Реферат по предмету "Философия"


Учение о пассионарности Л.Н. Гумелева

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Государственный университет управления
Институт психологии и социологии управления
Кафедра философии
Специальность «Налоги и налогообложение»
Реферат
по дисциплине: Философия
на тему:
Учение Л.Н. Гумилева о пассионарности
Выполнила студентка
II курса НиН – 2-1
Л.Н. Шамсутдинова
Руководитель работы
Доктор философских наук,
профессор Н.С. Семенкин
г. Москва 2010 г.

Содержание:
Введение
1.  Биография Льва Николаевича Гумилева
2.  Основные работы Л.Н. Гумилева
3.  Понятие пассионарности
4.  Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева
5.  Критика пассионарнойтеории этногенеза
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Свой реферат я хочу начатьс определения этноса по Л. Гумилеву. Итак, этнос — это естественно сложившийся наоснове оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическаясистема, противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущениякомплиментарности (ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членовэтнических коллективов).
Цель моей работы – изучитьучение Л.Н. Гумилева о пассионарности.
Для реализации поставленнойцели я предполагаю решить следующие задачи:
1. узнать краткую биографияЛ.Н. Гумилева и его основные работы;
2. определить понятие «пассионарности»;
3. глубоко изучить теориюпассионарности Л.Н. Гумилева.
Я считаю, что тема моего рефератаочень интересна, а ее актуальность бесспорна.

1.  Биография Льва Николаевича Гумилева (1октября 1912-15 июня 1992)
Имя выдающегося,талантливейшего самобытного ученого, основателя новой дисциплины в науке – этнологии((от греч. йthnos — племя, народ и lуgos — слово, учение) — сравнительное историческоеизучение народов и культур в окружающей их среде(от греч. йthnos— племя, народ и логия) (от греч. йthnos — племя, народ и логия) (от греч. йthnos— племя, народ и логия)) — лежащей на стыке нескольких отраслей знаний — этнографии, истории, географии, археологии, психологии — Л.Н. Гумилева хорошо известноисторикам, но, тем не менее, мало известно широкому кругу читателей.
Сейчас мы знаемне только о трагической судьбе его родителей — Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой, котораязадела черным крылом и его, их единственного сына. Многочисленные аресты, допросы,14- летнее заключение в тюрьмах, сталинских лагерях, преграды и рогатки в его научнойдеятельности и службе, неудобства в материальной жизни и жилище, хотя основательноподорвали здоровье ученого, но не смогли сломать его дух. В тяжелые годы сталинщиныи застоя, его труды не допускались до печатного станка, то, что удавалось издавать,проходило «научную» цензуру «светил» исторических наук. Тем не менее, то, что пробивалосебе дорогу через эти рогатки, становилось сразу библиографической редкостью подвум причинам: из-за новизны подхода к давно известным фактам и явлениям и из-замалой тиражности его книг. А также и из-за образности языка научных трудов ученого,которые читаются как приключенческие произведения.
Лев НиколаевичГумилев родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. В детстве воспитывался у бабушкив имении Слепнево Бежецкого, уезда Тверской губернии.
В 1917 году, послеОктября, семья покинула деревенский дом и переселилась в город Бежецк. Лев здесьучился в средней школе до 1929 года. Уже в школе он оказался «белой вороной» — былобвинен в «академическом кулачестве» за то, что он по своим знаниям и успехам выбивалсяиз общего ряда. (И в будущем деятельность ученого из-за своей новизны, оригинальностипоставит его в такое же положение). Последний класс средней школы Лев Гумилев закончилв 1930 году в Ленинграде, в средней школе № 67 на Первой Красноармейской улице.В 1930 году подал заявление в университет, но ему в приеме было отказано из-за социальногопроисхождения: судьбы отца. В том же году он поступает чернорабочим на службу втрамвайное управление города: «Пути и тока». Затем встает на учет в бирже труда,которая на следующий год направляет его работать в геолого-разведочный институт,известный тогда как «Институт неметаллических полезных ископаемых» Геологическогокомитета. В 1932 году Л.Н. Гумилев поступает научно-техническим сотрудником в экспедициюпо изучению Памира (страна в Средней Азии), организованную Советом по исследованиюпроизводительных сил. Здесь он поступает на работу малярийным разведчиком в местнуюмалярийную станцию совхоза Догары. Он усиленно занимается изучением таджикско-персидскогоязыка, овладевает секретами арабской вязи-письма. Потом, уже в университете, самостоятельновыучит и персидскую грамоту.
