--PAGE_BREAK--3. Меры социально-правовой защиты безработных граждан
В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным:
выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Согласно Положению об организации общественных работ*(51), утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. и доп.), под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий, уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.
Общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (п. 15 Положения).
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан, указанных в п. 15 Положения.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»*(52). В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.
Трудовое законодательство гарантирует правовую защиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии и компенсации работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор (ст. 394 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет норму, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников работодатель обязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, но в этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие в связи с истечением периода его выплаты, органами службы занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости населения).
§ 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей
Международно-правовая защита прав женщин и детей осуществляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями.
Конвенция о политических правах женщин 1953 г. (ратифицирована СССР в 1954 г.) предусматривает право женщин голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, избирать и быть избранными, занимать должности на государственной службе.
Согласно Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г. (Россия не участвует) не допускается заключение брака без полного согласия обеих сторон. Устанавливается обязательная официальная регистрация брака. Брак должен заключаться лично, в присутствии свидетелей и представителя власти, имеющего право на оформление брака. Государства обязались принять законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст.
По Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. (ратифицирована СССР в 1958 г.), ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем в браке не отражаются автоматически на гражданстве жены. Устанавливается упрощенный порядок натурализации иностранок, состоящих замужем за гражданином государств-участников.
Государства — участники Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (ратифицирована СССР в 1980 г.) обязались запрещать любые формы дискриминации в отношении женщин и с этой целью: включают принцип равноправия мужчин и женщин в свои конституции и законодательство; устанавливают юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами; обеспечивают, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с обязательствами государств по Конвенции.
Женщинам также обеспечивается право голосовать на всех выборах и референдумах, занимать государственные посты, участвовать в общественной и политической жизни страны, равные права в области гражданства, образования, права на труд, социальное обеспечение, здравоохранение, перед законом и др. Государства должны принимать все меры для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции.
Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону ребенок не достигает совершеннолетия ранее (ст.1).
Государства обязались обеспечивать всем детям все права, предусмотренные Конвенцией, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии или любых других обстоятельств, в том числе взглядов и убеждений самого ребенка и членов его семьи.
Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка.
По Конвенции государства должны предоставлять всем детям как общие права человека (право на жизнь, свободу мысли, совести и религии, право на защиту закона от вмешательства в личную жизнь и т.д., так и специальные права, вытекающие из специфики данного субъекта права, — право на имя и приобретение гражданства, право не разлучаться со своими родителями. В тех случаях, когда ребенок разлучается с родителями при аресте, тюремном заключении, высылке и т.п., государство обязано информировать его в отношении места нахождения его членов семьи. Ходатайства о выезде с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государством «позитивным, гуманным и оперативным образом». Государства обязались предотвращать незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы.
Порядок осуществления некоторых общих прав человека детьми (право выражать свои взгляды, право на информацию, право на отдых) регламентирован Конвенцией более подробно, чем регламентация этих прав в отношении взрослых Пактами о правах человека и другими документами, что обусловливается повышенными требованиями к защите детей. Государства обязались принимать все меры по защите детей от всех форм физического и психологического насилия, отсутствия заботы или сексуального злоупотребления.
Конвенция устанавливает требования к внутригосударственным институтам усыновления и опеки, системе здравоохранения, образования. Предусмотрена защита от эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка или наносить ущерб его полноценному развитию. С этой целью государства устанавливают минимальный возраст для приема на работу, определяют продолжительность рабочего дня и условия труда и меры для обеспечения положений закона. Предусматриваются также гарантии при привлечении детей к уголовной ответственности.
продолжение
--PAGE_BREAK--. § 6. Беженцы и вынужденные переселенцы в зарубежных странах СНГ
Распад СССР породил проблему беженцев и вынужденных переселенцев в государствах Содружества. В основном она коснулась представителей русских и других славянских народов, проживающих в государствах СНГ.
Беженцы и вынужденные переселенцы — это граждане, иностранцы и лица без гражданства, ищущие убежища на территории другого государства в силу серьезных нарушений прав человека, включая право на жизнь, здоровье, честь и достоинство1 .
