План1.Личность и особенности творчества Вл. Соловьева
2. Учение о всеединстве
3.Понятие жизни в творчестве Вл. Соловьева
4.Принцип всеединства в теории познания — гносеологии
5.Учение о «Вселенской теократии»
6.Образ Софии в философии Вл. Соловьева
7.«Русская идея». Вл.С. Соловьев
8. Место и значениеВл. Соловьева в истории русской мысли
ВЛАДИМИРСЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВЛичность и особенности творчества Вл. Соловьева
Вл. Соловьев по праву считаетсякрупнейшим философом России XIX в. Его творчеству присущи исключительная широтаи многообразие тематики, особая теоретическая глубина. Вл. Соловьев сознательнопоставил цель разработки самостоятельной философской системы, посвятив делу еесоздания всю свою жизнь.
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 г.в Москве. Его отец, известный историк Сергей Михайлович Соловьев, происходилиз духовного сословия. Мать Поликсена Владимировна, происходя изукраинско-польского рода, имела своим предком замечательного мыслителя XVIIIв. Г.С. Сковороду (1722—1794). В семье С. Соловьева было двенадцать детей.Среди них следует отметить старшего сына — Всеволода Соловьева, ставшегоизвестным писателем, дочь Поликсену, будущую поэтессу, одного из младшихсыновей Михаила — филолога, историка, переводчика Платона.
Духовно-творческая обстановка семьи способствовалабыстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В детстве Вл. Соловьевовладел несколькими иностранными языками. Впоследствии он свободно владел тремядревними (греческим, латинским, древнееврейским) и четырьмя современнымиязыками (английским, французским, немецким, польским). О стремительностиинтеллектуального роста и способностях Вл. Соловьева говорит и тот факт, что в16 лет он уже читал произведения Спинозы, а несколько позже и труды таких сложныхдля понимания философов, как Ф. Шеллинг и Г. Гегель.
Закончивс золотой медалью 5-ю московскую гимназию, Вл. Соловьев поступает в Московскийуниверситет, на физико-математический факультет. Однако Вл. Соловьев скорообнаруживает, что естественно-математические науки не увлекают его, поэтому онпереводится на историко-филологический факультет. Среди его преподавателей наэтом факультете оказались такие замечательные профессора, как П.Д. Юркевич иА.М. Иванцов-Платонов. Первый был известным философом, второй — историком изнатоком религиозных вопросов. В это время Вл. Соловьев глубоко изучаетпроизведения известных отечественных и европейских мыслителей. В 1873 г. онзаканчивает университет. В течение года Вл. Соловьев работает над магистерскойдиссертацией, которую защищает в 1874 г. в Петербурге, предварительно сдавздесь же необходимые для защиты экзамены поистории, философии, логике, метафизике,психологии, этике и древним языкам. Магистерская диссертация на тему «Кризисзападной философии (против позитивистов)» была защищена в 1874 г.
Дляизучения древней и средневековой философии по древним рукописям Вл. Соловьевотправляется в Лондон, где работает в библиотеке Британского музея. Из Лондонаон неожиданно совершает кратковременную поездку в Египет, в Каир. Отсюда онидет пешком в пустыню, где проводит около двух суток. Причины столь странногоповедения Вл. Соловьев объяснил впоследствии в стихотворении «Три свидания». Внем говорится о «свиданиях» с Софией — Божественной Мудростью, вечнойженственностью. Именно София, открывшаяся поэту и философу в видении, повелелаему идти в пустыню. Понятие Софии занимает важное место в философии Вл.Соловьева, о чем будет сказано выше. В 1880 г. в Петербургском университете Вл.Соловьев защищает докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Затем онприступает к преподавательской деятельности сначала в Московском, авпоследствии в Петербургском университете. Однако эта деятельность оказаласьнепродолжительной. В марте 1881 г., после убийства Александра II, Соловьевпрочитал в Петербурге публичную лекцию, в которой осудил терроризм, однакопризвал царя простить убийц своего отца и во имя милосердия не приговаривать ихк смертной казни. Но смысл призывов, прозвучавших в выступлении Вл. Соловьева,не был понят ни слушателями лекции, ни общественностью. Сразу по окончаниилекции в зале поднялся невообразимый шум, разъяренная публика едва нерастерзала оратора. Вл. Соловьева пришлось спасать небольшой группе егостудентов. В результате случившегося он
оказалсяв неудобном по отношению к властям положении. Это побудило его подать вотставку с должности профессора и прекратить преподавание. С тех пор он большеникогда не возвращался к преподавательской деятельности. Справедливости радиследует заметить, что, как по свидетельствам современников, так и согласномнению большинства исследователей, Вл. Соловьев не считал преподавание своейглавной задачей. Он чувствовал в себе призвание публициста, теоретика, пророка.Осуществлению призвания он отдает всего себя без остатка.
