рок.Основа порядка в стране — ли (церемонии и ретуалы). Каждый должен следовать дао- «правильный путь» '.Конфуций развивал концепцию политики: лучше,если бы народ знал, поэтому нужно его просвещать.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. На этом этапе рассматриваются вопросы первооснов мира, философия«космоцентризма», с именами античных философов связан и рост интереса кчнеловеку.
Материалистическаяфилософия Древней Греции
Милетская школа: Основнойпредмет обучения Архэ – первоначало мира.
Фалес (624 — 547 гг дон.э.): Архэ (первоначала мира ) — вода, Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) — этоапейрон (первоначальная материя, из которой возник мир; сочитание противоположностей), Анаксимен (588 – 525 гг. до н.э.). Архэ — воздух, отстепени его уплотнения появляются вода, огонь, земля и т.д., Гераклит Эфеский(к .6 — н. 5 вв.). Архэ — огонь, душа состоит из огня и воды
Кроме этого грековволновал вопрос изменяемости мира. «Элиаты»: Ксенофан и Зенон (сер. 6 — н.5в.)считали, что все в мире из воды и земли. Мир вечен, неизменяем, в целомпостоянен. Движение — диaлектика прерывного и непрерывного.
Впервые были рассмотренывопросы бытия и небытия: Левкипп (500 — 440 гг до н. э. ) утверждал, что небытиесуществует нисколько не менее, чем бытие (совокупность атомов). Изменение вещей- результат изменения порядка и положения атомов.Идеалистическая философия.
Пифагор(582 — 500 гг дон.э.) считал, что истинное познание лежит через разум и логику, результатдеятельности которой является математика. Вся Вселенная — гармония и число, мирвозникает из противоположностей.
Школа софистов(5 в дон.э.)
Протогор (481-411 гг дон. э.). его убеждения можно выразить следующим образом: человек — мера всехвещей, каким человек видит мир, таким он его и воспринимает. Объективной истиныне существует.
Горкий (483-373 гг до н.э.) Отрицает существование: если существует, то непознаваемо, а если существуети познаваемо, то знания свои не может передать другому. Каждый человек живет всвоем мире, принадлежащем только ему.
Сократ(469-399 гг. дон.э.) Считал, что цель философии — научить человека, как должно ему жить.«Я знаю только то, что я ничего не знаю — с этого начинается путьпознания.»
Платон (427-347 гг. до н.э.). Парадокс знаний: «если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать,а если ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать». Душа бессмертна — она причина самого себя.
Аристотель(324-322 гг. дон.э.) вершина классической античной философии. Проблема философии: проблемаотношения единичных вещей и общих понятий(идей). Высшие роды бытия — категории(отражают объективные отношения вещей). Источник движения, существующий внематерии — форма (активное начало).Эллинско-римскаяфилософия
Эпикур(341-270 до н.э.) Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из позиции вечности материи,обладающей внутренним источником движения.
Стоики (к.4в до н.э.) — Зенон и Хрисипп место и роль науки определили следующим образом: логика — ограда, физика — плодотворная почва, этика — ее плоды, главная задача философии- в этике.
Скептики (4 в до н. э.) — Пиррон, Аркселай, Карнеад проповедовали воздержание от суждений для достижениядушевного спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цельфилософии.
Средневековая философия
В странах западной Европы5-15 века. Господствующая идеология — религиозная. Мистика — познание богачерез чувства, эмоции без участия разума. Путь познания мира: смирение, любовь,удивление перед Богом, экстаз. Схоластика — путь познания бога — рационально-логический
Этот этап развитияфилософии не дал много ярких имен. Тем не менее в данном контектсте можнопривести личности Блаженный Августин (354-430 гг), ФомаАквинский (1225-1274 гг).
ФилософияВозрождения. Характеризуетсяинтересом к человеку (гуманизм — Основные идеи гуманистической философии:1.”Природное начало человека”, 2.Антиаскетизм, 3.Радость земного существования,4.Проблемы достоинства человека, 5.Гармония материальных и духовных начал.), инауке, обществу.
Первый гуманист — ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374)
Ярким философом и литератором был ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321), считавший,что Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.
Представителем натурфилософии Ренессанса был ДЖОРДАНО БРУНО (1546-1600).Основной призыв его философии: борьба за добро. Основная задачачеловека-преодоление страха. Мерило нравственности -поступки человека. Человекдолжен стремиться к бесконечности.
