Реферат по предмету "Философия"


Универсальная философия Аристотеля

Федеральное агентствопо образованию.
Министерствообразования и науки РФ.
ГОУ ВПО
«ЯрославскийГосударственный Педагогический Университет им. К.Д. Ушинского»
Кафедра философии.
Контрольная работа потеме № 7:
«Универсальнаяфилософия Аристотеля»
Выполнила:студентка3 курса
ПотёмкинаН.А.
Проверила:ЕмельяноваМ. С.
Ярославль 2010 год
 

 
План
Введение
Учение о бытии. Материя и форма. Бог какформально – движуще-целевая причина
Логика и учение о категориях
Этические и социально – политическиевоззрения
Заключение
Список литературы

Введение
Аристотель — один извеличайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системыгреческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетическойшколы. Родился в 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалекоот Афона. Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на туже должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебномуискусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной. Ранопотеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, азатем на 18 году — в Афины, где прожил целые 20 лет. Там, под влиянием Платона,лекции которого Аристотель также усердно слушал, как изучал его сочинения, духученика развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельноеположение относительно своего учителя. Если мы обратимся к сочинениямАристотеля, то увидим человека с глубокой, искренней любовью к правде, яснымпонимаем действительности, со всеми ее реальными отношениями, неутомимымрвением к собиранию фактических знаний и вместе с тем с изумительным даромсистематизации и плодотворного распределения материала. По всему складу своегоума и способностей он является трезвым, спокойным мыслителем. В нем греческаяфилософия совершила свой переход от идеальной восторженности юношеской эпохи ктрезвой рассудительности зрелого возраста. Научная деятельностьАристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была ибольшим вкладом практически во все тогда известные научные области: былисозданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировалнауки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научныхтрудов и трактатов. Систематически, хотячерез призму собственных воззрений, Аристотель рассматривает философские ученияот древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можноговорить и как об историке философии.
Мышление Аристотелянаправлялось острым ощущением реальности, существующей независимо от людскихмнений и желаний, и глубокой верой в способность человеческого ума, должнымобразом примененного, познать эту реальность такой, какая она есть. Вместе этидва убеждения породили в нем беспримерную готовность следовать эмпирическимфактам, куда бы они ни вели, и незаурядное умение проникать в лежащую за нимисущностную структуру. Аристотелем было возведено величественное зданиетеоретического и практического учения, которое пережило яростные нападкиприверженцев иных взглядов и периоды полного забвения и равнодушия.

 
Учение о бытии. Материяи форма. Бог как формально – движущее-целевая причина
аристотельматерия логика философ
Большое вниманиеАристотель уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой онсчитает онтологию — науку о сущем. Основой всякого бытия Аристотель называетпервую материю. Он рассматривал бытие как объективный мир,актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественныйум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия,всесторонне определяющих субъект - 10 предикатов. На первом месте стоиткатегория сущности с выделением первой сущности - индивидуального бытия, ивторой сущности - бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойстваи состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, действие,страдание. Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективнымбытием. Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой,если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытиянельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется какреальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.
Материю он считалвечной, несотворимой и неуничтожимой, она не может возникнуть из ничего, неможет также увеличится или уменьшиться в своем количестве, однако сама по себематерия – инертна, пассивна, она содержит лишь возможность возникновениядействительного многообразия вещей, как, например мрамор содержит возможностьразличных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надопридать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активныйтворческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма –это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразнойматерии: материя – своего рода глина. Для того чтобы из нее возниклиразнообразные вещи, необходим гончар – бог (или ум – перводвигатель). Форма иматерия неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности ужесодержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Первичнаяматерия, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной изкатегорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Онаобразует, собственно, «потенциальную» предпосылку существования. Ихотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием идаже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшейопределенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента- огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточнуюступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реальносуществующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствамивещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимнопротивоположных свойств — тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основныхсоединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента:огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода- холодного и влажного, а земля — холодного и сухого. Эти четыре элемента — основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. Позже, в связи с проблемаминебесных сфер, Аристотель вводит пятый элемент — «пятую сущность»(quinta essentia) — эфир. В то же время, он допускает и возможность заменыодного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являютсяв принципе конкретной модификацией одной и той же первой материи. Конкретные,существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатомвзаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первойматерии они, как конкретное бытие, постижимы и определимы посредством основныхкатегорий. Они суть соединения материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе).Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой всей егофилософии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблемуотношения единичного и общего — как отношение двух сторон действительности.Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительныйв системе Платона. Онтология (метафизика) и космологияАристотеля, его учение о бытии и его учение о мироздании сливаются с еготеологией, т. е. его учением о боге. Не удивительно поэтому, что учение о богеизлагается Аристотелем в его «Метафизике». И бытие, и мир, и бог — понятияметафизики Аристотеля, его учения о сущности бытия, различные, но связанныемежду собой грани его учения, составляющие единство, скорее грани егофилософии, чем специальные, отдельные науки, образующие систему наук.
Именно за эту сторону,или черту, философского учения Аристотеля, в котором онтология и космологияобразуют единство и восходят как к высшему понятию к понятию о боге — перводвигателе мира ухватились мусульманские, христианские и отчасти еврейскиебогословы феодального средневекового общества, когда они познакомились сглавными трактатами Аристотеля. Они пришли к решению использовать, ииспользовали учение Аристотеля, чтобы подвести его философские понятия поддогматы мусульманской, христианской и еврейской религии.
