МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ФИЛОСОФИЯ
ПРОБЛЕМНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Выполнил:
студент II курса
юридического факультета
Яворский
Дмитрий
Викторович
МОСКВА 1995 г.
С О Д Е Р Ж А Н ИЕ:
1. Проблема научности философскогознания.(стр. 1)
2. Проблема соотношения философии и частных (конкретных)
наук. (стр. 2)
3. Проблема многообразияфилософского видения мира. Мате-
риализм или идеализм? (стр. 3)
4. Проблема пространства ивремени. (стр. 4)
5. Проблема происхождения жизни наЗемле. (стр. 7)
6. Проблема происхождения исущности сознания. (стр. 9)
7. Проблема метода вфилософии. Диалектика или метафизи-
ка? (стр. 10)
8. Проблема сущности научногопознания. Что значит знать?
(стр. 11)
9. Проблема источников знания испособов познания. Разум
или чувства? (стр. 13)
10. Проблема познаваемости мира.(стр. 15)
11. Проблема истины в философии инауке. Что есть истина?
(стр. 15)
12. Проблема смысла жизни человека.(стр. 17)
13. Проблема жизни и смерти восмыслении бытия человека и
его сущности. (стр. 18)
14. Проблема личности в историифилософии. (стр. 20)
15. Проблема общественного прогресса и его критериев.
(стр. 21)
16. Проблема роли личности и вистории. (стр. 23)
17. Проблема эстетическогоосвоения человеком мира. Что
такое искусство? (стр. 23)
18. Проблема происхождения, сущности и функций религии.
(стр. 26)
19. Проблема соотношения религии,культуры, науки и нравс-
твенности. (стр. 27)
20. Проблема морали как специфического способа освоения
действительности. (стр. 29)
21. Проблема морального выбора личности.(стр. 31)
22. Проблема соотношения цели и средств в деятельности
личности. (стр. 33)
23. Проблема добра и зла. (стр. 35)
24. Проблема многообразия и специфики способов освоения
мира. (стр. 35)
25. Глобальные проблемысовременности. (стр. 36)
Литература (стр. 38)
— 1 -
1. Проблема научности философскогознания.
Философия, если восстановить исходную этимологию этого
слова, есть «любовь ксофии», что часто и весьма приблизи-
тельно переводится как «любовь кмудрости». В действительнос-
ти древнегреческое понятие«софия» значительно более емкое и
сложное, чем просто«мудрость».Если бы в представлении Плато-
на, закрепившего в европейской терминологии слово «филосо-
фия", философ был просто мудрецом или любящиммудроствовать,
он не стал бы вводить именно это слово«философ», говорящее о
любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело
в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретен-
ное, субъективное свойствочеловеческого ума, а некое «вели-
кое и приличествующее лишь божеству"объективное качество ра-
зумно устроенного и гармоничного мира.
Философия в своем зарождении мыслилась не как простое
создание истин, а как стремление к истине, как такой идеаль-
ный настрой души и ума человека, который способен привести к
гармоничному равновесию как внутреннюю психическую жизнь че-
ловека, так и его сложныевзаимоотношения с миром.
Философия когда-то могла иметь и имеластатус особой нау-
ки. Особой формы познания, как,например, в античности, когда
она была, по существу, тождественнавсей культуре того време-
ни. Но к XX веку, веку не бывалойранее дифференциации знания,
когда каждый вопрос отошел к своейотдельной науки — к логике
ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не оста-
лось «своей земли». Она потеряла свою былую магическую силу.
Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой проти-
вопоставляется другая крайность, т. е.позиция согласно кото-
рой философия не только не«окончилась», но, наоборот,почти
также, как в античности, приобреласинтетическую функцию.
Философия впервые в историиосознала свое истинное место
царицы наук, заменив столь долгоцарствующую религию. Впервые
она приблизилась к общественнойжизни настолько, что стала
влиять на нее не только косвенно, но ипрямым путем.
И впервые же философия получила право на оценку и даже
решение конфликтных проблем не только общественно-политичес-
кой, но и экономической и даже научно-академической жизни.