1 См.: Литвинова Г.И., Михалева Н.А. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России // Государство и право. 1992. № 4.
Беженец — это лицо, не являющееся гражданином страны СНГ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Национальное законодательство о беженцах и вынужденных переселенцах в странах Содружества принимается в соответствии с такими международными актами, как: Конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 г.; Протокол к ней от 31 января 1967 г. и Декларация о территориальном убежище 1967 г., уточняющие категории лиц, на которых распространяется статус беженцев. Проблемы, связанные с правом на убежище, отражены также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 4), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), других международно-правовых актах.
К числу общих актов Содружества, затрагивающих проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, относятся Соглашения «О первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов» и «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24 сентября 1993 г. Этими документами предусматривается оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам при их эвакуации, в обустройстве в местах их временного размещения и трудоустройстве, получении компенсации за оставленное движимое и недвижимое имущество.
Статус беженца не предоставляется лицу:
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества согласно международно-правовым актам;
2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории государства СНГ и до того, как оно было допущено на территорию государства СНГ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
4) за которым компетентные власти страны проживания признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства;
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
За счет взносов участников Соглашения и добровольных пожертвований создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение обязывает государства Содружества привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами в этой области.
Государства — участники СНГ должны взять на себя обязательства возмещать друг другу материальный ущерб в случае создания обстановки, вынуждающей людей покидать свое Отечество.
Органы Содружества согласились с необходимостью разработки модельных законов о беженцах и миграции трудовых ресурсов.
В ряде стран СНГ уже приняты законы о беженцах и вынужденных переселенцах. Это, в частности, Закон Азербайджана «О статусе беженцев и вынужденных переселенцев» от 29 ноября 1992 г.; Закон Украины «О беженцах» от 24 декабря 1993 г.; Закон Беларуси «О беженцах» от 22 февраля 1995 г.; Закон Молдовы «О миграции» от 19 декабря 1990 г.
Социальная защита пожилых людей,
ветеранов и лиц, пострадавших отпоследствий войн,
в Республике Беларусь.
Реализация социальных программ.
Социальная защита пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, является одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства.
В республике создана масштабная система социальной защиты указанных категорий граждан, включающая предоставление различных льгот и социальных гарантий, повышение пенсий, социальное обслуживание и социальную помощь на дому.
Законодательством республики подтверждена преемственность ранее принятых Законов бывшего Союза ССР и БССР, устанавливающих права и льготы ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн.
В Республике Беларусь в полном объеме выполняются Соглашения государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семей погибших военнослужащих, других категорий граждан.
Правовые основы и меры социальной защиты пожилых людей, ветеранов войн, членов семей погибших и пострадавших в годы войны, установлены законами Республики Беларусь “О ветеранах”, “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь”, “О пенсионном обеспечении”, “О социальной защите граждан, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС”.
С целью улучшения положения пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, в последнее десятилетие в республике реализуются социальные программы по проблемам пожилых людей, поддержки ветеранских организаций, поддержки граждан, пострадавших от последствий войны в Афганистане или в других странах, где велись боевые действия.
В 2004 году принята (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2004 № 855) Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года.
Мероприятия программ направлены на решение проблем социально-правовой защиты, укрепления здоровья, обеспечения участия в посильном труде, адресной социальной поддержки, развития инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, ветеранов, и лиц, пострадавших от последствий войн.
В настоящее время число лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения республики достаточно велико: каждый четвертый житель – пенсионер, в городе – каждый пятый, на селе – каждый третий. Согласно прогнозным оценкам, к 2020 году доля населения пенсионного возраста в республике достигнет 28 %.
На 1.05.2006 г. 729 человек достигли возраста 100 и более лет (из них: мужчин – 91, женщин – 638; 19 человек достигли возраста 110-114 лет, 2- 116 лет, 1- 118 лет).
