Реферат по предмету "Философия"


Философские взгляды В.С. Соловьева

План1.Личность и особенности творчества Вл. Соловьева
2. Учение о всеединстве
3.Понятие жизни в творчестве Вл. Соловьева
4.Принцип всеединства в теории познания — гносеологии
5.Учение о «Вселенской теократии»
6.Образ Софии в философии Вл. Соловьева
7.«Русская идея». Вл.С. Соловьев
8. Место и значениеВл. Соловьева в истории русской мысли
ВЛАДИМИРСЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВЛичность и особенности творчества Вл. Соловьева
Вл. Соловьев по праву считаетсякрупнейшим философом России XIX в. Его творчеству присущи исключительная широтаи многообра­зие тематики, особая теоретическая глубина. Вл. Соловьев сознатель­нопоставил цель разработки самостоятельной философской систе­мы, посвятив делу еесоздания всю свою жизнь.
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 г.в Москве. Его отец, известный историк Сергей Михайлович Соловьев, проис­ходилиз духовного сословия. Мать Поликсена Владимировна, проис­ходя изукраинско-польского рода, имела своим предком заме­чательного мыслителя XVIIIв. Г.С. Сковороду (1722—1794). В семье С. Соловьева было двенадцать детей.Среди них следует отметить стар­шего сына — Всеволода Соловьева, ставшегоизвестным писателем, дочь Поликсену, будущую поэтессу, одного из младшихсыновей Михаила — филолога, историка, переводчика Платона.
Духовно-творческая обстановка семьи способствовалабыстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В детстве Вл. Соло­вьевовладел несколькими иностранными языками. Впоследствии он свободно владел тремядревними (греческим, латинским, древнееврей­ским) и четырьмя современнымиязыками (английским, французским, немецким, польским). О стремительностиинтеллектуального роста и способностях Вл. Соловьева говорит и тот факт, что в16 лет он уже читал произведения Спинозы, а несколько позже и труды таких слож­ныхдля понимания философов, как Ф. Шеллинг и Г. Гегель.
Закончивс золотой медалью 5-ю московскую гимназию, Вл. Соло­вьев поступает в Московскийуниверситет, на физико-математический факультет. Однако Вл. Соловьев скорообнаруживает, что естественно-математические науки не увлекают его, поэтому онпереводится на историко-филологический факультет. Среди его преподавателей наэтом факультете оказались такие замечательные профессора, как П.Д. Юркевич  иА.М. Иванцов-Платонов. Первый был известным философом, второй — историком изнатоком религиозных вопросов. В это время Вл. Соловьев глубоко изучаетпроизведения известных отечественных и европейских мыслителей. В 1873 г. онзаканчивает университет. В течение года Вл. Соловьев работает над магистерскойдиссертацией, которую защищает в 1874 г. в Петербурге, предварительно сдавздесь же необходимые для защиты экзамены поистории, философии, логике, метафизике,психологии, этике и древ­ним языкам. Магистерская диссертация на тему «Кризисзападной фи­лософии (против позитивистов)» была защищена в 1874 г.
Дляизучения древней и средневековой философии по древним рукопи­сям Вл. Соловьевотправляется в Лондон, где работает в библиотеке Британского музея. Из Лондонаон неожиданно совершает кратковре­менную поездку в Египет, в Каир. Отсюда онидет пешком в пустыню, где проводит около двух суток. Причины столь странногоповедения Вл. Соловьев объяснил впоследствии в стихотворении «Три свидания». Внем говорится о «свиданиях» с Софией — Боже­ственной Мудростью, вечнойженственностью. Именно София, открыв­шаяся поэту и философу в видении, повелелаему идти в пустыню. По­нятие Софии занимает важное место в философии Вл.Соловьева, о чем будет сказано выше. В 1880 г. в Петербургском университете Вл.Соловьев защищает докторскую диссертацию «Крити­ка отвлеченных начал». Затем онприступает к преподавательской дея­тельности сначала в Московском, авпоследствии в Петербургском уни­верситете. Однако эта деятельность оказаласьнепродолжительной. В мар­те 1881 г., после убийства Александра II, Соловьевпрочитал в Петербурге публичную лекцию, в которой осудил терроризм, однакопризвал царя простить убийц своего отца и во имя милосердия не приговаривать ихк смертной казни. Но смысл призывов, прозвучавших в выступлении Вл. Соловьева,не был понят ни слушателями лекции, ни общественнос­тью. Сразу по окончаниилекции в зале поднялся невообразимый шум, разъяренная публика едва нерастерзала оратора. Вл. Соловьева пришлось спасать небольшой группе егостудентов. В результате случившегося он
оказалсяв неудобном по отношению к властям положении. Это побуди­ло его подать вотставку с должности профессора и прекратить препода­вание. С тех пор он большеникогда не возвращался к преподавательской деятельности. Справедливости радиследует заметить, что, как по сви­детельствам современников, так и согласномнению большинства ис­следователей, Вл. Соловьев не считал преподавание своейглавной зада­чей. Он чувствовал в себе призвание публициста, теоретика, пророка.Осуществлению призвания он отдает всего себя без остатка.
