В истории философии творчество Рене Декарта(1596 — 1650) -
одна из самых большихвершин, одно из величайших достижений.Важ-
нейший принцип методологииисследования историко-философского про-
цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских
учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьмапротиворечива, она
отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такаяборьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитиеее обнаруживало углубление челове-
ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных
аспектах, в его отношении к природе и культуре.Особенность фило-
софского творчества Декарта втом, что в нем были сформулированы
новые и материалистические иидеалистические положения. Тем самым
борьба материализма и идеализмаподнялась на более высокую сту-
пень. И хотя сам Декарт вконечном счете склонился в сторону идеа-
лизма, он сообщил этой борьбеновый импульс.
Свои произведения Декарт написал в 20 — 40-х годах ХVII в.,
но уяснить их содержаниеневозможно без учета огромных изменений в
европейской — прежде всегозападноевропейской — истории в период
Возрождения, начавшегося вИталии уже в ХIV в., а к концу ХV — на-
чалу ХVI в. ставшего, можносказать, общеевропейским явлением. Это
были времена успеховраннебуржуазной культуры, представленнойбо-
гатейшим творчествомгуманистов. Как известно,раннебуржуазная по
своему социальному происхождениюкультура гуманизма, концентриро-
вавшаяся в городах, рождалась иразвивалась в противостоянии куль-
туре феодального, преимущественно сельского,застойно-иерархичес-
кого общества. Идеологической основой этого общества была хрис-
тианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе ос-
мысляемыми в схоластическихфилософских системах и построениях.
Если попытаться предельно краткосформулировать суть теоцент-
рическо-схоластическогомировоззрения, трудно найти более подходя-
щее слово, чем созерцательность, молитвенная покорностьсредневе-
кового человека, выражавшая его преимущественноприспособительную
позицию в отношении природы исоциального мира. Философы-гуманис-
ты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще насамые основы ре-
лигиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первыйплан че-
ловека с его многообразнымителесными и духовными потребностями.
Отсюда в общем активистскаяпозиция гуманистической философии, ко-
торая в противоположностьтеологии и схоластической философии, ус-
матривавшим смысл человеческой жизни в осуществлениицарства бога
на земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней жизни
царства самого человека. Такое обоснование было как индивидуаль-
но-этическим, так и социальным. С течением времени, по мереуспе-
хов производственной деятельности и развития естественнонаучной
мысли (особенно к концу ХVI — началу ХVII в.), идеал царства чело-
века на земле приобретал инаучно-техническую конкретизацию. Весь-
ма убежденным и красноречивым пропагандистом действенной науки
стал Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), названный К. Марксом родоначаль-
ником английского материализма ивсей современной экспериментирую-
щей науки. Горячим сторонникомнаучно-технического прогресса — од-
ной из важнейших сторонрождавшейся буржуазной культуры - не раз
объявлял себя и Декарт.
Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине
ХVII в. во Франции, отличаласьот той, которая была характерна для
Англии, где приближалась буржуазная революция, самая зрелая из
тех, что в нашей литературеобычно именуются ранними. Хотя Франции
было тогда далеко до буржуазнойреволюции, все же и здесь в ту
эпоху возникли условия, во многом определившиевызревание фило-
софской доктрины Декарта. Среди таких условий первостепенную роль
играло формирование сильнейшего абсолютистского государства во
времена Генриха IV, Ришелье,Мазарини. В борьбе против старой фео-
дальной знати, сопротивлявшейсягосударственной централизации, все
эти исторические деятелиопирались не только на среднее и мелкое
дворянство (в особенностислужилое, так называемое дворянство ман-
тии), но и на растущуюбуржуазию, тоже заинтересованную в укрепле-
нии национальногогосударства, стимулировавшегопромышленно-ману-
фактурную и торговуюдеятельность, вступавшего в военное противос-
тояние с другими европейскимигосударствами, расширявшего колони-
альную экспансию в заморскихстранах. Производственные успехи в
этот ранний, мануфактурный период развития капитализма в странах
Западной Европы при всей ихскромности в сравнении с эпохой про-
мышленного переворота все жесодействовали развитию научных иссле-
дований и применениюестественнонаучных знаний в мореплавании, во-
енном деле, в некоторых сферах производственнойдеятельности. Как
ни в одну из предшествующих эпохистории культуры, наука станови-
лась производительной силой.Кружки ученых-гуманистов, возникшие в
Италии уже в ХV в., в последующие два столетия и там, и в особен-
ности в Англии и во Франции превращалисьв кружки математиков и
естествоиспытателей. Возможность практического применения научных
открытий обращала к науке взорыправителей. В Англии и во Франции
возникали официально признанныесообщества ученых — прообразы ны-
нешних академий наук.
Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в
семье служилого дворянина 31марта 1596 г. В 1606 г. он был отп-
равлен отцом в коллегию Ла Флеш- одно из лучших учебных заведений
тогдашней Франции, за нескольколет до того основанное иезуитами с
санкции Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По
свидетельству зрелого Декарта,учебе в этой коллегии он был обязан
весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения- ха-
рактерное явление эпохи.
Напомним, что орден иезуитов, возникший в середине ХVI в.,
стал одним из основныхорганизационно-идеологических орудий конт-
рреформации. В борьбе против реформационных движений, отделивших
от католической церкви ряд стран и областейЕвропы, этому ордену
принадлежала главная роль.Основное социальное содержание Реформа-
ции (особенно ее кальвинистскогонаправления) было буржуазным. Ка-
толическая контрреформация, напротив, выражала прежде всего инте-
ресы стабилизации феодальных порядков иценностей. Но в Западной
Европе они становились все болеешаткими — определяющим руслом со-
циального и культурного прогресса был путь буржуазного развития,
невозможного без тесной связи сразвитием знания (в особенности
естественнонаучного). Это нашлосвое отражение в некоторых особен-
ностях организации идеятельности ордена иезуитов. Стремясь к фор-
мированию образованных и убежденных носителей католической веры,
иезуиты в основанных ими учебныхзаведениях были вынуждены отда-
вать определенную дань веяниямвремени.
Конечно, основное содержание программ обучения оставалось
традиционным,«гуманитарным». В них предусматривалось прежде всего
изучение древних языков.Латинским языком, остававшимся языком ев-
ропейской науки и международногообщения ученых, Декарт овладел в
совершенстве (латынь стала, можно сказать, вторым его родным язы-
ком). Много времени отводилось в коллегииизучению произведений
древних писателей, освоению правил риторики. Все это занималобо-
лее пяти лет учебы. Три последнихкласса считались «философскими».
В древности и в средневековьефилософия включала в себя совокуп-
ность как собственнофилософских, так и конкретнонаучныхзнаний -
метафизику, логику, этику,физику и математику. В философской тра-
диции католицизма господствоваларистотелизм, как он был преобра-
зован крупнейшим изсредневековых учителей католической церкви Фо-
мой Аквинским (важнейшим элементом такого преобразования стала
теснейшая связь метафизики стеологией и даже подчинение ее теоло-
гии). Физика в основном сводилась каристотелевско-схоластическим
умозрительным рассуждениям оприроде. Важнейшей новацией, введен-
ной иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш, было до-
вольно интенсивное изучениематематических дисциплин. Это прежде
всего геометрия и арифметика,главным образом в том их содержании,
которое было изложено вЕвклидовых «Началах», тогда уже хорошо из-
вестных и обработанныхнекоторыми математиками ХVI в. в целях пре-
подавания. Вместе с математикой в коллегии преподавалисьи такие
прикладные науки, как фортификация и навигация, посколькунекото-
рые ее выпускники шли затемна военную службу. Весь этот цикл
привлек особое внимание юногоДекарта, обладавшего большими мате-
матическими способностями.
Многим обязанный своему образованию вколлегии, Декарт тем не
менее был недоволен общимхарактером здешнего обучения, несмотря
на новации иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим.
Стараясь преодолеть недостаткиполученного образования, он продол-
жил учебу. Так, уже вскоре послеокончания коллегии, в 1615 — 1616
гг., Декарт изучал право и медицину в университетегорода Пуатье
и, сдав экзамены, получил степень бакалавра права. Вдальнейшем,
оказавшись в Голландии, он в 1629 г. записался в университет во
Франекере как«студент-философ», а в 1630 г.- в Лейденский универ-
ситет как«студент-математик». Ноуниверситетское образование не
играло значительной роли вдуховном развитии Декарта, ибо и в уни- верситетскомпреподавании преобладали схоластические идеи, концеп-
ции, теории. Свое отношение к нимфилософ выразил в сочинении
«Рассуждение ометоде», в котором он сообщаетчитателю некоторые
важнейшие факты своей биографии.В конце I части Декарт пишет, что
многие стороны книжной наукиразочаровали его еще в коллегии.