Из 2,5 млн. пенсионеров, проживающих в республике, в соответствии с законодательством правовой статус ветеранов имеют 2,15 млн. человек (около 2 млн. человек ветераны труда, 74,5 тыс. человек ветераны Великой Отечественной войны, 24 тыс. человек ветераны боевых действий на территории других стран, около 100 тыс. человек ветераны Вооруженных Сил и правоохранительных органов).
Внедрение в республике государственного социального стандарта в области социального обслуживания позволяет приблизить оказание разносторонней и качественной помощи непосредственно к нуждающимся в ней гражданам и семьям, создать условия для применения инновационных технологий социальной работы, расширить спектр предоставляемых социальных услуг, тем самым сделать социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной.
Различные виды социально-бытовой и психологической помощи оказываются пожилым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн, через территориальные центры социального обслуживания, которые открыты во всех административных районах республики (156 центров). При центрах работают отделения дневного и круглосуточного пребывания.
В 2005 году завершены социальные программы, действовавшие в предыдущую пятилетку (Республиканская комплексная программа по проблемам пожилых людей на 2001-2005 годы, Программа поддержки республиканских и местных ветеранских организаций на период 2000 – 2005 годов, Программа поддержки граждан, пострадавших от последствий войны в Афганистане или в других странах, где велись боевые действия).
В целом все мероприятия программ выполнены. Программы сыграли положительную роль в активизации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, ветеранских организаций по выработке системы мер по оказанию финансовой, материальной и натуральной помощи пожилым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн, в принятии дополнительных мер по укреплению их здоровья, оказанию социальных услуг на дому и других видов услуг через территориальные центры социального обслуживания населения. Получила дальнейшее совершенствование система социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста.
Повышение эффективности государственной социальной поддержки обеспечено на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода к ее оказанию.
Принципиально важным достижением за прошедшие пять лет стало формирование и совершенствование гибкой и надежной государственной модели социальной защиты, учитывающей интересы и проблемы каждого гражданина Беларуси, и особенно социально уязвимых категорий.
Особое отношение государства остается к ветеранам Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Республики Беларусь “О ветеранах” участникам Великой Отечественной войны предоставлены льготы, предусмотренные для инвалидов войны.
Учитывая особый статус ветеранов войны, законодательством к их трудовой пенсии, назначаемой в зависимости от продолжительности трудового стажа и величины заработка перед выходом на пенсию, установлено соответствующее повышение:
Героям Советского Союза, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней- 500 процентов минимальной пенсии по возрасту;
инвалидам войны 1 и 2 группы – 400 процентов,
инвалидам войны 3 группы и участникам войны – 250 процентов.
(размер минимальной пенсии по возрасту – 40625 белорусских рублей).
С учетом этого, размеры пенсий у ветеранов Великой Отечественной войны значительно выше, чем у других категорий пенсионеров (средняя пенсия участника Великой Отечественной войны, получающего пенсию по возрасту, составляет 361520 белорусских рублей).
В рамках празднования 60-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 60-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне проведены мероприятия по оказанию действенной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и другим категориям граждан, пострадавших от последствий войны.
Во всех регионах республики организована работа по проверке условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших в годы войны военнослужащих, партизан и подпольщиков и порядка предоставления им льгот, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Выявительный принцип, апробированный при оказании социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, по распоряжению Главы государства заложен в основу реализации Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года.
Определяются нужды и запросы указанных категорий граждан, принимаются меры по оперативному решению возникающих проблем.
Во всех районах создана информационная база данных о ветеранах Великой Отечественной войны, семьях погибших и одиноко проживающих пожилых гражданах, которая постоянно обновляется.
Принимаются меры по улучшению жилищных условий, ремонту квартир, домов и надворных построек.
Согласно принятых Правительством решений всем одиноким гражданам пенсионного возраста за счет средств местных бюджетов установлены индивидуальные пожарные извещатели, приборы учета расхода воды, проводится ремонт печей и электропроводки.
Как и прежде, одной из важных форм социальной защиты граждан в Республике Беларусь является создание возможности для проживания престарелых и инвалидов в условиях полного государственного обеспечения в домах-интернатах.
В настоящее время в системе Министерства труда и социальной защиты действует 70 интернатных учреждений, в которых проживает более 16 тысяч человек, в том числе 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов на 4504 места.