Творческое наследие Вл. Соловьева огромно и еще неоценено по достоинству. Помимо уже названных диссертационных работ, кото­рыебыли изданы в виде отдельных книг, его перу принадлежит боль­шое числофилософских произведений. Назовем лишь крупнейшие из них: «Философские началацельного знания» (1877), «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881), «Историческиедела философии» (1880), «Духовные основы жизни» (1882-1884), «Теоретическаяфилософия» (1897—1899), «Оправдание добра» (1899) и многие другие. О масштабеего творчества можно судить по тому факту, что только для энцикло­педическогословаря Брокгауза и Ефрона, где он возглавлял фило­софский раздел, им написаносвыше двухсот статей.
На протяжении всей жизни мыслитель работал крайнеинтенсив­но, не считаясь ни со временем, ни со своим здоровьем, ни с инымиобстоятельствами. Однако личность Вл. Соловьева ни в коей мере не вяжется собразом «головного» философа, целиком погруженного в метафизические абстракции.Напротив, это был очень живой и общи­тельный человек, всегда находившийся вокружении людей и пользу­ющийся их вниманием. Его отличало чувство юмора ивеселый нрав:
видимо,не случайно в своих трудах он определил человека как «су­щество смеющееся».
Без преувеличения можно оказать, что Вл Соловьевположил свою жизнь на алтарь беззаветного служения философии и тем идеям, кото­рыепредставлялись ему актуальными и значительными. Он не стремился обзавестисьдомашним очагом, создать семью, наладить свой быт, отказался он и отакадемической карьеры. Вся жизнь его протекала в изнуряющей книжной работе, вострой полемике с оппонентами, в писании философских трудов. Такой образ жизнибыстро подорвал здоровье мыс­лителя. Он скончался 31 июля 1900 г. в имении князейТрубецких «Уз­кое» в возрасте 47 лет. Похоронен Вл. Соловьев на Новодевичьемклад­бище рядом с могилой его отца С.М. Соловьева.
Говоряо личности и судьбе Вл.Соловьева, крайне важно понять мотивы его творчества.Иначе говоря, ответить на вопрос о том, в чем заключалась его главная жизненнаяустановка, определившая и его судьбу, и направленность его философии. Безответа на этот вопрос Вл. Соловьев останется непонят, а его философия неизбежнопред­станет в искаженном свете. С одной стороны, для понимания Вл. Со­ловьеванеобходимо учесть особенности эпохи, в которую ему выпало жить, и то, как этиособенности воспринимались самим мыслителем. Творчество Вл. Соловьева исвидетельства современников, как и об­ширная литература о философе, позволяют сдостаточной определен­ностью ответить на эти вопросы.
Историческое развитие конца XIX в. характеризовалосьисклю­чительным динамизмом. Как на Западе, так и в России наблюдается ранеенебывалый взлет научно-технических достижений, происходит интенсивный ростпромышленности, возникают новые отрасли производства, ширятся контакты международами. Христианское че­ловечество (т.е. те страны, в которых христианство втой или иной форме было издавна господствующей религией) ощущает небывалыйподъем. Все более растет и укрепляется надежда на приближение но­вой эры,обещающей скорое решение важнейших социальных и чело­веческих проблем.Становятся популярными социалистические и иные проекты построения «земногорая». Вместе с тем нарастает и настрое­ние тревоги. Это настроение и связанныес ним опасения перед лицом неизвестного будущего скрыты под поверхностнымоптимизмом массовых иллюзий. Его выразителями являются одиночки — отдель­ныемыслители. Именно к их числу принадлежит Вл. Соловьев.
