Реферат по предмету "Философия"


Философская мысль Возрождения

Антропоцентризм и гуманизм в философской мыслиВозрождения.
Средние века заканчиваются XIVвеком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке,наступает Новое время. В средневековье господствовал твоцентризм, теперьнаступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философскихизысканий ставят человека(по-гречески человек называется антропосом). Вфилософии же эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствуеттому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новомувремени.
Термин «возрождение» далназвание целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродитьна новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, впервую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура.
Сдвиг в сторонуантропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу начеловека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителейинтересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, егоприрода, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец,красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходомот феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальномухозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, егоактивности.
Понимание человека кактворческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества какпервостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчествоявляется прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино,могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и вискусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремитсямаксимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи–живописец иизобретатель, Микеланджело–живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.
Эстетическое–доминирующий аспект философииВозрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшаяразумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось,умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петьслишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание отбожественного будет отвлечено.
Возрожденческое мировоззрениевыдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она быларазвита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектомискусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой.Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардода Винчи, Микеланджело(например, серия картин на потолке Сикстинскойкапеллы е? Ватикане), РафаэляСанти(«Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера(«Портретмолодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относилисьхудожники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции,а рост человека он делил на 1800(!) частей.
Эстетическое, что в переводе сгреческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческойфилософии.
Гуманизм(от латинского гуманос–человечный)–естьвоззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве насвободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию вантичности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющееважнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервыеименно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный–о новом мировоззренческом,нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергаласьсхоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлениидостигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италиивводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласованияинтересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляютлюбовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса ииндивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте,ставит вопрос об истинном благородстве человека.
Эпоха находилась на границе средневековья и Новоговремени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, онатесно связана с идеями национального возрождения страны и воссозданиясамостоятельного государства. На побережье Средиземного моря бурно развивалисьгорода, возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматьсямеценатством. Это способствовало развитию искусства.
Связующим звеном между античностью и средневековьембыли арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятникииспользовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6веков.
Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое неследует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения былиатеистами(Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человекдолжен рассчитывать на себя).
В средние века человек считался изначально греховным.Гуманисты Э.В. говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию.Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, недожидаясь воздаяния после смерти».
Николай Кузанский(1401-1464). Был епископом икардиналом. Получил схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля,А.Августина, Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией.Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новыеидеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали новизну(идеяоб единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считаетсяГегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах.
Идея бесконечности. Бог един и всемогущ. Как соотнести единое и бесконечное в одномпонятии? Представим, что Бог–это окружность. Она имеет диаметр(нечто конечное,единичное). Увеличивая окружность до бесконечности мы добьемся того, чтодиаметр будет стремиться к бесконечности. Мир тоже бесконечен.
Изучая проблему Бога, Н.К. пришел к выводу, чтоприрода, мир и Бог–одно и тоже(идея пантеизма, всебожия). Изучая Бога,необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога.«Ученое незнание»–несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью,к которой он стремится.
Джованни Мирандола(1463-1494). Человек–венец природы,т.к. Бог создал его по-своему подобию–распространенная идея Э.В. М. считалчеловека самым неудачным творением Бога. Бог осознал это и попыталсякомпенсировать ошибку и дал человеку возможность бесконечногосовершенствования. Человек человеком не рождается, он им становится(сам себяделает). Эта идея стала основой индивидуализма.
№14 Космогонические взгляды Н.Коперника, Дж.Бруно,Г.Галилея, и их философское значение.
Николай Коперник( 1473–1543). Был астрономом,математиком. Рассчитывая дни пасхальных праздников, обнаружил, что все планетыдвижутся в одну сторону, делают петлю, идут в обратную сторону. Заподозрилошибку в астрономических взглядах. Утверждал, что Земля вращается вокругСолнца, которое является центром мироздания. Это открытие перевернуломировоззрение человека: научные наблюдения не согласуются со СвященнымПисанием. Появилась теория двух истин(истина откровения и научного открытия).Человек был центром Вселенной, а Коперник это опроверг. Потребовалось выяснить,что значит человек в этом мире, каков смысл его жизни. Человек утратил чувствоопределенности, это стимулировало развитие науки.
Джордано Бруно(1548-1600), Галилео Галилей(1564-1642).Занимались наукой, были знакомы с учением коперника, пропагандировали его. Заэто их судили(инквизиция), Бруно сожгли, Галилей отказался от своих взглядов.Бруно высказывал идею о множестве миров(каждая звезда–Солнце, в космосе естьжизнь). Этим он подчеркивал величие Бога. За эти взгляды церковь его осудила.
