Вконцепциях, объясняющих сущность современного украинского общества, наиболеечасто употребляется термин «трансформация». Украина рассматривается кактрансформирующееся или транзитивное общество. Трансформация рассматривается какпроцесс преобразования политического, экономического, социкультурногопространства. Процесс перехода плановой экономики в рыночную, авторитарногообщества в демократическое, процесс формирования плюралистического по идеологии,нормам и ценностям социума. Сущность трансформации объясняется процессамимодернизации. Последняя рассматривается как международная социализации страны,т. е. приведение экономических, политических и социокультурных показателей к западнымобразцам или точнее к стандартам современных развитых, цивилизованныхгосударств. В этом ключе Украина характеризуется как «догоняющее» общество.
Номногих в этой теоретической схеме смущает то обстоятельство, что по уровнюэкономического развития наша страна настолько сильно отстает от современныхразвитых государств, что догнать их представляется утопией. Называются цифры,характеризующие экономические показатели страны на уровне ниже сотого места в мире.У наиболее впечатлительных натур это вызывает отчаяние, чувство неполноценностии неизлечимый пессимизм.
Очевидно,что необходим иной теоретический подход, который давал бы шанс для оптимизма и придавалимпульс к конструктивным изменениям и вере в будущее.
Мыпредлагаем рассматривать трансформацию как процесс приспособления отставшейстраны к способности развиваться совместно с западными странами. Как процессформирования механизмов совместного развития на сателлитной основе. Это фразатребует пояснения.
Слово«сателлит» от латинского «satelles» означает «спутник», «сообщник». Это словоиспользуется в политологии для обозначения формально независимого государства,но фактически подчиненного крупной развитой стране. Первоначальный смысл словапредполагал значение «зависимый попутчик», например, наемник, сопровождающийгосподина. Именно в первоначальном смысле мы и используем слово сателлит.Сателлитное общество — это такое, которое: а) формально независимо; б) фактическизависит от развитой страны(или стран) экономически, политически, социокультурно;в) является зависимым попутчиком в историческом процессе; г) страна-домен«подхватывает» свой сателлит в историческом развитии.
Врезультате, хотя сателлитное общество зависимое, но зато оно постояннонаходится в одном социальном времени с обществом доменом. Домен как бы несет насвоих плечах сателлит в процессе социального и исторического развития.
Здесьстрана-сателлит не догоняет, а «прицепляется» к динамично развивающемусяобществу, к более развитому обществу. Менее развитое государство становитсясателлитом более развитых стран. Понятие «сателлита» в данном случае болееемкое, чем обычный его политологический смысл. Это системно «прицепляющееся»государство в экономическом, политическом и ментальном, социокультурномсмыслах. Но для такого прицепления нужны механизмы сцепки, стыковочные узлы. В процессетрансформации и вырабатываются такие «узлы». С помощью них наша страна идет в новуюэпоху. Конечно оставаясь зависимой, конечно оставаясь на вторых ролях, но все женаходясь в той же точке исторического времени, что и развитые страны.
Основныммеханизмом приспособления является институциональная трансформация. Новыеинституты, преобразуются таким образом, что обеспечивают способность обществаразвиваться совместно с западными странами. Социо-и технополисы, идея Е. Марчука,о которой часто пишет газета «День», так же могут быть теми крючьями, с помощьюкоторых украинское общество прочнее и надежнее «прикрепится» к развитым странамв их движении вперед.
Втаком контексте статистические выкладки, приводящие нас в ужас от отсталостинашей страны, дают искаженную картину реальности. Да, темпы развития странытаковы, что оставляют нашу страну вечно отстающей. Причем отсталостьувеличивается. Но реальность такова, что мы пользуемся плодами технического и культурногоразвития развитых стран, мы находимся в зоне их развивающегося влияния.
Крайневажна способность воспринять новые достижения, сделать эти достижения объектомсвоих потребностей, желаний. Если нет таких потребностей, то никакие достиженияне смогут заинтересовать человека. Что папуасу до самолетов?