Творческое наследие Вл. Соловьева огромно и еще неоценено по достоинству. Помимо уже названных диссертационных работ, которыебыли изданы в виде отдельных книг, его перу принадлежит большое числофилософских произведений. Назовем лишь крупнейшие из них: «Философские началацельного знания» (1877), «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881), «Историческиедела философии» (1880), «Духовные основы жизни» (1882-1884), «Теоретическаяфилософия» (1897—1899), «Оправдание добра» (1899) и многие другие. О масштабеего творчества можно судить по тому факту, что только для энциклопедическогословаря Брокгауза и Ефрона, где он возглавлял философский раздел, им написаносвыше двухсот статей.
На протяжении всей жизни мыслитель работал крайнеинтенсивно, не считаясь ни со временем, ни со своим здоровьем, ни с инымиобстоятельствами. Однако личность Вл. Соловьева ни в коей мере не вяжется собразом «головного» философа, целиком погруженного в метафизические абстракции.Напротив, это был очень живой и общительный человек, всегда находившийся вокружении людей и пользующийся их вниманием. Его отличало чувство юмора ивеселый нрав:
видимо,не случайно в своих трудах он определил человека как «существо смеющееся».
Без преувеличения можно оказать, что Вл Соловьевположил свою жизнь на алтарь беззаветного служения философии и тем идеям, которыепредставлялись ему актуальными и значительными. Он не стремился обзавестисьдомашним очагом, создать семью, наладить свой быт, отказался он и отакадемической карьеры. Вся жизнь его протекала в изнуряющей книжной работе, вострой полемике с оппонентами, в писании философских трудов. Такой образ жизнибыстро подорвал здоровье мыслителя. Он скончался 31 июля 1900 г. в имении князейТрубецких «Узкое» в возрасте 47 лет. Похоронен Вл. Соловьев на Новодевичьемкладбище рядом с могилой его отца С.М. Соловьева.
Говоряо личности и судьбе Вл.Соловьева, крайне важно понять мотивы его творчества.Иначе говоря, ответить на вопрос о том, в чем заключалась его главная жизненнаяустановка, определившая и его судьбу, и направленность его философии. Безответа на этот вопрос Вл. Соловьев останется непонят, а его философия неизбежнопредстанет в искаженном свете. С одной стороны, для понимания Вл. Соловьеванеобходимо учесть особенности эпохи, в которую ему выпало жить, и то, как этиособенности воспринимались самим мыслителем. Творчество Вл. Соловьева исвидетельства современников, как и обширная литература о философе, позволяют сдостаточной определенностью ответить на эти вопросы.
Историческое развитие конца XIX в. характеризовалосьисключительным динамизмом. Как на Западе, так и в России наблюдается ранеенебывалый взлет научно-технических достижений, происходит интенсивный ростпромышленности, возникают новые отрасли производства, ширятся контакты международами. Христианское человечество (т.е. те страны, в которых христианство втой или иной форме было издавна господствующей религией) ощущает небывалыйподъем. Все более растет и укрепляется надежда на приближение новой эры,обещающей скорое решение важнейших социальных и человеческих проблем.Становятся популярными социалистические и иные проекты построения «земногорая». Вместе с тем нарастает и настроение тревоги. Это настроение и связанныес ним опасения перед лицом неизвестного будущего скрыты под поверхностнымоптимизмом массовых иллюзий. Его выразителями являются одиночки — отдельныемыслители. Именно к их числу принадлежит Вл. Соловьев.
