Министерствообразования Российской Федерации
НижегородскийГосударственный Лингвистический Университет
им.Добролюбова
Кафедрафилософии и социальной коммуникации
Реферат
по теме«Философские воззрения Жана-Поля Сартра»
Выполнила студенткагруппы 212 а
Быстрова Светлана
Проверено
НижнийНовгород 2009 г.
Содержание
Введение
Биография
Экзистенциализм Сартра
Основные положения труда «Бытие и ничто»
Сартр- писатель
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Жан-Поль Сартр является однойиз ключевых фигур XX века. Философ, общественный деятель,писатель, драматург, эссеист, педагог – все это Сартр. Это был человек твердыхжизненных позиций, идейный лидер поколения, необычайно масштабная личность.
Рассматривая его, какфилософа, мы видим его бунтарем. Он восставал против классической философии исоздал собственное учение. Так же он мог признавать и черпать справедливыемысли из трудов других философов. Но затем следовала полемика, скрытая илиявная.
В труде «Эпоха, лишеннаяморали» Сартр признается, что в начале своего пути он не интересовалсяфилософией. Когда очередной преподаватель в университете все же смог пробудитьв нем интерес к этой области, Сартр стал воспринимать ее, как психоанализ. Первымпроизведением, вызвавшем его участие, стал труд Бергсона «Очеркнепосредственных данных сознания». Вот что он пишет: « Мне пришлосьпрочесть «Очерк непосредственных данных сознания»; несомненно, именноэта работа неожиданно пробудила у меня желание заниматься философией. В книгемне встретилось описание того, что было, как я полагал, моей психическойжизнью. После этого я решил, что буду изучать философию, япредполагал, что она — всего лишь методичное описание внутренних состоянийчеловека, его психической жизни, и что их постижение послужит мне методом иинструментом для создания литературных произведений. Я все еще намеревалсяписать романы и, может быть, иногда эссе, но при этом хотел статьпреподавателем философии, что должно было помочь в работе над литературнымисюжетами ».
Он не обнаруживалбольшого интереса к классическим философам. Ему нравились Декарт и Платон,Гегеля, Ницше, Маркса Сартр не принял близко к сердцу. Для него был важенреализм, «идея, что мир, каким я его вижу, действительно существует и чтопредметы, которые я воспринимаю своими чувствами, реальны». Его интересовалвопрос: можно ли иметь представление одновременно о мире и о сознании? Наиболееблизкий к собственному восприятию ответ Сартр нашел у Гуссерля. Таким образом,Гуссерль значительно повлиял на него, помог выработать ему точку зрения о том,что эго есть своего рода квазиобъект сознания и что поэтому существует внесознания.
Углубившись в трудыЗигмунда Фрейда о бессознательном, Сартр не принимал его положения, поскольку,по собственному признанию, не верил в бессознательное. Фрейд «раздражал» его,потому что примеры, которые он приводит в «Психопатологии», слишкомдалеки от рациональной и картезианской мысли.
Действительно, чем яотличаюсь от марксиста, что определяет мое превосходство над марксистами, такэто постановка вопроса о классах, социального вопроса, и я делаю это исходя изличности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применимтакже к животным и к неодушевленным предметам
Сартр считал, что имеетпревосходство над марксистами в постановке вопроса о классах и социальноговопроса: в них он исходил из личности, выходящей за классовые рамки, посколькутогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам.
Таким образом, на Сартраповлиял ряд философов и их учений, однако во всех вопросах он вырабатывалсобственную точку зрения. В его произведениях освещены фундаментальныефилософские темы- человек и сознание, бытие, субъективное и объективное.Ключевыми философскими темами Сартра стали бытие, свобода, мир вещей, религия иатеизм.
В данном труде я ставлюцелью рассмотреть крупнейшие произведения Сартра, перечислить их основныеположения, уточнить их философский смысл. Также я постараюсь осветить жизньСартра и его общественную деятельность.
Биография
Жан-Поль Сартрродился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морскогоинженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьиизвестных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда отецмальчика умер в 1906 г. мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, гдежили ее родители, а затем, в 1911 г., в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер,профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Дедповерил в одаренность Жан-Поля и пригласил к нему частных учителей. В частностиспоры кальвиниста- деда и католички- бабушки Сартра отразились на религиозныхубеждениях мальчика. Детские годы Сартр проводит в уединении, много читает иочень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 г. замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.
В 20-е годы проходит обучение Сартра в Ла-Рошели. Он изучает философию вместном университете и, наконец, получает диплом первой степени. В то же времясостоялась встреча с Симоной Бовуар, известной публицисткой с феминистическимиубеждениями. Она стала не просто не просто спутницей его жизни, но ещё иавтором-единомышленником.
