Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Владимирский государственный университетКафедра философии и социологии
Реферат:
Философия Рене Декарта
Выполнил:Дмитриенко М.Н.,
группаУИ-198
Принял:Ратников Е.В.
Владимир 1999
Содержание
I. Введение. Общая характеристика нового времени и философии этой эпохи.
II. Философия Декарта:
1. Историяжизни и творчества Декарта.
2. Основыфилософии Декарта.
3. Проблемадвижения.
4. Основытеории познания.
5. МетодологияДекарта.
III. Заключение.
Введение. Общая характеристика
нового времени и философии этой эпохи
Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поискиновых путей, нового способа, но также и нового содержания философствования.Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливаетсяон во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можноопределить как философскую мысль Нового времени. Было бы слишком сложно инецелесообразно искать чёткую границу между философией Ренессанса и философиейНового времени в собственном смысле слова. В период, когда формируютсяфилософские системы Бэкона и Декарта, в Италии и остальной Европе ещё неотзвучали идеи завершающегося Ренессанса.
Если окончательное расхождение мышления Ренессанса иего философии с томистски-схоластическим средневековьем проявлялось какотвержение тогдашними прогрессивными общественными слоями феодальных отношенийи «феодального» мышления, то философия Нового времени в собственном смыслеслова является программным выражением их в значительной мере уже осознанныхинтересов и взглядов.
Впервые в цельной теоретической форме интересы ивоззрения нарождающегося класса – буржуазии были выражены в философии Бэкона иДекарта. Период формирования их систем (последние годы 16-го и первая половина17-го веков) является временем постепенной стагнации экономического расцветаитальянских городов, а центр экономического развития постепенно перемещается вАнглию, Голландию и частично во Францию.
Быстрое экономическое развитие происходит во второйполовине 16-го века в Нидерландах. Нидерланды были тогда экономически наиболеезрелой частью владений испанских Габсбургов. Испания представляла собой ненасыщаемый рынок для нидерландских товаров. Это было большим стимулом для ростамануфактурного производства, которое во многом развивается ещё на основесредневекового ремесла. С развитием производства формируются новые общественныеотношения и одновременно обостряются противоречия между Нидерландами и Испанией.Во второй половине 16-го века происходит ряд выступлений и восстаний противиспанской гегемонии, которой сопротивлялись практически все слои нидерландскогообщества. Эти выступления завершаются в 1609 году первой буржуазной революциейв Европе.
Нидерландская буржуазная революция была первымполитическим выступлением во многом ещё не созревшего общественного класса –буржуазии.
Во второй половине 15-го века державойпервостепенного значения становится и Англия. Во время правления Елизаветы I (1558-1603) в Англии заметно развиваются как ремесленноепроизводство (которое в конце столетия интенсивно перерастает в мануфактурное),так и торговля. С начала 60-х годов 16-го века Англия бескомпромиссносоперничает с Испанией в борьбе за власть в мире, в частности она добиваетсягегемонии на морях, а тем самым и в мировой торговле. Завершением этогосоперничества является уничтожение в 1588 году испанской так называемой Великойармады. Этим самым Англия становится значительной колониальной и торговойдержавой. Всё это ведёт к быстрому развитию мануфактурного производства,которое основывается на наёмном труде, т.е. на тех общественных отношениях,которые, в сущности, чужды феодализму. Грабёж колоний и «изгнание» крестьян сземли в самой Англии являются главным признаком происходящего в то времяпервоначального накопления капитала. В этот процесс включается и английскоедворянство, которое ориентируется на производство сырья для развивающегосямануфактурного производства.
Нарождающаяся буржуазия и включенное по сути дела вбуржуазное производство дворянство имеют не вполне тождественные, но близкиеинтересы в области экономического предпринимательства. Экономическаядеятельность, интересы реальной практической жизни ведут этот общественный слой(и не только в Англии) к ориентации на действительное познание мира, вчастности природы, к ориентации на познание, которое не было бы основано лишьна цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле, но котороеопиралось бы на практический опыт. Рост социальной значимости класса,связанного с развитием хозяйственной и промышленной жизни, развитие научного, вчастности естественнонаучного, познания, опирающегося на эмпирию и опыт,представляют социальную и гносеологическую основу, из которой возникла ичерпала силы как конкретная философия Бэкона и Декарта, так и вообще всяфилософия Нового времени.