В 1933 году онуже в Крыму — научно-технический сотрудник археологической экспедиции Г.А. Бонч-Осмоловского(из литовских татар), принимает участие в раскопе стоянки палеолита Аджи-Каба.
Осенью он возвращаетсяв Ленинград и начинает работать в Геологическом институте научно-техническим сотрудником.В том же году начальник экспедиции Г.А. Бонч-Осмоловский арестован, а Л.Н. Гумилеввыдворен из Геологического института. Лев Николаевич готовится к вступительным экзаменами в 1934 году он уже студент исторического факультета Ленинградского университета,где слушал курсы по истории у В.В. Струве, Е.В. Тарле, С.И. Ковалева и других светилисторической науки.
Первый арест,следственная тюрьма… В 1935 году — обращение А.А. Ахматовой к Сталину спасаетЛ.Н. Гумилева и арестованных вместе с ним студентов университета «из-за отсутствиясостава преступления». Тем не менее, он исключен из университета.
В это время онпостоянно посещает Ленинградское отделение Института Востоковедения АН СССР (ЛОИВАН АН СССР), где самостоятельно изучает печатные источники по истории древнихтюрков.
В начале 1938года Л.Н. Гумилев арестован, будучи студентом ЛГУ, и осужден на пять лет. От звонкадо звонка находился в Норильске, Норильлаге, работал в медно-никелевой шахте. Срококончился в 1943 году, и он был оставлен там же без права выезда. В Норильлаге ипосле окончания срока в Норильске работал техником-геологом. В бараке жил по соседствус татарами и казахами и выучил татарский, казахский — тюркские языки.
После окончаниясрока просился в Советскую Армию. Лишь спустя почти год ему удалось получить разрешениена это. Осенью 1944 года он на Первом Белорусском фронте в качестве рядового солдатана переднем крае. Дошел с боями до Берлина.
В 1945 году пообщей демобилизации вернулся в Ленинград, восстановился студентом в ЛГУ и в начале1946 года экстерном сдал 10 экзаменов и окончил университет. За это же время онсдал все кандидатские экзамены и поступил в аспирантуру ЛО ИВАН СССР. Но после Л.Н.Гумилева исключили из аспирантуры с мотивировкой «в связи с несоответствием филологическойподготовки избранной специальности» и уволили из аспирантуры, после того, как водном из журналов нелестно отозвались об А.А. Ахматовой.
В 1947 году поступаетв Ленинградскую психотерапевтическую больницу библиотекарем и благодаря положительнойхарактеристике больницы допускается к защите диссертации кандидата историческихнаук при ЛГУ в 1948 году. А после защиты кандидатской диссертации был принят научнымсотрудником в «Музей этнографии народов СССР».
7 ноября 1949года снова арестован, без всякой мотивировки а в 1956 году был реабилитирован попричине «отсутствия события преступления».
В сталинские времена,когда был популярен тезис о том, что «сын не отвечает за отца», Л.Н. Гумилев спервасидел за отца, вторично — за мать. Помните боль А.А. Ахматовой, которая писала:
Муж в могиле,
Сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне. (Поэма«Реквием».)