После военной службы вметеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 г. преподает философию в лицее, стажируется в Германии, где изучает феноменологию ЭдмундаГуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на Сартра большое влияние.Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательскойдеятельностью.
В конце 30-х гг. Сартр написал свои первые крупные произведения. Сартр пишет'Тошноту' ('La Nausee), свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 г. В это же время печатается новелла Сартра 'Стена' ('Le Mur'). Оба произведения становятся воФранции книгами года.
Когда началась вторая мировая война, Сартра захватили в плен на 9 месяцев,однако затем ему удается вернуться на родину в 1941 году. В этот периодполитика играет в его жизни более важную роль, чем в 30-е гг., когда главнымиинтересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военныхдействиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал обществосодействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю.Основными произведениями С. этого времени были пьесы 'Мухи' ('Les Mouches',1943), 'За запертой дверью' ('Huis clos', 1944) и объемный философский труд'Бытие и ничто' ('L'Etre et le neant', 1943), успех которых позволил писателю в 1944 г. уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает. Этот труд сталБиблией для молодых интеллектуалов.
К концувторой мировой войны Сартр становится признанным вождем экзистенциалистов.Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавалабольшое значение человеческой свободе и была связана с движением сопротивления.Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, ихпротиводействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм,философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую,революционную французскую культуру.
Последующиедесять лет Сартр работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критическихстатей, он пишет шест пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу'Грязные руки' ('Les Mains Sales', 1948) — драматическое исследованиемучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, — а такженезавершенную тетралогию 'Дороги свободы' ('Les Chemins de la liberte',1945...1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различнымилюдьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие — нет. В эти же годы Жан-Поль пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера(1947) и Жана Жене (1952) — опыт применения экзистенциализма к биографическомужанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги 'Бытияи ничто'.
Увлечение Сартрамарксизмом стало очевидным еще в 1944 г., когда вместе с Симоной де Бовуар иМорисом Мерло-Понти основал ежемесячный литературный журнал 'Новые времена'('Les Temps Modernes'), где насущные общественные и литературные проблемыосвещались с позиций марксизма. В начале же 50-х гг., перестав интересоватьсялитературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, Сартрпереходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальныхпроблем. Порвав в 1952 г. с Камю, выступившим с критикой экстремистскихидеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии Сартр осудил отказ отприменения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции являетсяпредательством гуманизма.
В 1964написаны «Слова». Но главным произведением этого времени стала философскаяработа 'Критика диалектического разума' ('Critique de la raison dialectique',1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм.Сартр полагал, что с помощью 'индивидуальной свободы' можно освободить марксизмот предрассудков, а с помощью марксистских теорий — превратить экзистенциализмиз философии личности в философию общества.
Сартр былудостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. 'за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшееогромное влияние на наше время'. Сославшись на то, что он 'не желает, чтобы егопревращали в общественный институт', и боясь, что слава нобелевского лауреататолько помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премииотказался.
В мае 1968года в Париже разразились серьезные студенческие волнения, и 63-летниймыслитель решил, что настал час свержения диктатуры буржуазии. Особенновдохновлял его лозунг бунтующих студентов — «Вся власть воображению!» Ведьвоображение, по Сартру, — самая характерная и самая драгоценная особенностьчеловеческой реальности.
В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чемлитературой или философией. Он усердием религиозного реформатора он стремилсявосстановить 'доброе имя' социализма.
Сартр никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветскиенастроения до событий 1956 г. в Венгрии. В последующие годы писатель многопутешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения,отстаивал права ультралевых групп. Искренний сторонник независимости Алжира, онсравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями впьесе 'Затворники Альтоны' ('Les Sequestres d'Altona', 1960). Решительноосуждая американское военное вмешательство во Вьетнаме, Сартр становитсяпредседателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии,обвинившей США в военных преступлениях; горячо поддерживает китайскую икубинскую революции, однако в дальнейшем разочаровывается в политике этихстран. Он приветствует демонстрации парижских студентов 1968 г., но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам революционные преобразования встранах 'третьего мира'. В 70-е гг. Жан-Поль оказывается в полной изоляции,становится — впервые за 30 с лишним лет — сторонним наблюдателем происходящихполитических процессов.
В последние годы жизни Сартр почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше немог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические событияс друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Умер он 15апреля 1980 г. Он был противником некрологов и официальных прощаний, однако кего похоронной процессии присоединилось 50000 человек.