Галилей разработал учение об инерции, изобрел телескопи т.д. Он являет собой тип современного ученого. Ученый должен стремиться кистине, которая не зависит от заблуждений, т.е. ученый не отвеяает зарезультаты своего творчества. Г. отказался от своих взглядов, т.к. считал, чтоэто не меняет истинности открытий Коперника.
Воззрения Джордано Бруно(1548–1600), являющегосяфилософом и поэтом, характеризуются как пантеизм(pan–все иtheos–Бог)–философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировымцелым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разумсовпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовалознакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал целифилософии в познании не сверх природного Бога, а природы, являющейся «Богом ввещах». Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на негоогромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечноммножестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннемродстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно,отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма иматерия. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которойоказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанциюсоставляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичномпо принципу «все во всем».
Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении«героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляетлюдей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которыевозвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние натаких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др..; 17 февраля1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тожесожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчествомДж. Бруно завершает эпоху Возрождения
 Безусловно, философия этого периода является новымэтапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многомна античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что далосредневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узко европейское, но мировоеявление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободноечувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных инезыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитиефилософских достижений Нового времени.
Рационалистическая философия 17 века(Декарт, Спиноза,Лейбниц)
Западная философия Нового времени открывает следующийпериод в развитии философской мысли. Этот период в жизни обществахарактеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма,что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда.Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики.Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев.Бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическоеестествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Этот период именуют эпохойнаучной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества.При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механикевидели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Применение механистическогометода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира.Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось подмощным влиянием открытий Исаака Ньютона(1643–1727), в воззрениях которогомеханическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Вместе стем, имея в виду мировоззренческий аспект трудов Ньютона, нельзя не отметить,что этот величайший ученый несомненно рассматривал свою научную работу врелигиозном аспекте. Оба его основных труда–«Математические начала натуральнойфилософии» и «Оптика»–имеют религиозные завершения. В последнем поучении«Начал» Ньютон пишет: «Рассуждение о Боге на основании совершающихся явлений,конечно, относится к предмету натуральной философии»'.
Своим развитием философия Нового времени обязанаотчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемусясоединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципынаучного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственнофилософии. Философия Нового Времени гносеоцентрична( центральныепроблемы–проблемы научного познания). 16 век–сделаны географические открытия.Развитие торговли, промышленности, науки(естествознания). Создание Академий.
Фрэнсис Бэкон(1561- 1626). Лейтмотив егофилософии–«знание–сила». Основная заслуга в том, что он первым изменилотношение к теории познания. Основной метод научных исследований был преждеаристотелевским(дедукция–от общего к единичному путем логических выводов). Напути чисто логических выводов не найти принципиально новое знание, можно лишьвыявить уже известное, существовавшее скрыто. Основой познавательнойдеятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получитьобщее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт(стул–мебель).
Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имеликрестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Б.:«Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:
Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир изчеловеческой природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа)
Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры,которая сделана из образования, воспитания, социального положения,национальности)
Идола площади или рынка(на рынке люди общаются,некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам,слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).
Идола театра(в театре люди черпали образцы должногоповедения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей)
В «Новом Органоне» Б. изложил свои взгляды. Цельприобретения знания–покорение природы. С этого момента эксперименты над природойстали проводиться постоянно. Проблемы, с которыми столкнулся Б.: на каком этапеученый может делать выводы и обобщения?(эта проблема не решена до сих пор).
Метод индукции не требует логического дополнения дотех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда даетрезультаты, Б. разработал опыты плодоносные(дают практический результат) исветоносные(не дают результата, но двигают науку вперед, избавляя нас отзаблуждений).
Б. принадлежал к эмпирикам(в основе познаниялежит опыт). Он восстановил материалистическую традицию в европейской науке(самматериалистом не был), предложил новое понимание материи(совокупностьчастиц–отражение в физике Ньютона). Б.–основатель теоретическоймеханики(движение–неотъемлемая часть материи).
Рационализм противостоял эмпиризму. РенеДекарт(1596-1660)–видный рационалист, дуалист, деист, скептик(гносеологически).В основе познания–разум, в основе мира- духовная и материальная субстанции. Мирсоздан богом и развивается по своим законам( без участия бога–деист). Д.Занимает позицию скептика: можно сомневаться во всем, кроме самого сомнения.Сомнение- это процесс мышления. Сопоставление мнений(«Я мыслю, следовательно, ясуществую»). Д. Не был однако идеалистом: в основе мира две субстанции–духовнаяи материальная. На практике у Декарта три субстанции. Субстанция–причина самойсебя и всего сущего. Субстанции были созданы богом(3 субстанции:материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).
 Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанцииимеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание(сфера духовного),которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужносинхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарантсинхронности субстанций.
Часы и часовщик(который их создал). Когда часы идут, они не зависят от создателя, Боготрегулировал часы(две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя независят. Д. пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей».Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения естьпростейшие идеи, заложенные Богом. Надо лишь их найти. Декарт разработал учениео методе(метод–путь, способ). «Метод–дорожка, которую проходят дважды»(мыполучаем метод в результате многократного решения задач). «Правила руководстваума»:
Считать истинными такие положения, которые не вызываютсомнения(исходя из врожденных истин, идей).
Каждое затруднение в процессе познания надо делить начасти
Мыслить по–порядку, начиная от простого, переходить отизвестности к неизвестности, от доказанного к недоказанному.
Не допускать в логическом исследовании лишнего(«Безнадобности не допускай лишнего–правило), составлять такой перечень, в которомуверен, что ты ничего не забыл.
Эти правила повлияли на методику преподавания. Критерийистинности–ясность суждений разума.
Продолжатель рационализма- БенедиктСпиноза(1632–1677)–голландский мыслитель. Жил в буржуазной стране, имелюридическое и филологическое образование. В 1956 году был изгнан из общины закритический анализ Библии(она имеет конкретных авторов, а не вдохновленаБогом). Шлифовал линзы, заболел и умер.
Изучив взгляды Декарта, не согласился с учением осубстанциях. Разделение человека, мира на две субстанции таили опасностьагностицизма. Субстанция–причина самой себя и всего, значит она одна. Ее создалБог, значит он и есть эта субстанция(у христиан мир создан из ничего, а не изБога). Это идея пантеизма(всебожия). Человек–часть Бога, себя нельзя почитать,следовательно–противоречие с церковью. С. назвал то, что Д. Считалсубстанциями, модусами( видами субстанции: духовная и материальная). С. несогласился с врожденными идеями(их нет).
Четыре способа познания:
Из общения с другими людьми(некритическое усвоениемнений)
Из беспорядочного опыта
Логическое познание причин и следствий
Прямое постижение истины–интуиция
Ступени познания(степени)–(снизу вверх)
Стремление к истине(это процесс, истина развивается)
Рассуждения разума, которые с помощью наблюденияприводят к «опосредованным» истинам.
Восприятие чувственного опыта(это–высшая ступень)
Лейбниц Готфрид Вильгельм(1646–1716)- чрезвычайно многосторонний ученый, творивший вовсех отраслях человеческого знания', но наибольшее значение имеют его труды пофилософии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии. Его заслугасостоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад,–духовныхэлементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью^, находящихся внепрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.Следовательно, к понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельнойсилы, т.е. аристотелевский принцип самодвижения сущего. Однако Лейбниц «изъял»из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, поЛейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником игосподином». Единство и согласованность монад есть результат Богом«предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутныепредставления(в таком состоянии находится неорганический мир и растительноецарство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека–ясногопонимания, осмысления. Признавая, с одной стороны, основным свойством монаддеятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой–защищаяидею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.
Отвергая представление опространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих нарядус материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядоквзаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне другдруга, а время–как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение обиндивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой ибесконечной Вселенной. Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рациональнуюсимволику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основныхприемов рационального познания. Он является одним из зачинателей современнойсимволической и математической логики.
Общался с Петром I по поводу создания РоссийскойАкадемии. Известен как математик( дифференциальное исчисление). Продолжательрационализма Декарта и Спинозы. Задумывался над онтологией, считал неудачнымупотребление понятия «субстанция» у Декарта и Спинозы. Он нашел ему замену-«монада»(одно, единое). Учение Л.–монадология. Монада–это наименьшая, далеенеделимая часть мира(атом Демокрита), обладающая психическимисвойствами(страдание, стремление).
Атом(греч)=индивид(лат)–«неделимый». «В капле водыотражается весь мир»–восточная поговорка. Капля–монада, которая живетпроблемами мира, но в то же время она замкнута, самодостаточна. Вэтом–противоречие взглядов Л., хотя он сам приводит доказательства своейправоты(«принцип предустановленной гармонии»). Основной тезис Л.: «Нашмир–лучший из всех возможных миров, даже зло подчеркивает его гармонию».
Каждая монада отражает мир, все они одинаковы иотражают переживания мира. Но нужна еще одна монада, которая творит изменения вмире. Это–Бог. Он творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего кБогу–монада человеческой души.
Положительное значение учения о монадах- основания дляобоснования индивидуализма Нового времени(сильной человеческой личности).
