Реферат по предмету "Философия"


Философское введение в "Основы построения систем искусственного интеллекта"

Философское введение в «Основыпостроения систем искусственного интеллекта»
Сергей Рычик
Киев
апрель 2000г
«Ана какого дьявола, спрашивается? Объясните мне, пожалуйста, зачем нужноискусственно фабриковать человека, когда любая баба может его родить когдаугодно? Нет, не спорьте, пожалуйста, не возражайте, Иван Арнольдович,теоретически это интересно, физиологи будут в восторге, Москва беснуется… Нуа практически что?».
Ф.Ф.Преображенский
Во-первых,сразу отметим, что речь пойдет не об искусственном человеке, а об искусственноминтеллекте. Т.е. как минимум мы не будем заниматься проблемами походки,питания, дыхания, пищеварения и пр. Вот как ковш экскаватора имитирует руку слопаткой, так же наш ИИ будет имитировать не всего человека, и даже не все еговозможности, а только одну функцию — интеллект. Начнем (что вполне логично) суяснения, что именно мы будем создавать.
Чтотакое ИИ (искусственный интеллект) понятно сразу — это интеллект, созданныйискусственно. Т.е. появившийся не в результате естественного хода эволюции, аискусственно. Такой себе homunculus… Осталось выяснить, что такое саминтеллект.
Большойэнциклопедический словарь дает следующее определение: «Интеллект — этоспособность мышления, рационального познания». Мышление — это (согласнотому же словарю) «высшая ступень человеческого познания. Позволяетполучать знания о таких объектах реального мира, которые не могут быть непосредственновосприняты чувственной ступенью познания. Формы и законы М. изучаются логикой,механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетикаанализирует М. в связи с задачей моделирования некоторых мыслительныхфункций». Ну и для полноты картины: «Познание — процесс отражения ивоспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которогоявляется новое знание о мире». Нельзя сказать, что хоть одно из этихопределений неправильно или неполно.
Каждый,прочтя их, прекрасно понимает, что имеется ввиду. Однако для постановки«технического задания» этого мало. Важно не только понять, но исформулировать понятие настолько четко, чтобы можно было любое явление илифункцию однозначно либо отнести к области интеллекта, либо нет. Чтобы датьнастолько четкое описание воспользуемся советом Платона руководствоваться двумяпринципами: однородности и спецификации, — т.е. сначала определим общий класспонятий, в который включается интеллект, а затем выясним, чем же онпринципиально отличается от других понятий этого класса.
Изуже приведенных определений (да и просто из контекста употребления слова)интеллект (естественный) несомненно относится к явлениям нашей психики, т.е.деятельности ЦНС. Последнее можно представить в виде схемы: ВНЕШНИЙ МИР ->разнородное воздействие -> ОРГАНЫ ЧУВСТВ -> информация о внешнем мире-> ПСИХИКА -> управляющие сигналы -> МЫШЦЫ -> обратное воздействие-> ВНЕШНИЙ МИР и т.д.…
Рассмотримтеперь подробнее деятельность психики, разделяя ее на составляющие, пока невычленим из нее интеллект. Начнем рассмотрение с простейших организмов, дойдемдо высших и дальше до качественного скачка — появления разума. При этомсвойства психики, которые проявятся при качественном скачке от неразумныхсуществ к разумным, и будут составлять сущность интеллекта.
Деятельностьпростейших живых существ, как-то реагирующих на внешние воздействия иобладающие нервной системой, довольно легко описывается с помощью теорииавтоматов. Если взять, например, моллюска или насекомое, то можно довольнолегко определить основной набор реакций на внешние раздражители, причем этиреакции будут практически одинаковыми у всех особей одного вида.
Причинаэтого заключается в том, что набор этих реакций полностью формируется с помощьюестественного отбора — набор реакций (в теории автоматов это называется«внутренней функцией») «зашит» в структуре сети нервныхклеток и в течении жизни не меняется. Изменение набора реакций у популяциипроисходит эволюционным путем в течении нескольких поколений:
ЕСЛИ:животное с рефлексом А жизнеспособно
ТО:животное дает потомство и рефлекс передается по наследству
ИНАЧЕ:животное погибает и рефлекс утрачивается
Теперьперейдем непосредственно к млекопитающим (исключая человека). Тут нервнаясистема, кроме «унаследованного» механизма безусловных рефлексов — одинаковых для всех представителей одной популяции действует и параллельныймеханизм — условные рефлексы. Условный рефлекс — это реакции нервной системы,выработанные в течении жизни одной особи. Новый механизм является болеесовершенным, т.к. позволяет быстрее адаптироваться к изменениям окружающейсреды. Интересной особенностью условных рефлексов является то, что для ихвыработки механизм естественного отбора оказывается слишком медленным.Действительно, система оценки «выжил»/«не выжил» в течениижизни одной особи не применима :). Необходима принципиально другая оценочнаяфункция, способная определить вредность рефлекса до того, как особь«отбросит копыта», «склеит ласты» или, если таковых нет,просто «протянет ноги»… Роль такой оценочной функции играютощущения.
