Реферат по предмету "Философия"


Философия истории Ф. Гегеля

ДмитрийФедотов
Высшиелитературные курсы
Литературногоинститута им. Горького
Реферат
по работе Г.В.Ф. Гегеля «Философияистории»
Приступая к рассмотрению «Философии истории»Фридриха Гегеля, я посчитал необходимым сделать отступление-экскурс в предысториюсамого предмета, ведь «Философия истории» принадлежит к числу тех работученого, которые не были доведены им до конца и не были подготовлены иопубликованы в печати им лично. Это было сделано учениками и последователямиГегеля, слушателями его лекционных курсов в Берлинском университете в1822—1831 годах.
Философия истории в современномпредставлении — это раздел философии, связанный с интерпретациейисторического процесса и исторического познания. Сам термин «философияистории» впервые употребил Вольтер, имея в виду универсальное историческоеобозрение человеческой культуры.
Содержание и проблематика философии историисущественно и неоднократно изменялись в ходе исторического развития. Античнаяисториография не отличалась какой-либо законченной системой взглядов иограничивалась в основном более или менее подробными описаниями историческихсобытий и явлений, часто используя в качестве источника сведений различныемифы, легенды и предания. В период раннего христианства получила широкоераспространение идея божественного провидения как главной движущей силыв истории рода человеческого. Значимую лепту в систему этих взглядов внесАврелий Августин (353—430), указав впервые на диалектическую природуисторического процесса в своем труде «О граде Божием».
В эпоху Возрождения идеи Блаженного Августина и егопоследователей естественно были подвергнуты критике. Особо значимый вклад вдальнейшее развитие светской философии истории внес Жан Боден(1530—1596), утверждавший в своем сочинении «Метод легкого изучения истории»,что общество формируется под влиянием общественной среды и представляет собойнекую сумму кровно-хозяйственных союзов. Прогресс, по Бодену, возможентолько в человеческом обществе, а в природе — лишь вечное круговоевращение. Дальнейшее развитие материалистического научного подхода к изучениюистории дали работы Фрэнсиса Бэкона (1561—1626), который все существующие ивозможные науки разделял соответственно трем способностям человеческого разума,в частности, историю он отнес к памяти человека, то есть вновь подтвердилсубъективный характер исторического процесса, ранее описанный его религиознымиоппонентами, но только с позиций материализма.
Первым, кому удалось дать целостное толкованиеискусства, религии, права, социально-хозяйственной жизни общества в ихвзаимодействии и единстве исторического развития был итальянский философ иисториограф Джамбаттиста Вико (1668—1744). Полемизируя с Рене Декартом поповоду противопоставления общего разума индивидуальному, Вико сформулировалидею объективного характера исторического процесса. Коль скоро, считалфилософ, познать мы можем только то, что мы делаем, значит, история — этоосознание человечеством собственных деяний. Вико выдвинул теорию круговорота,по которой развитие всех наций происходит по циклам, состоящим из трех эпох:божественной, героической и человеческой. Каждый цикл заканчивается тотальнымкризисом и полным распадом общества, а смена эпох происходит в силуобщественных переворотов. Придавая принципиально важное значение в осуществленииисторического процесса деятельности людей, Вико, тем не менее, считал самиисторические законы развития провиденциальными, то есть предопределенными высшимисилами.
В конце 18‑го века маркиз Жан-Антуан Кондорсе(1743—1794), участник великой французской революции, философ-просветитель иматематик, в своей работе «Эскизы исторической картины прогресса человеческогоразума» сделал удачную попытку установить закономерности развития истории, ееосновные этапы и движущие силы исторического процесса. Он выдвинул идею историческогопрогресса, согласно которой поступательное движение истории объяснялбезграничной возможностью развития человеческого разума как творца истории, аисторические эпохи — этапами развития человеческого разума, не отрицая,впрочем, значения хозяйственных и политических факторовв общественномразвитии.
Современник Кондорсе, немецкий писатель-просветительи философ Иоганн-Готфрид Гердер (1744—1803) исходил из того, что человекявляется продолжением и продуктом природы, и что человеческая история не можетбыть по своим законам обособлена от природы как область, абсолютносамодовлеющая. Человек занимает определенное место в системе возрастающих ипрогрессирующих форм природы, над которыми он поднимается и физически, икультурно. Как только человек перестает расти и останавливается в развитии, оннеизменно возвращается в лоно природы. История же является великим воспитателемчеловеческого рода. Ход всемирной истории Гердер рассматривал как единыйпроцесс в бесконечной смене его форм. Он считал, что общим законом развитияявляется закон максимума сил, по-разному присущий каждому существу,народу и т.д. Этот максимум и определяет историческую меру восхождения разныхнародов на разные ступени развития.
Кроме того, необходимо сказать несколько слов отрудах Иогана-Готлиба Фихте (1762—1814) и Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга(1775—1854) в том же направлении, которые также явились идейнымипредшественниками «Философии истории» Гегеля. Историю человечества оба философарассматривали как единое целое, каждая отдельная ступень коего может бытьистинно достигнута только в свете этого целого. Связь хода и событий всемирнойистории есть связь необходимая, ибо каждая эпоха всемирной истории возникает изакономерно приходит на смену определенной предшествующей эпохе, которая себявнутренне изжила и тем самым обусловила необходимость перехода к новой. Этот принципнеобходимости особенно подчеркивался в работах Фихте. По мысли философа:все, что действительно существует, существует с безусловной необходимостью иименно так, как существует; оно не могло бы не существовать или быть иным, чемоно есть. Но эта имманентная необходимость не является абсолютнобессознательной и потусторонней для человека и его деятельности. Постигаянеобходимость, человек становится свободным, и его сознательная деятельностьвсе возрастает как важнейший фактор исторического процесса. Эти идеи единства иразвития, свободы и необходимости во всемирной истории понимаются и Фихте, иШеллингом как осуществление мировых разумных планов, заданных человечеству божественнойсилой идеалов прогресса и совершенствования. Фихте кладет в основу историческогопроцесса идею мирового плана, как понятия единства всей земной жизничеловечества. Шеллинг развивает мысль о том, что своеобразная особенностьистории человечества заключается в соединении свободы и необходимости, ичто через это люди реализуют заложенный в них и никогда не исчезавший изсознания идеал совершенствования — универсальный правовой строй,который может быть реализован только всем человеческим родом. А весь процессисторического развития нужен и сводится лишь к вечному стремлению к этомуидеалу.
Таким образом, Гегель имел прекрасную философскую иинструментальную базу для создания своего грандиозного, по меркам 19‑говека, труда. «Философия истории» посвящена, прежде всего, изучению и объяснениюобщественно-исторического процесса и его законов, в ней сделана попытка датьвсеобъемлющую теорию исторического процесса и, соответственно, картинувсемирной истории.
Уже во введении к рассматриваемой работе ученый даетсвою классификацию историографии, уточняя собственную позицию в этом вопросе иговоря о том, что темой данного труда являются не общие рассуждения о всемирнойистории, но именно она сама. Гегель называет три существующих разновидностиисториографии. Первоначальной историографией он обозначает в общем-тоантичный, бессистемный, описательный период, при этом начисто отвергая каквозможный источник исторических знаний народные мифы, легенды, песни на томосновании, что такие смутные способы представления собственной историихарактерны лишь для непросвещенных, варварских народов. Труды древних историковфилософ рассматривает только как источник отдельных исторических фактовдля дальнейшего изучения и обобщения.
Другой вид историографии Гегель назвал рефлективным,поставив его на ступень выше первого, поскольку этот вариант изложения фактов иявлений уже имеет некую общность, основу — позицию автора историческогоописания. И в зависимости от нее различает четыре разновидности этойисториографии: духовная, прагматическая, критическая и обобщающая. Духовнаярефлексия наблюдается в трудах таких авторов, которые для создания учитателя доверительного настроения к тексту излагают события и передают речиисторических личностей языком своего времени и в результате такие компиляциитем дальше оказываются от оригинала, чем более правдоподобными их желал сделатьавтор. Прагматическая рефлексия наблюдается когда автор стремитсяиспользовать описываемые явления и факты истории для каких-то выводов или поученийсвоих современников, опыт предков они пытаются перенести на современную импочву. Критическая рефлексия грешит изложением не самой истории, аистории истории, дает оценку исторических повествований и пытается исследоватьих истинность и достоверность. (Кстати, этот подвид историографии стал особеннопопулярным у нас в России в течение последнего десятилетия.) И, наконец,последним подвидом рефлективной истории является обобщающая (невсеобщая!), которая руководствуется общими точками зрения на отдельные общественныепредметы и явления (например, история искусства, история права и т.д.). Такиеобобщающие рефлексии естественно находятся в тесной связи со всей историейнарода, и весь вопрос в том, «…выявляется ли связь целого или этой связи ищутлишь во внешних отношениях». Если срабатывает первый вариант, то такаярефлективная история превращается в третий вид, философскую историю.
Далее Гегельобосновывает как само понятие философской истории, так и его кажущуюсяпротиворечивость. Ведь история, по определению, занимается лишь тем, что было иесть, а философия — наоборот, порождает собственные мысли, не принимая врасчет того, что есть. И если бы философия подходила к истории таким образом,то фактически это было бы не изучение, а конструирование истории, чегокак бы не наблюдается. Поэтому Гегель говорит, что философия привносит с собойв историю лишь мысль о том, что в мире господствует разум, а потомувсемирно-исторический процесс совершался и совершается разумно. Разумгосподствует как в мире вообще, так и в истории в частности. Это умозаключениеявляется одной из основополагающих предпосылок всей работы.
Таким образом, Гегельхарактеризует свое понимание истории как мыслящее рассмотрение ее. Мир непредоставлен случаю и случайным внешним причинам, а управляется провидением.Всемирная история с его точки зрения не есть простое нагромождение тех илидругих событий, не поле, где господствуют случайность, произвол и хаотичноепереплетение отдельных человеческих устремлений и чувств и не случайныйкруговорот общественных состояний и формаций. По мысли философа, собственноразвитие свойственно только человечеству, так как человеческая история естьвысшая сфера, в которой развивается духовное, мысль, познание. А вместе с этими господствующий во вселенной абсолютный разум находит средства своегоконкретного и сознательного воплощения в действительности, средства познаниясамого себя как вечной и неисчерпаемой силы совершенствования, прогресса ивозникновения нового. Природе же присущи только простое изменение и вечное повторениеявлений. Поступательного движения в ней нет, ибо нет в ней и духовной жизни:«…абстрактное изменение вообще, совершающееся в истории, давно уже былопонимаемо в общем виде в том смысле, что в нем вместе с тем заключается переходк лучшему, к более совершенному. При всем бесконечном разнообразии изменений,совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечноповторяется; в природе ничего не ново под луной, и в этом отношениимногообразная игра ее форм вызывает только скуку. Лишь в изменениях,совершающихся в духовной сфере, возникает новое». То есть всемирная историясовершается исключительно в духовной сфере. Физическая природа, конечно, тожеиграет некоторую роль, но все же субстанциальным является дух и ход егоразвития, а, следовательно, необходимо определиться с понятием природы духа.
Природу духа Гегельобъясняет все тем же диалектическим методом: поскольку сущностью материи(антитезы духа) является тяжесть, постольку сущностью духа является свобода,и все его свойства соответственно определяются именно свободой, а,следовательно, свобода является единственно истинным духом. Отсюдалогически вытекает, что история есть процесс осознания свободы. Каждый народ икаждая эпоха в своем духовном принципе достигают в осознании свободы толькоопределенной ограниченной ступени и поэтому должны передать эстафету осознаниясвободы последующим, более глубоко охватывающим истину народам и эпохам.
«Восточные народы зналитолько, что один свободен, а греческий и римский мир знал, что некоторыесвободны, мы же знаем, что свободны все люди в себе, то есть человексвободен как человек».
Затем философ ставитправомерный вопрос о средствах, благодаря которым идея свободы реализуется вмире, и ответом на него определяет именно историческое явление.«Если свобода как таковая, прежде всего, есть внутреннее понятие, то средства,наоборот, оказываются чем-то внешним, тем, что является, что непосредственнобросается в глаза и обнаруживается в истории». Делая далее указание на то, чтоглавную роль в действиях людей играют их потребности, интересы и страсти,Гегель приходит к неутешительному выводу о том, что вообще ничто и никогда неосуществлялось в истории без интереса самих участников — людей. Апоскольку интерес философ логически отождествляет со страстью, то и выводзвучит как «ничто великое в мире не совершалось без страсти».
Говоря далее о предметефилософии истории, Гегель указывает на то, что в него входят два момента: идеяи человеческие страсти. Для иллюстрации своего тезиса философиспользовал весьма образный пример: «Первый момент составляет основу, второйявляется уткóм великого ковра развернутой перед нами всемирнойистории». Центральным же пунктом и соединением обоих моментов Гегель определилнравственную свободу в государстве. Причем государство он рассматривает именнокак результат полной реализации духа (идеи свободы) в наличном бытии, исильным и благоустроенным оно становится тогда, если частный интерес граждансоединяется с его общей целью. Когда достигается такое соединение, наступаетпериод процветания государства, его доблести, силы и счастья. Но в то же времяГегель утверждает, что всемирная история создается, пишется только тогда, когдав обществе идет борьба, когда оно полно живых противоречий и лишь стремится ксчастливой жизни. Сами же «периоды счастья являются в ней пустыми листами,потому что они являются периодами гармонии, отсутствия противоположности… ничтовеликое в мире не совершалось без страсти…». Нельзя рассматривать человека внеего страстей и интересов, энергии и определенного характера, потому что«…индивидуум оказывается таким, каким он конкретно существует, не человекомвообще, потому что такого человека не существует, а определенным человеком…».Стоит также обратить внимание на высказывание Гегеля о роли историческихличностей в истории. Ими, по мысли философа, являются те люди, которые свеличайшей проницательностью понимают перспективу исторического процесса, они«…преследуя свои цели, не сознавали идеи вообще, являясь практическимидеятелями, но в то же время… понимали то, что нужно и что своевременно».
Истина, по Гегелю,состоит только «в соединении всеобщего, сущего в себе и для себя вообще сединичным, субъективным». В философии истории эта истина рассматривается всоответствии с особенностью всемирно-исторического процесса. Особенностьэта — в том, что объективная абсолютная цель исторического процесса в самомходе его развития не может адекватно осознаваться самими участниками: чистаяпоследняя цель истории еще не является содержанием потребности и интереса. По отношениюк этой цели интерес отдельных участников всемирно-исторического процессаявляется еще бессознательным. Тем не менее всеобщее все же содержится в частныхцелях отдельных лиц и даже осуществляется благодаря им. Поэтому в философии историивопрос об отношении всеобщей цели исторического процесса к частным целям егоединичных участников, принимает форму вопроса о соединении свободы и необходимости.По мысли философа, происходит это от того, что в «философии истории» мы«рассматриваем внутренний, в себе и для себя сущий, духовный процесс как необходимое,а, напротив, то, что в сознательной воле людей представляется их интересом,приписываем свободе». Переход от необходимости к свободе предполагает движениеразума от постижения бытия в аспекте единичности и конечности кпостижению его в аспекте всеобщности и бесконечности.
Таким образом, дляразвития и процветания любого народа необходимо достижение полной свободы духаи наоборот, полная реализация идеи свободы возможна только в сильном ипроцветающем государстве. Во всемирной истории может быть речь только о такихнародах, которые образуют государство. Государство существует само для себя, ався ценность человека, его духовная действительность существует исключительноблагодаря государству. В противоположность мнению о том, что государство естьструктура, ограничивающая свободу человека, Гегель утверждает и успешнодоказывает мысль о том, что государство — это способ осуществлениясвободы. «Государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческойволи и ее свободы. Поэтому исторический процесс изменения вообще по существудела совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем какразличные принципы». То есть, всемирная история представляет собой ходразвития принципа, содержание которого есть сознание свободы.
Итак, по Гегелю, развитиенеобходимо связано с возникновением нового, более совершенного, и что этовозникновение не есть продукт случайного стечения обстоятельств. Наоборот, оновнутренне связано и подготовлено всем ходом жизни старой, предыдущей формы иидет на смену ему по внутренней, имманентной обусловленности. Общей категорией,объединяющей бесконечную смену людей и народов, Гегель называет изменениевообще, и «ближайшим определением, относящимся к изменению, является то,что изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новойжизни, что из жизни происходит смерть, а из смерти — жизнь». Этагениальная и великая мысль нашла воплощение в идее реинкарнации или, позже, вобразе феникса у античных народов. К 19‑му веку абстрактная мысль опростом изменении превратилась в мысль о духе, всесторонне себя проявляющем иразвивающем. Существенной характеристикой духа является его деятельность.«Дух по существу дела действует, он делает себя тем, что он есть в себе,своим действием, своим произведением; таким образом он становится предметом длясебя, таким образом, он имеет себя, как наличное бытие пред собой». Но это относится не только кдеятельности духа отдельных людей. Таким же образом действует и дух народа.«Он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир,который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, всвоих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политическихзаконах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть егодело — это есть этот народ. Народы суть то, чем оказываются их действия».Отношение отдельного человека к народному духу есть отношение усвоения иприближения к его исторически сложившемуся в действии характеру: «Отношение индивидуумак этому заключается в том, что он усваивает себе это субстанциальное бытие, чтотаков становится его образ мыслей, и его способности развиваются так, чтобы онпредставлял собою нечто». поГегелю, сила действенности народного духа настолько велика, что ею снимаетсяпротиворечие между тем, что народ есть в своей возможности и тем, что онесть в действительности. Возможность, хотя бы путем рефлексии, указываетна нечто такое, что должно стать действительным. Таким образом, «разлад междутем, что народ есть в себе, субъективно, по своей внутренней цели и посуществу своему, и тем, что он действительно есть, устраняется».
Развитие мирового духа,по Гегелю, влечет за собой то, что оно является рядом ступеней, и всякаяступень как отличающаяся от другой имеет свой собственный принцип. Такимпринципом в истории является определенность духа, особый дух народа. В этомпринципе народного духа Гегель находит обоснование своеобразия каждой эпохи:общее — то, что он (принцип) есть ступень развития и конкретизации единогоначала (мирового духа); индивидуальное — деятельность людей какнеобходимое орудие претворения в действительность содержания народного духа.
При таком подходеиндивидуальное в истории, как случайный и хаотичный элемент, исчезает иприобретает вполне закономерный характер как особенный тип и содержаниесознания эпохи. Индивидуальность же сохраняет значение лишь как претворяющее вжизнь то, чего желает народный дух. Человек в своей деятельности становитсяопределенным человеком определенного исторического народа, и характер его действийтеперь обуславливается общим содержанием данной эпохи. Вопрос же перехода однихисторических формаций в последующие оказывается разрешенным, ибо всякий принципесть нечто определенное, исторически особенное, а, следовательно, историческиограниченное и обреченное со временем к переходу в новое, более высокое и развитоепо содержанию: «Только конкретный дух проявляется во всех делах и стремленияхнарода, он осуществляет себя, приобщается к самому себе и доходит до пониманиясебя, потому что он имеет дело лишь с тем, что он сам из себя производит. Новысшее достижение для духа заключается в том, чтобы знать себя, дойти не толькодо самосозерцания, но и до мысли о самом себе. Он должен совершить это, но этосвершение оказывается одновременно и его гибелью и выступлением другого духа,другого всемирно-исторического народа, наступлением другой эпохи всемирнойистории».
Народ создает то, что онжелает, он имеет то, чего хочет, и он много еще чего может сотворить и навойне, и в мире, и в своей стране, и за ее пределами, но в этом случае уже безучастия живой души. Она бездействует, и поэтому из жизни народа исчезаетинтерес. Народ живет как стареющий человек, наслаждаясь самим собой, довольствуясьтем, что он именно таков, каким он желал быть, и что он достиг того, чего желалдостигнуть. Эта привычка вызывает естественную смерть как отдельныхлюдей, так и целых народов. Но принципы духов народов являются лишь моментамивсеобщего мирового духа, который через них возвышается и завершается в истории,постигая себя и становясь всеобъемлющим.
Еще одной главой,предваряющей исследование пути всемирной истории, является «Географическаяоснова всемирной истории», в которой философ обосновывает принцип многообразияформ воплощения мирового духа в виде действительно существующих народовналичием различных естественных типов местности, которые находятся в теснойсвязи с типом и характером народов, выросших в этих местностях. Характер женарода обнаруживается, по Гегелю, именно в том, «каким образом народы выступаютво всемирной истории и какое место и положение в ней занимают». Рассматриваяклиматические зоны, Гегель утверждается в мысли, что «истинной ареной всемирнойистории» может быть только широкая континентальная равнина в северной зонеумеренного пояса (читай — Германия и иже с ней!), так как в холодных ижарких странах «гнетущие потребности» людей не могут быть полностьюудовлетворены. По мысли философа, существенное значение имеют три основных типаместности: безводное плоскогорье с обширными степями и равнинами, низменности вдолинах крупных рек и прибрежные (приморские) страны. Эти три типаобуславливают характер стран и народов на них проживающих. И далее ученыйделает краткий анализ по странам и континентам применительно к своейклассификации, затем переходит к делению истории на этапы (ступени) развития попризнаку государственной организации: деспотизм, демократия и аристократия,монархия. Он называет восточный мир — детством истории, греческиймир — юностью, римский мир — возрастом возмужания и,наконец, германский мир соотносит с человеческим возрастом старения. Азатем Гегель приступает к подробному рассмотрению и анализу каждого изназванных миров, но рамки данного реферата не позволяют хоть в малой степени осветитьэту часть грандиозной работы ученого.
Мне остается лишьподытожить то, о чем я написал выше.
Своеобразиеподхода Гегеля к объяснению исторического процесса заключается, прежде всего, всочетании им сразу двух способов: телеологического, то есть черезцели — смысл есть предельная цель существования, и каузального, тоесть через причины. Тогда получается, что в первом случае философия историиотвечает на вопрос «зачем?», а сама история подразумевается как данность;во втором же случае возникает вопрос «почему?», требующий раскрытия сущностиистории. Такой подход стал для ученого возможным благодаря применению им диалектическогометода построения суждений, предложенного ранее Фихте и доведенного затемдо логического совершенства самим Гегелем: его знаменитое «тезис —антитезис — синтезис». Кроме того, для поиска истины философ использовалособый, системный подход.
Историческаядеятельность человечества складывается из действий людей. Каждый человекпреследует свои индивидуальные цели, а в результате возникает нечто иное, чтобыло в его действиях, но не было в его намерениях (например,поджег дом соседа, а сгорел весь город), таким образом, массовая случайностьпереходит в необходимость. Отсюда следует, что живущие индивидуумы и,соответственно, народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываютсясредствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего незнают, но что они бессознательно исполняют. Вот это что-то и естьАбсолютная Идея, Мировой Разум или Дух. У Гегеля все эти три понятия —суть одно и то же в силу применяемого им самого метода диалектики. Такимобразом, по мысли философа, весь путь человечества можно рассмотреть в видеединой, замкнутой системы развития Мирового Разума. Внутреннюю структурусистемы развития Мирового Разума выражают формы мысли, являющиеся категориямидиалектики, а реализацию этой системы во времени — философия истории.«Действительность» же есть отчуждение Духа. Абсолютная Идея отчуждает себя,«порождая» мир и человека. В процессе развития человечества Дух познает себя, итаким образом происходит «снятие отчуждения». Другими словами, история и естьпроцесс познания Абсолютной Идеей себя. Когда же Мировой Разум познает себя, иотчуждение снимется — история завершится.
Безусловно такойвсеобъемлющий и грандиозный по замыслу труд не мог не произвестисоответствующего впечатления как на современников, так и на последующиепоколения историков и философов, да и не только их. Оценка этого, как и других,произведения великого мыслителя была весьма не однозначной — от восхищениядо полного неприятия позиции автора. В частности, в России Гегель (наравне сШеллингом) явился идейной причиной возникновения наиболее оригинального, помнению Э.Л. Радлова, философского направления — славянофильства Строгаяметодичность системы, возможность вместить в схему развития самыеразнообразные, даже противоречащие друг другу явления, плюс видимостьабсолютного знания — все это, естественно, должно было подкупать иочаровывать. К числу «правоверных гегельянцев» Радлов относит М.А. Тулова с егосочинениями по эстетике, П. Редкина, написавшего обширную историю древнейфилософии, Б. Чичерина, проявившего склонность к гегельянству в области логики,метафизики и философии права и многих других. А в самый полный рост влияниефилософской мысли великого ученого можно обнаружить не где-нибудь, а в марксизме!
Конечно, сегодня многиепосылки в «Философии истории» выглядят, по меньшей мере, несостоятельными исмешными, но ведь не будь этой замечательной и интересной для чтения (дажесейчас!) работы, не было бы, наверное, и многих наших современных представленийи исторических открытий.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.