Социальные теории высказывал целый ряд философов, но они были различны.
--Идеологияцентрализованного государства:
НИККОЛО МАККИАВЕЛЛИ (1469-1527), утверждавший понимание общества, каксуммы независимых индивидуумов. Побудительный момент действия человека-эгоизм.”Человек скорее забудет смерть отца, чем момент лишения имущества”. Государствоне зависит от церкви. Необходимо государство светское, а не церковное.
--Предшественникиутопического социализма:
ТОМАС МОР (1479-1535) Главное его произведение -книга “Утопия”.Утопия-место которого нет. На этом острове частной собственности нет. Труд-этообязанность всех членов общества. Государство осуществляет учёт и распределениевсех произведенных продуктов, а непосредственной организацией производствазанимается община.
ТОММАЗО КОМПАНЕЛЛО (1568-1639). Автор учения-”Город солнца”. В своёмучении он отстаивает единство церковной и светской власти. Государственноеустройство “солнечного” города: во главе-жрец, первый духовник. Его помощники — Власть, Мудрость, Любовь, которые занимаются вопросами войны и мира, ремеслом,свободным искусством, образованием, контролем рождаемости, воспитанием,медициной. Компанелло придерживается взглядов истинного христианина. Призываетк ликвидации частной собственности и эксплуатации. Убежден в возможностиосуществления этого силой масс, силой переворота, восстания. Выдвигаеттребование всемирного объединения людей под властью Папы.
Следующий этап в развитии философии Философия нового времени, котораяимеет собственную периодизацию.
1.Начало формированияфилософского мышления нового времени.
ФРЭНСИС БЭКОН(1561-1626). Суть философских идей: основная задача философии — познаниеприроды и подчинение её власти человека. Познание начинается с чувственногоопыта.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) — рационалист. Ставит проблему нового метода научного исследования. Всё имеетсвою причину. ”Существует вокруг меня объективный мир, как причина моихвпечатлений, ощущений”.У человека есть врожденные идеи, например, идея Бога.
2.Английская философия 17века.
ТОМАС ГОББС (1588-1679) — рационалист материалист. Разрабатывает теорию истины. Истина не в вещах, этосвойство суждений о вещах. Социальная доктрина: люди от природы равны. Сначалавойна всех против всех, затем люди поняли что они погибнут, и договорились осоздании государства, отдавая ему все права.
ДЖЕЙМС ЛОКК (1632-1704)Основное в его философии-гносеология. Нет врождённых идей, всё познание изопыта и в опыте. Первичные качества присущи вещам независимо от тоговоспринимаем мы их или нет: объём, форма, число, движение. Вторичные качествавозникают в результате воздействия тел на наши чувства: цвет, запах, вкус.
3.Рационализм европейскойфилософии 17 века.
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА(1632-1677) заимствует терминологию Декарта. Врожденных идей нет. Человекдолжен познать свои аффекты: вожделение, радость, печаль. Существующиегосударства-это способы обуздания людей. Один из основоположников критикиБиблии.
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ(1646-1716) — рационалист. Его философия -переход от материализма кобъективному идеализму.
4.Просвещение
ФРАНСУА МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР(1694-1778)считал, что мир-целесообразен, а человек-разумен. Значит естьразумный творец. Различал три вида правления: деспотизм, монархия, республика.
ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778)Основная тема философских рассуждений-судьба личности в обществе. Чувствапросыпаются в человеке раньше, чем разум, следовательно, они важнее. Гармонии вобществе нет. Три ступени общественного неравенства:
1.расслоение на богатых ибедных
2.возникновениегосударства: ”богатые и бедные заключают договор о власти”.
3.законная властьпревращается в деспотизм.
ДЕНИ ДИДРО (1713-1784).По его теории, природа никем не сотворена и в не её нет ничего. Мир вокруг наспостоянно зарождается и исчезает.
5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯФИЛОСОФИЯ.
ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)– автор учения о познании. Источники познания: чувственность, рассудок.
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХГЕГЕЛЬ (1770-1831). Его философия основана на идеализме. Исходноепонятие-абсолютная идея-начало начал. Её атрибуты: всеобщность, деятельность.
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ(1804-1872) Этот ученик Гегеля выступает против его идеализма. Критика религиии теологии.
КАРЛ МАРКС(1818-1883) ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820-1895) создатели диалектическогоматериализма.
Для неклассической современной философии характерны другие взглядына проблемы, являющиеся объектом философского анализа. В частности, иррационализм.
