Реферат по предмету "Философия"


Факторы гражданской социализации учащейся молодежи

Сеггейчик Сергей Игнатьевич — доктор историческихнаук, профессор Московского городского педагогического университета.
Впоследние годы на страницах журнала «Социологические исследования»публикуются содержательные материалы по проблемам социализации молодежи, в томчисле учащейся. В них анализируется функционирование отдельных социальныхинститутов в области профессиональной социализации учащихся, показываютсяособенности их социализации в процессе реформирования российского общества.Однако, на мой взгляд, еще недостаточно освещаются вопросы о гражданскойсоциализации подрастающего поколения. Обращаясь к понятию «гражданскаясоциализация», следует подчеркнуть, что оно характеризует процесс усвоениякаждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций втрудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих емуфункционировать в качестве полноправного члена общества. Содержание его, на нашвзгляд, определяют три элемента: 1) профессиональная социализация, позволяющаямолодому человеку приобрести знания, освоить трудовые навыки и опыт в одной илиряде профессий; 2) правовая социализация, направленная на устранения средимолодежи правового нигилизма, уяснение каждым молодым гражданином своих прав иобязанностей; 3) политическая социализация, способствующая повышению активностикаждого индивида в защите своих прав и свобод, в управлении государственными иобщественными делами. В данной статье акцентируется внимание на ролисубъективного фактора в деятельности различных образовательных учреждений погражданской социализации учащейся молодежи.
Постановкавопроса о гражданской социализации молодежи, ее содержании и актуальностиобъясняется рядом обстоятельств. Во-первых, мировое сообщество в лице наиболееразвитых стран вступает в информационную цивилизацию, другие государстванаходятся на пороге к ней. В этих условиях, как отмечает известный американскийсоциолог О. Тоффлер, основанная на силе и богатстве власть утрачивает своевлияние, хотя и не исчезает полностью. Мускульная сила как способ получениябогатства уступает место суперсимволической экономике информационного общества.Особую власть приобретают знания в различных видах: информация, наука, этика,искусство, формирующие нравственные качества молодого человека, его гражданскуюпозицию [1]. О роли знаний в современном мире свидетельствует рост численностимолодежи со средним и высшим образованием: за период с 1960 по 1995 гг.количество лиц, охваченных средним образованием, увеличилось в мире с 91 до 372млн. человек, а студентов — с 13 до 82 млн. [2]. В большинстве про мышлениеразвитых стран образование стало всеобщим, в развивающихся государствахобразовательные услуги приобретают все большую значимость, хотя миллионы детейостаются вне школы.
Во-вторых,актуальность социализации молодежи обусловливается проблемами формированиягражданского общества, основополагающим фактором жизнедеятельности котороговыступает многообразие форм собственности, являющихся фундаментом свободыличности, удовлетворения ее интересов и потребностей. Политическая сферагражданского общества включает общественно-политические организации и движения,различные формы общественной активности граждан: митинги, собрания,демонстрации, забастовки, а также органы общественного самоуправления по местужительства и в трудовых коллективах, негосударственные средства массовойинформации. Они способствуют защите естественных прав и свобод граждан,соблюдению демократических принципов жизнедеятельности общества, существующих внем традиций, правил поведения и норм морали. В духовной сфере — содействуютплюрализму мнений, возможности публично выказывать свои суждения по тем илииным общественным проблемам.
Еслипервые два обстоятельства, объясняющие важность проблемы гражданскойсоциализации, характерны для многих государств мирового сообщества, то третье — связано с особенностями нашего государства. С одной стороны, в советский периодбыли разрушены и деформированы те немногочисленные структуры гражданскогообщества — земства, институты милосердия, союзы предпринимателей, которыесложились в дореволюционной России. Лишь в 90-е годы XX в. в процессереформирования российского общества наметились первые тенденции к формированиюв России гражданского общества, что в первую очередь связано с переоценкойлюдьми социальных ценностей, их стремлением построить светское правовоегосударство. С другой стороны, системный кризис, поразивший современноероссийское общество в связи с переходом к рыночным отношениям, требует откаждого россиянина, в первую очередь молодого человека, иного уровня сознания,иных моделей поведения, что достигается в процессе обучения, воспитания,социализации личности. Основу ценностей современного молодого человекасоставляют деловитость, инициатива, предприимчивость, стремление к инновациям ипоиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Социальныеинституты общества призваны создать для молодых людей возможности реализацииспособностей, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Вгражданской социализации молодежи велика ответственность всех социальныхинститутов, и особенно — образовательных учреждений всех рангов и уровней.