Если мы не будем открыто признавать эту руководящуюроль фи-
лософского мышления, если мысогласимся, что некогда царствен-
ное здание философского здания покирпичику распалось в поль-
зу частных наук, то мы тем самым лишимся единства нашего ду-
ховного мира, которое одно толькоспособно поддерживать нас в
наших практических действиях. Между тем вопрос о соотношении
философии и науки не может быть решеноднозначно. Дело в том,
что в современном общественномсознании между философией и
наукой установились сложныевзаимоотношения, при которых, с
одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с
— 2 -
другой — не ставится и непроходимойпреграды.
Философия выполняет рядпознавательных функций, родствен-
ных функциям науки. Наряду с такимиважнейшими функциями, как
обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие
наиболее общих закономерностей,связей, взаимодействий основ-
ных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского
разума позволяет ему осуществлятьтакже эвристические функции
прогноза, формирования гипотез обобщих принципах, тенденциях
развития, а также первичных гипотез о природе конкретныхяв-
лений, еще не проработанныхспециально-научными методами.
2. Проблема соотношения философии и частных (конкретных)
наук.
ПОЗИТИВИЗМ — философскоенаправление, основанное на прин-
ципе, что все подлинное "положительное "( позитивное ) зна-
ние может быть получено лишь как результат отдельных специ-
альных наук и их синтетическогообъединения и что философия,
как особая наука, претендующая на самостоятельное исследова-
ние реальности, не имеет права насуществование.
Представителями первой "классической " формы позитивизма
ХIХ века были Кант, Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, П.Ларрит, И.Тэн,
Ж.Э.Ренан, Дм.С.Милль, Г.Спенсер. Развитие Позитивизма шло по
линии все более четкого выявления его феноменалистических,
субъективно-идеалистических тенденций.
В конце XIX века позитивизмпереживает кризис, вызванный
бурным развитием естественных наук. Вначале ХХ века преобра-
зованный позитивизм вступает вновый, второй этап своей эво-
люции - махизм, который носит явно выраженный субъективно -
идеалистический характер.
Натурфилософия — философияприроды, умозрительное истол-
кование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы
между естествознанием инатурфилософией, ее место в философии
исторически менялись. Фактически натурфилософия явилась пер-
вой исторической формой философии.
Рост интереса к природе вфилософии Возрождения нашел вы-
ражение в расцвете натурфилософии, связанном с именами
Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Кампанеллы, Дж.Кардано и др. В этот
период широко использовался принциптождества микро- и макро-
космоса; был выдвинут принципцелостного рассмотрения природы
и ряд глубоких диалектическихположений.
Попытки возрождения натурфилософии были предприняты в
конце ХIХ века — начале ХХ векаВ.Оствальдом, Х.Дришем, пы-
тавшимися преодолеть с помощьюнатурфилософии кризис новейше-
го естествознания.
ДИАЛЕКТИКА — учение о наиболееобщих закономерных связях
и становлении, развитии бытия ипознания и основанный на этом
учении метод мышления.
— 3 -
Диалектика есть философская теория, метод и методология
научного познания и творчества вообще.Теоретические принципы
диалектики составляют существенное содержание мировоззрения.
Таким образом, выполняет теоретические, мировоззренческие и
методологические функции. Основные принципы диалектики, сос-
тавляющие ее стержень — всеобщаясвязь, становление и разви-
тие, которые осмысливаются с помощьювсей исторически сложив-
шейся системы категорий и законов.
3. Проблема многообразияфилософского видения мира. Мате-
риализм или идеализм?
«Великий основной вопросвсей, в особенности новейшей,
философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с
того весьма отдаленного времени, когдалюди, еще не имели ни-
какого понятия о строении своего тела и не умелиобъяснить
сновидений, пришли к томупредставлению, что их мышление и
ощущения есть деятельность не ихтела, а какой-то особой ду-
ши, обитающей в этом теле и покидающейего при смерти, — уже
с того времени они должны былизадумываться об отношении этой
души к внешнему миру".
Философия существует более двух споловиной тысяч лет, и
в течение долгого времени этот вопросни прямо, ни косвенно,
как правило, не ставился философами. Для осознания мировозз-
ренческой значимости полярности "материальное - духовное "
потребовались века философского развития.
