Реферат по предмету "Философия"


Феномен духовного мира человека

Содержание1. Феномен человеческой духовности2. Мировоззрение и его роль в жизни человека3. Становление духовного мира человекаБиблиографический список
1. Феномен человеческой духовности
Духовность являетсяспецифической особенностью человека. Она проявляется у всех людей в видеобщечеловеческой исходной потребности в ориентации на высшие ценности. До сихпор не решен вопрос: имеет ли духовность божественное происхождение илиявляется следствием социально-исторического бытия человека. Однако ни у кого невызывает сомнений, что духовность является чисто человеческим феноменом.
Духовность является важным понятием,используемым при характеристике внутреннего мира человека. Для теории ипрактики социальной работы очень большое значение имеет решение вопросов,связанных с духовностью, так как именно это качество является базисным вхарактеристике личности социального работника и определяющим фактором егоуспешного взаимодействия с клиентами.
Исторически сложилось дванаправления в понимании духовности: религиозное и секулярное. В религиозномпонимании духовности за ее основу принимается вера в Бога. Согласнорелигиозному воззрению, Бог внутри нас. Он и есть дух. Духовность проявляется впереживании человеком непосредственной связи с божественным началом. Врелигиозном понимании духовности можно выделить три составные части:
1. Духовность естьсопричастность человека к святости.
Согласно христианскойтеологии, единый Бог выступает в трех неслиянных и нераздельных лицах. Это Бог– Отец, Бог — Сын и Бог – Дух Святой. Святой Дух управляет духовно-нравственнойсферой жизни людей. По воле Бога Святым Духом наделен каждый человек, которыйизначально при определенных условиях может обрести духовность. Поэтомудуховность есть сопричастность к святости. Под святостью понимаетсянаполненность Святым Духом, божественность, совокупность всех христианскихдобродетелей.
2.Духовность естьвыполнение общечеловеческих нравственных норм (норм Священного писания).
Признаком высокой духовностиявляется стремление и умение поступать в соответствии с этими ценностями.Нравственные ценности Священного Писания сформулированы в Десяти заповедяхГосподних Ветхого Завета и в Дарах и в Плодах Святого Духа Нового Завета. ВВетхом Завете на первое место поставлена вера, убежденность в существованииВысших божественных сил. Особое внимание уделяется почитанию родителей,стремлению доставить им радость и утешение, помогать в нужде, беречь их вовремя болезни и в старости.
Общеизвестны библейские заповеди,запрещающие убивать, отнимать и захватывать чужое имущество, ложносвидетельствовать в суде, клеветать на другого, завидовать чужому добру ижелать зла ближнему.
В первом Посланииапостола Павла к Коринфянам говорится о дарах духовных, данных на пользу людям.Первостепенное значение здесь имеет мудрость. Важнейшим признаком духовностиявляется наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленногоогромного жизненного опыта. Среди Даров Святого Духа важное место занимаетмудрость, знания, дальновидность, большой жизненный опыт, вера, любовь.
Особое значение имеетлюбовь. Даже если человек обладает всеми Дарами Божьими, но не имеет любви,такой человек не приносит пользы. Ибо закон Божий выражен одной фразой: «Любиближнего своего как самого себя».
В послании к Галатамапостол Павел к Плодам Святого Духа относит любовь, радость, мир,долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Все ониотносятся к общечеловеческим моральным нормам Святого Духа, признакамдуховности.
3. Духовность естьпостоянное совершенствование себя..
В этом отношении можносказать, что духовность есть результат действий Духа, продукт борьбы тела, душии духа. Духовность – это победы Духа над Телом и Душою.
Светская интерпретациядуховности имеет две версии. Первая – связывает понимание феномена духовности спроявлением внутренней свободы, воплощающей высшие идеалы добра, красоты,истины и веры. Во второй версии духовность понимается как мир субъективностичеловека. Духовность в светском современном понимании является работой нетолько по освоению, но и производству смыслов, которые оказывают гуманизирующеевлияние на социальное самочувствие и поведение людей.
