Реферат по предмету "Философия"


Учение Платона о душе в контексте идеального государства

Курсовая работа
«Учение Платона о душе вконтексте идеального государства (Идеальное государство по Платону)»

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. Формирование политических взглядов Платона. Роль и местоконцепций «Идеального государства» в творчествеученого
ГЛАВАII. Основы идеального государства по Платону, его цели изадачи
ГЛАВАIII. Типы государств по Платону
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

/>ВВЕДЕНИЕ
Наша курсовая работапосвящена изучению учения Платона о трех началах души, устройства государства иобщественной жизни.
В целом, с именем Платона связаноформирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства иправа. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основемногие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своегозначения и для современных исследователей. В этом смысле справедливы слова А.Н.Уайтхеда, писавшего: «Самая надежная характеристика европейской философиисостоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону». Этимопределяется актуальность нашей работы.
В обширном иразностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено проблемамгосударства, права и политики. Совсем не случайно двумя самыми крупными егопроизведениями являются Государство. В нем, как это следует уже из названия,описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство.
Для того, чтобы оценить тограндиозное сооружение, каким является идеальное государство Платона,необходимо выяснить, какие задачи ставит перед собой такое общество и уже,исходя из этого, изучить мнение Платона, как об идеальном государстве, так и одругих типах государств.
Объект нашей работы – учение Платона, предмет– наиболее концептуальные из его идей — его понимание сути идеальногогосударства, общественной жизни, трех начал души.
Определим цель нашей работы.Она будет заключаться в изучении учения Платона о трех началах души, устройствугосударства и общественной жизни.
Задачи настоящей работы, в целом вытекаютиз указанной выше цели и заключаются в следующем:
— изучить процесс формированияполитических взглядов Платона, определить роль и место концепций «Идеальногогосударства» в творчестве ученого;
— выявить сущность, цели и задачиплатоновского государства;
— выявить различные типы государствПлатона;
В соответствии с целями и задачамиформируется структура курсовой работы, которая состоит из введения, основнойчасти, поделенной на три главы, заключения и списка использованной литературы.
При написании настоящей курсовойработы мы пользовались специальной литературой таких авторов, как В. Асмус, Н.Болдырев, Н. Дианиной, А. Лосева и В. Нерсесянца в которых с позицийсовременного знания анализируются известные уже две тысячи лет постулатыгреческого ученого. Кроме того при написании настоящей работы мы пользовалисьтекстами Платона без которых, естественно, невозможно было достичь глубокогопонимания темы.

ГЛАВА I. Формированиеполитических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства»в творчестве ученого
 
В настоящее времядеятельность Платона, его наследие и учение плотно ассоциируется с понятием«Идеальное государство». Настоящая работа посвящена изучению основ этогогосударства, согласно дошедших до нас трудам древнегреческого ученого. Вконтексте нашего изложения, перед непосредственным изучением основ «идеальногогосударства» нам представляется необходимым кратко ознакомиться с основными тенденциямиформирования политических взглядов самого Платона, путем краткого анализа егобиографии[1].
Платон родился в Афинахв 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имяПлатона было Аристокл. Платон вырос в семье, члены которой традиционноготовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеаламигреческой демократии. О важной роли в воспитании Платона традицийгосударственной службы свидетельствует он сам, повествуя о раннем периоде своейжизни. Это сообщение мы находим в VII письме, являющемся основным и наиболеенадежным источником информации о жизни Платона. В нем он пишет, что с раннеймолодости проникся глубочайшим интересом к политике. Этот интерес, определеннымобразом подогревался общением Платона со своим знаменитым учителем – Сократом(взгляды и деятельность которого непосредственным образом воздействовали наформирование деятельности молодого философа), которое продолжалось около восьмилет.
Здесь целесообразнократко остановится на взглядах учителя Платона, которые, признано, оказаликолоссальное влияние на ученого[2]. Итак,Сократ — древнегреческий философ (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. дон. э., там же), учение которого знаменует поворот в философии — отрассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность —поворотный момент античной философии.
