Реферат по предмету "Философия"


Учение Анаксагора

Двастолетия, протекшие с момента предсказания Фалесом Милетским солнечного затмения, действительнослучившегося 28 мая 585 г.до н.э.бы­ли не только эпохой расцвета классическойгреческой культуры, но именно с этого отсюда берут начало основные традиции всейевропейской цивили­зации.
В планесоциально-политическом в течение этих двух столетий дости­гает своегонаивысшего развития, а затем обнаруживает черты неотврати­мого упадкаполитическая форма греческого города-государства.В плане геополитическом — этоэпоха расцвета Афин, которые сделались общеприз­нанным политическим и культурнымцентром Эллады.
Именно в это времяпроисходит критический момент развития филосо­фии, когда Парменид впервыепоставил проблему бытия — первую подлинно философскую проблему, сформулированнуюясным и недвусмыленным обра­зом: как можно мыслить бытие, если бытие это то, чтоесть, в отличие от того, что только кажется или является.Без всякогопреувеличения можно сказать, что философская онтология(учение о бытии)- а вместес ней и настоящая философия вообще-началась с Парменида.Даже у Гераклита фило­софскаяпроблематика еще очень затемнена мифопоэтической оболочкой, в
которую он облекал свои учения.
Но Парменид нетолько поставил философскую проблему бытия, но и решил ее — решилпрямолинейно:«бытие есть, а небытия нет».Истинное бы­тие, согласнозаключениям Парменида, едино, нераздельно, неизменно и не­подвижно, весь жечувственно воспринимаемый мир, состоящий из множества возникающих, меняющихся иисчезающих вещей, лежит за его пределами.Для того, чтобы спастиположение, Пармениду пришлось дополнить учение об ис­тинном бытии учением об«мнениях смертных», в котором он изложил космо­логическую концепцию.
Но подобнаядвойственность не могла удовлетворить более поздних философов.К ним относилисьЛевкипп, Эмпелокл и Анаксагор.Все они пыта­лись найти такое решение проблемыбытия, которое снова восстановило бы
единство мира, расколовшегося у Парменида на двесферы, не имевшие  друг
с другом ничего общего.В результатевозникли три философские и однов­ременно естественнонаучные концепции, которыесделались классическими парадигмами для многих последующих поколенийученых, занимавшихся фило­софией природы.
Но всеони, Эмпедокл, Левкипп и Анаксагор, были по духу как и фило­софами, так иестествоипытателями.Поэтому предложенные ими решения проблемы бытия сводились котысканию внутренней структуры чувственно воспринимаемых вещей, которая непротиворечила бы требованиям, предъяв­лявшимся Парменидом к истинному бытию.
Концепция Эмпедоклав наибольшей степени соответствовала привыч­ным традиционным взглядам о четырехэлементах, в числе которых обяза­тельно фигурируют огонь, вода и земля, которыебыли известны еще в глу­бокой древности.Наоборот, учение Левкиппа, развитое егоучеником Демок­ритом, было для того времени новым и абсолютно оригинальным.
О жизни Анаксагораизвестно довольно мало, но все же больше, чем о жизни некоторых его современникови предшественников. Анаксагор родил­ся около 500 г. до н.э. в Клазоменах — небольшом, но в то время процве­тавшем приморском городке малоазийскойИонии.Отец Анаксагора, Гегеси­бул, был зажиточным человеком, оставившем послесвоей смерти значитель­ное состояние.Однако у Анаксагора уже в раннем возрастепробуждается страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие клюбой практической деятельности.Поэтому он уже в скоре уступает полученное им внаследство имущество ближайшим родственникам, а сам покидает Кла­зомены иотправляется странствовать.Неизвестно, совершил ли он, подобно Демокриту, поездкив страны Ближнего Востока, но в какое-то время Анак­сагор появляется в Афинах итам обосновывается.
ПереездАнаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурны-
ми  последствиями: он  символизировал перенесениеионийской учености на
аттическую почву.Афины, бывшие до этогородиной государственных деяте­лей, полководцев, обрели, наконец, первого крупногофилософа.Анаксагора можно считать основоположником афинской философскойшколы, давшей в последствии миру многих блестящих мыслителей, таких как Платон иАрис­тотель.
Несмотря на то, чтоАнаксагор не обладал правами афинских граж­дан, он вскоре занимает значительноеместо в духовной элите города, чему несомненно способствовала дружба с вождемдемократической партии Пе­риклом, в дальнейшем ставшим фактическим правителемафинской республи­ки.
Многие источники называют Перикла ученикомАнаксагора, Прямое уче­ничество  вряд ли могло иметь здесь место, но можносчитать несомнен­ным, что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениями сове­там.
К концу 30-х годовVв.до н.э., когда положение Перикла в качестве главы государства стало менеепрочным, его политические противники воз­будили судебные преследованиялиц, которые были к нему близки, в том числе и Анаксагора.Анаксагор обвинялся вбезбожии и в распространении учения о небесных светилах, противоречившихтрадиционным религиозным представлениям.Философу грозит смертный приговор; присодействии Перик­ла он тайно покидает Афины.
Последние годыАнаксагор проводит в Лампсаке- богатом торговом городе на берегуГеллеспонта.Умер он в 428г. до н.э., окруженный поче­том и уважением лампсакскихграждан.В течение длительного времени пос­ле смерти философа лампсакцы устраивалив его память ежегодные детские празднества.
