Реферат по предмету "Философия"


Философские школы средневековья

Схоласты стремились рационально обосновать исистематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия).Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.
Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставиласьПлатоном–«идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решениявсех ученых делят на реалистов и номиналистов.
Реалисты–утверждали,что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуютсуществованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом).
Номиналисты — считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с ихиндивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этихвещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают ихсвойств и качеств.
Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или ИоаннаСкотта Эриугена(810-77)–ирландец, жил во Франции. Между божественным откровениеми разумом нет противоречия. На пути рациональности он пытался доказатьсуществование бога. Недостатки познавательных усилий мешают увидетьнепротиворечивость божественных откровений. Эриугена был реалистом. Бытие аразделяет на четыре природы:
Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всехвещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим ипостигается лишь через бытие вещей.
Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающиекак первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существуетвечно.
Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемыймир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.
Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый какконечная цель всех вещей.
Вторая и третья природы не имеют самостоятельногосуществования и не отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает сгрехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но стечением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. СистемаЭ. по-своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.
Ансельм Кентерберийский(1033–1109)–подобно Августинуутверждал, что вера должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать»,однако вера может быть «рационально» обоснована. Христианские догматы дляА.–незыблемая истина, правда, их следует рационально осмысливать, чтобыукрепить верующего человека в его вере. «Вера ищет разума»–суть его воззрений.«Я верую в бога, но вера д. иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса.«Верую, чтобы понимать»–2-й вывод. Он положил начало проблеме предпосылокзнания(существует ли предзнание?). Божественное откровение подготавливаетнаучное познание. А. Связал тесно теологию с философией.
Иоанн Росцелин(1050–1120)–Франция. Был крайнимноминалистом, обвинен в ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трехотдельных богов(бог един в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всемипостасям, следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общиепонятия–только имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуюттолько единично чувственно воспринимаемые вещи.
Пьер Абеляр(1079–1142)–французский философ и теолог.Происходил из богатой семьи, стал отличным полемистом(диспут появился в средниевека. Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в нихсмысл). Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепцияполучила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общиепонятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляютсуществ. признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.
Патристика- христианское богословие, 2–8 вв.
Возникло феодальное общество(крепостное право).Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрамиземледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницейписьменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризуетсястановлением
Христианской догматики в условиях формированияевропейского государства в результате падения Римской империи. В условияхжесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкойбогословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат дляподтверждения догматов христианства. Эта философия получила название«схоластики»(опиралась на форм. логику Аристотеля)
Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия вГреции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебногохристианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декретуимператора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись котрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возниклалитература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникаетпатристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философиихристианства.
Со 2 века Греческие апологеты обращались кимператорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, чтохристианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческаяфилософия, но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет-Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией,божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф.систем апологеты, однако, наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр.ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетикаиспользует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытиябога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельныхдогматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетикаиррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимостиразумом религиозных догматов.
Склонна к софистике и догматизму.
Античная философия космоцентрична, философиясредневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога).Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.
Этапы развития средневековой философии
Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельностьБоэция–первого схоласта)
Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций,Эриуген, П.Абеяр)
Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, ФомаАквинский)
Христианство завоевало свое место под солнцем в борьбес язычеством. «Патер»–отец. Период патристики–период отцов церкви. Основныепроблемы периода: систематизация христианского учения, определение основныхдогм, теодиция(проблема оправдания бога). Становление христианства, церкви,зарождение С.Ф. шли параллельно. Мы воспитаны в рамках христианскойкультуры(даже атеисты).
Христианство возникло не на пустом месте, оно связанос восточными религиями. «Ветхий завет» одинаково почитается иудеями ихристианами. Христианство получило распространение в римскойимперии(Иисус–еврей). Римская культура–наследник греческой философии, поэтомураспространение среди язычников(многобожников) требовало специальной подготовкикадров. Внутри самого христианства стали возникать различныетечения(еретические).
