КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Философия»
По теме: «С.Н. Булгаков»
Содержание
Введение
1. Легальный марксизм
2. Религиозная философия
3. БогословиеЗаключение
Список используемойлитературы
Введение
С. Булгаков(1871–1944) – философ, богослов, экономист, совершивший сложный переход отмарксизма к идеализму и к христианству.
Творчество выдающегося русского религиозного философа ибогослова Сергея Николаевича Булгакова непросто для понимания. Это был мыслитель,руководствовавшийся прежде всего религиозной интуицией, зачастую не доводясвоих идей до полной ясности. Его взгляды и направление творческого поиска нераз претерпевали изменение.
Сергей Николаевич Булгаков принадлежал к исконному священническомуроду. Он родился 28 июня 1871 г. в г. Ливны Орловской губернии всемье провинциального кладбищенского священника. В скромном родительском домецарила атмосфера благочестия и устроенности церковного быта. В детскиевпечатления мальчика вошли и возвышенная красота литургии, и естественнаягармония природы родных мест.
Булгаков – личность творческая, ищущая,развивающаяся. В своем развитии его социальные воззрения прошли ряд периодов, аименно: легальный марксизм (1896–1900); религиозная философия (1901–1918);богословие (1919 – до конца жизни). Отметим, что периоды хронологическинакладываются друг на друга, так что не всегда можно четко указать точку концаодного периода и начала другого. Скорее Булгаков вынашивал ряд заветных идей,борющихся между собой и вытесняющих друг друга, но часто совмещающихся повремени.
1. Легальный марксизм
В 1884 г. после окончания духовной школы Булгаков поступил вОрловскую духовную семинарию. Однако казенный дух этого учебного заведения, егоформальная религиозность разочаровали Сергея, и в 1888 г. он оставилсеминарию, надолго отдалившись от религии. Пережив настоящий кризис веры,Булгаков избрал, как ему казалось, наиболее верный путь: он решил посвятитьжизнь гуманитарным и экономическим наукам, основательно заняться политическойэкономией, а точнее марксистским направлением в ней. После двухлетнегопребывания в Елецкой гимназии он поступил на юридический факультет Московскогоуниверситета. Окончив университет в 1894 г., Булгаков остался на кафедреполитической экономии и статистики, чтобы заняться научной работой. В это времяон начал публиковать первые научные работы на темы социологии и политэкономии.Большинство из них, в частности книга «О рынках при капиталистическомпроизводстве», были пронизаны марксистскими идеями. В целом же марксизм насемнадцать лет (с 1890 по 1907 гг.) определил мировоззрение Булгакова,хотя, по существу, это было насилие над его душой, поскольку по-настоящемуСергея Николаевича влекли философия и литература. Но молодой ум не сумел отойтина первых порах от модной в ту пору «интеллигентской религии». Марксизм в то жевремя представлялся русской молодежи научно обоснованным социальным идеализмом,залогом равенства, свободы и прогресса.
В 1898 г. Булгаков женился на Елене Ивановне Токмаковой.Получив стипендию для продолжения научной работы и подготовки к профессорскомузванию, чета Булгаковых уехала на два года в Германию, родину социал-демократиии марксизма. Там Сергей Николаевич написал магистерскую диссертацию – двухтомныйтруд «Капитализм и земледелие», который увидел свет в 1900 г. и сделалавтора одним из наиболее авторитетных теоретиков марксизма.
2. Религиозная философия
Как ни парадоксально, но именно желание «верой и правдой служитьмарксизму» привело к обратному – разочарованию во всех его идеях и постепенномупереходу к религии, к вере. Ее Булгаков начат сначала робко, а затем все смелеепропагандировать к великому негодованию своих вчерашних единомышленников. Обэтом драматическом периоде во внутренней идейной жизни Булгаков писал в«Автобиографических заметках»: «В сущности, даже в состоянии духовного одичанияв марксизме, я всегда религиозно тосковал, никогда не был равнодушен к вере.Сперва я верил в земной рай, но трепетно, иногда со слезами. Потом же, начинаяс известного момента, когда я сам себе это позволил и решился исповедовать, ябыстро, резко, решительно пошел прямо на родину духовную из страны далекой:вернувшись к вере в «личного Бога» (вместо безличного «идола прогресса»), яповерил в Христа, Которого в детстве возлюбил и носил в сердце, а затем и вПравославие». С этого времени у Булгакова начался второй период духовнойбиографии, который можно назвать «религиозно-философским».