В 1956 году Л.Н.Гумилев вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М.И. Артамонов помог ему с работой,взял библиотекарем. Работая там, он завершил докторскую диссертацию «Древние тюрки»и защитил ее. После защиты докторской диссертации Л.Н. Гумилева приглашают на работув Научно-исследовательский институт географии при ЛГУ, где он проработал по 1986год, до выхода на пенсию — сперва научным работником, потом — старшим научным работником,перед выходом на пенсию его перевели в ведущие научные сотрудники. Кроме работыв НИИ он вел курс лекций в ЛГУ по «Народоведению».
В 1974 году защитилвторую докторскую диссертацию, на этот раз по географическим наукам. Эта работа,известная под названием «Этногенез и биосфера Земли», спустя 15 лет, в 1989 годувышла отдельной книгой. Заслуги Л.Н. Гумилева, как в области научных исследований,так и в педагогической деятельности упорно игнорировались. В этом одна из причинтого, что он не был удостоен даже звания профессора, тем более каких-либо правительственныхнаград или почетных званий.
С 1959 года еготруды начали печатать небольшими порциями. В этих условиях он окунулся в работуЛенинградского отделения Всесоюзного географического общества. Через его сборникиему удалось выпустить в свет ряд своих работ, не допущенных в официальные научныепериодические издания.
Л.Н. Гумилевалишь условно можно назвать историком. Он автор глубоких, новаторских исследованийпо истории кочевников Срединной и Центральной Азии за период с III в. до н.э. поXV в. н.э., исторической географии — изменения климата и ландшафта того же регионаза тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии (наукао древних народах) Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетиин.э… В его трудах огромное внимание уделено проблеме Древней Руси и Великой Степи,освещаемое с новых позиций...
В неволе Л.Н.Гумилеву было запрещено писать стихи, но он их запоминал. Любовь к поэзии отраженаи в его переводах поэтов народов Востока.
Труды Л.Н. Гумилеваиздавались в узкопрофильных журналах, а книги мизерными тиражами, тем не менее,его работы были популярны среди ученых историков. Поэтому его часто приглашали длячтения докладов и лекций, чему «кураторы» советской исторической науки всяческистремились поставить преграду. Тем не менее, его коллеги смогли устроить ему поездкув Академгородок в Новосибирск с лекциями для ученых и студентов по истории, в МГУ,в университет Тарту в Эстонию по этногенезу, в Молодежный Центр АН СССР в Пущинои т.д.
По личным приглашениямон принял участие в Международных научных съездах, организованных по линии ЮНЕСКОпо археологии, истории в Чехословакии, Венгрии. Он получил ряд приглашений для участияво всемирных научных конференциях из США, Англии, Турции, Италии, ФРГ, но не смогпоехать туда по не зависящим от него причинам.
2.  Основные работы Л.Н. Гумилева
·  «Этногенез и биосфера Земли»;
·  «Конец и вновь начало»;
·  «В поисках вымышленного царства»;
·  «Древняя Русь и Великая степь»;
·  «Древние тюрки»;
·  «История народа хунну»;
·  «Тысячелетие вокруг Каспия»;
·  «Черная легенда»;
·  «Древний Тибет»;
·  «Открытие Хазарии»;
·  «Хунну. Троецарствие в Китае. Хунны вКитае»;
·  «Волшебные папиросы: (Зимняя сказка):Пьеса в стихах».
3.  Понятие пассионарности
Существует несколько определенияпонятия «пассионарность».
Пассионарность – повышеннаятяга к действию (В. Буданова «История мировых цивилизаций: словарь обязательныхтерминов и понятий»).
Пассионарность — способностьи стремление этнического сообщества к изменению окружения; уровень активности этническогосообщества. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политическогои геополитического созидания (Ю. Платонов. «Социологический глоссарий к книге «Народымира в зеркале геополитики»).
В широком смысле пассионарность— уровень «биохимической энергии живого вещества» (термин В.И. Вернадского), содержащийсяв отдельном индивиде или в группе людей, объединенных внутрисистемными связями.
