МосковскийГосударственный Технический Университет имени Н.Э.Баумана
Реферат
на тему:
«ФилософияГераклита»
Выполнила студентка группы ИУ5-71 Выломова Е.А.
Москва – 2005
План реферата:
1. Вступление
2. Глава 1. Проблемы познания
· Источник ихарактер человеческих знаний
· Относительностьвсех свойств и вещей
3. Глава 2. Идея всеобщего движение и изменения
· Жизнь – движениеи активность
· Единствопротивоположностей
4. Глава 3. Учение о логосе
· Смысл термина«логос»
· Объективный исубъективный логос
5. Заключение
Список использованнойлитературы
Вступление.
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 — 4 вв. до н.э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческиефилософы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т. д.
Одним из наиболее крупныхфилософских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского
Гераклит жил в напряжённый икритический для греческой истории период. Острая борьба демоса против родовойаристократии привела к падению власти последней, шла освободительная борьбамалоазийских греческих полисов и всей Эллады против Персидского царства за своюнезависимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу вообще)«отцом» всего, «царём» всего.
Философия Гераклита являласьнаиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способапроизводства в древней Греции. Он выступил в защиту ионийского материализма истихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своёпередовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологическогомировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектическихфилософских учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.
Гераклитова философияявляется вершиной стихийного диалектическогопонимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речьидёт не о цельной теоретической системе диалектическогоподхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же времяуниверсальных черт диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные сторонызародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такогоуниверсального воззрения, какое было у Гераклита.
Глава I. Проблемы познания.
1.Источник и характерчеловеческих знаний.
Гераклит — один из первых античных философов, от которогосохранились тексты, относящиеся к вопросу о познании… Предметом человеческих знаний Гераклит, как материалист,считал природу.
Гераклит пытался различитьроль чувств и роль мышления в познании истины: природа познаётся чувствами, ноглаза и уши тех, кто имеет «грубые души», — плохие свидетели; простоенакопление фактов, «многознание» не делает человека умным, — необходиморазумное познание космоса.
Гераклит одним из первыхобратил внимание на характер человеческого познания. Познание, согласно еговзглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Кто его не понимает, не можетничего понять в развитии мира. Значительноевнимание он уделяет отличию «многознания», «многоучёности»от подлинной мудрости. Многознание в отличие от подлинной мудрости неспособствует действительному познанию принципов мира, но скорее срывает их.
Гераклит не только возражалпротив слепого накопления знаний, не пронизанных светом постигающей философскоймысли. Он также возражает против безотчётного следования традиции, противнекритического заимствования чужих взглядов. Единственной мудростью, поГераклиту, является «знание мысли, которая везде всем правит», т.е.логос.
Как мир, так и проматерия иГераклитов логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческогосознания. Поэтому и Гераклитова диалектика является диалектикой объективной.Это диалектика развития объективно существующего мира. Он придавал значениеоценке отношения мира к познанию. Гераклит подчёркивал, что все состояния исвойства мира всегда релятивны: «Море наполнено водой наичистейшей инаигрязнейшей: для рыб она пригодна,полезна, для людей — грязна и губительна».
2. Относительность всех свойстви вещей.
Гераклит отмечал относительность повсеместноупотребляемых понятий: «Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить её с человеческим поколением»[i].Гераклит обращает внимание на некоторыеобъективно существующие аспекты отношений между субъектом и объектом в процессепознания. Мысль об относительности свойств получает ещё более общуюформулировку в 62-ом фрагменте. «Бессмертны, — утверждает здесь Гераклит,- смертны, смертные — бессмертны; жизнь одних есть смерть других, и смертьодних есть жизнь других».
Относительность свойствраспространяется на оценки эстетические и на оценки, касающиеся человеческоймудрости, и на оценки нравственных качеств: мудрейший из людей по сравнению сбогом кажется обезьяной — и по мудрости, и по красоте, и по всем прочим.Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеютв качестве необходимого следствия относительное всех свойств и вещей. Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойствобезотносительное, абсолютное. Мир един, в мире всё связано между собой, всякоеявление и свойство переходит в собственную противоположность, и поэтому всякоекачество должно характеризоваться не как изолированное и в своейизолированности абсолютное, а как качество относительное.
«Если только верить Гераклиту Эфесскому, который утверждает, что свиньи купаются в грязи, птицы в пыли или в пепле», — читаем мы в 37-ом фрагменте, — то здесь подчёркиваетсяи утверждается мысль об относительности представлений о чистоте: люди полагают,что они очищаются, когда они выкупаны в воде, свиньи — в грязи, а птицы — впыли".
ГЛАВА П. Идея всеобщего движения, и изменения.
1. Жизнь — движение и активность.
Гераклит, как один из основоположниковдиалектики учил: «На входящего в одну и ту же реку текут всё новые и новыеводы», «В одну и ту же реку мывходим и не входим, существуем и не существуем». Образ вечно текущей реки у Гераклита символизирует вечноизменяющийся мир, вечно обновляющеесябытиё. На примере запоминающегося образа реки Гераклит показал, что природа вещей очевидна, асущность бытия активна. Мир — процесс, поток вещей. Сама жизнь — движение иактивность. Всё, что движется, то живёт; всё, что живёт, то движется. Всё ''бессмертное’’ движется вечно, всё «смертное» –временно. “Смертную природу” невозможно застигнуть дважды в одном и том жесостоянии, как и человеческую жизнь.
“Ибо то, что было, прошло;то, что будет, приближается, становится настоящим, удаляется”. Жизнь и смерть,рождение и гибель, и вообще противоположности возникновения и исчезновениясвязаны между собой, обусловливают и предполагают друг друга. Будущее,приближаясь, становится настоящим; становление настоящего есть в то же времяего удаление в прошлое. Всякое«теперь» есть в то же время и «не теперь».
Образ гераклитовой реки,символизирующее и мир, и космос, выражает оба противоположных аспекта бытия:как всеобщее течение вещей, так и всеобщий относительный покой
Космический огонь мерами (порциями) загорается имерами угасает. Превращение огня в море происходит по определённой мере, как иморе, получает свою меру по той же пропорции, которая была раньше, чем возниклаземля. Только при соблюдении этих мер, порций, т.е. количественных материальныхпропорции трёх мировых стихий, может, по Гераклиту, сохраниться космос,существующий миропорядок
Мысль о всеобщем движении иизменении тесно связана у Гераклита с диалектическим пониманием самого процессадвижения. Гераклит утверждал, что из факта движения и непрерывной изменчивостивещей следует противоречивый характер их существования, т.к. о каждомдвижущемся предмете необходимо одновременноутверждать, что, поскольку он движется, он и существует, и не существует в однои то же время. Таким образом, подход Гераклита к проблеме единства бытиядиалектичен. И так же диалектично её решение. При рассмотрении первоначала онисходил из вечности, как материи, так и движения, совмещая при этомпринцип субстанционального единства ипринцип всеобщности движения и изменения. Это, во-первых, а во-вторых, сампринцип всеобщего изменения понят имдиалектично.
Движение, в конечном счете,признаётся вечным, но вынесенным из среды естественного бытия и поэтомунепознаваемым. Гераклит фактически предложил единственно возможное решениепроблемы, когда признал самопервоначало постоянно меняющимся ипереходящим в противоположные состояния. Таким первоначалом был для него огонь. Огонь наиболее отвечает его цели, ибо с нимсвязано представление о жизненном тепле.И это также наглядный образ постоянного изменения. Он меняется сам и меняетвсё, с чем соприкасается. Поэтому космосв целом и всё, что находится в нём, Гераклит объявляет видоизменениемпервоогня, следствием его сгущения иразрежения. Этот первоогонь переходит в противоположные стихии: либо в воду,образует море, которое производит «движущееся вверх светлоеиспарение», т.е. небо, воздух и «движущееся вниз темноеиспарение», т.е. землю; либо — в землю, когда плотные части огня сосредоточиваются вместе,а из земли в результате разрежения происходит влага, а при испарении влагаобразуется воздух". И так постоянно: "… на огонь обменивается всё, иогонь — на всё, как на золото — товары, и на товары — золото".
2.Единство противоположностей.
Единое Гераклита это нетолько одно, которое переходит в противоположное, поскольку противоположности свойственны ему самому.Единое Гераклита — это гармония противоположностей. Едино не только бытие вцелом. Едина каждая вещь. «Всё едино: делимое — неделимое, рождённое — нерождённое,смертное – бессмертное, логос — вечность, отец — сын, бог — справедливость». «Связи:целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и извсего — одно, из одного — всё».
«Одно и то же в нас — живоеи мёртвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это".«День — ночь,зима — лето, война — мир, изобилие — голод (всё противоположности)». Путьвверх и вниз — один и тот же».
Поскольку каждая вещь естьединое целое, состоящее из противоположностей, она представляет состояние ихборьбы, в результате которой и происходит переход в противоположное состояние.
Но для Гераклита не меньшеезначение, чем борьба, имеет связь противоположностей, их гармония. Он говорит опрекраснейшей гармонии, получаемой из расходящегося. Пока имеется гармония,связь натяжения и растяжения, имеется и целое.
Таким образом, Гераклитнамечает основную диалектическую закономерность движения: поскольку единоерасщеплено на противоположные части, стороны, моменты и каждая вещь естьединство противоположностей, то всякое изменение осуществляется через борьбупротивоположностей и есть вместе с тем переход в противоположное состояние.
ГЛАВА Ш. УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ.
1.Смысл термина«логос».
Идея логоса составляетцентральную часть учения Гераклита и играет ведущую роль в его воззрениях.Смысл термина «логос» менялся в зависимости от контекста.