В 1901–1906 гг. чета Булгаковых жила в Киеве, где СергейНиколаевич преподавая в политехническом институте и университете, будучипрофессором политэкономии. Преподавательская деятельность сопровождаласьактивной творческой работой. В это время вышли его книга «Два града» и сборникстатей «От марксизма к идеализму», обозначивший переход от ставшего чуждымтечения к идеалистической философии. Все большее влияние на Булгакова оказываютрусские религиозные философы, особенно Вл. Соловьев, которому Сергей Николаевичпосвятил ряд статей, сравнив основоположника русской религиозной мысли свеликим немецким философом Шеллингом.
В 1906 г. Булгаков переехал в Москву, где преподавалполитэкономию в Коммерческом институте в качестве приват-доцента. В этот периодзаметна и его роль в общественной жизни: Сергей Николаевич – активный участникрелигиозно-философского общества, депутат Второй Государственной Думы, автормногих публикаций на общественно-политические темы в журналах «Новый путь»,«Вопросы жизни», сборнике «Вопросы религии», активный сотрудник вкнигоиздательстве «Путь», где в 1911–1917 гг. выходили серьезнейшиепроизведения русской религиозной мысли.
К важнейшим событиям в жизни Булгакова тех лет следует отнести идружбу с П. Флоренским, чье религиозно-философское мировоззрение бывшемутеоретику марксизма становилось с каждым годом все более близким. Не случайно взнаменитых «Вехах» появилась статья Булгакова «Героизм и подвижничество», вкоторой он призвал интеллигенцию к отрезвлению, отходу от стадной морали иутопизма ради духовного осмысления и конструктивной социальной позиции.
Параллельно с лекциями и статьями на религиозные темы у Булгаковапоявились и другие мотивы в творчестве, свидетельствующие о серьезном подходе кнаучным и философским проблемам. В докторской диссертации «Философияхозяйства», написанной в 1912 г., и монографии «Свет Невечерний» (1917 г.)уже проявились основы собственного учения, идущего в русле взглядов Вл.Соловьева и П. Флоренского, и ряд собственных идей, питаемых православнойрелигиозностью.
Книгу «Свет Невечерний», которую сам Булгаков в предисловии назвал«собраньем пестрых глав», можно считать основополагающим трудом русскойрелигиозной философии. В ней он попытался воспроизвести религиозные созерцания,связанные с жизнью в православии. Одно только предисловие, занимающее 119страниц и посвященное проблемам религиозной гносеологии и методологии, являетсясамо по себе трактатом о предпосылках богословского мышления.
3. Богословие
Книга «Свет Невечерний» определила начало третьего, собственнобогословского периода творчества Булгакова. В 1917 г. он принял участие вработе Всероссийского Поместного Собора, восстановившего в странепатриаршество.
А спустя год принял важное для себя решение – стать священником.Мысль о принятии сана зрела у Сергея Николаевича давно. Но, как он позже писалв «Автобиографических заметках»: «на этом пути стояли разные препятствия.Первое из них – это привычки и предубеждения среды и даже самых близких. Всреде интеллигентской, где безбожие столь же естественно подразумевалось,принятие священства, по крайней мере в состоянии профессора Московскогоуниверситета, доктора политической экономии и проч., являлось скандалом,сумасшествием или юродством, во всяком случае самоисключением из просвещеннойсреды… Но существовало для меня еще препятствие, силами человеческиминепреодолимое: то была связь православия с самодержавием, приводившая к унизительнойвредоносной зависимости церкви от государства. Чрез это я не мог перешагнуть,не хотел и не должен был. Это препятствие внезапно отпало в 1917 г. среволюцией: церковь оказалась свободна, из государственной она стала гонимой».
В Троицын день 1917 г. о. Сергий, с благословения патриархаТихона, был посвящен епископом Феодором Волоколамским в диакона, а в Духов день– в сан пресвитера. Сэтого времени о. Сергий начал играть видную роль вцерковных кругах, активно участвуя в работе Всероссийского Поместного СобораПравославной церкви и близко сотрудничая с патриархом Тихоном.
Октябрьскую революцию о. Сергий воспринял отрицательно,откликнувшись на нее диалогами «На пиру богов». В этой работе судьба Россиибыла им представлена в ключе тревожной непредсказуемости и апокалиптическихвидений. В написанных в тревожный 1920 год сочинениях «Философия имени» и«Трагедия философии» о. Сергий подверг пересмотру свой взгляд на философию ихристианство, придя к выводу о том, что христианское умозрение способно выразитьсябез искажений исключительно в форме догматического богословия. Последнее истало с тех пор основной сферой его деятельности.