Творчество Вл. Соловьева свидетельствует об отчетливомощущении им того, что в развитии христианской цивилизации наступаеткритический момент. Ощущением тревоги за грядущие судьбы мира пронизаныпрактически все произведения мыслителя. В них ярко выражены опасения, что завнешними достижениями, которых добились народы христианского ареала, назреваетглубокий кризис. Это кризис человечности. Увлеченный прогрессом техники,опьяненный материальным» успехами человек все больше уходит от пониманиядуховных основ жизни. Обществу угрожает массовое огрубение и озверение.Человек боится жизни, себя, других людей и вымещает свой страх, насилуя природуи все менее задумываясь перед применением насилия к ближнему. Кризис человекасопровождается глубоким кризисом государства, общества, церкви. Состояниецеркви волновало Вл. Соловьева особенно. Именно с христианской церковью и ееобновлением связывал он надежды на предотвращение кризиса. Именно собновленным христианством связывал он и свою личную миссию.
Соловьев считал, что христианство в его нынешнемсостоянии не способно ответить на вызовы времени. Дело не только в том, чтоцерковь давно превратилась в формальный институт, озабоченный болеесобственными, а не социальными и общечеловеческими интересами. По Вл.Соловьеву, причина еще и в том, что недостаточно развита «теоретическаясторона» христианства. Под ней он понимал раскрытие внутреннего содержанияхристианских догматов в разумной, ясной и систематической форме. Это означало,в том числе, и освещение животрепещущих вопросов жизни с христианских позиций.Фактически Вл. Соловьев противопоставил свой подход тому распространенному вхристианской среде взгляду, согласно которому истины христианства не нуждаютсяв постоянном и творческом обновлении — достаточно читать Евангелие,произведения святых Отцов церкви, исправно ходить в церковь и исполнятьсоответствующие обряды. Но такой взгляд, по мнению мыслителя, имеет множествонегативных последствий. По меньшей мере некоторые из них вполне очевидны.
Отказ от развития теоретической стороны христианства,во-первых, ведет к превращению веры в мертвую схему, оторванную от жизни.Христианин, не способный вникнуть во внутренний смысл вероучения и найти ответына текущие вопросы жизни с позиций вероучения, превращается лишь в слепогоисполнителя церковных обрядов. Вера сводится к бессмысленному исполнениюцерковных обрядов. Безжизненное христианство дискредитирует веру и церковь вглазах людей сомневающихся и неверующих. Подчеркивая значение христианскогомировоззрения, Вл. Соловьев одновременно настаивал на религиозной свободе иверотерпимости, на праве человека самостоятельно решать, какую религиюисповедовать или не исповедовать никакой. Главной опасностью он считалбездуховность или нигилизм, т.е. такое мировоззрение, которое сводит человека квинтику социального механизма или уподобляет животному-скотине. Бездуховностьили, по-иному, нигилизм уничтожает нравственность, заменяя еецелесообразностью, необходимостью и т.д.
Очень рано осознав свою жизненную задачу и оставаясьверным ей всю жизнь, Соловьев постоянно находился в поисках средств для еерешения. В разные периоды жизни в качестве таких средств он рассматривал теили иные. В связи с этим принято выделять три периода в творчестве Вл.Соловьева: теософский, теократический, теургический. В первый период (до 1882г.) интересы мыслителя сосредоточивались в области теософии (богомудрия), т.е.христианской философии. Во второй (до 1890 г.) — в области теократии(боговластия). В этот период Вл. Соловьев возлагает надежды на преобразованиечеловечества через создание справедливого государства и справедливогообщественного порядка, в которых будут осуществлены христианские идеи. Наконец,в третий период его внимание привлекает то, что он называл теургией. Теургия —религиозное искусство, призванное воздействовать на жизнь для внедрения в неехристианских ценностей.
Учение о всеединстве
Вл. Соловьев принадлежит к числу тех мыслителей,которым удалось создать самостоятельную целостную и всестороннюю философскуюсистему — учение, охватывающее все области философского знания при единствеподхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей. Какправило, в системе наличествует небольшое число исходных принципов, из которыхлогически выводятся все остальные идеи и положения. Философская система — этотеория, позволяющая решать все философские вопросы с единой позиции, с единойточки зрения.
