Реферат по предмету "Философия"


Теория идеального государства Платона 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНА РАБОТА

по дисциплине: Философия

на тему: Теория «идеального» государства Платона


Выполнила студентка группы ФБК – 162 Дубицкая Е.А.


__________

(подпись, дата)


Проверил: Бурматов А. А.
Оценка__________

_________________
(подпись, дата)


Куйбышев 2007

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………......3

1 Жизнь Платона…………………………………………………………...4

2 «Государство»…………………………………………………………....5

3 Идеальное государство Цели и задачи платоновского государства.....5

4 Принципы построения идеального государства……………………….7

5 Божественные добродетели идеального государства ………………..11

6 Роль сословия правителей-философов в идеальном государстве……12

6.1 Воспитание правителей……………………………………………..13

6.2 Образ жизни правителей …………………………………………...14

7 Управление государством……………………………………………….14

7.1 Теория идей ………………………………………………………...15

8 Типы государственного устройства……………………………………16

8.1 Тимократия ………………………………………………………...16

8.2 Олигархия ………………………………………………………….17

8.3 Демократия ………………………………………………………...18

8.4 Тирания …………………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………23

ВВЕДЕНИЕ
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, — мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила…

Как и у всех философов, у Платона существовало немало проблем, которые волновали общество. В данной работе я рассмотрю одну из главных проблем Платона – проблему идеального государства.

Проблема государственного устройства всегда оставалась одной из самых противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей на протяжении тысяч лет пытались ответить на вопросы: каким должно быть идеальное государство, какое место занимает в идеальном государстве простой гражданин и многие другие.

Диалог Платона «Государство» посвящен проблемам общественного, государственного  устройства. Это самое крупное произведение Платона, в котором содержится наиболее полное изложение его мировоззрения.
1 Жизнь Платона
Платон родился в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом. Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч, то ли за широту лба, поскольку «платос» по-гречески – «широкий». При рождении Платона ходили слухи, что он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Тем самым ему приписывались особые дарования без тени оскорбления отца. Платон в молодости увлекался поэзией.

В двадцать лет, когда Платон воспринял влияние Сократа, он бросил поэтическое сочинительство и решил посвятить себя философии. С этого времени он стал одним из восторженных слушателей и учеников Сократа. После Казни учителя в 399г. до н.э. Платон с другими учениками Сократа покинул Афины из соображений безопасности. Сократа обвиняли в атеизме и в развращении молодежи. Развращением власти называли попытки Сократа поднять авторитет истины выше авторитета богов и законов.
Жизнь Платона, была умеренной в пределах Академии. Он не участвовал в политической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность.

Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют об опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто вызывал сомнение в существовании богов.

Платон жил в кризисное время перехода от демократических государств-полисов к обширным монархиям. Идеал человека изменялся от политического активного гражданина, заботящегося о благе своего государства-полиса, до лояльного поданного монарха, который был полностью отстранен от политической жизни.
2 «Государство»
Наступала эра эллинизма. Выход из сложившейся ситуации Платон видел в создании идеального, с его точки зрения, государства.  Платон пошел по излюбленному пути: он написал трактат «Государство» в форме диалога своего учителя Сократа с другими эллинами: Главконом, Полемархом, Фрасимахом, Кефалом и др. Тем самым он достиг сразу двух целей. Во-первых, оживил повествование, придав ему оттенок художественности; во-вторых, ввел ряд героев, допустив возможность высказывания не одного, а сразу нескольких мнений. Диалог проходит в форме спора – агона – в течение которого выявляется истина. В.Ф. Асмус восторгается литературным стилем Платона. Он пишет: «Диалоги Платона полны живого драматического движения; широко и свободно набросанные, выразительные по краскам и живописному изображению характеров, они блещут героиней, насмешкой, дышат вдохновением и страстью».

В  «Государстве» можно условно выделить три части.  В первой части обсуждается вопрос о построении идеального государства. Результатом рассуждения второй части является мысль о том, что правителями в идеальном государстве должны являться философы. В третьей части обсуждаются различного рода государственные устройства, их достоинства и недостатки.
3 Идеальное государство. Цели и задачи платоновского государства
Для Платона желания и стремления отдельного человека не имеют никакой ценности, так как они направлены на достижение тех или иных целей в материальном мире. Платон сравнивает людей с узниками, у которых «с малых лет на ногах и шее оковы, так что они не двинуться с места, и видят только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков». Эти люди могут видеть лишь искаженные тени реального на одной из стенок этой пещеры, лицом к которой прикованы. По одним лишь этим теням нельзя получить представление о том, что на самом деле происходит, как в самой пещере, так и за ее пределами. Для того чтобы постичь истину, необходимо освободиться от оков и выйти наружу, навстречу божественному свету. Оковами же, по Платону, являются чувства и ощущения. Сохранение ровного и незамутненного чувствами состояния души необходимо также, чтобы обеспечение себя всем необходимым для жизни и защита от врагов не были бы связаны с большими трудностями и сильными переживаниями. В одиночку осуществить это крайне трудно, поэтому и необходимо создание хорошо организованного общества. Отсюда, государство возникает из потребностей. Только сотрудничая друг с другом на основе разделения труда, люди могут удовлетворить имеющиеся потребности: «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государство…» Одной из основных задач идеального государства Платон видит обеспечение умеренной и уравновешенной жизни всех граждан. А для этого необходимо поддерживать однородность и единомыслие во всем обществе, с тем, чтобы не допускать разногласий и столкновений интересов, вызывающих те или иные чувства, утяжеляющие душу. Но человека нельзя заставить думать определенным образом, поэтому государство должно воспитывать всех граждан по одному образцу, прививая одинаковое, правильное мировоззрение. Для того же чтобы общество было идеальным, необходимо, очевидно, и идеальное мировоззрение, и идеальные законы. Для защиты же от проникновения чуждых идей и инакомыслия, следует максимально, насколько это возможно, оградиться от влияния других стран.
4 Принципы построения идеального государства
Справедливость – одно из центральнейших понятий при построении модели идеального государства. Не случайно Платон начинает свое произведение с формальной постановки вопроса о справедливости. Понятие справедливости является в политических взглядах Платона критерием идеальности государства, или его тождественности своей идее (сословное государство), возможно, поэтому во главу своего идеального государства Платон ставит философов, единственных из людей, способных созерцать высшую идею. Не менее важным принципом идеального государства Платон считает избегание всяческих новшеств, так как любое новшество  в  идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить идеальное).  Функция охраны идеального строя возлагается на философов. Именно деятельность правителей-философов должна обеспечивать неизменность существования  идеального государства. По существу, философы охраняют остальных людей от  порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не  менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости, там не  будет места порывам души и чувствам. Рассматривая теологический аспект данной системы, Платон приводит миф, оправдывающий существующее неравенство между людьми. Он пишет, что хотя и «все члены государства братья», но бог изначально создал людей разными, он создал людей трех сортов; самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра и простая толпа – из меди и железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы быть правителями, сделанные из серебра должны быть воинами, остальные должны заниматься физическим трудом. Обычно, но ни в ком случае обязательно, дети будут принадлежать к тому же сословию, к которому принадлежат их родители; когда они не принадлежат к этому сословию, их следует соответственно повышать или понижать. «Все вы друг другу родственники, по большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебреное потомство, а от серебра – золотое; то же и в остальных случаях».

Миф заканчивается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж. Структура идеального государства Основные сословия Разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение,  определяет  существование «идеального» государства. Платон уподобляет общество индивидуальному человеческому организму. Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители- философы, яростному началу- воины, вожделеющему — земледельцы и ремесленники. К.Маркс сравнивает сословия идеального государства с “афинской идеализацией египетского кастового строя”. Сословие трудящихся – объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; внутри него люди различаются по виду занятий. Это могут быть кузнецы, пекари, земледельцы. Каждый должен выполнять строго только один вид деятельности, например, пекарь не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем. Сословие трудящихся лишено добродетели в собственном смысле этого слова, поскольку “мудрость” и “мужество” соотносятся с двумя высшим “классами”, в то время как низшему достается лишь система общих предписаний, требующих от него безоговорочного повиновения. Воины и правители –  определяются уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.
Таким образом, государство Платона незаметно для себя,  ради  лучших  целей, приобретает те недостатки, которые рассматриваются как порочные при анализе «порочных» государств (например, расслоение общества  в  олигархическом государстве). Отношения между сословиями Перечисленные сословия не должны смешиваться друг с другом. Полная обособленность классов платоновского утопического государства сказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах, где живут работники производительного труда. Постоянное местопребывание воинов — лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и действуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению всех восставших против установленного порядка, а также легко отражать нападение неприятеля, откуда бы он ни явился. Однако существующие различия между сословиями не ведут к возникновению конфликтов и борьбы за господство определенной группы (или личности). Все жители государства рассматриваются как взаимодействующие части единого социального целого, общая цель которых процветание государства. Государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, а что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного винтика. Все признаются лишь как всеобщие люди. В идеальном государстве женщины могут занимать те же должностные позиции, что и мужчины. Таким образом подтверждается тезис о равных возможностях граждан в достижении высокого положения в обществе. «Не может быть, чтобы у устроителей государства было в обычае поручать какое-то дело женщине только потому, что она женщина». Платон также сравнивает различия между мужчинами и женщинами по аналогии волосатого и плешивого: «если плешивые сапожничают, то позволено ли делать это и волосатым…». В заключение философ выводит, что и муж, и жена должны заниматься одним делом. Отношение к частной собственности

Возможно, Платон стал одним из самых первых критиков частной собственности. Собственность и добродетель несовместимы, поэтому высшие сословия по Платону не должны ею обладать. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. За рабочими Платон оставляет принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а только соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов — правителей и воинов. Отношения собственности распространяются также и на семью для высших сословий. Платон утверждает, что  и жены, и дети должны быть общими. В высказывании: «Это моя вещь», или  «Это  моя  жена» автор видит проявление эгоизма.  Браком тайно управляют философы,  совокупляя лучших с лучшими, а худших — с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются  отцами всех детей, а все  женщины — общими  женами  всех  мужчин. Однако все эти ограничения не распространяются на низшее сословие производителей. Но регулирование предполагается и там. Платон, не вдаваясь в подробности, поручает его правителям. Разделение труда в идеальном государстве нужен плотник и земледелец, солдат и правитель, каждый должен заниматься своим делом. Основной закон  существования  государства состоит в том,  что  каждый  член  общества  обязан  выполнять только то дело, к которому он пригоден. Принадлежность к тому или иному сословию определяется правителями в зависимости от склонностей.

Во главе идеального государства Платон видел философов, которые созерцают чистые и вечных идеи. Далее следуют воины, которые защищают правителей. Свободные земледельцы и ремесленники обеспечивают всеми необходимыми жизненными ресурсами правителей и воинов — одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Очень подробно рассматривая деятельность правителей и воинов, Платон остается равнодушен к труду низшего сословия. Неизбежность производительного труда для существования и благосостояния общества в целом не делает в глазах Платона этот труд привлекательным или достойным почитания. На душу труд действует принижающим образом. В конце концов, это удел тех, у кого способности скудны и для кого нет лучшего выбора.
5 Божественные добродетели идеального государства
1. Мудрость. Мудростью не могут обладать все жители государства,  но  правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые  решения. Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Мудрость — это доблесть,  и это не столько даже специальность по руководству государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей — доблесть, в основе своей нравственная.

2. Мужество. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины.

3. Рассудительность. В отличие от мудрости и мужества, которые доступны лишь высшим сословиям, третья доблесть свойственна уже всем членам государства. Она «подобна  некой  гармонии, …  пронизывает на свой лад решительно все целиком, … заставляет (все струны) звучать согласно между собой». Там, где она налицо, все члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. Рассудительность приводит к гармоничному согласию лучших и худших сторон.

4. Справедливость. Справедливостью автор оправдывает деление людей на сословия. Справедливость – обязанность заниматься только своими делами и не вмешиваться в чужие. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления свое особое дело, к которому его природа наиболее способна.
6 Роль сословия правителей-философов в идеальном государстве
Огромное внимание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. Как и в олигархическом государстве, при идеальном правлении философов руководят немногие. Но в отличие от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством, во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Философ любит не вещи, потому что они прекрасны, а само прекрасное по себе. Человек, который любит лишь прекрасные вещи живет во сне, тогда как человек, который знает абсолютно прекрасное, живет наяву. Первый обладает лишь мнением, второй – знанием. Кандидатов в правители отбирают в возрасте двадцати лет на основе своего рода тестирования. Будущих правителей проверяют на способность к диалектике и знание наук (арифметики, геометрии и астрономии). Претенденты должны научиться находить общее в частном, поднимаясь от разрозненных чувственных фактов к умопостигаемым истинам. Из этих кандидатов, через десять лет, выбирают наиболее отличившихся, которые упражняются в философии еще пять лет. После чего до пятидесяти лет они трудятся на благо государства, занимая различные должности и посты. Затем их приводят к окончательной цели – «заставить их устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а также самих себя — каждого в свой черед — на весь остаток своей жизни. Большую часть времени они станут проводить в философствовании, а когда наступит черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо для государства. Таким образом, они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим, и ставить их стражами государства взамен себя, а сами отойдут на Острова блаженных, чтобы там обитать».

Требования Платона к человеческим добродетелям при выборе личных качеств философа-правителя чрезвычайно высоки. Выбирая лучшие черты человеческого характера, Платон отмечает, что для философа главным является  «правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». Сам Платон признает, что сочетание высших качеств в человеке встречается крайне редко. А при рождении подобной личности, различные факторы («красота, богатство, телесная сила, влиятельное родство и все, что с этим связано») могут помешать сохранить ей эти достоинства. Таким образом, достичь искомого идеала трудно, однако философ не теряет надежды осуществить это при помощи воспитания.
6.1 Воспитание правителей
Платон жестко прописывает каждую сторону рождения и воспитания будущих правителей. Мужчины-правители должны соединяться с женщинами-правителями, но семьи, как одного из проявлений частой собственности, у них быть не может. Рождение детей — государственное дело. Как только рождается младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют  к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие — другими женщинами. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве. Общность жен и детей в классе хранителей государства завершает то, что было начато общностью имуществ и потому есть для государства причина его высочайшего блага. Особая система воспитания и образования будущих философов является одним из важных аспектов проекта Платона. Ведь управление государством — это сложное политическое искусство, которым нужно овладевать всю жизнь. Образование правителей должно быть направлено как на совершенствование души, так и на совершенствование тела: «для тела – это гимнастическое воспитание, а для души – мусическое».
6.2 Образ жизни правителей
Помимо образования и воспитания, совершенствованию человека способствует образ жизни, предписанный создателем проекта государства. Платон уделяет особое внимание каждой отдельной стороне быта правителей, он подробно описывает необходимость отсутствия собственности («чуть только заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей станут они хозяевами, земледельцами; из союзников остальным граждан сделаются они враждебными им владыками…»), избегание роскоши, «им не дозволено пользоваться золотом и серебром, даже прикасаться к ним». Отсутствие собственности у правителей Платон объясняет тем, что они должны всю жизнь посвятить служению общему благу. Поэтому их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и частных интересов. Вся жизнь правителей организовывается на началах общности имуществ и коллективизма. Средства к существованию должно поставляет третье сословие. Жить и питаться правители должны сообща, как в походе.
7 Управление государством
Суждения философов Платон ставит выше законов, полагая, что, не будучи связанными ими, они лучше найдут справедливое решение в каждом случае. Идеальное аристократическое правление, по мнению Платона, в его время была не осуществимо, но в прошлом, в золотом веке, оно имело место.
7.1 Теория идей
Эта теория является частично логической и частично метафизической. Логическая часть ее имеет дело со значением общих слов. Имеется много отдельных животных, о которых мы можем точно сказать: «Это кошка». Обычно люди подразумевают под словом «кошка» нечто отличное от каждой отдельной кошки. По-видимому, какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всем кошкам. Язык не может обойтись без таких общих слов, как «кошка», и такие слова, очевидно, не являются бессмысленными. Но если слово «кошка» означает что-либо, то оно означает что-то, не являющееся той или этой кошкой, а представляющее собой нечто вроде универсальной «кошачности». Она не родилась, когда родилась отдельная кошка, и не умрет вместе со смертью отдельной кошки. На самом деле она не имеет места в пространстве или времени: она «вечна». Это логическая часть теории, независимая от метафизической части этой теории. Согласно метафизической части, слово «кошка» означает некоторую идеальную кошку, кошку, созданную Богом и единственную в своем роде. Отдельные кошки разделяют природу кошки, но более или менее несовершенно. Только благодаря этому несовершенству может быть много кошек. Идеальная кошка реальна; отдельные кошки являются лишь кажущимися.

Только об этой одной кошке, созданной Богом, возможно знание, но в отношении многих кошек может быть лишь мнение. Философа как такового будет интересовать лишь одна идеальная кошка, а не многие кошки, обнаруживаемые в чувственном мире. Он будет испытывать некоторое равнодушие к обыкновенным мирским делам. Таким образом, юноша, способный стать философом, будет выделяться среди своих товарищей как справедливый и кроткий, любящий ученье, обладающий хорошей памятью и, естественно, гармоничным умом. Такой юноша должен быть воспитан, чтобы стать философом и стражем.
8 Типы государственного устройства
Анализируя различные типы государств, а именно тимократию, олигархию, демократию и тиранию, Платон заостряет внимание читателя на том, какие желания обуревают людьми при том или ином строе. По Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного склада или характера. «Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства он (Платон) усматривает прямое соответствие». Прежде чем сформировать свой идеал общественного устроения Платон, представляет нам, четыре типа государства, которые он считает порочными. Автор последовательно рассматривает существующие типы государств, выделяя положительные и отрицательные стороны каждого типа. Идеальное государство вырождается из-за «господства  корыстных  интересов», обуславливающих поступки и поведение  людей.  В  соответствии  с этим основным недостатком Платон подразделяет все  существующие  государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания  «корыстных интересов» в их строе, причем он также описывает и тип личности (гражданина) свойственный данному устройству. Каждый из типов, критикуемых Платоном государств, не могут стать хорошими, потому что в них всегда будет сохраняться раздор, пропасть между богатыми и бедными. Афинский философ пишет: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно — государство богатых, другое — бедных». Идеальному государству по Платону соответствует аристократическое государственное устройство.
8.1 Тимократия
Утрата нравственного совершенства привела к появлению неправильных видов правления. Сначала возникает тимократия (от “тиме” – честь), вместо разумного начала господствует ярость, вместо философов- воины. Возникает частная собственность, свободных людей обращают в рабов (Спарта). Его главное бедствие- бесконечные войны. Тимократия — власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и  ремесленных  работ.  Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни  переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. Тимократический человек по Платону «ценит образование и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами такой человек жесток, хотя их не презирает, так как достаточно воспитан. В обращении со свободными людьми он учтив, а властям чрезвычайно послушен; будучи властолюбив и честолюбив, он считает, что основанием власти должны быть не умение говорить или что-нибудь подобное, но военные подвиги и вообще все военное, потому-то он любит гимнастику и охоту». Тимократический человек все больше внимания уделяет не внутренним качествам души, а внешнему блеску, что неизбежно приводит к соперничеству и интригам, которые ослабляют государство.
8.2 Олигархия
Олигархия – «это государственное устройство, преисполненное множества зол». Завоевания увеличивают богатства частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Обогатившись, частные люди начинают искать, «на что бы им его (богатство) употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними». В олигархическом государстве не выполняется основной принцип справедливого общества, когда каждый член общества выполняет только одно свое дело. При олигархии, наоборот, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами — и земледелием, и ремеслами, и войском; во-вторых, право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек. Однако, как и при аристократии, олигархия – это власть немногих, но основным принципом здесь является не достоинство, а богатство. Для олигархического человека честолюбие уступает место сребролюбию. Все, что не способствует стяжательству и накоплению богатств, считается второстепенным. Стоящие у власти богачи не охраняют нравственность своих подданных и даже поощряют распущенность среди молодых людей, «чтобы самим стать еще богаче и могущественнее».
8.3 Демократия
Со временем, по утверждению Платона, олигархия перерождается в демократию. И происходит это вследствие непрекращающейся борьбы между классами. В результате устанавливается равенство всех граждан перед законом и выборность должностей. Платон пишет: «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию», усиливается раскол богатых и бедных. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением (каждый получает возможность заниматься тем, чем ему заблагорассудится, избираясь на ту или иную должность). Главный недостаток демократии — уравнение людей разного достоинства, некомпетентность, капризность, воля случая. Демократический человек.  При демократии, в отличие от предыдущего строя, образуются три класса населения — богачи, народ и трутни. Последние уже были при олигархии, но там они не пользовались уважением, поскольку не преумножали своего богатства. В демократическом же государстве, говорит Платон, они занимают чуть ли не все государственные посты, потому что на эти должности избираются, как правило, не те, кто имеет способности к тому или иному виду деятельности, а те, кто умеет производить впечатление на толпу. Самое большое обвинение против демократии для Платона состоит в том, что в жизни демократического человека нет порядка: «такой человек живет, угождая первому налетевшему на него желанию… Так как в жизни такого человека нет необходимости, он сам считает ее приятной, вольной и блаженной».
8.4 Тирания
Из демократии вырастает ее продолжение и противоположность -  тирания: «Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется победой в неразбавленном виде…». Платон считает тиранию наихудшей из форм правления, там царит беззаконие, доносительство, уничтожение противников.

Воспользовавшись избытком свободы и беспорядком, к власти приходит тиран. Продолжая укреплять свою власть, он вынужден уничтожать всех, кто мог бы ему перечить. Зачастую это лучшие граждане страны. Репрессии и происходящее при этом оскудение казны, приводят к росту недовольства среди народа. В результате, ради сохранения своей власти тирану приходится усилить гонения на недовольных, а также вести бесконечные войны с соседями для того, чтобы отвлечь население страны от внутренних проблем. В конечном счете, тиран, боясь и внутренних, и внешних врагов, окружает себя наемниками и льстецами. Жизнь тиранического человека –переполнена животными страстями и страхами. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности. На первый план выходит удовлетворение своих желаний, не сдерживаемое более традицией, моралью, убеждениями. Сильнейший здесь всегда прав. Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к изначальному строю — правлению мудрых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благими намерениями вымощена дорога в ад. (пословица.) Государство, по Платону, представляет собой жанр утопии, т.е. несбыточных проектов. Платон чувствует, что греческая цивилизация клонится к упадку. Смириться с этим он не мог, а выход ему представлялся только в форме возврата к прошлому. Его представления об аристократическом правлении философов и стражей- воспоминание о родовой аристократии, о героических временах. Оттуда идеи единства и общности имущества. Впоследствии его идеи, касающиеся построения идеального государства, легли в основу произведения Т. Мора «Утопия», а в литературе – в основу антиутопий Дж. Оруэлла, Е. Замятина, О.Хаксли и др. Но в этой утопии есть и положительная черта. С редкой ясностью Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства. Против этого трудно возразить. Ведь только так можно получить наибольшую отдачу от каждого гражданина. В современном обществе часто приходится наблюдать, как люди не могут реализовать себя на работе, потому что не имеют возможности занять должность, которая бы полнее соответствовала их способностям. В то же время другие люди беспрестанно меняют род занятий, не принося обществу той пользы, которую бы могли принести, занимаясь тем, что у них получается лучше. И понятно, что если такой род занятий определен для каждого человека, то любая смена рода деятельности для этих людей влечет за собой уменьшение эффективности их труда, так как это будет переход от лучшего к худшему. Политическая теория Платона содержала в зародыше весь спектр будущей европейской политической мысли. И самое важно, что можно дополнить к роли Платона в мировой философии – это высказывание, которое сделал Уайтхед: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Асмус, В.Ф. История античной философии: Высшая школа. — М.:

1989. — 175 с.

2 Асмус, В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1990. — 220 с.

3 Ильин, В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,

2003. – 732 с.

4 Темнова, Е.И. Образ идеального государства у Платона, Аристотеля

и Цицерона. – М.: Мысль, 1998. – 798 с.

5 Щербаков, А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. —

Краснодар.: Ч.П., 1994. — 546 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.