Процессыреформирования, происходящие в России, по-новому высвечивают проблемусоциализации молодежи. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующиемоменты. Во-первых, молодежь — одна из крупных социально-демографических группроссийского общества [3 J. Во-вторых, вчерашние выпускники учебных заведенийпополняют ежегодно экономически активное население страны. За 1991-1998 гг.высшими учебными заведениями страны было подготовлено 3475,4 тыс. человек, изкоторых 3399,5 тыс. получили государственные дипломы. За этот период 11337,2тыс. человек прошли курс профессионального обучения впрофессионально-технических и средних специальных учреждениях и поступили нарынок труда [4]. Наконец, актуальность социализации учащейся молодежиопределяется сложностью времени, в котором оказалась учащаяся молодежь.Распались ранее созданные молодежные объединения и организации, молодые людиоказались предоставлены самим себе, начался процесс десоциализации, приведший кзначительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Сегодня ситуацияжизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны,представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новыхсоциальных слоев — предпринимателей, менеджеров, банковских работников.Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения иполитические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самыхнезащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальноеположение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокоепротиворечие, вызванное несоответствием новых социально-экономическихтребований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемыхсоциальными институтами российского общества.
Названныеобстоятельства требуют активизации деятельности по социализации молодежи,воспитания ее гражданских качеств. В этом плане заслуживают внимания мыслиодного из крупнейших российских педагогов В.А. Сухомлинского о том, что умолодежи необходимо развивать «гражданские чувства», которые«возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь,гордость». Он подчеркивал, что у молодых людей следует развивать«гражданское видение мира», что «гражданские чувства являютсяглавным источником моральной чистоты» [5].
Всовременной России наметилась тенденция постепенного «вызревания»элементов системы гражданского воспитания. Многие педагогические коллективы пожеланию родителей и самих учащихся при активной методической помощиученых-педагогов, органов управления образованием, а также инициативных профильныхсообществ и ассоциаций вводят изучение в качестве основных учебных предметовгосударственно-правовой политики, граждановедения, правоведения, знакомятучащихся с характеристиками избирательных систем, правами и обязанностямиграждан. Эта профильно очерченная деятельность, направленная на воспитаниебазовых начал гражданственности у молодежи, стала чаще получать поддержкугосударственных органов, научных организаций, средств массовой информации какна федеральном, так и региональном уровнях.
Вусловиях перехода к многоукладной экономике, трансформации социальной структурыобщества обновляются и расширяются многие формы профессиональной социализацииучащихся, существовавшие в предшествующие годы и забытые в условияхформирования в стране рыночных отношений. Это подтверждается опытомобразовательных учреждений и общественных органов столичного региона погражданской социализации учащейся молодежи. Продолжая ранее накопленныетрадиции приобщения молодежи к труду, педагогическая общественность Москвыпрактикует среди учащихся окружные и городские конкурсы «Лучший впрофессии, лучший в бизнесе», привлекая наиболее способную молодежь кразработке предпринимательских проектов. Регулярно проводятся международныевыставки «Образование и карьера», на которых представлена продукциядля сферы образования, выпускаемая учреждениями профтехшколы.
Важнойформой трудового воспитания учащихся остаются летние лагери труда и отдыхастаршеклассников: в 434 таких объединениях, функционировавших в 2000 г… более24 тыс. подростков столицы проходили трудовое воспитание, приобщались к труду вразличных формах жизнедеятельности. Наряду с ними для школьников в Подмосковьесоздано 347 оздоровительных лагерей с охватом почти 19 тыс. человек, а в Москвеорганизованы трудовые бригады и объединения старшеклассников, которым ежегодновыделяется более 10 тыс. временных рабочих мест [61. Таким путем десятки тысячстаршеклассников привлекаются к работе как на государственных предприятиях, таки в акционерных, частных объединениях, познают азы рыночной экономики, учатсяхозяйствованию.