Обобщая философские идеи самого разного происхождения,Вл. Соловьев стремился к разработке самостоятельного учения. Его философия —совершенно своеобразное и неповторимое явление в истории мысли. В основу своейфилософской системы он положил принцип о всеединстве.
«Все существует во всем» — такова самая общаяформулировка принципа всеединства. Отталкиваясь от нее, Вл. Соловьев развиваетцелостную концепцию. Прежде всего для него ясно, что данную формулировку неследует понимать буквально — все существует во всем лишь как тенденция, какзакон. Всеединство — это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Ноабсолютное всеединство — это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютноевсеединство — это Бог, а мир — всеединство в состоянии становления. Мирсодержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без элементабожественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпалсябы на изолированные и враждебные друг другу части.
Абсолютное, или божественное, всеединство естьабсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такоесоединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельностиэлементов, т.е. реальной множественности мира. Это единство многообразного илицветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальномвыражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовьесть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным исогласованным. Божественная любовь и придает миру гармонию и стройнуюсогласованность. Наличие в тварном мире противоположного начала, т.е. началанестроения и хаоса, есть следствие грехопадения. Однако мировой процесспредставляет собой не что иное, как процесс возвращения к первоначальномувсеединству. Таким образом, развитие тварного мира есть эволюция ко все большейгармоничности и единству при одновременном росте многообразия. Этовозникновение все более сложных систем — от примитивных неживых черезмногообразие живого к обществу и человеку. С момента возникновенияхристианства история общества превращается из процесса человеческого в процессбогочеловеческий: в истории действует нравственное начало, ведущее его квсеединству.
Моделью положительного всеединства служит для негоживой организм. Для живого организма правилом является такое соединениечастей, в котором каждая часть «заинтересована» во всех других и в целом.Например, болезнь отдельного органа неизбежно отрицательно сказывается на всеморганизме и на других органах. Напротив, здоровье какой-либо части идет напользу всем другим и организму в целом. Понятие организма опирается на болееширокую категорию. Эта категория — «жизнь». Она занимает важное место в учениио всеединстве и в философии Вл. Соловьева в целом.
Понятие жизни нигде не определяется Вл. Соловьевымформальнологически. И это несмотря на то, что его философская система отличаетсялогической строгостью и последовательностью. Дело в том, что жизньпринципиально не может и не должна определяться только лишь логическим путем. Вжизни присутствуют элементы иррациональные. Поэтому она не может быть постигнутаподобно тому, как познаются объекты естественных наук. Жизнь может бытьописана, но не определена абсолютно строго. Жизнь это стихия. Это поток, вкотором отдельные этапы могут быть выделены лишь условно. Это творчество новогои способность к самовоспроизведению. Это жизненный порыв. Это бурная,клокочущая жизнь, многообразие ее проявлений. Наконец, это «цветущая полнотажизни», полнота бытия. Жизнь естественна в отличие от того, что вымучено иискусственно. Во всех ее проявлениях есть душа, а на самых высоких ступенях —дух. Чтобы постигнуть живое существо или душевно-духовную жизнь, человеку,кроме работы интеллекта, требуется еще сердечное участие.
Жизнь есть жестокая борьба за выживание. Этоотносится к жизни во всех ее проявлениях. Жизнь живых существ основывается напожирании и истреблении одних существ другими: хищники пожирают травоядных идруг друга, травоядные питаются растениями; человек, как живое существонуждается в пище органического происхождения и т.д. То же можно сказать обэкономической и иных сферах общественной жизни: здесь также идет острая борьба засуществование. Однако жизнь перестала бы быть жизнью, если бы свелась кконкуренции и взаимному истреблению. Более того, в этом случае она была быпросто невозможна: жизнь мгновенно уничтожила бы сама себя. Тем не менее этогоне происходит. Напротив, биологическая наука прослеживает эволюцию живыхсуществ, в которой очевиден прогресс в развитии жизни. Очевиден прогресс и вразвитии общества. Следовательно, наряду с конкурентной борьбой в жизнисуществен момент солидарности и взаимопомощи — без него жизнь перестала бы бытьреальностью. В сочетании борьбы и солидарности находит свое выражение «последняятайна» жизни, особый замысел Божий или Премудрость Божия — София.