Творчество Вл. Соловьева свидетельствует об отчетливомощуще­нии им того, что в развитии христианской цивилизации наступаеткритический момент. Ощущением тревоги за грядущие судьбы мира пронизаныпрактически все произведения мыслителя. В них ярко вы­ражены опасения, что завнешними достижениями, которых доби­лись народы христианского ареала, назреваетглубокий кризис. Это кризис человечности. Увлеченный прогрессом техники,опьяненный материальным» успехами человек все больше уходит от пониманиядуховных основ жизни. Обществу угрожает массовое огрубение и озве­рение.Человек боится жизни, себя, других людей и вымещает свой страх, насилуя природуи все менее задумываясь пе­ред применением насилия к ближнему. Кризис человекасопровождается глубоким кризисом госу­дарства, общества, церкви. Состояниецеркви волновало Вл. Соловье­ва особенно. Именно с христианской церковью и ееобновлением свя­зывал он надежды на предотвращение кризиса. Именно собновленным христианством связывал он и свою личную миссию.
Соловьев считал, что христианство в его нынешнемсостоянии не способно ответить на вызовы времени. Дело не только в том, чтоцерковь давно превратилась в формальный институт, озабо­ченный болеесобственными, а не социальными и общечеловеческими интересами. По Вл.Соловьеву, причина еще и в том, что недостаточно развита «теоретическаясторона» христианства. Под ней он понимал рас­крытие внутреннего содержанияхристианских догматов в разумной, ясной и систематической форме. Это означало,в том числе, и освеще­ние животрепещущих вопросов жизни с христианских позиций.Факти­чески Вл. Соловьев противопоставил свой подход тому распространен­ному вхристианской среде взгляду, согласно которому истины христи­анства не нуждаютсяв постоянном и творческом обновлении — достаточно читать Евангелие,произведения святых Отцов церкви, ис­правно ходить в церковь и исполнятьсоответствующие обряды. Но та­кой взгляд, по мнению мыслителя, имеет множествонегативных по­следствий. По меньшей мере некоторые из них вполне очевидны.
Отказ от развития теоретической стороны христианства,во-пер­вых, ведет к превращению веры в мертвую схему, оторванную от жизни.Христианин, не способный вникнуть во внутренний смысл вероучения и найти ответына текущие вопросы жизни с позиций веро­учения, превращается лишь в слепогоисполнителя церковных обрядов. Вера сводит­ся к бессмысленному исполнениюцерковных обрядов. Безжизненное христианство дискредитирует веру и церковь вглазах людей сомневающихся и неверующих. Подчеркивая значение христианскогомировоззрения, Вл. Соловьев одновременно настаивал на религиозной свободе иверотерпимости, на праве челове­ка самостоятельно решать, какую религиюисповедовать или не испо­ведовать никакой. Главной опасностью он считалбездуховность или нигилизм, т.е. такое мировоззрение, которое сводит человека квинтику социального механизма или уподобляет животному-скотине. Бездухов­ностьили, по-иному, нигилизм уничтожает нравственность, заменяя еецелесообразностью, необходимостью и т.д.
Очень рано осознав свою жизненную задачу и оставаясьверным ей всю жизнь, Соловьев постоянно находился в поисках средств для еерешения. В разные периоды жизни в качестве таких средств он рас­сматривал теили иные. В связи с этим принято выделять три периода в творчестве Вл.Соловьева: теософский, теократический, теургический. В первый период (до 1882г.) интересы мыслителя сосредоточивались в области теософии (богомудрия), т.е.христианской философии. Во второй (до 1890 г.) — в области теократии(боговластия). В этот период Вл. Соловьев возлагает надежды на преобразованиечеловечества че­рез создание справедливого государства и справедливогообществен­ного порядка, в которых будут осуществлены христианские идеи. На­конец,в третий период его внимание привлекает то, что он называл теургией. Теургия —религиозное искусство, призванное воздейство­вать на жизнь для внедрения в неехристианских ценностей.
Учение о всеединстве
 
Вл. Соловьев принадлежит к числу тех мыслителей,которым удалось создать самостоятельную целостную и всестороннюю философскуюсистему — учение, охватывающее все об­ласти философского знания при единствеподхода, логической после­довательности и взаимосвязи основных идей. Какправило, в системе наличествует небольшое число исходных принципов, из которыхлоги­чески выводятся все остальные идеи и положения. Философская систе­ма — этотеория, позволяющая решать все философские вопросы с единой позиции, с единойточки зрения.
