КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Философия»
по теме: «Философия Индии и Китая. Учение о бытии»
1. ФилософияИндии и Китая
Философия возникла примерно в одно и то же время (VIII-VII вв. до н. э.)в трех культурных центрах — ДревнемКитае, Древней Индии и Древней Греции. Эта историческая одновременность,однако, не исключает значительных расхождений в их видении мира и места человекав нем. Древнекитайская культура развивалась под знаком нерасторжимого единствафилософии, морали и политики, философии и житейской мудрости. Длядревнеиндийской культуры была характерна органическая сращенность философии срелигией. Древнегреческая же культура поощряла и развивала непосредственнуюсвязь философии с научным знанием, его критериями, нормами, идеалами. Вот этаориентация на научное, так или иначе проверяемое знание, демократизмобщественной (полисной) жизни, и были, видимо, теми обстоятельствами, которыеобусловили появление первых классических форм философствования в данном,древнегреческом, центре мировой истории. Именно в Древней Греции впервыепроизошло выделение философии в особую, предметно самостоятельную сферудуховно-культурной деятельности человека.
В философии можно выделить антитезу созерцательно-духовного Востока иинструментально-рационалистического Запада. Центробежность западно-восточногоспора о философии не может отменить ее проблемно-концептуальное единство. Напервый взгляд Восток и Запад слишком несхожи не только в решении поднимаемыхвопросов, но даже в их постановке. Тем не менее, одно обобщение, не боясьпогрешить против истины, можно все-таки предложить: философские истины носят вцелом интернациональный характер и по мере исторического прогрессачеловеческого общества становятся все более таковыми.
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ,доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые — альтернативны, т. е. явно противопоставленыдруг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия вовзглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо.Определяющая черта ее характера — переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственнофилософских идей. Религия занимала здесь особое место. Так же, как идревнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабойсвязью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однаждыизобретенным правилам и схемам.
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовноеединство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всегосуществующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили кидее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося взаконе Кармы. Карма — это суммарный,итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущихперерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях(круговороте рождений и смертей).
Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того,принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение кВедам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим.
Веды — древнейший памятникиндийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. «Веда»буквально означает «знание». Возникновение Вед относится к концу 2-го — 1-йполовине 1-го тысячелетия до н. э. Веды — это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического икосмологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы(описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений),Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Каждая веда в свою очередьделится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения),брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки(аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованноелесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты,раскрывающие сущность мироздания).
Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведическойтрадиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть:ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно кнеортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в ихтеоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Ведынепогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это, преждевсего ее подчиненностью политической и моральной практике, т.е. редукцией к такназываемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной,построения идеального общества, упорядочения отношений между «верхами» и «низами»и т.п. были в ней доминирующими. Знание оценивалось и отбиралось в соответствиис задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание — знание о добродетелях и правилах поведениявеликих людей.
Еще один элемент рассматриваемой специфики — оторванность философских исканий от конкретных научных знаний,естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных данных.В этой оторванности определенно просматривается пренебрежительное отношение кестественнонаучным наблюдениям и прикладным знаниям как к чему-то явно низкомуи недостойному человека, человека-мудреца. Противостояние философии иестествознания лишала древнекитайскую культуру возможности выработать цельное ивсестороннее мировоззрение. Для самой философии недооценка естествознанияобернулась недостаточной развитостью натурфилософских, в частностикосмогонических идей и представлений. Этот проблемный блок довольно скуден и,по сути, мифологичен.
К специфике древнекитайской философии следует отнести и ее сущностнуюобращенность к прошлому, в прошлое. Ярким выражением этой обращенности былкульт предков, состоявший в признании влияния умерших, их духов, на жизнь исудьбы потомков.
Для китайской древней философии характерна также тесная связь смифологией, мифами.
Расцвет древнекитайской философии приходится на VI-III вв. до н. э., которыепо праву называют золотым веком китайской философии. Здесь целое созвездиеимен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы, Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Шан Ян иХань Фэйцзы.
2. Учение о бытии
История философских учений о бытии, объединенных понятием «онтология»,представляет этнически разноцветное и довольно разветвленное по содержанию и поформе явление, сочетающее в себе к тому же и материальное, и идеалистическоенаправление мысли.
Впервые термин бытие ввел античный философ Парменид. Как же характеризуетбытие сам Парменид? Бытие — это то, чтоимеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Парменидом был сделанважный шаг в процессе становления философии. До него предметом изучения в античнойфилософии и науке были сущие вещи, но не сущее как таковое. Проблемазаключалась в самообосновании философии. Может ли мысль независимо от опытаоткрыть объективную истину?
Сущее есть, не-сущего — нет.Бытие есть, небытия — нет. Нужно былонайти точку пересечения двух непересекающихся рядов — ряда вещей и ряда мысли, совпадение мышления и бытия. Пифагортакой точкой считал число, Гераклит — слово (логос), у Парменида — бытие.
В дальнейшем в истории философии разрабатывались и анализировалисьразличные аспекты и стороны бытия.
В этой категории фиксируется убеждение человека в существованииокружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи,процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется.Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших исследований мира.Понятие бытие однопорядково с такими понятиями, как действительность, реальность,существование. Мир и бытие в некоторых аспектах могут рассматриваться каксинонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира,утверждающая целостность его через его существование.
Понятие бытия не фиксирует все конкретные различия вещей, предметов ипроцессов, а отображает их существование в целостности.
Бытие предстает как многоуровневый процесс, не сводимый к предметно-вещественномумиру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм инесводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята какисторически развивающаяся и изменяющаяся.