Сократ, под влияниемполитической действительности поставил вопрос о необходимости нравственногосовершенства личности как условии совершенства государства, о взаимозависимостииндивидуального и общественного интересов, поверяемых ориентацией на важнейшийвид добродетели — справедливость. Многие вопросыставившиеся Сократом, в дальнейшем отразились в творчестве его ученика.
Итак, общение сСократом, способствовало развитию, в том числе и политических взглядов Платона.Однако нельзя сказать, что в своих изысканиях он был в первую очередьтеоретиком. Реальная возможность заняться политикой Платону впервые появилась вконце долгой Пелопоннесской войны, когда в Афинах было создано правительствотиранической олигархии, в которое вошли два его родственника, Критий и Хармид.
Платон выжидал, желаяпонять, чем обернется новое революционное правление, и пришел в ужас при виденачавшихся эксцессов и жестокостей. Правители пытались вовлечь в свои замыслы иСократа, поручив ему и нескольким другим гражданам арестовать на островеСаламин ни в чем не повинного человека, на что Сократ ответил отказом.
С восстановлениемдемократии политические надежды Платона ожили, однако вскоре они были сокрушеныосуждением и казнью Сократа. Присутствовавший на процессе против учителяПлатон, опасаясь за собственную жизнь, он покинул Афины и с несколькимидрузьями уехал в Мегару. Оттуда он поехал в Египет и Кирену, а затем в ЮжнуюИталию. Во время этих путешествий Платон встречается с представителями многихтечений общественной мысли того времени – в первую очередь пифагорейцев.
Возвратившись в Афины,Вернувшись в Афины, Платон отказался от политической карьеры и начал работатьнад фундаментальными вопросами, которые поставил его учитель – Сократ. В первуюочередь это глобальные вопросы о том, могут ли достигнуть справедливой жизнилюди, не причастные к философии и не имеющие четкого представления о том, чтотакое справедливость. В определенные период своего развития, как ученого Платонтакже ставит и другие, не менее важные вопросы – о душе государстве, воспитаниии др.
В своих ранних, т.н.сократических диалогах Платон попытался восстановить беседы своего старшегодруга в том виде, в каком они сохранились в его памяти. Диалоги подводилислушателей к определенным выводам, и Платон задумал создать школу, где можнобыло бы обучать справедливости и добродетели[3].Последовательное обсуждение этого непростого вопроса, как оно воспроизведено вПротагоре и Меноне, убедило Платона в возможности такого рода обучения (чтоподтверждалось знакомством с деятельностью пифагорейцев).
Следующие двадцать летжизни Платона были посвящены Академии, и в это время он, вероятно, ничего неписал и всецело посвятил себя преподаванию и чтению лекций, среди его учениковс 367 до н.э. был и Аристотель. По древним преданиям, Платон умер в день своегорождения в 347 году. Применяя на практике свои методы воспитания, Платон, вцелом, пришел к определенным выводам, которые также нашли свое отражение в егонаследие и концепции идеального государства (в первую очередь в концепции овоспитании избранников для этого государства).
Таким образом, можнозаключить, что жизнь, деятельность и круг общения Платона способствовалаформированию его оригинальных идей, касающихся политики и государственногоуправления.
Перейдем к наследиюдревнегреческого ученого, а точнее к роли и месту концепции «идеальногогосударства» в наследии ученого.
Полное собраниесочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которыенаглядно демонстрируют развитие философии Платона[4].Практически все известные сочинения Платона написаны в формевысокохудожественных диалогов — тетралогий, которые наглядно демонстрируютразвитие философии Платона. Среди них находятся также неаутентичные диалоги.Авторство и хронология сочинений Платона долго и тщательно исследовались,начиная еще с эпохи эллинизма.
В конце XIX в. былаустановлена последовательность платоновских диалогов в рамках четырех различныхгрупп: сократических, платонических, среднеплатонических и поздних[5].Это разделение было принято повсеместно, однако некоторые настаивают насуществовании только трех групп (сократические диалоги, диалоги среднего периодаи позднего периода).
