Реферат по предмету "Философия"


Философское знание средних веков

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Калужскийгосударственный педагогический университет
имениК.Э.Циолковского

Институтсоциальных отношений

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
 
по «Философии»
 
на тему:«Философскоезнание средних веков»

Калуга

Содержание
 
Введение
Глава 1. Патристика.Понятие о патристике и её основные особенности
Глава 2. Схоластическаяфилософия
2.1 Периодизациясхоластической философии
Глава 3. Основные идеисредневековой философии
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Эпохасредних веков охватывает период со второй половины пятого века (начальнойточкой здесь служит взятие Рима Одоакром в 476 году и окончательное падениеЗападной Римской империи) до второй половины пятнадцатого века (в качестверубежа средних веков называют взятие Константинополя турками-османами в 1453,начало печатания книг Гуттенбергом (середина пятнадцатого века) и открытие в1492 Колумбом Америки), то есть лежит в промежутке, занимающим примерно тысячулет. Этот промежуток обычно делят на раннее средневековье (середина 5-го — 10в.), зрелое, или высокое средневековье (10 — 13 вв.) и позднее (13 — 15 вв.).
Средние века — это периодполного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именнодве особенности — феодализм и христианство — обусловили собой содержание исостояние философии Средневековья. Данная философия — богословие. Средневековаяфилософия — слишком содержательный и продолжительный этап в истории,пронизанный проблемами религии.
Средневековая мысльотличается от античной своей нравственно-мировоззренческой парадигмой. Идеалгреческой мысли — созерцательный разум, отсутствие страстей, доведённое до атараксии,апатии, а сам философ — бесстрастный созерцатель мировой драмы. Христианскоемироощущение перенасыщено эмоциями, ибо сказано в писании: «Горе тому, кто негоряч, не холоден, но тепел». Для античности в мире движения нет. Хотя всёизменяется и «течёт», но в итоге всё приходит к одному и тому же (идея мировогогода с его вечным круговращением). В конечном итоге движение оборачиваетсяпокоем.
Для христианскогосознания время выпрямляется и превращается в линию, «стрелу», устремлённую кбудущему. Новая концепция времени наполняет жизнь смыслом, а разум делаетэмоциональным. В жизни появляется цель. Есть начало — есть конец. Начало — сотворение мира, потом пришествие Христа. Конец — его второе пришествие,Страшный Суд, спасение, вечная жизнь.
В античном мышлениичеловек — часть целого, часть мирового космоса. Постигая его интеллектуально,он только рационализирует свои связи с целым, за их рамки выйти он никак неможет. Христианское мироощущение иное: человек как бы «протягивает руку» Богучерез голову природы. Она теперь не главное в его духовной жизни. У человекапоявился идеал, который подобен ему, но — выше его и вынесен вовне – за рамкиконечного человеческого мира. Фактический идеал человека Бог. Грандиозностьцелей обуславливает напряжённость внутреннего мира человека, стремящегося ксамосовершенствованию.
В христианстве человек негражданин космоса, но царский сын, терпящий несообразный своему сану позор.Вспомнить о своём царственном достоинстве означает восчувствовать своюуниженность, боль и срам. Тема скорби о помрачённом образе божьем в человеке, азначит – о собственном совершенствовании, глубинах внутреннего мира становитсяглавной в средневековой философии.
Человек стремится к своимбожественным возможностям, то есть вверх, но, живя на земле, он неизбежноподдаётся земным соблазнам, «искусу бесовскому» — и падает вниз. Так появляетсяраздвоение личности, которого нет в античности, раздвоение между безднойблагодати и бездной погибели, между материальным и идеальным,чувственно-эмоциональным и интуитивно-интеллектуальным, конечным и бесконечным,между жизнью и смертью.
Философское знание средних веков принято условно разделять на несколькопериодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередькаждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.

