Реферат по предмету "Философия"


Философские взгляды В.С. Соловьёва

СОДЕРЖАНИЕ



стр.
1
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
3
2
КРАТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
4
3
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА
6
4
УЧЕНИЕ О ВСЕЕДИНСТВЕ
13
5
ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
16
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
7
ЛИТЕРАТУРА
23
 
Биографическая  справка
СоловьевВладимир Сергеевичродился в Москве 16 января 1853 года, в семье крупнейшего русского историкаСергея Ми­хайловича Соловьева (1820—1879). Род Вл. Соловьева еще в пятом коленепринадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешел в духовное сословие,по линии матери он имел в числе предков замечательного мыслителя ХVIII в. Г.С. Сковороду.  Обстановка ран­них лет Вл. Соловьева сложиласьвесьма благоприят­но для его последующего духовного развития. Эта обстановка нетолько была причиной раннего овладе­ния иностранными языками, но она навсегдатакже стала еще причиной глубокого интереса к большим и самым широким вопросамжизни и мировоззрения.
Среднее образо­вание Вл. Соловьев получил в московской 5-йгимна­зии, в которую поступил в 1864 г. По разного рода соображениям его определилине в 1-й, а сразу в 3-й класс. Гимназию он кончил в 1869 г. с золотой медалью изанесением на гимназическую золотую доску, которая помещалась в актовом залегимназии. О гимназических годах Вл. Соловьева имеются неко­торые сведения,касающиеся как его образа жизни, так и его умонастроения.
Но в эти же годы в настроениях Вл. Соловьева необходимонаходить также и серьезную сторону. Именно уже с 13 лет и до 18 он переживаетсомнения в религиозных истинах и проявляет глубокий крити­цизм, о котором сам жепишет в письме к Е. В. Романовой  от 31 декабря1872 г. В этом письме 19-летнего Вл. Соловьева уже выражен весь основной образмыслей зрелого философа.С сознанием взрос­лого и зрелого человека он пишет этойдевочке, Кате Романовой:
«В детстве всякий принимает уже готовыеверо­вания и верит, конечно, на слово; но и для такой веры необходимо если непонимание, то некоторое пред­ставление о предметах веры, и действительноребенок составляет себе такие представления, более или менее нелепые, свыкаетсяс ними и считает их неприкосно­венною святынею. Многие (в былые времена почтивсе) с этими представлениями остаются навсегда и живут хорошими людьми. Удругих ум с годами растет и перерастает их детские верования. Сначала сострахом, потом с самодовольством одно верова­ние за другим подвергаетсясомнению, критикуется полудетским рассудком, оказывается нелепым и от­вергается».
Высшее образование Вл. Соловьев получилв Московском университете     ( 1869 –1873 ).     Вероятно,  не без  влияния    материализма  Вл.     Соловьев  поступил начала на физико- математический факультет, затем на II курсе перешел наисторико-филологический факультет.  Отом, с какой страстностью Вл. Соловьев стал овладевать философией наисторико-филологическом факультете и знакомиться с такими властителями умов,как Хомяков в России и Шеллинг и Гегель в Германии, об этом свидетельствует тотфакт, что уже в течение первого года по окончании университета он написалмагистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 г. В период с 1874 по 1880г.г. он написал две диссертации и ряд трудов. Имеются некоторые сведения ократком пребывании Вл. Соловьева в Московской духовной академии в качествевольнослушателя, но, по видимому, о каком-то серьезном влиянии здесь говоритьнельзя, скорее он уединился от повседневной суеты чтобы завершить диссертацию ипользоваться обширной библиотекой Академии.
Защита магистерской диссертации Вл.Соловьевым «Кризис западной философии (против позитивистов)» яркосвидетельствует как о необычайной силе его философского мышления, так и опростоте и ясности выражения, логической убедительности, сочетавшейся сглубиной и широтой исторического горизонта. Он был назначен доцентом на кафедрефилософии Московского университета, По ряду причин в 1877 г. был переведен вПетербургский университет. Вскоре защитил докторскую диссертацию на тему«Критика отвлеченных начал» ( 1880 ). После прочтения публичной лекции 28 марта1881 г., в которой Вл. Соловьев призывал императора Александра III помиловать первомартовцев, егопреподавательская деятельность навсегда окончилась.
