Введение
По мнению, большинствафилософов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не толькоглухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но нарицательное«абдерит» — простак, простофиля, глупец — стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходилиз знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел вбедноте, предаваясь исключительно любомудрию.
По преданию, Демокрит был учеником каких-то магов ихалдеев, которых царь Ксеркс предоставилего отцу в качестве учителей, когда гостил у него, у них-то Демокрит ещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него были связи с современными учеными. Древниесообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа,общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.
Существуютсведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и даже Эфиопию и Индию.Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный образ жизни, занимаясьнаукой и ценя её так высоко, что, как говорят, «сказал, что он предпочелбы одно приличное объяснение сану персидского царя». Завистники обвинилиего в том, что он вопреки абдерским законам, растратил доставшееся емунаследство; в ответ он «прочитал народу свой „БольшойМирострой“, лучшее из всех его сочинений, и получил за него в наградупятьсот талантов (много это или мало?Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи, а когда он умер, топогребли его на государственный счет, — а жил он более ста лет».
Многочисленныесвидетельства и легенды говорят о Демокрите, как о «смеющемсяфилософе», «настолько несерьезным казалось ему все, что делалосьвсерьез». Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудростифилософа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Диоген Лаэрций приводитсписок, состоящий из более чем 60 произведений Демокрита, главное место, средикоторых занимают «Великий диакосмос», «Малый диакосмос»,«О логике, или Мерило». От сочинений Абдерита сохранились лишьфрагменты, перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почтинеразличимое целое. Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбепроизведений философа мировоззренческие споры: «Аристоксен в своих»Исторических записках" сообщает, что Платон хотел сжечь всесочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клинийпомешали ему, указав, что это бесполезно: книги его уже у многих наруках".
Демокрит первым вдревнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайностьон отрицает в смысле беспричинности.
Демокрит и его атомистическаятеория
Трактовка бытия в философииДемокрита
Знаменитый греческий философДемокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под нимнеделимое — атом ( «атом» по-гречески означает«нерассекаемое», «неразрезаемое» ). Он даетматериалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленноемножество, тем самым отвергая утверждение, что бытие — одно. Атомы, поДемокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том,что бытие не множественно.
Демокрит,наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто.Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает изнесуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей –есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе наатомы. Все возникает на некотором основаниии по необходимости; причина возникновения — вихрь, который и именуетсянеобходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают «видики»,отделяющиеся от вещей. Душа — совокупность особых атомов. Конечная цельчеловека — душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии иравновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни былодругой страстью.
Все,что существует, — это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-пространстведвижутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца;последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникаетвопрос — что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, чтоматерия не делима до бесконечности? Левкипп и Демокрит были внимательнымислушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны егорассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделитьтело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь величины — итогда их сумма, т.е. исходное тело обратится в ничто, или они будут иметьвеличину — но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо.Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости — неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдениепоказывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже неразличимые глазом частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем втемную комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые через окно,поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит огонь илидуша, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: «Эти пылинкисуществуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины,то и кажется, что они не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно,обнаруживают, что они существуют. Подобным же образом существуют и неделимыетела, мелкие и неделимые из-за слишком малой величины» (Левкипп).
Такимобразом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше кпротиворечиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющихвеличину, а затем снова из них составить. А «бытие» элеатов находитвоплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всемтребованиям парменидова «бытия». Только атомов много. А для того,чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, котораяотделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов- движения. Пустота — это уже не «несуществующее» элеатов, но существующееничто.
Демокрит,однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, чтои Демокрит различает мир атомов — как истинный и потому познаваемый лишьразумом — и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость,сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть,их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление«знания» и «мнения». Атомы Демокрита различаются по форме ивеличине; двигаясь в пустоте, они соединяются(«сцепляются») между собой в силуразличия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые,заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступныенашему восприятию.
Демокритпредложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у негопредставляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайныестолкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергаетсяположение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не даетвозможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире.Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытиеПарменида на множество отдельных «бытий» — атомов, которые трактуетматериалистически.