Следует отметить, чтохристианская и светская трактовка духовности предполагает духовноесовершенствование человека, гуманное и ответственное отношение к другим людям.Общим является также утверждение, что цели и смысложизненные ориентиры человекаукоренены в системы надиндивидуальных ценностей.
Являясь одной изсущностных характеристик человеческого бытия, духовность вкультурно-антропологическом измерении выражается в следующем:
а) духовностьпредполагает устремленность человека к возвышению над чувственнымиудовольствиями и корыстными интересами;
б) внутренняясоотнесенность собственного бытия с вечностью;
в) духовностьассоциируется с нравственными (доброта, бескорыстие, способность ксамопожертвованию), эстетическими (способность к творчеству, переживаниюпрекрасного, возвышенного и героического) и интеллектуальными (поиск истины,служение науке) началами в жизни человека.
Характеризуя духовность, П.В.Симонов, П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский отмечают: во-первых, духовность есть такоесостояние личностного сознания, при котором умелое использование духовныхценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь кним.
Во-вторых, религиозная исветская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня –страсти к добру как желанию блага для других. Духовность есть обретаемое вжизни качество гуманистической личности.
В-третьих, духовностьесть абсолютное позитивное свойство человеческого рода. Она развиваетсяусилиями самой личности при благоприятных общественных условиях.
В-четвертых, духовностьозначает гармоническое сочетание эмоционального и интеллектуального началсознания личности. Неистребимая жажда «познать самого себя», найтиназначение в мире и составляет движущий нерв всякой духовности.
Не ставя целью выявлениевсех точек зрения на трактовку духовности, ограничимся следующей ееформулировкой. Духовность — это проявление социокультурно обусловленной внутреннейкультуры человека, определяющей направление и формы творческой и свободнойреализации его сущностных сил в сфере смысложизненных ценностей.
Духовность является силой,устремляющей человека ввысь по пути освоения высших ценностей, таких, какистина, добро, красота. Она предполагает внутреннее прочувствование человекомэтих ценностей и использование их в качестве ориентиров жизнедеятельности. Духовностьпредставляет внутреннее активное начало, направленное как вовне, так и вовнутрьчеловека. Первое направление связано с воздействием на внешнюю среду, социум,второе — предполагает деятельную активность по преобразованию своеговнутреннего мира.
Наиболее существеннымичертами духовности являются: способность к восприятию высших ценностей –истины, добра, красоты: первенство нравственных начал над материальными иплотскими влечениями и интересами; неприятие насилия, индивидуализма и эгоизма;обретение смысла жизни, гармонии, согласия с собой и миром.
Отметим также своеобразиепроявления духовности, обусловленное русским характером. Русская духовность –это человеколюбие на грани самоотречения, это «всемирная отзывчивость»(А.С. Пушкин). Это страдание за других, великодушие, совестливость,застенчивость, это «интернациональный национализм, самопожертвенность».
Употребление понятиядуховности в социальном контексте подразумевает преодоление человеком границиндивидуальной жизни, эгоизма и своекорыстия, ориентацию на общее благо,альтруизм, служение другим людям. Духовность, оформившись в личностные смыслы,актуализирует смысл жизнедеятельности людей. Она определяет совместность ихбытия, отношение людей к добру и злу, друг к другу, право на существование вэтом мире другого.
Согласно учению Гегеля,сущность человека и человеческого общества – в их «духовности», лежащей(как свободы) за пределами природной необходимости. Сам «дух»выступает при этом в троякой форме: субъективной (личность), объективной(общество и государство) и абсолютной (культура). Гегель противопоставлялдуховность «естественности» духовного человека – естественному, т.е.такому, который не поднялся над конечными целями, не занял сознательно позициюпо отношению к миру.