Существует несколько классификаций форм бытия. Основания дляклассификации различны. По способу существования бытие разделяется на мирфизических состояний, или материальный природный мир, и внутренний мирчеловека. В современной литературе анализируются четыре основные формы бытия.Первая форма бытия охватывает собой естественную природу и очеловеченнуюприроду. Вторая форма характеризует бытие человека. В очеловеченной природе,или искусственной природе, проявляется созидательная мощь и негативностьчеловеческой деятельности. Естественная природа — это бесконечное непреходящее бытие, где существование человека, человеческойцивилизации и даже человечества является преходящим моментом. Вторая,очеловеченная природа, связана с пространством и временем человеческогосуществования. В ней законы природы причудливо, а иногда и конфликтнопереплетаются с преобразующими действиями людей. Между ними возникают не толькоотношения гармонии, но и противостояния и конфликта.
Третья форма — бытие духовное,которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное.Совместная деятельность индивидов в социуме с необходимостью порождаетобъективированное, или интерсубъективное духовное, т.е. такие духовные образования,которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достояниемвсего общества. Одним из примеров объективно духовного может являтьсячеловеческий язык.
Последняя форма — бытиесоциальное, которое включает в себя и бытие отдельного человека в природе иистории, и бытие общества. Итак, природа, человек, духовность и социальность — основные формы бытия. Формы бытиявзаимосвязаны и находятся в процессе взаимодействия.
«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира — абстрактное понятие, оно становитсясодержательным только в контексте других категорий философии. В философскомучении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем, решениякоторых и определяют различия в философских воззрениях. К таким проблемамотносятся такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством ичто является основой этого единства? Обладает ли мир в целом и в своихотдельных фрагментах системной организацией, или он существует как простойконгломерат различных элементов? Является ли мир в своем существе неизменным,или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии иизменении, подчиняется ли он каким-либо законам, или он изменяется иразвивается совершенно произвольным образом?
В зависимости от решения этих вопросов философские концепции и картинымира подразделяются на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизми индетерминизм, религиозные, научные и философские картины мира.
Одни философы считали пространство и время объективными характеристикамибытия, другие — субъективнымипонятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы,которые, признавая объективность пространства, наделяли субъективным статусомкатегорию времени и наоборот.
В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространстваи времени к материи. Субстанциальная концепция характеризовала пространство ивремя как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимоот нее.
Сторонники реляционной концепции понимали пространство и время не каксамостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемыхвзаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействийпространство и время считались несуществующими.
Необходимо также отметить, что реляционная и субстанциональная концепциине отрицают объективность пространства и времени. Субъективно-идеалистическаяфилософия трактует пространство и время как расположение впечатлений.
Пространство и время представляют собой формы, которые выражаютопределенные способы координации материальных объектов и их состояний.Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, иименно особенности и характер последних должны определять их основные свойства.
Развитие является основным предметом изучения диалектики. Диалектика какучение о развитии имеет длительную историю развития.
Пройдядлительную историю своего возникновения в качестве научного и собственнофилософского познания, диалектика стала не только методом и теорией, но исвоего рода онтологическим явлением уже не только на уровне объективнойреальности как «объективная диалектика мира». Она стала способом бытия мысли,формой бытия постоянно развивающейся способности к мышлению. Диалектикаобобщала даже противоположные суждения, стремясь раскрыть формулу внутреннегоединства противоположных интересов.
По Сократу — именно в спорерождалась истина, а диалог был верным средством ее поиска. Вспомним и правило«золотой середины». Диалектически организованной выглядит принципиальная икатегориальная оппозиция идеализма и материализма, которая сформироваласьодновременно с их возникновением.
Существуют следующие законы диалектической взаимосвязи:
1) единичного и общего;
2) причины и следствия;
3) прерывного и непрерывного;
4) внутреннего и общего;
5) многого и единого;
6) содержания и формы;
7) цели и средств;
8) сущности и явления;
9) конечного и бесконечного;
10) возможности и действительности;
11) необходимости и случайности;
12) части и целого;
13) системы и элемента;
14) структуры и функции.
Существуют следующие законы развития.
Закон диалектического синтеза. Формулировка данного закона следующая: впроцессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатомдвойного отрицания — синтеза, являетсясинтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основехарактерные черты, структуру исходной ступени развития.
Закон перехода количества в качество. Данный закон выражает такуювзаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественныеизменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качествопорождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Закон диалектической противоречивости. Данный закон иногда называютнесколько иначе — «закон единства иборьбы противоречивости». Противоречие неотрывно от развития, движения, как иразвитие — от противоречия.Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процессаразвития.
Единство и борьба противоположностей являются источником и главнойдвижущей силой развития.
Детерминизм — это учение овсеобщей обусловленности объективных явлений. Исходной категорией детерминизмаявляется понятие связи и взаимодействия. Существование всеобщей универсальнойвзаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципадетерминизма. Принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонентавключает принцип причинности и положение о многообразии типов детерминации, атакже о существовании непричинных отношений детерминации. Индетерминизм либоотрицает принцип причинности, либо отрицает объективный характер отношенийдетерминации.
В полном объеме сущность концепции детерминизма раскрывается с помощьютаких категорий, как причина и следствие, закон и закономерность, необходимостьи случайность, возможность и действительность и др.
Список использованной литературы
1. Голубинцев,В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
2. Западнаяфилософия ХХ века. М.: Интерпракс, 2004.
3. СпиркинА.С. Философия. М., 2001
4. ПассморД. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
5. Философскийсловарь / под ред. Фролова И.Т. М. 2006.