В диалогах раннегопериода, так называемых сократических, главную роль играет Сократ.Дифференцируя этические понятия вместе со своими собеседниками, он указывает,какие определения не следует принимать за истинные, разбивает аргументыпротивника, возобновляет попытки, ни одна из которых его не удовлетворяет, и вконце концов оставляет вопрос открытым. (На это впоследствии будут ссылатьсяскептики) Здесь еще нет речи об идеях.
Диалоги среднегопериода представляются наиболее зрелыми в художественном отношении (Пир, Федр,Государство), их отличают четкость композиции и поэтическое вдохновение. Платонформулирует в них принципы своего идеализма, выразителем которого он делаетСократа.
Произведения позднегопериода содержат модифицированное учение об идеях (концепция Мировой Души — Филеб, Тимей). Сократу в них принадлежит роль слушателя, а в Законах он и вовсене появляется. Изменяется стиль платоновских сочинений, а язык изобилуетчастицами и фразеологическими оборотами.
Все произведенияПлатона (кроме Апологии и Писем), являются диалогами. Платон считается творцомэтого жанра литературной прозы; эта форма казалась ему наиболее подходящей дляпредставления диалектического метода и индуктивных выводов Сократа и егопопыток дефиниции понятий, которые он предпринимал с учениками в разговорах идискуссиях на площадях и улицах Афин.
Ни в одном изсохранившихся произведений Платон не изложил своей идеалистической концепциисистематически и исчерпывающе[6]. Этоподтверждает он сам в письме VII, в котором мы находим более всегоавтобиографических мотивов и которое является одним из важнейших источниковзнаний об учении Платона. Подробнее всего Платон рассказывает о нем в Пире,Федоне, Федре и Государстве (знаменитый миф о пещере), а затем в Пармениде,Филебе и Тимее[7].
Ход изложения диалоговподчинен у Платона не только философским, но и художественным целям. Причем,там, где применяется мифологическая форма изложения, смысловое содержаниедиалога делается расплывчатым и неточным. Кроме того, между диалогами, какправило, отсутствуют смысловые связи. Поэтому учение Платона оказывается несистематизированным и его приходится реконструировать, что не дает однозначныхрезультатов.
Вместе с тем, каждый изплатоновских диалогов глубоко продуман и в своей совокупности они составляютнечто единое, связанное учением об идеях. В целом же, мышление Платона скореефилологическое, нежели философское или же научное[8].Через все его творчество проходит гуманистическая тенденция, унаследованная имот софистов и Сократа. Не повлияло на мышление Платона и его пристрастие кпифагорейским идеям, сказалось, видимо, то, что в душе он так и осталсяхудожником, поэтом, каким он был до встречи с Сократом.
Философия Платона непредставляет собой законченной и всеохватывающей системы. Платон постоянноподвергал все сомнению. В некоторых диалогах он, по-видимому, вообще неприходил к каким-либо выводам, в других – ставил вопросы, вызывая сомнение утех читателей, которые испокон веков истолковывали этот критический дух какразъедающий скептицизм. От некоторых концепций и учений Платон никогда не отказывался,хотя часто подвергал их шлифовке и переработке.
Традиционно, философияПлатона, делиться на три составляющих — этику, теорию познания и теориюприроды. Концепция «идеального государства», как правило, отражается вэтической составляющей его философии.
Для этики Платонахарактерны следующие основные положения[9]:
— все люди по природестремятся к благу;
— во всех вещах отприроды присутствует стремление улучшать и совершенствовать свое бытие. Человекне составляет исключения из этого правила;
— когда душа реализуетэту естественную склонность, результат ее правильной деятельности называетсядобродетелью;
— то же происходит,когда хорошо и в согласии с природой работает тело (здоровье).
Эти положения,составляющие законченную концепцию, позже получили название естественногозакона, и лежат в основании всей этики Платона, отразившейся, в том числе, и вего политических произведениях, которые занимают довольно важное место внаследии древнего афинского ученого.
Основными политическимипроизведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог«Политик»[10].Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описываетполитическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственныхформ. Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов.