В соответствии с разработанной Министерством связи и информатизации Программой телефонизации домов (квартир) инвалидов и участников Великой Отечественной войны к 9 мая 2005 г. практически всем инвалидам и участникам Великой Отечественной войны установлены телефоны.
Учреждениями здравоохранения налажен постоянный контроль за проведением медицинских осмотров ветеранов войны, обеспечением инвалидов и участников войны необходимыми медикаментами. Лица, нуждающиеся в активном диспансерном наблюдении, взяты на учет, на каждого из них оформлены планы лечебно-реабилитационных мероприятий.
В госпиталях инвалидов Великой Отечественной войны ежегодно стационарно проходят курс лечения около 30 тысяч ветеранов. В медицинских учреждениях республики выделено 1554 палаты повышенной комфортности на 4099 коек для лечения ветеранов Великой Отечественной войны.
Ветераны войны, нуждающиеся в креслах-колясках и слуховых аппаратах, обеспечены ими полностью.
К 9 мая 2005 г. полностью решен вопрос по обеспечению инвалидов войны спецавтотранспортом.
Во исполнение мероприятий “Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года”, в организациях здравоохранения уточнены списки одиноких пожилых людей.
Проводятся обязательные ежеквартальные медицинские осмотры одиноких пожилых людей. В отдаленных сельских населенных пунктах эти осмотры проводятся фельдшерами ФАПов с последующей письменной информацией гериатров центральных районных больниц, согласно установленному образцу.
В целях усиления медико-социальной защищенности людей пожилого возраста проводится работа по организации больниц сестринского ухода.
В республике открыто 84 больницы сестринского ухода с общим количеством 1842 койки.
В целях оперативного решения проблем ветеранов войны, одиноких пожилых людей и повышения качества их обслуживания во многих районах и городах действуют телефоны доверия, телефоны срочной помощи.
Постоянно проводится работа по обеспечению общественной безопасности пожилых людей.
В целях индивидуальной профилактики правонарушений в отношении пожилых людей органами внутренних дел принимаются предусмотренные законом превентивные меры в отношении лиц, ведущих антиобщественный образ жизни.
Участковые инспекторы милиции периодически посещают граждан пожилого возраста с целью выявления имеющихся у них проблем, доведения информации по соблюдению мер личной и имущественной безопасности. Проводится работа по оборудованию жилищ пожилых людей техническими средствами охраны по сниженному тарифу.
Подразделениями государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь совместно с членами внештатных пожарных формирований проведены обследования всех домовладений одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов с проведением противопожарных инструктажей. По результатам обследований откорректированы списки данной категории граждан, на учет взято 137 тысяч домовладений (квартир).
В республике действует свыше 2,5 тысяч магазинов (отделов), осуществляющих торговое обслуживание пожилых людей и граждан, которым предоставлены льготы по торговому обслуживанию, в том числе в системе Белкоопсоюза – 2,1 тысяч магазинов (отделов). В этих магазинах установлены особые режимы работы и обязательные ассортиментные перечни товаров с учетом ценового фактора. Обеспечение льготных категорий граждан продовольственными товарами осуществляется за счет поставок наиболее дешевых товаров, снижения торговой надбавки на 5 – 10 процентов. Указанным гражданам бесплатно оказываются услуги по доставке приобретенных товаров на дом. В системе Белкоопсоюза осуществляется продажа продовольственных товаров в кредит пенсионерам без взимания процентов за пользование кредитом сроком на 1 месяц на сумму до 70 тысяч рублей.
Торговое обслуживание пожилых людей осуществляется также на широко проводимых в республике сезонных ярмарках сельскохозяйственной продукции и распродажах товаров по сниженным ценам, приуроченных ко Дню пожилых людей, новогодним и рождественским праздникам, другим событиям.
Торговое обслуживание пожилых людей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети, осуществляется 398 автомагазинами.
В республике стал традиционным фестиваль народного творчества ветеранских коллективов “Не стареют душой ветераны”. В этом году к 9 мая Министерством культуры, облисполкомами и Минским горисполкомом совместно с Федерацией профсоюзов Беларуси и Республиканским Советом общественного объединения ветеранов проведен уже VIII Республиканский фестиваль ветеранских творческих коллективов.