Пассионарность — (от лат.passio — страсть) — термин, введенный в научныйоборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлениюсвоих идеалов. Пассионарность, по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющихследы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергиикосмоса, открытой и описанной В.И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительнонебольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарнуютеорию этногенеза, в центре которой — представление об этносе как о биосферном,несоциальном феномене человеческого поведения (М.А. Маслин, В.В. Сапин «Русскаяфилософия: словарь»).
Несомненно, что подавляющеечисло поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения, либо личного,либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства.
Однако пассионарность имеетобратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, котороелибо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений:честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно,мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратнымзнаком.
Кроме того, пассионарностьимеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно. Она заразительна.
Этим качеством в огромнойстепени обладал А.В. Суворов. Когда Павел I бросил русскую армию в Италию противстойких французских армий, которыми командовали лучшие французские генералы (Макдональд,Моро, Жубер), Суворов одержал три блестящие победы при помощи небольшого русскогокорпуса и вспомогательных австрийских дивизий. Причем одержали победы именно русскиечасти, хотя австрийцев никто в то время не мог обвинить ни в трусости, ни в слабойбоеспособности, это ведь были такие же славяне: хорваты, словаки, чехи, и они воеватьмогли. Но решающими ударами, которыми были опрокинуты французские гренадеры, руководилСуворов, и сделаны они были русскими. Он вдохнул в своих солдат волю к победе, какговорят обычно, а на нашем языке пассионарность, которая была у него самого.
Каждый живой организм обладаетэнергетическим полем, теперь мы уже можем сопоставить его с описанием особенностейэтноса и, следовательно, назвать этническим полем, создаваемым биохимической энергиейживого вещества.
Л.Н. Гумилев рекомендует принятьэту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса,тогда этнос можно представить себе в качестве системы колебаний определенного этническогополя. А если это так, тогда мы можем сказать, в чем же различие этносов между собой.Очевидно, в частоте колебаний поля, т. е. в особом характере ритмов разных этническихгрупп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают в унисон илистроятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чувствуем, что это чужой,не свой человек.
Эта гипотеза на современномуровне наших знаний удовлетворительно объясняет все наблюдаемые этнические коллизии.Даже если она будет заменена какой-либо другой, дело не изменится. Наша задача — описание феномена, а интерпретация его причин может в будущем варьировать, что небудет влиять на полученные нами результаты.
Также существуют уровни пассионарности.И есть 2 квалификации – базовая и расширенная, по Л.Н. Гумилеву.
Базовая классификация.
1 — Пассионарность выше нормы(«пассионарность» в узком смысле) проявляется в поведении как предприимчивость,готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности,свой ландшафт. Высокая пассионарность есть рецессивный признак.
2 — Пассионарность на уровненормы (гармоничность) означает, что её носитель будет пребывать в равновесии с окружающейсредой.
3 — Пассионарность ниже нормы(субпассионарность) означает склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству.
Классификация Л.Н. Гумилева.
1 — Высший — шестой уровень,жертвенный, человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью. Примерамитаких личностей являются Жанна Д'Арк, протопоп Аввакум, Александр Македонский.
2 — Несколько ниже лежит пятыйуровень — стремление к идеалу победы — человек вполне готов рисковать жизнью радидостижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриархНикон, Петр I.
3 — То же самое, но в меньшеммасштабе, проявляется на четвёртом уровне — стремление к идеалу успеха. Примеры— Леонардо да Винчи, А.С. Грибоедов, С.Ю. Витте. Это
4 — Четвёртый уровень — переходный.
5 — Ниже идут уровни, наиболеехарактерные для фазы надлома — стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то,что Л.Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерамидалеко ходить не надо — это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты,и т. д – третий уровень.
6 — Для выхода из фазы надломахарактерен второй уровень — поиск удачи с риском для жизни. Это искатель счастья,ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё способный рискнутьжизнью.