По Платону существуютдва мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей[11]. Любаявещь является лишь отражением своей идеи, может стремится к ней, но никогда недостигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и кгосударству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все онинесовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же формаполиса им противостоит.
Подведем основныевыводы настоящей части нашего изложения:
— Платон (428 или 427до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческийфилософ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее его имя — Аристокл,а Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». На формированиеего взглядов как ученого оказал большое влияние тот факт, что его учеником идругом был Сократ – крупнейший философ того времени, деятельность которого –поворотный момент античной философии;
— вся жизнь,деятельность и круг общения Платона способствовала формированию егооригинальных идей, касающихся политики и государственного управления. Вкачестве факторов непосредственно влияющих на это можно упомянуть общение сСократом, Пифагорейцами, политическую деятельность самого Платона, а такжеоснование и руководство им так называемой «Академии»;
— Полное собраниесочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которыенаглядно демонстрируют развитие философии Платона. Практически все известныесочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов. В то же времяможно отметить, что ни в одном из сохранившихся произведений Платон не изложилсвоей идеалистической концепции систематически и исчерпывающе;
— основнымиполитическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы»и диалог «Политик». Наиболее известным диалогом Платона является «Государство».Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальныхгосударственных форм. Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядовбученного в первую очередь от его этической концепции.
Теперь, на основанииполученных знаний изучим основную идею идеального государства Платона, а такжеего цели и задачи.

ГЛАВАII. Основы идеального государства по Платону, его целии задачи
Кратко ознакомившись сжизненным и творческим путем греческого ученого, а также поняв роль и местоконцепции «идеального» государства в его творчестве перейдем кнепосредственному изучению основ идеального государства по Платону, его целей изадач.
Концепция «идеальногогосударства» по Платону, неразрывно связана с этикой Платона. Остановимся наней[12]. Этикау Платона построена, исходя из его понимания души, т.е. из осознания врожденныхдобродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Если онисоблюдаются, — в государстве царит добро, которое понимается некак достижение личного счастья, а как достижение общественного благополучия.
Поэтому этика у Платонане индивидуальная, а социальная, она тесно связана с политической организациейобщества. Это означает, что человек может быть нравственно совершенным лишь вправильно организованном государстве. Образец совершенного государства иобразец совершенного человека — такова цель этического иполитического учений Платона.
Наиболее ясную и полнуюформулировку этика Платона получает в диалоге «Государство». Здесь философпытается дать анализ общественного строя, в котором смогла бы реализоватьсяприрода человека. Все реально существующие сообщества и государства являютсялишь частичными приближениями к такому идеалу. Платон полагал, что невозможносоздать серьезную политическую теорию, не положив в ее основание метафизику, ипотому мы находим здесь не только описание человеческой жизни, какой ей следуетбыть согласно природе, но и теорию человеческой души и космологию.
В «Политике», в отличиеот государства больше рассматриваются вопросы конкретной политики.Подчеркивается важность законов и законной власти, а существующие государстваделятся на основании шестичленной схемы, впоследствии оказавшей влияние наАристотеля.
Платон до самой смертинадеялся на осуществление справедливого общественного устройства, о чем свидетельствуетего последний диалог – «Законы», в котором философ показывает, как греческийполис мог бы посредством разумных законов приблизиться к идеальному государству[13].
Согласно мнениюПлатона, государство возникает вследствие общественного разделения труда, прикотором люди могут избирать себе сферу деятельности по своим склонностям, ибоот природы они предназначены к тому или иному делу. Причем, лучше из нихработает тот, кто делает одну работу, нежели тот, кто занимается всемпонемногу. Поэтому в государстве имеются люди всех специальностей: земледельцы,ремесленники, строители, купцы, воины и др[14].
В целом, политическийидеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным,требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу —это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастьеотдельного человека для счастья полиса не значит ничего. На страже законовстоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает бытьгосударством[15].
Платон не одобряет всесуществующие виды государственного устройства. Он считает, что власть тирана,военных, богатых, или власть большинства — противоестественна.Кроме того, и социальное неравенство, которое имеет место в любом государстве,должно основываться на природном неравенстве людей, в зависимости от того,какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная,аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Ему соответствуют иразные типы добродетели[16].
Если преобладаетразумная часть души, то людям свойственна мудрость, которая служит добру. Онасостоит в истинном знании, т.е. в постижении вечного и неизменного бытия идей,в понимании взаимной связи между ними. Люди этого типа правдивы, добры,справедливы. Им свойственна умеренность во всем, что касается чувственныхнаслаждений. Это — философы, которым Платон отводил рольправителей в идеальном государстве.
Если же преобладаетаффективная часть души, то это воин или «страж» — человек мужественный, умеющий подчинять свои страсти долгу. У него определяющейчастью души является воля и благородная страсть.
Что же касается душивожделеющего типа, то она принадлежит людям, занимающимся торговлей илифизическим трудом: крестьянам, ремесленникам, в общем, всем тем, ктообеспечивает материальную жизнь общества. У этих людей преобладают чувственностьи влечения, которые, тем не менее, должны быть управляемыми. Причем в каждомчеловеке присутствуют все три составляющие, но судить можно только попреобладающей части души.
Для успешногосуществования того или иного народа, считал Платон, необходимо организоватьлюдей в соответствии с их природными склонностями. Если государствоорганизуется на иной основе, вне нравственных целей, то оно не будет прочным.
Для достижениясправедливости в государстве, нужно разделить граждан на три сословия:правителей, стратегов, производителей, в соответствии с преобладающими в нихтремя частями души[17].
Первое сословиесоставляют мудрецы, философы — их обязанность управлять.
Второе сословие — воины, их обязанность — служить философам, помогать им вуправлении низшим сословием, стоять на страже безопасности государства, охраняяего от внешних врагов.
Третье сословие это те,кто непосредственно занимается материальным производством. Оно должно быть вполном подчинении у правителей — ахронтов, как низшая часть душидолжна подчиняться высшей.
Однако деление обществана сословия не наследственно, оно обусловлено природными задатками того илииного человека. Отсюда вытекает еще одна, немаловажная особенность «идеальногогосударство» — оно должно быть построено на довольно строгой системевоспитания.
Предложенная Платономсистема воспитания направлена, прежде всего, на воспитание стражей и правителей[18].Важное место в ней занимает гимнастика, обучение чтению, письму, изучениеарифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования,который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто имеет природныеспособности к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию.Обладатель низменной части души, напротив, не стремится к наукам, он любитслушать, ценит красивые вещи, но не способен оценить красоту саму по себе — это земледелец, ремесленник или торговец.
Первый отбор философовпроисходит тогда, когда им исполняется двадцать лет. После чего им даетсяполный обзор наук. В тридцать лет, из этих кандидатов, производится второйотбор, в процессе которого отдают предпочтение тем, «кто из них умеет, необращая внимания на зрительные и остальные ощущения, подняться до истинногобытия». После чего они обучаются диалектике еще 5 лет. Достигнув35-летнего возраста, они становятся правителями и в течение 15 лет занимаютгосударственные должности. Причем, и стражи и правители должны быть поставленыв особые условия: у них не должно быть семьи и частной собственности. Плату засвои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должныприкасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению.
Философов отбирают изчисла наиболее одаренных от природы стражей, но лишь в правильно организованномгосударстве они могут проявить свою божественную природу. В иной ситуации даже«самые одаренные души при плохом воспитании становятся особенно плохими»[19]-именно из них выходят софисты, злодеи и тираны.
Согласно Платону,философ имеет врожденную склонность к знанию, он характеризуется любовью кистине, отличается правдивостью, может отказать себе в телесных удовольствиях.Прирожденный философ благороден, не хвастлив, великодушен, справедлив.
Философы как правители,по мнению Платона, имеют право на власть постольку, поскольку они, созерцаянечто стройное и вечно тождественное, полное порядка и смысла, не творящеенесправедливости, будут подражать этому идеальному бытию, и внесут этиотношения в повседневный быт человека. Он думает, что «ни для государства, нидля граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государств не станет племяфилософов»[20].