Духовный человекпонимается сейчас как творчески мыслящий, эрудированный, интеллектуально развитый.Он стремится достичь цели высшего порядка, ему не безразличны вопросы самогообщего плана: что есть мир, что есть человек, что я должен делать? Творческиразрешая эти вопросы, духовный человек занимается жизнетворчеством всоответствии со своими взглядами и убеждениями. К закономерностям духовногоразвития человека относятся:
Обретение веры. Вераявляется высшей потребностью человеческой жизни. Л.П. Буева отмечает: «Одуховном стержне» личности можно судить, отвечая на вопросы – во что веритчеловек? – в Бога, общество, государство, в другого человека, в самого себя".Вера является одной из внутренних, тайных сущностей человека.
2. Жизнь в соответствии сосвоим пониманием добра. Под «добром» русским человеком понималось всеположительное, хорошее, полезное, а «зло» воспринималось как нечтодурное, вредное, противоположное добру. Добро выступало как норма и принципчеловеческой жизни, как богоугодное дело.
3. Движение к болеевысокой цели. Для И. Канта высшим критерием оценки цели являлся нравственный.Исходя из этого, отметим, что цель, к которой должен стремиться человек, должнабыть высоконравственной.
Рассмотренныезакономерности образуют триединый закон духовного развития человека.
Человек высокойдуховности проявляет по отношению к другим людям такие качества, какмилосердие, любовь, доброта, сострадание, терпимость, справедливость,честность, ответственность. Подчеркнем, что именно такими качествами долженобладать специалист, работающий в социальной сфере, которому приходитсяоказывать всестороннюю гуманную помощь людям. В связи с этим духовную установкусоциального работника можно кратко определить словами М.М. Бахтина: «Быть- значит быть для другого и через него для себя».
Очень часто в жизнисосуществуют добро и зло, духовное и бездуховное. В связи с этим важно понятьту роль, какую играет в жизни человека Дух. Дух является внутренней энергиейчеловека, которая проявляется в его жизнедеятельности. Дух человека способенпривносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности всякомуиному бытию, наполнять внутренний мир человека смыслом жизни.
В. Соловьев понимал Духкак единство Истины, Добра и Красоты. Его призыв к всеединству был реакцией надеформацию Духа. Вместе с тем в ХХ веке распад Духа прогрессировал. Это былоследствием чрезмерного возрастания роли и значения в жизни человекапознавательного начала. В результате Добро и Красота вытеснялись на перифериючеловеческого бытия, их значение умалялось. Страдали мораль и эстетика. Вомногих сферах общественной жизни наблюдался упадок духовности, которая все большетеряла традиционно важную роль в мотивации и регуляции деятельности, поведениялюдей.
Надо отметить, чтобездуховность в жизни человека и общества не влечет интеллектуальной деградации,понижения материального уровня жизни людей. Она ведет к потере способностичеловека к состраданию и любви, жить по совести, в результате жизнь проживаетсямеханически, функционально.
Наиболее характерными Hz?
Бездуховность, поразившаяроссийское общество, проявляется в нарастании тенденции к дегуманизацииобщественных отношений, упадке нравов и нравственности, разгулевседозволенности, широком распространении пьянства, проституции, наркомании,преступности и насилия, узкоутилитарной мотивации в поведении людей. Вобщественном сознании утверждается потребительская мораль, детерминантамикоторой являются материальное богатство и власть. Все эти негативные явленияособенно сильно отражаются в социальной сфере. Обострение жизненных проблемлюдей происходит в условиях потери многими людьми прежних нравственныхценностей и ориентиров, жизненных смыслов как общественного, так и личногобытия, что вызывает у них чувство внутреннего протеста, ожесточенность,озлобленность, нетерпимость. Это тяжело отражается на духовно-нравственномсостоянии общества, способствует еще большей дестабилизации социума.
