Реферат по предмету "Философия"


Философские взгляды Вл. Соловьева

Содержание
Введение
1. Социальные и идейно-теоретические истоки философииВ.С. Соловьева
2. Философия “всеединства” как попытка созданиявсеобъемлющего мировоззрения
Заключение
Библиографический список

Введение
Исключительноважное место занимала историческая тема в творчестве крупнейшего русскогорелигиозного философа XIX в. В.С. Соловьева.
СоловьевВладимир Сергеевич (1853-1900) — философ, поэт, публицист. Сын крупнейшегорусскою историка С.М.Соловьева. Окончил историко-филологический факультетМосковского университета защитил в 1874 г. магистерскую диссертацию.
В последниегоды жизни философ развивает систему религиозной этики, разрабатывает проблемытеории познания и истории философии, переводит сочинения Платона, подводит итогсобственных истории философских исканий. В.С.Соловьев — основоположникроссийской метафизики всеединства, и влияние его идей на последующую русскуюрелигиозно-философскую мысль было исключительно глубоким.
Таким образом, цельданной работы — проанализировать философию В.С. Соловьева.
Данная цель реализуетсяпосредством решения следующих взаимосвязанных задач:
— исследоватьсоциальные и идейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева;
— охарактеризоватьфилософию «всеединства» как попытка создания всеобъемлющего мировоззрения.
Изучение данной темы основано на использовании частно-научныхметодов исследования: логический, сравнительно-правовой, метод анализа,статистический, конкретно-социологический и другие.
Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистовв области философии: В.А. Кувакин, В.Н. Лаврененко, А.П. Козырев, Н.Ф.Уткин и многие другие.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и всоответствии с этим состоит из введения, двух параграфов, заключения ибиблиографического списка.

1. Социальные иидейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева
Владимир СергеевичСоловьев, русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С.М.Соловьева.
Учился нафизико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московскогоуниверситета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскуюдиссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», а в1880 докторскую диссертацию «Критика отвлечённых начал». После речипротив смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра IIнародовольцами) В.С. Соловьев был вынужден оставить преподавательскую работу.
В 80-е гг. выступалпреимущественно как публицист, проповедуя объединение «Востока» и«Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу совести ипротив национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном«Вестнике Европы». В 90-х гг. занимался философской и литературнойработой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словареБрокгауза и Ефрона.
Как мыслитель и утопистВ.С. Соловьев оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своёфилософское дело как оправдание «веры отцов» на «новой ступениразумного сознания», он встал перед невыполнимой задачей — совместить научно-позитивныйи рационалистический «дух времени» с религиозным преданием.
В своей философии,отвергающей материализм революционно-демократической мысли. В.С. Соловьевпредпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попыткуобъединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немклассический идеализм (главным образом Ф.В. Шеллинга) и научный эмпиризм.Однако беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизическойсистемы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным«оправданием» жизненно-нравственных поисков и мифо-поэтическихмечтаний В.С. Соловьева. Полагая, что «нравственный элемент… не толькоможет, но и должен быть положен в основу теоретической философии», В.С.Соловьев связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненноговопроса «быть или не быть правде на земле», понимая правду какреализацию христианского идеала; за социалистическими учениями В.С. Соловьевпризнавал лишь относительную общественно-историческую правду1.
В конце 70-х и в 80-егг. в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования России В.С.Соловьев в противовес как радикально-демократическому, так ипозднеславянофильскому и официально-консервативному направлениям выступил ссоциальных позиций, близких к либеральному народничеству. Однакоумеренно-реформистские взгляды соседствовали у него с мистико-максималистскойпроповедью «теургического делания», призванного к«избавлению» материального мира от разрушительного воздействиявремени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космоскрасоты, и с историософской теорией христианского «богочеловеческогопроцесса» как совокупного спасения человечества («Чтения оБогочеловечестве», 1877-81). В дальнейшем разработка социальной темывылилась в теократическую утопию, политическим следствием которой у В.С.Соловьев оказывается союз между римским папой и русским царём как правоваягарантия«богочеловеческого дела» (например, «История ибудущность теократии», 1887). Крах этой утопии запечатлен в философскойисповеди В.С. Соловьева «Жизненная драма Платона» (1898) и в«Трёх разговорах» (1900). Конец жизни В.С. Соловьева отмечен приливомкатастрофических предчувствий и отходом от прежних философских конструкций всторону христианской эсхатологии.
