МИИГАиККафедра философии
и социально-экономическихнаук
Реферат по философии
студента КФ II-3
Мельниченко А.Д.
Преподаватель СагдединоваИ.Н.
2001 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC o «1-1» h z ОГЛАВЛЕНИЕ. PAGEREF _Toc535225098 h 2
I. ВВЕДЕНИЕ. PAGEREF _Toc535225099 h 3
II. БИОГРАФИЯ. PAGEREF _Toc535225100 h 3
III.ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ… PAGEREF _Toc535225101 h 4
IV. «СТРАХ ИТЕРПЕТ». ПАРАДОКС ВЕРЫ… PAGEREF _Toc535225102 h 7
V. «ПОНЯТИЕ СТРАХА». НЕВИННОСТЬ, ГРЕХ ИНАКАЗАНИЕ. PAGEREF _Toc535225103 h 17
VI. ИСТОКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ КЬЕРКЕГОРА. PAGEREF _Toc535225104 h 20
VI. ИСТОЧНИКИ… PAGEREF _Toc535225105 h 23
Страх – это возможность свободы, только такой страхабсолютно воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное иобнаруживает его обманчивость.I. ВВЕДЕНИЕ
Экзистенциализм(от позднелат. exsistentia– существование), или философия существования – направление современнойфилософии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-й мировой войны вГермании, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.
Различают религиозный экзистенциализм (К.Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер)и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование); основные модусы(проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть;человек прозревает экзистенцию как корень своегосущества в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя какэкзистенцию, человек обретает свободу, которая естьвыбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за всепроисходящее в мире. Философия экзистенциализма оказал значительное влияние налитературу и искусство Запада. Идейным истоком послужило учение датского писателя, философа и теологаСёрена Кьеркегора.II. БИОГРАФИЯ
Сёрен Абюэ Кьеркегор родился в Копенгагене 15 мая 1813 года.Мрачность, набожность и богатое воображение его отца, который был богатымкупцом и строгим лютеранином, оказали большое влияние на Кьеркегора. Он изучалтеологию и философию в Копенгагенском университете, где познакомился сфилософией Гегеля и активно выступил против неё. Будучи в университете, онперестал заниматься лютеранством и некоторое время вёл экстравагантный образжизни, стал завсегдатаем копенгагенских театров и кафе. Однако после смертиотца он решил возобновить изучение теологии. В 1840 он обручился с Региной Ольсен, но почти сразу понял, что брак не совместим с егозадумчивой, сложной натурой и растущим чувством философского призвания. Он разорвалпомолвку в 1841 году, но этот эпизод имел для Кьеркегора большое значение, и намёкина него постоянно проскальзывают в его книгах. Но в то же время, он чувствовал,что не хочет становиться лютеранским пастором.Наследство отца позволило ему всецело посвятить себя писательской деятельностии в оставшиеся 14 лет жизни он создал более 20 книг: «Или–или» (1843), «Страх итрепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845) идр., в которых противопоставил «объективизму» диалектики Г. Гегеля субъективную(«экзистенциальную») диалектику личности, проходящей, по Кьеркегору, три стадиина пути к богу: эстетическую, этическую и религиозную. Полемизируя софициальной теологией, Сёрен Кьеркегор защищал тезис о реальности христианствалишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу.Он оказал большое влияние на развитие датской литературы, а в XX в.– наэкзистенциализм и диалектическую теологию.III.ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Датскийфилософ Сёрен Кьеркегор опубликовал основные свои работы в 40-х годах 19-гостолетия. Это было время, когда рационалистическая философия окончательноутвердила свои позиции в западноевропейской мысли. Именно к этому времени выходятосновные работы Гегеля, философия которого была наиболее популярна в эти годы.Рационализм «пустил свои корни» в науку, культуру, этику, быт и даже в религию,перекроив по-своему догматы христианства. Поэтому, иррационализм Кьеркегора,хотя и произвел резонанс в философии того времени, но, все же, остался«невостребованным».
ФилософияКьеркегора по-новому началась осмысливаться только в 20-м веке. Идеи датскогофилософа повлияли на творчество Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Льва Шестова, Жан Поль Сартра, Альбера Камю и многих других философов экзистенциалистскойнаправленности. Кьеркегора по праву можно назвать «предтечей экзистенциализма».Именно Кьеркегором были заложены основные категории экзистенциализма: страх, отчаяние,вина, абсурд и др.