Глава 1. Патристика. Понятие о патристике и её основныеособенности
 
Свое название патристика получила от латинского слова «патрис»,означающее «отцы церкви». Обычно патристикой называют совокупность учений отцовхристианской церкви II – VII вв. Понятие «отец церкви»формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально «отцом»именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом.Развитие христианской догматики и доктринальные споры побудили уточнить этопонятие и были установлены четыре существенные характеристики «отца церкви»: 1)святость жизни, 2) древность, 3) ортодоксальность учения и 4) официальноепризнание церкви.
Патристика – название собирательное и достаточно условное. Когда мыговорим о патристике как целом духовном явлении, мы всегда имеем ввиду норму, ане исключение. Норма же определяется глубочайшим единством принципов,составляющим важнейшую особенность патристики. Истина в патристике – достояниене индивидуальное, но корпоративное; она принадлежит не тому или иному автору,но всему христианскому сообществу. Авторитет всякого отца церкви объясняетсявовсе не его личной оригинальностью, не тем, что он предложил особую ни на чтоне похожую позицию или сверхоригинальное решение проблемы, но тем, что егомысли находятся в согласии с традицией, освящённой апостольским и церковнымавторитетом. Эта традиция предпочитает для себя максимальную единовидность и, всвою очередь, подкрепляется согласием отцов. Отец церкви более всего велик там,где он согласен с другими авторитетными отцами. «Согласие святых отцов», такимобразом, является важнейшим источником авторитета (после Писания ипостановлений Вселенских соборов)
С точки зрения самих отцов, патристика – это не «набор» и даже не «совокупность»отдельных учений, но единое учение, раскрываемое и излагаемое различными отцамицеркви с различной полнотой и глубиной. Если, однако рассматривать патристику«извне», отвлекаясь от её собственных критериев и правил, то можно на фоневнутреннего единства этого явления увидеть всё богатство и разнообразие егосоставляющих, оценить уникальность каждого представителя патристики и егонеповторимый вклад в целокупность учения. Для исследователя, желающего остатьсябеспристрастным, патристика может предстать и как разнообразие личных позиций,и как и как многоплановый духовный феномен. Отсюда следует, что само понятие«патристика» имеет как минимум два значения: прежде всего, это особая формапостроения христианской культуры и одновременно её саморефлексия; во-вторых,это специальная научная дисциплина (её можно также назвать «патрологией»),которая изучает патристику в первом её значении.
Взятая в этом значении, патристика есть весьма сложноеявление, а потому сочинения отцов церкви могут рассматриваться по крайней мерес трех точек зрения: догматико-теологической, историко-литературной или (как вданном случае) историко-философской. С последней точки зрения, патристика естьпо преимуществу совокупность принципов и методов христианского философствования.
Как историко-философский феномен патристика — это прежде; всего синтезрелигиозных ценностей христианства и эллинского философского наследия. Но такое определение имеет слишком общий характер, а потомунуждается в ряде уточнений. В свое время известный знаток патристики А. Гарнак,выражавший взгляды протестантских кругов, определил культурный синтез какпрогрессирующую эллинизацию первоначального христианства. В III в., указывал он,христианство ни идейно, ни тем более организационно не походило на самое себяпри Христе. Возражая Гарнаку, многие авторы (преимущественно католики) впали впротивоположную крайность, утверждая, что патристика гораздо меньше зависела отгреческой философии, чем может показаться, и что вернее говорить о«христианизации эллинизма, но вряд ли об эллинизации христианства».Полярная противоположность оценок лучше всего говорит о противоречивомхарактере межкультурного синтеза и о том, как трудно оценить все существенныефакторы этого процесса, не абсолютизируя одну из его сторон.
В связи с историческим развитием патристики от истоков куниверсальным теологическим системам зрелого периода нужно говорить о сменефилософских парадигм. Первоначально влиятельный стоицизм (порой выделяют дажеособый «стоический» период патристики уступает с Оригеном на Востоке, Амвросиеми Августином на Западе свое место платонизму. Важнейшие идеиантичной философии были суммированы на основе платонизма в наиболее мощной исинтетической системе античности — неоплатонизме. Вот почему самые зрелые иразвитые теолого-философские учения патристики больше всего напоминаютнеоплатоническую систему и охотнее всего обращаются именно к ней как кисточнику философских парадигм.