В этих условиях большуюактуальность приобретают вопросы воспитания духовности социальных работников,которые в своей деятельности не только решают конкретные социальные проблемысвоих клиентов, но и помогают людям осваивать новые моральные ценности и нормы,находить жизненные смыслы и духовно-нравственные ориентиры, способствуют ихдуховно-нравственному совершенствованию. При воспитании духовности у социальныхработников следует учитывать, что духовное развитие личности диалектическисвязано с социальной практикой, которая детерминирует процесс духовногостановления. Духовность, оформляясь в личностные смыслы, определяет поведениесоциального работника, его отношение к добру и злу, Вне творческой социальнойдеятельности, в процессе которой реализуются соответствующий образ мысли,чувства, действия, морально-нравственная дисциплина и ответственность, нельзясформировать духовность социального работника.
Духовность социальногоработника детерминирована социокультурно и является выражением его внутреннейкультуры. Пронизываясь принципом служения, содержательные проявления духовностисоциального работника предполагают: альтруистичность поведения, внутреннююустремленность к добру и готовность помочь ближнему.духовность бытие нравственный мировоззрение2. Мировоззрение и его роль в жизничеловека
Для социальной работы характернысубъект-субъектные отношения, в которых клиент часто играет активную роль.Поэтому ее эффективность определяется тем, в какой степени в социальномвзаимодействии учитывается внутренний мир человека, ядром которого являетсямировоззрение. Вот почему в социальной работе так важно внимательное отношениек проблемам мировоззренческого характера. В связи с этим ответим на вопрос: чтоже такое мировоззрение, какова его роль в жизнедеятельности человека?
Мировоззрение – это система взглядов на мир и месточеловека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру,другим людям, самому себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения,идеалы, принципы познания и деятельности.
Существуют различные видымировоззрения, охватывающие определенный круг вопросов: магическое,мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), философское, научное, атакже различные смешанные их типы. Мировоззрение формируется в процессевзаимодействия человека с окружающим миром и представляет собой автономную иустойчивую систему внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Оноопределяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации,оценки и поведение. Таким образом, мировоззрение представляет собой целостную,многоуровневую систему социальных установок, которая играет определяющую роль вжизнедеятельности человека. Система мировоззрения личности всегда специфична иотражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности.
Формированиеиндивидуальных особенностей мировоззрения зависит от влияния как внешних, так ивнутренних факторов жизни человека. Большое влияние на процесс становлениямировоззрения играют внешние целенаправленные общественные воздействия.Соответственно принципы социального поведения индивида во многом определяютсяспецифическими материальными и духовными условиями жизни. Вместе с тем тольковнутренняя активность субъекта, направленная на самопознание, позволяетнаиболее адекватно познавать и воспринимать социальную и природнуюдействительность. По мнению Н.А. Бердяева, дорога к внешнему миру лежит через внутренний,ибо смысл в самом человеке.
Происхождение человека,его место в мироздании, его отношение к Богу, судьба и смысл человеческогосуществования – все эти вопросы с большой глубиной и силой были рассмотрены втворчестве русских религиозных философов. Русские мыслители видели в человекене только земное, но и космическое существо, суть всей Вселенной, главнуюценность мироздания. «Каждый человек по своей внутренней природе естьнекий великий мир – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальныймир и все исторические эпохи», — писал в книге «Смысл истории»Н.А. Бердяев. Он называл человека «экзистенциальным центром мира»,наделенным «страшной и последней» свободой. Человека невозможно доконца понять разумом. Он всегда нечто большее, чем кажется в своих внешнихпроявлениях. Он являет собой в некотором роде бесконечность. И егоиррациональность и бесконечность объясняются внутренней сращенностью человека сбесконечностью духовного царства.