Ощущения,как известно, делятся на приятные и неприятные, появление первых при исполнениирефлекса сигнализирует о «полезности» данного рефлекса, а вторых — о«вредности». Сами же ощущения являются индикаторами основжизнедеятельности — функционирование органов (боли, усталость), питание(голод), размножение (без комментариев). Механизм действия условных рефлексовбыл хорошо изучен Павловым, но и до него широко применялся в частности вдрессировке. По сути, процесс дрессировки и заключается в выработке условныхрефлексов, — если после свистка встать на задние лапки — получишь сладкое. Приэтом если сладким таки перекормить, и ощущение сладость перестанет оцениваться,как приятное — никто на задние лапки по свистку становиться не будет (есликонечно «пряник» изначально не подкреплялся «кнутом»).
Ещеодной особенностью условных рефлексов является возможность их передачи от особи- потомству путем все той же дрессировки, что и наблюдается у многих «высших»животных.
Дляразвития условного рефлекса необходимо постоянная поддержка правильной оценки,т.е. животное, будет настолько часто следовать данному рефлексу, насколькочасто это будет приносить приятные ощущения. Долгое отсутствие подтвержденияусловного рефлекса приводит к его утере (одичанию). Схема действия условногорефлекса:
ЕСЛИощущение после применения условного рефлекса
«ПРИЯТНОЕ»:статус рефлекса повышается
«НЕПРИЯТНОЕ»: статус рефлекса понижается
Каквидно из вышеизложенного, эволюция психики шла от более инерционной системыпринятия решений к более динамичным. Если для изменения реакции на одинаковыевоздействия или выработки новых реакций на новые воздействия у низших животныхуходит несколько поколений, то у высших все может происходить в течении жизниодной особи, впрочем, переход на следующий уровень не отменяет предыдущий! Обамеханизма действуют параллельно. Вполне естественно, что следующей ступеньюэволюции стала возможность психики выработать реакцию до первого воздействия.Для этого уже мало не только естественного отбора, но и ощущений.
Ведьнельзя оценить то, что произойдет, до того, как оно произошло. Выход один — надо уметь моделировать происходящее. Если бросить в не пуганное животноекамень, ему будет больно, и оно убежит (или придется убегать экспериментатору,тут надо очень осторожно выбирать объект эксперимента!). Через несколькоповторов (в зависимости от уровня развития психики подопытного) животное ужебудет реагировать не сам бросок, и убегать до того, как получит болезненныйудар. Преимущество обладающего разумом человека тут в том, что он с первогораза прикинет, что камень твердый и тяжелый, а он [человек] мягкий и нежный иконтакт с камнем ему совсем не желателен, поэтому его реакция проявится дотого, как камень в него попадет первый раз.
Итак,особенность очередного (и интересующего нас) уровня развития психики — возможность моделировать окружающий мир и принимать решения, касающиеся того,что еще не произошло, т.е. не только реагировать на происходящее, но и, предугадываябудущее и, рассматривая различные возможности — изменять его. Конечно, чистотеоретически можно обойтись и без моделирования — создаем новый мир, идентичныйсуществующему, смотрим, как он развивается (при этом настоящий мир надо быостановить) и принимаем решения, потом возвращаемся в настоящий мир идействуем. К сожалению такое возможно только теоретически, практическиприходится ограничиваться достаточно примитивной моделью (весь мир в голову незапихнешь).
Теперьможно дать «практическое» определение разума:
Разум- это механизм психики, позволяющий моделировать события реального мира,прогнозировать их развитие и принимать решения. Как видим «новое»определение не противоречит приведенным выше. Более того, — оно может быть изних получено. Все вышеприведенные размышления просто позволяют вычленить тучасть, которая нас интересует. Для построения любой модели необходимы две — трисоставляющие:
1)языкописания данных (структуры представления данных)
2)языкманипулирования данными (операции над данными и постановка запроса)
3)ограниченияцелостности (правила, выявляющие противоречия модели)
Рассмотримтеперь, что представляют из себя эти две составляющие в естественноминтеллекте.