Для формирования науки Нового времени, в частностиестествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся начувство. Поворот к чувственному познанию действительности, начавшийся в эпохуРенессанса, приносит с собой небывалый рост фактических данных в различныхобластях, как формирующейся науки, так и производственной и социальной(ремесленной) практики.
Формирование естествознания в этот период связано стенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определённых систем,целостностей. Одновременно с этим перед философами и учёными встаёт вопрос осущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимостигносеологической ориентации новой философии.
Ориентация на чувственность и практичность познанияне является, однако, единственной выразительной чертой формирующейся наукиНового времени, которая повлияла на характер философского мышления тоговремени. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаясядифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не толькоищущего причинно-следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязимежду отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданиюцелостного образа мира, опирающегося на новую науку и её данные. Еслиориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитиеопирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей ивзаимодействий закономерно ведёт к повышению роли рационального рассмотрения,которое, однако, по своему характеру ближе, например, к Евклидовой геометрии,чем к аристотелевско-схоластической контемпляции (духовному созерцанию).Поэтому с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается иточное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так ирациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют её характери проецируются на складывающиеся основные направления философского мышленияНового времени (Бэкон, Декарт).
История жизни и творчества Декарта
Рене Декарт (1596 – 1650) является одним извыдающихся мыслителей Нового времени. Во Франции в период, когда складывалосьфилософское мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. КардиналуРишелье удалось постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов исоздать прочное централизованное государство, которое ещё страдало отвнутренних потрясений, но уже выступало как одно из важнейших на аренеевропейской политики. Французская буржуазия в то время ещё только возникала. Централизованноегосударство с крепкой монархической властью, с одной стороны, создавалоблагоприятные условия для развития внутреннего рынка. Однако, с другой стороны,абсолютизм заметно закреплял сословные деления и привилегии. Вместе с этим вофранцузской культурной и духовной жизни окрепла позиция католицизма, подвлиянием которого находились все центры образования в стране. Однако он не могни во Франции, ни где-либо в Европе подавить прогресс естественнонаучногопознания, стимулировавшегося развитием производственных сил. Именно достиженияв развитии естественных наук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта.
Рене Декарт в восемь лет уходит на учёбу виезуитский колледж Ла-Флеш. Здесь он получил основы образования. В рядежизнеописаний Декарта указывается, что сухое, педантичное обучение его неудовлетворяло. Отрицательное отношение к схоластическому пониманию науки ифилософии проявилось у него, однако, позже, когда он как военный побывал взначительной части Европы. В 1621 году он уходит с военной службы ипутешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время жилво Франции. Наиболее интенсивно предавался исследованиям во время своегосравнительно долгого пребывания в Голландии в 1629 – 1644 годах. В этот периодон пишет большинство своих работ. Годы 1644 – 1649 были наполнены стремлениемотстоять, и не только теоретически, взгляды и идеи, содержащиеся, в частности,в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах философии». В 1643 году вУтрехте, а в 1647 году в Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт) былозапрещено распространение его воззрений, а его труды были сожжены. В этотпериод Декарт вновь несколько раз посещает Париж и думает даже о возвращении воФранцию. Однако затем он принимает приглашение шведской королевы Кристины иуезжает в Стокгольм, где вскоре умирает от простуды.
Наиболее выдающиеся из его философских трудов – этоработы, посвящённые методологической проблематике. К ним принадлежат преждевсего «Правила для руководства разума», написанные в 1628 – 1629 годах, вкоторых Декарт излагает методологию научного познания. С этой работой связано ивышедшее в 1637 году «Рассуждение о методе». В 1640 – 1641 годах Декарт пишет«Размышления о первой философии», в которых вновь возвращается к определённымаспектам своей новой методологии и одновременно придаёт ей более глубокоефилософское обоснование. В 1643 году выходит его труд «Начала философии», вкотором полно изложены его философские воззрения.
Кроме того, Декарт является автором рядаисследований, касающихся самых различных областей человеческого познания. Кнаиболее значительным из них принадлежит «Реферат о свете», над которым онработал в 1630 – 1633 годах, затем его «Диоптрика», где он заложил основы геометрическойоптики. Следует упомянуть и работу «О страстях», посвящённую этическойпроблематике, написанную в 1649 году.