В своихработах Кьеркегор ведет полемику с Декартом, Кантом, Лейбницем и, конечно, Гегелем.При чтении его произведений чувствуется восхищение античной философией и,прежде всего, Сократом. Но главным источником вдохновения Кьеркегора остаютсяСлово Божье и протестантская догматика.
Вотличие от философов-рационалистов, датский философ и не пытается строитьметафизические «картины мира», не создает никаких философских систем. В предисловиик своему первому крупному произведению «Страх и трепет» Кьеркегор иронично (аирония – одна из характерных особенностей его произведений) пишет: «Создательданного произведения никоим образом не является философом, он не понял настоящейфилософской системы, он не знает, есть ли тут какая-нибудь система и завершенали она; для его слабой головы уже достаточно одной самой этой мысли, а такуюнесчастную голову должен в наше время иметь всякий, поскольку у всякого естьэти несчастные мысли». Именно таким «несчастным мыслям» посвящено творчество СёренаКьеркегора.
В своихработах Кьеркегор по-своему развивает «старую и достойную внимания философскуютерминологию: тезис, антитезис, синтез». Человек есть синтез бесконечного и конечного,временного и вечного, свободы и необходимости. Синтез – это отношение двухчленов. Это отношение полагает дух. А отношение, которое относится к самомусебе это есть Я. Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого человекавсегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше самосознание индивида, темглубже эти страх и отчаяние. Только через качественный прыжок к Богу(впоследствии экзистенциалисты, в частности Камю (см. «Миф о Сизифе»), назвалиэто «экзистенциалистским прыжком») страх и отчаяние могут быть опосредованы (хотя, в строгом смысле слова, гегельянскийтермин «опосредование» здесь не совсем применим).Только через веру в Бога, а именно, в Христа, человек может быть спасен. «Еслибы у человека не было вечного сознания, если бы в основе всего лежала лишьнекая дикая сила – сила, что, сплетаясь в темных страстях, порождает все, отвеликого до незначительного, если бы за всем была сокрыта бездонная пустота,которую ничем нельзя насытить чем была бы тогда жизнь, если не отчаянием?»Именно, этой мыслью пронизаны все сочинения Кьеркегора.
Всеидеи Кьеркегора не идут в разрез с протестантской догматикой, однако, человекесть свобода и, поэтому, он сам должен найти путь к Богу и только «в качествеединичного индивида стоит в абсолютном отношении к абсолюту», т.е. к Богу.
Суть метода Кьеркегора можновыразить формулой, данной Теренцием – «Если познано одно,познано все». Это является единственной возможностью не упустить из видуиндивида, в котором, как во всяком существующем субъекте, воплощен дух. Конечно,это относится не к мелким конкретным отличиям одного индивида от другого, но кпознанию сущности человеческой личности, и через это – к познанию всего мира иместа человека в этом мире.
Кьеркегор стремился снять«шоры категорического императива», так как выработанные нравственные кодексыпретендовали на всеобщность. Субъективный мыслитель Кьеркегор считал, чточеловек – это свобода, поэтому он в себе самом несет свой суд и определяет своюсудьбу.
Поэтому, в своих работахКьеркегор критикует объективный идеализм Гегеля и всю рационалистическуютрадицию запада. Он подвергает критике гегелевский принцип примирения противоположностей.Основной принцип кьеркегоровской субъективности это –Entweder – Oder («или –или»), поскольку человек сам должен сделать свой «выбор». «Мое «или – или» обозначаетглавным образом не выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которомувыбираются или отвергаются добро и зло вместе. Суть дела ведь не в самом выборемежду добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собойзакладывается основание добру и злу». В гегелевской же философии уничтожаетсясама возможность выбора и у человека «отбирается» его главное достояние – егосвобода.
Чем выше самосознаниечеловека, тем он чаще обращается к своему Я, тем он чаще ищет закон своих действийв себе самом, и, наоборот, чем менее развит человек, тем менее он осознаетсвое Я и тем более он должен искать закон своих действий в других. Взависимости от осознания человеком своего Я Кьеркегор пытается определить типылюдей.
Прежде всего, Кьеркегорвыделяет эстетический тип людей, отличительной чертой которых является «несознательное умственное или душевное развитие человеческой личности, а непосредственность».Самый высший идеал такого человека это – красота физическая. В принципе, этоотносится ко всей древнегреческой культуре, культуре в высшей степени эстетичной.Однако, в христианстве это грех, и чем выше развитие человека, тем выше онставит красоту духовную.