Таковавнешняя канва жизни Анаксагора.Труднее сказать что-либо  о
его научной биографии, в частности обэволюции его философских воззре­ний.Интерес к науке, как уже былосказано, пробуждается у него в ранный молодости.Живя в Клазоменах, недалеко отМилета, Анаксагор мог без труда отыскать и прочесть сочинения знаменитыхмилетцев — Анаксимандра и Акаксимена, оказавшие, судя по всему, громадное влияниена формирование его собственного мировоззрения.Не случайно позднейшиедоксографы назы­вают Ангаксагора учеником Анаксимена.Непосредственно слушатьАнаксиме­на Анаксагор, конечно, не мог, даже будучи мальчиком: последний великийпредставитель милетской школы умер, по-видимому, еще до рождения Анакса­гора, ноосновная проблематика анаксименовского сочинения оказалась в центре вниманияклазоменца.Это была космологическая проблематика, точ­нее говоря это было учениео происхождении и структуре космоса, расс­матриваемого как нечто единое целое.
Об Анаксагорерассказывают, что в молодости он любил наблюдать за небесными явлениями свершины Миманта, находившегося по соседству с Клазоменами.Астрономом в строгомсмысле слова слова Анаксагор никогда не был, и его астрономические познания дажев последний период его дея­тельности оставались весьма примитивными.
Космос поражалАнаксагора совершенной разумной организацией, кото­рая, как ему представлялось, немогла быть результатом действия сле­пых, беспорядочных сил.В мире должносуществовать некое организующее и упорядочивающее начало, которое приводит вдействие весь ход мирового процесса и определяет устройство космоса как единогоразвивающегося целого.Впоследствии он обозначит это начало терминомnous, т.е.Разум.
Физическая теория Анаксагора, явившаясяпредметом особого внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой — современныхисследователей ан­тичной философии, была разработана, по видимому, быларазработана в позд­ний период жизни философа.
Афинские легенды рисуют намАнаксагора как человека, целиком пос­вятившего себя науке, т.е.какученого-профессионала.В Греции середины Vв.до н.э. это был новый, дотоленебывалый тип человека.Все предшест­венникиАнаксагора,-Фалес, Пифагор, Гераклид, Парменид-были государствен­нымидеятелями, поэтами, религиозными вождями, но профессиональных ученых в позднейшемсмысле слова среди них не было.
Весьма необычным, сточки зрения греков, было у Анаксагора отсутс­твие узкогопатриотизма, приверженности к родному полису.Покинув Кламе­зоны, Анаксагор, какизвестно, никогда не стремился туда вернуться.Как сообщает Диоген Лаэртский, навопрос:«Неужели родина тебя нисколько не интересует?»-Анаксагорответил, указав на небо:«Помилуй бог! Родина очень даже интересуетменя!».А когда Анаксагор умирал в Лампса­ке, друзья спросили его, не желаетли он быть перевезенным в Клазоме­ны, он сказал:«Совсем этого не нужно: ведьпуть в подземное царство отовсюду одинаково длинен».
Подобныйкосмополитизм, осознание себя гражданином вселенной, пред­восхищал мироощущение философов эллинической эпохи, ноотнюдь не был типичен для Vв.до н.э.
Вторая черта Анаксагора какчеловека — равнодушие к материальным благам.Отказавшись от полученного им внаследство имущества, Анаксагор полагал, что тем самым он обрел внутренююсвободу, столь необходимую для философа, посвятившего себя поискам истины.Посвидетельству Аристоте­ля, Анаксагор не считал счастливым ни богача, нивластелина, говоря, что он не удивился бы, что если бы по настоящему счастливыйчеловек пока­зался бы толпе глупцом.В этом отношении Анаксагор полностьюсоответс­твовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,«созерца­тельный»образжизни.Кроме того, он был неизменно серьезен, и по-видимо­му, не отличался особойобщительностью — свойство, объясняющее, поче-
му, живя в одном городе с Сократом, он никогда с ним небеседовал.
Еще одна чертаАнаксагора, отмечавшаяся древними авторами,-твер­дость духа в любых, даже самыхтяжелых для него обстоятельствах.Извест­ны слова Анаксагора, сказанные им приполучении известия о смерти сы­на:«Я знал, что родил его смертным».
Из всей совокупностисвидетельств об Анаксагоре выступает образ человека, который бесспорно долженбыл внушать уважение всем, кто с ним встречался.Этот образ Анаксагора перешел ввека и сделался прототипом идеального образа мудреца и философа вообще.
Взгляды Анаксагорарезко расходились с господствовавшими в то время религиознымипредставлениями.Утверждения Анаксагора, что звезды-э то раскаленныекамни, оторванные от Земли силой космического круговра­щения, что Солнце — этоогромная воспламенившаяся глыба, а Луна — те­ло, во многом подобное Земле и, можетбыть обитаемое, не могли не вызвать возмущения у ревнителей старых традиций иобычаев.Убеждение в божеской сущности небесных светил было одной изнеотъемлемых черт греческой, да и вообще любой политеистической религии.Этоубеждение преодолевалось медленно и с трудом, о чем свидетельствует тообстоятельство, что Платон еще причислял небесные светила в богам, аАристотель, пришедший в своей метафизике к весьма абстрактной формемонотеизма, редко противопостав­лял их вещам подлунного мира, поскольку онисостоят из эфира — элемента небесных сфер, имеющего особую, божественную природу.
Анаксагор былосужден афинским судом по обвинению в безбожии.От­рицание общепринятыхрелигиозных верований не декларировалось Анакса­гором открыто(как раньше этоделал Ксенофан), однако оно вытекает из всего его учения.В дошедших до насфрагментов его труда мы не находим ни единого упоминания богов олимпийскогопантеона.