Вл. Соловьев целиком отдается написаниюпроизведений церковно-общественного характера . В это время Вл. Соловьев сближается с католицизмом, ввиду чего у негопоявилось  много неприятностей вплоть дозапрещения писать на церковные темы.
В последние годы своей жизни Вл,Соловьев опять вернулся к философии. К этому времени относятся его трактаты«Красота в природе» ( 1889 ), «Смысл любви» ( 1892-1894 ), «Понятие о Боге ( Взащиту философии Спинозы)» (1887) и «Теоретическая философия»      (1897-1899 ). Наконец, тоже чисто философским трудом необходимо считать огромноепроизведение «Оправдание добра» ( 1897 – 1899 ).
УмерВл. Соловьев рано, в возрасте 47 лет. Безвременно оборвалась жизнь человека,который отличался небывалой силой философской мощи, небывалым владением мировойфилософией, напряженнейшей духовной жизнью и мощной творческой энергией, полнойнеиссякаемых  замыслов.
КРАТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕФигура Владимира Соловьева является для российскойфилософии в некотором смысле знаковой. В настоящее время существует три подходак точке зрения на время зарождения русской философии и на имя ееотца-основателя. Патриотическая славянофильская концепция исходит из того, чторусская философия как философия великой нации не могла зародиться слишкомпоздно, и ее начало относится к XI-XII веку, к трудам митрополита Иллариона икнязя Владимира Мономаха. Сторонники социолого-материалистического подходасчитают, что регулярная философия зародилась в России XIX века, и ееоснователем следует считать Чаадаева. Однако существует и третий подход, –идеалистический – и его апологеты утверждают, что первым русским философом былникто иной, как Владимир Соловьев. Можно оспаривать эту точку зрения, но нельзясбрасывать со счетов значение личности и трудов великого философа для всейрусской истории. Вл. Соловьев является практически единственным русскимфилософом, разработавшим действительно системную философию, философию охватывающуюбольшую часть сторон жизни человека, общества и природы.
В то жевремя для современной русской философии творчество Соловьева являетсясвоеобразным откровением. Преодоление кризиса, в котором оказались философ­скийтеизм и славянофильство, стало главным делом философа Вл. Соловьева. Егосистема яви­лась новым этапом в эволюции религиозной философии, последователи которойпопытались сделать ее идеологи­чески активной уже в начале столетия. В основедеятель­ности Соловьева лежали следующие кардинальные устре­мления: осуществитьпод знаком «всеединства» «гармо­нический синтез религии, науки и философии»;объединить рациональный, эмпирический и мистический виды позна­ния; представитьисторию как процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления иактивизации. Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позицийрелигиозного объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его общественно-политическихвзглядов. Вл. Соловьев, мо­дернизировавший традиционную проблематику русскойидеалистической философии, при жизни не был попу­лярен  среди русской интеллигенции. Будучиубежденным и последовательным противником материализма Соловьев долгое времябыл закрытым для большинства людей, в той или иной мере заинтересованныхфилософией.
У ВладимираСоловьева были предшественники, которые рассматривали разные стороны жизни,человеческих проблем, но он один, подобно Ломоносову, соединил в себе все. Онбыл незаурядным поэтом, замечательным переводчиком. Он был человеком, который освещалпроблемы знания, писал о природе, любви, о социальных и политических проблемах.Он был острым и беспощадным литературным критиком, публицистом, общественным деятелем,церковным писателем. Он был толкователем Библии, переводчиком Платона и библейских,ветхозаветных текстов. Он был автором книг, которые можно считать настоящимвведением в христианскую жизнь, имеется в виду, в частности, его книга«Основы духовной жизни» лаконичная, ясная, четкая, лапидарная, она являетсякак бы квинтэссенцией целых томов об основных началах христианства. И одновременноон — деятель, он — предтеча экуменического движения — движения к сближениюЦерквей Он был человеком необыкновенной серьезности и в то же время любившимшутку, писавшим пародии, каламбуры, сатирические стихотворения. После него осталосьдвенадцать объемистых томов произведений плюс четыре тома переписки. И до сихпор все еще обнаруживаются какие-то вещи, которые не вошли в собрание сочинений.Прошло почти 90 лет со дня смерти Соловьева (1853-1900). Его теоретическиетруды были изданы во время первой мировой войны, и всё. Потом, мизерным тиражомстихи в 1921 году. Потом стихи уже в более поздние годы — в«застойное» время. И только сейчас выходят новые издания.