ЭкзистенциализмСартра
Чем же смогСартр увлечь за собой такое количество людей? Какие идеи родились в его уме исумели взбудоражить умы многих других людей?
Имя Сартра неразрывносвязано с понятием экзистенциализма. Из всех философов, причисляемых к этомунаправлению, лишь он уверенно называл себя экзистенциалистом. Он же был однимиз его основоположников. Но что же в сущности представляет из себяэкзистенциализм?
Экзистенциализм-это философия существования. Истоками этой философии служат размышленияГуссерля и Кьеркегора (которые, в частности, повлияли на становлениемировоззрения Сартра). Это философское направление отрицает рационалистскуюклассическую философию в связи с тем, что она разделяет реальность наобъективное и субъективное. Всю действительность классическая немецкаяфилософия представляла предметом, «сущностью», которую следует познавать. Сточки зрения рационалистов, подлинная философия должна исходить из единстваобъекта и субъекта. Это единство воплощено в экзистенции – некой иррациональнойреальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как«экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например,перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким».
Можнопривести целый ряд философов- экзистенциалистов XX века. Это такие имена как Бердяев, Шестов, Ясперс, Бубер,Марсель, Камю, Хайдеггер. Но не все они понимали экзистенциализм одинаково, их трактовкаданного направления зависит от личных, в особенности, религиозных взглядов. Таксреди них выделяют два крыла: это приверженцы религиозного и атеистическогоэкзистенциализма. К первым относятся Бердяев, Марсель, Ясперс, Бубер, ковторым- Сартр и Хайдеггер. Камю пытался выработать пограничную точку зрения.Однако в данной работе мы будем рассматривать позиции именно Сартра.
ОтношениеСартра к экзистенциализму ясно изложены в труде «Экзистенциализм- этогуманизм». В этом труде он защищает данное философское направление от обвиненийв пессимистичности, нигилизации традиционных ценностей, призыве к квиетизму-пассивности. Его размышление последовательно переходит от вопроса к вопросу.Для того, чтобы объяснить понятие экзистенциализма, Сартр сравнивает позицииклассических философов-рационалистов XVIII-XIX веков (Декарт, Лейбниц, позднееВольтер, Кант) со своими. Если эссенция предшествует экзистенции, то Бог творитчеловека, закладывая в него определенное понятие, благодаря которому возможносуществование человека. Сартр сравнивает творение человека с изготовлениемножа: «Таким образом, понятие «человек» в божественном разумеаналогично понятию «нож» в разуме ремесленника. И бог творитчеловека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленникизготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Также и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме». УпразднениеБога у философов – атеистов не повлияло на эту концепцию, переименовав «Божий замысел»в «человеческую природу», одинаковую у всех.
Дляатеистического экзистенциализма характерен обратный взгляд. Сначала человексуществует, и в начале это существование не определимо понятием, посколькусобственная сущность реализуется человеком лишь в процессе существования, посвоей воле. «Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, чтопервоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишьвпоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.» Под словами«делает себя сам» подразумевается наличие у человека желаний и воли, которыеразвиваются по ходу существования, с помощью которых человек меняется. Это уСартра называется субъективностью. Человек для Сартра это проект, которыйпереживается субъективно, тем он возвышается над остальной природой. Допоявления человека на свет не существует ничего, он сначала существует, а потомуже обретает сущность. В таком случае человек ответственен за то что он есть.«Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку вовладение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование»- подытоживает Сартр.
Однако усубъективизма есть еще одно значение. Человек ответственен не только за себя,но и за всех остальных людей. Он не может выйти за пределы своего сознания,своей субъективности. Это Сартр называет глубоким смыслом экзистенциализма.Человек, делая собственный выбор, делает его за всех людей сразу, выбирает длячеловечества благо, ибо он не может выбрать зло. Своими действиями, по мнениюСартра, мы творим образ идеального человека и утверждаем определенные ценности.Так он приводит пример: «Если я, например, рабочий и решаю вступить вхристианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлениемхочу показать, что покорность судьбе – наиболее подходящее для человекарешение, что царство человека не на земле, – то это не только мое личное дело:я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает всечеловечество.»
ДалееЖан-Поль Сартр раскрывает понятия «тревога», «заброшенность», «отчаяние». Длянего эти понятия особенно важны и в данном труде они предстают не втрадиционном, обычном толковании, а в философском.
Итак, Сартрутверждает: «Экзистенциалист охотно заявит, что человек – это тревога.»