Обреченностьэстетического типа личности Кьеркегор рассматривает на примере судьбы римскогоимператора Нерона. (Подобное рассмотрение находим впьесе Камю «Калигула»).
Нерон, погрязший в наслаждениях ипресытившийся ими, остался незрел. Ему недоступно ничего выше непосредственногои физических наслаждений. Его сознанию неведома вечность, он пребывает тольков конечном. Поэтому, он требует все больше и больше развлечений, но, понимаясвою конечность, он все глубже и глубже погружается в отчаяние. Прорвись он квечности, он бы понял всю эфемерность конечного и непосредственного и«исцелился» бы от отчаяния.
Кьеркегора возмущалапопытка Гегеля примирить знание и веру. Ибо вера – это парадокс, и этотпарадокс не может быть опосредован, как обычнаянепосредственность, ведь вера не является непосредственностью, как считалКьеркегор, в отличие от Гегеля. И это находится в полном соответствии сформулой веры, изложенной Тертуллианом: «Верую, ибо абсурдно». В этом парадоксе«единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении кабсолюту». В вере человек стоит выше всеобщего, именно из-за того, что вера неможет быть опосредована через всеобщее. Именно, здесьЯ индивида выступает в своей наибольшей мощи.
Этим проблемам посвященаодна из самых, я бы сказал, поэтичных книг Кьеркегора «Страх и трепет».IV. «СТРАХ ИТЕРПЕТ». ПАРАДОКС ВЕРЫ
В предисловии к этомупроизведению Кьеркегор обрушивается с критикой на спекулятивную философию, натех, «спекулятивных регистраторов», которые, начиная со школьной скамьи, подвергаютсомнению все, до чего человеческая мысль шла мерной поступью тысячелетиями. Ониначинают свое «познание» с веры, и «в мгновение ока» оставляют ее позади иидут дальше (современные же scientists и вовсе не сомневаютсяв вере – они просто «не нуждаются в этой гипотезе»). Конечно же, в своемсомнении они ссылаются на известные авторитеты, например, на Декарта, хотя самДекарт признавал, что «его метод значим лишь для его самого и отчасти беретсвое начало в его собственных предшествующих затруднениях с теорией познания».И, кроме того, сам Картезий никогда не сомневался втом, что касается веры: «Но мы должны помнить то, что было сказано прежде: намнадлежит верить этому естественному свету лишь постольку, поскольку ничегопротивоположного этому не было открыто самим Богом» (Декарт. Принципы философии.).То, чего достигали в древности достойнейшие люди – с этого в наши дни запростоначинает каждый. «И когда почтенный старец, убеленный сединами, приближался кконцу своей жизни, оказывалось, что он выиграл прекрасную битву и обрел веру,так как сердце его достаточно молодо, чтобы не забыть тот страх и содрогание,приличествующие юноше, которые мужчина умеет побеждать, но которые ни одинчеловек не может полностью, – ну разве что ему удалось как можно раньше пойтидальше».
Сюжетная линия этогопроизведения посвящена ветхозаветной повести об Аврааме. «Бог искушал Авраама… Бог сказал: возьми сына твоего единственного твоего, которого ты любишь,Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его вовсесожжение на одной из гор, о которой Я тебе скажу» (см. Бытие 22.1-2).
В этой истории сокрытглубокий парадокс веры и Кьеркегор пытается показать те «нужду и страх»,которые преследовали Авраама, и которые должны присутствовать в душе любогоистинно верующего человека. Ведь эта история действительно представляет собойабсурд. Через веру свою Авраам получил обещание, что в семени его будетблагословен всякий человеческий род. Однако Авраам и Сара старились, а обещаниеБожье не было исполнено. Авраам все же не переставал верить. Но вот, когдаАвраам был уже совсем стар обещание исполнилось и он, благодаря вере, «хоть исовсем седой, был достаточно молод, чтобы стать отцом».
И теперь в один миг вседолжно быть потеряно. «Семьдесят лет ожидания, затем – краткая радостьисполнения веры». Теперь сам Бог требует принести Исаака в жертву. «Кто жетот, кто вырывает посох из рук старца, кто же тот, что требует, чтобы старецсам переломил его! Кто же тот, что обрекает на безутешность седовласого мужа,кто же тот, что требует, чтобы он сам поступил так!» Но Авраам все же верил, иверил в противоречие, в абсурд. У него нет рационального объяснения тому,зачем нужно принести Исаака в жертву. Авраам может сказать лишь одно: «Богподвергает меня испытанию». Этическим выражением действия Авраама былостремление убить своего сына, религиозным же – принести его в жертву.