Для человека характерностремление к трансценденции, поиску выхода из субъективности. Этот процессможет протекать в двух вариантах. Первый вариант связан с выходом в общество сего императивными формами, ценностями и стандартами, что ведет к нивелированиюличности. Второй путь – трансцендирование, в процессе которого происходятэкзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком. В первом случае человекобезличивается, во втором – он обладает свободой, отсутствуют внешнеепринуждение и подавление, сверхличное приобретает личный характер.
Русские мыслители писали,что человек сотворен по образу и подобию Бога, однако, он является существомприродным. В его качестве он включен в круговорот жизни. Воплощая образ иподобие Бога, человек является личностью, которая находится в противостоянии смиром общего, с миром зла, она всегда свободна. Человек является загадкой, ноне как животное, не как социальное существо, а как личность. Только личностьделает человека непохожим на другие вещи мира. Появление личности позволяетобнаружить отсутствие самодостаточности мира, возможность его преодоления. Н.А.Бердяев считает, что вступление личности в мир меняет ход мирового процесса,хотя внешне это незаметно.
Проблема творческого осмысленияучения русских религиозных философов о человеке, его месте и роли в миреприобретает в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что внастоящее время происходит переоценка ценностей, устоявшихся концепций,стереотипов, взглядов на природу вещей и сущность человека. В то же время насовременном этапе развития российского общества наблюдается возрождениерелигиозного сознания, что повлекло значительное увеличение в стране количестварелигиозно верующих людей.
В общественном сознанииукрепляется авторитет православной церкви, широкое распространение получаетхристианское учение, оказывающее все более существенное влияние на взгляды иповедение людей. А это значит, что в условиях духовного и нравственноговозрождения российского общества религиозная доминанта оказывает существенноевлияние на внутренний мир многих людей и это очень важно учитывать в социальнойработе.
Социальные работникидолжны быть не только знакомы с проблемами религиозного мировоззрения, но иуметь компетентно отвечать на возникающие в процессе профессиональнойдеятельности, вопросы. Это тем более важно, что более шестидесяти процентовлюдей, получающих социальную помощь, являются носителями религиозногомировоззрения, среди социальных работников также много религиозных людей.
Следует отметить, чтодиалектико-материалистическое мировоззрение оказалось не в состоянии глубоко иадекватно объяснить окружающую действительность. В настоящее время реальностьполучает осмысление не только на уровне логического анализа, но и на уровнеэмоционально-духовного восприятия мира и человека, на уровне психологическогосинтеза тонких материй.
Новый подход к пониманию бытия обогащает пониманиесовременного гуманизма, который наделяется новым качеством, качествомхарактеризующим человека и его жизнедеятельность в космических параметрах. Всебольшее признание у зарубежных и отечественных ученых приобретает учение «космическогогуманизма», в котором будущее мира определяется высокой духовностьючеловека, преодолевающей всякую скверну, зло и насилие. Выделяют следующиеконцептуальные идеи этого направления:
— гармония человека,природы и Космоса;
— единство всего сущегово Вселенной;
— онтологическое единствоЧеловека и Бога;
— этический релятивизм идр.
Важное значение дляличного и социального поведения и самочувствия людей является решение имивопроса о смысле и цели жизни. Как писал Э. Фромм, «Человек – единственноеживотное, для которого его собственное существование является проблемой; ондолжен ее решать, и ему от нее никуда не спрятаться». В отличие от цели,которая представляет определенный рубеж, смысл жизни представляет собойнаправленность жизнедеятельности человека, реализующуюся в нравственныхценностях человека. Таким образом, смысл жизни – это объективное содержание самойжизни и одновременно – стремление к высшей цели. Обретение подлинного смыслажизни – очень сложный процесс. Смысл жизни находится в реальном бытии человека,и только здесь его можно выстрадать в процессе самоутверждения и нравственныхисканий.