Языкописания данных
Основнойединицей информации в человеческом интеллекте является «понятие»(concept), как {«представление, отчетливое сознание которого связано сословом (Logos)} [А. Шопенгауэр „Мир как Воля и представление“ т.21835г]. Особо ценным в этом определении является указание на тесную связьпонятия со словом. Действительно, для в процессе мышления, именно использованиеслов дает нам возможность связывать понятия в логические выводы. Если в родномязыке человека нет слова, обозначающего определенное понятие, как правило, емунедоступно и само понятие (как впрочем, и наоборот). Источником понятий длячеловека является окружающий мир, „поставляющий“ восприятию образы идругие люди, помогающие соединить эти образы со словами.
Интереснойособенностью понятий, является то, что формально в них не различаются объектыреального мира, их свойства, явления с ними проистекающие и даже абстрактныепонятия, служащие для обозначения групп других понятий. Кстати, само»слово" — это тоже понятие. Понятия могут объединяться в группы дляописания чего-либо, с помощью определенных отношений (ассоциаций). Так дляописания, например, яблока можно использовать понятия цвета, размера, формы иболее специфические: сорт, степень зрелости и пр. В языке, для описания такихгрупп используются фразы. Впрочем, для передачи информации между людьми, полноеописание объектов требуется редко, как правило, достаточно самого упоминанияимени объекта говорящим, чтобы у слушающего в сознании возник весь наборассоциаций с этим объектом.
Такимобразом, подведя итог, можно сказать, что языком описания данных для разумаслужат понятия и связи между ними — ассоциации.
Языкманипулирования данными
Языкманипулирования данными должен обеспечивать необходимый набор элементарныхопераций мышления. Определение такого набора операций, а также доказательствоего полноты и неизбыточности является на сегодня открытой задачей. Можно толькоуказать на основные направления таких операций, это:
1)абстракцияи спецификация, т.е. построение более общих и более конкретных понятий.
2)получениеновых составных понятий, на основании имеющихся. Собственно эта функцияинтеллекта и является основой — построение «умозаключений». Наборопераций здесь, скорее всего, следует искать в логике (в частности логикесиллогизмов).
Ограниченияцелостности
Вданном случае в качестве ограничений целостности служит описание того, чего неможет быть ни при каких обстоятельствах — абсурд, противоречие, указывающее наошибку в выводах. Таких ограничений можно указать три (как их выделил А.Шопенгауэр):
1)субъектравен сумме своих предикатов. Иными словами — набор свойств, приписываемыхпонятию, полностью это понятие определяет;
2)субъектунельзя одновременно придать предикат и отказать в нем, или A? ШA;
3)изнабора контрадикторно противоположных предикатов, один обязательно долженподходить субъекту. Иначе говоря, время суток может быть либо утро, либо день,либо вечер, либо ночь.
Нуи напоследок рассмотрим интуицию, которая не вписывается в приведенное вышеописание.
Во-первых,отметим, что понятие «интуиция» применяется также и к животным,большинство действий которых мы называем интуитивными. Жертва интуитивночувствует приближение хищника и настораживается, хищник интуитивно чувствуетжертву, многие животные интуитивно чувствуют эмоции человека… Человеку такжедоступна «чисто животная» интуиция, называемая«предчувствие». Предчувствие основано на поступающей в мозг, но нефиксирующейся в сознании информации. Такая ситуация возникает вследствииограниченности вербального представления данных в сознании с одной стороны, исуществованием рефлексии, работающей параллельно с интеллектом с другой. Приэтом получается довольно интересный эффект: вследствии того, что для своейработы сознание строит, как бы «вторую реальность», рефлексиянаправляется, как на обработку событий внешнего мира, так и на само мышление.Результатом такого эффекта, является то, что интуиция у человека помогает нетолько ориентироваться во внешнем мире, но и «подсказывает» решениеинтеллектуальных задач.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.istina.ru/
Аристотель
Аристотель- величайший древнегреческий философ. Ф. Энгельс назвал Аристотеля «самойуниверсальной головой» среди древнегреческих философов, мыслителем,исследовавшим «существеннейшие формы диалектического мышления»
Аристотельжил в 384 — 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля — полис Стагира, расположеннаяна Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой оназависела. Отец Аристотеля Никомах — придворный врач македонского царя АминтыIII, а сам Аристотель — сверстник сына Аминты, будущего македонского царяФилиппа II.