И сейчас, если бы ктовздумал идти по пути Авраама, то в лучшем случае, оказался бы в сумасшедшемдоме, а тот священник, который «не ощущал никакого особенного жара и рвения вовремя проповеди об Аврааме сам будет в изумлении от справедливого гнева, скоторым он накинется на беднягу».
Кьеркегор пытаетсяпроследить движения души Авраама, чтобы, хотя бы, немного приблизится к егодеянию. «Последняя стадия, которую он теряет из виду, – это бесконечноесамоотречение». Однако после этого Авраам делает движение веры, в котором онсилой абсурда получает Авраама обратно (В этом отношении многие исследователитворчества Кьеркегора приводят в пример связь Кьеркегора со своей возлюбленной– Региной Ольсен. В Дневниках Кьеркегора содержитсязапись: «Если бы у меня была вера, я бы остался с Региной».) Авраам продолжаетверить и «верит он на эту жизнь». Он верит, что либо Бог все же не потребует отИсаака, либо «даст ему нового Исаака, вновь вернет к жизни принесенного вжертву».
Таким образом, Кьеркегоропределяет Авраама как рыцаря веры. Рыцарь веры проделывает движениебесконечного самоотречения, посредством которого он выражает свое желаниедуховно и, тем самым, достигает бесконечности. Однако, с помощью веры, аименно, веры силой абсурда рыцарь веры получает конечное. По сути дела, посредствомверы происходит примирение конечности человека с отчаянием перед лицом бесконечности.«Он испытал боль отказа от всего самого любимого, что бывает только у человекав этом мире, и все же конечное для него так же хорошо на вкус, как и для того,кто не знает ничего более высокого...»
Кьеркегор считает, что внаше время трудно, или же вовсе невозможно встретить рыцаря веры, так как внаше время никто не останавливается на вере, но идет дальше. «Однако знай я,где живет подобный рыцарь веры, я отправился бы к нему пешком; ибо это чудоабсолютно занимает меня… В тот самый момент, когда он попадается мне наглаза, я тотчас отталкиваю его, сам отступаю назад и вполголоса восклицаю:«Боже мой, неужели это тот человек, неужели это действительно он? Он выглядитсовсем как сборщик налогов… Я подхожу к нему поближе, подмечаю малейшее егодвижение: не обнаружится ли хоть небольшое, оборванное сообщение, переданное позеркальному телеграфу из бесконечности, – взгляд, выражение лица, жест,улыбка, выдающие бесконечное по его несообразности с конечным. Ничего нет!..Он полностью целен и тверд… он полностью принадлежит миру, ни один мещанинне может принадлежать миру полнее, чем он».
В противоположностьрыцарю веры, которого никто не способен понять в этом мире, Кьеркегоропределяет трагического героя – рыцаря самоотречения, человека, который отрекаетсяот всего в мире конечного ради некоторой идеи, выражаемой во всеобщем. Онсосредотачивает все свое наличное существование в этой бесконечной идее. Но трагическийгерой при этом теряет конечное. Для того, чтобы получить назад конечноенеобходим качественный прыжок – движение веры. Но этого как раз трагическийгерой совершить не может – все его силы были потрачены на движение бесконечногосамоотречения; движение веры способен совершить лишь рыцарь веры.
Кьеркегор сравниваетрыцаря веры и трагического героя с танцором, совершающим сложный прыжок. Массалюдей живет, погруженной в радости и печали земной жизни – они суть зрители,сидящие в зале. Трагический герой суть танцор. Он совершает прыжок вверх,какое-то время пребывает в полете, но потом все же падает вниз. Однако емунеобходимо время для того, чтобы принять надлежащее положение. В противоположностьтрагическому герою рыцарю веры не требуется этого промедления. Он «превращаетпрыжок всей жизни в своеобразную походку».