Основная проблема отцов церкви–единство христианскогоучения. Библия относится примерно к 87 г(ее написание). До этого онапередавалась устно. Каждая христианская община по-своему трактовала Евангелие.
Основные течения в христианстве того периода: движениегностиков и манихеев.
Гностики(«гнос»–познающие). В его основе–священноеписание, упор на Евангелие. Античная, восточная философии оказали большоевлияние.(Неоплатонизм: бог–единая, самодостаточная, вечная, первоначальнаясущность. Он переполняет себя, изливаясь на мир и образуя другие сущности–ангелов,людей и т.д. Восточные религии: мир–единство двух начал- света и тьмы, добра изла. Одна сила либо побеждает, либо побеждают ее. Этим объясняли голод, войны,мир). Христиане позаимствовали эту часть учения( первые силы–светлые-соотносили с богом, вторые–темные- с дьяволом).
Гностики считали, что душа человека первоначальногреховной не является, в ней сталкиваются силы добра и зла. Чтобы человек занялчью-либо позицию, он должен знать, что такое добро и зло(идея Сократа).Познание возможно в религиозном экстазе. Третий(священник) в этом процессе быллишним. Это стало причиной их гонения(признали еретиками).
Откуда зло, ели бог всемилостив? Гностики первыеподошли к святой двоице: первый бог–отец–создал мир, добро и зло; второй–бог–сын–спасительчеловечества, он искупил первородный грех(Ева и Адам, вкусив древо познания,приблизились к богу и людей обрекли на страдания). И не надо путать одно сдругим.
Манихеи тоже опирались на зороастрицм, соотнося свет сбогом, а тьму с дьяволом. Материальное начало в человеке(плоть)–от дьявола, егонужно подавить, чтобы прийти к богу. И в этом учении служители культаисключались.
Аскеза–подавление плоти, ее умерщвление–стала началоммонашеского течения в христианстве.
Апологеты–защитники вероучения–доказывали бытие бога,бессмертие души и т.д. Одним из первых апологетов чистоты христианства был Тертуллиан(3век). Он считал, что доказать существование бога невозможно, в него нужнотолько верить(«Верую ибо это нелепо», «Вера выше разума»). Вера–единственныйспособ объяснения чудес христианства. Философия должна подчиниться теологии,как разум вере.
Для пропаганды христианства нужен был набор основ,догм, понятный всем. Каподокийские отцы церкви( два Григория и Василий Великий)занимались этой проблемой. «Символ веры» принят на Вселенском соборе:
Догмат о сотворении мира.
Догмат о богочеловеке Христе.
Догмат о первородном грехе.
Догмат о святой троице(бог един, проявляет себя в трехипостасях, неравных друг другу).
Толкование последнего догмата стало причинойразделения церкви на католическую и православную. Католики считали, что святойдух исходит от бога-отца и бога-сына, православные–только от бога-отца.
Аврелий Августин(354–430 гг.)- основоположник С.Ф.Родился в Северной Африке, получил классическое образованеи в Карфагене,преподавал риторику. Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать)одновременно. До 33 лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Былвеликолепным логиком, что позволило ему стать выдающимся философом. Сущностьего философии в трех работах: «Исповедь»(«Конфесионас»), «О святой троице», «Ограде божьем». Основные идеи А.А.:
В мире постоянно идет борьба между царством божьим ицарством дьявола.
Олицетворение царства божьего–христианская церковь,этого было достаточно, чтобы его церковь объявила святым.
Философия А.А. теоцентрична, Бог–высшая сущность. Онсуществует независимо от всего остального, мир существует благодарябожественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует. Счастьечеловека–в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из разума иволи. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает человекадобродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие бога в том, чтоон дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который бог не можетвмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу. Бог–абсолютное добро,абсолютного зла нет. Зло–отсутствие добра. Чем дальше человек от бога, тембольше зла. Учение А.А. о воле–основа волюнтаризма(воля–первом месте,стремление добиться чего-либо во что бы то ни стало). Учение о воле сделалохристианство более популярным и доступным. Спасение- в руках человека( он воленвыбирать добро).