Первыйафинский период. В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины истал слушателем «Академии» Платона, где он пробыл двадцать лет,вплоть до смерти основателя «Академии» в 347 г. до н. э. Платон былнамного старше Аристотеля. Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко егооценить. Сравнивая Аристотеля, которого он называл «умом», с другимсвоим учеником — Ксенократом, Платон говорил, что если Ксенократ нуждается вшпорах, то Аристотель — в узде. Со своей стороны Аристотель высоко ценилПлатона. В написанном Аристотелем на смерть Платона стихотворении говорилось,что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона. Однако Аристотель ужев школе Платона увидел уязвимые места платоновского идеализма. ПозднееАристотель скажет: «Платон мне друг, но истина дороже». Платонизмбудет подвергнут проницательной и нелицеприятной критике. Но первое время, какэто видно из ранних сочинений Аристотеля, он полностью разделяет взглядыПлатона. В 355 г. до н. э. положение Аристотеля в Афинах упрочилось в связи сприходом к власти в этом городе промакедонской партии. Однако смерть Платона инежелание Аристотеля оставаться в «Академии», возглавленнойпреемником Платона, его племянником Спевсиппом, побудили Аристотеля оставитьАфины.
Годыстранствий. Покинув их, Аристотель первые шесть лет живет в малоазийскойГреции, сперва в прибрежном городе Ассосе, а затем в городе Митилена насоседнем с Ассосом острове Лесбосе. Выбор Аристотеля не был случайным. В Ассосепроживали два ученика Платона — Эраст и Кориск, в Митилену Аристотеля пригласилуроженец Лесбоса Теофраст — друг и сотрудник великого мыслителя. В АссосеАристотель нашел себе жену в лице некоей Пифиады — приемкой дочери атарнейскоготирана и основателя Ассоса философа Гермия. Связанный с Македонией Гермий былвскоре казнен персами после жесточайших пыток. Перед смертью он просил передатьсвоим друзьям-философам, что он не совершил ничего недостойного философии,которую он, видимо, высоко ценил. Признанный героем и мучеником Эллады, Гермийбыл удостоен памятника в ее религиозном центре — в Дельфах. Надпись к памятникусделал Аристотель. Он же воспел своего тестя в пеане, где сравнивает его сГераклом и Ахиллом.
Вконце 40-х годов 4 в. до н. э. Аристотель был приглашен Филиппом II на рольвоспитателя сына Филиппа — тринадцатилетнего Александра — и переехал в столицуМакедонии Пеллу. Воспитание Александра Аристотелем продолжалось около четырехлет. Впоследствии великий полководец скажет: «Я чту Аристотеля наравне сосвоим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ейцену». Аристотель не пытался сделать из Ллександра философа, как этосделал бы, по-видимому, Платон, одержимый мыслью, что люди не будут счастливы,пока ими не начнут управлять философы. Трудно, конечно, сказать, насколькофилософу удалось облагородить характер македонца — человека, стоявшего, попредставлению классического грека, на границе между эллином и варваром.Отношения учителя и ученика никогда не были теплыми. И как только Александрстал царем Македонии, он постарался избавиться от Аристотеля, которому пришлосьвернуться на родину — в Стагиру, где он провел около трех лет. В это времяпроизошло важное событие: в битве при Херонее (338 г. до н. э.) македонскоевойско Филиппа II разгромило соединенное войско греческих полисов. КлассическойГреции как совокупности суверенных полисов пришел конец. Аристотель жевозвращается в Афины.
Второйафинский период. Оказавшись снова в Афинах пятидесятилетним мужем, Аристотельоткрывает здесь философскую школу — Ликей, названный так потому, что школанаходилась рядом с храмом Аполлона Ликейского («волчьего»). В составтерритории школы входили тенистый сад с крытыми галереями для прогулок, Поэтомушкола Аристотеля называлась также «перипатетической» (т. е.«прогулочной»), а члены школы — «перипатетиками» (т. е.«прогуливающимися»). Их было много, ибо Аристотель имел не одну сотнюучеников и последователей. Аристотель преподавал в Лнкее двенадцать лет. Второйафинский период Аристотеля полностью совпадает с завоевательной эпопеейАлександра, покорившего всю западную часть полосы древней цивилизации ивторгнувшегося даже в ее среднюю часть — в Индию, т. е. с «эпохойАлександра», которая была, как подчеркивает К. Маркс, временем«высочайшего внешнего расцвета» Эллады 2 /См.: Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т. 1, с. 98 — 99./.