Для описания трагическогогероя Кьеркегор приводит следующий пример. Некий юноша влюбляется в «прекраснуюпринцессу», и вся его жизнь заключена в этой любви, однако его любовь покакой-то причине не может быть реализована. Когда он понимает, что не сможетдобиться любви принцессы, тогда он сосредотачивает весь смысл своей жизни вэтом одном единственном желании. Эта любовь станет для него «выражением вечнойлюбви, примет религиозный характер, разъяснится в любви к вечной сущности,которая, хотя и откажет ему в осуществлении, все же вновь примирит его в томвечном сознании ее значимости в форме вечности, которого не сможет отнять у негоникакая действительность». В мире конечного есть многое, что невозможно, однаков мире духа все возможно. Рыцарь самоотречения делает невозможное возможным, посредствомтого, что он переводит свое желание в мир духа.
После движениясамоотречения рыцарю самоотречения уже не нужно знать, что делает принцесса,его это уже не может потрясти. «Одни лишь низкие натуры ищут закон своих действийв другом человеке, предпосылки своих действий вне самих себя».
Рыцарь веры такжепроделывает движение бесконечного самоотречения, но после этого он осуществляетеще одно удивительное движение – движение веры. Он говорит: «Я все же верю,что получу ее, именно силой абсурда, силой того, что для Бога все возможно». Ион не сможет совершить движение веры, если он не признал до этого невозможностьосуществления своего желания. «А потому вера – это не какое-то эстетическоеволнение, но нечто гораздо более высокое; как раз потому, что ей предшествуетсамоотречение, она не может быть непосредственным движением сердца, но толькопарадоксом наличного существования».
Авраам воистину являетсятаким рыцарем веры. В «Страхе и трепете» Кьеркегор приводит множество примеровбесконечного самоотречения. Но все они являются прекрасными примерамитрагического героя. Однако только Авраам является рыцарем веры. Кьеркегорпреклоняется перед величием трагического героя. Он говорит, что способенпонять трагического героя, но понять Авраама можно только так, как можно понятьпарадокс.
Здесь Кьеркегор ставитнекоторые проблемы, связанные с движением веры. Однако он не разъясняет их, таккак они стоят внутри парадокса.
Перваяпроблема состоит в том – «существует ли телеологическое устранение этического».
Этическое есть нечтовсеобщее, а всеобщее – это то, что применимо к каждому. Этическое замкнуто всамом себе, не имеет ничего помимо себя, что могло составить его цель, ноявляется целью для всего, что находится вне его. Этической задачей каждогоединичного индивида является выражение себя во всеобщем. «Как только единичныйиндивид пытается сделать себя значимым в своей единичности перед лицом всеобщего,он согрешает и может лишь, признав это, снова примириться со всеобщим. Новсякий раз, когда единичный индивид, войдя во всеобщее, ощущает стремление утвердитьсяв качестве единичного, он оказывается в состоянии искушения, из которого можетвыбраться, лишь с раскаянием, отдавая себя как единичного всеобщему». Но, еслиэтическое – это высшее, что существует для человека в наличном существовании,тогда возможность отказа (телеологического устранения) от этического была быпротиворечием, так как, устраняя эту высшую цель, ее тем самым разрушают,тогда как, в обычном смысле слова, когда нечто устраняется, то оно неразрушается, но сохраняется в более высшем.
Однако, в истории сАвраамом как раз содержится такой парадокс. Высшим выражением этического дляАвраама было любить сына. Поэтому, либо существует телеологическое устранениеэтического, либо Авраам погиб.
Кьеркегор считает, что«вера как раз и есть тот парадокс, что единичный индивид стоит вышевсеобщего». Отсюда следует, что вера – это такой парадокс, в котором единичныйиндивид стоит в абсолютном отношении к абсолюту. И в противоположность Гегелю,эта позиция не может быть опосредована; вера «была иво всей вечности остается парадоксом непостижимым для мышления. И если Авраампопробует помыслить или опосредовать свое деяние, тоон попадет в состояние искушения, и если он все же принесет Авраама в жертву,то согрешит и должен будет в раскаянии вернуться ко всеобщему.
Здесь Кьеркегор приводитмножество примеров трагического героя, почерпнутых из Библии, древнегреческойи европейской поэзии. Трагический герой тем и отличается от рыцаря веры, чтоон остается внутри этического и приносит себя в жертву всеобщему. Если бы,например, Авраам в самый последний миг вонзил кинжал себе в грудь, если бы онпринес в жертву себя, то он был бы всего лишь трагическим героем.
Авраам приносит Исаака вжертву не ради великой идеи, спасающей народ или государство, не для того,чтобы умиротворить разгневанного Бога, ведь тогда бы Бог потребовал от Авраамапринести самого себя в жертву. Авраам делает это «ради себя самого. Он делаетэто ради Господа, поскольку Бог требует доказательства его веры, и делает эторади себя самого, чтобы суметь представить такое доказательство».