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ДОБРА ИЗЛА
Проблема соотношения добра и зла волновалафилософов во все времена. Книга Вл. Соловьева “Оправдание добра” — одна изпопыток вновь обратиться к этой проблеме. Почему же именно этой книге уделяетсяогромное и пристальное внимание?
         “Оправданиедобра” — уникальная работа. В этой книге впервые за всю историю этикиобобщается теоретическая работа о добре, содержательно раскрывающая и утверждающаяего. “Оправдание добра” уникальна еще и потому, что она оптимистична по своемудуху и твердо противостоит пессимистическим и негативистским концепциям морали.Самой яркой  из таких концепций былаконечно же концепция Ницше, изложенная в его книге “По ту сторону добра и зла”.Основная идея этого труда заключалась в “снятии” проблемы добра и зла, отказ отпризнания ее основополагающего характера. Ницше предлагал заменить старуюнормативную этику, различающую добро и зло, новой этикой, которая находится поту сторону добра и зла. Разумеется, подобный пессимизм и “умаление” добравстречались и раньше, поэтому наступил момент, когда совершенно явной сталанеобходимость опровергнуть подобные концепции.
         Именно вответ на эту “критику” добра Соловьев пишет оправданиедобра, с тем, чтобы защитить добро от предъявленных ему обвинений. Из этойпервоначальной задачи постепенно выросла вторая — попытаться дать позитивную теориюдобра. Кроме того, в своей работе Соловьев решил и такую специфическую задачу,как рассмотрение основных этических понятий — добро, зло, смысл жизни, смыслсмерти, страдание, любовь — в свете нового духовного и социального опыта. Такимобразом в России в конце прошлого века начал складываться новый образнравственной философии. Даже если бы в процессе написания “Оправдания добра”Соловьев углубился в решение только одной задачи: исследовать добро, дать егоопределение, раскрыть его ипостаси, разновидности, т.е. не выходить за рамкиэтики, — уже и тогда дело, за которое он взялся, было бы значительным итрудным.
         Но ВладимирСоловьев увидел и поставил перед собой еще более сложную задачу: он увиделнеобходимость говорить о свойствах добра не как об отвлеченных моментах идеи ине как об эмпирических фактах, а имея в виду ”полноту нравственных норм длявсех основных практических отношений единичной и собирательной жизни”. Таким образомдля философа проблема добра выходит за рамки этики, затрагивая сферу историичеловечества, социологии, психологии, метафизики.
         В своейработе Соловьев пытается “оправдать” не только добро, но и бытие, жизнь вцелом, замысел Божий о мире. Решение же второй задачи — оправдать доверие кдобру, воодушевить на делание добра — сопряжено, как свидетельствует теорияэтики, с еще большими трудностями.
         Главныйвопрос, который пытается решить Соловьев, “оправдывая” добро, — стоит ли жить,если в мире царит зло, и в чем же заключается смысл жизни.
         Для того,чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть огромное количество фактов, глубокоизучить жизнь и человеческую психику, обратиться к Богу и к мировой истории.Соловьев избирает долгий и сложный путь, который и определяет структуру книги:сначала он углубляется в человеческую природу, затем обращается к Богу, а послена перекрестки исторических событий.
         Перваячасть труда Вл. Соловьева называется “Добро в человеческой природе”. Философрассматривает поставленную перед собой проблему “оправдания” добра через призмучеловеческой души, человеческой психологии, человеческой сущности. Он  действительно ищет, находит и объясняет“добро в человеческой природе”.
         Соловьевбыл твердо убежден, что смысл жизни не появляется откуда-то извне. Человексамостоятельно его определяет. Называя человека “безусловной внутренней формойдля добра как безусловного содержания”, философ объясняет, что смысл жизнизаключается в добре человека.
         Но еслироль человека в осуществлении добра столь велика, если он и существует-то вмире, чтобы это добро оправдывать и утверждать, то каково же соотношение добраи зла в человеческой природе? Первая часть “Оправдания добра” посвящена ответуна этот вопрос.
         “Всякоенравственное учение, какова бы ни была его внутренняя убедительность, иливнешняя авторитетность, оставалось бы бессильным и бесплодным, если бы не находилодля себя твердых точек опоры в самой нравственной природе человека”. Как мывидим, у Соловьева не вызывает сомнения, что общечеловеческая нравственностьявляется основой для любого значительного построения в области этики.