Скоропостижнаясмерть Александра вызвала в Афинах антимакедонское восстание. Аристотель былобвинен в богохульстве — вспомнили о пеане Аристотеля в честь Гермия, которыйбыл человеком, тогда как пеан подобает лишь богу. Не дожидаясь суда, Аристотельпередал управление Ликеем Теофрасту и покинул Афины, как оказалось, навсегда — Аристотель вскоре умер на острове Эвбея в вилле своей покойной матери. Взавещании Аристотель просил перезахоронить останки своей первой жены рядом сосвоей могилой, определил содержание своей второй жене Герпилле — матери сынаАристотеля Никомаха, отдал распоряжение относительно обоих своих детей: Пифиада(от первого брака) и Никомаха; некоторым своим рабам он даровал свободу.Схолархом Ликея стал Теофраст.
Сочинения.Наследие Аристотеля велико, хотя оно дошло до нас далеко не все. Еще будучислушателем «Академии», Аристотель писал здесь диалоги, в которыхначинающий философ подражал Платону. От них до нас дошли лишь фрагменты, атакже переложения. И в тех и в других Аристотель оставался еще в основном напозициях платоновского идеализма. В эпоху же Ликея были созданы коллективныетруды, выполненные под руководством Аристотеля. В частности, это было описаниеста пятидесяти восьми государственных устройств.
Самаябольшая группа произведений эпохи Ликея (хотя частично они были написаны доэтой эпохи) — собственные произведения зрелого Аристотеля. Это в большинствесвоем неотработанные произведения, состоящие из «книг» 2 /В ДревнейГреции «книгой» называлась часть произведения, которая трактовалакакой-либо более или менее законченный вопрос и помещалась на отдельномпапирусном свитке./, созданных в разное время, на разных этапах философскогоразвптия философа.
Существует«Аристотелев вопрос» — вопрос хронологической последовательностисочинений Аристотеля, и при этом не только самих этих сочинений, но и входящихв их состав частей — «книг». Однако этот вопрос еще менее разрешим,чем аналогичный «Платонов вопрос». Исследователи дают поройсовершенно различные их решения, например: одни относят биологические трудыАристотеля к третьему периоду (т. е. ко «второму афинскому периоду»),а другие — ко второму («годы странствий»). Единственное, с чемсогласны, по-видимому, все,- это то, что диалоги Аристотеля предшествуют еготрактатам и написаны в период его пребывания в «Академии». Однаковажный диалог «О философии» некоторые исследователи относят ковторому периоду.
«Эвдем».Другой диалог раннего Аристотеля — «Эвдем» рисует нам автора какубежденного платоника, полностью разделяющего идеалистическое учение опотусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящихвещей чувственнного мира, об антагонизме бессмертной и возвышенной души исмертного и низменного тела, о познании как воспоминании душой некогда полученногоею в потустороннем мире знания, которое она утратила в результате телесноговоплощения. В диалоге рассказывается о том, как молодой киприот Эвдем, другАристотеля, изгнанный со своего родного острова по политическим мотивам ипримкнувший к платоновской школе, находясь в фессалийском городе Фера, тяжелозаболел. Однако во сне ему было предсказано, что он выздоровеет и вернется народину, тиран же города Фера будет убит. И в самом деле: Эвдем выздоровел, атиран был убит, но сам Эвдем также вскоре погиб, так и не вернувшись на родину.Однако Аристотель утверждает, что сбылось и третье предсказание, ибо под«возвращением на родину», предсказанным прекрасным юношей, явившимсяЭвдему во сне, должно понимать вовсе не прибытие Эвдема на Кипр, а возвращениедуши Эвдема в идеальный мир, в мир истины, красоты и добра. В этом диалогеАристотель прямо объявляет союз души и тела противоестественным. Он одобряетслова Феогнида:
Лучшаядоля для смертных — на свет никогда не родиться
Иникогда не видать яркого Солнца лучей.