Когда человек приноситсебя в жертву ради какой-то великой идеи, выраженной во всеобщем, чувствуетподдержку людей, поддержку этого всеобщего. Ему не надо заботиться о том будетли оправдано его деяние перед лицом всеобщего – он ведь делает это радивсеобщего. Но с рыцарем веры все обстоит по иному. «К нему приближаешься сосвященным ужасом, подобно тому, как племя Израилево подходило к горе Синай.Что, если одинокий человек, взобравшийся на гору Мориаэтот человек не лунатик, который уверенно ступает по земле...» Авраам должен постояннонаходится в напряжении, в страхе, ведь никто не может сказать будет ли он оправданв своем деянии? Это Авраам должен решить только сам, только наедине с самимсобой и своим Богом. Сартр в своей статье «Экзистенциализм – это гуманизм»пишет, что человек, получивший откровение от Бога, все же сам решает, как емупоступать, так как он есть свобода и, следовательно, сам ответственен за свойвыбор; поэтому в своем существовании человек находится в отчаянии, но об этомбудет говориться позднее.
Вторая проблема, которуюставит Кьеркегор в «Страхе и трепете» может быть сформулирована следующимобразом: «Существует ли абсолютный долг перед Богом?» Здесь мы также стоимперед парадоксом.
Этическое – это всеобщее,и в качестве такового божественное. Поэтому, любой долг, в конце концов, естьдолг перед Богом. Долг любить ближнего – это также долг перед Богом. Однакоздесь человек вступает в отношение не с Богом, а с этим ближним. И если кто-тоговорит, что его долг – любить Бога, то он говорит некую тавтологию.
Поэтому задачей индивидабудет являться выражение себя во всеобщем и, внешнее выше, чем внутренне,которое присутствует в человеке. Все это соответствует гегелевской философии.Когда индивид пытается остаться во внутреннем, когда он уклоняется от того,чтобы выразить себя во внешнем, он прегрешает и находится в состоянии искушения.
Однако, «вера есть такойпарадокс: внутренне выше, чем внешнее». Следовательно, все вышесказанноенеприменимо к движению веры, ибо вера – это парадокс, и совершается такое движениесилой абсурда. Обычно считают, что человек определяет свое отношение к абсолютучерез свое отношение ко всеобщему, тогда получается, что Бог является чем-топроизводным. Напротив, в вере человек определяет свое отношение ко всеобщемучерез свое отношение к абсолюту, следовательно, человек стоит выше всеобщего.Здесь может показаться, что этическое может быть уничтожено, однако это нетак. Просто в вере этическое принимает несколько иное выражение, болееглубокое выражение.
Этот парадокс, каксчитает Кьеркегор, не может быть опосредован. Кактолько единичный индивид пытается выразить свой абсолютный долг во всеобщем, онпризнает, что находится в состоянии искушения; и «если он противостоит этомуискушению, он не может осуществить этот так называемый абсолютный долг; ноесли он не противостоит ему, он погрешает...»
Таким образом, абсолютныйдолг перед Богом не может сознаваться во всеобщем. Каждый верующий может толькоодин на один общаться с Богом. И если бы Авраам попытался соизмерить свой долгперед лицом всеобщего, то он бы был в состоянии искушения, и не смог принестиИсаака в жертву, а если бы и смог, то Авраам – убийца, а не отец веры.
Отсюда, также следует,что рыцарь веры не может быть никем понят. Он может быть понят только длясамого себя (но только так, как можно понять парадокс) и для того абсолюта,которому он поклоняется. Даже один рыцарь веры не способен понять другогорыцаря веры. К Богу каждый должен идти своим собственным путем (на мой взгляд,это положение нисколько не разрушает догматы веры, ибо тогда вера превратиласьбы в «исчезающую абстракцию»). Весь трагизм, как я уже упоминал выше, состоит,именно, в том, что никто не может сказать ему прав он или нет. Но Авраам неможет ни мгновения сомневаться в своей правоте, так как тогда бы он попал всостояние искушения. Но чисто с человеческой точки зрения – это выше любогопонимания.
Абсолютный долг требуеттого, что запрещает этика, однако он «не может привести рыцаря веры к тому, чтобыотречься от любви». Ведь, если бы Авраам стал меньше любить своего сын, то этобыла бы никакая не жертва, но – убийство.