Доказательствосуществования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, вопервых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное неможет восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говоритналичие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в томслучае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустотаабсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. Приэтом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга,так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы несодержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, — некуда вставитьлезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.
Чтокасается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. Аследовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство неможет вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из нихмиров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением — бесконечностьчисла атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на томаргументе, что как число атомов, так и величина пустоты «не более такое,чем иное». Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое,по Демокриту, также бесконечно.
Бесконечностьмира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность (безначальность)движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: «вечное ибесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично,поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнениюДемокрита, то же, что искать начало бесконечности». Таким образом, атомизмпризнает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечностьчисла атомов и сложенных из них миров.
Взгляды Демокрита на природудуши человека
Последовательноматериалистическую позицию Демокрит занимает и в вопросе о природе души ипознания. Известно, что часто психическая деятельность человека объясняетсяналичием в его теле специфической субстанции или силы — «души».
В неорганической природе всесовершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть ицели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души являетсястрого причинным, детерминистическим.
Он проповедовалпоследовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания.«Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобнаогню».
Атомы души имеют способностьк ощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делалвывод о ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой исладок здоровому).
Но в то же время, он считал,что без «темного» знания, получаемого из ощущений не может бытьникакого знания. «Сформулировав важную догадку о взаимосвязи чувственногои разумного, Демокрит не смог еще дать описания механизма перехода от одного кдругому. Ему неизвестны видимо, логические формы и операции: суждение, понятие,умозаключение, обобщение, абстрагирование». Утеря «Канона», егологического произведения, не позволяет выявить его роль в этом.
Сложнеебыло аналогичным образом объяснить ощущение и мышление. Атомистическоеобъяснение ощущений основывается на представлении о том, что атомы душиобладают способностью к ощущениям. В то де время Демокрит принимает в качествеединственно сущего только атомы и пустоту, тогда как чувственные качества,подобные, например, «противоположностям» ионийцев (сухое — влажное,теплое и холодное), существуют только «во мнении». Иначе говоря,чувственные качества — вкус, теплота и т.д. — субъективны, имея, однако,объективную основу в форме, порядке и расположении атомов. Способность же квосприятию коренится в особых свойствах атомов души. Отсюда делается вывод оненадежности чувственного познания, не способного дать истину — ведь атомы ипустота чувствам недоступны.
Восприятиевнешних предметов требует, с этой точки зрения, непосредственных контактоввоспринимаемого с органом чувства. И если слух, осязание, вкусовые ощущенияпонятны, то как быть со зрением на расстоянии?
Демокритизбегает затруднений, создавая теорию «истечений». Согласно этойтеории, от предметов отделяются тончайшие оболочки, как бы копии. Демокритназывает их «образами» или «подобиями»,«изображениями». Попадая в глаз, они и вызывают представление опредмете.
Взгляды Демокрита начеловека, общество, мораль и религию
Интересны взгляды Демокритана человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые излюдей вели неупорядоченную жизнь. Когда они научились добывать огонь, у нихпонемногу стали развиваться различные искусства. Он высказал версию, чтоискусство зародилось путем подражания (Мы научились от паука – ткачеству, отласточки – строить дома и т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных ихороших людях. «Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают вбезвыходное положение. Когда же от него избавились, все равно клятв несоблюдают».
Демокрит отвергалбожественное провидение, загробную жизнь, посмертное воздаяние за земныепоступки. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. «Гедонизм Демокритане только в удовольствиях, т.к. высшее благо блаженное состояние духа и мера вудовольствиях».
Его нравственные афоризмыдошли до нас в виде отдельных изречений. Например, «богат тот, кто беденжеланиями», «добро не в том чтобы не делать несправедливости, а втом, чтобы даже не желать этого» и т.д.
Идеалом государственногоустройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии, все вблагополучии, когда оно гибнет – все гибнут.
Левкипп и Демокрит гениальноположили начало учению о бесконечности миров. Они продолжали развивать догадкуАнаксагора о чисто физическом происхождении и чисто физической, а небожественной природе светил и всех явлений, наблюдаемых на небесном своде.
В целом следует отметить, чтофилософия Демокрита – энциклопедическая наука, основанная на атомистическойгипотезе.