Она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в
период активного формированиясобственно философской мысли
( XVII — XVIII века ), ее активногоотмежевания от религии, с
одной стороны, и от конкретных наук — с другой. Но и после
этого философы далеко не всегдаформулируют соотношение бытия
и сознания в качествеосновополагающего. На первый план в
различных учениях выносились проблемыпутей достижения истин-
ного знания, природы нравственногодолга, свободы, человечес-
кого счастья, практики и др.
Вопрос об отношении сознания ибытия не находится в одном
ряду с многочисленными конкретнымифилософскими вопросами, а
носит иной характер. Это не стольковопрос, сколько смысловая
направленность, ориентация философскоймысли.
Смысл основного вопроса философиизаключается в признании
двух фундаментальных типов реальности- объективной, матери-
альной и субъективной, идеальной, ихкоторых одна предшеству-
ет другой и порождает ее. Материяпредшествует сознанию, или,
наоборот, сознание предшествуетматерии ? А может быть, они
существуют как равноправные субстанции?
Материализм отвергает всеантинаучные трактовки происхож-
дения и сущности мира. За исходное онберет мир, существующий
объективно, независимо от сознаниячеловека и человечества.
— 4 -
Объяснение мира из него самого — таковмировоззренческий и
методологический принципы материализма. Идеализм стоит на
противоположной позиции, считая, что развитие мира определя-
ется духовным началом. Существовали вистории философии и та-
кие философы, которые признавали равноценность, равноправие
обоих начал — материального идуховного. Их называли дуалис-
тами.
Другой стороной основного вопросафилософии является не
менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли
человек постичь объективные законымира или мир не познаваем ?
Те, кто считает, что мир принципиальнонепознаваем, называют-
ся агностиками. Наиболее яркимпримером агностицизма является
религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы
утвердить примат веры над разумом.
Почему же вопрос от отношении мышления к бытию является
основным? Потому что от сути его решения берут свое начало
не только все иные проблемы собственнофилософии, но и обще-
теоретические, мировоззренческиевопросы любых других наук,
пытающихся проникнуть в существомироздания, жизни.
Основной вопрос философии — это непросто вопрос об отно-
шении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос
об отношении общественногосознания к общественному бытию.
Его материалистическое пониманиеприменительно к обществу вы-
ражается емко и просто: общественное бытие в конечном счете
определяет общественное сознание, которое будучи производно,
в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на
это бытие.
Идеализм же в этом вопросезанимает прямо противоположную
позицию, различаясь лишь трактовкой природы движущей силы -
то ли его является бог, то ли объективный мировой дух, то ли
идеи исторических личностей.
4. Проблема пространства ивремени.
Для обыденно-житейскихпредставлений пространство и время
нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное.
Но если задуматься над тем, что же все-такипространство и
время, то возникают сложные вопросы,напряженно обсуждавшиеся
в истории философии и естествознания.В настоящее время нель-
зя решить их без опоры на достижениясовременной науки.
Каждый объект характеризуется своеобразной «упаковкой»
входящих в него элементов, их расположенностью относительно
друг друга, и этоделает любые объекты протяженными. Кроме
того, каждый объект занимает какое-томесто среди других объ-
ектов, граничит с ними.
Все эти предельно общиесвойства, выражающие структурную
организацию материального мира, — свойства объектов быть про-
тяженными, занимать место среди других, граничить с другими
— 5 -
объектами, - выступает как наиболее общие характеристики
пространства. Если их абстрагироватьиз действительности, от-
делить от самих материальных объектов, то мы получим предс-
тавление о пространстве кактаковом. К универсальным свойс-
твам пространства можно отнестипротяженность, единство пре-
рывности и непрерывности.
Понятие пространства имеет смысллишь постольку, посколь-
ку сама материя дифференцирована, структурированна. Если бы
мир не имел сложной структуры, если быон не расчленялся на
предметы, а эти предметы в своюочередь не членились на эле-
менты, связанные между собой, топонятие пространства не име-
ло бы смысла.
Материальный мир состоит не только из структурно расчле-
ненных объектов. Эти объекты находятсяв движении и развитии,
они представляют собой процессы, которые развертываютсяпо
определенным этапам, стадиям. Однастадия по сравнению с дру-
гой может поступать быстрее или позже.Такие особенности про-
цессов характеризуются понятиемдлительности. Сравнение раз-
личных длительностей может стать основой для количественных
мер, выражающих скорость развертыванияпроцессов, их ритм и
темп. Если эти характеристикиабстрагировать от самих процес-
сов и рассмотреть отношениедлительностей как некоторые са-
мостоятельные признаки процессов, то мы получаем представле-
ние о времени как таковом. Всеобщие свойства времени - дли-
тельность, неповторимостьнеобратимость.