Учение Фомы Аквинского об эссенции и экзисенции, вереи знании(расцвет схоластики).
Фома Аквинский-(1225–1274)–«доктор Ангелиус»(ученикАльберта Великого–«доктор Универсалис»- знал библию наизусть, обладалэнциклопедическими знаниями.)
Перед католическими теологами руководством церкви былапоставлена задача выработать средства противодействия влиянию свободомыслия, ив то же время учесть возросший авторитет науки и философии. Он обосновываетединство веры и разума, философии и религии. В 1323 г Фому Католическая Церковьпровозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви.Основные работы: о троице, о сущном и сущности(эссенции и экзистенции), сумматеологии.
Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фомавыделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы.Форма выступает как активное начало, материя- как пассивное.
1-ый уровень- бытийности вещей- неорганическаястепень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи.
2-ой- растение
3-ий- животный мир
4-ый- разумная душа.
Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей.Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна-учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на многодлиннее и труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор между номиналистами иреалистами. Общее это бог, который присутствует во всех сущных вещах.
Ф.А.–имел ангельский характер. Родился в знатнойсемье, не был старшим сыном и поэтому не наследовал титул и землю по правумайората. Благодаря этому правилу появилось рыцарство(система определенныхнравственных ценностей, изобретенная людьми, которые не имели ничего, кромеблагородного происхождения). Ф.А. учился в монастырской школе при ордене св.Бенедикта. В 17 лет решил посвятить себя богу и вступил в Доминиканский орден.Орден готовил преподавательские кадры и соблюдал чистоту христианства. Ф.А.послали в Кельн на стажировку. Альберт Великий передал Ф.А. свои универсальныезнания. Затем Ф.А. переехал в Париж, где и создал свое учение(«томизм»).
Ф.А.–умеренный реалист. Универсалии–самостоятельныесущности, существуют трояко:
До вещей–как мысль бога
В вещах–то, что дано в определении вещи(определение иесть универсалия)
После вещей–в человеческом сознании(логическоемышление)
Ф.А. утверждал, что самое истинное бытие–бог, он–самаясовершенная реальность.
Эссенция каждой вещи выражена в ее определении,экзистенция–существование каждой вещи. В Боге эссенция и экзистенция совпадают.Он самодостаточен. Это самое общее понятие, определить его через другие понятиянельзя. В других вещах сущность и существование не совпадают(вещь нельзяопределить через саму себя: дерево–деревянное–глупость, они имеют своепорождение чем-либо: бог–причина всех вещей).
Бог обладает простым бытием, а все остальное–сложным.Ф.А. пытался логически доказать бытие бога(«Сумма теологии»), устранитьпротиворечие между верой и разумом:
Все движущееся чем-то движимо, а перводвигатель–Бог.
Доказательство из сущности действующей причины(причинане может быть причиной самой себя, нужна первопричина)
Взаимоотношение случайного и необходимого(всепроисходит по- необходимости и первая из них–Бог).
Степени сравнения качества( самая высшая степенькачества–Бог, он самый добрый; зло–низшая степень добра и т.д.)
Телеологическое доказательство(телеология–учение оцелесообразности; в мире все прилажено, а за этой слаженностью стоит Бог).
Ф.А. выделил три христианских добродетели: вера,надежда, любовь+четыре античных добродетели: справедливость, мудрость,мужество, умеренность.
Следует подчеркнуть, что С.Ф.внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав иуточнив все логически возможные варианты соотношения рационального,эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже нетолько предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основестественно-научного и философского знания. Философия эпохи зрелогосредневековья, начиная с XI–XII вв., пребывая под влиянием христианства, далаудивительно яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почвудля дальнейшего своего движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского,Авиценны, Аверроэса, Маймонида, Дунса Скота, Роджэра Бэкона, Уильяма Оккама идр. по уровню своей интеллектуальной культуры и значимости не уступаетвыдающимся учениям мыслителей последующих времен.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.shpori4all. narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.