         Общеизвестнои давно осознано, что человек — это существо, которому нельзя дать однозначнуюоценку. Свойства его натуры слишком разнообразны и противоречивы: красота ивеличие сосуществуют с агрессивностью и злобой, ленью и завистью, коварством,хитростью и массой других грехов и пороков. В связи с этим возникает вопрос овозможности однозначно положительной оценки природы человека с нравственнойточки зрения.
         Соловьевподчеркивает наличие у человека таких качеств, которые отсутствуют у всехдругих животных. Например, чувство стыда, которое “есть уже фактическоебезусловное отличие человека от низшей природы”. В отличие от человека ни одноживотное не стыдится своих физиологических актов. Человек же стыдится, когдаживотное начало берет в нем верх над человеческим. Чувство стыда удивительно,потому что его невозможно объяснить какими бы то ни было биологическими илифизиологическими причинами, пользой для особи или для рода. Оно имеет другое,более серьезное значение: оно свидетельствует о высшей по сравнению сживотными, нравственной природе человека: если человек стыдится своейживотности, следовательно, он существует как человек; если человек стыдится,следовательно, он существует не только физически, но и нравственно.
         По мнениюСоловьева, принципиальное значение чувства стыда заключается в том, что именноэтим чувством “определяется этическое отношение человека к материальнойприроде”.  Человек стыдится господстваматериальной природы в себе, он стыдится быть ей подчиненным, и тем самым онпризнает, относительно ее, свое достоинство и внутреннюю независимость, в силучего он должен обладать материальнойприродой, а не наоборот.
         Далее впервой части “Оправдания добра” философ связывает чувство стыда с принципомаскетизма. Для человека характерно сознание своего нравственного достоинства, котороеполусознательно и неустойчиво в простом чувстве стыда. Действием же разума оновозводится в принцип аскетизма.
         Философполагает, что духовное начало человека противодействует материальной природе.Это противодействие выражается в стыде и развивается в аскетизм. Причиной егоявляется не природа сама по себе, а влияние ее “низшей жизни”, котораястремится к подчинению разумного существа человека и превращению его в“придаток слепого физического процесса”.
         Анализируяразмышления Вл. Соловьева о чувстве стыда и роли этого чувства в развитиичеловеческой нравственности, можно сделать вывод, что чувство стыда является основополагающимфактором, отличающим человека от животного. Оно формирует этическоевосприятие  человеком материальной природы.Чувство стыда — это средство подчинить стихийную жизнь человека жизни духовной.
         Рядом счувством стыда, которое Соловьев называет основным нравственным чувством, вприроде человека имеется и чувство жалости, которое составляет “корень этическогоотношения уже не к низшему, материальному началу жизни в каждом человеке, а кдругим человеческим и вообще живым существам, ему подобным”. Философ понимаетжалость как ощущение чужого страдания или нужды, солидарность с другими. Изэтого простого корня, в основе которого лежит родительская, особенноматеринская любовь, происходят затем такие специфические нравственные чувства,как сострадание, милосердие, совесть, вся многосложность внутренних и внешнихсоциальных связей.
         Соглашаясьс тем, что жалость в общечеловеческом понимании — это добро, и человек,проявляющий это чувство называется добрым, а человек безжалостный — злым,Соловьев тем не менее утверждает, что всю нравственность и сущность всякогодобра нельзя сводить только лишь к состраданию.
         Философ неподвергает сомнению утверждение, что жалость или сострадание — это основанравственности, но он подчеркивает, что это чувство всего лишь одна из трех составляющихосновы нравственности, которая обладает строго очерченной областью применения,а именно определяет должное отношение человека к другим существам его мира.
         Подобнотому, как из чувства стыда развиваются правила аскетизма, так из чувствасострадания развиваются правила альтруизма. Соловьев согласен с тем, чтожалость — это действительная основа альтруизма, однако он предупреждает ототождествления понятий “альтруизм” и “нравственность”, поскольку альтруизм естьсоставляющая нравственности.
         Философраскрывает также и истинную сущность жалости, которая “вовсе не есть непосредственноеотождествление себя с другим, а признание за другим собственного (емупринадлежащего) значения — права на существование и возможное благополучие”.Это значит, что  когда человек жалеетдругого человека или животное, он не принимает его за себя, а видит в нем такоеже одушевленное существо, как и он сам. И поскольку человек признает за самимсобой определенные права на исполнение своих желаний, он, испытывая жалость,признает такие же права и за другим и таким же образом реагирует на нарушениечужого права.  Человек как бы уравниваетсебя с тем, к кому он испытывает жалость, представляет себя на его месте.