В годы гражданской войны о. Сергий уехал из Москвы, посколькусемья его находилась в Крыму, а из университета он был исключен за принятиесвященства. Ему удалось добраться до Крыма, где он и оставался до конца декабря1922 г., когда вместе с группой видных русских ученых и философов былвыслан за границу. После недолгого пребывания в Константинополе, в мае 1923 г.о. Сергий занял должность профессора церковного права и богословия наюридическом факультете Русского научного института в Праге. Вскоре при егоактивном участии был успешно осуществлен проект создания в Париже Богословскойакадемии (Православного богословскогоинститута). С его открытия в 1925 г. и до самой своей кончины Булгаков былего бессменным деканом, а также профессором кафедры догматического богословия.Под его руководством Сергиево Подворье, как называли комплекс институтскихстроений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского, выросло в крупнейшийцентр православной духовности и богословской науки в зарубежье.
Помимо дел, связанных с институтом, и помимо богословскоготворчества, о. Сергий уделял большое внимание еще двум сферам: духовномуруководству русской молодежью и участию в экуменическом движении. Центральнымруслом религиозной активности русской молодежи за рубежом стало Русскоехристианское движение, о. Сергий был одним из главных его отцов-основателей. Вработу экуменического движения о. Сергий включился в 1927 г. на Всемирнойхристианской конференции «Вера и церковное устройство» в Лозанне. До конца 30-хгодов он принимал участие во многих экуменических начинаниях, став одним извлиятельных деятелей и идеологов движения.
В Париже о. Сергий приступил к созданию целостной богословскойсистемы под названием «О Богочеловечестве». На этой волне богословскоговдохновения им была создана уникальная трилогия о Христе – первый том «АгнецБожий», второй том о Св. Духе «Утешитель» и третий том под названием «НевестаАгнца», увидевший свет уже после смерти о, Сергия в 1945 г. По словамсовременного немецкого исследователя богословия Р. Шленски, «трехтомныйтруд С.Н. Булгакова является единственной современной догматикой восточнойцеркви, в которой все вероучение продумано и изложено с огромнойсистематической силой и своеобразием».
Однако в 30-е и 40-е годы XX в. далеко не всекритики и богословы восприняли труд о. Сергия однозначно. В частности,Московская патриархия осудила многие его положения и обвинила Булгакова вереси. Отвечая на критику, он заявил, что его богословские труды затрагиваютлишь богословское истолкование догматов Православной церкви, но не противоречатих действительному содержанию.
В защиту о. Булгакова горячо выступил Н. Бердяев, который опубликовалв журнале «Путь» статью «Дух Великого Инквизитора (по поводу указа митрополитаСергия, осуждающего богословские взгляды о. С. Булгакова)», Бердяев писало том, что указ имеет гораздо более широкое значение, чем спор о Софии, в немзатрагиваются судьбы русской религиозной мысли, ставится вопрос о свободесовести и о самой возможности мысли в православии.
В 1939 г. у о. Сергия был обнаружен рак горла. Он перенестяжелые операции, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратилспособность речи. Начавшаяся мировая война ограничила сферу деятельностиБулгакова. Но до последних дней жизни в оккупированном Париже он не прекращалслужить литургию и читать лекции, а кроме того, работать над новымисочинениями. Умер Сергей Николаевич Булгаков 13 июля 1944 г.
Заключение
По отношению к социальным проблемам христианеобычно занимают две противоположные позиции. Одни считают, что дело спасениячеловека совершается в глубинах души, и устроение общества к этому вовсенепричастно. Спастись можно при любом социальном строе, ибо всегда естьвозможность и углубленной молитвы и проявления актов милосердия. Разговоры же овлиянии социального строя, лишь обличая земной характер помышлений, являютсясоблазном, который следует всячески избегать. Другие, наоборот, считают, чтосоциальная сфера совсем небезразлична для спасения человека. Бог сотворилчеловека существом социальным, и потому духовное возрастание человека требуетпреображения социального строя. Церковь не может замкнуться в себе, она должнаактивно работать над созиданием новых общественных отношений, отвечающихзаповеди христианской любви.