Обобщая философские идеи самого разного происхождения,Вл. Соловьев стремился к разработке самостоятельного учения. Его философия —совершенно своеобразное и неповторимое явление в истории мысли. В основу своейфилософской системы он положил принцип  о всеединстве.
«Все существует во всем» — такова самая общаяформулировка принципа всеединства. Отталкива­ясь от нее, Вл. Соловьев развиваетцелостную концепцию. Прежде всего для него ясно, что данную формулировку неследует понимать бук­вально — все существует во всем лишь как тенденция, какзакон. Всеединство — это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Ноабсолютное все­единство — это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютноевсеединство — это Бог, а мир — всеединство в состоянии становле­ния. Мирсодержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без элементабожественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпалсябы на изолиро­ванные и враждебные друг другу части.
Абсолютное, или божественное, всеединство естьабсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такоесоединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельнос­тиэлементов, т.е. реальной множественности мира. Это единство много­образного илицветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальномвыражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовьесть то, без чего соединение отде­льных частей не может быть гармоничным исогласованным. Божествен­ная любовь и придает миру гармонию и стройнуюсогласованность. Наличие в тварном мире противоположного начала, т.е. началанестрое­ния и хаоса, есть следствие грехопадения. Однако мировой процесспредставляет собой не что иное, как процесс возвращения к первона­чальномувсеединству. Таким образом, развитие тварного мира есть эволюция ко все большейгармоничности и единству при одновремен­ном росте многообразия. Этовозникновение все более сложных сис­тем — от примитивных неживых черезмногообразие живого к обще­ству и человеку. С момента возникновенияхристианства история об­щества превращается из процесса человеческого в процессбогочеловеческий: в истории действует нравственное начало, ведущее его квсеединству.
 Моделью положительного всеединства служит для негоживой организм. Для живого организма пра­вилом является такое соединениечастей, в котором каждая часть «за­интересована» во всех других и в целом.Например, болезнь отдельного органа неизбежно отрицательно сказывается на всеморганизме и на других органах. Напротив, здоровье какой-либо части идет напользу всем другим и организму в целом. Понятие организма опирается на болееширокую категорию. Эта категория — «жизнь». Она занимает важное место в учениио всеединстве и в философии Вл. Соловьева в целом.
Понятие жизни нигде не определяется Вл. Соловьевымформально­логически. И это несмотря на то, что его философская система отлича­етсялогической строгостью и последовательностью. Дело в том, что жизньпринципиально не может и не должна определяться только лишь логическим путем. Вжизни присутствуют элементы иррациональные. Поэтому она не может быть по­стигнутаподобно тому, как познаются объекты естественных наук. Жизнь может бытьописана, но не определена абсолютно строго. Жизнь это стихия. Это поток, вкотором отдельные этапы могут быть выделены лишь условно. Это творчество новогои способность к самовоспро­изведению. Это жизненный порыв. Это бурная,клокочущая жизнь, мно­гообразие ее проявлений. Наконец, это «цветущая полнотажизни», полнота бытия. Жизнь естественна в отличие от того, что вымучено иискусственно. Во всех ее проявлениях есть душа, а на самых высоких ступенях —дух. Чтобы постиг­нуть живое существо или душевно-духовную жизнь, человеку,кроме работы интеллекта, требуется еще сердечное участие.
 Жизнь есть жестокая борьба за выживание. Этоотносится к жизни во всех ее прояв­лениях. Жизнь живых существ основывается напожирании и истребле­нии одних существ другими: хищники пожирают травоядных идруг друга, травоядные питаются растениями; человек, как живое существонуждается в пище органического происхождения и т.д. То же можно сказать обэкономической и иных сферах общественной жизни: здесь также идет острая борьба засуществование. Однако жизнь перестала бы быть жизнью, если бы свелась кконкуренции и взаимному истребле­нию. Более того, в этом случае она была быпросто невозможна: жизнь мгновенно уничтожила бы сама себя. Тем не менее этогоне происходит. Напротив, биологическая наука прослеживает эволюцию живыхсуществ, в которой очевиден прогресс в развитии жизни. Очевиден прогресс и вразвитии общества. Следовательно, наряду с конкурентной борьбой в жизнисуществен момент солидарности и взаимопомощи — без него жизнь перестала бы бытьреальностью. В сочетании борьбы и солидарности находит свое выражение «пос­ледняятайна» жизни, особый замысел Божий или Премудрость Божия — София.