Особыйсмысл принцип всеединства приобретает для Вл. Соловьева при рассмотрениидуховной жизни. Философия Вл. Соловьева — это искание единства духовной жизни.В ней ярко выражено стремление найти способ избегнуть всякой односторонности,всякой ограниченности. Это «искание всеединства», синтеза религии, философии инауки, веры, мысли и опыта, которое должно ответить на вопрос: «какая цель человеческогосуществования вообще, для чего, наконец, существует человечество?»Окончательная цель человечества, по Вл. Соловьеву, как раз и состоит «вобразовании всецелой жизненной организации». Принцип всеединства в теории познания — гносеологии
Поскольку всеединство есть то, к чему стремится жизньдуха, постольку оно находит свое выражение в процессе познания. Таким образом,принцип всеединства применяется Соловьевым и в теории познания — гносеологии.
Вл. Соловьев различает три способа познания:эмпирический, рациональный и мистический. Эмпирическое познание — это познаниеопытное. В нем главную роль играют органы чувств. Рациональное познаниеосуществляется разумом. Наконец, мистическое познание — это внутреннеепознание, осуществляемое с помощью веры. Под термином «вера» Вл. Соловьевпонимает не только лишь субъективное убеждение, а интуицию, илинепосредственное познание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истинавсеедина в том смысле, что она есть результат совместного действия органовчувств, разума и интуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременноона не мертва, не является сухой и застывшей — какой бы она была, если быцеликом сводилась к рациональности. Жизненность ей придают чувственный опыт иинтуиция. Заблуждение возникает вследствие разрывов между эмпирическим,рациональным и мистическим (интуитивным) познанием или вследствие абсолютизацииодного из них. Другой причиной заблуждений является придание абсолютного значениятому, что по своей сути. Принцип всеединства применительно к познанию тем самымозначает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включитьв себя ранее известные.
Всеединствоявляется также принципом отношения трех ценностей, фундаментальных для всякойклассической философской системы, — истины, блага и красоты. Их соединяетпонятие любви. Вселенская теократия
Принцип всеединстванаходит свое продолжение в учение Вл. Соловьев о вселенской теократии.Теократия (букв. «боговластие»), по замыслу философа, должна объединить всехристианские народы прежде всего в единство духовное. Предполагалось, что воглаве нового духовного объединения станет Папа Римский. Папа стал бы главойдуховной власти всех христиан. Светскую власть объединенных народов возглавилбы российский император. Наконец, еще одна «ветвь власти» (говоря теперешнимязыком) должна была принадлежать пророкам — людям, которые в силу своихинтеллектуальных и нравственных качеств пользуются особым уважением и авторитетом.Их миссия «теоретическая» и «пропагандистская». Вселенская теократия призванапротивостоять опасности нигилизма и грубого материализма. Эта опасность остроощущалась Вл. Соловьевым на протяжении всей жизни.
Учение о Софии
Учение о Софии ярко выражает своеобразие философии Вл.Соловьева. София — не только понятие, но и образ, придающий философскимвзглядам русского мыслителя романтическую приподнятость и поэтическуювозвышенность. В образе Софии наглядно обнаруживается особое, утонченно-трепетное,отношение Вл. Соловьева к миру, характерное также для его философии.
Учениео Софии — типичное метафизическое учение, т.е. представляет собой умозрительнуюгипотезу, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута методамиестественных наук. В условиях все большего распространения научного(«положительного») мировоззрения, отвергающего метафизические сущности, Вл.Соловьев смело идет по стопам Платона — основателя метафизики. София и естьвечная женственность — образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то жевремя — двойственности, переменчивости и безразличия. Это обобщенный образземного мира — мира противоречивого и обманчивого и одновременно одушевленногои прекрасного. В образе Софии нашли свое отражение различные идеи ипредставления, известные в истории мысли. Вл. Соловьев синтезировал идеюдуальности (двойственности) Платона, понятие Души мира неоплатоников,христианское учение о Премудрости Божией, представления о познаниисредневековых мистиков, образ беспорочной красоты Девы Марии (Матери Божией).