В государственных республиканских и региональных печатных и электронных СМИ постоянно освещается жизнь пожилых людей, их проблемы. В газетах “Советская Белоруссия”, “Звязда”, Народная газета”, “Республика” публикуются материалы под рубриками: “Век”, “Человек и его дело”, “Интервью с письмом в руках”, “Судьбы людские”, “Будьте здоровы”, “Проблемы ветеранов” и др. На телевизионных и радиоканалах организованы тематические теле и радиопередачи.
В целях усиления социальной защищенности пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, дальнейшего осуществления комплекса организационных, правовых, социальных и экономических мер по улучшению положения указанных категорий граждан постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2005 года утверждена Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы.
Меры, предложенные Республиканской комплексной программой социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы обобщают и систематизируют направления социальной защиты пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, предусмотренные в ранее действующих программах, а также включают новые элементы социальной поддержки указанных категорий граждан.
Мероприятия Программы отвечают требованиям основных направлений социально-экономического развития республики в отношении ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн и одиноких пожилых людей и поручениям Главы государства о совершенствовании работы по социальной защите данных категорий граждан.
Реализация мероприятий Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы позволит активизировать деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, ветеранских организаций по выработке системы мер оказания финансовой, материальной и натуральной помощи пожилым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн, в принятии дополнительных мер по укреплению их здоровья, оказанию социальных услуг на дому и других видов услуг через территориальные центры социального обслуживания населения.
Основными направлениями работы будут являться:
— совершенствование государственного социального стандарта в области социального обслуживания, что позволит приблизить оказание разносторонней и качественной помощи непосредственно к нуждающимся в ней гражданам и семьям, создать условия для применения инновационных технологий социальной работы, расширить спектр предоставляемых социальных услуг, тем самым сделать социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной;
— повышение эффективности государственной социальной поддержки на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода к ее оказанию;
— формирование и совершенствование гибкой и надежной государственной модели социальной защиты, учитывающей интересы и проблемы каждого гражданина Беларуси, и особенно социально уязвимых категорий;
— дальнейшее совершенствование системы социальной работы с ветеранами войны, одиноко проживающими и одинокими пожилыми людьми на основе выявительного принципа, введение в практику постоянного обследования условий жизни этой категории граждан;
— создание условий для реализации пожилыми людьми своего потенциала и самостоятельного поиска путей выхода из сложных жизненных ситуаций.
Учитывая постоянное и пристальное внимание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Правительства страны к проблемам старшего поколения, вопросам их социальной защиты, можно констатировать, что в республике и впредь будут приниматься меры по повышению жизненного уровня пожилых людей, ветеранов, лиц пострадавших от последствий войн, совершенствоваться система социальной работы с этой категорией граждан.
№4.
Сущность социальной политики
Социальная политика — политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.
Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.
Итак, субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния а обществе (общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
№5
ГлавнаяУчебная литература Социальная работа Социальная политика
Объект и субъект — Социальная политика продолжение
--PAGE_BREAK--
Объект и субъект социальной политики
Объектомсоциальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают также:
— государственные ведомства и учреждения;
— органы местного самоуправления;
— внебюджетные фонды;
— общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения; коммерческие структуры и бизнес;
— профессиональные работники, занимающиеся разработкой и социальной политики;
— добровольцы;
— граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т. д.).
Главный субъект социальной политики — социальное государство — должно обеспечивать:
— движение к достижению в обществе социальной справедливости;
— ослабление социального неравенства;
— предоставление каждому работы или иного источника существования;
— сохранение мира и согласия в обществе;
— формирование благоприятной для человека жизненной среды.
Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы, всоответствии с Конституцией Российской Федерации, обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение Парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.
При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии.
В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере.
Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Комитет по физической культуре и туризму и др.
№6
1.1 Государственный патернализм.
Ориентирован на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование (недопущение возникновения) альтернативных видов этих отношений.