Однако Аристотельвыводит определение свойств и природы божества не из религиозной догматики,которой у античных греков не было, а из анализа философского понятияперводвигателя. Если можно так выразиться, бог Аристотеля не мистический, а ввысшей степени космологический; само понятие о нем выводится весьмарационалистическим способом. Ход мысли Аристотеля таков: предметы, рассматриваемыеотносительно движения, могут быть троякой природы: 1) неподвижные, 2)самодвижущиеся и 3) движущиеся, но не спонтанно, а посредством другихпредметов.
Перводвигатель, как этоследует из самого его определения или понятия о нем, не может приводиться вдвижение ничем другим. В то же время перводвигатель не может быть исамодвижущимся. В самом деле — в самодвижущемся предмете необходимо различитьдва элемента: движущее и движимое. Поэтому и перводвигатель, если онсамодвижущееся бытие, необходимо должны быть налицо оба названных элемента. Нотогда очевидно, что подлинным двигателем может быть только один из обоихэлементов, а именно движущее.
Рассмотрим теперьдвижущее. Относительно этого элемента также необходимо возникает вопрос: какследует понимать движущее, самодвижущееся ли оно или неподвижное? Если оносамодвижущееся, то первым двигателем будет вновь движущий элемент, и т. д.Рассуждение продолжается, пока мы не придем, наконец, к понятию неподвижногоперводвигателя. Но существуют, по Аристотелю, и другие основания, почемуперводвигатель должен быть мыслим только как неподвижный двигатель.Астрономические наблюдения неба так называемых неподвижных звезд во временаАристотеля, когда не существовало еще высокоточных способов наблюдения видимыхугловых расстояний между звездами на небесном своде, приводили к выводу, будтомир движется непрерывным равномерным движением. Самодвижущиеся предметы, атакже предметы, движимые другими предметами, не могут быть источникомнепрерывных и равномерных движений. В силу этого соображения — таков выводАристотеля — перводвигатель мира должен быть сам неподвижен.
Из неподвижностиперводвигателя мира Аристотель выводит как необходимое свойство бога — егобестелесность. Всякая телесность или материальность есть возможность иногобытия, перехода в это иное, а всякий переход есть движение. Но бог, он же перводвигатель,неподвижное бытие, следовательно, бог обязательно должен быть бестелесным. Нематериальностью,или бестелесностью, неподвижного перводвигателя обосновывается новое важное егосвойство. Как нематериальный, бог (неподвижный перводвигатель) никоим образомне может быть мыслим в качестве бытия возможного, не может быть ни для чегосубстратом. Чуждый возможности, бог есть всецело действительность, и только действительность,чистая действительность, не материя, а всецело форма, и только форма. Но откудаможет у нас возникнуть понятие о такой чистой форме, если все предметы мира, скоторыми мы имеем дело в нашем опыте, всегда не чистая форма, а сочетание формыс материей? Как и на другие вопросы своего учения о бытии и мире, Аристотельищет ответ на этот вопрос при посредстве аналогии. Чтобы получить понятие очистой действительности или о чистой форме, необходимо, разъясняет Аристотель,рассмотреть совокупность предметов и существ природного мира. Объективныйидеалист в своем философском учении о бытии, Аристотель рассматривает мир какупорядоченную градацию форм. Наивысшее существо материального мира — человек.Как в любом другом предмете этого мира, в человеке следует видеть соединениематерий и формы. Материя человека — его тело, форма — его душа. Как материя телоесть возможность души. Но и в душе должны быть налицо как высший элемент, так инизшие. Высший элемент души — ум. Это последняя действительность, и возникаетона из низших функций души, как из возможности.
Развив это учение очеловеке, Аристотель переносит его результаты — по аналогии — на бога. Так какбог, по Аристотелю — наивысшая действительность, то бог есть ум. В этом уменеобходимо различать активный и пассивный элементы. Активный элементсказывается, когда мысль есть мысль деятельная. Но высшая деятельность мысли,по Аристотелю — деятельность созерцания. Стало быть, будучи умом и высшейдействительностью, ум бога есть ум, вечно созерцающий. Что же он созерцает?Чтобы дать ответ на этот вопрос, Аристотель различает два вида деятельности.Человеческая деятельность может быть либо теоретической, либо практической.Теоретическая направлена на познание, практическая — на достижение целей,находящихся вне самого деятеля и его деятельности.
По Аристотелю, мысльбожественного перводвигателя есть мысль теоретическая. Если бы его мысль былапрактической, то она должна была бы полагать свою цель не в себе, а в чем-тоином, внешнем. Такая мысль не была бы мыслью самодовлеющей, она была быограниченна. По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс:все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единогодвигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первойпричине. А это — космологическое доказательство бытия бога. Бог есть перваяпричина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный рядпричин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всехпричин. Абсолютное начало всякого движения — божество как общемироваясверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрениемпринципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметомвысшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено наформу и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
Учение это — учениеобъективного идеализма и вместе с тем теология. Весь мирпредставляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенныхв порядке все большего совершенства. Таким образом, Аристотель подходит к идееединичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и формы,а основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, каквершина мироздания.
 
Логика и учение окатегориях
 
Аристотель — отецлогики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Он опирался наДемокрита, Платона и других древнегреческих философов, но никто из них несоздал науки о мыслительной деятельности рассуждающего человека. Логика Аристотеляпомогает понять даже его теологию. Бог Аристотеля — тоже логик, а посколькуАристотель — первый логик, то в понятии своего бога Аристотель, можно сказать,обожествил самого себя. В самом деле, бог, по Аристотелю,- это мышление омышлении, что и есть логика. Правда, слово «логика» (каксуществительное) было еще неизвестно философу, он знал лишь прилагательное«логикос» (относящееся к слову). Слово «логика» (как существительное)появилось лишь в эллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл своюнауку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются«Первая аналитика» и «Вторая аналитика». В«Метафизике» аналитикой названо рассуждение. Употребляя слово«анализ», Аристотель понимал под этим разложение сложного на простоевплоть до далее неразложимых первоначал, или аксиом. Но необходимо подчеркнуть,что логика для Аристотеля — не самостоятельная специальная наука, а инструментвсякой науки. Это и дало веское основание поздним комментаторам Аристотеляназвать всю совокупность его логических работ органоном — орудием всякогознания.