Многозначность термина«логос», понимание которого вофрагментах Гераклита усложнено разнообразием и неопределённостью вкладываемогов него содержания, поневоле заставляет рассматривать этот термин в контекстеего основных идей.
Используя многозначный смыслтермина «логос», Гераклит остаётся верным себе. «Хотя этот логос существует вечно,непонимающими бывают люди и прежде, чем услышат (о нём), и, услышав впервые,ибо, хотя всё совершается согласно этому логосу, они выглядят несведущими,когда приступают к таким словам и делам, какие я излагаю, различая каждое поего природе и объясняя, каково оно, по сути. От остальных же людей, исключаяназванных, скрыто то, что они делают, бодрствуя, подобно тому, как они забываюти то, что делали, во сне».
Объективный и субъективный логос.
В трактовке логосаГераклитом имеются две стороны. С одной стороны, это — то объективное, что онхочет выразить этим понятием, или, — объективный закон. С другой стороны,выражение этого понятия в мышлении передается посредством слова или иначе — то,что соответствует понятию. СогласноГераклиту, субъективный логос людей имеет все возможности быть в согласии собъективным логосом, но большинство людей в силу обывательского самомнения иумонастроения находятся в разладе с ним. Большинство, склонное к чувственнымудовольствиям и духовной спячке, не умеет ни выслушать, ни сказать. В противовесбольшинству, субъективный логос которых расходится с объективным логосом,логос-разум наилучших людей, в душе которых огненный элемент преобладает надвлажным, находится в согласии с логосом мира.
О логосе как истине, правдеговорится и во Фрагменте 28: «То, что самый испытанный (мудрец) знает исоблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов илжесвидетелей».
Здесь можно видетьобъективный всеобщий смысл истины логоса, превосходство его над любыминдивидуальным представлением, хотя бы даже человека наимудрейшего,неизбежность победы истины над любым субъективным мнением, надлжесвидетельством.
Но логос как истина, правда,мудрость — это уже категория разума, или познания, и свидетельствует о подходеГераклита к пониманию закона как умопостигаемого. Отсюда и происхождение самоготермина логос (разум, слово). Но это только подход. Категория познания ещё невыделена полностью. Логос понимается и как разум — как тот разум, которыйприсущ самому первоогню. «Всем управляет Перун”, т.е. он направляет.Перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что “огонь разумен иявляется причиной управления всем”[ii].Поскольку логос всеобщ, то и разум присущ всему.
Как бы ни решал Гераклитвопрос об отношении мышления к чувствам или ощущениям, бесспорны попыткиГераклита возвести душу в целом, к её материальной основе. Такую основу онвидел в сухом огненном естестве. Физикеогня в психологии Гераклита содействует учение об огненной «психее».В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа,природа которой характеризуется «сухим блеском», и наоборот,наихудшая душа у пьяниц:
Одна из заслуг Гераклитасостоит в постановке гносеологической проблемы и в попытке адекватно выразитьсвязь субъективного логоса, требующего непротиворечивости, с объективным«логосом» бытия, глубоко противоречивым по своей сути. На путисогласования субъективного логоса с объективным древний мыслитель столкнулся струдностями, результатом которых и явились его оригинальный стиль, егопарадоксы и всё его «метафизическое» учение о логосе.
Заключение.
Учение Гераклита Эфесскогобыло обусловлено тремя факторами:
историческими событиями,происходившими в греческом мире на рубеже 6 — 7вв.;
критическим осмыслениеммифопоэтических и философских воззрений предшественников Гераклита (Гомера,Гесиода, милетцев, Ксенофана и др.);
Личностью философа, еготалантом и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткойреакцией на происходящие события.
Гераклит открыл новуюкартину мира и явился родоначальником диалектической идеи опротиворечиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи ивсеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до ипосле Гераклита не выразил идею движения и изменения столь рельефно ивпечатляюще, как это сделал Гераклит в смыслеобразе вечно текущей реки, тем не менее, он не былпросто философом становления, как это нередко принято считать на основе платоновско - аристотелевской традиции.
Стихийная диалектикаэфесского материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклитпонимал как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чуждаисторичность, идея бесконечного поступательного развития. Герцен говорил о«беличьем колесе жизни» Гераклита, у которого намечалось учение о«мировом годе», о циклическом развитии космоса и о возвращении его впервоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствииразработали стоики. Высказав стихийную догадку о борьбе, как об«отце» и «управителе» всех изменений, Гераклит былсовершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значенияединства противоположностей.
При всей своей примитивностинаивный материализм и стихийная диалектика Гераклита Эфесского сыграли свою роль – им было положено началонауке древних греков.
За тысячу с лишком летразвития древнегреческой философии материализм и идеализм, диалектика иметафизика, сложившиеся на почве Древней Греции, не оставались в неизменномвиде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечномсчёте, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.
[i] Там же, стр. 49
[ii] Там же, стр. 47