Французский материализм 18 в
(Ж.Ламерти, Д.Дидро, П.Гольбах )–энциклопедисты.
Французские философы,преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя идеи Дж. Беркли, защищалипринцип материальности мира в его механистической форме, хотя в воззренияхнекоторых из них и содержались диалектические идеи развития организмов.
У французских просветителейимелись значительные расхождения во взглядах, вплоть до противоположныхпозиций. Но все-таки в целом все они были полярно противоположны миру официальнойпрактики и идеологии, едины в той мере, в какой противостояли господствующимсословиям. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качествазависят от окружающей среды, то и его' пороки также являются результатомвлияния этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков,развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую ипрежде всего общественную среду. Они занимали одну позицию в том, что живут впереломное время, время приближающегося торжества разума, победыпросветительских идей, в «век триумфа философии»(Вольтер), Центром, вокругкоторого сгруппировались философы и их единомышленники, оказалась знаменитая«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро и егосоратник по редактированию «Энциклопедии» великий математик, механик,философ-просветитель Ж-Л.Д'Аламбер(1717–1753) поставили перед собой гигантскуюзадачу–представить «общую картину усилий человеческого ума у всех народов и вовсе века». Этот труд являет собой эпоху в духовной жизни не только Франции и нетолько Европы, но и всего мира(кстати, «Энциклопедию» по частям сталипереводить в России). Это великий памятник, воздвигнутый французскимипросветителями своей эпохе.
Жульен Офре де Ламетри.(1709- 1751) в общей формевысказал почти все идеи, которые были затем развиты Гельвецием, Дидро,Гольбахом. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что материясвязана с движением. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, вприроде которой корениться не столько способность к движению, но и всеобщаяпотенциальная способность к чувствительности или к ощущению. Указывал наматериальный характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущенияобусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществоммозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек есть такое же животное,только отличается развитием ума(«Человек–машина»). При этом изучал человека какмеханизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его мыслительной ичувственной деятельности. Представитель механицизма с элементами эволюционизма.Ход исторического процесса- просвещение и роль выдающихся личностей. Л. лишьнаметил ряд основных идей, но не дал им обстоятельного систематическогоразвития. Наиболее систематическим выразителем философских учений фр. мат. сталПоль Генрих Дитрих Гольбах.
Дени Дидро(1713–1784)–знаменитыймыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политическогомировоззрения–остро выраженный демократизм. Это удивительно одаренная,всесторонне развитая личность–философ, драматург, поэт, автор романов, теоретикискусства и художественный критик. Дидро сначала был верующим христианином,потом скептиком, но от веры в Бога. как творца мироздания не отошел. Впоследние годы жизни он склонялся к воззрениям, близким к воззрениям Г.Лейбница.
Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние насовременную ему общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма иэтического идеализма до материализма(в учении о природе, в психологии, в теориипознания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы,общее у него с Ламетри и Гольбахом, внес некоторые элементы диалектики–идеисвязи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечнойизменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством которогомеханическое движение материальных частиц может порождать специфическоесодержание ощущений, Д. решает в пользу мысли о всеобщей чувствительностиматерии. Наметил материалистическую природу психических функций,предвосхитившую последующее учение о рефлексах.
Дидро высказал мысль, согласнокоторой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состоянияживого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. На вопрос, можноли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» Идействительно, прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновенииостанется надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики,но он силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось и в его тонкойхарактеристике сути живого. Специфическими особенностями жизни являютсяраздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое вниманиебиологическим проблемам. Образованность и прозорливость позволили Дидровысказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого. Дидроутверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности.
Учение о природе получило развитие в работах ДениДидро Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии,психологии, теор. познания. Материалист. Внес в учение о природе элементыдиалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мирбеспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех понимал природу движения,различая внешнее(пространственное перемещение) и внутреннее(молекулярное).Материальную субстанцию рассматривает вместе с единым атрибутом движение иформами его существования пространство-время. Особое внимание Д. привлекалапроблема материалистического истолкования ощущений
 Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавишипо которым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себеударяют. Отсюда следует, что человек заключает в своей организации нечтоавтоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащуюв основе всей мат способность ощущения. Признание существования независимого отсознания внешнего мира, а также признание способности ощущений отражатьсвойства внешних вещей не означает однако будто ощущения есть зеркальные копиипредметов. По Д. между большинством ощущений и их причинами не больше сходства,чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в вещахпервичные качества(существование в самих вещах и независимо от сознания) ивторичные(заключающиеся в отношении предмета к другим вещам или к ним самим). Гносеология.Источник знаний--- внешний и внутренний мир. Они познаваемы. Увиделинеобходимость чувственного и рационального момента в познании. Чувство-свидетельские показания, разум есть судья. Он не должен отрываться от ощущений,но и не должен безоговорочно им доверять. Методы познания--- наблюдение иэксперимент. Суждение, понимание--- далее. Все знания приходят через опыт,переход от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.