Ввопросе о богах даже материалист Демокрит  пошел  на  известный
компромисс: он допустил существованиебогов, хотя и имеющих смертную, ма­териальную природу, но все же способныхневидимо воздействовать на жизнь людей.У Анаксагора нет и следов подобногокомпромисса.
При всем этомАнаксагору было несомненно присуще религиозное чувство, вызванное восхищениемкрасотой и совершенством космоса.Разуме­ется, организующее началокосмоса, именуемое у Анаксагора Разумом, еще не было личным божеством.
В центреанаксагоровского учения находилась космогоническая кон­цепция-концепцияпроисхождения и эволюции космоса.В этом отношении Анаксагор был прямымпродолжателем мыслителей милетской школы, развивая и совершенствуя ихприменительно к новому этапу, достигнутому греческим
теоретическим мышлением к середине V в.до н.э.
Для всехмифологических, а также для генетически связанных с мифо­логией ранненаучныхкосмогоний характерно представление о первичном состоянии мира как некоейнеопределенности или бесформенности, из кото­рой потом оформляются структурныекомпоненты окружающего нас космоса- Земля и Небо, звезды, Луна и Солнце, моря игоры.Первобытному мышлению это состояние представлялось чаще всего в видеводной бездны, аналогич­ные представления находятся в индийских, вавилонских иегипетских ми­фах, в библейских легендах, а также в фольклоре народов самыхразличных стран мира.Учение Фалеса о воде, как о первоисточнике всех вещей, как осамой древней и наиболее почитаемой стихии(Аристотель) носит на себе
явные следы этих первобытных представлений.
Иной характер имеетначальное состояние у Анаксимандра, учение ко­торого испытало другие, преждевсего, по-видимому, иранские, влия­ния.То, что именуется Беспредельным — независимоот того, называл ли сам Анаксимандр исходную космогоническую идею этим именемили нет, не сов­падает ни с одним из четырех традиционных элементов.
Подобно некоторым своимпредшественникам Анаксагор считал, что мир получил развитие из неопределенного ибесформенного состояния.Однако в трактовке первичного состояния Анаксагорсущественно отошел от мысли­телей VIв.до н.э.Оно не совпадало у него ни сводой, ни с воздухом и вообще ни с каким из конкретных чувственно воспринимаемыхвеществ, хотя имело вполне вещественную, материальную природу.Концепцияпервичного состояния у Анаксагора была теснейшим образом связана с принципамиего физического учения и не находила никаких коррелятов в мифологии тех илииных народов.Она отражала прогресс, достигнутый греческой научной мыслью, уже вомногом освободившейся от воздействия мифологических представлений.
Первичное состояниемира, по Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ, которые потомобнаруживаются в этом мире,-или «всех су­ществующих вещей».Этивещества были раздроблены на бесконечно малые, но воспринимаемые нашими органамичувств частички, перемешанные настолько совершенным образом, что ни одно извеществ не преобладало ни в какой точке пространства.По этой причине первичнаясмесь должна быть качест­венно-неопределенной, и это давало повод сравнивать еес исходным сос­тоянием мира у Анаксимандра.Анаксагоровская идея первичной смесибыла вполне оригинальной, не имевшей непосредственных предшественников впрошлом.Сам Анаксагор сознавал это очень четко, причем он придавал этой идеенастолько большое значение, что сформулировал ее в первой же фразе своегосочинения.«Вместе все вещи были беспредельные по множеству и помалости.Ведь и малое было беспредельным.И когда все вещи были вмес­те, ничтоне было различно из-за малости...»
Первичная смесь Анаксагораобладала еще одной характерной особен­ностью: она была лишена какого бы то нибыло движения.До начала процес­са космообразования бесконечно малые частицыбесчисленных «существую-
щих вещей» неподвижно покоились каждая в своемместе: они не изменялись
и не перемещались, ибо не было ничего, что побуждало быих изменяться  и
перемещаться.И вода Фалеса, и воздухАнаксимена, и беспредельный источ­ник всего сущего у Анаксимандра, и огоньГераклита,-каждое из первона­чал обладало способностью к движению.
У Анаксагорадвижение не является свойством, изначально присущим вещам нашего мира.Вещипокоились неподвижно в составе первичной сме­си.Движение было внесено в неевнешним фактором, который Анаксагор наз­вал Разумом.
Первую изфункций, выполняемых Разумом в процессе космообразования можно было быобозначить как функцию «первичного толчка».В определен­ный моментвремени в каком-то ограниченном участке пространства Разум сообщает первичнойсмеси мощное круговращательное движение.Это кругов­ращение начинает затемрасширяться в силу того, что приведенные в дви­жение частицы смеси увлекают засобой соседние, еще неподвижные части­цы, находящиеся на перифериивихря.Захватывая все большие участки пространства и приводя в движение всебольшие области первичной сме­си, космический вихрь по-видимому замедляется: онкак бы растрачивает свою энергию.Первоначальная же скорость этого круговращенияво много раз превосходила все известные нам скорости — это можно заключить наосновании дошедшего до нас фрагмента сочинений Анаксагора:«Таким обра­зом, происходитвращение… под действием скорости и силы.Ведь силу по­рождает скорость.Скоростьже их несравнима со скоростью какой бы то ни было вещи из тех, которые нынеизвестны людям, но безусловно во много раз больше.»Так же Анаксагорписал, что Разум «стал властвовать над всеобщим вращением, так как он далначало этому вращению».«И как должно бать в будущем, и как былото, чего теперь нет, и как есть — все устроил Разум, и то вращение, котороесовершают теперь звезды, Солнце, Луна, а так-
же отделившиеся воздух и эфир».
