Реферат по предмету "Философия"


Философия и искусство

Вопрос осоотношении  искусства и философии  сложен  не
только потому, что онсложен по своему смыслу, но еще и потому,
что это соотношениеисторически менялось. Для эпохи Возрожде-
ния не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи
называл живопись«истинной философией», поскольку живопись, по
егословам, самостоятельно обнимает первую истину.Аналогичная
миссия признаваласьза поэзией и за архитектурой.Искусство в
эпоху Возрождения вмещалов себя весь состав фундаментальных
мыслей о мире, ипоэтому оно шло рука об руку с философией.
     Обособлениеэстетики, с одной стороны, и эмансипация фило-
софии от теологии — с другой, привели к необходимости установ-
ления более четкогосоотношения между этими формами духовной
деятельности, так жекак это происходило и в сфере  соотноше-
ния  исскуства инауки. Для ХЎХ века на первый  план выдвину-
лась проблемаиерархического  строения  здания  гуманитарных
наук. Так, Шеллинг иромантизм вообще, ставя искусство (особен-
но музыку) выше науки, провозглашали  его  главенство и над
философией, аГегель, наоборот, при всей признаваемой им зна-
чимостиэстетического  венчал здание самопознания абсолютной
идеи его высшейформой — философией.
     Однако скризисом рационализма изменился и тот смысл, ко-
торый привносилсязападной философией в вопрос о соотношении
искусства ифилософии. Стремление отчетливо развести эти фор-
мы и установитьмежду ними иерархическую  субординацию смени-
лось как бывозвратившейся  исторической тенденцией к их сов-
мещению или даже почти  отождествлению. Однако в отличие от
ушедших исторических эпох это очередное сближение исскуства
и философиипроисходило уже на иных основаниях.Уже не поэзия,
не живопись и немузыка, а художественная проза признавалась
естественной сферой  этого  содружества, и уже не искусство
уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глу-
бине большуюзначимость философии, но философия стала уподоб-
лятьсяхудожественной прозе, что, напротив, предполагает исход-
ное  превосходство искусства (продолжение линии романтиков).
Сначала А.Шопенгауэри Ф.Ницше, затем Г.Риккерт и А.Бергсон
объединили философию и искусство на том  основании, что они
одинаково далекоотстоят от практики и что  то и другое есть
целостное «созерцающее» постижение  жизни, использующее  не
столько логикупонятий, сколько иррациональную интуицию. Пло-
дом этого совмещения стал новый жанр литературы — «интеллек-
туальнаяроманистика» (Т.Манн и другие). Естественно, что та-
кое сближениеосуществлялось только в рамках тех направлений
философии, которые строились  на  тезисе о бессилии  логико-
понятийныхпознавательных средств и потому неизбежно  должны
были ориентироватьсяна «сверхпонятийные» — художественные -
способы постиженияистины.Таково было, например, направление
экзистенциализма, врусле которого творили А.Камю, Г.Марсель,
и Ж.П.Сартр; ихфилософские сочинения были насквозь художест-
венны, ахудожественные — насквозь философичны.
     Вопрос осоотношении искусства и философии  действитель-
но является оченьсложным и многоплановым. Между этими двумя
видами духовнойдеятельности  человека, несомненно, есть глу-
бокое родство, но нетполного внутреннего тождества.Философия
и искусство, какговорил М.М.Бахтин,«нераздельны, но и неслия-
нны».Совместно  противостоя на современном  этапе  развития
культуры  наукеблагодаря отсутствию у них конкретного объек-
та познания, этиформы духовной  деятельности все же противо-
поставимы с точкизрения своих познавательных средств, конеч-
ной  цели и своего языка. Философия  в  этом смысле ближе к
науке — она тяготеетк логико-понятийному  аппарату, к систе-
матичности, к тому,чтобы  высветить свои выводы в рациональ-
но-воспроизводимыхформах рассуждения. Исскуство же в принци-
пе ориентировано наобразно-символические формы  познания  и
выражения, которые не  предполагают  своей  рассудочной вос-
производимости.Раскрыть и прокоментировать смысл образа или
символа можно толькос помощью другого (изоморфного) символа
или образа.Растворить  смысл  образа в понятиях  невозможно,
как невозможно илишить его индивидуально-личностной окраски
путем обобщающейабстракции. Возможна лишь  относительная ра-
ционализация смыслаобраза или символа, но при этом сразу же
изменится ипознавательная  парадигма: из  сферы  искусства
данный смысл,подвергшийся рационализации, сразу же перейдет
в область науки ифилософии.