Космическая темарешалась у В.С. Соловьева неортодоксально для христианства — на почвеплатоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате «Смысллюбви» (1892-1894) В.С. Соловьев хочет «досказать речь Диотимы»из «Пира» Платона в том духе, что совершенная половая любовь способнавосстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие.Пантеистически и эволюционистски окрашенная космология В.С. Соловьева созвучнакосмически-преобразоватльским идеям Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.
Некоей гармонизацииэтих двух исходных тем — космической и социальной — призвана служить метафизикаВ.С. Соловьев: собственно философская доктрина «всеединства» ирелигиозно-поэтическое учение о Софии. Предприняв вслед за раннимиславянофилами пересмотр «западной философии» как отвлечённойрассудочности и негативной метафизики, В.С. Соловьевпротивополагает ей в сфере гносеологии «цельное знание» (интуитивноеобразно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилииличности), а в сфере онтологии — «положительное всеединство»,свободное объединение в абсолюте всех оживотворённых элементов бытия какбожественный первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство нетолько мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лицеСофии — «вечной женственности», личная мистическая любовь к которойкак бы освящала эротическую утопию В.С. Соловьева. Стихи «софийногоцикла», посвященные «подруге вечной» — мистической возлюбленной,- это интимное средоточие лирики В.С. Соловьев, попали впоследствии в центрвнимания, продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А.фета, А. К. Толстого,отличается тоном напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой,специфически символической образности, Личный облик В.С. Соловьева — скитальчество,житейская беспомощность, подвижничество делали его в глазах символистскойхудожественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи.1

2. Философия “всеединства”как попытка создания всеобъемлющего мировоззрения
Русскийфилософский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистическойфилософии базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующемразвитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой – надлительном процессе развития отечественной философской мысли.
Будучитесно связанной, с основной линией развития национальной философии, русскаярелигиозно-идеалистическая философия начала XX в. как бы следовала по путиславянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценки современных имисканий западной философской мысли. При всем значении для русскогорелигиозно-философского Ренессанса и западных, и славянофильских идей егоподлинными духовными отцами были Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев. ИдеяСоловьева о возможности достижения единства русского православия и западнойрелигии и культуры оказала воздействие на философские построения Н.А. Бердяева,С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова.
ВладимирСоловьев (1853 – 1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Оразмахе и разносторонности интересов Соловьева можно судить по многочисленнымего произведениям.
Свою религиозно-идеалистическую систему создал Владимир СергеевичСоловьёв (1853—1900). О размахе и разносторонности интересов Соловьёва можносудить по его многочисленным произведениям. Основные положения своей философиион излагает в первых своих работах: магистерской диссертации “Кризис западной философии (противпозитивизма)” (1874) и докторской диссертации “Критика отвлеченных начал” (1880). Онтологию и гносеологиювсеединства Соловьёв излагает в основном в “Философских началах цельного знания” (1877), а также в работе “Первое начало творческой философии” (1897—1899). Свои представления обисторическом процессе он изложил в трудах: “Чтения о богочеловечестве” (1877— 1881), “История и будущность теократии” (1885—1887), “Теократическая философия” (1899), “Три силы” (1877) и др. Основные положенияэтической концепции сосредоточены в сочинении “Оправдание добра” (1897—1889), затрагиваются они и вдругих работах.
Этическим проблемам посвящены работы Соловьёва “Красота в природе” (1899), “Общий смысл искусства” и др. “Национальный вопрос в России” (1883—1891), “Китай и Европа” (1890) содержат взгляды философа пополитико-философским вопросам. Кроме упомянутых работ Соловьёвым написаны пофилософии и другие сочинения.
Концепция познания. В магистерской и докторской диссертацияхСоловьев утверждал, что человеческое познание своей истории носилоодносторонний характер. Европейская философия и наука расчленилидействительность на части, противопоставили мир и человека и поэтому не смоглидойти до цельного знания, — считал мыслитель. Ни эмпиризм, ни рационализм,декларируемые европейской философией как пути истинного познания и ограниченныерамками логического мышления, не дают такого знания, они лишь соприкасаются собъектом, не проникая в него. Такое знание неглубокое, оно внешнее иотносительное. Для раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутреннийконтакт с всеединым, что достигается лишь при помощи непосредственногоинтуитивного внутреннего созерцания, веры. Рационализм и эмпиризм включаютсяСоловьёвым в процесс познания как подчиненные моменты.