         Исходя изэтих посылок, Соловьев делает следующее умозаключение: “мыслимое содержание(идея) жалости, или сострадания, взятая в своей всеобщности и независимо отсубъективных душевных состояний, в которых она проявляется, естьправда и справедливость”.  Таким образом,правдой является то, что другие существа подобны человеку, и справедливо, чтобыон относился к ним так же как к себе самому.
         Из этогоположения путем различных умозаключений философ выводит главный принципальтруизма, который психологически основан на чувстве жалости и оправдывается разумоми совестью: “поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою самим”.
         Однако, Вл.Соловьев отмечает, что это общее правило не предполагает материального иликачественного равенства всех субъектов. В природе такого равенства нет, и требоватьего бессмысленно. В данном случае речь идет лишь о равном для всех праве насуществование и развитие своих положительных сил.
         Помимо этихосновных чувств (стыда и жалости) в человеческой природе существует столь жепервичное чувство благоговения перед высшим. Оно выражает отношение человека кчему-то особому, что признается как высшее, от чего человек всецело зависит,перед чем он готов преклоняться. Чувство благоговения перед высшим составляетоснову религии. Оно порождает такие сложные явления нравственной жизни, какстремление к идеалу, самосовершенствование.
         Это чувстволежит в основе религиозного начала нравственности.
         Плавнопереходя от правил справедливости и милосердия, которые психологическиопираются на чувство жалости,  Соловьеврассматривает чувство благоговения на примере отношений родителей и детей.  По мнению философа эти отношения являютсяспецифическими. Они не сводятся только к справедливости и человеколюбию и невыводятся из жалости. Отношения детей и родителей построены на признанииребенком превосходства родителей над собою и своей зависимости от них. Ребенокчувствует к ним благоговение, и из этого чувства вытекает практическаяобязанность послушания.  Данные отношенияопределенно выходят за рамки альтруизма, так как нравственное отношение детей кродителям не определяется равенством, наоборот, оно основывается на признании того,что делает эти существа неравными между собою.
         Конечно жетакие отношения не противоречат справедливости, но помимо нее в них заключенонечто особенное. Любя своих родителей, ребенок конечно же испытывает потребностьи в их любви, однако любовь, которую он испытывает к родителям существенно отличаетсяот любви, которую он ждет от них. В любви ребенка к родителям “господствуетчувство преклонения перед высшим и долг послушания ему, причем вовсе непредполагается, что ребенок требует и себе от родителей такого же почтения иповиновения”. По мнению философа сыновняя любовь носит характер благоговения.
         Соловьевполагает, что именно такое отношение детей к родителям, положительноенеравенство, присутствующее в их отношениях в силу преимущества родителей переддетьми, обеспечивает их солидарность и лежит в основе особого рода нравственныхотношений. Философ видит здесь “естественный корень религиозной нравственности,которая представляет особую, важную область в духовной природе человека”.
         Такимобразом, изначально простые чувства (стыд, жалость и благоговение перед высшим)лежат в основе человеческой нравственности и отвращают человека от зла. Они жеявляются основой добродетели, показывающей, каким должен быть человек.
         Вл.Соловьев выделяет именно эти три качества как самые важные для человеческойприроды. Философ, объясняя свой выбор, утверждает, что все другие качества,такие как долг, свобода или справедливость, далеко не однозначны и не лишенывнутренних противоречий, наличие которых может легко обернуть их или в прямоезло, или в средство, ведущее к злу. Важно также и то, что эти чувства не присущи человеку от природы.
         Однако, этоеще не все. Для Соловьева самое главное заключается в том, что только эти трипервоначальных чувства — стыд, жалость и благоговение перед высшим авторитетом- могут быть гарантами нравственности, т.е. обеспечить личную нравственностьчеловека. Лишь эти простые чувства (каждое в отдельности и особенно все вместе)служат гарантией того, что человек, ими обладающий, не будет делать даже попытокубить, украсть, причинить иной вред другим людям. Такой человек стыдится бытьплохим, он уже не только может не делатьзла, он теперь не может делать егои будет от него отказываться. Он теперь будет творить добро.