В эпоху средневековья основным источником мировоззренческого
знания считалась Библия — Священное писание, которое рассматрива-
лось как откровениетаинственного и внеприродного бога. Толкование
этого документа составлялоглавное содержание религиозно-философс-
кой мысли в многовековую эпохудуховно-идеологического господства
церкви. Вместе с тем от культуры античности былиунаследованы так
называемые свободные искусства,часть которых — геометрия, арифме-
тика, астрономия, музыка — вопределенной мере осмысливала природ-
ные феномены. Поскольку ихсодержание почерпнуть в Библии было не-
возможно, в средневековой теологизированной философии возникла
концепция «двух книг», созданных богом. Одна из них — книга в
собственном смысле, именуемаягреческим словом " Библия". Другая -
метафорическая «книгаприроды ».
Эта концепция приобрела наибольшеевлияние у тех передовых
философов эпохи Возрождения, которые были заинтересованы главным
образом в исследовании природы.Декарт, еще не ступив на путь это-
го исследования, уже с самых молодых лет стремился к такойнауке,
которая постигает истину, погружаясь в " великую книгу мира".
Вместе с тем он писал, что будет черпать истину и в самом себе. И
это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из «книги
природы». Тем самым Декарт выражает неприятиесхоластической уче-
ности, переполнявшей множествоопусов, содержание которых приходи-
ло во все более кричащеенесоответствие с запросами жизни. Вместе
с тем стремление Декарта искатьистину в собственном сознании вы-
ражало интеллектуальную зрелостьчеловека Нового времени — по сво-
ей социальной сути уже главнымобразом буржуазного человека, пола-
гавшего, что, хотя духовная жизнь общества невозможнабез Священ-
ного писания, истина в делепознания природы, как и самого челове-
ка, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя-
тельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание
«книги мира», с одной стороны, и обретениеистины в собственном
сознании — с другой, былитеснейшим образом связаны друг с другом.
«Великую книгу мира» молодой Декарт изучал, наблюдаяжизнь
других западноевропейских стран.В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.
Эта страна, незадолго перед темзавоевавшая политическую независи-
мость от феодальноабсолютистскойи католической Испании (хотя во-
енные действия ещепродолжались), на несколько десятилетий- пока
Англия не совершила своюбуржуазную революцию — стала экономически
самой передовой страной мира. Вэтой в сущности исторически первой
буржуазной республике процветалавнутренняя и международная тор-
говля, развивалось мануфактурноепроизводство, городское население
превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической жизни
Нидерланды отличались самойсвободной и многосторонней в тогдашней
Европе духовной жизнью. Здесьвоцарилась наибольшая в тех условиях
религиозная веротерпимость (все же при господстве протестант-
ско-кальвинистского вероисповедания), атмосфера которой весьма
благоприятствовала и развитиюнаучных знаний. Здесь, в частности,
издавались произведения, внесенные в католических странах в папс-
кий «Индекс запрещенныхкниг» (например, труды Коперника и Галилея
сразу после их запрещения). Совершенно закономерно, что в Нидер-
ландах находило убежище множество невольных ивольных изгнанников
из других стран Европы. Немало было здесь и французов. Декарт в
качестве добровольца поступил впротестантские войска. Французский
дворянин, однако, отнюдь несобирался стать профессиональным воен-
ным (как это делали многие егосоотечественники в тех же Нидерлан-
дах, состоявших тогда вфактическом союзе с Францией). Поступление
в военное училище в Бреде — одно из действий молодого Декарта по
изучению «великой книгимира».
В том же 1618 г. он познакомился с ИсаакомБекманом, доктором
медицины, весьма осведомленным в математике, не чуждым и других
естественнонаучных знаний. Поводом к их знакомству послужила одна
трудная математическаязадача, условия которой Бекман сообщилДе-
карту, блестяще решившему ее.Знакомство молодого француза, только
вставшего тогда на порог своейнаучной деятельности, со старшим
(на восемь лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в
весьма плодотворную для обоихнаучную дружбу. Уже в конце 1618 г.