В кавычках отметим, чтонекоторые исследователи, в настоящее время, считают Платона предшественникомнаучного коммунизма, поскольку главный источник социальной несправедливости, онвидит в частной собственности. Именно частная собственность, по мнению Платона,разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг противдруга. Тогда как общественная собственность объединяет его, а это возможно лишьв таком государстве, «где большинство говорит… об одном и том же: «Это — мое!» или «Это не мое!»»[21]. Поэтому Платон ратует за то, чтобы высшее сословие не имело никакой частнойсобственности, даже личной.
У Платона, такимобразом, общественное начало стоит выше личного. Поэтому этика Платонаорганически сочетается с его учением об идеальном государстве. Также отметим,что для формирования нового государства и нового человека, Платон подчеркиваетзначение набожности и почитания богов, ибо идея набожности стоит весьма близкок идее добра и красоты.
Подведем основныевыводы настоящей главы:
— концепция «идеальногогосударства» неразрывно связана с этикой Платона, которая построена, исходя изего понимания души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных дляотдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, — в государстве царит добро, которое понимается не как достижение личногосчастья, а как достижение общественного благополучия;
— государство возникаетвследствие общественного разделения труда, при котором люди могут избирать себесферу деятельности по своим склонностям, ибо от природы они предназначены ктому или иному делу. При этом Платон, не одобряет все существующие видыгосударственного устройства. Он считает, что социальное неравенство, котороеимеет место в любом государстве, должно основываться на природном неравенствелюдей, в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в томили ином человеке: разумная, аффективная или вожделеющая;
— для достижениясправедливости в государстве, нужно разделить граждан на три сословия: правителей,стратегов, производителей, в соответствии с преобладающими в них тремя частямидуши. Первое сословие составляют мудрецы, философы — их обязанность управлять. Второе сословие — воины, их обязанность — служить философам, помогать им. Третье сословие это те, кто непосредственнозанимается материальным производством. Оно должно быть в полном подчинении управителей как низшая часть души должна подчиняться высшей;
— деление общества насословия не наследственно, оно обусловлено природными задатками того или иногочеловека. Отсюда вытекает еще одна, немаловажная особенность «идеальногогосударство» — оно должно быть построено на довольно строгой системевоспитания.
В своих работах, Платонпротивопоставляет свое «идеальное» государство некоторым государствамнесовершенным, тем самым, с одной стороны иллюстрируя основные положения своихидей, с другой — дает нам ценнейшие сведения об устройстве государств древнегомира. В дальнейшем изложении мы подробно рассмотрим эту составляющую наследиядревнегреческого ученого.

ГЛАВА III.Типы государств по Платону
В настоящей частинашего изложения мы ознакомимся с еще одной важной составляющей учения Платонаоб идеальном государстве в частности и политических взглядов Платона, в общем.Идеальное государство Платона – это умозрительная концепция, которая имеетместо быть в сравнении с другими типами государств, которые Платон такжеописывает. В первую очередь мы имеем ввиду четыре несовершенные формыгосударства – тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Также в этомконтексте целесообразно рассмотреть утопическую аристократическую республику,описываемую Платоном в «Законах».
Принимая в качествеобразца свое идеальное государство и отводя ему первое место, Платонклассифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к идеальномугосударству стоит аристократия, а именно аристократическая республика.
Аристократическаяреспублика по Платону[22] – это5 400 жителей, поделенных на четыре сословия и связываемые сложнейшейсистемой управления. В этой форме опускается личная собственность, деньги,разрешено создание семьи для всех сословий, однако повышается системообразующаяроль государства, которая предполагает значительное усиление контролирующейроли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. Настраже законов стоит система правосудия, а без истинного правосудия государствоперестает быть государством.
Следующее по «идеальности» — тимократия как власть нескольких человек, основанная на военной силе, т.е. надобродетелях средней части души. Такие люди становятся воинами, государство подих управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит ичьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.
Для тимократического человека деньгии наслаждения еще не так важны, как для представителей других государств. Длянего главным желанием является желание выдвинуться, заслужить уважение и почемсвоих сограждан. Но при этом внимание все больше уделяется не внутреннимкачествам души, а внешнему блеску. И это неизбежно приводит к соперничеству иинтригам, которые ослабляют государство.