Два наиболее общих метода обращения с этими парадигмами таковы. Вхристианской теологии Бог столь же непостижим для человеческого ума, как внеоплатонической теологии — запредельное единое (притом разумеется, что Богхристиан решительно отличается от абсолютно безличного первоначаланеоплатоников). Поэтому в конечных своих основаниях и христианское, инеоплатоническое философствование имеет отчетливо выраженный апофатический («отрицательный»)характер: выясняя прежде всего, чем Бог не может являться, такоефилософствование всегда есть попытка описать неописуемое и выразитьневыразимое. Конечное основание бытия принципиально недоступно разуму: к Богуприближает только вера. Здесь коренятся важнейшие проблемы христианскогосознания и прежде всего — соотношение разума и веры, разума и авторитета. Здесьже заключен источник тех трудностей, с которыми сталкивается всякая попыткавыразить содержание религиозного сознания и любую теологическую проблематику христианстваязыком философии. Однако принципиальная непостижимость Бога не исключаетвозможности делать предположения о тех проявлениях Его Существа, которые (поидее) могут быть доступны разуму и чувству человека. Таково основание «катафатической»(«положительной») теологии, в русле которой решаются вопросы христологии,происхождения и познаваемости мира, назначения человека, т.е., всего, чтосоставляет содержание космологии, антропологии и этики. Нет нужды говорить отом, что оба этих метода нельзя совершенно обособить друг от друга; напротяжении всей истории патристики они всегда использовались параллельно (хотятот или другой мог предпочитаться сообразно уровню и направленности учения).Общее правило звучит приблизительно так: чем выше, отвлеченнее и изощреннее (в философскомплане) учение того или иного отца церкви, тем сильнее тяготеет оно капофатической теологии.
Перечисленные общие особенности объединяют патристику сосхоластикой, которая в большинстве отношений может считаться продолжениемпатристики. Недаром такой известный знаток средневековой философии, как Э.Жильсон, начинает свое изложение с патристики. Однако в схоластике особое значениеприобретает метод применения философских конструкций и понятий, а самофилософствование начинает постепенно освобождаться от догматической оболочки.Во-вторых, схоластика в большей мере опирается на Аристотеля, тогда какпатристика в целом ориентирована на Платона.
 Перечисленные особенности нужно учитывать и при традиционномделении патристики на греческую и, латинскую, или (что несколько более условно)на восточную и западную. Помимо чисто языкового критерия (который применим нево всех случаях), мы должны иметь в виду, что греческой патристике, опиравшейсяна изощренную платоническую метафизику, свойственно большее внимание к высокойтеологии. Для латинского Запада, исторически и географически удаленного открупных центров греческой философии, характерен интерес к проблемамхристианского социума и христианского индивида, т.е. к антропологии,психологии, этике и праву.
Наконец, особый круг вопросов связан с хронологическимделением патристики. Обычно она делится на раннюю (П-Ш вв.), зрелую (IV-V вв.) и позднюю (конец V-VIII вв.). Будучи переходнымпериодом между античной и средневековой философией, патристика как внутреннецельное духовное течение почти лишена (в отличие от социально-экономическихявлений этого периода) признаков «промежуточности», «переходности» и разделяетсо схоластикой основные особенности средневекового образа мышления. Поэтому кпатристике с известными основаниями можно отнести большинство христианскихавторов вплоть до X или даже до XII в. на Западе, а на Востоке — еще более поздних.Вместе с тем, патристику и схоластику можно рассматривать как два большихпериода христианского философствования, и имеет смысл считать патристику«христианской античностью» в отличие от «христианского средневековья» Согласнообщепринятому взгляду, патристика захватывает последние века античности изавершается той эпохой, когда на Западе уже появляются авторы, обычнорассматриваемые в средневековой философии.