Декарт написал свое первоепроизведение — «Трактат о музыке», ко-
торый он посвятил Бекману. В 1619 — 1621 гг. в том же качестве
вольнонаемного офицера Декарт находился в разных местахГермании,
Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622 — 1628 гг. он жил воФранции, в
основном в Париже (в 1623 — 1624гг. совершил длительное путешест-
вие в Италию, куда ехал черезШвейцарию, побывал в Риме). Эти годы
стали временем дальнейшего созревания его научногои философского
таланта.
Тому во многом способствовали связи Декарта с французскими
учеными и философами. Особо важную роль сыграла завязавшаяся в
конце 20-х годов дружба сМареном Мерсенном (1588 — 1648) — весьма
показательным мыслителем идеятелем эпохи. Окончив ту же коллегию
Ла Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал
монахом францисканского ордена ипровел более двадцати лет в одном
из парижских монастырей. В то жевремя он был преподавателем фило-
софии и теологии и написал многотрудов не только по этим предме-
там, но и по математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал
организующим центром для французских (и некоторых иностранных)
ученых, с которыми он находился вдлительной переписке (или был
посредником в ихпереписке). Поскольку тогда еще небыло научных
журналов, такая переписка сталанеобходимым условием развития нау-
ки. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-
дерландах, Мерсенн был основнымего корреспондентом в Париже. Кру-
жок ученых, образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после
смерти его и Декарта)превратился во Французскую академию наук.
Наилучшие условия для дальнейшего развития и литературного
оформления своих научных и философских мыслей Декарт видел в Ни-
дерландах, куда он и переселилсяосенью 1628 г. Средства позволяли
ему снимать квартиры и дома в различных городах и сельских мест-
ностях этой страны. Он многократно менял места своего пребывания,
следуя девизу «Хорошопрожил тот, кто хорошо утаился»(почерпнуто
у Овидия). Лишенный собственного семейства, Декарт сголовой ушел
в научную работу. Радость жизни стала длянего прежде всего ра-
достью мысли в поискахистины. В одном из последних своих писем
(31 марта 1649 г.) философ, заметив, что здоровье тела — величай-
шее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, пи-
сал, что «познание истины — это как бы здоровье души: когда ею ов-
ладевают, о ней больше не думают». В Нидерландах Декарт пробыл
более двадцати лет (за это время он триждынаведывался на родину,
где находился в общей сложностименее года), В Нидерландах были
созданы и опубликованы все основные его произведения. Назовем
главные из них.
Это прежде всего «Правила дляруководства ума», написанные в
1627 — 1629 гг. (работа не окончена и при жизни Декартаопублико-
вана не была). Как видно из самого названия, это методологически
заостренное произведение. Сразу же после своего переезда в Нидер-
ланды Декарт начал работать и над большим конкретно-научным (и
вместе с тем, конечно,философским) произведением, которое он со-
бирался назвать«Мир». На основе сложившихся унего принципов ме-
ханики он задумал нарисоватьздесь картину всего мироздания. Летом
1633 г., когда работа была почти закончена, Декарт узнал о том,
что папская инквизиция в Римеосудила опубликованный в 1632 г. за-
мечательный труд Галилея«Диалог о двух главнейших системах мира -
Птолемеевой иКоперниковой», а самого автора наказала. Это осужде-
ние произвело на Декарта тяжелое впечатление, ибо его «Мир» был
написан на основе тех жепринципов, что и произведение Галилея.
Хотя на Нидерланды как на страну в основномпротестантскую угрозы
римской курии и инквизиции нераспространялись, Декарт, оставав-
шийся католиком, отказался от публикации почти готового труда.
Здесь проявились присущиеКартезию (его латинизированная фамилия)
осторожность и сдержанность. Этикачества философа соответствовали
духовному климату тойисторической эпохи, когда самой мощной идео-
логической силой оставаласьрелигия. Правда, Декарт мог бы опубли-
ковать свой труд, устранив ряд принципиальных положений,сближав-
ших его с трудом Галилея, нотакого рода операция исказила бы про-
изведение, и он предпочел его непубликовать.