Тревогачеловека возникает именно из-за того, что он своим действием утверждает идеал иценность, выступает «законодателем». Тревога вызывается сомнением в том, имеетли человек право утверждать своими действами универсальную ценность для всех.Это чувство Кьеркегор ранее называл «тревогой Авраама». Сартр считает, чтолюбой человек должен испытывать это чувство, а если он не испытывает- значит онбежит от ответственности. Однако подобные размышления не должны отговоритьчеловека от действия, принимать на себя ответственность крайне необходимо.Тревога является частью самого действия. Таким образом, Сартр, проводит четкуюгрань между экзистенциализмом и квиетизмом.
Перейдем кзаброшенности. О заброшенности вместе с Сартром говорил и другой атеистический экзистенциалист-Мартин Хайдеггер. Он говорил о заброшенности в смерть- страхом перед «ничто».
У Сартразаброшенность- это осознание своего одиночества в мире, в отсутствие Бога,отсутствие опоры на что-либо в своем существовании. Это с другой стороны и естьсвобода. Сартр приводит цитату из Достоевского «Если Бога нет, то вседозволено». У человека нет оправданий, руководств, какие ценности первичны, акакие – вторичны, собственно даже ценностей у него нет. Поэтому ему приходитсякаждый раз создавать свой собственный идеал и быть ответственным за свой выбор.Так заброшенность приходит вместе с тревогой
Следующее понятиев сочинении- это отчаяние. По словам Сартра отчаяние приходит к человеку вмомент, когда он осознает, что может подлинно рассчитывать лишь на свои силы. «Ведьчеловек свободен, и нет никакой человеческой природы, на которой я мог быосновывать свои расчеты».е может быть уверен ни в чем, однако это не должноотворачивать индивида от действий. Сартр говорит, что в таком случае надо«просто и не питая иллюзий» делать все, что от тебя зависит в данной ситуации.
Таким образомфилософ еще раз отделяет экзистенциализм от квиетизма и пессимизма, утверждаяего, как мораль действия и решимости, учение, дающее человеку его жизнь всобственные руки.
Сартробозначал исходный пункт экзистенциализма – субъективность. Он утверждал, чтоего учение основывается на абсолютных истинах, среди которых декартовское «Ямыслю- значит существую».
Далее авторобосновывает гуманность экзистенциализма. Главный его аргумент- это то, чтоданное учение не рассматривает человека, как объект, в то время какматериалисты ставят его наравне с неодушевленными предметами. Субъективность,постигаемая как истина, не является строго индивидуальной субъективностью, онапостигается индивидом через других людей. И вместе с собой человек открывает ивсех остальных. «Он отдает себе отчет в том, что не может быть каким-нибудь,если только другие не признают его таковым. Чтобы получить, какую-либо истину осебе, я должен пройти через другого…. Таким образом, открывается целый мир,который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чемявляется он и чем являются другие.»
То что обобщаетлюдей, Сартр называет не человеческой природой, а общими условиямисуществования, «совокупностью априорных пределов, которые очерчиваютфундаментальную ситуацию человека в универсуме». Под этим он понимает основныечеловеческие потребности, «для него быть в мире, быть в нем за работой, быть внем среди других и быть в нем смертным». Поэтому один человек может представитьи понять проект другого человека, даже если их культурные, социальные иисторические условия различны. Пределы имеют и объективные, и субъективныестороны. В этом «всеобщность» человека, она не дана заранее, но все время созидаетсякаждым отдельным человеком.
Одно изобвинений, предъявляемых экзистенциализму по поводу его субъективизма, это его«вседозволенность». Противники Сартра замечали, что согласно его учению человекможет делать все, что ему угодно. Сартр утверждал, что человек находится ворганизованной ситуации и заставляет все человечество жить ей. В таких условияхему предстоит постоянно выбирать, и даже если он зримо ничего не выбирает, онвсе равно делает выбор. Даже если никакая априорная ценность не определяет еговыбора, он все же не имеет ничего общего с капризом, поскольку человекответственен за свой выбор. В этом вопросе Сартр сравнивает человека схудожником, который, с одной стороны, не знает полностью, какую картинунарисует. Для него нет априорно установленных правил, но ценности создаются впроцессе написания картины. И в конце, картина которую должен нарисоватьхудожник, это картина, которую он напишет.
Так же он рассуждаето морали, считая, что человек выбирает ее сам для себя и потом ей руководствуется.