Существуют различныеточки зрения на смысл жизни, порой взаимоисключающие. Согласно одной из них –существование посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личномусамоусовершенствованию, личному спасению. Другая – сводится к тому, что смыслчеловеческого существования выносится за рамки самого индивида: служение Богу,обществу, великой идее и т.д. Имеются и другие варианты ответа на вопрос осмысле жизни. По нашему мнению, при поиске смысла надо руководствоватьсяположением Л.Н. Толстого о том, что «разумный смысл жизни должен обладатьдостоинством неуничтожимости и в определенном отношении оказывается дорожесамой жизни».
При определении смыслажизни неверно противопоставлять личное и общественное, абсолютизировать одно изних. Как отмечал В. Соловьев, ошибочно видеть в жизни человечества только общиемассы, а личность признавать за ничтожный и преходящий элемент общества, неимеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя такназываемого общего интереса. Личность и общество неразрывны, они предполагаютдруг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность –сжатое, или сосредоточенное общество.
В условиях радикальныхпреобразований в социально-экономической и политической сферах российскогообщества значительно обострилась проблема смысла жизни и цели жизни.Увеличилось число людей, утративших жизненные ориентации, смысл существования,что привело не только к росту количества нервно-психических заболеваний, но и крезкому обострению многих социальных проблем (наркомания, пьянство,проституция, преступность и т.д.). И эта проблема требует серьезного анализа иоптимального решения.
В связи с этим следуетупомянуть о разработанной В. Франклом логотерапии – учении, ориентированном наисследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи впоиске и осознании смысла жизни. В. Франкл считал естественным стремлениечеловека к поиску и реализации смысла жизни, которое является основнымдвигателем поведения и развития личности. Он полагал, что смыл жизни доступенлюбому человеку. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при какихобстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. «Однако нахождениесмысла – это вопрос не познания, а призвания, не человек ставит вопрос о смыслесвоей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходитсяежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями» — писал В.Франкл.
Необходимость реализациисмысла жизни детеминирована конечностью, ограниченностью и необратимостьючеловеческого бытия. Человек, благодаря свободе воли, находит и осуществляетсмысл жизни, осуществляя тем самым самого себя. Люди, лишившиеся смысла своегобытия – это глубоко несчастные люди. Им необходима помощь. Как средство преодоленияутраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовнымсущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания иотношений. Не вдаваясь в описание технологии помощи, предложенной Франклом,отметим, что именно эти жизненно дезоринтированные люди чаще всего нуждаются всоциальной помощи.
Таким образом,мировоззрение, являясь стержнем внутреннего мира человека, играет рольсвоеобразного жизненного компаса, определяющего его решения и поступки. 3. Становление духовного мира человека
Становление внутреннегомира человека начинается в семье. Именно здесь во многом определяетсядальнейший жизненный путь человека. От того как будут складыватьсявзаимоотношения ребенка с близкими, какое влияние на него будут оказывать,какие будут условия жизнедеятельности, во многом будет зависеть развитие еголичностного потенциала. Известный мыслитель И.А. Ильин писал, что семьяявляется первичным лоном человеческой культуры. Здесь слагаются основы характерачеловека; здесь открываются в душе ребенка источники его будущего счастья инесчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из котороговпоследствии развивается великая личность, или, быть может, низкий проходимец.Именно семья оказывает огромное влияние на формирование нравственных,психологических, эмоциональных основ личности. В семье ребенок учится различатьдобро и зло, приобретает такие человеческие качества, как доброта,отзывчивость, сострадание, ответственность. Семья является важнейшим институтомсоциализации личности. Здесь человеком приобретается первый опыт социальноговзаимодействия. Социализация в семье происходит как в результатецеленаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения.
Процесс социального наученияосуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, социальный опытнакапливается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями,братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счетнаблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи междусобой.