Декарт интенсивно занимался и экспериментальными(говоря современными терминами) науками, например, в связи с диоптрикой онизучает анатомию человеческого глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится кпсихологии (он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создательаналитической геометрии, он внёс большой вклад в развитие математики иматематического мышления.
Основы философии Декарта
Из приведённого выше следует, что Декарт был однимиз тех мыслителей, кто тесно связывал развитие научного мышления и общиефилософские принципы. Поначалу при формировании его философии важную роль игралспособ мышления, воплощённый в современном ему естествознании. Значениеразвития естественных наук нельзя ограничивать лишь новыми открытиями. Тоновое, что приносит естествознание, чем знаменуются все сферы духовной жизни,есть новый способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание 16-го– 17-го столетий ещё не формулирует эти новые принципы познания (по крайнеймере, без соответствующей степени общности). Оно скорее реализует ихнепосредственно в процессе овладения своим предметом. Если философия Бэконаявляется предвестником нового (его философия скорее симпатизируетестествознанию Нового времени, чем создаёт для него философское обоснование),то в философии Декарта уже закладываются основания (достаточно общие) новойтеории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны иоценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания. Поэтомуфилософия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованныйобраз мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, нои полностью определяющий направление его развития. Одновременно она вносит иосновополагающие изменения в развитие самого философского мышления, новуюориентацию в философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направилфилософию в совершенно новое направление, которым начинается новый периодфилософии… Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя.Всё предшествующее философствование, в частности то, которое исходило изавторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто»[2].
Первую и исходную определённость всякой философииДекарт видит в определённости сознания – мышления. «Требование, что должноисходить из мышления как такового, Декарт выражает словами: «Deomnibus dubitandum est» (во всём должно сомневаться); это абсолютное начало.Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всехопределений» – так характеризует исходный путь философии Декарта Гегель [2].
Декартово сомнение и «отвержение всех определений»исходит, однако, не из предпосылки о принципиальной невозможности существованияэтих определений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, вантичной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всём следуетсомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Как пишетГегель, этот принцип «имеет скорее то значение, что мы должны отречься отвсяких предрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемынепосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюда прийти кчему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало» [2].Скепсис Декарта, таким образом, по своей сути является скепсисомметодологическим. Он выступает как скепсис, который рушит всякие (мнимые)достоверности, чтобы найти единственную (действительную) достоверность.«Первичная» достоверность может быть краеугольным камнем, положенным воснование всей конструкции нашего познания. К этим выводам Декарт приходит наоснове исследований и собственного личного опыта.
Первичную достоверность Бэкон находит в чувственнойочевидности, в эмпирическом, смысловом познании. Для Декарта, однако,чувственная очевидность как основа, принцип достоверности познания неприемлема.«Всё, что я до сих пор полагал наиболее истинным, я получил либо от чувств,либо при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет невсегда крепко верить тем, кто хотя бы раз нас обманул». Нельзя также основыватьдостоверность познания на «авторитетах». Моментально возник бы вопрос, откудаберётся достоверность этих авторитетов. Декарт ставит вопрос о постижениидостоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходнойпредпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такуюдостоверность он находит в мыслящем Я – в сознании, в его внутреннейсознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным всё, в чёмможно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога,неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образоммыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, несуществует. А поэтому факт, выраженный словами: «я мыслю, значит, существую» (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех инаидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует,предстанут».
Факт, что Декарт находит первичную достоверность в «ego cogito» (мыслящем Я) и что, исходя из этой достоверности,он выдвигает свою первую философию, связан в определённом смысле с развитиеместествознания или, точнее сказать, с развитием математических конструкцийестествознания. Математика, в которой основой является идеальная конструкция (ане то, что этой конструкции соответствует в реальной природе), считаетсянаукой, достигающей своих истин с высокой степенью достоверности. «Вероятно, мыне будем судить превратно, если скажем, что физика, астрономия, медицина и всеостальные науки, зависящие от наблюдения сложных вещей, имеют сомнительнуюцену, но что арифметика, геометрия и другие науки, которые рассуждают лишь овещах наипростейших и наиболее общих и мало беспокоятся о том, есть ли эти вещив природе или нет, содержат нечто достоверное и несомненное. Ведь и во сне и вобдении два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник имеет не больше четырёхсторон. Кажется невозможным, чтобы такие очевидные истины подозревались внеправильности». Декарт здесь указывает, что достоверность арифметики,геометрии и им подобных наук заключается в том, что по сравнению с другиминауками они больше всего зависят от мыслящего Я и менее всего от «внешнейреальности». Принятие Декартом мыслящего Я как первичной достоверности,достоверности с наивысшей возможной очевидностью, направлено противсхоластического спекулятивного философствования. Как отмечает Гегель, у Декарта«философия лишается религиозных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютногосодержания» [2].