Булгаков, без сомнения, исповедывал вторуюпозицию. Более того, можно утверждать, что он постоянно боролся с первымобразом мыслей. Правда, он не бросался на своих оппонентов с обличающимифилиппиками. Скорее он старался противопоставить им более продуманнуюконцепцию, глубже осмыслить основы христианской социальности. Но весь егонепростой путь свидетельствует, что он никогда не уходил в духовный затворличного спасения, но, будучи и социологом-экономистом, и философом, ибогословом всегда исповедывал убеждение, что социальная человеческаядеятельность есть богоугодная и благословенная, а потому необходимая сферажизни человека. Эта мысль – как бы лейтмотив всей булгаковской социологии.
Учениео. Сергия прошло в своем развитии несколько этапов, которые, разнясь по форме иотчасти по источникам, влияниям, вместе с тем прочно связаны единствомцентральных понятий. На всем своем пути это есть учение о Софии и Богочеловечестве,христианское учение о мире и его истории как воссоединении с Богом. Мысль о.Сергия развивалась от экономической проблематики и философского учения охозяйстве («Философия хозяйства») к общему учению о материи и о мире, уже въявьопирающемуся на определенные постулаты о связи мира и Бога, но еще не делающемусами эти постулаты предметом особого анализа («Свет Невечерний»), и, наконец, кразвернутой богословской системе, дающей окончательное решение исходной задачи:укореняющей мир в Боге и вместе с тем прямо следующей христианскому откровениюи догматике.
Учение о мире начинается у Булгакова сучения о творении. Суть тварности раскрывает вопрос: из чего создан мир? Ответо. Сергия ортодоксально следует библейской традиции: творение мира творение изничто, чистого небытия и несуществования.
МатериюБулгаков рассматривал как «третий род» бытия, наряду с вещами чувственного мираи их идеальными первообразами, идеями. Она есть неоформленная, неопределенная «первоматерия»,materia prima потенциально сущее, способность выявления в чувственном. Онавыступает как «Великая Матерь Земля» древних языческих культов Греции иВостока. «Земля» и «мать» ключевые определения материи у Булгакова, выражающиеее зачинающую и родящую силу, ее плодотворность и плодоносность.
Булгаковрассматривает бытие мира как процесс, прямо продолжающий источный творческийакт Бога непрестанно длящееся творение, совершаемое при непременном активномучастии самой материи.
Вместес тем, помимо своего софианского ядра, система Булгакова содержит немалоплодотворных идей и разработок. В согласии с концепцией Богочеловечества онаразвивает учение о мировом процессе, который во всей совокупности, от актатворения, через пребывание в падшести и до финального Преображения,представляется как «Богочеловеческий процесс», воссоединение твари с Богом. Вэтих рамках возникает целый ряд частных учений о различных сторонах жизни мира.Раньше и полнее всего у Булгакова развито учение о хозяйстве, в сферу котороговключается и экономическая, и научно-техническая деятельность человека. Отражаядвойственную природу падшего бытия, хозяйство совмещает в себе «труд познаванияи действия», в котором раскрывается софийность мира, и «рабство ничто»,служение рожденной падением природной необходимости. Важное место в Богочеловеческомпроцессе принадлежит искусству. Булгаков трактует его как способность увидеть ипоказать софийность мира, ибо одно из главных имен Софии Красота. Но как все впадшем бытии, искусство несет и печать ущербности: оно стремится и не может статьтеургией, действенным преображением мира. Аналогично анализируются феноменыпола, творчества, власти и др.: Булгаков усматривает всюду как софийное, благоеначало, так и печать падшести, небытия. В последние годы сюда присоединяетсяанализ «последних вещей», смерти (Софиология смерти // Вестн. РСХД. 1978, №127;1979, №128) и конца мира (эсхатология «Невесты Агнца»).
Рассматриваямир под знаком динамики, процесса, учение Булгакова о мире представляется вцелом как теология истории, где в центре находится София как Церковь, поскольку«Церковь действует в истории как творящая сила» (Невеста Агнца, с. 362), иБогочеловеческий процесс может быть понят как становление всего мирозданияЦерковью. В общем же своем типе и облике, в ряде ведущих мотивов и идей его системанапоминает большие теологические системы современного западного христианства.
Списокиспользуемой литературы
1. Васильева Е.К., Пернатьев Ю.С. 100знаменитых мудрецов, Харьков, «ФОЛИО», 2003 г.2. Сомин Н.В.С.Н. Булгаков:логика развития социально-экономической мысли www.chri-soc.narod.ru/bulg_logika_razvitia.htm
3. Философия XX века.Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997 г. – 288 с.
4. Хоружий С. Русская философия. Малый энциклопедическийсловарь, М., 1995 г.