Данный подход к социальной политике предполагает принятие на себя государством полной ответственности за уровень доходов граждан (домохозяйств), их социального обеспечения при отсутствий девиантного (отличающегося от принятой властными структурами идеологии) поведения гражданина.
Все расходы, связанные с социальной политикой, при использовании данного подхода финансируются из государственных источников — государственного бюджета, специальных фондов социального назначения. Государство жестко контролирует меру потребления трудоспособных членов общества, устанавливая размеры оплаты труда работников вне зависимости от экономических показателей предприятия, на котором они работают.
Одновременно государство планирует объемы производства потребительских товаров и услуг, распределяя по производителям необходимые для этого ресурсы. Цены на произведенную продукцию устанавливаются государственными органами по ценообразованию вне зависимости от уровня товарного наполнения соответствующих рынков. Как правило, государство выделяет перечень социально значимых товаров, цены на эти товары могут быть ниже себестоимости (например, товары детского ассортимента, жилищно-коммунальные услуги) и предметы «роскоши», цены на которые, как правило, существенно выше себестоимости (автомобили).
Государство также берет на себя заботу об обеспечении в случае необходимости домохозяйств жильем, о распределении земельных участков для развития натурального производства сельскохозяйственной продукции.
Достоинствомсоциальной политики государственного патернализма является так называемая «уверенность в завтрашнем дне» для основной части населения. Исключена как социальный феномен безработица. Заранее известны размеры оплаты труда и социальных пособий, перечень бесплатных гарантий в здравоохранении, образовании, других областях социальной жизни. Стабильными являются цены на товары и услуги первой необходимости. Происходит развитие интеллектуального потенциала нации, который, однако, во многих случаях остается невостребованным. Государство защищает экономические и социальные права идеологически послушных граждан в сфере труда и занятости, однако часто в ущерб экономической эффективности[1].
К недостаткамданного подхода относится, прежде всего, дефицит товаров и услуг, включая товары и услуги первой необходимости. Государство вынуждено вмешиваться в сферу' их распределения, заменяя денежный оборот в отдельных секторах потребительского рынка оборотом тем или иным способом документированных нрав на приобретение товаров и услуг. Жестко контролируя соотношение между мерой труда и мерой потребления, государство не допускает развития в значительных масштабах экономической деятельности в негосударственном секторе экономики, которая могла бы привести к неконтролируемому росту доходов. Уровень благосостояния граждан зависит не столько от результатов их деятельности, сколько от принадлежности к той или иной организации: исходя из политических приоритетов, государство в условиях товарного дефицита использует механизм фондированного распределения товаров и определяет организации, куда они направляются в первоочередном порядке. Не поощряется развитие независимых интеллектуальных центров и самоорганизаций граждан — потенциальных оппонентов существующей модели организации общества и проводимой в нем социальной политики. Не поощряется также появление экономически независимых от государства домохозяйств в сколько-нибудь значительных количествах.
№7
Что такое неправительственная организация?
Неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов и руководимые людьми, объединенными общими интересами, неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций, например доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне. Они обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. Некоторые неправительственные организации созданы с целью решения конкретных проблем, например в области прав человека, окружающей среды и здравоохранения. Отношения НПО с организациями и учреждениями системы ООН различаются в зависимости от их целей, местонахождения и мандата.
Более 1 500 неправительственных организаций, осуществляющих широкие информационные программы по вопросам, стоящим на повестке дня ООН, имеют ассоциированный статус при Департаменте общественной информации (ДОИ) Секретариата ООН, что предоставляет ООН еще одну возможность поддерживать связь с людьми во всем мире. ДОИ помогает таким НПО получать доступ к информации и распространять информацию по широкому кругу вопросов, в решении которых участвует ООН. Это способствует лучшему пониманию в широких слоях мировой общественности целей и задач всемирной организации.
Как осуществляется сотрудничество между НПО и Департаментом общественной информации?