Еслисохранятся нынешние темпы развития, то объем производства 1991 г. мы достигнемчерез 30 лет. Но нам не нужен такой объем производства. Во многом этот объемвызывался фиктивными потребностями военно-промышленного комплекса и неэффективнойэкономики. Нужны другие критерии развитости. И самый главный из них — образжизни и уровень, характер потребностей. Ибо в истории всегда было так, что раноили поздно страна добивается удовлетворения повысившихся потребностей. Но онидолжны быть и соответствовать современному уровню. Сателлитное обществообладает рядом необычных свойств. Одно из них — это явление без сущности. То естьот явления есть только название, а подлинного содержания обозначаемого этим словом— практически нет или есть жалкое подобие его или вообще не то, что принято.Взять к примеру демократию, гражданское общество. Эти слова наполняютсясущностью по мере возможности их наполнения, по мере того, как общество в состояниисоответствовать смыслу этих слов. Слова появляются, потому что они сопровождаютразвитое общество, но сущность нужно заслужить, дорасти до нее. До потребностив компьютере, удобной жизни мы доросли. А до потребности в гражданском общественет. Здесь дело не в отсутствии опыта и навыков, а опять таки в потребностях.Есть ли потребность в демократии? Многие исследования говорят, что такойпотребности практически нет. Итак, сформулируем парадокс: средством развитиядемократизма в условиях трансформации является авторитаризм. «Демократия» этонорматив, заданный обществом-доменом. Но сателлитное общество решает любыепроблемы авторитарно, оно не знает других способов. Поэтому и проблемадемократии решается привычным и понятным способом — авторитаризмом.
Далеевопрос в том, к кому «прицепляться»: к России или Западному миру. Но Россиясама во многом тоже прицепляющееся общество. Для Украины обществом -доменомявляется западное общество.
«Прицепление»необходимо для того, чтоб быть современным государством. Современностьпроявляется, прежде всего, в образе жизни. Это полузабытое слово, незаслуженноигнорируется обществоведами. Образ жизни хорошо описывает социальнуюсоставляющую действительности. Способ жизнедеятельности значительного числаграждан государства-сателлита близок к образцам западного мира, во многом похожна него.
Ноприцепляющееся общество неоднородно. Локомотив тащит не компактный целостныйвагон, а аморфную, расползающуюся, неоднородную массу. Наше общество живетодновременно в четырех мирах, в четырех эпохах: традиционной, индустриальной,эпохе социалистической модернизации и постмодернизационной. Соответственнотрадиционную компоненту локомотиву тащить тяжелее, она волочится, теряя по дорогекакие-то свои части, идеи и ценности.
Здесьесть измерение и пространственное. Чем ближе к Европе, тем легче локомотивутащить за собой части украинского общества. Так, согласно одному из нашихисследований западная Украина больше Европа, чем восточная. Значимостьпостматериальных ценностей(таких как участие в делах государства, свободаслова) на Западе Украины выше, чем на Восточной Украине. В аналогичныхевропейских исследованиях западно-украинские данные ближе всего приближаются к показателямхарактерным для населения западной Европы.
Исходяиз разговоров о кризисе Запада и западных ценностей, может возникнуть мысль,что локомотив ведет в пропасть. Вместе с локомотивом провалятся в пропасть и те,кто прицепился к нему. Но, во- первых, это еще вопрос к пропасти ли движетсязападный локомотив, а во-вторых, прицепиться не значит слиться, не значитнамертво скрепиться. То, что прицепилось, при желании может и отцепиться.
Образ«прицепившегося сателлита» позволяет понять, почему отсталая Украина движетсяпримерно с той же скоростью по историческому пути, что и развитые страны. Мы пользуемсяплодами развитой технологии, компьютерной техникой и соответствующимипрограммами. Украинцы ездят на тех же машинах, смотрят телевизоры тех же марок,часть украинцев позволяет себе питание, идентичное западному. В чем собственноотличие? Разве, что в доле того населения, которое полноценно ведет образ жизнисравнимый с западным. В каждом из нижеследующих слоев что-то опускается,например, качество здравоохранения. Но и здесь довольно часто используется длялечения современное западное оборудование и препараты, искусственные почки и прочееи прочее.
Идея«прицепляющегося» общества позволяет выработать оптимистическую перспективу,занять конструктивную позицию и сформировать цели общества совместимые с интенциямимолодого поколения. Нельзя жить с мыслью, что мы никогда не догоним развитыестраны, что мы безнадежно отсталая страна, которая находится где-то на стодесятом месте по уровню своего развития.
Эффектобщества-сателлита порождает парадоксы и казалось бы необъяснимые явления.Например, многие иностранцы приезжая в нашу страну очень удивляютсянесоответствию того, что они ожидали увидеть и тому, что они видят в Украине.Они, имея официальную статистическую информацию, ожидали увидеть нищую страну,печальных, плохо одетых граждан, полуразвалившиеся города и т. д. Но ничегоподобного они не обнаруживают. Украина удивляет их современным обликом,развитыми, образованными гражданами с образом жизни и характером потребностейво многом соответствующим западным представлениям.
Ещенесколько парадоксов. Уже само слово «трансформация» содержит в себе зародышпарадокса. Если процесс трансформации происходит достаточно долго, а сроки егодля Украины не определены, то трансформация приобретает устойчивый стабильныйхарактер, приобретает черты постоянства. Люди привыкают к трансформации, как к шумуморя, приспосабливаются и живут в таком обществе как в стабильном. Постоянствоперемен заставляло не воспринимать их как нечто временное, наоборот, с самимфактом переменчивости свыкались, как с неизбежным и неизбывным качеством своегообщества. Перемены стали элементом быта, по-своему стабильного и устойчивого.Кризис становится перманентной характеристикой общества и личности. Но это не вызываетчувства безысходности, а стимулирует выработку все новых способов приспособленияк изменяющимся условиям существования. Итак, парадокс: изменчивость как факторустойчивости.
Ноизменяться не означает обязательно улучшаться и развиваться. Чехарда изменений —это поиск наиболее адекватных механизмов приспособления к современности дляукрепления связок с всеобщим другим более развитого мира.
Винтернете на сайтах с ключевым словом «Трансформация» в подавляющем большинствеслучаев речь идет о духовной, личностной трансформации. В развитых странахтрансформация связывается, как правило, микросоциальными и духовнымипроцессами, т. е. с изменениями в личности в семье, в религии, ценностях и взглядахна жизнь. У нас же трансформация связывается, прежде всего, с макросоциальнымипроцессами. Используя термин «трансформация» в западных источниках обращаются кпроблемам измененного состояния сознания, связанного, например, с применениемнаркотиков, медитацией и пр., т. е. с тем, что затрагивает проблемы отдельногочеловека. Идеолог наркотических грез Тимоти Лири, проповедник природногоначала Иванов являются представителями этого вида трансформации. Подвоздействием химических средств или слов проповедника человек стремится выйтиза пределы, ограниченные рамками реального, измениться достичь личностнойтрансформации и стать адекватным современности. Идет дискуссия о том, чтобы в процесселичностной трансформации не прибегать к извращенным и разрушающим здоровьесредствам. Но принцип остается один: изменить мир изменяя себя. В нашей жестране иная модель: изменить мир, изменяя внешние условия существования. Второйпарадокс заключается в том, что трансформация у нас — это ожидание измененийизвне без готовности изменить себя. Общество-домен экспериментирует со способамиличностной трансформации, а общество-сателлит пользуется готовыми результатами эксперимента,не затрачивая больших усилий в поисках неизведанного нового.
Изменениепсихического, духовного характера могут быть в нашей стране проблемой небольшойчасти духовной элиты столицы и крупных городов. Но в силу ограниченности этихпопыток и изолированности богемного меньшинства от общества обозначаетсяпарадокс: подлинная личностная трансформация воспринимается у нас какизвращение. Общепризнанным и «нормальным» считается то, что прошло апробацию и принятокак норма большинством общества-домена. Особенно хорошо это явление видно на примеремоды.
Однимиз моментов трансформации общества является кризис. Кризис сказывается в отсутствииуспехов в процессе деятельности, в неуправляемости социальной системы, в регрессиик более ранним формам существования системы. В некоторых сферах люди начинаютпользоваться более примитивными способами при достижении целей. Но параллельноформируются новообразования со сложной структурой. Вырабатывается новаязнаковая система, иная парадигма, которая стремится направить развитие в иномнаправлении, переструктурировать ситуацию. Источником этого процесса являетсяновый способ существования. То есть кризис несет в себе не только негативныеаспекты. Положительный аспект состоит в том, что кризис можно рассматривать какпереход системы в новое качество, образование качественно новой системы, то естькризис — выступает как момент развития. Кризис иногда оказывает содействиевозрастанию новых открытий. Итак, парадокс — кризис является источникомположительных изменений. Кризис побуждает лучше осознать необходимость связатьсебя с более совершенным обществом и побуждает искать способы такой связки.Реально осознать свое действительное место в мире, не кичится ложнойзначимостью — это задача трансформации национальной ментальности, решив которуюможно избавиться от многих проблем, связанных с излишним самомнением,завышенной самооценкой и неоправданными претензиями. Знать свое место и соответствоватьему — вот суть указанной задачи.
Насоздание нового стиля жизни и нового образа общества расходуется много энергии,что порождает в определенной мере хаос. В хаотических измененияхтрансформирующегося общества потенциально заложены различные компоненты и становятсявозможными необыкновенное их сочетание. Кризис расшатывает стереотипысоциального поведения. И на базе ослабленных старых норм создается новыйпорядок. Итак, еще парадокс: новый порядок постепенно выстраивается из хаоса.Социальная синергетика стремится описать этот процесс и вывести соответствующиезакономерности. Недавно созданное в Украине «Синергетическое общество» ставитперед собой задачу построить модели развития, анализируя сложные нелинейныезависимости. Эталонными образцами и критериями «порядка» служатобщества-домены.
Ослаблениенормативной основы общества, характерное для кризиса, связывают с наличиеманомии. Одной из причин аномии является кризис идентификации, когда человек не можетуверенно отнести себя к определенной социальной общности. Аномия на самом делепрепятствует трансформации. Преодоление аномии, появление правил, присущихтрансформации, обеспечивает ее более эффективное осуществление. Но правила этиособые, так как трансформация социальных норм — это имманентная характеристикатрансформируюшегося общества. То, что выглядит как аномия, на самом деле являетсяпереходом в такое нормативное состояние, которое характеризуется модификациейнорм, на основе постоянно изменяющихся моделей рациональности. Нормыразнообразны в различных ситуациях, в различных сообществах и при реализацииразнообразных практик. Для трансформируюшегося общества характерен нормативныйплюрализм. Аномия действительно существует, но она присуща периодутрансформационного кризиса. Для условий трансформации в отношении аномиинеобходим иной исследовательский инструментарий и иной теоретический подход,чем для условий стабильного общества. Таким образом, трансформационный кризисзакладывает основы качественно нового нормативного состояния общества,позволяющему ему выйти на новый уровень развития. Парадокс заключается в том,что аномия, является на самом деле признаком нового специфического нормативногостроя.
Существуеттакже противоречие между слабостью предпосылок модернизации и запросами на результатымодернизации. Запросы формируются не внутренними возможностями их удовлетворения,как это бывает в закрытых обществах или государствах, которые опережают иныестраны, а благодаря интенсивному информационному обмену между отсталымистранами и иным миром. Поэтому появляются потребности, которые необеспеченнывнутренними экономическими возможностями страны.
Набытовом уровне кризис общества воспринимается, прежде всего, через сокращениепотребления. Невозможность удовлетворять социально типичные стандартыпотребления вызывает у человека страдание, чувство неудовлетворенности жизнью.Необходимость трансформации состоит не в том, чтобы стать богатыми, а в том,чтобы выжить, сохранить народ, нацию, государство и не потерять личностногодостоинства в условиях бедности, постоянных техногенных катастроф и экологическойдепрессии.
Обществонуждается в позитивных ценностях и целях, даже если оно находится в состояниикризиса. Особенно в этом нуждается молодежь, для которой вся жизнь впереди, в какомбы состоянии общество ни находилось. Социологи, наряду с представителяминекоторых других профессий, участвуют в целеполагании. Для выполнения этойважной социальной и мировоззренческой функции необходима соответствующаятеория. На наш взгляд, теория трансформации и сателлитного общества можетслужить позитивной концепцией социальной динамики в условиях кризиса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kataev.iatp.org.ua