Особыйсмысл принцип всеединства приобретает для Вл. Соловьева при рассмотрениидуховной жизни. Философия Вл. Соловьева — это ис­кание единства духовной жизни.В ней ярко выражено стремление найти способ избегнуть всякой односторонности,всякой ограниченности. Это «искание всеединства», синтеза религии, философии инауки, веры, мысли и опыта, которое должно ответить на вопрос: «какая цель че­ловеческогосуществования вообще, для чего, наконец, существует че­ловечество?»Окончательная цель человечества, по Вл. Соловьеву, как раз и состоит «вобразовании всецелой жизненной организации». Принцип всеединства в теории познания — гносеологии
Поскольку всеединство есть то, к чему стремится жизньдуха, постольку оно находит свое выра­жение в процессе познания. Таким образом,принцип всеединства при­меняется Соловьевым и в теории познания — гносеологии.
Вл. Соловьев различает три способа познания:эмпирический, рациональный и мистический. Эмпирическое познание — это позна­ниеопытное. В нем главную роль играют органы чувств. Рациональное познаниеосуществляется разумом. Наконец, мистическое познание — это внутреннеепознание, осуществляемое с помощью веры. Под тер­мином «вера» Вл. Соловьевпонимает не только лишь субъективное убеж­дение, а интуицию, илинепосредственное познание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истинавсеедина в том смысле, что она есть результат совместного действия органовчувств, разума и интуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременноона не мертва, не является сухой и застывшей — какой бы она была, если быцеликом сводилась к рациональности. Жизненность ей придают чувственный опыт иинтуиция. Заблуждение возникает вследствие разрывов между эмпи­рическим,рациональным и мистическим (интуитивным) познанием или вследствие абсолютизацииодного из них. Другой причиной заблуж­дений является придание абсолютного значениятому, что по своей сути. Принцип всеединства применительно к познанию тем самымозначает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включитьв себя ранее известные.
Всеединствоявляется также принципом отношения трех ценнос­тей, фундаментальных для всякойклассической философской систе­мы, — истины, блага и красоты. Их соединяетпонятие любви. Вселенская теокра­тия
Принцип всеединстванаходит свое продолжение в учение Вл. Соловьев о вселенской теокра­тии.Теократия (букв. «боговластие»), по замыслу философа, должна объединить всехристианские народы прежде всего в единство духов­ное. Предполагалось, что воглаве нового духовного объединения ста­нет Папа Римский. Папа стал бы главойдуховной власти всех христи­ан. Светскую власть объединенных народов возглавилбы российский император. Наконец, еще одна «ветвь власти» (говоря теперешнимязыком) должна была принадлежать пророкам — людям, которые в силу своихинтеллектуальных и нравственных качеств пользуются осо­бым уважением и авторитетом.Их миссия «теоретическая» и «пропа­гандистская». Вселенская теократия призванапротивостоять опасности нигилизма и грубого материализма. Эта опасность остроощущалась Вл. Соловье­вым на протяжении всей жизни.
Учение о Софии
Учение о Софии ярко выражает своеобразие философии Вл.Соло­вьева. София — не только понятие, но и образ, придающий философскимвзглядам русского мыслителя романтическую приподнятость и поэтическуювозвышенность. В образе Софии наглядно обнаруживает­ся особое, утонченно-трепетное,отношение Вл. Соловьева к миру, характерное также для его философии.
Учениео Софии — типичное метафизическое учение, т.е. представляет собой умозрительнуюгипотезу, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута методамиестественных наук. В условиях все большего рас­пространения научного(«положительного») мировоззрения, отвергаю­щего метафизические сущности, Вл.Соловьев смело идет по стопам Платона — основателя метафизики. София и естьвечная женственность — образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то жевремя — двойственности, переменчивости и безразличия. Это обобщенный образземного мира — мира противоречивого и обманчивого и одновре­менно одушевленногои прекрасного. В образе Софии нашли свое отра­жение различные идеи ипредставления, известные в истории мысли. Вл. Соловьев синтезировал идеюдуальности (двойственности) Платона, понятие Души мира неоплатоников,христианское учение о Премудро­сти Божией, представления о познаниисредневековых мистиков, образ беспорочной красоты Девы Марии (Матери Божией).