Еслиж родился, войти поскорее в ворота Аида
Иглубоко под землей в темной могиле лежать /Античная лирика. М., 1968, с. 150./
«Протрептик».В произведении «Протрептик» (обращение, увещевание), написанном ужене в диалогической форме, Аристотель обращается к правителю Кипра Темисону,увещевая его стать покровителем философии. Аристотель выдвигает мысль онеупразднимости философии, ибо ей служат даже те, кто ее отрицает: говоря, чтофилософия никчемна, они связывают себя философским суждением. Аристотель жеготов согласиться с тем, что философия трудна, но он никак не согласен с еемнимой никчемностью, бесполезностью, хотя философия и в самом деле не снисходитдо частностей, оставаясь на уровне всеобщего и неизменного бытия. Но даже и втаком случае философия полезна, так как она дает человеку образцы поведения вчастной и общественной жизни. Философию нельзя считать и трудной, о чемсвидетельствует ее быстрое развитие без стороннего вмешательства. Нетруднозаключить, сколь велики будут успехи науки (в «Протрептике» философиятрактуется как знание вообще), если она получит поддержку со стороныгосударства. Оставаясь в данном произведении еще на позициях платоновскогомировоззрения, Аристотель доводит до крайности платоновский антагонизм души итела своим сравнением: душа в теле подобна живому человеку, связанному с трупом(так этрусские пираты поступали с оставшимися в живых пленниками).
Трактаты.Сохранившиеся произведения зрелого Аристотеля можно разбить на восемь групп:логические, общефилософские, физические, биологические, психологические,этические, политикоэкономические и искусствоведческне произведения.
Логика- детище Аристотеля. Наука о мышлении и его законах изложена великим ученым втаких его трактатах, как «Первая аналитика», «Вторая аналитика»,«Топика», «Опровержение софизмов», «Категории»(впрочем, есть небезосновательное мнение, что это не аристотелевскоепроизведение), «Об истолковании». Позднее логические сочиненияАристотеля были объединены под общим названием «Органон»(«Орудие»).
Умозрительнаяфизика Аристотеля отразилась в таких его сочинениях, как «Физика»,«О небе», «О возникновении и уничтожении»,«Метеорология» и др. Биология, в целом составлявшая часть физики,также ведет свое начало с Аристотеля, с его работ: «История животных»,«О частях животных», «О движении животных», «Опроисхождении животных». Аристотелю принадлежит и первый психологическийтрактат — сочинение «О душе», к которому примыкают восемь небольшихтрактатов.
Великизаслуги Аристотеля в области этики. До нас дошли три этических сочиненияАристотеля: «Никомахова этика», «Эвдемова этика»,«Большая этика». «Политика» и «Экономика»Аристотели составляют группу политико-экономических сочинений. Вопросыискусствоведения рассмотрены Аристотелем в его «Поэтике». К нейпримыкает «Риторика». Главное собственно философское произведениеАристотеля — «Метафизика».
«Метафизика».Аристотель никогда не называл свою философию метафизикой. Вообще во временаАристотеля этого слова не было. Это неологизм, возникший, по-видимому, в 1 в.до н. э. Когда Андроник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, то онпоместил собственно философские «книги» философа после«книг» по физике и, не зная, как их назвать, обозначил словами:«То, что после физики» («после» — по-древнегречески «мета»).Так образовалось новое слово — «метафизика», получившее со временемширокое распространение в философии.
«Метафизика»Аристотеля — как бы полуфабрикат. Она сложилась стихийно из разных«книг» и частей «книг». Отсюда ее неясности, противоречия иповторы. В «Метафизике» четырнадцать книг. При этом книга Vсовершенно самостоятельна — это первый в истории философии словарь философскихтерминов. Книга XII так же самостоятельна, как и XIV и частично XIII. Поздняячасть XIII книги — новый вариант XIV и частично I книг (4-я и 5-я главы XIIIкниги — прямое переложение 6-й и 9-й глав I книги). Ранняя часть XI книгипредвосхищает содержание III, IV и VI книг. В целом в «Метафизике»можно различить ранние и поздние части, а внутри них — основные и побочные. Ранниечасти были созданы во второй период («годы странствий»), поздние — втретий («второй афинский период»). Ранними считаются I, III и IVкниги, поздними и основными — VI, VII и VIII книги, к ним примыкают IX и Х.Остальные книги — II, V, XI, XII, XIII, XIV — можно считать побочными. Ядро«Метафизики» — VI, VII и VIII книги, с них надо начинать изучениеэтого памятника древнегреческой философии.
КолебанияАристотеля. Философская доктрина Аристотеля в целом трудна для понимания. Вомногом это объясняется плохим состоянием текста, но также и тем, что самАристотель так и не смог ясно решить для себя такие важные философскиепроблемы, как взаимоотношение общего и отдельного, ума и тела, эмпирического ирационального познания. Именно в попытках решить их Аристотель колебался между«линией Платона» и с «линией Демокрита».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.istina.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.