Вслед за эфиром ивоздухом происходит и отделение других компо­нентов первичной смеси:«Послетого, как Разум положил начало движе­нию, от всего приведенного в движениеначалось отделение,… и круговра­щение разделявшихся веществ вызвало ещебольшее разделение».
Разделяющиеся такимобразом компоненты первичной смеси образуют несколько концентрических слоев, илиоболочек.При этом в центре скапли­ваются более плотные, влажные и холодныевещества, из них в дальнейшем и уплотняется Земля.«Плотное, влажное, холодноеи темное собралось там, где теперь Земля, редкое же, теплое и сухое ушло вдали эфира».
Но все это не объясняловозникновения многих вещей в окружающем нас мире.Но необходимо было объяснитьряд органических процессов: пи­тания, роста.Здесь необходимо было найти какой-тодругой механизм, от­личный от вихревого движения.Такой механизм Анаксагорнаходит, исполь­зуя древнее положение:«Подобное стремится кподобному».Смысл этого вы­ражения состоит в том, что тождественные по своимсвойствам частицы стремятся слиться, соединиться.
В отличие от Демокрита, у Анаксагораположение «Подобное стремится к подобному» лежало в основе неглавного, а лишь вторичного механизма.
Схему образованиянашего мира по Анаксагору можно разбить на нес­колько этапов.Первый этап — этообразование двух сфер, из которых одна состоит из плотного, а другая заполненаэфиром.На втором этапе происхо­дит уплотнение вокруг экваториальной плоскостикосмического вихря, и и образуется Земля, имеющая вид плотной, расплющеннойлепешки.В дальней­шем, по неизвестным причинам ориентация этой лепешкиизменилась, в ре­зультате чего ось мирового вращения заняла наклонное положениепо от­ношению к Земле.Но это произошло, когда появились живые существа.Другойнеясной проблемой у Анаксагора была проблема происхождения наземных
вод  -  морей, озер и рек.Вода должна была выделитьсяиз воздуха еще до
земли: ведь она занимает промежуточноеположение между воздухом и зем­лей.«Из этих выделяющихся масс сгущаетсяЗемля.А именно, из облаков вы­деляется вода, из воды же земля, из земли жесгущаются камни под дейс­твием холода.
К третьему этапукосмообразования относится возникновение небес­ных тел- Солнца, Луны и звезд.Вто время, как внешняя, эфирная оболочка продолжает вращаться с большойскоростью, захватывая все новые массы окружающей смеси и лишь в силу этогозамедляя движение, внутреннее ядро космоса вместе с Землей испытываетзначительно большее замедление и почти останавливается.Это приводит к тому, чтовращающиеся массы эфира действуют на края земного диска, с которыми онисоприкасаются, отрывают от них выступающие глыбы и камни и увлекают их в своемдвижении.Под действием эфирного жара, а также в результате трения эти глыбы икамни становятся светящимися.Солнце — самая большая из этих глыб, Луна — дру­гаябольшая глыба, она движется ближе к Земле, поэтому не так раскале­на.Согласнонекоторым источникам Анаксагор допускал возможность су­ществования живыхорганизмов на Луне.Звезды- мелкие камни, оторванные от Земли, они на своих местахудерживаются силой вращательного движе­ния.
Анаксагор впервыедал в принципе совершенно правильное объяснение солнечных и лунных затмений.Онпонял, что солнечные затмения происходят лишь во времена новолуний, и притомтолько в тех случаях, когда Луна оказывается на прямой, соединяющей Солнце иземного наблюдателя.
Представление отом, что Луна получает свой свет от Солнца тоже связывали с именемАнаксагора.Также известно, какое объяснение давал Анаксагор так называемым»поворотам" Луны и Солнца.Под «поворота­ми»греки понималиизменения движения этих светил в вертикальном нап-
равлении  -  Солнца  в  моменты летнего и зимнегосолнцестояния, а Луны
дважды в течение ленного месяца.По мнениюАнаксагора, эти повороты про­исходят вследствие большего или меньшегодавления, производимыми холод­ными северными массами воздуха на движущеесясветило.Луна в большей степени подвержена холоду, чем Солнцу, поэтому ее поворотыслучаются ча­ще.
Анаксагоровскаяконцепция происхождения грома и молнии известна нам в изложении Аристотеля.Какполагал Анаксагор, некоторые количества горячего эфира иногда попадают в болеехолодные воздушные области; при этом мы наблюдаем сначала блеск огня(молния), азатем шум и шипе­ние, сопровождающее его потухание.
Любопытно, что дажеземлетрясения вызываются у Анаксагора эфи­ром.Попадающий под землю и в еепустоты эфир стремится прорваться вверх, и не находя выхода, сотрясает земныепласты.
Для Анаксагора былохарактерно объяснять небесные и земные явле­ния с помощью одних и тех жефакторов.
Тем не менее Анаксагор имеет правопретендовать на роль одного из основоположников позднейшей физической науки.
В эпоху Анаксагораеще не существовало философского понятия мате­рии — ни в смысле аристотелевской«гюле», ни в том смысле, какой этот термин приобрел в философии Новоговремени.Но именно в учениях таких мыслителей, как Анаксагор и Демокрит, былапоставлена проблема внутрен­него строения вещей окружающего нас мира, иначеговоря, проблема мик­роструктуры вещества.