В вопросе отом, можно ли судить других, у Сартра неоднозначное мнение. С одной сторонысудить других нельзя, так как если человек выбирает свою позицию и свой проектсо всей искренностью и полной ясностью, каким бы ни был этот проект, емуневозможно предпочесть другой. Но, с другой стороны, судить можно, посколькучеловек выбирает, в том числе выбирает и самого себя, перед лицом других людей.Прежде всего можно судить, какой выбор основан на заблуждении, а какой наистине (это может быть не оценочное, а логическое суждение). Он основывается натом, что действия честных людей имеют своей конечной целью поиски свободы кактаковой.
Далее следуетразмышление о свободе. Сартр утверждает, что свобода человека целиком зависитот свободы и других людей. Если индивид желает свободы для себя, он долженжелать ее и для всех остальных.
В концесвоего труда Сартр объясняет, каким именно смыслом он наделяет гуманизм. Оносуждает тот гуманизм, который ставит человека, как цель и высшую ценность. Жан-Польутверждает, что нельзя высоко оценивать все человечество по выдающимсядостижениям малой его части. По его мнению, утвердить ценность человека можетлишь нечеловек.
Впротивоположность этому экзистенциалист не видит в человеке цель, поскольку онне завершен. Он существует как человек, проектируя и теряя себя вовне. С другойстороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучиэтим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолениемсамого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственныепределы. Эта связь составляющих человека стремления выйти за свои пределы исубъективности – в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегдаприсутствует в человеческом мире, – и есть понимание гуманизма в экзистенциализме.Гуманность в том, что экзистенциалисты напоминают человеку, что лишь он создаетзаконы в мире, и что его судьба у него в руках. «Мы показываем, что реализоватьсебя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но впоиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудьконкретное самоосуществление.»
Взаключительных строках Сартр называет экзистенциализм (или, точнее,атеистический экзистенциализм) – последовательными выводами из атеизма. «Экзистенциализм– не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог несуществует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, этоничего бы не изменило». Автор имеет в виду то, что в любом случае человекостается ответственным за свое существование, и ничто не может спасти его отсебя самого. И в этом смысле экзистенциализм очень оптимистичен, посколькупобуждает к действию.
Основные положениятруда «Бытие и ничто»
В труде«Бытие и ничто» Сартр развивает тему соотношения важных сторон жизни. Человек иприрода, человек и общество, свобода и принуждение, владычество и рабство,ответственность, выбор- вот темы, затронутые в главном философском трудеСартра. Эти вопросы волновали и классических, и современных Сартру философов.Однако, сартровская онтология представляет явную или скрытую, но всегда оструюполемику против самых различных подходов к бытию мира и человека. При этом изэтих подходов Сартр умеет заимствовать ценные идеи. Касательнопротивоположности материализма (в частности, марксистского материализма) иидеализма Сартр принимает во внимание и поддерживает опровержение материализма,предпринятое сторонниками трансцендентализма XX в. В литературных произведенияхСартра он в яркой экзистенциональной форме выражает протест против давлениямира вещей на человеческую жизнь. В философских сочинениях, особеннопредшествовавших повороту Сартра к марксизму, материализм отвергался не менеерешительно. Суть всякого материализма Сартр видел в том, что люди анализируютсякак вещи, предметы, совокупность определенных реакций, в принципе неотличающихся от совокупности качеств и явлений, благодаря которым существуютстол, стул или камень. Материализм хочет уравнять человека с камнями,растениями, червями, превратить его не более чем в сгусток материи. Материю жеСартр наделяет негативными характеристиками: называет ее «отрицанием»,«постоянной угрозой нашей жизни», «колдовской материей»,которая искажает, уродует человеческие действия. Материальность вещи илиинструмента, замечает Сартр, есть радикальное отрицание изобретения итворчества. И хотя материальная детерминация для человека неизбежна, из этойдетерминации проистекает безысходный трагизм человеческого существования.
Вместе с темСартр не может согласиться с трансценденталистами (в частности, сфеноменологами), которые просто предложили «вынести за скобки» всематериальное, вещное, объективное. В философской онтологии, по мнению Сартра,исходным должно быть не отгороженное от мира, не «порождающее» мирбытие-сознание, но бытие, которое обладает онтологическим первенством передсознанием. Вместе с тем надо найти такую точку отсчета, благодаря которойпреодолевался бы дуализм трансцендентного (т.е. независимого от сознания) бытияи сознания.
Главнаяособенность онтологии Сартра определяется той ролью, которая придаетсякатегориям «бытия-в-себе» и «ничто».«Бытие-в-себе» — это и есть «что»; оно — символсамостоятельности, «плотности», непрозрачности, полноты мира,независимого от человека. Бытие-в-себе — глубина, у которой нет границ и краев.С помощью этого понятия Сартр, по-видимому, хотел зафиксировать различныесвойства природы, поскольку она противостоит человеку: необъятность, глубину,непостижимость, таинственность, самовластность космического универсума. Человеккак бытие обозначается в онтологии Сартра с помощью категории "бытие-для-себя" (1'etre-pour-soi).