Логика Аристотелясостоит из шести трактатов, из которых некоторые в древности и в новые временанеосновательно признавались подложными, эти трактаты следующие: 1) «Окатегориях»; 2) «Об истолковании»; 3) две книги «Аналитики», или так называемыйтрактат о силлогизме; 4) две книги «Второй аналитики», или трактат одоказательстве; 5) «Трактат о диалектике» и 6) «Опровержение софистов». Все этисочинения известны под общим названием аристотелевского «Органона».
В качестве логикаАристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина ичто есть ложь. Дает определение суждению и устанавливает вилы суждений,определяет силлогизм (умозаключение), устанавливает три фигуры силлогизма и ихмодусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки придоказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Онисследует также индукцию и аналогию.
Будучи реальнымфеноменом человеческого бытия, мышление может являться и является предметомизучения различных наук: психологии, социологии, философии, логики. Каждая изних изучает мышление в определенном ракурсе, аспекте. Логика, начиная сАристотеля, который ее создал, изучает мышление в аспекте его организации, формы.Изучая мышление, она отвлекается от его содержания, является наукой о формахмышления и потому называется формальной логикой. Начала знания,согласно Аристотелю, двоякие: формальные (логические) и реальные. Главное междуформальными началами, или аксиомами, есть закон противоречия, с которымсопряжено так называемое начало исключенного третьего. Но формальные начала немогут дать определенного содержания исследованиям, они представляют собойтолько орудия, которые для создания чего-нибудь нуждаются в материале. Общиеформальные начала во всех науках одни и те же, но предметы их различны, эторазличие относится и к реальным началам. Из всего этого видно, что Аристотельсовершенно правильно понимал значение логики, для которой так много сделал.Философы средних веков стремились доказывать то, в чем можно было убедитьсятолько опытом и наблюдением, и думали, что следуют наставлению Аристотеля.Аристотель же утверждал со свойственной ему ясностью и определенностью, чтомышление приспособлено к тем законам, которые управляют миром, и находится сними в полной гармонии; первое он ставил выше законов природы.
Из четырех законовмышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере, два — законы запрещения противоречия и исключенного третьего. Законы же тождества идостаточного основания у Аристотеля тоже намечены в учении о научном знании какзнании доказательном — закон достаточного основания и в тезисе, согласнокоторому «невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудьодно» — закон тождества.
Закон запрещенияпротиворечия вызвал много возражений. Гегель критиковал Аристотеля, утверждая,что этот закон запрещает в действительности становление, изменение, развитие,что он метафизичен. Но возражение свидетельствует о непонимании Гегелем сутиданного закона. У Аристотеля закон запрещения противоречий абсолютен, но ондействует только в сфере актуального бытия, а в сфере возможного он не действует.Потенциально сущее диалектично, актуально сущее относительно недиалектично.
У Аристотеля можнонайти и другие принципиальные ограничения сферы действия закона противоречия.Его действие не распространяется на будущее, но это связано все же с той жесферой возможности, поскольку будущее чревато многими возможностями, настоящееже бедно, поскольку актуализируется нечто одно, но оно потенциально богато.Прошлое же бедно в своей актуальности, исключающей потенциальность, ибо впрошлом нет уже никаких возможностей, кроме реализованной, происшедшей, неподдающейся изменению. Обостренной формой закона запрещения противоречияявляется закон исключенного третьего, запрещающий не только то, что в отношенииодного и того же не может быть одновременно истинно. Этот закон в«Метафизике» выражен так: «Не может быть ничего посредине междудвумя противоречащими друг другу суждениями, но об одном субъекте всякийотдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать». Во«Второй аналитике» сказано, что «о чем бы то ни было истинно илиутверждение, или отрицание».
Действие этих законовтаково, что закон запрещения противоречия необязательно влечет за собой законисключенного третьего, но закон исключенного третьего предполагает действиезакона запрещения противоречия. Поэтому выше и было сказано, что законисключенного третьего — более острая форма закона противоречия.
Такая разница в сфереприменения законов означает, что есть разные виды противоречия. Выше былоразличено собственно противоречие и его смягченная форма — противоположность. Ито, и другое — два вида противолежащего. Позднее это стали называть контрарными контрадикторным противоречиями. Обоими законами связано лишь контрадикторноепротиворечие. Пример контрадикторной противоположности: «Эта бумагабелая» и «Эта бумага не — белая». Среднего здесь нет. Контрарнаяпротивоположность связана лишь законом запрещения противоречия. Пример:«эта бумага белая» и «эта бумага черная», ведь бумага можетбыть и серой. Контрарное противоречие допускает среднее, контрадикторное — нет.Члены контрарного противоречия могут быть оба ложными (когда истина между — этотретье значение), но сразу истинными они быть не могут, это запрещено закономпротиворечия. Члены контрадикторной противоположности не могут быть не толькосразу истинными, но и сразу ложными, ложность одной стороны влечет за собойистинность другой.
Говоря о логикеАристотеля, нам следует привести его учение о силлогизме. По определениюАристотеля, силлогизм есть такое общее предложение, которое, после установленияизвестных частных предложений, выводит заключение, отличное от этихпредложений, но не содержащее никакой не заключающейся в них идеи. Так, вседурные люди жалки, всякий тиран — дурной человек, следовательно, все тираныжалки. Аристотель дал нам анализ шестнадцати форм силлогизма, который внастоящее время с логической точки зрения признается удовлетворительным.