Вместес тем социологические исследования свидетельствуют о недостаточной заботеобразовательных учреждений о профессиональной социализации учащихся. По даннымВ.Т. Лисовского. более двух третей опрошенных выпускников ответили, чтопрофессиональное обучение в школе никогда не бьтло источником профессиональнойориентации, чуть меньше — 63% — не признают роли школьного учебного процесса ввыборе профессии. К наиболее престижным профессиям 51,8% респондентов относят профессиююриста, 33,3% — врача, 30,2% — экономиста, 28,0% — предпринимателя, хотяпотребности производства и сферы обслуживания иные [7].
Сучетом городского заказа на подготовку кадров для потребительского рынка исферы услуг в целях удовлетворения запросов выпускников Московский комитетобразования, соответствующие окружные комитеты систематически проводятнаучно-практические конференции учащихся по экономике и предпринимательству,обсуждают планы подготовки кадров для различных сфер производства, анализируютсостояние работы по трудоустройству подготовленных кадров. Особое внимание приэтом уделяется созданию новых типов профессиональных учреждений и форм обученияучащихся — колледжей, техникумов, гимназий. В столичных колледжах и другихучреждениях среднего профессионального образования подготовка ведется по 42специальностям. С учетом ориентации выпускников на рыночные отношения прием ихна экономические и правовые отделения составлет 31%; более 50% обучающихсянамерены заниматься предпринимательством, развивать малый и средний бизнес.Сложнее решается проблема подготовки квалифицированных работников длястроительства и промышленного производства: прием на эти специальностисоставляет ныне соответственно лишь 10% и 9%. Для тысяч выпускников колледжей обучениев них является стартовой площадкой для будущей учебы и работы. Примерно 50% изних продолжают учебу в вузах на дневных отделениях, около 16% — на вечерних изаочных отделениях. Для других нет проблем с трудоустройством: до 80%определяются на работу по договорам. Лишь 3,4% выпускников среднихпрофессиональных учреждений столицы не находят себе применения на рынке трудапо избранной профессии [8].
Навоспитание гражданской чрелости учащихся, уяснении ими своих прав иобязанностей направлена правовая и политическая социализация. В процессеправовой социализации учащиеся получают представления о государственномустройстве, политической системе общества, о военной службе, налогах, семейномправе, правовых нормах и правовых системах. Это происходит как в учебно-воспитательномпроцессе, так и в повседневной жизни. Уже с середины 70-х годов началосьобязательное преподавание «Основ государства и права» в старшихклассах общеобразовательной школы, а также в профессионально-техническихучилищах, средних специальных и во многих высших учебных заведениях. Изучениеэтого предмета в системе образования позволяет соблюсти преемственностьсоответствующих учебных программ, учесть профиль работы будущих специалистов.
Однакофакты свидетельствуют: содержание правовой социализации еще не отвечаетсовременным требованиям. Среди молодых людей господствует правовой нигилизм ивседозволенность, многие из них не имеют необходимых знаний о правах человека,вследствие чего не могут отстаивать свои права в области образования, труда,защиты здоровья, неприкосновенности частной собственности. Одной из важныхпричин этого является низкий качественный уровень преподавания предметовправового цикла в школах, профтехучилищах и высших учебных заведениях. Взначительной степени это объясняется недостатком квалифицированных кадров средипреподавателей, слабой работой в этом направлении средств массовой информации.
Нарядус правовой следует углублять и совершенствовать политическую социализациюподрастающего поколения, так как на фоне не устоявшейся тенденции к роступолитического самосознания отчетливо проявляется отчуждение молодежи отгосударства, наблюдается рост апатии, цинизма среди молодых людей, их неверие вофициальную политику, провозглашенную властными структурами. По данным Институтамолодежи, лишь 5% учащихся интересуются политикой [9]. На устранение имеющихместо перекосов в приобщении молодежи к политической деятельности направленыФедеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детскихобъединений», действия ряда молодежных организаций, однако уровеньполитической активности молодого поколения остается еще невысоким.