Поль Генрих Дитрих Гольбах(1723–1789),барон–французский философ-материалист. Главное его сочинение «Система природы»–«этабиблия материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельноститела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель,по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членовобщества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается вудовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясьпричиной всего: она–своя собственная причина. Все материальные тела состоят изатомов. Именно Гольбах дал «классическое» определение материи: материя есть всето в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на нашичувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта поклавишам, скажем, клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействияпредметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств. Он, каквидим, весьма упрощенно трактовал процесс познания, хотя ранее так много гениальногобыло уже сказано на этот счет.
 Основу всех процессов природы составляет материя сприсущим ей свойством движения. Материальные процессы–являются строгонеобходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение онеобходимости распространяется и на человека. Материя состоит из неизменных инеделимых атомов, свойства которых--- протяженность, вес, фигура,непроницаемость. Из действия и противодействия всех существ получается ряддвижений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 родадвижения: 1.движ. масс, благодаря которому тела переносятся с одного места надругое; 2. внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телуэнергии. Г. доказывает универсальность движения в природе. Сущность природы втом, чтобы действовать. Природа получила свое движение от себя самой(никакихпервотолчков), ибо природа есть великое целое, вне которого ничто не можетсуществовать Движение есть необходимый способ существования материи.
Критическая философия И.Канта(1724–1804)
Родился в Кенигсберге, в семьенемецкого ремесленника, шорника. У отца хватило средств на его обучение вгимназии, далее–в университете. Был болезненным, робким ребенком. Окончилуниверситет, но степень магистра не получил, поэтому учительствовал. Позднеезащитился, получил место приват-доцента. В основном читал курсы естественныхнаук, также логику, математику. Принцип историзма–основной принцип идей Канта(инаучных, и философских).
До 1770 г–докритический периодего творчества. В 1770 году пишет докторскую диссертацию, получает местопрофессора, полностью посвящает себя философии. Лекции читал до 1797 года.
Образ жизни Канта–это целаянаука, при этом удивительно оригинальная и поучительная. Спать он ложился ровнов 9 вечера. Подъем в 5 утра. Обед только в кругу остроумных друзей, за обедом:немного сухого вина, свежевыловленная треска, шутливые рассказы, анекдоты,непременно шутки, смех… Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком(каки Ньютон), Кант, благодаря мудрому образу жизни, прожил долгую и духовно удивительнобогатую жизнь.
 Не только в философии, а и вконкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная имгипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности досих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Высказалидею, что причина отливов и приливов–влияние Луны. Кроме того, он выдвинул идеюраспределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идеюестественного происхождения человеческих рас.
Философские воззрения Канта существенноменялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. егоинтересовали главным образом естественно- научные вопросы, то потом его духпогружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемыбытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е.всей системы философии.(«Человек, этика и право–вот альфа и омега всегофилософского учения великого мыслителя»)
С 1770 года–критическийпериод его творчества. До Канта в теории познания господствовалопредставление, что структура и знание определяются объектом познания. Кантговорил обратное: структуру познания определяет субъект познания. Длядоказательства нужны следующие понятия: феномен, ноумен, вещь в себе.
Феномен–явление, т.е. чувственноевосприятие вещи, как она является нам(в повседневной жизни имеем дело сфеноменами).
Ноумен–постигаемая сущность явления,проникновение нашего мышления вглубь предмета–промежуточная стадия междуфеноменом и вещью в себе. Имея дело с феноменом, мы постигаем ноумен, ноникогда не познаем вещь в себе. Чтобы ориентироваться в мире феноменов, мыиспользуем априорные формы рассудка, которые живут в нашем сознании, но которыхнет в реальной жизни(меридианы есть на карте, но их нет на самом деле).
Несоответствие феномена и вещи всебе–основание для скандала в философии: мы знаем, что мир существует, нодоказать это логически не сможем. Мы будем работать не с предметами, а с ихфеноменами.
Кант: «Разум имеет дело сфеноменами, способен немного проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи, нопознать вещь в себе невозможно», следовательно, этот мир непознаваем. Разумможет себя чувствовать спокойно и уверенно в мире феноменов, а вненего–трансцендентально–там уже господствует вера.