Деформация семьинеблагоприятно влияет на развитие ребенка. Выделяют два типа деформации семьи:структурную и психологическую. Под структурной деформацией понимают нарушениеструктурной целостности семьи, что связывается с отсутствием одного изродителей. При психологической деформации в семье утверждаются негативныеценности, асоциальные установки, нарушаются личностные отношения. Все этотравмирует психику ребенка, негативно отражается на его внутреннем мире.Процесс социализации ребенка вне семьи происходит, как правило, трудно. Дети,выросшие за пределами семьи, в условиях детского дома, в общении с людьми частоконфликтны, их поведение нередко асоциально.
В результатесоциально-экономических преобразований произошло не только снижение жизненногоуровня значительной части населения, но и резко обострились социальныепроблемы, подверглись девальвации моральные ценности и идеалы. Широкоераспространение получили безработица, пьянство, наркомания, проституция, резковозросла преступность, в суждениях, оценках и действиях некоторой части людейвсе большее распространение стала получать аморальность.
Все это негативноотразилось на положении семьи в обществе. Не случайно в последние годы резко вырослочисло беспризорных детей, а также правонарушений несовершеннолетних, чтоявляется отражением и признаком серьезного неблагополучия вдуховно-нравственной сфере семьи и общества. Необходимы решительные меры пооздоровлению сложившейся ситуации.
Процесс становлениявнутреннего мира человека в семье продолжается в детских учреждениях, школе ивузе. Этот период является наиболее ответственным, так как семейные правила итрадиции нередко вступают в противоречие с существующими нормами и требованиямив коллективе и обществе. На этом этапе происходит активное формирование умолодых людей самосознания, вырабатывается собственная система эталоновсамооценивания и самоотношения.
Это время самоанализа исамооценок, наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств,преобразования мотивации и всей системы ценностных ориентаций. У молодых людейпроисходит интенсивная внутренняя работа по осознанию своей особенности инеповторимости, своего «Я», своего места в коллективе и обществе. Дляних характерно не только переживание конкретных чувств (направленных наопределенное событие, лицо, явление), но и формирование чувств абстрактных(чувства справедливости, чувства прекрасного, чувства ответственности и т.д.),выражающих уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установкиличности.
Социальные работникидолжны особенно внимательно и бережно относиться к молодым людям на данномэтапе личностного развития, так как именно в этот период у них начинаетформироваться чувство социального «Я», представление о «Я»как субъекте не только индивидуальной, но и социально значимой активности.Задача социальных работников оказывать помощь молодым людям в их социальном идуховном становлении в процессе учебы. Особое внимание должно уделяться детям сфизическими и умственными отклонениями, живущими в неблагополучных семьях,склонных к нарушениям дисциплины и правопорядка. Свою работу социальныеработники должны вести в тесном сотрудничестве с учителями и родителями,оказывая последним также, где это необходимо, помощь.
После окончания учебныхзаведений формирование мира человека продолжается в трудовом коллективе. Наэтом этапе в процессе трудовой деятельности у человека формируются основныепонятия и ценности о труде. Профессионализация является одной из сторон социализациии, следовательно, развития личности.
Следует отметить, чтопрофессиональный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смыслажизни, выступает фактором, стимулирующим личностное развитие. При этом развитиеличности происходит в процессе разрешения противоречия между образом Я ипрофессиональным эталоном. Исследователями было установлено, что в случаестереотипного, схематизированного профессионального эталона профессиональноестановление препятствует личностному развитию. Развитие личности происходитлишь тогда, когда профессиональный эталон индивидуализирован, то есть принятличностью с учетом ее индивидуальных особенностей.
Процесс формированиявнутреннего мира человека во многом зависит также от творческого содержаниятруда. Если труд приносит моральное удовлетворение, соответствует возможностями интересам личности, а его смысл и назначение понятны человеку, тогда онспособствует духовно-нравственному совершенствованию человека. В этом случае втрудовой деятельности раскрывается творческий потенциал личности, егоспособности творить и изобретать. Радуясь и огорчаясь, всеми силами душиучаствуя в трудовом процессе, человек проявляет свои чувства и страсти,развивает такие качества, как ответственность, дисциплинированность, честность,справедливость, отзывчивость, организованность и др.