Между Департаментом общественной информации и неправительственными организациями поддерживается постоянное сотрудничество. Неправительственные организации, имеющие ассоциированный статус при ДОИ, предоставляют своим членам информацию об ООН, способствуя таким образом распространению знаний об Организации Объединенных Наций и мобилизации поддержки ей на первичном уровне. Распространение информации об ООН включает в себя:
Популяризацию во всем мире деятельности ООН в таких областях, как защита и укрепление мира и безопасности, экономическое и социальное развитие, права человека, гуманитарные вопросы и международное право;
Содействие проведению мероприятий в рамках объявленных Генеральной Ассамблеей ООН памятных дат и посвященных определенным темам международных годов с целью привлечения внимания мировой общественности к важным проблемам, стоящим перед человечеством. Когда было положено начало сотрудничеству ДОИ с неправительственными организациями?
Важность работы с неправительственными организациями и при их посредничестве как неотъемлемой части информационной деятельности ООН получила признание еще в 1946 г., когда был создан Департамент общественной информации. Своей резолюцией 13(I) Генеральная Ассамблея обязала ДОИ и его отделения:
«… активно содействовать и оказывать помощь информационным органам различных стран, просветительным учреждениям и другим правительственным и неправительственным организациям разного рода, заинтересованным в распространении информации об Объединенных Нациях. В этих и других целях он должен иметь полностью оборудованный справочный отдел, инструктировать или направлять лекторов и предоставлять в пользование этих учреждений и организаций свои издания, документальные фильмы, короткометражные фильмы, плакаты и другие наглядные пособия».
27 мая 1968 г. Экономический и Социальный Совет принял резолюцию 1297 (XLIV), призывающую ДОИ к предоставлению ассоциированного статуса неправительственной организации, исходя из духа и буквы резолюции 1296 (XLIV) от 23 мая 1968 г., в которой говорилось, что неправительственная организация должна поддерживать работу ООН и содействовать распространению знаний принципов ООН и ее деятельности, и это должно соответствовать собственным задачам и целям неправительственной организации, ее существу, компетенции и деятельности.
Каким требованиям должна отвечать неправительственная организация
для получения ассоциированного статуса при ДОИ?
Ассоциированный статус при ДОИ может быть предоставлен неправительственным организациям, которые:
Разделяют идеалы Устава ООН;
Не ставят целью своей деятельности получение прибыли;
Продемонстрировали свой интерес к решению проблем, стоящих на повестке дня ООН, а также возможность распространять свои информационные материалы среди широких или специализированных аудиторий, таких как работники сферы образования, представители средств массовой информации, политики или представители деловых кругов;
Имеют твердое намерение и возможности осуществлять эффективные информационные программы, посвященные деятельности ООН, посредством публикации бюллетеней, брошюр и информационных листков, организации конференций, семинаров и круглых столов и привлечения к сотрудничеству средств массовой информации. Какова процедура предоставления неправительственным организациям
ассоциированного статуса при ДОИ?
Неправительственная организация, которая отвечает установленным критериям, должна направить из своего центрального учреждения официальное письмо на имя руководителя Отдела неправительственных организаций в Департаменте общественной информации с выражением ее стремления к получению ассоциированного статуса при ДОИ. В письме следует указать причины, которые побуждают данную организацию стремиться к получению такого ассоциированного статуса, а также дать краткое изложение информационной программы данной неправительственной организации. К письму необходимо приложить по меньшей мере 6 образцов недавно выпущенной информационной продукции этой организации. Рекомендательные письма других департаментов, программ и специальных учреждений ООН и/или информационных центров ООН и информационных служб ООН окажут существенную помощь при рассмотрении заявления.
Общественное объединение — добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[2].
Согласно статье 30 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.
Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения[3].
продолжение
--PAGE_BREAK--[править]Виды общественных объединений
В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (Ст. 7 закона «Об общественных объединениях»):
общественная организация общественное движение общественный фонд общественное учреждение орган общественной самодеятельности политическая партия [править]Сфера деятельности
В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.
[править]Создание и регистрация общественных объединений
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Деятельность общественных объединений регламентируется ФЗ «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных законов: ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
[править]Структура, организация деятельности общественных объединений
Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.
[править]Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:
запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения. продолжение
--PAGE_BREAK--