Олигархия — власть немногочисленныхбогатых, опирающуюся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны снизкой, чувственной частью души.  Проблема этой формы правления в том, чтобогачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватываютвласть. При олигархии все общество делится на два враждующих лагеря бедняков ибогачей. В среде бедняков зреет недовольство своим положением, которое время отвремени выливается в восстания и разбор. Таким образом при олигархии становитсяеще больше как страданий, так и удовольствий.
Демократия, по Платону, одна изхудших форм правления. В целом это — власть большинства. Характеризуетсяусилившимся расслоением на богатых и бедных. Каждый получает возможностьзаниматься тем, чем ему заблагорассудится избираясь на ту или иную должность.При демократии, в отличие от предыдущего строя, образуются три класса населениябогачи, народ и трутни. Последние уже были при олигархии, но там они непользовались уважением, поскольку не преумножали своего богатства. Вдемократическом же государстве, говорит Платон, они занимают чуть ли не всегосударственные посты.
Трутни, заискивая перед народом,стремятся отобрать у богатых часть имущества и отдать его более бедным слоямнаселения. Богачи же, сопротивляясь этому, даже если они и были расположены кдемократическому строю, вынуждены будут организовать оппозицию. Когдапротивостояние достигает своего пика народ выдвигает своего ставленника тирана,наделяя его неограниченными полномочиями, то есть неизбежно эта форма правлениянеизбежно приводит к тирании.
Последней в типологиинаходится тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран издемократии. Для удержания власти ему нужна война, которая, в конечном счете,приводит государство к тимократии. Тирания у Платона описана наиболеепарадоксально.
С одной стороны, онавполне определенно характеризуется как самая худшая, далее всех отстоящая отидеала форма. Платон последовательно рассматривает возникновение тирании,которая рождается из демократии как из плохого — худшее: тираномстановится бывший народный представитель, охваченный жаждой единовластия идобившийся его посредством социальной демагогии и открытого насилия, в первуюочередь, против людей состоятельных и добропорядочных, опираясь на данную емуволею народа личную охрану. Жизнь тиранического человека переполнена животнымистрастями и страхами. Потакания своим вожделениям и постоянный страх за своюжизнь, не отпускающий ни на минуту — вот удел тирана. Жители такогогосударства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли овседозволенности. Сильнейший здесь всегда прав.
С другой стороны,поразительным является обращение Платона к этой худшей форме при поискенаиболее эффективного средства для реализации своего политического идеала, дляпостроения совершенного типа государства, покоящегося на справедливости. Надоособенно подчеркнуть, что это обращение Платона к тирании не было случайностью — оно проходит через все этапы его творческой деятельности, через разновременные,но одинаково значимые произведения.
Платон рассуждает так[23]:пусть явится тиран, молодой, великодушный, способный к учению; пусть судьба сведетего со славным законодателем, и правитель согласится действовать в духе идеймудреца; при безграничной власти и возможности воздействовать на своихподданных в нужном направлении тирану не составит труда провести необходимоерадикальное переустройство.
Подведем основные итогинастоящей главы:
— идеальное государствоПлатона – это умозрительная концепция, которая имеет место быть в сравнении сдругими несовершенными формами государств – тимократию, олигархию, демократию итиранию, а также олигархическую республику;
— принимая в качествеобразца свое идеальное государство и отводя ему первое место, Платонклассифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к идеальномугосударству стоит аристократия, а именно аристократическая республика. За нейпоследовательно идут тимократия (власть военачальников), олигархия (властьнемногочисленных богатых), демократия (власть большинства) и тирания(бесконтрольная власть одного);
— несмотря на то, чтотирания – худшая форма правления по Платону, именно в ней ученый видит наиболееэффективное средство для реализации своего политического идеала, для построениясовершенного типа государства, покоящегося на справедливости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Теперь, в соответствиис поставленными целями и задачами, подведем основные итоги нашего изложения.