Глава 2. Схоластическая философия
 
Слово схоластика происходит от лат. Schola, школа, или ближе, от производного «Scholasticus» — школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся вшколах средних веков. По общему своему характеру схоластика представляетрелигиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросоврелигиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнегопериода греческой философии, а в смысле применения философских понятий иприёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которогопредставляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Имея в видупутём такого применения сделать доступным разуму содержание веры, схоластика ипатристика тем отличались одна от другой, что для последней этим содержаниемслужило Св. Писание и для догматической формулировки собственно откровенногоучения она пользовалась философией — тогда как для схоластики содержание верызаключалось в установленных отцами догматах и философия применяласьпреимущественно к уяснению, обоснованию и систематизации последних. Отношение междусхоластикой и патристической философией точнее можно определить так: перваяосуществляет и развивает то, что не достигло ещё осуществления и развития впоследней, хотя и находилось в ней в качестве зародыша. Философствованиесхоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех ученийантичной философии, которые сохранились до средних веков. В этом двойномбогословско-философском предании высшее место, конечно, принадлежало церковномуучению. Философы говорили, что философия — служанка богословия. Почему? Во-первых, она давала теологии научную форму;во-вторых, из неё теология извлекала те истины разума, на основе которых онамогла возвыситься до спекулятивного разумения христианских тайн, насколько оновообще доступно человеческому духу. В начале схоластического периодафилософская мысль ещё не стоит в рабском подчинении церковному учению. Взглядна философию как на служанку богословия хотя и не проводился строго всемисхоластиками, однако выражал, можно сказать, господствующую тенденцию времени.Тон и направление всей духовной жизни в средние века давала церковь.Естественно, что и философия в это время принимает теологическое направление исудьба её связывается с судьбою иерархии: с возвышением последней и онадостигает высшего расцвета, с падением её — падает. Отсюда историки выводят инекоторые другие черты схоластической философии.
Учреждения практического характера должны представлять собою строгоорганизованную систему: это — одно из условий их процветания. Поэтому икатолическая иерархия в период своего постепенного возвышения была озабоченасобранием в систему канонических правил, которые должны лежать в основе еёстроя. Такое систематизаторское стремление отражается и на философии среднихвеков, которая тоже стремится к системе и на место опытов фрагментарного,носящего более или менее случайный характер патристического философствованиядаёт ряд более или менее цельных систем. Особенно это обнаруживается в цветущеевремя схоластики, когда появляются богословско-философские системы АльбертаВеликого, Фомы Аквинского и Дунса Скота.
Другая черта схоластической философии — это её тяготение к форме, кформальной обработке понятий, к построению формальных выводов. Схоластикунередко упрекают в излишнем, пустом формализме. Упрёки эти не лишены основания;но нужно иметь в виду, что такой формализм был неизбежен. В другие временаперед мыслью стояло богатство и разнообразие опытного содержания; наоборот,материал, над которым оперировала схоластическая философия, был ограничен, исвежие умственные силы новых народов должны были найти себе исход в усиленнойформальной работе.
Общая задача заключалась в том, чтобы усвоить полученные от античногомира памятники философской мысли и применить их к потребностям времени.Философские учения древности делались достоянием средних веков постепенно;сначала из них были известны только скудные отрывки. В первое время являлась,таким образом, задача восполнить пробелы в философском предании, а потомтребовалось уже согласить не всегда согласные между собою философскиеавторитеты древности. Нужно было, кроме того, применить философию к богословию,определить и обосновать отношение разума к вере, найти истинам веры разумноеобъяснение и в конце концов создать философско-богословскую систему. Все этопобуждало средневековую мысль главным образом к формальной работе, хотя,конечно, приводило её и к новым выводам материальным, почему в философствованиисхоластиков несправедливо видеть только одно повторение на разные ладысказанного Августином и Аристотелем.
2.1 Периодизация схоластической философии
1.  Ранняя схоластика (IX—XII века),стоявшая ещё на почве нерасчленённости, взаимопроникновения науки, философии,теологии, характеризуется оформлением схоластического метода в связи сосмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельностирассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители схоластики:в Германии — Рабан Мавр, Ноткер Немецкий, Гуго Сен-Викторский; в Англии — Алкуин,Иоанн Скот Эриугена, Аделард из Бата; во Франции — Абеляр, ГильбертПорретанский, Иоанн Сольсберийский, Бернард Шартрский, Амальрик из Бена; вИталии — Пётр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура.
2.  Средняя схоластика (XIII век)характеризуется окончательным отделением науки и философии (особеннонатурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышлениеучения Аристотеля (см. Европейская философия), имевшегося, правда, только влатинском переводе. Формируется философия больших орденов, особеннофранцисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, ФомыАквинского, Дунса Скота. Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеляи Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великихфилософско-теологических энциклопедий. Другие главные представители схоластики:в Германии — Витело, Дитрих Фрейбергский, Ульрих Энгельберт; во Франции — Винсентиз Бове, Иоанн Жандунский; в Англии — Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, АлександрГэльсский; в Италии — Эгидий Римский.
3.  Поздняя схоластика (XIV и XV века)характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которойсхоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированиеместественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики иметафизики иррационалистического направления, наконец, окончательнымотмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой.Когда в нач. XIV века церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму,схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. Главные представителипоздней схоластики: в Германии — Альберт Саксонский, Николай Кузанский; воФранции — Жан Буридан, Николай Орезмский, Пётр д’Альи; в Англии — Уильям Оккам;в Италии — Данте. В период Гуманизма, Возрождения, Реформации схоластикаперестала быть единственной духовной формой западной науки и философии.Неосхоластика защищает примат христианской философии. Схоластически и —соответствующий методу схоластики; в отрицательном смысле — хитроумный, чисторассудочный, спекулятивный. />/>
/> 