     Исскуство ифилософия, таким образом — это взаимозависи-
мые, но различныеформы общественного  сознания, которые, не-
смотря на всюблизость (но не тождественность) своих содержа-
тельных областей, насвою равную направленность на предельно
общие вопросы духа ибытия, отличаются методом познания и вы-
ражения. Философия,в сущности, может  быть  (хотя  это и не
всегда так) растворенав понятиях и подана в безличной форме
(хотя бы впедагогических  целях), искусство же не поддается
такому — педагогическому — растворению и обезличиванию.Здесь
схвачены как быразные модусы человеческого сознания, его раз-
ные состояния иразные по форме виды деятельности. Это много-
различие  духовных состояний — одно из самых ценных свойств
человеческогосознания.Унификация смыслов, их сведение к одно-
му знаменателюобедняет как сами смыслы, так и самого унифика-
тора.
     Сказанное,конечно, не значит, что художественная проза
не должна«философствовать», а философия должна  оперировать
только сухими рассудочными схемами. Любое сближение противо-
положностей рождаетновое, третье, качество, не аннулируя ис-
ходную  пару. Так,«интеллектуальная  романистика», обогатив
европейскую культуруименами Т.Манна и Ж.П.Сартра, отнюдь не
«отменила»тем  самым «внероманную» философию  и «внефилософ-
скую»прозу.Культура живет в своих самых разных формах и раз-
новидностях, и онатолько  выигрывает в этом богатстве от пе-
риодически возникающих  скрещений. Искусство и философия по-
разному — в этом исостоит  их  ценность — удовлетворяют выс-
шие потребностидуха.Чем свободней и многоразличней духовная
жизнь общества, тем естественней и органичней оно развивает-
ся.
          
     В общем планепроблема  соотношения целого и его частей
традиционнопредполагала решение таких вопросов, как :
1).Является ли целоесуммой частей или оно есть нечто качест-
   венно иное.
2).Что чемупредшествует — часть целому или целое части.
3).Какова  связьмежду целым и его частями, а также между са-
   мими этимичастями внутри целого — имеет ли эта связь при-
   чинный характер.
4).Познается лицелое  через  части  или же части могут быть
   познаны  лишь наоснове  знания о включающим  их  в  себя
   целом.
     Вплоть доповсеместного  распостранения  системного под-
хода все эти главныевопросы решались либо механически-сумма-
тивно, либоидеалистически-интегративно.
     Попытаемся ответить  на  четыре поставленных вопроса с
диалектико-материалистическихпозиций.Вопрос первый: как со-
относятся  целое иего части? Целое представляет собой такое
единство своихчастей, которое обладает новыми качественными
свойствами, никак невыводимыми  из  составляющих его частей.
Возьмем молекулуводы. Это пример сравнительно простой систе-
мы. Сам по себеводород, два атома которого образуют эту сис-
тему, горит, акислород, один атом которого входит в нее, под-
держивает  горение.Система же, образуемая из этих элементов,
вызвала к жизнисовсем иное, именно  интегративное  свойство:
вода гасит огонь.Атомы всех химических элементов, образуя мо-
лекулы и входя втакие системы, как органы и другие структуры
организма человека,обретают новые интегративные, то есть за-
висящие от объемлющегоих целого, свойства, которые поднимают
структурнуюорганизацию материи на иной уровень.
     Еще  Сократзаметил, что лицо  связывает в единое целое
свои части: губы,рот, нос, глаза, уши, подбородок, щеки. И
как бы ниразличались по виду и по функциям все части лица, и
как  бы  ни былисходны, сами  по  себе они не образуют лица.
Лицо есть нечтоединое, целое. Оно неразделимо и несводимо к
тем частям, изкоторых состоит, без потери своей качественной
определенности какименно лица. Оно объединяет части, охваты-
вает их все иобразует  уникальное  целое, обладающее новыми
интегративнымисвойствами. В двуполых биологических видах ни
одна отдельная особьне может дать потомства без участия осо-
би другого  пола, иэто не простая  сумма ранее разрозненных
свойств, а следствиеих интегративного, целостного объединения.
     Итак, целое — это такая сущность, которая не сводится к
простой суммесоставляющих ее частей.
     Как  же соотносятся качества целого и частей? Целое ус-
тойчивей своихчастей. По отношению к ним оно выступает в ви-
де своего рода«каркаса», который обладает большой относитель-
ной устойчивостью.Это похоже на костер: дрова подкладывают-
ся, сгорают иулетучиваются, а пламя в целом остается.
     Однако и целоене вечно: будучи  выражением момента от-
носительнойустойчивости бытия, оно не является вместе с тем
абсолютно неизменной  сущностью. Принцип развития как раз и
заключает в себеидею качественных сдвигов в области устойчи-
вых целостныхструктур, в то время как текучесть частей цело-
го, их материальная  неустойчивость и постоянное  изменение
своего вещественногосостава не являются атрибутами развития,
но только — показателями постоянно происходящих в природе из-
менений.