Априорные формы рассудка в нашемсознании уже есть. Мы окружены феноменами. Чтобы разобраться с потокомфеноменов, мы должны их упорядочить. Это упорядочение не имеет ничего общего ссодержанием того объективного мира, который является источником феноменов.Понятия пространства и времени помогают расположить феномены рядом, установитьпричинно–следственные связи, но в мире нет понятия пространства и времени, ониесть только в нашей голове. Кант опровергает существование врожденных идей(акак же быть с понятием пространства и времени–это априорные формы рассудка).
Вывод: Кант воздвигнулнепроходимую границу между субъектом и объектом, если под объектом мы понимаемне феномен, а его сущность.
Субъект всегда будет внешним поотношению к объекту. Поэтому вещь в себе не может быть познана. Априорные формырассудка субъективны. Как же можно передать знания от одного человека кдругому? Априорные формы идентичны(трансцендентальный идеализм).
Эволюция английского эмпиризма(Ф.Бэкон, Локк, Беркли,Юм)
Фрэнсис Бэкон(1561- 1626). Лейтмотив его философии–«знание–сила».Основная заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания.Основной метод научных исследований был прежде аристотелевским(дедукция–отобщего к единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводовне найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное,существовавшее скрыто. Основой познавательной деятельности должна бытьиндукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление очем-либо, нужно иметь определенный опыт(стул–мебель).
Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имеликрестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Б.:«Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:
Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир изчеловеческой природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа)
Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры,которая сделана из образования, воспитания, социального положения,национальности)
Идола площади или рынка(на рынке люди общаются,некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам,слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).
Идола театра(в театре люди черпали образцы должногоповедения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей)
В «Новом Органоне» Б. изложил свои взгляды. Цельприобретения знания–покорение природы. С этого момента эксперименты надприродой стали проводиться постоянно. Проблемы, с которыми столкнулся Б.: накаком этапе ученый может делать выводы и обобщения?(эта проблема не решена досих пор).
Метод индукции не требует логического дополнения дотех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда даетрезультаты, Б. разработал опыты плодоносные(дают практический результат) исветоносные(не дают результата, но двигают науку вперед, избавляя нас отзаблуждений).
Б. принадлежал к эмпирикам(в основе познаниялежит опыт). Он восстановил материалистическую традицию в европейской науке(самматериалистом не был), предложил новое понимание материи(совокупностьчастиц–отражение в физике Ньютона). Бэкон–основатель теоретическоймеханики(движение–неотъемлемая часть материи).
В своих исследованиях он вступилна путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимостьнаблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должнаносить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считалгосподство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясьее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание–сила».В науке «речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии исчастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга иистолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядкеприроды делом или размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакиесилы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждаетсятолько подчинением ей». Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает.Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичныхфактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. В своемтрактате «Новый органон» Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно онвозжег факел новой науки–методологии экспериментального естествознания, которуюон утверждал как залог будущего могущества человека. Следуя этой методологии,можно собрать богатую жатву научных открытий. Но опыт может дать достоверноезнание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков». «Призракирода»–это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии сжизнью людей; «призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуальногохарактера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; «призракирынка»–это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями имнениями без критического к ним отношения; «призраки театра» связаны со слепойверой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты–таков был принцип наукиНового времени, избравшей в качестве девиза изречение Горация: «Я не обязанклясться ничьими словами, кто бы он ни был». Истинную связь вещей Бэкон видел вопределении естественной причинности.
Обращает на себя внимание тотпринципиальный факт, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Согласно Бэкону,наука, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Онасостоит из двух видов знания–один из них внушается Богом, а другой ведет своеначало от органов чувств. Наука, таким образом, делится на теологию ифилософию. Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиознаяи «светская». При этом. он требовал строгого разграничения сфер компетенцииэтих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетностремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера вБога достигается путем откровения, тогда как «светская» истина постигаетсяопытом и разумом. В своем труде «Великое восстановление наук» Бэкон писал:«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступатьи проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоитодна цель–исследование истины»'. Если мы вспомним, как мало собственно научныхистин было известно во времена Бэкона, то мы еще больше удивимся поразительнойпроницательности его ума. Говоря о слабой стороне философии Бэкона, отметим,что он не сознавал одинаковой важности и индукции, и дедукции. Подобно тому какчеловек не может ходить на одной ноге, так и ученый не может полноценнозаниматься наукой, пользуясь лишь одним из этих методов.
Мы имели целью только датьпонятие о мировоззрении Бэкона, прежде всего о его методе, и ограничилисьуказанием оснований, на которых покоится его заслуженная слава основоположникаметодологии опытного научного исследования.