АРТУР ШОПЕНГАУЭР(1788-1860) исходит из отрицания законов объективного мира, отрицанияпознаваемости мира. Каждое явление-это вещь в себе -это воля-суть вещи в себе. Считал, что история-это хаос случайностей, жизнь человека-это страдания, а счастьяв принципе быть не может.
СЁРЕН КЬЕРКЕГОР(1813-1855) вводит понятие экзистенции-это как внешнее так и внутреннеесуществование человека.
ФРИДРИХ НИЦШЕ(1844-1900). Центральное понятие философии-это жизнь-это и биологическиеявления и общественная жизнь и субъективные переживания. Основа жизни-это воля.Воля к власти-это инстинкт человека, является движущей силой мирового процесса.Т.к. мир сплошное изменение, то любое объяснение является ложным. Все научныепонятия-это фикция.Всё то, что в науке мы называем истиной, Ницше называет“биологически полезным видом заблуждения”.
ЗИГМУНД ФРЕЙД(1856-1939).Теория Фрейда направлена на изучение массового сознания,взаимоотношений в социуме.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
Философия существования(30-е гг. 20 века).
КАРЛ ЯСПЕРС в книге“Духовная ситуация эпохи” анализирует состояние общественного сознания.Говорит, что нигилизм, цинизм, безрассудство — это расплата за необоснованноедоверие к истории. История — это дорога, которую дьявол вымощил разрушеннымиценностями.
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР.Основной категорией идеалистической философии Хайдеггера является“временность”, как внутреннее переживание человека. Первичным является“настроение”, т.е. формы первичного, неразвитого сознания. Априорными формамичеловеческой личности являются забота, страх, тревога и т.д. Эти формысоставляют субъективное бытие человека — “бытие — в мире”. Чтобы постичь “смыслбытия”, человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок,осознать свою “смертность”, «бренность».Особого внимания заслуживает ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Возникает в 9 в спринятием Христианства на Руси. До 17 века философия существует в рамкахбогословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия. Русскаяфилософия заслуживает более подробного анализа, здесь автор приведет тольконаиболее яркие имена отечественных философов:
18 век: Ломоносов М.В.(1711-65гг.) — основоположник материалистической философии в России; РадищевА.Н. (1749-1802гг.) в материалистической системе доказательств смертности души использовалдиалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что «настоящеечревато будущим».
Первая четверть 19 в.:Западники — П.Я.Чаадаев(1794-1856 гг.), Н.В.Станкевич (1813 1840гг.) считали,что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла иидет Западная Европа. Славянофилы — И.В.Киреевский (1806-56гг.),А.С.Хомяков(1804-60гг.) стремились обосновать необходимость особого путиразвития России.
Герцен Александр(1812-1870) существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремилсянайти и сформулировать новый метод познания). Белинский (1811-1848),Чернышевский (1828-1889)
Конец 19 — начало 20вв. религиозная философия: В.С.Соловьев (1853-1900 гг. ) Представил следующуюкартину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах(субстанции, умственной чувственной), человек — акт божественного творения,проявление того, что уже есть; Н.А.Бердяев (1874-1948гг.) считает, что существует 2 вида свободы: иррациональная(первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла — соединение с Богом, возникновение богочеловека.
Помимо приведенной вышеклассификации, совмещающей характеристики исторические и философские, рядавторов выдвигает другую периодизацию развития философской науки.
Философия древних мыслителей. Она представляла собой единую,нерасчлененную, универсальную науку, включавшую не только философские знания, но и все другиезнания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально-политические,гуманитарные и др. На этом этапе философия была «наукой наук».
В XVI — XVIII вв. началось выделение частных наук изфилософии. Этотпроцесс наиболее явно происходил в Европе, где он стимулировался развитиемкапитализма и связанным с этим растущим спросом на точные, конкретные научныезнания. Именно в эту эпоху начинают развиваться как самостоятельные областизнания такие науки как география, математика, механика, астрономия, физика,медицина и др. Процесс формирования новых конкретных наук и дифференциациистарых продолжается и в настоящее время. Так уже в ХХ веке возникли такие наукикак демография, информатика, космонавтика, биотехнологические науки и др.Дифференциация конкретных наук, имевшая в прошлые века в основном позитивноезначение, в ХХ веке стала обнаруживать все большие издержки. Современнаябиология, медицина, физика, технические науки дифференцировались настолько, чтовключают в себя сотни направлений со своими особыми языками, методамиисследования, результатами, не всегда известными даже специалистам другихнаправлений данной науки. Растущая специализация создала труднопреодолимыебарьеры между науками, обусловила узость и односторонность видения сложныхпроблем, привела к выпадению из поля зрения конкретных специалистов важныхмежнаучных связей. В этих условиях перед философией встают качественно новыезадачи, связанные с формированием целостной стратегии развития науки, культуры,общества в целом. Существенно возрастает значимость ее интегративных,прогностических и лидерных функций. Именно в связи с этими процессами во второйполовине ХХ — века начинается качественно новый этап развития философии иизменения ее роли в духовной сфере.