Мысля Софию как философское понятие, Вл. Соловьеводновременно представлял ее совершенно наглядно — в виде прекрасной женщины.Она трижды в течение жизни являлась ему в видениях, о чем он рассказал встихотворении «Три свидания». Можно сказать, что образ Софии был для негосвоеобразной музой, вдохновлявшей его. Одновременно София — важнейшее понятиефилософской системы. При помощи столь ненаучного понятия, которое гораздо ближестоит к области поэтического творчества, чем к науке, Вл. Соловьев сознательностремился избегнуть односторонне-рационалистического характера своей философии.Мыслитель всегда стремится избегать всякой односторонности. Это было егопрограммным положением, прямо вытекающим из принципа всеединства
ПонятиеСофии прямо или косвенно фигурирует во всех произведениях Вл. Соловьева. Этоозначает, что без него философ не мог обойтись при решении самых разнообразныхвопросов. В понятии Софии заключено множество смыслов. Оно выполняет вфилософской системе Вл. Соловьева также и разнообразные функции.
Софияиграет роль своеобразного «соединительного моста» между рациональнымсодержанием философии и ее поэтически-возвышенной стороной. Дело в том, чтоСофия это первообраз мира, иначе говоря, идеальный план мира. С помощью понятияСофии Вл. Соловьев утверждает, что мир не сводится к хаотической стороне: в немсуществен момент упорядоченности. Закономерности мира, однако, не могут бытьсведены к законам механической причинности, известным естествознанию. Этизаконы (а не только их проявления) бесконечно многообразны и изменчивы. Этозначит, что мир одушевлен, подобно тому как одушевлен отдельный человек,отдельное живое существо. Понятие Софии индивидуализирует понятие Души мира.Всякая душа индивидуальна. Но когда речь идет о душе лишь как об абстрактномпонятии, то познать ее во всей полноте невозможно. Для этого ее надопредставить конкретно — в виде определенного лица, личности. Абстрактную душуневозможно и любить — любить можно лишь конкретное лицо, которое можно ощутитьили представить наглядно. Именно поэтому Душа мира получает у Соловьева конкретно-наглядноевыражение.
Сдругой стороны София — символ и наглядный образ любви. Любовь же — то, чтообъединяет. София и есть объединяющее начало. Мир не рассыпается на отдельныечасти, хотя и состоит из множества разнообразных и разнокачественныхпредметов. При внимательном рассмотрении мы видим, что все части взаимосвязаныи взаимообусловлены. Следовательно, существует то, что его объединяет. ЭтоСофия — начало любви.
Наибольшую роль София играет не по отношению к природекак таковой (т.е. взятой вне человека), а по отношению к человеческому обществуи истории. София есть то, что объединяет человечество, всех людей, причем нетолько живущих в настоящее время, но все поколения, прошлые и нынешние. Вразвитии общества София впервые являет себя непосредственно.
Соловьев также показывает в образе Софии — «телоХристово», или христианскую церковь. Церковь является обязательным посредникоммежду Богом и человеком. Вне церкви никакая вера в Христа невозможна. Церковьесть соборное объединение людей. Это добровольное объединение, возникающее наоснове общей веры, общих идеалов и ценностей. Церковь — это единение в любви.Поэтому церковно-соборное объединение является положительным образцом длявсякого творческого объединения, предполагающего не ущемление прав идостоинства личности, а, наоборот, утверждающего свободу индивида.
«Русская идея».Вл.С. Соловьев
Вл. Соловьеву принадлежит заслуга в постановке иразработке проблемы, которую с тех пор принято обобщенно обозначать словосочетанием«русская идея», она как бы является конкретным выражением принципа всеединства.
Вл. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в соответствующеегосударственное единство, призвана выполнять в составе человечестваопределенную миссию, или роль. Под нацией он понимал не этнос, а совокупностьнародов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль, нации в составемирового целого есть ее национальная клея. Каждая нация должна обрести своюидею, в противном случае существование нации не оправдано. Национальная идея —это определенное задание, данное Богом; это долг народа, объединенного вгосударстве, перед Богом. Одновременно это вклад, который нация призвана внестив копилку общечеловеческих достижений. Национальная миссия тем более высока изначительна, чем более она способствует достижению всечеловеческого единства нахристианских основаниях.