Оправившись от потрясения, Декарт продолжал разработку своей
методологии, физики, философии. Итогом напряженнойработы стало
«Рассуждение ометоде», написанное по-французски иопубликованное
в 1637 г. Это произведение представляет собой программный доку-
мент, в котором авторсформулировал все основные вопросы своей фи-
лософии, как и направление своих естественнонаучныхисследований.
Заключая в себеавтобиографические моменты, оноформулировало и
правила морали, которых Декарттвердо решил придерживаться в своей
жизни. Названию и главной направленности этогопроизведения соот-
ветствовали три приложения. В них рассматривались теоретические
вопросы оптики («Диоптрика), метеорологические явления (»Метео-
ры"), проблемы математики (" Геометрия" ). Приложения демонстри-
ровали эффективность принциповметодологии, сформулированных во II
части «Рассуждения»,конкретизировали его V часть — порядок иссле-
дования физических вопросов.
В IV части «Рассуждения ометоде» Декарт изложил основы своей
метафизики (разумеется, в ее традиционном, аристотелевском смысле
— как учения о наиболее общихпринципах бытия и знания). Углублен-
ную их трактовку он дает в специальном сочинении- «Размышление о
первой философии» (какименовал метафизику сам Аристотель), напи-
санном на латинском языке иизданном в Париже в 1641 г. Второе из-
дание этой работы вышло вАмстердаме в 1642 г., а французский пе-
ревод, опубликованный в Париже в 1647 г., назывался«Метафизичес-
кие размышления». В этомиздании к основному тексту были приложены
семь «Возражений» нанего (их собрал главным образом Мерсенн, ра-
зославший рукопись, присланнуюему автором, различным философам) и
«Ответы» Декарта на«Возражения». Предусмотрительный автор, таким
образом, оставлял последнееслово в философском споре за собой.
В те годы его философия проникла в некоторые нидерландские
университеты, особенно в Утрехтский. Среди профессоров появились
убежденные и энергичныепоследователи Декарта. Самыми активнымии
талантливыми пропагандистамикартезианства (последующее наименова-
ние всей совокупности взглядов философа) были профессора Утрехт-
ского университета ХендрикРенери и Хендрик Деруа , пришедшие к
философии от медицины.
Рост популярности и влияния картезианства в нидерландских
университетах весьма встревожилместных церковников. Хотя это были
не католические, а протестантские церковники, но и они мировозз-
ренчески во многом перестроились на традиционную аристотелевс-
ко-схоластическую философию,рушившуюся под ударами картезианства.
Профессор теологии того же Утрехтского университета Гисберт Воэ-
ций, который был также кальвинистским священником и популярным
проповедником, сначала обвинил в атеизме Деруа, а затем начал
злобную — и косвенную и прямую — травлю самого Декарта (борьба их
сторонников и противниковраспространилась и на Лейденский универ-
ситет, где виднейшимкартезианцем стал профессор Адриан Хеерборд).
При всей своей осторожностиДекарт не счел возможным уклониться от
борьбы и был вынужден принятьвызов. В большом памфлете, написан-
ном в 1645 г., он, обнаруживталант могучего полемиста, выявил ис-
тинное лицо Воэция как злостногоклеветника и невежды в философии.
Но, по существу одержав как научную, так и моральную победу, Де-
карт был бессилен в чужойстране, где кальвинизм был официальным
религиозным вероисповеданием, призвать руководство Утрехтского
университета к решительномуосуждению Воэция. В дальнейшем против
Декарта выступали и другиепротестантские церковники, ему пришлось
полемизировать и с некоторымикатолическими авторами из числа ие-
зуитов.
В годы этой борьбы Декарт издал вАмстердаме «Первоначала фи-
лософии» (в 1644 г.- налатинском языке, в 1647 г.- во французском
переводе) — систематическоеизложение своей философской доктрины,
включавшей наряду с методологией и метафизикой всеразделы физики
— учение о телах, о мире и оЗемле. В 1645 — 1648 гг. кроме актив-
ной переписки, в которой уточнялись и развивались, многие фило-
софские ( как иконкретно-научные) идеи, Декарт работалнад «со-
чинением »Описание человеческого тела. Об образовании животного"
(при жизни автора оно не былоопубликовано). В этом произведении
Декарт сделал попытку применитьпринципы своей физики к объяснению
животного и человеческогоорганизмов. Антропологическая проблема-
тика, в фокусе которой былоисследование телесных качеств и духов-
ных свойств человек, составиласодержание трактата «Страсти души»,
вышедшего в свет в Нидерландах вконце 1649 г.