Представление о времени и понятие времени имеет смысл
лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения
и развития; если бы материя была внедвижения, понятие времени
не имело бы смысла.
Категории пространства и временивыступают как предельно
общие абстракции, в которых схватывается структурная органи-
зованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это
формы бытия материи, и только в абстракции мы можем отделить
их от материального мира.
В истории философии существовали различные концепции
пространства и времени. Их можноразбить на два больших клас-
са: субстанциальные иреляционные. Субстанциальная концепция
рассматривает пространство и время какособые сущности, кото-
рые существуют сами по себе, независимо от материальных объ-
ектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и про-
ходят различные процессы. Подобную точку зрения отстаивал,
например, И. Ньютон. Встречалась она также в древнейфилосо-
фии, например, представлениедревнегреческих философов-анато-
мистов (Демокрит, Эпикура) о пустотенеявно предполагало кон-
цепцию субстанциальности.
Точка зрения на субстанциальныйхарактер пространства мо-
жет разделяться какматериалистами, так и идеалистами. Это
зависит от того, как решается вопрос об объективности прост-
— 6 -
ранства. Если оно понимается какобъективно существующая ре-
альность, то это точка зренияматериализма. Например, метафи-
зические материалисты XVII — XVIIIстолетий понимали прост-
ранство как объективно существующую независимо отчеловека и
его сознания субстанцию, которая независит от материи. Идеа-
листы тоже могут представлять пространство как особую субс-
танцию, но порожденную сознанием, как своеобразное состояние
субстанции духа, его модификацию.
В противовес субстанциальномуподходу в истории философии
развивалась реляционная концепцияпространства и времени. Од-
ним из наиболее ярких представителейее был Г.В.Лейбниц, по-
лемизировавший с Ньютоном по вопросамо сущности пространства
и времени. Лейбниц настаивал на том,что пространство и время
— это особые отношения между объектами и процессами и вне их
не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как ма-
териалистической, так иидеалистической. Лейбниц эту концеп-
цию развивал с позиции идеализма. С позиций материалистичес-
кой реляционной концепции подходит к рассмотрению пространс-
тва и времени диалектическийматериализм. Он считает их объ-
ективными, независящими от человека и человечества формами
бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь
с самой материей и ее движением.
Достижения современной наукисвидетельствуют о предпочти-
тельности реляционного материалистического подхода к понима-
нию пространства и времени. В этомплане в первую очередь на-
до выделить достижения физики ХХ века.Специальная теория от-
носительности, построение которой былозавершено А.Эйнштейном
в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мирепрост-
ранственные и временные интервалыменяются при переходе из
одной системы отсчета к другой. Старая физика считала, что
если системы отсчета движутсяравномерно и прямолинейно отно-
сительно друг друга ( инерциальноедвижение ), то пространс-
твенные интервалы ( расстояние междудвумя близлежащими точ-
ками ), и временные интервалы ( длительность междудвумя со-
бытиями ) не меняются.
Теория относительности этипредставления опровергла, вер-
нее, показала их ограниченнуюприменяемость. Оказалось, что
когда речь идет о движениях соскоростями, близким к скорос-
тям света, то изменениепространственных и временных интерва-
лов становится заметным. Приувеличении относительной скорос-
ти движения системы отсчетапространственные интервалы сокра-
щаются, а временные растягиваются.
Теория относительности обнаружилаеще одну существенную
сторону пространственно- временных отношений материального
мира. Она выявила глубокую связь междупространством и време-
нем, показав, что в природе существует единое пространс-
тво-время, а отдельно пространство иотдельно время выступают
как его своеобразные проекции.
— 7 -
Для описания и понимания миранеобходима их совместность,
что легко установить, анализирую даже ситуации повседневной
жизни. В самом деле, чтобы описатькакое-либо событие, недос-
таточно определить только место, где оно происходило, важно
еще указать время, когда оно пр