Внешний опыт (и соответственно положительная наука), по Соловьёву,может давать лишь материал, а разум (философия) — лишь форму для достиженияистины (всеединства сущего). Основой цельного знания являются опыт внутренний,мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера.
Соловьёв считал, что правильно понятая, рационализированнаятеология не противоречит интересам философии и науки. Философия и наука имеютсвою ценность в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире даетсянаукой, об идеальном мире — философией, о Боге — только верой. Цельное знание уСоловьёва выступает как синтез науки, философии и веры. Оно должно бытьнаправлено на выработку универсальной теории, формирующей принципы единствамира1.
Концепция бытия. У Соловьёва олицетворением положительноговсеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. Полнота бытиятребует, чтобы сущее было личностью, — всеблагой, любящей, милостивой, волевой,которой и является Бог. Соловьёв ставил веру выше разума, только в религиознойвере он видел высший, объединяющий тип познания.
Вл. Соловьёв увлекался христианской философией, буддизмом,неоплатонизмом; его интересовали философские построения Канта, Шеллинга,Гегеля, Шопенгауэра, философские идеи П.Я. Чаадаева, славянофилов и другие,научные открытия.
Объединяя всё многообразие жизни в своей философии всеединства,он, по-своему, с позиций религии интерпретировал эволюционную теорию Дарвина.Она виделась ему как божественный промысел. «Царство мира должно быть подчиненоцарству Божию, мирские силы общества и человека должны быть подчинены силедуховной...».
Весь представляемый Вл. Соловьёвым процесс движения к абсолютномувсеединству, к соединению человека и Бога происходит не в объективнойреальности, а в сознании человека. Именно там философ видел решение всехпроблем человека «В человеке природа перерастает саму себя и переходит (всознании) в область бытия абсолютного».
Движением общества, по мысли Соловьёва, управляет божественныйпромысел, а квитэссенцией человеческой истории является история религии.Человек, по Соловьёву, связан с двумя мирами — природным и божественным: изпервого он вышел, ко второму стремится. Прежде чем человек становится духовнымсуществом, он длительное время находится в природном состоянии. В природномчеловечестве нет истинной жизни, люди по природе чужды и враждебны друг другу,между ними идет постоянная борьба за существование. Обладая различными силами,одни из них подчиняют себе других. Так возникает неравенство. Для достижения “истинной жизни” человечество должно пройти путь отприродного состояния к духовному.
Смысл истории, по представлениям Вл.Соловьёва, состоит в постепенном одухотворении, нравственном совершенствованиичеловечества посредством усвоения и осуществления им христианских начал,одухотворения природной стихии божественным логосом.
Если началом истории является становление “абсолютного всеединства” в хаосе бытия, то ее конец — в созданиицарства Божьего на земле. Здесь достигается полнота человеческой жизни изамыкается круг развития, происходит соединение человека с абсолютным началом —Богом.
В центре всемирной истории находится Христос. Процесс движения кабсолюту — это процесс духовный, в нем должен участвовать сам человек.
Осуществление самого Царствия Божия зависит не только от Бога, нои от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойтипомимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело,на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешить.
Конструируемое воображением Соловьёва общество мыслилось каквсеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви ивсемирной монархии под эгидой католического Рима. В результате их слиянияосуществляется богочеловеческий союз — свободная теократия, в которойвосторжествует христианский мир и справедливость.
Национализм и принцип христианского самопожертвования.Представляет интерес и взгляд Соловьёва на развитие народов и, в частности наисторию России. В этом процессе философ видел две противоположные стороны:национальность, народность и национализм. С национальным он связывал всеположительные явления и достоинства любого народа, а с национализмом — всенегативное, с точки зрения христианской морали. “Плоды английской народности мы видим вШекспире и Байроне, в Беркли и Ньютоне; плоды же английского национализма, сутьвсемирный грабеж, разрушение и убивство”1.