Из понимания Декартом первичной достоверности, изего «ego cogito, ergo sum» вытекает ряд существенныххарактеристик его понятия субстанции. Само понятие субстанции Декартхарактеризует так: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится какв субъекте или если при её посредстве существует нечто, что мы воспринимаем, тоесть и некое свойство, качество, или атрибут, а её действительная идея есть внас, которая называется субстанцией». Здесь заметно различие в понятии субстанциипо сравнению с предшествующей философией.
Декартово мыслящее Я является, как мы видели,чем-то, что для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самого себя,не нуждается «ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Вэтом смысле здесь нет никакой иной характеристики (материальной,пространственной или какой-либо иной), кроме мышления. Поэтому он определяетего «res cogitas» – как мыслящую вещь, духовнуюсубстанцию.
Напротив, «субстанция, которая являетсянепосредственным субъектом распространённости по месту и акциденцией,предполагающей распространённость (форма, положение, движение на месте и т.д.), именуется телом». Так же как substantia cogitas длясвоего существования не нуждается ни в какой из материальных вещей, характеризуемыхраспространённостью, так же и тело – substantia extensa– не требует для своего существования «субстанций духовных». Они, такимобразом, могут существовать независимо друг от друга.
Признавая независимость существования substantia cogitas и substantia extensa, Декарт закладывает вновой философии основы дуализма. Он признаёт как материальный принцип – независящее от сознания существование материи, так и духовный принцип – независящее от материи и материального мира cogito.
И хотя Декарт подчёркивает, что и substantiacogitas, и substantia extensa существуютнезависимо друг от друга и не являются в его понимании совершеннымисубстанциями, но в своих «Началах философии» он характеризует субстанцию кактакую вещь, которая для своего существования нуждается лишь в самой себе. Вэтом смысле он считает, что совершенной субстанцией является лишь бог, которыйсуществует «сам из себя» и сам является своей причиной. Всё остальное нуждаетсядля своего существования в «присутствии бога».
Бог как наиболее совершенное сущее у Декарта неимеет такой же функции, как в схоластической философии. В концепции Декартафункция бога заключается в гарантии истинности познания. Познание, котороечеловек считает достоверным, возможно, лишь кажется достоверным, но не являетсятаковым в смысле согласия с вещами, которые в нём отражены. И лишь бог являетсягарантом истинности достоверных фактов. Декартов дуализм – признание вещеймыслящих (res cogitas) и вещей распространённых (res extensa) – своеобразно выливается в идеализм, в признаниесуществования бога.
Чёткие материалистические элементы проявляются,однако, в «физике» Декарта, предметом которой являются resextensa. Основным атрибутом материи для Декарта являетсяраспространённость. Как констатирует Гегель в «Истории философии», «по Декарту,сущность тела полностью определяется его распространённостью и лишь мышлениекасается сути материального мира».
Распространённость Декарт противопоставляет другим вбольшинстве своём чувственно достоверным свойствам тел (материи). Однако онприходит к заключению, что по отношению к распространённости они в большей илименьшей мере производны. Поэтому он полагает, что всё в сущности можноперевести на распространённость.
Проблема движения в философии Декарта
С распространённостью, в понимании Декарта, весьматесно связана проблема движения. Движение (механическое) и распространённостьвполне характеризуют материальный мир. С Декартовым понятием движения ираспространённости связанно и его отрицание атомистической теории, которая в новойфилософии переживала определённый ренессанс. Декарт на основе понятияраспространённости как основного атрибута телесности (материи) однозначноотвергает существование наименьшего и неделимого бытия. По подобному жеоснованию он отвергает (также в отличие от атомистической теории) исуществование пустоты.