Традиционнаятрактовка учения Анаксагора находится под глубоким воздействием аристотелевскойинтерпретации воззрений большинства до­сократиков.Согласно Аристотелю, все«физики» — от Фалеса до Демокрита
— исключалиначало вещей в виде материи.Некоторые из них брали  в  ка-
честве такого начала одну из такназываемых стихий -воду(Фалес), воз­дух, огонь(Гераклит), а иные нечтопромежуточное между огнем и возду­хом.У Анаксагора число начал такжебезгранично, но только у него таки-
миначалами служат не атомы, а бесчисленные качественно-определенные ве­щества  - гомеомерии.Термин  «гомеомерия»(в переводе — подобочастная) указываетна основное свойство этих веществ: у них любая часть  подобна по своим свойствацелому.
Но этого термина мыне находим ни в книге Анаксагора, ни у Плато­на.Он появляется у Аристотеля, вфилософии природы он играет большую роль независимо от Анаксагора.Из этогоследует, что термин «гомеоме­рия»был впервые создан Аристотелем — дляцелей, которые первоначально не находились ни в какой связи с философиейАнаксагора.В качестве на­чал всех вещей Анаксагор принимал те самые однородныевещества, которые в трактатах Аристотеля получили название гомеомерий.Сам жеАнаксагор называл эти вещества семенами(spermata).
Вопросы, занимавшиеАнаксагора, восходили к парменидовскому учению о бытии.Что надо понимать подистинным бытием, которое не меняется, не увеличивается и не уменьшается, но всегдаостается равным самому се­бе,-вот проблема, стоявшая перед мыслителями Vв.дон.э.Решение этой проблемы Анаксагора было в наиболее радикальным.Истинноебытие, по его мнению, присуще всем качественно-определенным вещам окружающего насми­ра, всем физически однородным веществам, прежде всего тем, из которыхпроисходят растительные и животные организмы.Анаксагор называл их «су­ществующимивещами».Они существуют не потому, что доступны нашему восп-
риятию.Каждая из вещей есть и не может не быть.
А отсюданепосредственно следует, что всякая «существующая вещь» не возникает ине уничтожается, но всегда остается равной самой себе как в количественном, так ив качественном отношении.В мире происходит
лишь соединение и разделение«существующих вещей», которые дают нам ви­димость возникновения иуничтожения.«О возникновении и происхождении у эллинов нет правильногомнения: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяетсяиз существующих вещей и разделяется.И та­ким образом правильнее было бы назватьвозникновение соединением, а уничтожение — разделением».
Таким образом можно сформулировать«принцип сохранения материи». Чувственно воспринимаемый мир есть мирнепрерывного становления: в
нем всегда что-то возникает, а что-тоисчезает, мы непрерывно наблюда­ем, как вещи, обладающие определеннымисвойствами, изменяются, приобретают новые свойства и превращаются в нечто совсеминое.Особенно наглядно это прослеживается на примерах питания и роста живыхорганизмов.По Анаксагору нет таких веществ, которые состояли бы из чистогонесмешан­ного вещества.Каждая вещь представляет собой смесь всех«существующих вещей».Это положение сохраняет силу, какой быминиатюрной не рассматри­валась бы данная частица, как бы мал не был занимаемыйею объем.«И как у большого и у малого имеется равное число частей, то итаким образом во всем может заключаться все.И не может быть обособленногосущество­вания, но во всем имеется часть всего».
Это принцип «универсальной смеси».Анаксагор, по-видимому, тщатель­но продумал следствия, вытекающие из
этого принципа.И он понял, что его теорияможет считаться логически бе­зупречной лишь в том случае, если к принципууниверсальной смеси доба­вить еще два положения.
Первое из них — этоположение об относительности большого и мало­го.Так как в любой, сколь угоднобольшой или сколь угодно малой вещи заключена «часть всего», то темсамым стирается принципиальная разница между большим и малым.Мельчайшаяпесчинка содержит в себе столько же
«существующих вещей», сколько ивесь космос.«И у малого ведь нет наи­меньшего, но всегда ещеменьшее… Но и у большого всегда есть большее.И оно равно малому поколичеству.Сама же по себе каждая вещь велика и мала.»
Отсюда вытекает и второеположение — о безграничной делимости ве­щества.В отличие от атомистов Анаксагорне допускал существования мельчайших, далее уже неделимых частиц.Он считал, чтоесли бы такие час­тицы существовали, то они были бы простыми и однородными.Ноэто проти­воречило бы принципу «универсальной смеси».С другойстороны, такие не­делимые частицы являлись бы масштабом абсолютной малости.Нотакого масштаба, согласно Анаксагору, быть не может.
Анаксагор такжеобъясняет, почему вещь, представляющая собой смесь бесчисленного множествакачественно однородных веществ, представляется нам состоящей из какого-то одноговещества.Это происходит потому, что наши органы чувств воспринимают только товещество, которое преобладает в данной вещи.Если же все вещества находились бы вней в равной про­порции, то она казалась бы качественно-неопределенной.В ходекосмообра­зования такая равномерность была нарушена, и хотя каждая вещь, подобнопервичной смеси, содержит в себе качественно-определенные вещества, од­накопоследние в ней присутствуют в различных пропорциях и почти всег­да находитсяодна, которая количественно оказывается преобладаю­щей.«Полностью женичто не отделяется и не разделяется одно от друго­го… но чего всего более вкаждой вещи, тем одним она кажется и каза­лась».
Это принцип «преобладания». Теория материиАнаксагора была хорошо продуманной и логически бе-
зупречной теорией.Однако из нее следоваливыводы, которые казались весьма парадоксальными и не могли получитьуниверсального признания ни
в V в.до н.э. ни в более позднее время.
В свете этихпринципов теория Анаксагора предстает перед нами как вполне оригинальное иклассически завершенное учение, вполне достойное той славы, которая окружала вдревности имя его автора.