Взаимосвязь математики ифилософии
Вопрос о взаимосвязиматематики и философии впервые был задан довольно давно. Аристотель, Бэкон,Леонардо да Винчи — многие великие умы человечества занимались этим вопросом идостигали выдающихся результатов. Это не удивительно: ведь основувзаимодействия философии с какой-либо из наук составляет потребностьиспользования аппарата философии для проведения исследований в данной области;математика же, несомненно, более всего, среди точных наук поддаетсяфилософскому анализу (в силу своей абстрактности). Наряду с этимпрогрессирующая математизация науки оказывает активное воздействие нафилософское мышление.
Совместный путь математики ифилософии начался в Древней Греции около VI века до н.э.
Демокрит был, по мнениюМаркса, “первым энциклопедическим умом среди греков”. Диоген Лаерций (III в.н.э.) называет 70 его сочинений, в которых были освещены вопросы философии,логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни,психологии, этики, педагогики, филологии, искусства, техники и другие.Аристотель писал о нем: “Вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего неустановил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такоевпечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодноотличается от других”
Вводной частью научнойсистемы Демокрита была “каноника”, в которой формулировались и обосновывалисьпринципы атомистической философии. Затем следовала физика, как наука оразличных проявлениях бытия, и этика. Каноника входила в физику в качествеисходного раздела, этика же строилась как порождение физики. В философииДемокрита прежде всего устанавливается различие между “подлинно сущим” и тем,что существует только в “общем мнении”. Подлинно сущими считались лишь атомы ипустота. Как подлинно сущее, пустота (небытие) есть такая же реальность, какатомы (бытие). “Великая пустота” безгранична и заключает в себе всесуществующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра, она делает прерывнойматерию и возможным ее движение. Бытие образуют бесчисленные мельчайшиекачественно однородные первотельца, различающиеся между собой по внешнимформам, размеру, положению и порядку, они далее неделимы вследствие абсолютнойтвердости и отсутствия в них пустоты и “по величине неделимы”. Атомам самим посебе свойственно непрестанное движение, разнообразие которого определяетсябесконечным разнообразием форм атомов. Движение атомов вечно и в конечном итогеявляется причиной всех изменений в мире.
Задача научного познания,согласно Демокриту, состоит в том, чтобы наблюдаемые явления свести к области“истинного сущего” и дать им объяснение исходя из общих принципов атомистики.Это может быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума.Гносеологическую позицию Демокрита Маркс сформулировал следующим образом:“Демокрит не только не удалялся от мира, а, наоборот, был эмпирическиместествоиспытателем”. Содержание исходных философских принципов игносеологические установки определили основные черты научного метода Демокрита:
а) в познанииисходить от единичного;
б) любые предмет иявление разложимы до простейших элементов (синтез) и объяснимы исходя из них(анализ);
в) различатьсуществование “по истине” и “согласно мнению”;
г) явления действительности- это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, который возник ифункционирует в результате действий чисто механической причинности.
Математика по праву должнасчитаться у Демокрита первым разделом собственно физики и следоватьнепосредственно за каноникой. В самом деле, атомы качественно однородны и ихпервичные свойства имеют количественный характер. Однако было бы неправильнотрактовать учение Демокрита как разновидность пифагореизма, поскольку Демокритхотя и сохраняет идею господства в мире математической закономерности, новыступает с критикой априорных математических построений пифагорейцев, считая,что число должно выступать не законодателем природы, а извлекаться из нее.Математическая закономерность выявляется Демокритом из явлений действительности,и в этом смысле он предвосхищает идеи математического естествознания. Исходныеначала материального бытия выступают у Демокрита в значительной степени какматематические объекты, и в соответствии с этим математике отводится видноеместо в системе мировоззрения как науке о первичных свойствах вещей. Однаковключение математики в основание мировоззренческой системы потребовало ееперестройки, приведения математики в соответствие с исходными философскимиположениями, с логикой, гносеологией, методологией научного исследования.Созданная таким образом концепция математики, называемая концепциейматематического атомизма, оказалась существенно отличной от предыдущих.