Источник движения в принципе он видит вне тел(материи). Тело приводится в движение, и если оно движется, то приводится всостояние покоя чем-то, что находится вне него. В этом смысле Декарт вопределённой мере предвосхищает принцип инерции, сформулированный И. Ньютоном.Механицизм, проявившийся во взглядах Декарта, повлиял на многих последующихмыслителей, в частности на позднейший французский механистический материализмконца 17-го и 18-го столетий.
Основы теории познания Декарта
В области теории познания Декарт (в отличие от Ф.Бэкона) однозначно отстаивает рационалистическую позицию. Уже говорилось, что,по Декарту, исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я –сознание. Оно овладевает вещами и явлениями окружающего мира при помощи своейсобственной (идейной) активности.
Декарт не отвергает чувственное познание кактаковое. Мы уже видели, что substantia extensa(материя) наделена прежде всего чувственными (т. е. чувственно познаваемыми )свойствами. Однако это познание следует подвергнуть подробной (скептической)критике. Также необходимо подвергнуть критике и суждения разума, которые, какпоказывает опыт, много раз приводили к ошибкам. Истинность познания, поДекарту, состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания – сомневающегосяЯ. Тем самым он приходит к определённой «субъективизации» в пониманииистинности познания, но в то же самое время создаёт новое понимание познания,которое соответствовало развитию тогдашней науки, в частности естествознания, иоказалось весьма плодотворным в дальнейшем развитии философии.
Методология Декарта
С проблематикой познания в философии Декарта тесносвязан вопрос о способе конкретного достижения наиболее истинного, т. е.наиболее достоверного, познания. Тем самым мы подходим к одной из важнейшихчастей философского наследия Декарта – к рассуждениям о методе.
Эта проблематика в трудах Декарта имеетисключительное значение. Уже говорилось, что главным принципом Декарта было «вовсём сомневаться», т. е. чётко определённый методологический скепсис. Этотпринцип, однако, был для него лишь определённой предпосылкой для того, чтобысоздать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степеньюправдоподобности. Поэтому основным видом познания, по Декарту, являетсярациональное познание, инструментом которого служит разум.
В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его«умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать,чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом ястремился вести свой разум».
Правила, которых он придерживается и которые наоснове своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом:
- не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал какистинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; невключать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимоеперед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом;
- разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столькочастей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;
- свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная спредметов наипростейших и легче познаваемых, продвигаться медленно, как бы соступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже средитех, которые естественно не следуют друг за другом;
- совершать везде такие полные расчёты и такие полные обзоры, чтобы бытьуверенным в том, что ты ничего не обошёл.
Первое из правил Декарта является концентрированнымвыражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженныйгносеологический характер. Требование: не принимать никогда любую вещь заистинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью, – опирается наусловия «достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилосьвыше.
Это правило также можно считать главной предпосылкойдля использования следующих правил. Если условия первого правила неудовлетворяются, остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придётк истинному познанию.
Следующее правило является выражением требованияаналитичности. При этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большейстепени методический характер.
Третье правило относится к собственно выводам измыслей. Условия, которые оно содержит, становятся в ходе развития новойфилософии и науки неотделимой и эффективной составной частью основныхметодологических принципов.
Заключительное же правило подчёркивает необходимостьопределённой систематизации как познанного, так и познаваемого.
Правила Декарта, как и все его «Рассуждения ометоде», имели исключительное значение для развития философии и науки Новоговремени. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утвержденийнаучной теории является одним из основных характеристик научного познания внашу эпоху.
В отличие от Ф. Бэкона, который в «Новом Органоне»считал индукцию (в современных терминах можно сказать «эмпирическую индукцию»)основным методом получения истинных (и практически полезных) фактов, Декарттаким методом считает рациональную дедукцию. Формулирует он этот метод в прямойпротивоположности по отношению к созерцательной и спекулятивной средневековойсхоластической философии.
Заключение
Значение Декарта для развития современной науки ифилософии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», онспособствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частностиматематики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания иего труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи,относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли наразвитие французского, в частности механистического, материалистического,философского и естественнонаучного мышления.
Список литературы
1. История философии в краткомизложении/ Пер. с чешского И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.
2. Гегель. Сочинения. Т. XI.
3. Лосев А.Ф. История философии вконспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 204 с.