Гражданскаясоциализация молодежи предполагает также целенаправленное патриотическоевоспитание представителей этой социальной группы. Определенные позитивныерезультаты приносят специальные меры, осуществляемые образовательнымиучреждениями. В Москве, например, в 2000 г. повсеместно под девизом «Деньзащитника отечества», «Сын отечества» прошли молодежныепраздники, был проведен месячник «Твои защитники, Москва» с участиемвидных военачальников и ветеранов войны. Накануне 55-й годовщины победы надфашистской Германией проведена городская военно-историческая конференция«Гвардия в истории российской армии», тысячи учащихся посетили воинскиечасти, полигоны и казармы Кантемировской и Таманской дивизий. На базе воинскихчастей по инициативе Московского комитета образования созданы и функционируют56 оборонно-спортивных лагерей, где почти 3,5 тысяч старшеклассниковприобщаются к воинской службе [10]. Но вопросы военно-патриотическоговоспитания учащейся молодежи, ее подготовки к прохождению воинской службыостаются весьма острыми. В целом по Российской Федерации лишь 32% молодых людейзаявили о своей готовности выполнить воинский долг, тогда как каждый третийжелает уклониться от воинской службы. Только в двух субъектах страны — Москве иСанкт-Петербурге, по данным Министерства обороны, насчитывается более десятитысяч таких «уклонистов». Увеличивается число родителей, пытающихсяза взятки «откупить» детей от службы в армии. Этими обстоятельствамиобъясняется необходимость усиления деятельности по гражданскому воспитаниюучащихся.
Представляетсятакже, что важной стороной гражданского воспитания в таком полиэтническомгосударстве, как Россия, является воспитание культуры межнационального общенияучащейся молодежи. Обратимся снова к опыту московских образовательныхучреждений. Укреплению взаимпонимания между учащейся молодежью столицы, вкоторой проживают представители 120 этносов и многочисленных зарубежных диаспор,способствует работа по реализации «Концепции содержания образованиямосковских школ с этнокультурным (национальным) компонентом», принятойКомитетом образования еще в 1995 г. Специальный Центр межнациональногообразования и международных проектов в тесном контакте с представителямистоличных национальных диаспор изучает и обобщает практику по обучению,воспитанию и социализации учащихся различной национальной принадлежности.Проводятся школьные смотры национальных культур, конкурсы изобразительного идекоративно-прикладного искусства среди учащихся, фестивали национальныхискусств. Система образования с «этнокультурным компонентом» помогаетв условиях промышленного мегаполиса развивать преподавание национальных языкови культур, укреплять взаимопонимание между молодежью различных социоэтническихобщностей, устанавливать дружеские отношения между учащимися и студентамимногих государств мирового сообщества [1 11.
Итак,анализируя многообразные виды деятельности образовательных учреждений погражданской социализации учащейся молодежи, можно сделать вывод о ее позитивнойроли в формировании у молодого человека комплекса таких субъективных качеств,как ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности во всех сферахжизни, включая сферу труда, осознанная законопослушность, умение отстаиватьсвои гражданские права и выполнять обязанности, политическая активность,патриотическая преданность Отечеству, культура межличностных, межнациональных ииных социальных отношений, постоянное стремление наращивать и реализовыватьсвой творческий потенциал во благо обществу, согражданам.
Список литературы
ТоффлерО. Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. Нью-Йорк.1990.
Социально-гуманитарныезнания. 2000. № 5. С. 191.
См.Регионы России. Статистический сборник. Т. 1,2. М… 1999. (Подсчеты автора).
Российскийстатистический сборник. М… 1997. С. 196. 212: Россия в цифрах. М., 1998. С.91: Образование в Российской Федерации. М… 1995. С. 97. 224.
СухомлинскийВ.А. Рождение гражданина. М., 1977. С. 268.
Текущийархив Московского комитета образования (далее — ТА МКО). Протоколы, справки за1995-2000 гг.
ЛисонскийВ. Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. 1998. № 4. С. 41.
ТАМКО. Материалы коллегии от 10 февраля 2000 г.
Аргументыи факты. Июнь 1999 г. № 23 (972). С. 41.
ТАМКО. Постановление «О гражданско-патриотическом воспитании юныхмосквичей».
ТАМКО. Справка «Развитие этнокультурного (национального) образования»от 27 февраля 1997 г.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.i-u.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.