Сущностью этого третьего этапа, особенно явно обозначившегося вконце XX века, являетсяформирование нового интегративного синтеза философиии конкретных наук. Философия стоит перед необходимостью принятия на себяфункций лидера, объединяющего и координирующего взаимодействие конкретных наук при решении сверхсложных, междисциплинарных, глобальных проблем(экологической, демографической, социально-экономического неравенства и др.).Другой науки, способной осуществлять продуктивное объединение конкретных наукна решение этих жизненно важных для человечества проблем просто нет. Поэтомуфилософии предстоит очень серьезная работа по собственной модернизации иконструктивизации с целью углубления контактов с конкретными науками, развитиюновых системных форм и методов осуществления своих интегративных и лидерскихфункций.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены история возникновенияфилософской науки, этапы ее эволюции. Мы познакомились с основными фигурамифилософии и их учениями.
Основные философские проблемы.
Среди основных философских вопросов особое место занимает вопрос осоотношении материального и духовного, бытия и мышления. «Великий,основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос оботношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагерясообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, чтодух существовал прежде природы и которые… так или иначе признавалисотворение мира… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основнымначалом считали природу, примкнули к различным школам материализма», — писал выдающийся мыслитель XIX века Ф.Энгельс.[2]Определяющее значение этого вопроса для философии связано, прежде всего, спроисходившим в XVI — XIX веках процессом решительного освобождения науки отдуховной власти религии и церкви.
Религия и примыкающие к ней направления философского идеализмарассматривают в качестве исходного, первичного начала мира некий духовный,первичный Абсолют (Бог, Абсолютная идея, Мировая Воля и т.п.). Материальный мирпонимается ими как порождение, следствие этого всемогущего, всеобъемлющегоАбсолюта, который творит Бытие сверхъестественным образом. Впротивоположность этим представлениям наука и научное, материалистическоемировоззрение рассматривают Мир, Бытие как нечто объективное, несотворимое инеуничтожимое, развивающееся по естественным законам, существовавшее дочеловека и породившее человека, общество, дух, сознание в ходе своего естественногоразвития. Достаточно очевидно, что наука и прежде всего естествознание могут вообще существовать и уверенно развиваться лишь опираясь на идеиобъективного существования мира, развития его по естественным законам ипознаваемости этих законов. Поэтому развитие и утверждение материалистическогомировоззрения являлось вплоть до ХХ века важнейшим средством поддержки и защитынауки, научного мышления в его противостоянии религии, суевериям, мистике идонаучным представлениям.
В настоящее время вопрос, обозначенный Ф. Энгельсом как основной, точнеебыло бы назвать коренным для философии. Вопрос об отношении мышленияк бытию имеет для философии коренное значение потому, что от того или иного егорешения радикальным образом зависит решение всех других философских вопросов ипроблем. Наряду с решающим значением этого вопроса для свободногосамоопределения науки и развития научного мировоззрения, он имеет коренноезначение для философии и в ряде других аспектов:
* различные решения вопроса об отношении мышления к бытию (в духематериализма или же идеализма) ведут в конечном итоге к принятию принципиальноразличных идеалов личности и образа жизни;
* глубинные основания этого вопроса коренятся во внутреннейраздвоенности человеческого бытия между духом и материей. Будучи противоречивымединством этих начал, человек по самой своей природе обречен на неизбежнуюборьбу между своими духовными идеалами, устремлениями и материальнымивозможностями их осуществления, обусловленными физическими и биологическимикачествами данного человека, его экономическими и другими материальнымивозможностями и ограничениями. Поэтому борьба материальных и духовных начал,приведение их в гармонию — являются неотъемлемыми атрибутами человеческойжизни, что и определяет значимость их философского осмысления;
* различное видение и решение данного вопроса лежит в основе существенныхразличий духовного менталитета цивилизаций Запада и Востока. Для цивилизацииЗапада характерен агрессивно-активистский тип отношения к бытию по принципу:«Если мир не отвечает моим потребностям, идеалам, то его необходимоизменить, преобразовать». Такая позиция оказала глубокое влияние намировую историю. Она явилась одной из значимых причин колониального порабощениястранами Запада многих народов, возникновения Мировых и многих других войн,развития на нашей планете тяжелейшего экологического и многих других кризисов ит.п. Для духовного менталитета Востока более характерно признание высшейсамоценности бытия, необходимости следовать его законосообразности: «Еслимир не устраивает меня, то необходимо изменить свое сознание, привести его вгармонию с миром». Поскольку Запад и Восток — это крупнейшие духовные,культурные миры, противостояние и взаимодополняемость их ментальностей попроблеме бытия и мышления имеют фундаментальное значение для философскогоосмысления.
Коренной вопрос философии имеет ряд аспектов. Главным из них являетсявопрос о том, какое из начал является первичным и определяющим: дух или материя. Различные решения этого вопроса в истории философии привели квозникновению противоположных мировоззрений: материалистического иидеалистического.
Философское направление, считающее материю первичным, определяющимначалом мира, а дух, сознание вторичным, производным от материи получилоназвание материализм. Противоположное направление, рассматривающее дух какпервичное начало, а материю как порождение и следствие духа, называется идеализм.Четкое определение материализма и идеализма было дано еще в XIX веке немецкимфилософом Ф.Шлегелем: "Материализм все объясняет из материи…принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализмвсе выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духаили же подчиняет ему материю".[3]
Идеализм существует в двух разновидностях: объективный идеализм исубъективный. Объективный идеализм признает существование материи, носчитает, что она порождена неким духовным началом (Богом, Абсолютной Идеей,Мировым Разумом и др.). Позиция объективного идеализма характерна для рядарелигий(христианство, ислам и др.), ее развивали такие философы и мыслители какПлатон, Ф.Аквинский, Г.Гегель и др. Субъективный идеализм в отличие отобъективного либо вообще отрицает существование материального мира, либоставит это существование под сомнение. Единственная реальность, которуюпризна-ют субъективные идеалисты, это сознание или ощущения субъекта. «Мир- это комплекс моих ощущений» — такова позиция субъективного идеализма.Неудивительно, что такое более чем странное мировоззрение, объявляющее мирпроизводным от сознания субъекта, Гегель еще в XIX веке назвал “дурнымидеализмом".
Материализм также существует в ряде различных форм, отражающихзакономерные этапы его развития. Первоначальные формы материализма возникливместе с возникновением философии в древних цивилизациях Востока и древнейГреции. Великолепной формулой стихийного древнего материализма, с необычайнойемкостью выражающей суть этого учения, является один из фрагментов учениядревнегреческого мыслителя Гераклита: “Этот Космос, один и тот же для всегосущего, не создан никем ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть ибудет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами угасающим”. В эпохуНового Времени (XVI — XVIII вв.) в Европе получил распространение метафизическийматериализм, для которого были характерны преувеличение моментовстабильности, статичности, изолированности объектов, недооценка их связности,развития. Характерной особенностью метафизического материализма был также механицизм,т.е. распространение представлений классической механики на все науки,механическая трактовка явлений в том числе биологических и социальных. Всередине XIX века К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом(1820-1895) были заложены основы качественно нового мировоззрения — диалектическогоматериализма, что явилось крупнейшей научной революцией в философии тойэпохи. Суть этой революции состояла прежде всего в соединении диалектики иматериализма, которые до того развивались порознь. Диалектический материализмМаркса и Энгельса, получивший впоследствии название философии марксизма,соединил и интегрировал в себе достижения различных направлений предшествующейфилософской мысли, в том числе и идеализма, переработал их с научных позиций.
Основные положения диалектико-материалистическогомировоззрения,лежащие в основе философии марксизма, можно схематически сформулироватьследующим образом:
1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимоот воли и сознания человека.
2) Мир не был никем сотворен и не может быть никем уничтожен. Онсуществует и развивается по естественным законам. В нем нет сверхъестественныхсил.
3) Мир един, в нем нет абсолютно отграниченных друг от друга«потусторонних» (стоящих «над миром» или «внемира») сфер и явлений. Многообразные объекты и явления действительностипредставляют собой различные виды движущейся материи.