Глава 3. Основные идеисредневековой философии
 
Средневековая философиябыла неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианскиеидеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии –теоцентризм.
Теоцентризм: В соответствии с принципомтеоцентризма в средние века центром всего являлся Бог. Бог являлся источникомвсякого бытия, блага, высшую цель жизни видели в служении Богу. В средние векабог и религия — вот главные объекты философии, именно бог и религия изучались вто время ее служителями. Принцип теоцентризма с его всеохватностью вынуждалсредневековых философов рассматривать и уточнять такие понятия, как бытие,сущность, существование, свойство, качество.
Монотеизм: В отличие от античного многобожия –политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.
Идея богочеловека: В средние века человека лишь тольконачал осознавать свою специфичность. Идея исключительности человека в полноймере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ееприходится на средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. ИисусХристос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий уобыденному, чем его отец.
Креационизм: Идея сотворения мира Богом изничего. Если творит бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек.Однако существовала и противоположная точка зрения о том, что творчество –прерогатива исключительно Бога, а со стороны людей это считалось богохульством.Такого рода представления сдерживали развитие техники.
Идея креационизма возвышает Бога над природой. В отличие от античныхбогов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, поту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческоеначало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; всредневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечноебытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие изгреческих философов.
Из идеи креационизма следует так называемый монистический принцип: естьтолько одно абсолютное начало — Бог, а все остальное — его творение. Подлиннымбытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античныефилософы надеяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чегодругого не зависит и является источником всего сущего. Аврелий Августин(354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшаяформа, высшее благо.
Провиденциализм: Провиденциализм – понимание историикак осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. История понимается как «путь кЦарству Божию» – судьба мира предопределена, и окончится апокалипсисом. Изразличных вычислений назывались разные даты грядущего Страшного суда – егождали и в 1491, и в 1666, и в другие годы, однако, как мы видим, эти вычисленияоказались ошибочными.
Идея заповедей: Заповеди – договор между богом ичеловеком, первый список преступлений, которые может совершить человек.Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель илигосударство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не даетчеловеку нарушить их.
Идея первородногогреха: Адам и Еванарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны изэдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человекдоказал свое право на самоопределение.
Идея воскресения души: На место веры в переселение душприходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажетсявновь не на бренной земле, а в лучшем мире — Царстве Божьем. Жизньрассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению свечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.
Идея святости тела: Свята не только душа, но и тело.Христос состоит из плоти и крови, как и человек.
Идея всеобщегоравенства: Все людиравны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога ирелигии нет крестьянина или короля – есть только христианин.
Символизм.Средневековая герменевтика: Средневековый человек везде видел символы. Угреков символ (цимболон) означал знак благодарности, две половинки предмета,разделенного между людьми. Символ — намек на утраченное единство. В средниевека символ — это своеобразный вызов умению человека находить скрытое значениетого или иного предмета.
Простой людобходился магическими образами, в этом духе он осуществлял таинства, молился,считал яблоко символом зла, белую розу – символом Девы, прозрачный берилл,пропускающий свет, — образом христианства, красный сардоникс – образом,символом пролившего свою кровь за людей Христа. Весь мир представал какогромное многообразие символов.
Что касается ученых мужей, то они стремились выработать особыйинструментарий для постижения скрытых значений символов. Символизм, конечно же,не был чужд и античности, достаточно вспомнить, как тогдашние философыстремились в вещах рассмотреть идеи, как стоики в своем подчинении року считалиего неочевидным смыслом. Но только в средневековье благодаря успехам философиисимволизм становится принципом философии, ее существеннейшей характеристическойчертой. Впоследствии эта черта философии в значительной степени утрачивается,сходит на нет. Символизм оказывается по существу своему необычайно важнымпринципом философии. В религиозной форме это было впервые обозначеносредневековыми философами. Им, следовательно, суждено было стать нашими первымиучителями в деле символизма.
Каков же путь нахождения скрытых символов, как их обнаружить? Сэтой целью использовали некоторые приемы толкования религиозных текстов(экзегеза), равно как и вообще любых текстов (герменевтика). Понятно особоевнимание к текстам. Ведь считалось, что все тайны бытия содержатся в священныхписаниях, особенно в тексте Библии. Текст, слово — главный объект анализа.Обычно анализ проходил четыре стадии: этимологический, семантический,концептуальный и спекулятивный. На стадии этимологического анализа обсуждалосьпроисхождение слов, их привычные, первоначальные значения. Семантическийанализ, особенно если это касалось священных текстов, был нацелен наморализование, выяснение морального смысла жизни. Концептуальный анализпретендовал на выяснение хода мыслей автора текста. На спекулятивной стадиивыясняли следствия из усвоенного, комментатор занимался системотворческойдеятельностью, между прочим рискуя войти в противоречие с воззрениямиавторитетов.
Средневековая философия была особенно внимательна к символикеслов. Это и понятно, ибо средневековая символика начиналась с текстов Библии,т.е. со слов. Для Данте слово было всеобщим знаком, символом. Отсюда становитсяболее понятным библейское «Вначале было Слово». Но что есть слово? Что оноозначает? В этой связи и разгорелся знаменитый «спор об универсалиях» междуноминалистами и реалистами, позволивший значительно уточнить восходящий к Платонуи Аристотелю вопрос о соотношении единичного и общего.
Реализм и номинализм: Длясредневековой философии характерны 2 течения: реализм и номинализм. Подреализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностьюобладают только общие понятия, или универсалии. Согласно средневековым реалистамуниверсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественномразуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познавать сущностьвещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Для многихреалистов познание возможно лишь при помощи разума, так как лишь разум способенпостигать общее.
Противоположноенаправление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носилоназвание номинализма от латинского слова «nomen» — имя. Согласно этому учению общие понятия — толькоимена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуютсянашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для ряда вещей.Например, понятие «человек» получается откладыванием всех признаков,характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, чтоявляется общим для всех: человек — это живое существо, наделенное разумомбольше, чем кто-либо из животных, у него одна голова, две ноги и прочее.
Изучив основные положенияфилософии Средних веков, стоит повторить, что средневековая философия в целомтеоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом иопределяются через него.
Некоторые номиналистыдаже доказывали, что общие понятия не более чем звуки человеческого голоса. Наэтом особенно настаивал философ Росцелин. Он доказывал, что общие понятия неболее чем звуки человеческого голоса. Реально только единичное, а общее — лишьиллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
Споры и публичныедискуссии между реалистами и номиналистами сплошь и рядом выводили отношения зарамки теологии. Постепенно стали обсуждать философские проблемы, что вызвалонедовольство церковной верхушки. 
 

Заключение
 
Проанализировав основныеположения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия вцелом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены сБогом и определяются через него.

Списокиспользованной литературы
1. В. А. Канке. Философия.Исторический и систематический курс: учебник. 3-е издание. М.: «ЛОГОС» 2000 г.
2. А.А. Радугин.Философия. Курс лекций. М.: «ЦЕНТР» 1999 г.
3. «История философии: Запад – Россия– Восток» (книга первая: философия древности и средневековья); г. Москва, 1996год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.