         Итак, Вл.Соловьев “оправдал” добро в человеческой природе и решил вопрос о природечеловека в пользу добра. Человеческое влечение к добру оправдывает собою то,что очень часто считается несовместимым противоречием. Так, нравственностисвойственно аскетическое начало. Но она вовсе не цель, а только путь к добру,да и то не единственный. Характерно, что здесь идет перекличка с буддизмом, вкотором также провозглашается «серединный путь», не поощряющийчрезмерных отклонений. Это еще раз показывает, что сколько бы ни было религий,все они имеют в себе зерно истины, надо только суметь его увидеть.
Личность человека — на первом плане. Но этотплан тоже далеко не окончательный. Вл. Соловьев дает целую теорию семьи, гделичность хотя и на первом плане, но находится в согласии с другим рядомличностей, или предков, или потомков. Половая любовь вполне оправданна, но иона не довлеет, а содержит в себе и многое другое. Деторождение благо — благо,но тоже не единственное. Личность есть полнота, но для завершения этой полнотыона нуждается в обществе. Общество есть полнота, но завершение этой полноты непросто в обществе, а во всем историческом процессе, т.е. в человечестве.Экономическая и политическая жизнь, государство и право — это неотъемлемыемоменты исторического стремления человечества к правде и добру. Но и самаяобщая нравственная организация должна быть религиозной и завершаться вовселенской церкви, считает Вл. Соловьев.

УЧЕНИЕ О ВСЕЕДИНСТВЕ
Вл. Соловьев принадлежит кчислу тех мыслителей, которым удалось создать самостоятельную целостную и всестороннююфилософскую систему — учение, охватывающее все об­ласти философского знания приединстве подхода, логической после­довательности и взаимосвязи основных идей.Как правило, в системе наличествует небольшое число исходных принципов, изкоторых логи­чески выводятся все остальные идеи и положения. Философская систе­ма— это теория, позволяющая решать все философские вопросы с единой позиции, сединой точки зрения.
Обобщая философские идеи самого разногопроисхождения, Вл. Соловьев стремился к разработке самостоятельного учения. Егофилософия — совершенно своеобразное и неповторимое явление в истории мысли. Воснову своей философской системы он положил принцип  о всеединстве.
«Все существует во всем» — такова самая общаяформулировка принципа всеединства. Отталкива­ясь от нее, Вл. Соловьев развиваетцелостную концепцию. Прежде всего для него ясно, что данную формулировку неследует понимать бук­вально — все существует во всем лишь как тенденция, какзакон. Всеединство — это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Ноабсолютное все­единство — это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютноевсеединство — это Бог, а мир — всеединство в состоянии становле­ния. Мирсодержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без элементабожественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случаерассыпался бы на изолиро­ванные и враждебные друг другу части.
Абсолютное, или божественное, всеединствоесть абсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такоесоединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельнос­тиэлементов, т.е. реальной множественности мира. Это единство много­образного илицветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальномвыражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовьесть то, без чего соединение отде­льных частей не может быть гармоничным и согласованным.Божествен­ная любовь и придает миру гармонию и стройную согласованность.Наличие в тварном мире противоположного начала, т.е. начала нестрое­ния ихаоса, есть следствие грехопадения. Однако мировой процесс представляет собойне что иное, как процесс возвращения к первона­чальному всеединству. Таким образом,развитие тварного мира есть эволюция ко все большей гармоничности и единствупри одновремен­ном росте многообразия. Это возникновение все более сложных сис­тем— от примитивных неживых через многообразие живого к обще­ству и человеку. Смомента возникновения христианства история об­щества превращается из процессачеловеческого в процесс богочеловеческий: в истории действует нравственноеначало, ведущее его к всеединству.
 Моделью положительного всеединства служит длянего живой организм. Для живого организма пра­вилом является такое соединениечастей, в котором каждая часть «за­интересована» во всех других и в целом.Например, болезнь отдельного органа неизбежно отрицательно сказывается на всеморганизме и на других органах. Напротив, здоровье какой-либо части идет напользу всем другим и организму в целом. Понятие организма опирается на болееширокую категорию. Эта категория — «жизнь». Она занимает важное место в учениио всеединстве и в философии Вл. Соловьева в целом.