Английский философ ДжонЛокк(1632–1704)был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не можетиметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе стем Локк писал: «Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал намврожденных идей о себе, хотя Он не запечатлел в нашем уме никакихпервоначальных знаков, по которым можно было бы прочесть о Его бытии,однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил осебе свидетельство… Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать ипознавать Его, насколько это необходимо для цели нашего бытия и длянашего счастья»'.
Отвергая точку зрения оврожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта,ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного–чистаядоска(tabula rasa), на которой жизнь рисует своиузоры–знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализмуР. Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: еслибы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так ивзрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чегораньше не было в ощущении,–основной тезис Локка. Ощущения получаются врезультате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешнийопыт. Внутренний же опыт(рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностьюи способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влияниемрационализма Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, независящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеисуществования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное идоопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, илипредрасположенности, к той или иной деятельности.
Он выделил три вида знания постепени его очевидности: исходное(чувственное, непосредственное), дающее знаниеединичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например черезсравнение и отношение понятий; высший вид–интуитивное знание, т.е.непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
Развивая идеи Т. Гоббса о связи языка и мышления, Локквыдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Оноказал огромное влияние не только на последующее развитие философии, но и,наметив диалектику врожденного и социального, во многом определил дальнейшееразвитие педагогики и психологии.
Английский философ Джордж Беркли(1685–1753)выступал с критикой понятий материи как вещественной основы(субстанции) тел, атакже теории И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел иучения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.
Беркли не без тонкости заметил:в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частныхсвойств вещей, образовывать отвлеченную идею общего для всех них вещества какнекоего субстрата. Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может бытьчувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещиразлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдельныхощущений или «идей». И в самом деле, в таком случае от материи ничего неостается: она как бы растворяется в некоторой «туманной» неопределенности,которая вообще ни на что не может воздействовать. Отсюда афористическийпостулат Беркли: «Быть–значит быть в восприятии», А если, скажем, данная березаникем не воспринимается, что же–она перестает существовать!? Беркли на этовозражал примерно так: тогда ее воспринимают другие люди или вообще живыесущества. А если все они заснули и отключились от восприятия? Беркли на этовозражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает,
Но рассуждение с атеистическихпозиций приводит к следующему выводу. Если Бога нет, тогда то, что мы считаемматериальными объектами, должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнувв момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из полязрения воспринимающих субъектов. Но, утверждал Беркли, так уж сложилось: чтоблагодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все насвете(деревья, скалы, кристаллы и т.д.) существует постоянно, как и полагаетздравый смысл.
Беркли–привлекательный писатель,обладавший изящным стилем(причем свои многочисленные работы он написал до 28лет!). Он был не только священником(епископ в Клойне, Ирландия) и философом, нои психологом. Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойствавещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы несхватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны квоспринимающему субъекту. Чувственные впечатления–это феномены психики. Если.увас одна рука холодная, а другая теплая, опустите руки в теплую воду, и вы почувствуетеодной рукой холод, а другой–тепло. Беркли доказывает верную мысль–оботносительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.
Все это верно, однако это неспасает Беркли от крайних выводов, ведущих к субъективному идеализму, апологетомкоторого мы привыкли его считать. Но он ведь священник, искренне веривший вБога, и уже этим самым он скорее объективный идеалист! Поэтому его нельзяобвинять(как это обычно делают) в солипсизме'.
Вообще всерьез доказывать, чтомир существует независимо от нас и от наших ощущений–это, как бы выразился И.Кант, «скандал в философии».
Несколько иную концепциюразвивал английский философ Дэвид Юм.(171 1–1776), продолжив ее внаправлении к агностицизму. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечалуклончиво: «Не знаю»'. Ведь человек не в силах выйти за пределы своихсобственных ощущений и понять что-либо вне себя.
Для Юма достоверное знание можетбыть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, немогут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал какпоток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опытнельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может бытьдостоверным. Так, в опыте нам дано сначала одно впечатление о некоторомявлении, а затем другое. Но из того, что одно явление в опыте предшествуетдругому, логически недоказуемо, что одно(первое) есть причина другого. Ведь то,что принято считать следствием, полагает Юм, не содержится в том, что считаетсяпричиной. Следствие невыводимо из природы причины и непохоже на нее. Мы лишьнаблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но ведь это чистопсихологический факт, из которого никак нельзя делать вывод: после этого–значитпоэтому. Само по себе это положение верно и не может вызвать возражений. Ноотсюда Юм делал неверный вывод о невозможности познания объективного характерапричинности. Отрицая объективную причинность, он, однако, допускал наличиесубъективной причинности в виде порождения идей(образов памяти) чувственнымивпечатлениями. Юм утверждал, что источником нашей практической уверенностислужит не теоретическое знание, а вера. Так, мы уверены в ежедневном восходесолнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся.