Изучение фрагментовсочинения показывает, что, применяя свою теорию к миру вещей, философ пользовалсярядом дополнительных понятий, которые играли в его рассуждениях существеннуюроль, хотя смысл их не всегда остается очевидным.
Первое из этихпонятий — это понятие семени.Широко распространено мнение, что термин«семена» означает те самые вещи, которые Аристотель назвал«гомеомериями».Т.е. это качественно определенные вещества, нап­римерзолото, мясо, кровь, древесина, т.е. те, которые заключаются во всех чувственновоспринимаемых предметах, как бы малы они не были.
Следующеепонятие, ставившее в тупик многих исследователей Анакса­гора — это так называемыепротивоположности.Правда в текста фрагментов Анаксагора такой термин невстречается, но он есть у Аристотеля, указы­вающего, что «Анаксагор признаетбесконечные по числу подобочастные и противоположности».Сам же Анаксагортолько перечисляет противополож­ности — «влажное и сухое, теплое ихолодное, светлое и темное» при опи­сании первичной смеси.Также намек напротивоположности есть в другом фрагменте:«Не отделены друг от друга ведином космосе вещи, не отсечено топором ни теплое от холодного, ни холодное оттеплого».
Наиболеетрадиционная точка зрения на противоположности состоит в том, что они являютсякачествами гомеомерий, которые и отличаются друг от друга благодаря наличию уних неодинаковых качеств.
Что же касаетсячетырех тихий — огня, воздуха, воды и земли, от их с давних пор было приняторассматривать как сочетания противоположнос­тей теплого и холодного, сухого ивлажного, легкого и тяжелого.Еще у
Анаксимандра основным этапомкосмогонического процесса было отделение внешней горячей оболочки от влажного ихолодного ядра, из которого об­разовалась земля.У Гераклита встречаются две парыпротивоположнос­тей, которые есть и у Анаксагора:«холодное становитсятеплым, теплое хо­лодным, влажное сухим, сухое влажным».Аристотель трактовалчетыре стихии как различные комбинации четырех фундаментальныхсил.«Огонь-сух и те­пел, воздух-влажен и тепел, вода — влажна ихолодна, земля — суха и хо­лодна.»Из этого естественно предположить, чтопары противоположнос­тей, перечисляемые Анаксагором, также имели непосредственноеположение к стихиям.
Но различия междусеменами качественно-определенных веществ у Анаксагора определялись у него неэтими противоположностями, а такими свойствами, как геометрическиеформы, цвета, вкусы и запахи, о чем пишет сам философ.По отношению к семенампротивоположности теплого и холод­ного, сухого и влажного оказываются случайнымисвойствами в том смыс­ле, что семена одного и того же вещества могут бытьтеплыми или холод­ными, сухими или влажными, не переставая при этом быть семенамимя­са, крови.Разумеется, противоположности заключены в семенах, ибо, кроме семян, имнегде находиться: в силу принципа универсальной смеси семена заполняют всепространство, не оставляя пустых промежутков.Но соотноше­ния, в которыхпротивоположности присутствуют в семенах одного и того же рода, могут бытьразличными.
Обращаясь кстихиям, следует отметить, что в космогонии Анаксагора особо важную роль посравнению с другими стихиями играли эфир и воз­дух.Оба они преобладали впервичной смеси.Земля — третья стихия, упоми­наемая Анаксагором.Земля присутствовалав смеси в качестве одного из ее начальных компонентов, однако в силупреобладания воздуха и эфира она была там «не различима».Воду жеАнаксагор в составе первичной сме-
си ни разу не упоминает.
Из всего вышесказанного надо полагать, что в качестве четырех четко выделенных сущностейстихии вообще не фигурировали в его сочи-
нении.
По дошедшим до насфрагментам книги философа становится ясно, что о Разуме Анаксагор говориттогда, когда описывал причину космического круговращения.То обстоятельство, что входе изложения своей теории ма­терии Анаксагор не счел нужным что-либо сказатьо Разуме, подтверждает мнение, высказанное многими исследователями, что он нерассматривал Ра­зум в качестве одного из материальных инградиентоввселенной.Эпитеты «легчайший»,«чистейший» в соответствии слогикой досократиков имели своей целью противопоставить Разум всемувещественному, что подчинено закону универсальной смеси.Разум относится кособого рода бытию, су­щественно отличному от чувственно воспринимаемыхпредметов.
Выбор наименования, разумеется, неполностью определяет содержание самого понятия.Разум Анаксагора нельзяотожествлять с разумом челове­ческим.Деятельность Разума заключается в том, чтоон определяет эволю­цию космоса в направлении все большей его организации.Но онорганизует космос не потому, что что вмешивается в процесс космообразования, нап­равляяего согласно своей воле.Он это делает, сообщая первичной смеси мощноевращательное действие, и тем самым позволяя появиться объектив­нымзакономерностям, присущим миру вещей.Все развитие космоса как бызапрограммировано в первичном толчке, сообщаемом Разумом инертной мате­рии.
Если Разум и можно уподобить сознательнодействующему божеству, то только в отношении момента времени для началакосмообразования.
Анаксагорписал:«Если все обстоит таким образом, то следует пола­гать, что во всехсоединениях содержится многое и разнообразное, в том
числе семена всех вещей, обладающимивсевозможными формами, цветами, вку­сами и запахами.И люди были составлены, идругие живые существа, которые имеют душу.И у этих людей, как и у нас, имеютсянаселенные города и ис­кусно выполненные творения, и есть Солнце, Луна и прочиесветила, и земля у них порождает многое и разнообразное,… Это вот сказано мнойоб отде­лении, потому что не только у нас стало бы отделяться, но и в другомместе».