Интересно иотношение Сартра к философии Хайдеггера. Ведь последний был также атеистическимэкзистенциалистом.
В философииХайдеггера Сартр ценит и заимствует то, что центральное онтологическое значениепридается категории Ничто. Но если у Хайдеггера Ничто есть некоторое общееобозначение темного и непостижимого противовеса Бытию, то в диалектике Жана-ПоляСартра бытие и Ничто тесно переплетаются — и не где-то в отдаленных глубинах,недрах бытия, а в самом «ближнем» бытии, включая человека и егодействия. "«Нет», как внезапное интуитивное открытие,по-видимому является сознанием бытия, сознанием «нет». В мире, гдеповсюду бытие, существует не только Ничто, которое, по определению Бергсона,непостижимо… Сартр утверждает, что необходимое условие, которое должно бытьвыполнено, чтобы мы были в состоянии сказать «нет», состоит в том,что небытие должно постоянно присутствовать как в нас, так и вне нас, то естьНичто проникает в бытие.
С помощьювездесущего Ничто Сартр и пытается метафизически обобщить все те состояния,которые он мастерски описывал в художественных произведениях, — хрупкостьчеловеческого существования, пронизывающий страх, отчуждение от мира,отвращение к миру и к «аду» вынужденного «бытия-вместе-сдругими», образующего одно из социально-исторических измеренийчеловеческого бытия. Существуют и бытие, и Ничто, но Ничто коренится вчеловеке, в «экзистенции» как существовании, т.е. в бытии-для-себя.Если у Хайдеггера деструкция мира бытия — некая безличная сила и сторона Ничто,то у Сартра деструктивное, отрицающее Ничто тесно связано с человеком и егобытием. «Человеческое бытие — не только такое бытие, благодаря которомунегативность раскрывает себя в мире, но которое может применить негативныйподход по отношению к самому себе...»
Итак,абсурдность, негативность — черты человеческого существования, за которыечеловеку непременно приходится нести ответственность. Сартр приводит пример. Еслислучилась война и кого-то призвали в армию, если люди хоть как-то причастны квойне и не протестуют против нее, они в ответе за войну. Потому чточеловеческая свобода — определение самого бытия человека. Свобода, на которуючеловек обречен, это выбор, который у него всегда есть. Свобода лежит вфундаменте всех сущностей. Ее лейтмотив, проходящий через все произведенияСартра, заканчивает данный труд.
Сартр- писатель
С самогодетства Сартр испытывал большое удовольствие от писательства.
Будучистудентом, Сартр рассматривал философию лишь как способ сделать своипроизведения более психологичными, ибо на том этапе он рассматривал философиюлишь как описание внутреннего состояния человека, мира его сознания. Вот чтопишет сам Сартр в «Эпохе, лишенной морали»: «Я решил, что буду изучать философию,я предполагал, что она — всего лишь методичное описание внутренних состоянийчеловека, его психической жизни, и что их постижение послужит мне методом иинструментом для создания литературных произведений. Я все еще намеревалсяписать романы и, может быть, иногда эссе, но при этом хотел статьпреподавателем философии, что должно было помочь в работе над литературнымисюжетами.»
Впоследствииему удалось осуществить себя в литературном мире. В то же время егопроизведения пропитаны экзистенциалистскими воззрениями. Они мрачны, пропитаныотталкивающими мотивами. В произведениях Сартра живут герои-затворники,безвольные трусы, обыватели. За мрачность этих произведений экзистенциализмошибочно называли философией квиетизма, провозглашением упадка.
Однако,вернемся к произведениям нашего автора. Основные литературные работы Сартра-это «Тошнота», «Мухи», «За запертой дверью» и «Слова».
Самое первоеего произведение- роман «Тошнота (1938 г) – является также самым знаменитым. «Тошнота» представляет собой дневник Антуана Рокантена, который,работая над биографией деятеля XVIII века, проникается абсурдностьюсуществования. После этого самые простые вещи- сидение в трамвае, подтяжкимужчины в баре, Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать наокружающую действительность, Рокантен испытывает чувство тошноты; в финалегерой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существованиеосмысленным, то должен написать роман. Писательский труд, творчество — единственное занятие, имеющее, по мнению тогдашнего Сартра, хоть какой-тосмысл.