Из всего вышесказанногоследует, что неправильным пониманием является то, что быть единичным индивидомэто нечто приятное и простое. Напротив, рыцарь веры понимает, что быть вовсеобщем и всецело принадлежать всеобщему – это воистину наслаждение. «Однакоон знает также, что еще выше вьется одинокая тропа, узкая и крутая; он знает,насколько ужасно быть рожденным вовне, одиноко выходить из всеобщего, не встретиврядом ни одного путника».
Кьеркегор критикуетвсевозможные «новоиспеченные» сектантские движения. Сектанты не понимают, чток Богу идут в полном одиночестве, они не способны осознать нужду и страх, которыепостоянно пребывают в человеке на пути к вере. Вера для них – это всего-навсегоеще одно выражение этического, еще одна сторона всеобщего. В своей вере онипросто хотят убежать от тягот жизни. Поэтому и у сектантов – это нечто веселоеи беззаботное (стоит только вспомнить в наше время американских сектантов и ихмногочисленных российских последователей, например, «Московская Церковь Христа»,и сразу станет ясно, о чем идет речь). «Дюжина сектантов берет друг друга под руки,им ничего неизвестно об одиноких искушениях, которых ожидает рыцарь веры и откоторых он не осмеливается бежать… Сектанты оглушают друг друга восклицаниямии криками, они удерживают страх на расстоянии своими воплями, и вот такая-тошумная компания собирается штурмовать небо, полагая, будто идет тем же путем,что и рыцарь веры, который в своем вселенском одиночестве никогда даже неслышит человеческого голоса, но идет один со своей ужасной ответственностью».
Истинный рыцарь знает,что все великое одинаково доступно всем. Все люди равны перед Богом. Только отсамого индивида зависит – придет ли он к вере, никакие советы, никакая помощьне поможет ему в этом, так как выбор человека зависит только от него самого, иответственность за выбор полностью возлагается на самого человека. Рыцарь верыникогда не прибегает к состраданию. Человек «создан по образу Божьему»,поэтому рыцарь никого не намерен унизить состраданием. «Истинный рыцарь веры –это свидетель, и никогда – учитель, – в этом и заключена глубокая человечность,которая значительно больше, чем то пошлое сочувствие к человеческим радостями страданиям, которое на деле является не чем иным как тщеславием. Тот, ктостремится быть только свидетелем, признает тем самым, что не один человек, дажесамый незначительный, не нуждается в сочувствии другого человека и не долженбыть унижен этим сочувствием, чтобы другой мог на этом возвыситься».
Из парадокса верывытекает еще одна проблема – «было ли этически ответственным со стороны Авраамаскрывать свой замысел от Сары, Елизара и Исаака?»
Этическое являетсявсеобщем, и как таковое есть нечто явленное. Непосредственно определенныйединичный индивид является сокрытым. Однако с возрастанием этического в человекеон все больше и больше должен становиться явленным. Поэтому, задача индивидасостоит в том, чтобы избавляться от сокрытости. Еслиединичный индивид пытается оставаться в сокрытости онпогрешает, и оказывается в состоянии искушения, и может выйти из этогосостояния, лишь открываясь.
Здесь мы сноваоказываемся перед парадоксом, Описанным выше, если не существует такой сокрытости, в которой единичный индивид в качествеединичного стоит выше всеобщего, то поведение Авраама нельзя считатьответственным, так как он не принимал в учет этических соображений.
Кьеркегор рассматриваетотношение к сокрытости эстетики и этики на примередревнегреческих трагедий, ветхозаветных сказаний и средневековой европейской поэзии.Я не буду подробно останавливаться на рассмотрении этого вопроса, скажу только,что сокрытость в эстетике и этике качественно иная,нежели в вере. Эстетика оправдывает сокрытость, еслиэта сокрытость могла спасти ближнего. Этика являетсяслишком идеальной, поэтому она постоянно требует открытости и явленности; она никогда не оправдает сокрытости.
Однако в вере все обстоитиначе. Эстетика не может оправдать Авраама, так как его молчание вызвано нежеланием спасти Исаака. Наоборот, его задачей является принести Исаака вжертву. Этика не может оправдать Авраама, так как в своем молчании он какединичный индивид стоит выше всеобщего. Успокоение трагического героя состоитв том, что его деяние явлено перед всеобщим, поэтому, во всеобщем он можетнайт