У Демокрита всематематические объекты (тела, плоскости, линии, точки) выступают в определенныхматериальных образах. Идеальные плоскости, линии, точки в его ученииотсутствуют. Основной процедурой математического атомизма является разложениегеометрических тел на тончайшие листики (плоскости), плоскостей — на тончайшиенитки (линии), линий — на мельчайшие зернышки (атомы). Каждый атом имеет малую,но ненулевую величину и далее неделим. Теперь длина линии определяется каксумма содержащихся в ней неделимых частиц. Аналогично решается вопрос овзаимосвязи линий на плоскости и плоскостей в теле. Число атомов в конечномобъеме пространства не бесконечно, хотя и настолько велико, что недоступночувствам. Итак, главным отличием учения Демокрита от рассмотренных ранееявляется отрицание им бесконечной делимости. Таким образом он решает проблемуправомерности теоретических построений математики, не сводя их к чувственновоспринимаемым образам, как это делал Протагор. Так, на рассуждения Протагора окасании окружности и прямой Демокрит мог бы ответить, что чувства, являющиесяотправным критерием Протагора, показывают ему, что чем точнее чертеж, темменьше участок касания; в действительности же этот участок настолько мал, чтоне поддается чувственному анализу, а относится к области истинного познания.
Руководствуясь положениямиматематического атомизма, Демокрит проводит ряд конкретных математическихисследований и достигает выдающихся результатов (например, теорияматематической перспективы и проекции). Кроме того, он сыграл, по свидетельствуАрхимеда, немаловажную роль в доказательстве Евдоксом теорем об объеме конуса ипирамиды. Нельзя с уверенностью сказать, пользовался ли он при решении этойзадачи методами анализа бесконечно малых. А.О. Маковельский пишет: “Демокритвступил на путь, по которому дальше пошли Архимед и Кавальери. Однако, подойдя вплотнуюк понятию бесконечно малого, Демокрит не сделал последнего решительного шага.Он не допускает безграничного увеличения числа слагаемых, образующих в своейсумме данный объем. Он принимает лишь чрезвычайно большое, не поддающеесяисчислению вследствие своей огромности число этих слагаемых”.
Выдающимся достижениемДемокрита в математике явилась также его идея о построении теоретическойматематики как системы. В зародышевой форме она представляет собой идеюаксиоматического построения математики, которая затем была развита вметодологическом плане Платоном и получила логически развернутое положение уАристотеля.
Заключение
Такимобразом Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборотэксплицитно сформулированное понятие причины и развивает системуматериалистического детерминизма.
Трудносказать, является ли колебательное движение, по Демокриту, неотъемлемымсвойством атомов, или же оно порождается их столкновениями. Во всяком случае,ясно, что Демокрит не обращается в целях объяснения к разумному началу,упорядочивающему движение. Именно поэтому критики обвиняют основателя атомизмав злоупотреблении случайностью и неспособности объяснить, каким образом изнеупорядоченного движения получаются закономерность и необходимость. Но Демокритсчитает исходное движение не беспорядочным, а с самого начала подчиненнымопределенной закономерности. Это — закономерность соединения подобного сподобным.
Демокритудля объяснения мировых процессов хватает атомов, пустоты и движения. Движущиесяатомы собираются в «вихрь»; распространяясь по отдельным местам впустоте, они образуют отдельный мир, ограниченный своим «небом».Возникновение мира и всех вещей в нем происходит в результате соединенияатомов, уничтожение же сводится к разъединению и распадению на составные части.
Демокритввел в этику первоначальные разработки таких понятий, как совесть, т.е.требование стыдиться своих собственных постыдных поступков, долг исправедливость.
ЭтикаДемокрита не представляет единой, логически стройной системы. Его нравственныепричины дошли до нас в виде отдельных афоризмов. Есть некоторые основаниядумать, что это результат определенной обработки тех произведений философа, гдеэтика излагалась в систематической форме. Однако принципы демоктритовой этикипозволяют пролить дополнительный свет на политическое учение мыслителя.
Этическаяконцепция Демокрита сохраняет ту основную характе-ристику, которая присуща всей античной философии,- созерцательность. Устраняя все, что препятствует блаженному состоянию духа,выявляя идеал нравственной жизни, Демокрит не видит в философии средствапреобразования существующего общества, — его задача не выходит за пределы егообъяснения.