7 — Со снижением пассионарностина смену им приходят другие — пассионарии, стремящиеся к благоустройству без рискадля жизни. Большинство современных западных и российских миллиардеров относятсяк этому типу – первый уровень.
8 — Ещё ниже стоит обыватель— тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Это нулевойуровень. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза, но лишь винерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса.
При дальнейшем снижении пассионарностиприходят люди с отрицательными её значениями — субпассионарии. Они бывают двух уровней:−1-го и −2-го. Если первые ещё способны на какие-то действия, приспособлениек ландшафту, то вторые не могут даже этого. Постепенно с их взаимоистреблением идавлением внешних причин происходит гибель этноса.
Л.Н. Гумилёв неоднократнообращал внимание на то, что пассионарность никак не взаимосвязана со способностямиличности, силой воли и т. д. Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный»,волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно, как и наоборот; это всёне исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такойважной части психотипа, как темперамента: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакциидля этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.
гумилев этноспассионарность этногенез
4.  Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева
Пассионарная теория этногенеза— гипотеза Льва Гумилева, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихсяэтносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.
Этногенез (от греч. «этос»- «племя, народ» и «генезис» — «происхождение»), этническая история — процесс сложенияэтнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенезпредставляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходитьвключение в сложившийся этнос других ассимилируемых (ассимиляция — потеря однойчастью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованнымиу другой части (другого этноса)) им групп, дробление и выделение новых этническихгрупп.
Гипотеза Гумилева определяети описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятиепассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.
Этнические системы.
Этнические системы являютсяодновременно:
·  биологически обусловленными сообществамилюдей, подобным львиным прайдам (семейная стая львов или приматов) или муравейникам;
·  формой приспособления людей к ландшафту;
·  взаимно комплиментарными группами людей,осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
·  группами людей со сходным стереотипомповедения;
·  группами людей, имеющих общее происхождениеи синхронную историю;
·  устойчивыми эволюционирующими системами;
·  иерархическими структурами.
Этнические системы, в общемслучае, не являются следующими единствами:
·  языковыми;
·  религиозными;
·  культурными;
·  юридическими;
хотя и могут ими быть.
Различаются следующие видыэтнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии:
·  суперэтнос: самая крупная этническая система;состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятиемего членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры:российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы;
·  этнос: этническая система более низкогопорядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипомповедения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, какправило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этотстереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: русские;
·  субэтнос;
·  конвиксия — группа людей с одинаковымбытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений;
·  консорция — объединение небольшой группылюдей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой.
Этническая система являетсярезультатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системыболее высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себясистемы более низкого.
Этнические системы более высокогопорядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого.
Этнические формы.
1) Химера — этническая формаи продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов,принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемныеидеологии.
2) Ксения — сочетание, прикотором один этнос – «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, ненарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжскихнемцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.
3) Симбиоз — сочетание этносов,при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняясвое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают другдруга. Он — наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможностикаждого из народов.
4) Этническая антисистема- системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собойспецифическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощениюсистем, то есть к уменьшению плотности системных связей.
Очень важное понятие в теориипассионарности Л.Н. Гумелева – «пассионарные толчки».
Пассионарный толчок — в пассионарнойтеории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяциии приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Оннаблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200—400 км и длинойпримерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану ишироте.
Анализируя различные предположенияо происхождении пассионарных толчков, Л.Н. Гумилев склонялся к гипотезе о том, чтотолчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как никакимиземными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженностьна поверхности Земли. Есть внешние космические причины – это, например, взрывы наСолнце, а есть внутренние причины – это энергия центральной части Земного шара,расплавленная магма. Также Л.Н. Гумилев говорит о наличии климатических циклов.
Началом этногенеза являетсяформирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяциис отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадениеследующих условий:
·  нахождение территории на линии пассионарноготолчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза;
·  сочетание двух или более ландшафтов натерритории;
·  присутствие двух или более этносов натерритории.
Типичный этногенез состоитиз следующих стадий:
Срок
Название
Примечания 0 лет (начало отсчёта) Толчок (дрейф) Как правило, не отражён в истории. 0—150 лет Инкубационный период Рост пассионарности. Отражен только в мифах. 150—450 лет Подъем Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории. 450—600 лет Акматическая фаза (перегрев) Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества. 600—750 лет Надлом Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы. 750—1000 лет Инерционная фаза Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание. 1000—1150 лет Обскурация
Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.
Старость этноса. 1150—1300 лет Агония Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад. 1150 лет — неопределённо долго Гомеостаз Существование в равновесии со средой.
Обратим внимание на график.Это график, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времениеё существования.
/>
По оси абсцисс отложено времяв годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившегопричиной появления этноса.
По оси ординат отложено пассионарноенапряжение этнической системы в трех шкалах: 1) в качественных характеристиках отуровня P2 (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р6 (жертвенность);2) в шкале «количество субэтносов» (подсистем этноса) индексы n+1, n+3 и т. д.,где n — число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе;3) в шкале «частота событий этнической истории».
Данная кривая является обобщением40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных для различных суперэтносов, возникшихвследствие различных толчков.
5.  Критика пассионарной теории этногенеза
Льва Гумилеваиногда называют среди предшественников фолк-хистори(обобщённое названиесовокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистическихтрудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных, в основном,непрофессионалами).
Коллеги-историкижёстко критикуют пассионарную теорию этногенеза и сделанные на её основе частныевыводы за слабую обоснованность и политизированность.
Например, ВикторШнирельман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологиии антропологии РАН, и Сергей Панарин, завотделом стран СНГ Института востоковеденияРАН, главный редактор журнала «Вестник Евразии», указывают, что Гумилёв, сам оставаясьв рамках исторической науки, тем не менее «… подготовилпочву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда…с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были быстоль самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев своим авторитетомкак бы санкционировал произвольное обращение с историей».
Л.С. Клейн считает,что «предложенные Л.Н. Гумилевым обобщения — рубежи периодов (фаз), их длительность,цифры — всё это построено на песке. Потому что, какой смысл говорить о начале существованияэтноса или его конце, о его преобразованиях, если неправильно, неубедительно указаныего определяющие признаки, если нет критериев диагностики — один и тот же это этносили уже новый?»
Яков Лурье указываетна такие слабые моменты в теории пассионарности. По Гумилеву, «продолжительностьжизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушенияоколо 1500 лет», а «до превращения этноса в реликт около 1200 лет». Однако Гумилевфактами это не подкрепляет, а лишь ссылается на «наблюдения этнологов», не называяих. Лурье упоминает схожие даты у К. Леонтьева («самый долгий срок государственнойжизни народов» составляет 1200 лет) и О. Шпенглера (время существования «цивилизации»равно приблизительно 1500 лет) и резонно добавляет, что «никто из них не был этнологоми не относил этот срок существования к ‘этносу’».
А.Л. Янов утверждает,что отсутствие объективного критерия новизны этноса не только делает гипотезу Гумилеванесовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки,превращая в легкую добычу «патриотического» волюнтаризма (направление в философии,признающее волю первоосновой всего сущего).
Янов указывает,что Гумилев так изображает процесс рождения нового этноса: сначала возникают «пассионарии»,люди, способные жертвовать собой во имя возрождения и величия своего этноса, провозвестникибудущего. Затем некий «страстный гений» сплачивает вокруг себя опять же «страстных,энергичных, неукротимых людей» и ведет их к победе. Возникает спор, разногласие,новое борется с «обывательским эгоизмом» старого этноса. Но, в конце концов «пассионарность»так широко распространяется посредством «мутаций», что старый этнос сдается на милостьпобедителя. Из его обломков возникает новый.