Мысля Софию как философское понятие, Вл. Соловьеводновре­менно представлял ее совершенно наглядно — в виде прекрасной женщины.Она трижды в течение жизни являлась ему в видениях, о чем он рассказал встихотворении «Три свидания». Можно сказать, что образ Софии был для негосвоеобразной музой, вдохновлявшей его. Одновременно София — важнейшее понятиефилософской системы. При помощи столь ненаучного понятия, которое гораздо ближестоит к области поэтического творчества, чем к науке, Вл. Соловьев сознательностремился избегнуть односторонне-рационалистического характера своей философии.Мыслитель всегда стре­мится избегать всякой односторонности. Это было егопрограммным положением, прямо вытекающим из принципа всеединства
ПонятиеСофии прямо или косвенно фигурирует во всех произве­дениях Вл. Соловьева. Этоозначает, что без него философ не мог обой­тись при решении самых разнообразныхвопросов. В понятии Софии заключено множество смыслов. Оно выпол­няет вфилософской системе Вл. Соловьева также и разнообразные функции.
Софияиграет роль своеобразного «соединительного моста» между рацио­нальнымсодержанием философии и ее поэтически-возвышенной стороной. Дело в том, чтоСофия это первообраз мира, иначе говоря, идеальный план мира. С помощью понятияСофии Вл. Соловьев утверждает, что мир не сводится к хаотической стороне: в немсуществен момент упорядо­ченности. Закономерности мира, однако, не могут бытьсведены к законам механической причинности, известным естествознанию. Этизаконы (а не только их проявления) бесконечно многообразны и изменчивы. Этозначит, что мир одушевлен, подобно тому как одушевлен отдельный человек,отдельное живое существо. Понятие Софии индивидуализирует понятие Души мира.Всякая душа индивидуальна. Но когда речь идет о душе лишь как об абстрактномпонятии, то познать ее во всей полноте невозможно. Для этого ее надопредставить конкретно — в виде определенного лица, личности. Абстрактную душуневозможно и любить — любить можно лишь конкретное лицо, которое можно ощутитьили предста­вить наглядно. Именно поэтому Душа мира получает у Соловьева кон­кретно-наглядноевыражение.
Сдругой стороны София — символ и наглядный образ любви. Любовь же — то, чтообъединяет. София и есть объединяющее начало. Мир не рас­сыпается на отдельныечасти, хотя и состоит из множества разнооб­разных и разнокачественныхпредметов. При внимательном рассмот­рении мы видим, что все части взаимосвязаныи взаимообусловлены. Следовательно, существует то, что его объединяет. ЭтоСофия — на­чало любви.
Наибольшую роль София играет не по отношению к природекак таковой (т.е. взятой вне человека), а по отношению к человеческому обществуи истории. София есть то, что объединяет человечество, всех людей, причем нетолько живущих в настоящее время, но все поколения, прошлые и нынешние. Вразвитии общества София впервые являет себя непосредственно.
Соловьев также показывает в образе Софии —  «телоХристово», или христианскую цер­ковь. Церковь является обязательным посредникоммежду Богом и че­ловеком. Вне церкви никакая вера в Христа невозможна. Церковьесть соборное объединение людей. Это добровольное объединение, возника­ющее наоснове общей веры, общих идеалов и ценностей. Церковь — это единение в любви.Поэтому церковно-соборное объединение явля­ется положительным образцом длявсякого творческого объединения, предполагающего не ущемление прав идостоинства личности, а, наоборот, утверждающего свободу индивида.
 

«Русская идея».Вл.С. Соловьев
 
Вл. Соловьеву принадлежит заслуга в постановке иразработке про­блемы, которую с тех пор принято обобщенно обозначать словосоче­танием«русская идея», она как бы является конкретным выражением принципа всеединства.
Вл. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в соответ­ствующеегосударственное единство, призвана выполнять в составе че­ловечестваопределенную миссию, или роль. Под нацией он понимал не этнос, а совокупностьнародов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль, нации в составемирового целого есть ее нацио­нальная клея. Каждая нация должна обрести своюидею, в противном случае существование нации не оправдано. Национальная идея —это определенное задание, данное Богом; это долг народа, объединенного вгосударстве, перед Богом. Одновременно это вклад, который нация призвана внестив копилку общечеловеческих достижений. Национальная миссия тем более высока изначительна, чем более она способствует достижению всечеловеческого единства нахристианских основаниях.