Вся Аристотелева теориясиллогизма тесно связана с его общефилософскими, и в частностиметодологическими, воззрениями. Она изложена в основном в работе под названием«Первые аналитики». Он дал определение силлогизму иразличил его виды, он определил работающие и не работающие виды силлогизмов — модусы, установил три фигуры силлогизма. В «Первой аналитике»,сказано, что «силлогизм есть речь, в которой, если нечто предположено, тос необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, чтоположенное есть».
Аристотелевскийсиллогизм состоит из трех суждений, два из них — посылки, а третье — заключение(в индийском силлогизме пять суждений). Из посылок следует заключение:«Если А сказывается о всяком В и В сказывается о всяком С, то А снеобходимостью сказывается о всяком С». Силлогизмы третьей и второй фигурнесовершенны — необходимы дополнительные операции, дабы достичь логическойнеобходимости следования. В первой фигуре (при утвердительных посылках) среднийтермин выражает причину: все млекопитающие — теплокровные. Лошади — млекопитающие. Лошади — теплокровные, т. е. лошади теплокровные, потому что онимлекопитающие (средний термин). В других фигурах такой ясной онтологическойкартины нет, поэтому они несовершенны, искусственны. В понятии о совершенном инесовершенном силлогизме мы еще раз видим онтологический характераристотелевской логики.
Итак, фигура силлогизмаопределяется местом среднего термина. Модусы определяются характером посылок,которые могут быть общеутвердительными и общеотрицательными,частноутвердительными и частноотрицательными. Перебрав все варианты, Аристотельустановил, что вывод получается только в четырех случаях. Это происходит лишьтогда, когда сочетаются общеутвердительная посылка с общеутвердительной, общеотрицательнаяс общеутвердительной, общеутвердительная с частноутвердительной иобщеотрицательная с частноутвердительной, т. е. одна из посылок должна бытьобщей и одна — утвердительной. Из двух частных посылок ничего не следует. Такженичего не следует из двух отрицательных посылок.
Огромное значение имелии взгляды Аристотеля по вопросам дефиниций и определения, равно как и взгляды,которые в современных терминах можно определить как касающиеся образования,построения научных систем. В них Аристотель подходит к двум основным принципам.Первый принцип — убеждение, что доказательство может быть доказательством лишьтогда, когда оно реализовано необходимым числом шагов. В каждом научномположении следует исходить из неких очевидных утверждений, которые принимаютсябез каких-либо научных доказательств или обоснований. В случае, когда теориястроится дедуктивно, такие очевидно ясные утверждения можно считать аксиомами.И второй принцип, который также тесно связан с теорией категорическогосиллогизма, свидетельствует о необходимости принимать правила, гарантирующиеформальную правильность выводов. Эти два принципа характеризуют не толькозначение Аристотелевой дедуктивной логики, но и его подход к построениюдедуктивной научной теории. Как в философии, логике, так и в трудах из областиестествознания Аристотель был противником спекулятивных подходов. Доказательстворассматривается во «Второй аналитике». Доказать что-либо — значитсвязать необходимой связью то, что связано в самой действительности. Для этогонадо, чтобы посылки были истинны, и чтобы связь через средний термин былалогически правильной. Для истины одной логической правильности мало. Требуетсяеще истинность посылок, в которых связь субъекта и предиката отражала бы связь,присущую самой действительности. При этом связь субъекта и предиката должнабыть необходимой, т. е. выражать не случайные, а существенные связи.
В этом контекстенеобходимо остановиться на том, как Аристотель понимал истину и ложь вообще. Онотнюдь не считал, что все истинно или, тем более, что все ложно. Одно истинно,а другое ложно. Истина и ложь не заключены в самой действительности, они неонтологичны. Это означает, что истина и ложь есть сочетание элементов мыслей,если под мыслью понимать суждение. В «Метафизике» Аристотель выдвинулматериалистическое определение истинности и ложности суждений: «Прав тот,кто считает разделенное — разделенным и соединенное — соединенным, а взаблуждении тот, мнение которого противоположно действительнымобстоятельствам». Истина в суждении — соответствие того, что соединено илиразделено в мысли, тому, что разделено, и разделяется то, что соединено. Если яговорю, что Иванов — студент, тогда как Иванов еще ходит в детский сад, то явысказываю ложное суждение — это не значит, что я лгу, ибо ложность состоит внесоответствии мысли вещам, а ложь — в несоответствии слов мыслям. В ложныхсуждениях проявляется относительное небытие. Это его третий смысл. Если посылкиистинны, а связь между ними формально правильная, то мы имеем научноедоказательство (подразумевается, что связь в посылках необходимая,аподиктическая). Доказательством служит лишь аподиктический силлогизм,исходящий из таких посылок.
Термин«диалектика» Аристотель употребляет не в нашем смысле слова.Диалектика у Аристотеля частично совпадает с логикой, ибо это доказательство,исходящее лишь из вероятностных, правдоподобных посылок. Название такогосиллогизма связано с тем, что Платон называл свою философию диалектикой.Аристотель же отказывал ей в научности, считая ее содержание лишь правдоподобным.Отсюда его перенос термина «диалектика» лишь на вероятныеумозаключения, дающие соответствующие выводы. В противоположность диалектике,аподиктика дает строго научное, дедуктивное знание, с необходимостью вытекающееиз истинных посылок, следующих из высших принципов.
Индукцию Аристотельназывал «эпагогэ» то, что на латинский язык было переведеновпоследствии как «индукцио». Он определил индукцию как«восхождение от единичного к общему». Как уже указано, разумно-созерцательнаячасть души, в отличие от рассудочно-практической, имеет две стороны: активную,соответствующую форме, и пассивную, соответствующую материи (позднее эти частив латинском варианте стали обозначаться понятиями активного и пассивногоинтеллекта). Бог, мысля самого себя, является активным разумом, интеллектом.Роль же активного разума состоит в том, что он обобщает, опираясь на пассивный.В этом процессе неполная индукция поднимается до полной, но лишь в том случае,если несколько или хотя бы лишь один пример соответствовал именно той формебытия, которая имеется в пассивном разуме. Логическое содержание неполнойиндукции у Аристотеля невелико, ибо он, принципиально противопоставив индукциюдедукции, затем пытался подтянуть индукцию до дедукции, показав ее как частныйслучай третьей фигуры силлогизма. Но в плане философском, метафизическомнеполная индукция очень важна, ибо именно она и объясняет тот скачок от общегов природе к общему в душе.
Созданная Аристотелемлогика в течение веков оставалась в своих основных чертах и требованияхнезыблемой, практически неизменной. Это — ясное свидетельство ее объективнойверности и эвристичности, а также того, что описанные Аристотелем формы изаконы присущи мышлению с необходимостью и не меняются в пределах письменнойцивилизации.
Категории – этофундаментальные понятия философии. Аристотель разработал иерархическую системукатегорий, в которой основной была сущность, или субстанция, а остальныесчитались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы,Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние иотношение. Итак, категории — наиболее общие роды высказываний, точнее говоря,имен. Любое слово, взятое обособленно, вне связи с другими словами — «человек», «бежит» (но не «человек бежит»),означает «или сущность», или «сколько», или«какое», или «по отношению к чему-то», или «где»,или «когда», или «находиться в каком-то положении», или«обладать», или «действовать», или «претерпевать».Столь полный перечень категорий встречается в «Топике». В другихсочинениях, связываемых с именем Аристотеля, категорий меньше. Во «Второйаналитике» их только восемь (нет «положения» и«претерпевания»). В «Метафизике» шесть категорий: сущность,качество, количество, отношение, действие и страдание. Так или иначе, всекатегории, кроме первой, высказываются о первичной сущности, в силу чегоподпадают под ту или другую из девяти категорий, находятся в подлежащем,каковым является первичная сущность, которая, строго говоря, и не должна бытькатегорией, ибо категории — предикаты, а первая сущность — всегда субъект.
Аристотель вывел изграмматических различий:
сущность — существительное(например, человек),
количество — числительное (один, несколько),
качество — прилагательное(старый, малый),
отношение — степенисравнения (раньше всех, выше других),
место — наречие места(на улице, под горой),
время — наречие времени(сегодня, позавчера),
положение — непереходныйглагол (стоит, лежит),
обладание — греческий перфектстрадательного залога (разут),
страдание — глаголстрадательного залога (гонят, избивают).
В категориях разделеното, что соединено грамматикой, и наоборот, качества и количества выражаются нетолько прилагательными и числительными, но и существительными, которые в этойкатегориально-грамматической таблице должны выражать только категорию сущности,точнее говоря то, что может быть подведено под категорию сущности.
Таким образом, учение окатегориях осознавалось философами, внесшими в него наибольший вклад. Этовполне справедливо. Мышление имеет не только чисто формальную, но икатегориальную структуру. Оно категориально, категории образуют его необходимыеобъективные формы. Поэтому учение о категориях, как учение о формах мышления,должно рассматриваться как своеобразная логика, можно сказать, философскаялогика, так как категории составляют заметную часть философского языка. Осознаннаярефлексия проблемы категорий начинается с работы Аристотеля «Категории». Вчетвертой главе этого сочинения формулируется принципиальная идея, положившаяначало многовековым философским исканиям в этой области. Вот она: «Изсказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или «сколько»,или «какое», или «по отношению к чему-то», или «где», или «когда», или«находится в каком-то положении», или «обладать», или «действовать», или «претерпевать».Аристотель примерами поясняет каждое «сказанное без какой-либо связи»:«сущность — это, например, человек, лошадь; сколько — это, например, длиною вдва локтя, в три локтя; какое — например, белое, умеющее читать; по отношению кчему-то — например, двойное, половинное, большее; где — например, в Лицее, наплощади»; когда — например, вчера, в прошлом году; находиться в каком-тоположении — например, лежит, сидит; обладать — например, обут, вооружен;действовать — например, режет, жжет; претерпевать — например, его режут, жгут».Понимание категорий Аристотелем определялось той познавательной задачей,которую он решал: отыскать возможные типы описания действительности.
Можно сказать также, чтоАристотель усмотрел десять родов существующего, один из которых (а именно«сущность») — субстанция, а остальные девять — акциденции: качество,количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие истрадание. Мысль Аристотеля заключалась в том, что, поскольку эти десять родоввысшие, «всякая вещь непременно должна найти место в одном из этих родов».Обыденные аристотелевские “какой”, “сколько”, “где”, “когда” в последствиизаменили философскими терминами «качество», «количество», «пространство»,«время».
В аристотелевской идеекатегорий можно выделить два аспекта — онтологический и логический. Категориихарактеризуют как саму действительность, так и способы высказываний о ней. ДляАристотеля характерно представление о «естественном» соответствии разума вещам.Он хотел усмотреть минимум возможных типов высказываний, фундированных взаимноне совпадающими определениями самой действительности. Список из 10 категорий неисчерпывает то, что Аристотель проанализировал в этой области. В ходедальнейшего осмысления категорий их перечень изменялся. Стандартный списоккатегорий, который сложился к новому времени, включает множество понятий,которых нет в первичном аристотелевском списке. Но почти все они рассмотреныАристотелем в «Метафизике» и других работах. Труды Аристотеля — универсальныйисточник идей, относящихся к категориям, в средние века идеи Аристотеляпослужили исходным пунктом анализа так называемых универсалий.
 

 
Этические и социально –политические воззрения
В этике Аристотельразвил как образец и как цель блаженной жизни идеал созерцательного постиженияистины. Аристотель признал этот идеал трудно достижимым, доступным в полноймере лишь для божества. Человек может и должен стремиться к нему, так как вчеловеке также есть нечто божественное. Хотя высшая цель — созерцательноепостижение, интеллектуальная интуиция, однако человеческая природа, поАристотелю, несовершенна.
Для обозначениясовокупности добродетелей характера человека как особой предметной областизнания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика».Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовалприлагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческихкачеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являютсясвойствами характера темперамента человека, их также называют душевнымикачествами. Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество,умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность,правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя - самаянеобходимая для совместной жизни.
Разумные (добродетелиума) - развиваются в человеке благодаря обучению - мудрость,сообразительность, рассудительность.
Нравственные(добродетели характера) - рождаются из привычек-нравов: человек действует,приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.
Добродетель -представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком инедостатком.
Добродетель - онаесть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствийи страданий, а порочность - это её противоположность».
Добродетель - этовнутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательноми целенаправленном усилии.
В разъяснении своегоучения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей ипороков в их соотнесенности с различными видами деятельности:
мужество -это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности);
благоразумие -это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать бесчувственностью(в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса);
щедрость -это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам);
величавость -это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию);
ровность -середина между гневностью и безгневливостью;
правдивость -середина между хвастовством и притворством;
остроумие -середина между шутовством и неотёсанностью;
дружелюбие -середина между вздорностью и угодничеством;
стыдливость -середина между бесстыдством и робостью.
Нравственный человек,по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью.Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к немудеятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и длядействия.
Следует помнить, чтоназванные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков вIV в. до н. э., они не всегда однозначно совпадают ссовременными представлениями о должном и предосудительном.
Каждая ситуация выборасопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче, каквыбор между различного рода благами. Аристотель постарался показать возможностьразрешения этого нравственного затруднения.
Слово «знать»употребляется в двух значениях:
1) знает — о том, ктотолько обладает знанием;
2)знает — о том, ктоприменяет знание на практике.
Далее Аристотельуточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, ктоможет применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому,значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следуетдобиться истинного знания, выдерживающего испытание в практическойдеятельности.
Добродетельность какразумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственностии разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это в силахсамого человека).
Для Аристотеля человек -это, прежде всего общественное или политическое существо («политическоеживотное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло,справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.
В «Никомаховой этике»Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в«Политике» - существо политическое. Он также выдвинул положение, чточеловек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивноестремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей -причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей вобществе.
В человеке есть дваначала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек неостаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого инастоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне обществаневозможна.
В силу своегонесовершенства жизнь нуждается в ряде благ, которые по отношению к главной цели- низшие и подчиненные. Необходимы и телесное здоровье, и пища, и определенныеусловия жизни. В числе этих благ как на необходимое условие жизни Аристотельуказывает на богатство. Он сравнивает его с орудиями, которые мы избираем вкачестве средств для преследуемой цели. Под богатством в точном смысле словаАристотель понимает «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни иполезных для государственного и домашнего общения».
Для Аристотеля кактеоретика античного рабовладельческого общества весьма характерно, что набогатство он смотрит исключительно с потребительской точки зрениярабовладельца. Для него быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть:богатство — действительное осуществление владения, или пользование тем, чтосоставляет имущество. Но именно поэтому истинное, самодостаточное, для благойжизни имущество не беспредельно. Ценно этически только то, что необходимо дляцели, которой подчинено богатство, и благо есть то, что оказывается не визбытке; то же, чего оказывается больше, чем нужно, дурно. Между крайностямирасточительности, т. е. недостаточной заботы о хозяйственных благах, искупости, или излишнего старания о них, лежит средняя мера в распоряженииимуществом. Это щедрость — доблесть свободного и благородного человека. Щедрый наилучшимспособом использует вещь, раздает хозяйственные блага ради прекрасного и притомправильным образом.
Расточителя еще могутнаучить время и опыт, и он может из мота превратиться в щедрого человека, носкупость неизлечима. Для достижения высшего блаженства достаточны небольшиеимущественные средства. Не следует думать, будто блаженный нуждается во многихи великих материальных благах, хотя без них нельзя быть благополучным, ибосамодостаточность и нравственная деятельность не требуют материального избыткаи можно совершать прекрасные действия, не будучи повелителем земли и моря.
Среди различных формскупости Аристотель особенно сурово осуждает тот ее вид, который состоит вчрезмерном приобретении. Отношение Аристотеля к нему определяется установленнымим различием двух противоположных видов, или типов, хозяйства. Это «экономика» и«хрематистика».
Экономика — правильныйтип хозяйственной деятельности. Ее цель — разумное удовлетворение хозяйственныхпотребностей дома или семьи — первичной единицы общества и государства.Экономика доставляет семье все, что необходимо для того, чтобы ее члены моглидостигать высшей цели — блаженства. Приобретение, осуществляемое экономикой — «приобретение, согласное с природой».
Напротив, хрематистика- отрицательный и осуждаемый Аристотелем тип хозяйственной деятельности. Цельхрематистики — служение не высшим задачам человеческой жизни, а неограниченнойнаживе, беспредельному приобретению и накоплению. Здесь стяжание — самоцель,осуществляется оно ради самих хозяйственных благ.
Противоположность«экономики» «хрематистике» выясняется из анализа войны как явления общественнойжизни. По Аристотелю, война также есть род хозяйственной деятельности,искусство приобретения, так как часть войны составляет охота: охотитьсянеобходимо не только на зверей, но и на тех людей, которые по природепредназначены, к подчинению, но не желают подчиняться. Экономикараспространяется на все виды приобретения богатства, соответствующего природе.Ни в одном из видов искусства орудие не может быть беспредельным — ни повеличине, ни по количеству. Так как богатство — это тоже совокупность орудий,полезных для домашней и для государственной жизни, то оно не беспредельно. Сэкономикой совпадает только такое приобретение государственных благ, которое сообразнос природой. Напротив, хрематистика есть приобретение хозяйственных благ,противоречащее природе, не знающее предела стремление к владению. Родиласьхрематистика из обмена. Первоначально обмен возник ради целей жизни и былсогласован с природой и необходим, так как имел целью восполнение недостающегодля самодостаточности.
Естественное стремлениек увеличению хозяйственных благ перерождается в противоестественное ибезграничное стяжательство оттого, что люди начинают заботиться только о жизни,а не о высшем благе. С возникновением денежного обмена хозяйственными благаминачинают называть все, «ценность чего измеряется деньгами». Такая оценка,впрочем, не относится к измерению цели, для которой хозяйство служит средством:ценность имущества определяется величиной его хозяйственного значения, аценность дела — его величием и красотой. Поэтому взгляд Аристотеля нахозяйственные ценности обусловливается его этическими и социально-политическимивоззрениями. Раскрываются эти воззрения в восьми книгах замечательногообширного трактата Аристотеля «Политика», который остался незаконченным. В«Политике» рассматриваются различные общественные отношения и оцениваютсяразличные формы государственного устройства.
Одной из характерных чертнаучной деятельности Аристотеля является ее многогранность. Своими трудамиАристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки.Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное местосреди его произведений, посвященных изучению государства и общества, бесспорно,занимает «Политика».
Теоретическое построениеидеального полиса — конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в«Политике». Вполне оправданными были бы поиски нитей, связывающих идеальныйполис Аристотеля с греческими полисами IV в. до н. э., внешними и внутреннимиусловиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь содержаниятрактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждение о совершенном, сточки зрения автора, полисе занимает в «Политике» много места (седьмая ивосьмая книги; к этому следует добавить анализ теорий его предшественников исовременников во второй книге). Этому рассуждению предпослано занимающеегораздо больше места учение о полисе вообще. Здесь мы находим обоснованиемысли, что полис является высшей формой человеческого объединения,способствующей достижению счастливой жизни, т. е. жизни, согласной сдобродетелью; здесь понятие полиса подвергается расчленению на его простейшиеэлементы. Ссылаясь на природу, неравномерно, по его мнению, распределившуюмежду людьми умственные способности, Аристотель защищает один из устоевантичного общества — рабство. Он также выступает защитником другого устояантичного общества — частной собственности, обосновывая это тем, чтопотребность в собственности якобы свойственна человеку по природе. Осуществивграндиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотельразработал оригинальное социально-политическое учение. При исследованиисоциально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду». Наилучшийспособ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образованияпредметов. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей ксовместной жизни и к политическому общению.
Первым результатомсоциальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена,родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей иселений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобыжить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.
Согласно Аристотелюгосударство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизнимежду семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.Природа государства стоит впереди семьи и индивида. Так совершенство гражданинаобуславливается качествами общества, которому он принадлежит - кто желаетсоздать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочетсоздать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Отождествив общество сгосударством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов ихарактера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этоткритерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главныхслоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля,бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметральнопротивоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного изэлемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучисторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство свопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которогоуже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другиеже - к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены иодушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самомусебе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.
Наилучшее государство -это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (тоесть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государстваимеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где онимеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотельотмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда внём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебнонастроенные элементы.
Аристотель, опираясь нарезультаты платоновской политической философии, выделил специальное научноеизучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку ополитике. Политика - наука, знание о том, как наилучшим образоморганизовать совместную жизнь людей в государстве, представляет собой искусствои умение государственного управления. Сущность политики раскрывается через еёцель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданамвысокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. Тоесть цель политики - справедливое (общее) благо. Достичь этой целинелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями,но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственносовершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетельгражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способностиповиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, тоесть наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.
В основе всехобщественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю,олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве натом, что имущественное - удел немногих, а свободой пользуются всеграждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни однаиз них не имеет.
При любомгосударственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одномугражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическуюсилу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами,чтобы они не превращали государственную должность в источник личногообогащения.
Отступление от праваозначает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию ивырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом законавластвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же кнасильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное вгосударстве - гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении,несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались изполитической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля,большую часть населения.
Аристотель предпринялгигантское по масштабам исследование «конституции» - политическогоустройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинскаяполития»).
Критерием дляопределения правильных форм государственного строя Аристотель признаетспособность формы правления служить делу общественной пользы. Если правителируководствуются общественной пользой, то, такие формы государственногоустроения, независимо от того, правит ли один, или немногие, или большинство — формыправильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы — илиодного лица, или немногих, или большинства — являются формами, отклоняющимисяот нормальных. Поэтому, согласно теории Аристотеля, возможны всего шесть формгосударственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм правления,имеющих в виду общую пользу, правильны: 1) монархия (или царская власть) — правлениеодного, 2) аристократия — правление немногих, но более одного, 3) полития — правление большинства.
Монархия — тот видединодержавия, который имеет целью общую пользу. Аристократия — правлениенемногих, при котором правящие («лучшие»), также имеют в виду высшее благогосударства и входящих в него элементов. Наконец, полития — правление, когда винтересах общей пользы правит большинство. Но высшая степень добродетели длябольшинства может проявляться в народной массе в отношении к военной доблести.Поэтому в политии высшей верховной властью пользуются лица, имеющие правовладеет оружием.
По Аристотелю, монархия- первоначальная и самая божественная из всех форм государственного строя. Еслиона не звук пустой, а существует реально, то она может основываться только навысоком превосходстве монарха. По-видимому, наибольшие симпатии Аристотелясклонялись на сторону политии. Именно в политии достижим тот строй, при которомвласть находится в руках «среднего элемента» общества, так как в политиируководящей силой общества может стать и становится элемент, находящийся междупротивоположными полюсами чрезмерного богатства и крайней бедности. Люди,принадлежащие обоим этим полюсам, не способны повиноваться доводам разума:трудно следовать за этими доводами человеку сверхпрекрасному, сверхсильному,сверхзнатному, сверхбогатому, или, наоборот, человеку сверхбедному,сверхслабому, сверхнизкому по своему политическому положению Люди первойкатегории чаще всего становятся наглецами и крупными мерзавцами; люди второйкатегории — подлецами и мелкими мерзавцами. Люди сверхбогатые не способны и нежелают подчиняться; люди слишком бедные живут униженно, не способнывластвовать, а подчиняться умеют только той власти, которая проявляется угоспод над рабами. В результате вместо государства из свободных людейполучается государство, состоящее из господ и рабов, или государство, где одниполны зависти, другие — презрения. Напротив, в правильно устроенномгосударстве, кроме власти господствующих классов над рабами, должносуществовать правильное господство одних свободных над другими и правильноеподчинение вторых первым. Поэтому человек свободный сам должен научитьсяповиновению, прежде чем он научится повелевать и властвовать. Проявлятьгосударственную власть правитель должен научиться, пройдя сам школу подчинения;нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться. Именно в политии этодвойное умение повелевать и повиноваться достигается всего лучше.
Но все правильные формыгосударственного устройства могут при известных условиях отклоняться ивырождаться в неправильные. Таких — неправильных форм существует три: 1)тирания, 2) олигархия и 3) демократия. При этом тирания — в сущности та жемонархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь правителя;олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных «классов», а демократия — интересы неимущих «классов» Одинаковой чертой всех форм Аристотель считает то,что ни одна из них не имеет в виду общей пользы. Тирания — наихудшая из формгосударственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Тирания — безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных;она всегда возникает против их желания; никто из свободных людей не согласитсядобровольно подчиняться такого рода власти. Тираны — враги всехнравственно-благородных людей, опасных для их господства: людинравственно-благородные, поскольку они не претендуют на деспотическую власть ив силу этого пользуются доверием, как в своей среде, так и среди других, нестанут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих. Тиран стремится вселитьмалодушное настроение в своих подданных, поселить среди них взаимное недовериеи лишить их политической энергии.
Олигархия — вырожденнаяформа аристократии. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего избогатых. Демократия — такая же своекорыстная форма господства большинства,состоящего из бедных.
По мнению Аристотеля,все эти три формы государственного строения, вообще говоря, ошибочны. Все жеАристотель подробно рассматривает возможные виды и монархии, и олигархии, идемократий.
Политическое учениеАристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческуюценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как ивсякая утопия, есть, по сути, смесь черт вымышленных, надуманных в отличие отсуществующих форм государственности, с чертами, отражающими реальныеисторические отношения общества, в котором этот проект был разработан.Особенность «Политики» в том, что в ней черты реальные, исторические явнопреобладают над утопическими. Аристотель, конечно, видел те огромныеполитические изменения в мире, которые происходили в современную ему эпоху, ноони интересовали его лишь в той мере, в какой они могли оказывать влияние надальнейшую судьбу самой высокой, с его точки зрения, политической организации — греческого полиса.
 

 
Заключение
Аристотель утверждал,что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамкичувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровьячеловека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но итеоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводитфилософию из зачатков наук. Философия Аристотеля является нетолько определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой изавершением всей предшествующей греческой философии, онаявилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенноевлияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма донеоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской изападной традиции). Философские знания разделены Аристотелем на метафизику,логику, этику, физику, историю, эстетику. Многочисленные сочинения Аристотеляохватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудахполучило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий,систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторыеиз этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложноему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которыебесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древниестарались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбырукописей Аристотеля.
По преданию,сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту,от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спряталидрагоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильнопострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданыза высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, ион постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственнымиприбавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числепрочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнемвиде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен толькоотносительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля. Изсочинений Аристотеля до нас, к сожалению, не дошли написанные в общедоступнойформе (экзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различиемежду экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведеносамим Аристотелем и, во всяком случае, не означало различия по содержанию.Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературнымдостоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатлениеосновательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов,другие - более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие,которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя дляпредстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика»,по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайнеймере, переработаны по этим запискам.
Вся жизнь Аристотелясостояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину,докопаться до смысла окружающего мира. Аристотель был сильным человеком. Егоискания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека,для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.

Список литературы
1. АсмусВ. Ф. / Античная философия. – М.: «Знание». – 2001. – 327 стр.
2. БогутаИ. И. / История философии в кратком изложении. — М.: «Мысль». –1991. – 590 стр.
3. ВиндельбандВ. / История древней философии. – Киев: «Тандем». – 1995. – 368 стр.
4. ГусейновА. А. / Этика Аристотеля. – М.: «Знание». – 1984. – 64 стр.
5. НевлееваИ. М. / Философия. – М.: «Просвещение». – 1999. – 221 стр.
6. СпиркинА. Г. / Философия: Учебник. – 2-е издание. – М.: «Гардарики». – 2004. – 736стр.
7. ТарановП. С. / Анатомия мудрости. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Том 1. –Симферополь: «Таврия». – 1995. – 463 стр.
8. ЧанышевА. А. / История политических учений. – М.: «Проспект». – 2005. – 584 стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.