По словам Янова,это всего лишь универсальный набор признаков любого крупного политического изменения,одинаково применимый ко всем революциям и реформациям в мире, например к ВеликойФранцузской революции. Вольтера и Дидро можно назвать «пассионариями», сказать,что у них возникло разногласие со старым феодальным этносом, что «наряду с процессамираспада появилось новое поколение — героическое, жертвенное, патриотическое, чтоэта пассионарность так широко распространилась по Европе, что старому этносу пришлосьсдаться на милость победителя (Наполеона)».
Янов указывает,что Гумилев подчеркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как системанеизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов междуэтносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновениис иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в ‘полосу свободы’ {при которой}возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природуи культуру…».
Янов считает,что Гумилеву не чужды антисемитские взгляды, поскольку о евреях Гумилёв говоритследующее: «Проникая в чуждую им этническую среду, {они} начинают ее деформировать.Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцыначинают относиться к нему потребительски. Проще говоря — жить за его счет. Устанавливаясвою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают ее аборигенам и практическипревращают их в угнетаемое большинство». Он также утверждает, что «учение Гумилеваможет стать идеальным фундаментом российской ‘коричневой’ идеологии».

Заключение
После смерти Л.Н. Гумилеваполемика вокруг теории пассионарности в основном прекратилась. Само понятие «пассионарность»вошло в широкий лексикон.
Однако идея, будто этносыподобны живым организмам, осталась за пределами, как науки, так и массового сознания.Труды Л.Н. Гумилева продолжают переиздаваться крупными тиражами, но их рассматриваютскорее как своеобразную научную публицистику, чем научные труды в собственном смыслеслова.
Таким образом, можно сказать,что пассионарная теория преподнесена в доступном (научно-популярном) изложении,доходчива и интересна.
Но знать и понимать ее долженкаждый уважающий себя человек, чтоб не остаться невеждой.

Список использованной литературы:
1.  А.Г. Каримуллин «Лев Николаевич Гумилев.Библиографический указатель», Казань, 1990 год.
2.  Д. Дэвид, Дж. Джерри «Большой толковый социологическийсловарь», 2001 год.
3.  Л.Н. Гумилёв «Этногенез и биосфера Земли»,СПб.: Кристалл, 2001 год.
4.  Л.Н. Гумилев «История — наука естественная,или визит к профессору Гумилеву», журнал Сельская молодежь, № 2, 1988 год.
5.  О. Шпенглер «Закат Европы». М.,1923 год.
6.  Я. Лурье «Древняя Русь всочинениях Льва Гумилева», журнал «Звезда», №10, 1994 год.
7. А.Л. Янов «Учение Льва Гумилёва», журнал «Свободнаямысль», 1992 год.
8.  Л.Н. Гумилев «Этноси категория времени», «Доклады Географического общества СССР», выпуск 5, 1970 год.
9. Л.Н. Гумилев «Внутренняя закономерность этногенеза (Ландшафт и этнос: XIV)»,«Вестник ЛГУ», № 6, выпуск 1, 1973 год.
10.  Л.Н. Гумилев «Этносфера:История людей и история природы», М.,1993 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Место России в мировом хозяйстве
Реферат Россия и ВТО
Реферат Методика оценки кредитоспособности предприятия
Реферат Мероприятия повышения эффективности работы грузового АТП
Реферат Роль и место Индонезии среди новых индустриальных стран
Реферат Нормативные расходы
Реферат Мировая валютная система
Реферат Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли
Реферат Меркантилизм в экономике прошлое и настоящее
Реферат Радіорелейні комплекси на основі перспективних схемо технічних рішень
Реферат Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета
Реферат Моделі та методи прийняття управлінських рішень в умовах економіки України
Реферат Финансовый Кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления
Реферат Исследование рынка сотовых операторов г Челябинска и Челябинской области
Реферат Перевод бухгалтерской отчетности на международный стандарт