Платон(428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) —древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее егоимя — Аристокл, а Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».На формирование его взглядов как ученого оказал большое влияние тот факт, чтоего учеником и другом был Сократ – крупнейший философ того времени,деятельность которого – поворотный момент античной философии.
Вся жизнь, деятельностьи круг общения Платона способствовала формированию его оригинальных идей,касающихся политики и государственного управления. В качестве факторовнепосредственно влияющих на это можно упомянуть общение с Сократом,Пифагорейцами, политическую деятельность самого Платона, а также основание ируководство им так называемой «Академии».
Полное собраниесочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий,которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона. Практически всеизвестные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов. Вто же время можно отметить, что ни в одном из сохранившихся произведений Платонне изложил своей идеалистической концепции систематически и исчерпывающе.
Основными политическимипроизведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог«Политик». Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Онописывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальныхгосударственных форм. Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядовбученного в первую очередь от его этической концепции.
Концепция «идеальногогосударства» неразрывно связана с этикой Платона, которая построена, исходя изего понимания души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных дляотдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, — в государстве царит добро, которое понимается не как достижение личногосчастья, а как достижение общественного благополучия.
Государство возникаетвследствие общественного разделения труда, при котором люди могут избирать себесферу деятельности по своим склонностям, ибо от природы они предназначены ктому или иному делу. При этом Платон, не одобряет все существующие видыгосударственного устройства. Он считает, что социальное неравенство, котороеимеет место в любом государстве, должно основываться на природном неравенствелюдей, в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в томили ином человеке: разумная, аффективная или вожделеющая.
Для достижения справедливостив государстве, нужно разделить граждан на три сословия: правителей, стратегов,производителей, в соответствии с преобладающими в них тремя частями души.Первое сословие составляют мудрецы, философы — их обязанностьуправлять. Второе сословие — воины, их обязанность — служить философам, помогать им. Третье сословие это те, кто непосредственнозанимается материальным производством. Оно должно быть в полном подчинении управителей как низшая часть души должна подчиняться высшей.
Деление общества насословия не наследственно, оно обусловлено природными задатками того или иногочеловека. Отсюда вытекает еще одна, немаловажная особенность «идеальногогосударство» — оно должно быть построено на довольно строгой системевоспитания.
В своих работах, Платонпротивопоставляет свое «идеальное» государство некоторым государствамнесовершенным, тем самым, с одной стороны иллюстрируя основные положения своихидей, с другой — дает нам ценнейшие сведения об устройстве государств древнегомира.
Таким образом,идеальное государство Платона – это умозрительная концепция, которая имеетместо быть в сравнении с другими несовершенными формами государств –тимократию, олигархию, демократию и тиранию, а также олигархическую республику.
Принимая в качествеобразца свое идеальное государство и отводя ему первое место, Платонклассифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к идеальномугосударству стоит аристократия, а именно аристократическая республика. За нейпоследовательно идут тимократия (власть военачальников), олигархия (властьнемногочисленных богатых), демократия (власть большинства) и тирания(бесконтрольная власть одного).
Несмотря на то, чтотирания – худшая форма правления по Платону, именно в ней ученый видит наиболееэффективное средство для реализации своего политического идеала, для построениясовершенного типа государства, покоящегося на справедливости.
В целом, можнозаключить, что с именем Платона связано формирование политической философии. Онстоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены ипроанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросыполитико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современныхисследователей. Концепция идеального государства, в этом контексте занимаетодно из центральных мест.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АсмусВ.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. – 341 с.
2. БолдыревН.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования.– Челябинск: Урал, 1995. – 452 с.
3. ДианинаН.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. – 598 с.
4. ДиогенЛаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль,1998. – 481 с.
5. ЛосевА. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, — М.: Молодая гвардия, 1993. – 364с.
6. НерсесянцВ.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. – 285 с.
7. Платон.Государство. – М.: Наука, 2005. – 294 с.
8. Платон.Три эпохи государства и власти. – М.: Грифон, 2006. – 380 с.
9. Уайтхед.Процесс и реальность. – М.: Мысль, 2005. – 178 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.