Если смысл и назначениетруда не понятны человеку, а сам он становится придатком средств производства,в этом случае не происходит духовного обогащения личности. Человек, являясьрабом технологического процесса, рискует обезличиться, утратить собственноелицо, ценности гуманитарного характера. Монотонный, изматывающий, механическийтруд постепенно приглушает способность сочувствовать и сострадать ближнему,стремиться жить и трудиться в соответствии с высшими ценностями Истины, Добра,Красоты.
В условиях приоритетапроизводства человек крайне ограничен во времени и пространстве. Его времяограничивается ритмом работы техники, а пространство – местом ее обслуживания.В этом случае трудовая деятельность не одухотворяет человека, способствуетдегуманизации межчеловеческих отношений.
Существенное влияние насознание и поведение человека оказывают средства массовой информации. От них вомногом зависят общественное мнение, оценка явлений и фактов социальной действительности,психологическое и эмоциональное состояние людей. Деятельность средств массовойинформации может быть направлена на решение как сознательных, так иразрушительных задач. Мобилизовывая людей на достижение позитивных целей,средства массовой информации должны быть проводниками идеологии социальнойсправедливости, прогнозировать достижения современной культуры, обобщать лучшийопыт организации социально-экономической и духовно-политической жизни,способствовать прогрессу в трансформации различных форм жизнедеятельностичеловека.
К сожалению, в настоящеевремя воздействие средств массовой информации часто носит деструктивныйхарактер, что проявляется в преобладании негативной информации, пропаганденасилия, аморальности, бездуховности. Это особенно сильно отражается надуховном становлении молодежи, которая не имея достаточного социального опыта,довольно легко поддается внешнему влиянию.
Становление мира человекапроисходит также в процессе передачи социального опыта предшествующихпоколений, сохранения и усвоения культурного наследия, традиций. Традиции,являясь средством социализации человека, оформляют опыт в определенныестандарты поведения, осуществляют его отбор, концентрацию и временную передачу.Они детерминируют настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим каксумма условий любой социокультурной активности. Не регламентируя детальнодеятельность, а определяя лишь направленность поведения, традиции являютсясвоеобразной опорой в решении экономических, социальных, политических и духовныхпроблем современного общества. Они осуществляют связь поколений, выступаютважным фактором стабилизации и консолидации общества. Разрывкультурно-исторических традиций ведет к забвению опыта, знаний, духовно-нравственного наследия своих предков, что крайне негативно отражается напроцессе социального становления подрастающего поколения.
В настоящее времясущественные изменения в общественном сознании, связанные с реформированиемроссийского общества, привели к трансформации мировоззрения людей, обострилипротиворечия во взаимоотношениях современных поколений. Большую актуальностьприобрели мировоззренческие проблемы – проблемы исторической правды инравственной переоценки прошлого. Для успешного продвижения по пути социальногопрогресса, сохранения связи поколений необходим взвешенный, творческий подход коценке и усвоению материального и духовного наследия. Огульное отрицаниеисторического наследия ведет к упадку культуры, деградации общества.Полноценное воспитание молодого поколения невозможно вне сферы национальныхтрадиций и нравственных норм.

Библиографическийсписок
1. Абу аль Маудуди.Образ жизни в исламе. — М.: Наука, 2010.
2. Бербешина З.А.Этика и практика социального работника/ Теория и практика социальной работы:проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .
3. Бердяев Н.А.Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.
4. Бердяев Н.А.Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.
5. Вейс Ф.Р.Нравственные основы жизни. — Минск, 2008.
6. Шадриков В.Д.Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. — 2010.- № 2.
7. Гаранджа В.И.Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.
8. Гессен Ю. Историяеврейского народа в России. – М.: Наука,2008.
9. Гуревич П.С.Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.
10. Гусейнов А.А.,Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.