Национализм, по Соловьеву, начинается с ложно понятой идеипатриотизма, когда отстаивается и утверждается мысль об исключительности своегонарода, его самобытности и оригинальности по отношению к другим народам. Этотнационализм, отстаивающий интересы только своей нации и культивирующий идеюисключительности своего народа, ведет его к гибели. Спасти положение можеттолько христианство как самая совершенная религия, стоящая выше национального.
Национализму, разрушающему народ (“выгодой и самомнением”), философ противопоставил принцип христианскогосамопожертвования, т.е. жертвенность во имя и во благо других людей и народов.Наряду с самопожертвованием Соловьёв указывал на другую «силу» самоутверждениянарода — самоотвержение, т.е. отказ от своей исключительности и подчинениечужим идеям. Самоотвержение, по его мысли, есть истинный патриотизм. Подобныепримеры философ усматривал в Российской истории. Таковыми были, по егоубеждению, два «великих, истинно патриотических подвига» — призвание варяговдля образования русской государственности (гипотеза, следует заметить, неимеющая обоснования до настоящего времени) и реформы Петра I.
Соловьёв находил, что якобы имевшее место приглашение Рюриковичейна Русскую землю оказалось мудростью и самоотвержением предков, посколькупозволило прекратить междоусобные разногласия и собрать Московское царство,превратившееся впоследствии во всероссийское.
Действия Петра I Соловьёв относил к подлинно патриотическим, потому что егореформы не лишили народ самобытности, а, наоборот, способствовали еепроявлению. Без реформ Петра Великого “… конечно, не было бы у нас ни Пушкина, ни Глинки, ни Гоголя, ниДостоевского, ни Тургенева и Толстого, ни западников, ни славянофилов...”.
Только национальное самоотречение, по мысли философа, а ненациональное самолюбие дало русскому народу образовательные средства длясовершения им всемирно-исторической задачи.
На новом этапе развития российского общества Соловьёв подсамоотречением видел отказ от православной исключительности и установлениенепосредственного взаимодействия с католической церковью, которая как внешняясила якобы должна была дать импульс для решения многих духовных проблем России.Он считал, что “… для духовного обновления России необходимо свободное и открытоеобщение с духовными силами церковного Запада”.1
Выступая за отмену российским правительством всяких ограниченийдля взаимодействия католицизма и православия, он считал, что в общении долженпобедить сильнейший. И если у православия не окажется сил противостоятькатолицизму, так есть ли нужда его защищать? Так ставил вопрос Вл. Соловьёв.
Присущая Соловьёву свободная постановка проблем развития России ирусского народа, произвольная интерпретация его истории не находили понимания вроссийском обществе как в официальных кругах, так и в среде интеллигенции, атем более в религиозных кругах. Хотя по существу Соловьёв пытался по-своемурешить проблему кризиса православия, который заметно проявлялся, в частности, вотходе образованных людей от религии1.
В письме императору Александру III К.П. Победоносцев писал,что совершенно обезумевший Вл. Соловьёв своими деяниями только способствуетослаблению и развалу Российского государства. Император, согласившись с такимзаключением, добавил, что философ является «чистейшим психопатом». Священныйсинод запретил Соловьёву выступать по церковным вопросам. Этическая иэстетическая концепция. В этической концепции Соловьёва первоосноваминравственности выступают стыд, жалость (сострадание) и благоговение. Всеэтические категории являются модификациями этих “первичных” нравственных чувств. Предметомнравственной философии является понятие добра как правды. Смысл жизни — вслужении добру, в его “историческом делании” и оправдании.
Соловьев выступал за уважение “нравственного достоинства личности”, за неотъемлемое право каждого человекана собственное развитие “своих положительных сил”.
Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине неможет рассматриваться как средство для каких бы то ни было посторонних целей —он не может быть средством или орудием ни для блага другого лица, ни для благацелого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, т.е. благабольшинства других людей.
Взаимные нравственные обязанности должны соблюдаться не толькомежду отдельными людьми, но и между народами, что требует необходимойвзаимосвязи политики и морали.
Совершенное добро, к которомудолжен стремиться человек, есть добро не для отдельной личности, а для всегочеловечества. Проблема отношения личности и общества ставится Соловьёвым всвязи с задачей исторического процесса как совместное осуществление добра. Наэто направлена деятельность государства. В праве, по Соловьёву, закрепляетсяпринудительное требование минимального добра — “минимум нравственности”, обязательный для всех. Однако идеалсовершенного добра дает только христианство, оно указывает человеку егоабсолютную задачу.
