Реферат по предмету "Философия"


Типология социальных воздействий

Николай Филиппович Пoнoмapeв, доцент кафедрыжурналистики Пермского государственного университета, преподаватель Уральскойакадемии государственной службы.
Влюбом взаимодействии в каждый момент времени всегда есть тот, кто воздействует(актор), и тот, кто подвергается воздействию (адресат). Взаимодействие состоитиз последовательности действий актора и адресата, которые периодически меняютсяролями. Специфика социального взаимодействия определяется индивидуальнымисвойствами актора и особенностями ситуации. Актор исходит из своих собственныхнамерений, представлений об адресате и интерпретации ситуации взаимодействия.При этом он не может не соотносить свои действия не только с адресатом, но и сдругими, соприсутствующими или отсутствующими, социальными субъектами. Если этиусловия — смена ролей и ориентация на других — не соблюдаются, имеет место невзаимодействие двух субъектов, а некие операции одного субъекта с объектом илиинструментом.
Например,пассажиры в полупустом автобусе чаще всего не общаются друг с другом, асосуществуют как предметы на физическом уровне и живые организмы набиологическом уровне. Однако в переполненном автобусе конфликтноевзаимодействие в борьбе за место реализуется в виде взаимных толчков исловесной перепалки. Обычно чем ближе люди в сенсомоторном пространстве, теминтенсивнее их общение, но сегодня физическая удаленность не препятствуетвзаимодействию с помощью средств массовой коммуникации.
Входе коммуникации актор передает адресату сообщения либо с целью его обучения(инструктирования), либо для координации совместной деятельности, либо дляпобуждения адресата к каким-то действиям, либо для изменения его знаний имнений. Результатом, соответственно, будут информированность адресата, оптимизациявзаимодействия субъектов, новое мнение адресата об акторе и/или позитивные илинегативные для актора действия адресата.
Взависимости от соотношения ценностей, интересов и ресурсов субъекты вступаютдруг с другом во взаимодействия трех типов (табл. 1).
Таблица1. Взаимодействия и коммуникацииУстановка актора по отношению к адресату Подчинение и власть Взаимопонимание и влияние Цели взаимодействия Подавление конфликтов Провоцирование конфликтов и кризисов Профилактика конфликтов и кризисов Стратегии взаимодействия Доминирование Конкуренция Имитация сотрудничества Сотрудничество Технологии воздействия Технологии подчинения Рефлексивное управление и манипуляции Технологии сотрудничества Коммуникативные стратегии Пропаганда: «позитив» о «хозяине» Антипропаганда: «негатив» о конкуренте Контрпропаганда: реактивный «позитив» об акторе Убеждение: «позитив» об акторе
Присовпадении ценностей и интересов субъекты, не отказываясь от своихспецифических целей, стремятся к поиску взаимовыгодных решений общих проблем и,применяя кооперативные технологии, вступают друг с другом в отношениясотрудничества.
Приналичии осознаваемых ценностных или целевых противоречий стороны воспринимаютдруг друга как соперников и вступают в отношения соперничества, которые могутперерасти в открытые конфликтные взаимодействия. Если при этом одна из сторонобладает явным преимуществом в ресурсах, то другая либо уклоняется отвзаимодействия, либо подчиняется. Становясь со временем стабильными, повторяемымии постоянными, эти взаимодействия могут породить властные отношения. Мотивыподчинения:
биологическиестрахи и потребности;
идеальныестрахи и потребности;
склонностьк уступкам;
традицияподчиняться легитимной власти;
договоренностьс актором;
внушаемость;
конформность;
силамотива власти актора;
социальныестрахи и потребности;
убежденность.
Например,солдат, школьник или подчиненный выполняют распоряжения командира, учителя илиначальника, не ощущая насилия над своей личностью (легитимные императивныетехнологии). Властные отношения при этом не замещаются сотрудничеством, хотяуже содержат в себе некоторые его элементы, поскольку устанавливаются в ходекоммуникации, а не навязываются с помощью открытого насилия.
Еслидля императивных технологий двусторонняя коммуникация не является обязательной,то кооперативные технологии, основанные на взаимопонимании, без диалоганеосуществимы. Актор способен влиять только на адресатов, с которыми онразделяет общие ценности, в то время как эффективность доминирования зиждетсяна его ресурсном превосходстве (силе, авторитете или харизме).
Легитимныеимперативные технологии — это использование начальником своих полномочий поотношению к подчиненному (то есть отдача приказов и распоряжений).Обратимся ктехнологиям влияния.
Технологиирефлексивного управления применяются прежде всего в отношениях соперничества, когдаинтересы (цели) социальных субъектов пересекаются или несовместимы. Каждыйсубъект скрывает свои цели от другого и стремится к получению выгоды для себя суроном для другого. Рефлексивное управление — это множество взаимосвязанныхдействий субъекта для управления деятельностью соперника с целью навязать емувыгодное для самого субъекта поведение. Иначе говоря, актор скрыто для адресатауправляет процессом принятия этим адресатом решений, которые затрагиваютинтересы актора. Для этого он формирует у адресата либо выгодное для себяпредставление о контексте взаимодействия, либо выгодную для себя цель, либовыгодную для себя стратегию. В коммуникативном аспекте рефлексивное управлениереализуется посредством манипуляций, назначение которых — навязывание адресатуискаженного представления о социальной ситуации, причинение урона его репутациисреди общих целевых групп и разрушение его коммуникаций с этими группами.
Убеждение— это целенаправленное воздействие актора на адресата с целью специфическогоизменения его знаний, мнений и поведения. Такое воздействие предполагает нетолько установление взаимопонимания, но и способность адресата критическиоценивать, принимать или отвергать доводы актора. Убежденный адресат способенсам обосновать принятое им решение с учетом его последствий. Впрочем, индивидможет интерпретировать свои действия как самостоятельные, даже еслиподвергается императивному воздействию. Легитимное доминирование тожепредполагает взаимопонимание, хотя и в минимальной степени.
Убеждениеметодами формальной логики называется аргументацией.
Установлениюконтакта актора с адресатом способствуют эмоциональное и поведенческоезаражение, которые и предшествуют коммуникации, и сопровождают ее.
Эмоциональноезаражение обеспечивает «выравнивание» психофизического состояния адресата ссостоянием актора. Его скорость и степень достигают максимума, если в качествеактора действует энергичный, обаятельный, харизматичный субъект. Однозначнаясвязь между заражением и его социальной оценкой отсутствует: сравнитерелигиозные экстазы, ритуальные танцы, спортивный азарт, трудовой энтузиазм, воодушевлениебойцов.
Стимулированиеподражания подразумевает копирование адресатом внешнего вида и поведенияактора. Моделью для подражания способны стать только референтные фигуры, которыхадресат уважает и/или любит за ценные для него их личностные качества исоциальные достижения. Подражание помогает индивиду устанавливать первыесоциальные контакты, идентифицировать себя со значимой личностью илиреферентной группой, является одним из факторов единообразного групповогоповедения. Этим феноменом во многом объясняется формирование обычаев ираспространение моды. У подражающего индивида развиваются соответствующиедействиям психофизические состояния, что впоследствии может приводить кизменениям в его картине мира.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.