Понятие жизни нигде не определяется Вл.Соловьевым формально­логически. И это несмотря на то, что его философская системаотлича­ется логической строгостью и последовательностью. Дело в том, что жизньпринципиально не может и не должна определяться только лишь логическим путем. Вжизни присутствуют элементы иррациональные. Поэтому она не может быть по­стигнутаподобно тому, как познаются объекты естественных наук. Жизнь может быть описана,но не определена абсолютно строго. Жизнь это стихия. Это поток, в которомотдельные этапы могут быть выделены лишь условно. Это творчество нового и способностьк самовоспро­изведению. Это жизненный порыв. Это бурная, клокочущая жизнь, мно­гообразиеее проявлений. Наконец, это «цветущая полнота жизни», полнота бытия. Жизньестественна в отличие от того, что вымучено и искусственно. Во всех еепроявлениях есть душа, а на самых высоких ступенях — дух. Чтобы постиг­нутьживое существо или душевно-духовную жизнь, человеку, кроме работы интеллекта,требуется еще сердечное участие.
 Жизньесть жестокая борьба за выживание. Это относится к жизни во всех ее прояв­лениях.Жизнь живых существ основывается на пожирании и истребле­нии одних существдругими: хищники пожирают травоядных и друг друга, травоядные питаютсярастениями; человек, как живое существо нуждается в пище органическогопроисхождения и т.д. То же можно сказать об экономической и иных сферахобщественной жизни: здесь также идет острая борьба за существование. Однакожизнь перестала бы быть жизнью, если бы свелась к конкуренции и взаимномуистребле­нию. Более того, в этом случае она была бы просто невозможна: жизньмгновенно уничтожила бы сама себя. Тем не менее этого не происходит. Напротив,биологическая наука прослеживает эволюцию живых существ, в которой очевиденпрогресс в развитии жизни. Очевиден прогресс и в развитии общества.Следовательно, наряду с конкурентной борьбой в жизни существен моментсолидарности и взаимопомощи — без него жизнь перестала бы быть реальностью. Всочетании борьбы и солидарности находит свое выражение «пос­ледняя тайна»жизни, особый замысел Божий или Премудрость Божия — София.
Особый смысл принцип всеединства приобретаетдля Вл. Соловьева при рассмотрении духовной жизни. Философия Вл. Соловьева —это ис­кание единства духовной жизни. В ней ярко выражено стремление найтиспособ избегнуть всякой односторонности, всякой ограниченности. Это «исканиевсеединства», синтеза религии, философии и науки, веры, мысли и опыта, котороедолжно ответить на вопрос: «какая цель че­ловеческого существования вообще, длячего, наконец, существует че­ловечество?» Окончательная цель человечества, поВл. Соловьеву, как раз и состоит «в образовании всецелой жизненнойорганизации».
Поскольку всеединство есть то, к чемустремится жизнь духа, постольку оно находит свое выра­жение в процессепознания. Таким образом, принцип всеединства при­меняется Соловьевым и в теориипознания — гносеологии.
Вл. Соловьев различает три способа познания:эмпирический, рациональный и мистический. Эмпирическое познание — это позна­ниеопытное. В нем главную роль играют органы чувств. Рациональное познаниеосуществляется разумом. Наконец, мистическое познание — это внутреннеепознание, осуществляемое с помощью веры. Под тер­мином «вера» Вл. Соловьевпонимает не только лишь субъективное убеж­дение, а интуицию, или непосредственноепознание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истина всеедина в томсмысле, что она есть результат совместного действия органов чувств, разума иинтуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременно она не мертва, неявляется сухой и застывшей — какой бы она б


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Латвийская техническая дивизия
Реферат Государственные пособия гражданам
Реферат Нейропсихологическая информация
Реферат Кормление животных и оценка питательности кормов. Классификация пород крупного рогатого скота
Реферат Death Of A Salesman Willy Loman Essay
Реферат Кодовое разделение и демодуляция сигналов в системах радиосвязи
Реферат Christian AntiSemitism Essay Research Paper For sixteen
Реферат An Inspector Calls Essay Research Paper TO
Реферат Причины появления лирики и ее родовые особенности
Реферат Temptation Of Women In Sir Gaiwan Essay
Реферат Обоснование системы мероприятий по защите сахарной свеклы от свекловичной листовой тли
Реферат True Americans Essay Research Paper When you
Реферат Сравнительный анализ динамики и выявление внутригодовых колебаний розничного товарооборота области
Реферат Руководство коллективом
Реферат Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте