Реферат по предмету "Философия"


Философия Пифагора и Гераклита

ПИФАГОРЕИЗМ, религиозно-философское учение в Др. Греции 6-4вв. до н. э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе какоснове всего существующего. Числовые соотношения — источник гармонии космоса,структура которого мыслилась в пифагореизме как физико-геометрическо-акустическоеединство (см. также Гармония сфер). Пифагореизм внес значительный вклад вразвитие математики, астрономии (утверждение о шарообразности Земли) иакустики. Вместе с орфиками пифагорейцы учили опереселении душ (см. Метемпсихоза) и разработали сложную систему культовыхзапретов («пифагорейский образ жизни»).
 «Золотые стихи»Пифагора
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ, система отношений звуков по высоте. Тотили иной музыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которыхпоказывает отношение частот колебаний верхних и нижних звуков интервала. Дляодноголосной музыки ряда европейских народов типичен Пифагоров строй, в которомв качестве основы используется чистая квинта с отношением частот 3:2. Примернос 16 в. в многоголосной  музыкераспространился т. н. чистый строй. В нем, кроме квинты, основанием служитбольшая терция (5:4). К нач. 18 в. утвердилсяравномерно-темперированный строй, в котором чистая октава (2:1) поделена на 12равных полутонов (см. Темперация).
ПИФАГОРОВЫ ЧИСЛА, тройки таких натуральных чисел, чтотреугольник, длины сторон которого пропорциональны (или равны) этим числам,является прямоугольным, напр. тройка чисел: 3, 4, 5.
ПИФАГОР Самосский (6 в. до н. э.), древнегреческий философ,религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик.Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательствотеоремы Пифагора и др.


ГЕРАКЛИТ Эфесский (лат. Heraclitus, греч. Ираклитос)(около 550 до н.э., Эфес, Малая Азия — около 480 до н.э.), древнегреческийфилософ, один из крупнейших представителей ионийской школы философии.Первоначалом сущего считал огонь. Создатель концепции непрерывного изменения,учения о «логосе», который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость»,«вечность». Гераклиту приписывалось знаменитое изречение «нельзя дважды войти водну и ту же реку». Наряду с Пифагором и ПарменидомГераклит определил основы античной и всей европейской философии. Выявляявсестороннюю загадочность знакомого мира мифа, обычая, традиционной мудрости,Гераклит открывает само бытие как загадку.
Коренной житель Эфеса, сын Блосона,Гераклит принадлежал к древнему аристократическому роду, восходящему коснователю Эфеса Андроклу. Благодаря происхождению Гераклитобладал рядом «царских» привилегий и потомственным жреческим саном при храмеАртемиды Эфесской. Однако в его годы жизни власть вЭфесе уже не принадлежала аристократам. Философ не участвовал в общественнойжизни города, он отказался от своих титулов, резко отрицательно отзывался огородских порядках и презрительно относился к «толпе». По его словам, «эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всехпоголовно» за то, что они изгнали его друга Гермодора,«сказавши: «Среди нас никто да не будет наилучшим»». Законы города он считалстоль безнадежно плохими, что отказал согражданам в просьбе дать им новые,заметив, что лучше играть с детьми, чем участвовать в государственных делах.
Гераклит не покидал Эфеса и ответил отказом на приглашенияафинян и персидского царя Дария. По некоторым свидетельствам, Гераклит былучеником Ксенофана и Гиппаса-пифагорейца,по другим же — не был ничьим учеником, но все «узнал от себя самого».Многочисленные анекдоты о смерти Гераклита основаны на некоторых егоизречениях, превратно истолкованных и передаваемых понаслышке.
Главный труд Гераклита – книга «О природе» сохранилась вотрывках, но обширно цитируется в работах позднейших античных философов(Платона, Аристотеля и др.). Эта книга состоит из трех частей: о природе, о государствеи о боге, и отличается оригинальностью содержания, образностью иафористичностью языка. Вместе с тем книга трудна для понимания, за что уже вантичные времена Гераклит получил прозвище Скутинос(Темный).
Основная идея Гераклита заключается в том, что в природе нетничего постоянного. Все в природе подобно движению реки, в которую нельзя войтидважды. Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние. Символическимвыражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь естьнепрерывное самоуничтожение, он живет своей смертью. Гераклит ввел новоефилософское понятие – логос (слово), подразумевая под этим принцип разумногоединства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположныхначал. Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления(«раздор есть отец всего»).Человеческий разум и логос имеют общую природу, нологос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого являетсячеловек.
Традиция сохранила образ Гераклита-мудреца, высокоумногоодиночки, презиравшего людей (и тех, кто славился в качестве мудрецов), занепонимание того, что они сами говорят и делают. Истолковав учение Гераклита вдухе расхожей мировой скорби о скоротечности жизни и всего в мире, популярнаяфилософия видела в нем прототип «плачущего мудреца», подобно тому как в Демокрите находила тип «мудреца смеющегося». МудростьГераклита, отрешенная от многознающего невежествалюдей и живущая в соседстве с простой мудростью бытия, запечатлена характернойсценой: некие странники, пожелавших взглянуть на прославленного мудреца,останавливаются на пороге убогого жилища, смущенные зрелищем невзрачногочеловека, который греется у очага. «Входите, слышат они, и здесь тоже обитаютбоги» (Аристотель, «О частях животных»).
Гераклит изъяснялся столь сжато и многозначно. Его изречениячасто подобны фольклорным загадкам или речениям оракула, который, по словамГераклита, «… и не говорит, и не утаивает, а подает знаки». Одни полагают,что, написав свое сочинение («Музы» или «О природе») нарочито темно и отдав егона хранение в храм Артемиды Эфесской, Гераклит будтобы хотел уберечь его от невежественной толпы. Другие видят здесь именно ясновыраженную темноту и загадочность того самого, что подлежит сказыванию.Аристотель объясняет темноту речений Гераклита их синтаксическойнеопределенностью, вследствие чего высказывание можно прочитать по-разному.Изречения Гераклита в самом деле обнаруживают продуманное строение, особуюпоэтику. Они насыщены аллитерациями, игрой слов, внутренне связаны хиазмами,инверсиями, бессоюзным синтаксисом или паратаксисом, характерным для строявнутренней речи, речи, обращенной не столько к другим, сколько к себе, слушающейсебя, готовой к переосмыслению, к возвращению в стихию мыслящего молчания.Когда трагик Еврипид спросил Сократа о сочинении Гераклита, тот ответил: «Чтопонял великолепно, чего не понял, думаю, тоже, а впрочем, нужен прямо-таки делосский ныряльщик».
Вопрос, на который отвечает Гераклит, как все есть одно, иличто такое (одно) бытие (множественного) сущего? Самый известный ответ на этотвопрос состоит в тезисе «все течет, ничто не покоится». В существовании многоготечет (проистекает, происходит) единое бытие. Быть — значит постоянностановиться, перетекать из формы в форму, обновляться, подобно тому, как та жесамая река несет новые и новые воды. Другой метафорой бытия как постояннопроисходящего оказывается у Гераклита горение, огонь. Строй самодовлеющего мира(«космос») есть «вечноживой огонь, мерновозгорающийся, мерно угасающий». Единое бытие словно разгорается множествомсущего, но и гаснет в нем, равно как и сущее, разгораясь бытием, гаснет в егоединстве.
Еще одна метафора того же самого — игра: каждый раз новаяпартия той же самой игры. Становление и постоянство, множественностьсуществующего и единство бытия совмещаются, когда поток мыслится впадающим всамого себя, возгорание и угасание, начало и конец совпадают. Единое бытиемножества, мыслимое как поток, впадающий в самого себя, или горение, гаснущее вмеру разгорания, точнее (и загадочней) передаетсяуяснением целого как внутренней взаимосвязи противоположного: бытие (течение)ночи и дня есть взаимооперетекание и внутреннеесоприсутствие, жизнь живет противоборством смерти, но этим же «живет» и смерть;взаимны бессмертие бессмертных и смертность смертных; противоборствующее этимсамым противоборством прочно сцеплено в единую гармонию существования, котораяподобна «гармонии лука и лиры». Мир как противоборство противоположногоГераклит передает образом мира-схватки, мира-сражения («полемос»).«Нужно знать, что сражение всеобще, и тяжба правда, и все становится тяжбой и взаимообязанностью». «Война отец всех, царь всех: одних онаобъявляет богами, других людьми, одних творит рабами, других свободными».
Образ всеобщего сражения, которым охвачено все сущее в целоми в котором каждое сущее схвачено в том, что собственно оно есть, оказываетсятакже и образом понимания всего и каждого. Таков всеобщий ум в отличие отчастных недо-разумений, единая и единственнаямудрость, соответствующая складу самого сущего, тому, как множество сущегослагается в единство бытия. Этот склад, «слог» подобен тому, как из множестваслов слагается единое слово поэмы, космос речи, несущей в себе «образ мира вслове явленный» (Б. Пастернак). Отсюда тема «логоса », имеющая, судя понекоторым фрагментам, особое значение для Гераклита. Сочинение («логос»)Гераклита открывалось словами: «Относительно этого логоса сущего всегда непонятливылюди...». Аристотель поясняет на этом примере «темноту» Гераклита: если«всегда» относить к «сущему», речь, кажется, идет о «логосе» самого сущего,если же к «непонятливы», то имеется в виду просто сочинение Гераклита. Ноименно эта двусмыслица и важна для Гераклита. Греческое слово «логос» значит«слово», «речь», «сочинение», «отчет», но так же и само подотчетное, «положениевещей», «соотношение сил». «Логос»-слово о целом призвано передать, как всесложено в целостность «логоса»-бытия. «Не мне, а «логосу» внимая, мудросогласиться: все есть одно». «Логос» — это форма, то общее, что позволяетпередать склад вещей соответствующим складом речи. Отсюда «темнота» изреченийГераклита: бытие, происходящее в противоборстве вещей, схватывается мыслью,живущей противоречием речей.



Написал: Полуянов А. В.
Проверил: Петрова М. А.
2006 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности внутреннего строения, размножение и классификация моллюсков
Реферат Оцінка можливостей витоку акустичної інформації для контрольованого приміщення
Реферат Sockuck Essay Research Paper The ABC
Реферат Воспитание культуры толерантности в общеобразовательной поликультурной школе
Реферат Международно правовое регулирование защиты личности в случае вооруженного конфликта
Реферат Третьяковская галерея
Реферат Soliloquy For Judas Essay Research Paper A
Реферат Деятельность и теоретические основы благотворительных организаций в современной России, их взаимоотношение с органами различных государственных структур
Реферат Цицикарский протокол 1911гОсновы взаимоотношений России и Китая в начале 20 в
Реферат Нарушение периферического кровообращения
Реферат Деятельность школьного психолога
Реферат Life And How To Live It Essay
Реферат Анализ изучения рынка цен на поставку промышленной стиральной машины для нужд муз "Муромская городская больница №2" в 4 квартале 2011 год
Реферат Шура-и-Улема
Реферат "Город неправильных отступлений" в прозе Чехова