Сартровскийроман «Тошнота» стал своего рода образцом и символомэкзистенциалистской литературы. Он написан в форме дневника, якобыпринадлежавшего историку Антуану Рокантену, который приехал в приморскийгородок, в библиотеку, где хранился архив французского вельможи конца XVIII — начала XIX в. Жизнь и судьба маркиза де Рольбона поначалу заинтересовалиРокантена. Но вскоре авантюрные приключения маркиза перестают интересоватьРокантена. Он пишет дневник — со смутной надеждой разобраться в обуревающих еготревожных мыслях и ощущениях. Рокантен уверен: в его жизни произошлорадикальное изменение. Ему еще неясно, в чем оно состоит. И он решает, чтобудет описывать и исследовать состояния мира, разумеется, как они даны,преобразованы его, Рокантена, сознанием, а еще более сами эти состояниясознания. По смыслу здесь есть родство с гуссерлевскими феноменами. Но еслиГуссерль выделяет, описывает феномены сознания, чтобы зафиксировать их безличныевсеобщие структуры, то Сартр — в духе Ясперса, Хайдеггера, Марселя — используетописание феноменов сознания для анализа таких экзистенциальных состояний какодиночество, страх, отчаяние, отвращение и других поистине трагическихмироощущений личности. Поначалу они фиксируются под единым сартровскимэкзистенциальным символом. Это тошнота, причем тошнота скорее не в буквальном,а именно в экзистенциальном смысле. Рокантен, по примеру мальчишек, бросавшихкамешки в море, взял в руки гальку. «Я увидел нечто, от чего мне сталопротивно, но теперь я уже не знаю, смотрел ли я на море или на камень. Каменьбыл гладкий, с одной стороны сухой, с другой — влажный и грязный», — записал в дневнике Рокантен. Чувство отвращения потом прошло, но нечто подобноеповторилось в другой ситуации. Пивная кружка на столе, сиденье в трамвае — всеоборачивается к Рокантену какой-то непостижимо жуткой, отвратительной стороной.
Итак, преждевсего от человека как бы отторгаются вещи — причем не только действительноотвратительные, но и вещи, которые принято считать красивыми, ладно сделаннымичеловеком или возникшими вместе с самой природой, у многих вызывающейвосхищение. Рокантен же видит плюшевую скамейку в трамвае — и его охватываеточередной приступ тошноты. Это побуждает Рокантена вынести обвинительный актмиру вещей: «Да это же скамейка, шепчу я, словно заклинание. Но словоостается у меня на губах, оно не хочет приклеиться к вещи. А вещь остается тем,что она есть со своим красным плюшем, который топорщит тысячу мельчайших красныхлапок, стоящих торчком мертвых лапок. Громадное повернутое кверху брюхо,окровавленное, вздутое, ощерившееся своими мертвыми лапками, брюхо, плывущее вэтом ящике, в этом сером небе — это вовсе не сиденье… Вещи освободились отсвоих названий. Вот они, причудливые, упрямые, огромные, и глупо называть ихсидениями и вообще говорить о них что-нибудь. Они окружили меня, одинокого,бессловесного, беззащитного, они подо мной, они надо мной. Они ничего нетребуют, не навязывают себя, просто они есть». Эта филиппика против вещей- не просто описание состояний болезненного сознания, в чем Сартр был великиймастер, с потрясающей силой изображая разнообразные оттенки смятения разума ичувств одинокого, отчаявшегося человека. Здесь — корни той части сартровских онтологии,гносеологии, психологии, концепции общества и культуры, где зависимостьчеловека от первой и второй (т.е. видоизмененной самим человечеством) природыизображается в самом трагическом, негативном свет
Бунтом противвещей — а заодно и против благостно-поэтических изображения природы внечеловека — дело не заканчивается. «Тошнота» и другие произведенияСартра содержат выразительный, талантливо исполненный обвинительный акт противприродных потребностей, побуждений человека, его тела, которые в сартровскихпроизведениях часто предстают в самом неприглядном, животном виде.
Не лучшеобстоит дело и с миром человеческих мыслей. «Мысли — вот от чего особенномуторно… Они еще хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляякакой-то странный привкус». Мучительное размежевание Рокантена ссобственными мыслями по существу переходит в обвинение против декартовскогоcogito, которое выписано как ощущение всяким человеком неразрывности «ямыслю» и «я существую», оборачивающееся, однако, еще однимглубоким болезненным надрывом: «К примеру, эта мучительная жвачка — мысль:»я существую", ведь пережевываю ее я, Я сам. Тело, однажды начавжить, живет само по себе. Но мысль — нет; это я продолжаю, развиваю ее Если бы я мог перестать мыслить!… Моя мысль — это я; вот почему яне могу перестать мыслить. Я существую, потому что мыслю, и я не могу помешатьсебе мыслить. Это я, я сам извлекаю себя из небытия, к которомустремлюсь: моя ненависть, мое отвращение к существованию — это все различныеспособы принудить меня существовать, ввергнуть меня в существование. ".