В это время Декарт находился уже в столицеШвеции Стокгольме,
куда он выехал по настоятельномуприглашению королевы Христины,
которая с его помощьюнамеревалась учредить в Швеции Академию наук
(и даже сама пыталась овладетьпринципами картезианства). Но пре-
бывание Декарта в Стокгольмепродолжалось лишь несколько месяцев.
Простудившись, он умер 11февраля 1650 г.
Прежде чем переходить к систематическомуобзору философского
учения Картезия, необходимосказать еще несколько слов о его соци-
ально-политическом содержании.
Здесь приходится констатировать довольнозначительную полити-
ческую индифферентностьфранцузского философа. В "Рассуждении о
методе " он выразил свою неприязнь к темзаносчивым, по его мне-
нию, людям, которые видят смыслсвоей жизни в различных обществен-
ных преобразованиях, и темболее в ниспровержении существующего
государственногоустройства. По убеждению Декарта, много благот-
ворнее для обществаприспосабливаться к его несовершенствам, к тем
или иным недостаткамгосударственных организмов, ибо разрушение их
угрожает людям огромными бедствиями. Содержание произведений Де-
карта и вся его деятельностьимели первостепенное значение для бу-
дущего формирования во Франции условий для буржуазной революции.
Характерно здесь уже то, что, осуждая любое посягательство на су-
ществующие социальные порядки, как и нарелигиозно-идеологические
системы, их освещавшие, Декарт не только не отказывался признать
свое новаторство в сфере науки,но даже подчеркивал его. В трудных
вопросах науки, писал он в «Рассуждении о методе», «большинство
голосов не являетсядоказательством» и " гораздо вероятнее, чтобы
истину нашел один человек, чемцелый народ " [1], стр.259. Вместе с
тем философ ясно сознавалсоциальную природу науки, ее жизненную
необходимость для общества. Отсюда неоднократно высказываемая им
мысль об обязанности правителейфинансировать сложные эксперимен-
ты, без которых невозможно продвижение в научныхоткрытиях (фран-
цузское правительство впризнание заслуг Декарта назначило ему
пенсию, хотя ученый так ее и неполучил).
Декарт продолжил ту принципиальную линию, которая выражала
едва ли не главное содержание социально — философской мысли гума-
нистов предшествующих веков. Ихоппозиция схоластической философии
и феодально-теологическому мировоззрению в качестве важнейшего
своего компонента включалаположение о природном равенстве всех
людей, об одинаковости человеческой природы. Это надисторическое
понятие при всей егоабстрактности стало для множества гуманистов
и их последователейтеоретическим стержнем критики иерархизма фео-
дального общества. Декарт не формулировал никакихсоциально-фило-
софских концепций. Но, сам дворянин, он отлично видел, что прог-
ресс культуры невозможен, еслизнаниями будут обладать только гос-
подствующие классы. Конечно, в его представлении это были главным
образом — если не исключительно- естественнонаучные знания, ибо
именно с ними он связывал нетолько прогресс человеческого общест-
ва, но и дело совершенствованиясамой человеческой природы.
Подтверждением сказанного служит уже тотфакт, что некоторые
свои произведения он писалпо-французски, адресуя их широкой ауди-
тории, стоявшей за пределами цеховой учености, носители которой
общались между собой почти исключительно налатинском языке. В
«Рассуждении о методе» Декарт писал, что язык сам по себе не сви-
детельствует о силемыслей и человек, выражающийся нанижнебре-
тонском наречии, может формулировать их более точно и тонко по
сравнению с тем, кто прекрасно знаетфранцузский язык и владеет
всеми правилами риторики. Как в этом, так и в других своих произ-
ведениях философ превозносит здравый смысл(«естественный свет»
человеческого ума), представленный в народе даже чаще, чем среди
цеховых ученых, как гарант эф