Анаксагор имеетздесь в виду какой-то другой участок поверхнос­ти, часть Земли, которую мы незнаем.Но это представляется маловероят­ным.В частности, когда Анаксагор пишет оботделении и о том, что «не только у нас стало отделяться», то подтермином отделение он, несомнен­но, понимает действие космического вихря вцелом, процесс космообразова­ния, включающий в себя и образование Земли -всейЗемли, а не какой-то ее части.Если космический вихрь мог ба возникнуть в«другом месте», то там бы возникла другая Земля, со своими Солнцем иЛуной.
Античный комментаторАристотеля Симпликий высказал догадку, что в этом отрывке Анаксагор имел в видуне чувственно воспринимаемый, а иде­альный, умопостигаемый мир.
На основании общихсоображений можно было бы утверждать, что при­нятие доктрины множественностимиров было бы для Анаксагора вполне ес­тественным шагом.Этим сразу же были быустранены все недоумения по по­воду бездействия Разума до начала процессакосмообразования.Разум мож­но было бы трактовать как некую космическуюсилу, разлитую в первичной смеси, хотя и не смешивающуюся ни с одним из еекомпонентов.Но Анакса­гор вряд ли согласился бы с этим, так как по егопредставлению «Разум же беспределен и самодержавен и не смешан ни содной вещью, но один он существует сам по себе».
Аристотелькритикует  теорию   Анаксагора   за   непоследователь-
ность, указывая, что тот пользуется разумомсовершенно недостаточ­но:«Анаксагор использует Ум как машину для созданиямира, и, когда у не­го явится затруднение, в силу такой причины имеет необходимоебы­тие, тогда он его привлекает, во всех остальных случаях он все, чтоугодно, выставляет причиною происходящих вещей, но не Ум».Еще более рез­койкритике подвергает Анаксагора Платон в «Федоне».
Подчеркиваяпротивопоставление Разума вещам(«Разум… самодержа­вен и не смешан ни содной вещью...»), Анаксагор открывал путь для ин­терпретации и дальнейшегоразвития его учения в духе идеализма.
Небольшой одиннадцатый фрагмент книгиАнаксагора состоит всего из одной фразы:«Во всем заключается частьвсего, кроме Разума, но существу­ют и [такие вещи], в которых заключаетсяРазум».
Симпликий, приводящийэту фразу в своих комментариях к «физике» Аристотеля, не сомневался втом, что вещи,«в которых заключается Ра­зум», есть живые существа.Этаточка зрения разделяется почти всеми исс­ледователями, писавшими обАнаксагоре, причем понятие живых существ ох­ватывает в данном случае не тольковесь животный мир, включая челове­ка, но и растения.Таким образом, наличие Разумав вещах оказывается эк­вивалентным их одушевленности.Аристотель, напримернеоднократно рассуж­дает о том, что совпадает ли анаксагоровский Разум с душойили нет.Ука­зывая, что Демокрит отожествлял душу и разум, Аристотельутверждает, что «Анаксагор высказывается о них менее ясно».
На самом же делеРазум и душа в учении Анаксагора боли существен­но различимыми понятиями.«Инад всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, властвуетРазум».Термин «душа» здесь упот­ребляется в общепринятомзначении носителя жизни, источника ощущений и эмоций.На основе того, что было ужесказано по поводу Разума, можно зак­лючить, что у Анаксагора Разум играетзначительную роль как для живых
существ, так и для космоса в целом.
Так у человека впроцессе развития возникают две руки, две но­ги, два глаза, один рот, нос и прочиеорганы, выполняющие определенные функции и расположенные по относительно другдруга стереотипным обра­зом.Все это аналогично развитию космоса: точно таким жезакономерным образом в ходе космообразования возникает Земля с морями игорами, а также Солнце, Луна и другие небесные светила.Если бы где-нибудь «вдру­гом месте»возник бы второй космос, то все структурные элементы были бытеми же, что и у нашего космоса,-совершенно так же как и при возникно­венииновых живых индивидуумов.Ответственным за такое закономерное развитие в том идругом случае является Разум.
Имеютсясвидетельства, указывающие на то, что Анаксагор не проводил принципиальногоотличия между животными и растениями.Он полагал, что животные обладаютощущениями, что они могут радоваться и печалить­ся, признаком чего он считалподвижность их листьев.Короче говоря, рас­тения отличаются от животных толькотем, что растут из земли.Как и жи­вотные, растения обладают дыханием, причем пищудля себя извлекают из земли, а из плоды образуются под действиемсолнца.«Земля есть мать рас­тений, а Солнце — отец их».
А так как у растенийи животных, по мнению Анаксагора, много схо­жего, то и происхождение растенийдолжно быть примерно таким же, как и происхождение животных.Философ считал, что ите и другие первоначально зародились во влажной почве, а потом уже сталиразмножаться друг от друга.А самозарождение произошло в результате соединенияразнородных семян, упавших на землю вместе с каплями дождя.Наиболее авторитетноесвидетельство мы находим у Феофраста:«Анаксагор говорит, что воздух со­держитв себе семена всего, которые уносятся вниз дождем и порождают растения».Асемена, из которых образовались растения, берутся из холод-
ного воздуха, а семена, из которых образовались зародышиживотных, перво­начально находились в более высокой области горячего эфира.
Живой зародышпредставляет собой сложное образование, состоящее из семян тех веществ, изкоторых потом будет построен взрослый орга­низм.Развитие зародыша, егорост, возникновение отдельных органов проис­ходит на основе принципа«Подобное питается подобным».Семена, входящие в составзародыша, притягивают к себе семена, имеющиеся в окружающей за­родыш питательнойсреде; эти семена сливаются и дают начало тканям и сокам живого существа.Этаконцепция не была изобретением Анаксагора, а отражала широко распространенныевзгляды греческой медицины того вре­мени.А философ лишь установил тесную связьфизиологии и космологии.
Подобно многимгреческим мыслителям той эпохи, Анаксагора занимала проблема различия полов инаследственности.Анаксагор полагал, что самцы рождаюся, когда семя, излившееся изправой части, попадает в правую часть матки или соответственно из левой влевую.При перекрещивании же частей рождаются самки.Так же известно мнениеАнаксагора, что дети похожи бо­лее лицом на того из родителей, который дал большесемени.
Несомненнымдостижением Анаксагора было признание роли мозга, кото­рый, по егомнению, является источником всех ощущений.Как известно, Арис­тотель стоял в этомвопросе на весьма устаревших позициях, утверж­дая, что единственная функцияголовного мозга — это охлаждение слишком горячей крови.Анаксагор же примыкал ктрадиции, восходившей в протонс­кому врачу и философу начала V в. дон.э.Алкмеону, который впервые об­наружил нервы, ведущие от органов чувств к головномумозгу.
Так же существуетрасхождение Аристотеля и Анаксагора в вопросе о значении рук человека.СогласноАристотелю, Анаксагор говорил,«что чело­век — самое разумное из всехживотных благодаря рука...».Аристотель же считал, что лучше было бысказать, что человек получил руки вследствие
того, что был более разумен.
Кстати, проблемаразумности человека решается у Анаксагора без всяких ссылок на Разум.
Имеется лишь одноневнятное указание философа на то, что смерть души он понимал как«разделение».Во всяком случае учитывая общий дух учения Анаксагора, можнос уверенность утверждать, что для бессмертия души и вообще для души какособой, отличной от материи субстанции в этом учении места не было.
Причиной снаАнаксагор считал телесное истощение организма.Таким образом, сон для него былсостоянием тела, а не души.
Всякое ощущение, поАнаксагору, возникает по принципу контрастности воспринимаемого ивоспринимающего, причем, чем резче эта контраст­ность, тем сильнееощущение.Зрение, например, он объяснял следующим обра­зом.Изображениепредмета, которое возникает в зрачке, создается не тем, что одинаково по цвету спредметом, а тем, что от него отличается.У большинства животных это различиесильнее выражено днем, ночью же глаз и предмет становятся практическиодноцветными.Аналогичным образом Анаксагор воспринимал нами и чувства.Теплоевоспринимается нами лишь постольку, поскольку в нашем теле есть холод инаоборот.
Соприкосновение противоположностей ворганизме вызывает страдание; по этой причине всякое ощущение неизбежновызывает страдание.К тем же страданиям, которые сопутствуют обычным ощущениям мыпривыкли и поэтому не замечаем их.
Способностьвоспринимать те или иные ощущения зависит от величины и устройства органовчувств.Анаксагор считал, что большие животные сильнее воспринимают ощущения, чеммелкие.Большие животные не ощущают легкого запаха, малые же — густого.
Из своейтеории ощущений Анаксагор делал далеко  идущие  теорети-
ко-познавательные выводы.Посколькуощущения зависят от величины и уст­ройства органов чувств, они не могут служитьнадежным источником знания о предметах.«Вследствие слабости ощущений мыне можем судить об исти­не».В качестве примера их ненадежностиАнаксагор приводил постепенное изменение цвета.Если взять две краски, черную ибелую, а затем станем по капле переливать их из одной в другую, то зрение не сможетразличить ничтожные перемены в свете, хотя на самом деле они будут иметь место.
Вероятно, исходя изэтих высказываний, Цицерон причисляет Анаксаго­ра к тем мыслителям, которые«утверждали, что нельзя ничего познать, ни­чего воспринять, ничемунаучиться,[ибо наши] чувства ограничены, души слабы, пути жизни коротки, и, какговорит Демокрит, истина скрыта в глуби­не...».
В историиетествознания учение Анаксагора в том виде, в котором оно было создано, большеникогда не возрождалось.Но его значение, как теоретической альтернативыатомистики осталось непоколебленным.В той мере, в какой оно касается внутреннейструктуры материи, это учение было завершенной и логически непротиворечивойтеорией — одной из возможных моделей материального мира, причем модельюоригинальной и глубоко про­думанной.Эта модель содержит в себе решения целогоряда философских и естественнонаучных проблем: к ним относят проблемусоотношения непре­рывного и дискретного, проблему бесконечной делимостивещества, пробле-
му относительности большого и малого.
СформулированноеАнаксагором определение бесконечно малой величи­ны на многие столетия опередилосвое время, так как оно напоминает оп­ределение математической бесконечномалой, в том виде, в котором оно бы­ло уточнено великими математиками XIX в.
Если же говорить онаучных «догадках», понимая под ними предвосхи­щение развитыхвпоследствии идей, то таких догадок в сочинении Анакса-
гора довольно много.Идея первичноготолчка, идея расширяющейся вселен­ной, идея зависимости импульса силы отскорости, идея роли руки в разви­тии человека — вот некоторые из позднейшихидей, которые были предуга­даны Анаксагором.
Большоепрогрессивное значение в свое время имели развитые фило­софом представления онебесных светилах как о раскаленных каменных глыбах, и данное им объяснениесолнечных и лунных затмений.
И самое главное во всем этом — это стремлениерационально объяс­нить все факты и явления природы, не прибегая ни к какимпотусторонним или сверхъестественным силам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.