И опять-такиперед нами — не только и не столько описание того, что можно было бы назватьсмятенным состоянием духа Рокантена. На деле здесь и в подобных пассажахсартровских произведений идет существенная корректировка благодушноготрадиционного рационализма, для которого наделенность человека способностьюмыслить выступала как благо, как величайшее преимущество, дарованное человекуБогом. Сартр употребляет все усилия своего блестящего таланта, чтобы показать,что движение рассуждения от «я мыслю» к «я существую», да ивообще процессы мышления могут стать настоящим мучением, от которого человекуневозможно избавиться.
В«Тошноте» и других произведениях Сартр подобным же образом испытываетна прочность глубоко впитавшиеся в европейскую культуру ценности — любовь, втом числе любовь к ближнему, общение и общительность. Даже святые, на первыйвзгляд, отношения детей и родителей, любящих мужчины и женщины Сартрпрепарирует поистине безжалостно, выставляя на свет божий те скрытые механизмысоперничества, вражды, измены, на которые сторонники романтизации этихотношений предпочитают не обращать внимания. Пожалуй, наиболее ярко миробщения, как его изображает Сартр, запечатлен в его драматургии.
Коротко расскажуо прочих значительных произведениях Сартра.
Пьеса«Мухи» представляет собой переработку греческого мифа об Оресте вдискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существуетобъективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободныйвыбор, на «бытие для себя». Орест отказывается покаяться перед Зевсомза убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа — убийцсвоего отца Агамемнона. В результате «свободного выбора»,ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когданемецкие власти поняли, что пьеса Сартра является по сути страстным призывом ксвободе, они запретили ее постановку.
Пьеса«За запертой дверью» представляет собой беседу трех персонажей впреисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языкомэкзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человекаформируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сутисвоей окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» моментсмалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими,какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы:«Ад — это другие люди».
В «Словах»(«Les Mots», 1964), откровенном автобиографическом романе о первыхдесяти годах своей жизни, Сартр называет духовные ценности деда«буржуазными», отвергает литературу, которая отвечает эстетическимкритериям, и провозглашает необходимость политической и литературной«ангажированности».
Таким образом, в литературныхпроизведениях Жана-Поля Сартра проходят те же темы, что и в его философскихтрудах. Добавляются важные для него темы литературы и общественной жизни.
Заключение
Сартр при жизни не имеламбиций литератора или философа. «Мои сочинения неудачны, — пишет он.-« Я не сказал нивсего, что хотел, ни так, как я этого хотел. Думаю, будущее опровергнет многиемои суждения; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случаеИстория не спеша движется к пониманию человека человеком...»
Однако,философское и литературное наследие, оставленное им, сложно переоценить.Отголоски его слов мощно звучат в современной культуре: «Твоя жизнь в твоихруках!», «Будь собой», «Люди способны понять друг друга», «Нет угнетателям!»,«Нет ничего важнее свободы». Философ Хайдеггер считал его скорее писателем, чем философом,а вот писатель Набоков, напротив, скорее философом, нежели писателем. Но как быто ни было, своей активной жизнью и твердостью принципов Сартр представляетнастоящего экзистенциалиста- творца собственной судьбы, борца за общее дело.Своей жизнью он утвердил достойный пример для человечества.
Список использованнойлитературы· «ЖанПоль Сартр. Слова. Пьесы»: сборник произведений.- М. Издательство АСТ, 2007 г. · СартрЖ.-П. «Экзистенциализм — это гуманизм»//Сумерки богов. — М., Изд-во политическойлитературы, 1989г.
· Сартр Ж.-П.«Эпоха, лишенная морали» [электронный ресурс]/ Жан-Поль Сартр, публикации всети. Web – мастер Владислав Андрюшин, 2004год. – Режим доступа: sartre.hpsy.ru/ — свободный
· Юровская Э. П. «Жан-ПольСартр. Жизнь — философия — творчество.» СПб.: Петрополис, 2006.
· БиографияЖана-Поля Сартра [электронный ресурс] /Официальный сайт Электронной библиотеки«Наука и техника». Web-мастер Бобров Александр, 2008 г. – Режим доступа:n-t.ru/ — свободный