Таким образом, «русская идея» в понимании Вл.Соловьева — это миссия России в составе мирового сообщества. Она выступаетдолгом или моральным обязательством, а не вытекает непосредственно изматериальных условий существования России. Анализ исторического пути Россиипозволит определить те моменты истории, в которые она вносила наибольший вкладв развитие христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут воз­можностьопределить миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имяхристианского начала и во благо христианского мира».
В чем же состоит, по Вл. Соловьеву, «русская идея»,или истори­ческая миссия России? Конечно, она должна быть связана с задачей усиления ролихристианства и христианских ценностей. Вл. Соловьев полагает, что следует ис­пользоватьмощь российского государства не для узконациональных целей, а во благо христианскогочеловечества. Россия как крупнейшее государство должна стать инициатором иглавной опорой духовного объе­динения христианских стран. В этом и состоит«русская идея»: «Христи­анская Россия… должна подчинить власть государства…авторитету Все­ленской Церкви и отвести подобающее место общественнойсвободе… Русская империя, отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь уг­розаборьбы и бесконечных войн. Русская империя, пожелавшая слу­жить Вселенскойцеркви и делу общественной организации… внесет в семейство народов мир иблагословение».
«Русскаяидея» мыслится Соловьевым в контексте его учения о Все­ленской теократии ивсеединстве. Поэтому «рус­ская идея требует от нас обращения всех нашихнациональных даро­ваний, всей мощи нашей империи на окончательное осуществлениесоциальной троицы, где каждое изтрех главных органических единств —церковь, государство и общество», будет находиться «в безусловной внутреннейсвязи» с двумя другими. Церковь (первое лицо социальной троицы) олицетворяетсобой начало единства и солидарности. Она яв­ляется также носителем традицииили предания. Государство, или свет­ская власть (второе лицо социальнойтроицы), должно стать могучим орудием «истинной социальной организации». Дляэтого государству сле­дует перестать быть защитником эгоистических национальныхинтере­сов. Государство не должно быть целью само по себе. Оно должно бытьсредством, прежде всего законодательно регулировать частную инициа­тиву лиц порганизаций. Наконец, общество, или общественность (тре­тье лицо социальнойтроицы), есть свободная и совершенная организа­ция, выражающая самодеятельностьи самоорганизацию свободных граж­дан. Общественность направляется деятельностьюпророков. Три лица социальной троицы должны быть «безусловно солидарны междусобой», поскольку являются органами единого организма, выполняющими жиз­ненноважные функции общественного целого.
Место и значениеВл. Соловьева в истории русской мысли
Величие творчества и личности Вл. Соловьева былоочевидно мно­гим его современникам и непосредственным преемникам, на кото­рыхмыслитель оказал значительное влияние.
Местои значение творчества Вл. Соловьева в истории русской мысли определяются тем,что он явился завершителем и системати­затором русской философской классики.Его система — вершина русской классической философии. Без творчества Вл.Соловьева едва ли мы во­обще имели бы возможность говорить о русскойклассической филосо­фии как о реальном факте культуры. Реализуя принципвсеединства, он стремился к максимальному теоретическому обобщению опытапредшествующего философского и культурного развития. В его философии нашлиотражение в переосмысленном виде идеи едва ли не всех выдаю­щихсязападноевропейских и русских мыслителей.
Общим для Вл. Соловьева и западноевропейскойфилософской клас­сики явилась и постановка в центр философствования вопроса обидеале. Классическую философскую мысль интересует не столько воп­рос «чтоесть», сколько «что должно быть». Идеал определяется христи­анскиммировоззрением, поэтому вполне очевиден и не требует осо­бых усилий, чтобы бытьпонятым. Это гармония души и тела, брат­ство и солидарность людей, любовь,сострадание и милосердие, стыд, совесть, благоговение перед высшим и другиеценности христианс­кого мировоззрения. Но почему наблюдаемая действительность стольдалеко отстоит от идеала?
Уверенность в конечном торжестве идеала над уродствамии бе­зобразиями видимого мира лежит в основе ощущения прочности бы­тия, егонезыблемости перед лицом возможных катастроф и потря­сений. Ничто не можетнарушить поступательного движения мира в целом, а следовательно, общественногоразвития, истории челове­чества. Историческая закономерность пробьет себедорогу. Поэтому катастрофы и неурядицы носят временный, преходящий характер. Вэтом же русле развивается основная тенденция философского твор­чества Вл.Соловьева.
Используемая литература:
Лосев А.Ф. «Владимир Соловьев и его время»
Вл. С. Соловьев «Избранные произведения»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.