Таким образом, «русская идея» в понимании Вл.Соловьева — это миссия России в составе мирового сообщества. Она выступаетдолгом или моральным обязательством, а не вытекает непосредственно изматериальных условий существования России. Анализ исторического пути Россиипозволит определить те моменты истории, в которые она вносила наибольший вкладв развитие христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут возможностьопределить миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имяхристианского начала и во благо христианского мира».
В чем же состоит, по Вл. Соловьеву, «русская идея»,или историческая миссия России? Конечно, она должна быть связана с задачей усиления ролихристианства и христианских ценностей. Вл. Соловьев полагает, что следует использоватьмощь российского государства не для узконациональных целей, а во благо христианскогочеловечества. Россия как крупнейшее государство должна стать инициатором иглавной опорой духовного объединения христианских стран. В этом и состоит«русская идея»: «Христианская Россия… должна подчинить власть государства…авторитету Вселенской Церкви и отвести подобающее место общественнойсвободе… Русская империя, отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь угрозаборьбы и бесконечных войн. Русская империя, пожелавшая служить Вселенскойцеркви и делу общественной организации… внесет в семейство народов мир иблагословение».
«Русскаяидея» мыслится Соловьевым в контексте его учения о Вселенской теократии ивсеединстве. Поэтому «русская идея требует от нас обращения всех нашихнациональных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществлениесоциальной троицы, где каждое изтрех главных органических единств —церковь, государство и общество», будет находиться «в безусловной внутреннейсвязи» с двумя другими. Церковь (первое лицо социальной троицы) олицетворяетсобой начало единства и солидарности. Она является также носителем традицииили предания. Государство, или светская власть (второе лицо социальнойтроицы), должно стать могучим орудием «истинной социальной организации». Дляэтого государству следует перестать быть защитником эгоистических национальныхинтересов. Государство не должно быть целью само по себе. Оно должно бытьсредством, прежде всего законодательно регулировать частную инициативу лиц порганизаций. Наконец, общество, или общественность (третье лицо социальнойтроицы), есть свободная и совершенная организация, выражающая самодеятельностьи самоорганизацию свободных граждан. Общественность направляется деятельностьюпророков. Три лица социальной троицы должны быть «безусловно солидарны междусобой», поскольку являются органами единого организма, выполняющими жизненноважные функции общественного целого.
Место и значениеВл. Соловьева в истории русской мысли
Величие творчества и личности Вл. Соловьева былоочевидно многим его современникам и непосредственным преемникам, на которыхмыслитель оказал значительное влияние.
Местои значение творчества Вл. Соловьева в истории русской мысли определяются тем,что он явился завершителем и систематизатором русской философской классики.Его система — вершина русской классической философии. Без творчества Вл.Соловьева едва ли мы вообще имели бы возможность говорить о русскойклассической философии как о реальном факте культуры. Реализуя принципвсеединства, он стремился к максимальному теоретическому обобщению опытапредшествующего философского и культурного развития. В его философии нашлиотражение в переосмысленном виде идеи едва ли не всех выдающихсязападноевропейских и русских мыслителей.
Общим для Вл. Соловьева и западноевропейскойфилософской классики явилась и постановка в центр философствования вопроса обидеале. Классическую философскую мысль интересует не столько вопрос «чтоесть», сколько «что должно быть». Идеал определяется христианскиммировоззрением, поэтому вполне очевиден и не требует особых усилий, чтобы бытьпонятым. Это гармония души и тела, братство и солидарность людей, любовь,сострадание и милосердие, стыд, совесть, благоговение перед высшим и другиеценности христианского мировоззрения. Но почему наблюдаемая действительность стольдалеко отстоит от идеала?
Уверенность в конечном торжестве идеала над уродствамии безобразиями видимого мира лежит в основе ощущения прочности бытия, егонезыблемости перед лицом возможных катастроф и потрясений. Ничто не можетнарушить поступательного движения мира в целом, а следовательно, общественногоразвития, истории человечества. Историческая закономерность пробьет себедорогу. Поэтому катастрофы и неурядицы носят временный, преходящий характер. Вэтом же русле развивается основная тенденция философского творчества Вл.Соловьева.
Используемая литература:
Лосев А.Ф. «Владимир Соловьев и его время»
Вл. С. Соловьев «Избранные произведения»