     Из вышесказанного уже ясно, что  постановка  вопроса о
том, чтопредшествует: часть — целому или целое — части (воп-
рос второй),метафизична в своей основе, и это  отмечал  уже
Гегель. Опредшествовании  речь  может  идти только в случае,
если целоепонимается идеалистически: как нечто предшествую-
щее возникновениюматерии вообще в качестве  ее  источника и
(или) прообраза. Вслучае же, если  категории части и целого
имеют равноправноеонтологическое толкование как атрибуты са-
мого бытия, то ничасти (в качестве именно частей данного це-
лого) не существуютдо и без целого, ни целое не  существует
до и вне своихчастей. Таким образом, категории целого и час-
ти
с другом, причем это  соотношение носит характер
тей, так и самогоцелого.
     Из такойсоотносительной природы категорий части и цело-
го, подчеркивающей их  одновременность, вытекает и ответ на
третий вопрос — охарактере связи между целым и его  частями,
а также междучастями внутри  самого целого. Известно, что в
системах действуетпринцип симметричной взаимозависимости, на-
зываемый в науке  принципом функциональной корреляции (соот-
ветствия). Ни одначасть не может измениться без того, чтобы
не изменились другиечасти, и это изменение носит синхронный
характер.Действующая в системном целом  обратная связь обес-
печиваетустойчивость целого в пределах данной  качественной
определенности.Наряду с корреляцией  в  системном целом дей-
ствует  также исубординационная  связь, отражающая  сложное
внутреннее устройство  системы, где одни части по своей зна-
чимости  могутуступать другим и подчиняться им в общем деле
сплочения всехэлементов в единое целое. Выражая  тип  связи
междусосуществующими в целом  явлениями, корреляция и субор-
динация отнюдь  не отрицают детерминизма вообще, а вместе с
тем и генетическогопричинного детерминизма, который в данном
случае  выступаеткак опосредствованый иными системными прин-
ципами, в силу чего  действие  может выражаться в форме кор-
релятивныхзависимостей (вуалирующих причинную связь).
     Наконец,ответим на четвертый  вопрос — о гносеологичес-
кой значимости категорий  целого и части. Что через что поз-
нается: целое черезсвои части или части через целое? И здесь
своя диалектика:познание  частей  и  целого  осуществляется
одновременно.Выделяя части, мы сразу же познаем их  не  как
обособленные явления,взятые сами по себе, а как именно части
данного целого. Сдругой  стороны, познавая  целое, мы также
сразу же имеем ввиду и его разделенность  на части. Без час-
тей нет целого, без целого  нет частей. Целое есть
выделяем в немсоответствующие части и выясняем  характер их
связи.Однаконедостаточно изучить части без их связи с целым:
знающий только частиеще не знает целого. Так, отдельный кадр
в кино можно понятьпо-настоящему, лишь как элемент всей кар-
тины в целом. Сдругой стороны, обилие  частностей может зас-
лонить целое. Этохарактерная черта эмпиризма.
     Вопрос огносеологической значимости категорий  части и
целого наиболее важен в методологическом  отношении, ибо он
позволяет адекватноосмыслить эвристическую  значимость прин-
ципа редукции(сведения сложного к более простому) с тем, что-
бы избежатьопасности редукционизма. Редукционизм  далеко не
однозначен, он имеетмногообразные формы, однако во всех слу-
чаях следует видетьего ограниченность и необходимость  пере-
хода  к  интегративности(то есть к системному  подходу) как
способу реконструкции «разрушенной» целостности. Принцип ре-
дукции имеет смыслтолько как  рабочий  инструмент  познания,
применяемый длядостижения сознательно поставленных  промежу-
точных целей. Зрелыйи изощренный ум схватывает события с са-
мого начала в целом,наблюдает  их  как бы сверху, улавливая
общую суть единого,а потом уже вникает в детали, с тем чтобы
осмыслить целое вовсей его внутренне дифференцированной глу-
бине — сущностно.
                
1.Спиркин А.Г.Основы философии.Учебное пособие.- Москва,1988
2.Введение вфилософию.Учебник для высших заведений.- Москва,
  1989
3.Философия, 100экзаменационных ответов. Экзаменационный
 экспресс-справочник.- Ростов-на-Дону, «Март»,1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Молекулярні механізми реалізації нейротропної дії вітаміну РР та його біологічно активних похідних
Реферат Www sony com (фирма sony), www mtv com (музыкальные новости mtv). Пример Адреса учебных заведений: www ntu edu (Национальный университет сша)
Реферат COurt Essay Research Paper Oedipus is a
Реферат Болгария – краткая характеристика основных налогов
Реферат Формирование рынка информации в экономике
Реферат Критерии, стратегии и алгоритм выбора целевых рынков
Реферат Трьохрівнева система розпорядників бюджетних коштів в Україні та її особливості
Реферат Horror Is Enthralling Essay Research Paper Horror
Реферат Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 2
Реферат «Хай живе самостійна російська національна держава!» Ставлення оун—упа до Росії та росіян
Реферат Iron In Drinking Water Essay Research Paper
Реферат Словянофильская философия И.В. Киреевского
Реферат Розробка плану маркетингу малого середнього підприємства
Реферат Проект сигарной комнаты в гостинице "Атлантида" категории "5 звезд"
Реферат Амортизация основных фондов Украина