Целью христианской политики, считал Соловьёв, должно бытьуничтожение экономического рабства и эксплуатации человека человеком,достижение справедливой организации труда и распределения и т.п.
Являясь частью учения о всеединстве, этика Соловьёва утверждает,что источником абсолютного добра на земле является Бог. Человек выступаетносителем нравственности в том случае, если он свободно подчиняет свою волюБогу, стремится к “абсолютному добру” и устроению богочеловеческого царства на земле.
Мистически истолкованная любовь в философии Соловьёва — панацея отвсех социальных проблем, практическое воплощение всеединства в отношениях междулюдьми. Идея всеобщей «общечеловеческой любви», призывавшая к самоотречению, ксоединению в Боге, должна была привести к “совершеннейшему добру” не только для отдельной личности, но и для всего человечества.
В эстетике исключительным предметом искусства Соловьёв видел красоту— это добро и в то же время истина, чувственно воплощенная в материальномбытии. Всеединство, которое выступает в сфере нравственной как добро,проявляется в чувственных формах внешней действительности как прекрасное.Задача художника — не только воспроизводить, но и просветлять, обновлять,улучшать жизнь. Искусство должно быть чисто от низменного и ложного, “но никак не от идейного содержания ижизненного значения”. Искусство должно быть подчинено процессу осуществления “Царства Божьего” на земле, оно должно служитьрелигиозному реформаторству. Художник служит совершенной красоте и только черезнее — добру1.

Заключение
Проанализировавв данной работе философиюВ.С. Соловьева необходимо отметить, что исключительно важное место занимала историческая тема втворчестве крупнейшего русского религиозного философа XIX в. В.С. Соловьева.
С центральнымдля христианского сознания историческим событием — пришествием Христа — русскийфилософ связывал начало качественно нового этапа мировой истории.
Соловьев заключает, что философия, стремитсясоединить полноту содержания духовных созерцаний Востока “с логическимсовершенством западной формы”. В ее задачи входит осуществление универсальногосинтеза науки, философии и религии. Объективное значение знания, его логическаянеобходимость и связь возможны только в том случае, если абсолютное начало –бог – как всеединство придаст миру характер завершенной органической системы.Та же самая внутренняя связь, существующая между богом и миром имеет место вовсех других положительных проявлениях существования. Цельное познаниереальности в целом неизбежно приводит не только к религиозному, но ихристианскому мировоззрению, которое зиждется на учении о богочеловечестве,т.е. божестве и человеке, воплощенных во Христе. История такого воплощения“естественно завершается личным соединением живого Бога со всем существомчеловека – с разумной душой и материальным телом”.
Соловьевсчитал, что мир содержит в себе божественный элемент всеединство в потенции какидею. Однако он содержит также небожественное – естественный, материальныйэлемент, в силу которого частное не есть всеединое. Однако частное стремится квсеединству и постепенно достигает этой цели, объединяя себя с богом. Этотпроцесс установления всеединства является процессом развития мира. Мирмножественности и частности отрицает всеединство. Однако божественный принципкак идея существует потенциально в слепом, бессознательном стремлении каждогочеловека. Вначале этот элемент ограничивает разделение и распыление в формевнешнего закона, восстанавливающего единство, необходимое для полноты жизни.Затем, на сравнительно более высокой стадии развития, вследствие роста сознаниявнешнее единство в человеке обращается во внутреннее всеединство, основойкоторого являются этические принципы.

Библиографический список
1. Бучило, Н.Ф. Чумаков А.Н Философия: Учебное пособие / Н.Ф. Бучило,А.Н. Чумаков, М.: ПЕР СЭ, 2002. – 516 с.
2. Кувакин, В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин – М.:Просвещение, 1988. – 385 с.
3. Козырев, А.П. Смысл любви в философии Вл. Соловьева игносеологические параллели / А.П. Козырев // Вопросы философии. — 1995. — № 7.
4. Островский, Э.В. Основы философских знаний / Э.В. Островский – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004. – 345 с.
5. Уткина, Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева / Н.Ф.Уткина // Вопросы философии. 1989. № 6.
6. Философия: Учебник для вузов. / Под. ред. проф. Лавриненко. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ-ДАНА,2004. – 497 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.