4) Мир связен и находится в вечном, непрерывном движении, развитии.Объекты действительности взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в томчисле и закономерный переход от низших форм к высшим.
5) Естественное развитие материи через ряд закономерных ступеней(неживая природа ®жизнь ® общество) привело к возникновениючеловека, разума, сознания. Определяющую роль в выделении человека из животногомира и формировании его сознания сыграл труд, его общественный характер,переход животных предков человека к систематическому изготовлению и применениюорудий труда.
6) Общество, как высшая ступень развития материи, включает в себя всенизшие формы и уровни, на основе которых оно возникло (механические,физические, химические, биологические), но не сводится к ним. Оно существует иразвивается на основе социальных закономерностей, качественно отличных отзакономерностей низших форм. Важнейшей закономерностью общественного развитияявляется определяющая роль производства в жизни общества. Способ производстваматериальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессыжизни вообще — считал К. Маркс.
7) Мир познаваем. Человеческое познание не ограничено по своей природе,но оно исторически ограничено на каждом этапе своего развития и для каждогоотдельного человека. Критерием истинности мышления и познания являетсяобщественная практика.
Время показало непреходящую ценность диалектико-материалис-тическогомировоззрения для прогресса науки и общества. Вместе с тем выявилось, чтоотдельные его моменты требуют корректировки и развития. В последние годывозникла потребность в формировании высшей формы диалектико-материалистическогомировоззрения — «духовного материализма» (В.Мантатов). Духовныйматериализм продолжает линию марксистского материализма на признаниеобъективности бытия, его познаваемости, закономерной эволюции материи от низшихформ к высшим, исключение сверхъестественного из научных представлений и т.п.В то же время, духовный материализм преодолевает присущую прежним формамматериализма абсолютизацию первенства материального над духовным, противопоставление и разрыв этих начал, ориентирует на выявление их единства,сложной взаимосвязи, взаимопроникновения, на точную фиксацию отношений, вкоторых материальное и духовное определяют друг друга в функционировании и развитииобъектов.
Заключение
Философия зародиласьоколо 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитыеформы она приобрела в Древней Греции.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важнымифункциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытиенаиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистембытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичностьфилософского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза,формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а такжепервичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанныхспециально-научными методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские,практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об ихприроде и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленныйв иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех илииных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительноепродумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможныхвариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, котораятакже служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих всвязи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием«белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном — научном плане пробел предстоит заполнить специалистам — ученым иной общей системымиропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
Философия пыталасьвобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были датьцелостную картину мира. Вопрос о том что есть мир — основной вопрос философии.Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философскихпроблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философскийматериализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон).
Философия стремиласьпонять не только мир вне человека, но и самого человека.
Философии свойственностремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир вцелом, в мир как целое.
Основным назначением научной философии является формирование современнойкультуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентирыцелостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса,уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающееэти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно нисовременное полноценное специальное образование, ни формирование настоящегогражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.
Списокисточников.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Изд.2. М.1997.
2. Краткая история философии. / Под ред. В.Г. Голобокова. М. 1997.
3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. 1988.
4. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретическийанализ историко-философского процесса. М. 1991.
5. Основы философии. Учебное пособие для вузов./Отв.ред. Е.В. Попов М. 1997.
6. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М. 1972.
7. Степин В.С. Российская философия сегодня: проблемы настоящегои оценки пошлого // Вопросы философии. 1997. №5.
8. Философское сознание: драматизм обновления. М. 1991.
9. Франк С. Духовные основы общества. М. 1992.
Философия. Под. ред.Кохановского В.П. Ростов — на -Дону, 1995.
2. Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия. М., 1996.
3. Введение вфилософию. В 2-х ч. М., 1989. Ч.1 Гл.1,2. §1.
4. Философскаяэнциклопедия. М., 1960-1970.
5. Историяфилософии. Запад – Восток – Россия. Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1994 –1998.
6. Барулин В.С.Социальная философия (в 2-х частях). М., 1993.
7. Крапивенский С.З.Социальная философия. Волгоград. 1995.
8. Социальнаяфилософия (хрестоматия в 2-х частях). М.,1994.
9. Хрестоматия поистории философии. Ч.1-3. М., 1997.
10. Губин В.Д. Основыфилософии. М.,1998.