Юм был не только философом: он иисторик, и экономист, и публицист. Это масштабная фигура, которую мынедооценивали. Произведения Юма произвели глубокое впечатление на такого гения,как И. Кант, который, будучи чрезвычайно педантичным, нарушил свой жесткийраспорядок, с увлечением погрузившись в чтение трудов Юма. Скептицизм ипозитивизм Юма сказались на творениях И. Канта.
Философия французского Просвещения.
В историю XVIII в. вошел какэпоха Просвещения. Его родиной стала Анг лия, затем Франция, Германия и Россия.Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума!Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широкихкругов мыслящих людей,–вот духовная атмосфера этого времени. Такого родаумонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р.Декарт, Дж. Локк–родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохиПросвещения–культ науки(а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Всетруды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоноснойсилы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно!–таковпризыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейныхисканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий.Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической иполитической раздробленности и отсталости, она вступила в периодпервоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует изсамого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Ониборолись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными- и людьми,утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства кактребование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Францииявляются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.
1688–Славная революция вАнглии–1789–начало Французской революции. Просвещение зародилось в Англии, ибыло идеологической подготовкой французской революции.
В Англии разработаны проблемы личности(«теорияразумного эгоизма»: интересы человека не могут идти вразрез с интересамиобщества, иначе–с обществом что–то не так). Индивидуализм в крайнем проявленииопасен, поэтому были разработаны правила поведения человека в обществе(уважениеобщественного мнения, вежливость, невмешательство в личную жизнь других).Английское Просвещение развивалось под сенью англиканской церкви.
Во Франции Просвещение появилось в пику католическойцеркви. Этому предшествовала волна религиозных войн. Франция была абсолютноймонархией, идеологическое господство церкви было подавляющим. Подготовили почвудля Просвещения Пьер Бейль и Жан Мелье.
Бейль был аристократом и гугенотом. Пытался доказать,что все верующие(лютеране, гугеноты, католики) могут быть порядочными людьми.Был искренне верующим, но лояльно относился и к неверующим, лишая церковьмонополии на нравственность.
Жан Мелье–обычный пастор, который оставил завещание сописанием католической церкви изнутри(невежество, распутство священников,воровство изнутри). На смертном одре не лгут–и Мелье поверили. Авторитет церквибыл подорван.
Франсуа Мари Аруэ Вольтер–(1694–1778)–публицистаристократического происхождения, любимец женщин. Боролся с католическойцерковью. Письма к друзьям заканчивал фразой: «Раздавите гадину!»(Он же сказал:«Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). « Я умру за то, чтобывыслушать человека, даже если он мне не нравится»(Вольтер). Основные идеи В.позаимствовал в Англии(Локк: сознание человека–“fabularasa”, т.е. врожденных идей не существует). В. считал, чтораз народ неграмотен, забит, то виновата церковь. Нужно ее разбить, сообщитьнароду правильные идеи(просветители считали, что они их знают). Потребностичеловека должны быть подчинены потребностям общества. Слово «идеология» былоизобретено просветителями. В. утвердил мысль о бесконечных возможностяхчеловеческого разума. Призывал к построению царства разума на обломкахневежества.
Жан-Жак Руссо(1712–1778)–происходил из низкогосословия. «Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развиваютцивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частнаясобственность, основная причина безнравственности. Р.–автор теорииобщественного договора(часть людей следит за соблюдением порядка(государство),за это все остальные их содержат). Источник неравенства–частная собственность.Неравенство усугубляется государством(одни властвуют, другие подчиняются).Тирания–высшая степень неравенства(диктатор обманывает и народ, и государство).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.shpori4all. narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема мотивации в различных психологических теориях
Реферат Shipping In The Book Of Acts Essay
Реферат Военная проза МШолохова и ее современные критики
Реферат Стандарт-кост – зарубежный аналог нормативного метода учета затрат
Реферат 1955 г. Одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН в его резолюциях 663С (XXIV) от 31 июля 1957 г
Реферат Православие как основа современной педагогики
Реферат Политические аспекты казахстанско турецких отношений на современном этапе
Реферат Речевое общение детей младшего дошкольного возраста
Реферат Indian Movement Essay Research Paper Why were
Реферат Политология как наука 2 2
Реферат Королевская Венгрия
Реферат Колорадський жук
Реферат Історична розвідка про
Реферат Как подготовить информационно образованного учителя
Реферат Воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов