Контрольная работа по философии
по теме «Счастье»
План
Введение
1.Счастье как этическая категория
2. Цельили результат?
3.Счастье как эмоциональноепереживание
4.Условия счастья
Заключение
Литература
Введение
Когда мыведем речь об этических категориях, то в качестве специфических особенностейвыделяем их оценочный, императивный, мотивирующий характер. В каждой категорииоценка, мотивация, повеление связаны своеобразно. Каково же их взаимоотношениев категории «счастье»?
Любаянравственная ценность выражает отношение субъекта к объекту, оценку субъектомобъекта. Применительно к категории счастья следует отметить, что субъект вданном случае выступает в своей личностной модальности, а объектом оценкиявляется жизнь этой личности. Счастье выражает положительную и интегрирующуюоценку жизни, в роли оценки оно вторично по отношению к жизнедеятельности,отражает ее.
1.Счастье как этическая категория
Счастьеможно рассматривать и как своеобразный мотив деятельности, в этой своей«ипостаси» оно первично по отношению к ней, программирует ее. Вкачестве мотива счастье существует как нечто, само собой разумеющееся, как невсегда осознаваемый фон деятельности, в той или иной степени (в зависимостиот личности и обстоятельств ее бытия) определяющий жизненную стратегию, сложнымобразом (иногда чрезвычайно конфликтно) пронизывающий всю системуиндивидуальных ценностей.
Чтокасается императивной характеристики счастья, то она весьма условна. Стремлениек счастью — естественное желание, определяемое природой человека; внешнееповеление здесь, по существу, отсутствует, детерминация (если о ней можно вестиречь) представлена как самодетерминация.
Выделяяэти три «образа» счастья, мы должны отдавать себе отчет, что в своемреальном, конкретном бытии счастье существует как сложный «сплав»оценки, повеления, мотивации, который специфически выражается на языкеэмоционально-психологического аппарата человека.
Счастьеможно рассматривать как сложное взаимоотношение объективного и субъективного, котороеимеет различные формы проявления. Любое индивидуальное представление осчастливой жизни, насколько бы своеобразным оно не было, не свободно отсоциальных влияний, накладывающих существенный отпечаток на всю системуценностных ориентаций личности. Наличие социальной, т.е. объективной поотношению к индивиду, детерминации личностных представлений о счастье и ихпрактической реализации не означает, конечно, фатальной предопределенностичеловеческой судьбы. Разные люди, как известно, по-разному ведут себя даже всходных социальных условиях, проявляя способность (либо неспособность) к поддержанию своей личностной автономии, независимости. (Активный, волевой человекспособен преодолеть даже неблагоприятное для него стечение обстоятельств,слабый же даже в относительно приличных условиях находит основания для сетованийна судьбу).
Ответ навопрос: «Может ли быть счастлив человек, личные интересы которогопротиворечат общественным?», — не так прост, как может показаться напервый взгляд. Опыт показывает, что эгоистическая ориентация только на собственныеинтересы, наиболее эффективно, как представляется индивиду, ведущая его ксчастью, на самом деле уводит от него. Эгоцентризм — неверно выбранноенаправление жизнедеятельности, поэтому он опасен не только своими последствиямидля других людей, но и наносит существенный вред своему «носителю».Удовлетворенность жизнью предполагает ее социальную значимость, связана сутверждением своего «я» в социальной связи. Для счастья, вероятно,необходимо жить «для себя» и вместе с тем жить «длядругих». Эта мысль хорошо выражена А.Толстым: «Счастье есть ощущениеполноты физических и духовных сил в их общественном применении».
Преодолениесебя (негативных особенностей своей «природы») — способсамореализации личности, способ благодарный, но трудный, поэтому известная сдавних пор истина (брать — значит терять, отдавать — значит приобретать)является ценностью далеко не для всех людей. Ориентация «на других»не должна, разумеется, становиться самоцелью, препятствующей сохранениюиндивидуальности и превращающей существование человека в непрерывное«самообуздание». Идеальный вариант — гармония объективного исубъективного, личного и общественного, однако даже при наличии такой установкив сознании Индивида вряд ли можно ожидать ее простого, безболезненного утвержденияв практике. Различные варианты дисгармонии, препятствующие, как правило,достижению счастья, определяются, конечно, не только особенностями личности, нои неблагоприятными социальными обстоятельствами ее бытия. История этики, кстатиговоря, оставила нам различные рекомендации по достижению счастья в условияхдестабилизированной среды. Многие из них вполне актуальны сейчас. Принципиальнои немедленно изменить их вряд ли возможно индивидуальными усилиями, а вотосознание их сути и определение в этом контексте своей жизненной позиции — задача достижимая. В любом случае очень важно ставить перед собой следующиевопросы: «Что я из себя представляю? Не являюсь ли я сам причиной своегонесчастья?»
2. Цельили результат?
Счастьечасто связывают либо с процессом достижения значимой цели, либо с егорезультатом. Важно, конечно, и то, и другое, но индивидуальные характеристикиразличных людей часто определяют их «ставку» на что-то одно. Многие,например, горят нетерпением немедленно получить желаемый результат, всемисилами стремятся ускорить процесс достижения, негативно переживая любое егозамедление. Другие, напротив, стараются затянуть процесс, поскольку (осознанноили бессознательно) боятся разочарования при достижении цели. Действительно,предвкушение иногда оказывается приятнее осуществления, особенно для людей сразвитым воображением. Кроме того, радость от реализации существенной для насцели может быть омрачена слишком большими потерями на долгом пути к ней илиотсутствием следующей цели, способной активизировать нашу жизненную энергию.Некоторые люди вообще не задумываются над стратегическими целями жизни (либо всилу примитивности своей духовной организации, либо из-за восприятия жизни какпроцесса, в котором постановка цели лишена смысла, и т.п.).
Выборориентации в этом вопросе — дело добровольное, однако нужно быть готовымпринять последствия своего выбора, а они могут оказаться достаточнопечальными. Определенной страховкой от будущих разочарований может служить хорошопродуманная «целевая иерархия», позволяющая создать смысло-жизненнуюперспективу. Тем не менее, как бы хитроумно не строили мы свою жизненнуюстратегию, избежать мучительных переживаний, горя и бед нам не дано. Как жесоотносятся страдания и удовольствия в контексте проблемы счастья?
3. Счастьекак эмоциональноепереживание
Счастьекак эмоциональное переживание чрезвычайно «многоцветно». Основываясьна положительной (в целом) оценке человеком своей жизни, оно включает в себяразнообразные эмоциональные состояния, в том числе и отрицательные.Отождествление счастья с непрерывно длящимся наслаждением дезориентирует человека, установка на «сплошное блаженство» (выраженная насовременном молодежном сленге девизом «все — в кайф») искажает системуценностей и порождает, как правило, разочарование жизнью.
Погоняза удовольствиями, в процессе которой легко прививается моральный релятивизм идаже цинизм, приводит к пресыщению (если погоня оказывается«успешной») или к остро ощущаемой неудовлетворенности своимсуществованием (если нет возможности утолить жажду наслаждений). В любом случаечеловек, ориентированный подобным образом, оказывается не в состояниипротивостоять неблагоприятным обстоятельствам, достойно переживать неминуемыеогорчения и страдания.
Сложность,противоречивость, многоаспектность человеческой жизни является основойразнообразия ее эмоционального восприятия, в котором причудливо переплетаютсярадость и грусть. «Изъять» страдание из жизни невозможно, поэтомустремление к счастью предполагает, вероятно, готовность к страданию,формирование правильного к нему отношения. Поскольку страдание многолико, нампозволительно классифицировать его, выделяя, например, деструктивное иконструктивное. Названия эти, возможно, не совсем удачны, но они позволяютпоставить реальную проблему. В самом деле, деструктивное страдание разрушаетсамые важные для субъекта ценности, делает невозможной (на время или даженавсегда) положительную оценку им своей жизни. Конструктивное, напротив, может усиливатьи обогащать ощущение счастья. Формы того и другого вида страдания и его мерасущественно определяются индивидуальными особенностями. Тонко чувствующие,ранимые натуры, например, глубоко переживают малейшие нюансы в человеческихотношениях, непонятные и недоступные другим людям, с более грубой душевнойорганизацией.
Еще назаре становления этической рефлексии мудрецы зафиксировали истину, выведеннуюиз житейских наблюдений: избыток удовольствий неизбежно приводит к страданию, авот страдание от отсутствия удовольствия (правильно дозированное, конечно),воздержание дает возможность достигнуть впоследствии высшей степенинаслаждения. Предвкушение удовольствия, отмечал Эпикур, способно облегчить нашистрадания и даже, можем добавить мы, вызвать желание страдания. Последнее, правда,характерно для особо изощренных натур (примеры такого рода можно найти впроизведениях Ф.Достоевского) и чревато патологией: упоением страданием,культом страдания.
Кстатиговоря, физиологические исследования состояний остpoгo наслажденияпоказывают, что при нем в работу вовлекаются две системы: парасимпатическая,связанная с положительными эмоциями, и симпатическая, являющаяся одним изнервных коррелятов отрицательных эмоций[1]. Не случайно, поэтому,отрицательные эмоции (слабой степени интенсивности) могут оказатьсяпритягательными для индивида, который стремится (чаще всего бессознательно)утолить свой «эмоциональный голод».
"… Неминовать нам двойственной сей грани: из смеха звонкого и из глухих рыданийсозвучие вселенной создано". (Вл. Соловьев)
Проблемасчастья, конечно, не исчерпывается обрисованными здесь аспектами. Нужноотметить, что у счастья есть определенные количественные, если можно таквыразиться, параметры. В различные моменты своей жизни человек может чувствоватьсебя или очень счастливым, или абсолютно несчастным, или находиться где-топосредине между этими крайними состояниями. Даже «первое приближение»к изучению проблемы счастья позволяет нам увидеть, что понятие это обозначаетчрезвычайно сложное, многогранное переживание, в котором в противоречивомединстве сплетаются тончайшие оттенки индивидуального мировосприятия. Тем неменее можно говорить и о некоторых основаниях этого индивидуализированногожизнеощущения или, другими словами, об условиях счастья.
4. Условиясчастья
Счастьесвязано с возможностью самореализации личности в различных сферах ее бытия,поэтому спектр условий счастливой жизни достаточно широк. Комбинация этихусловий, их субординация и значимость определяются как объективными факторами,так и своеобразием субъекта. Этическая традиция выделяла в качестве условийсчастья наиболее сущностные его основания, носящие как бы вневременной,«вечный» характер. В индивидуальных же ценностных ориентацияхструктура и содержание условий счастья значительно подвижнее и болееподвержена воздействию времени.
Так,например, сравнение результатов анкетирования студентов последних лет идесятилетней давности позволяет зафиксировать существенное смещение ценностныхориентиров в сторону большей значимости материального благополучия. Прежде лишьнезначительное число студентов называло в качестве одного из условий счастьяматериальную обеспеченность, а теперь это условие занимает одно из первых мест.Есть, конечно, и более устойчивые установки. Это в первую очередь касаетсязначимости общения, неизменно лидирующего в числе наиболее важных основанийсчастья. Кроме этого, к условиям счастья студенты справедливо относят любовь,творчество, здоровье, свободу, высокие нравственные принципы поведения, стабильностьсоциальной среды и еще многое другое, общезначимость чего не столь очевидна.
Естьсмысл чуть подробнее остановиться на тех условиях счастья, которые значимы длянаибольшего количества людей.
а)Оптимальное удовлетворение материальных потребностей издавна считалосьусловием счастливой жизни. Наличие материального благополучия, определеннаякомфортность существования для большинства людей весьма значимы и представляютпредпосылку положительной оценки жизни. Бедность, тяжкий труд по добыче хлебанасущного, ограничивающий духовные запросы и возможности их реализации, чащевсего воспринимаются как детерминанты несчастья.
Вистории культуры оформляется и иное отношение с сфере материального бытия,представленное принципом аскетизма. Аскетизм предписывает самоотречение отвнешних благ, подавление чувственных потребностей ради достижения более важныхцелей. Формы аскетизма и соответственно предлагаемые им высшие целидеятельности определяются социокультурными факторами и довольно разнообразны(обряд инициации, христианское мученичество, киническое мировоззрение и т.д.),но базируются они на едином основании — абсолютизации значимости духовного,осуществление которого возможно только за счет отказа от телесного. Несмотря нато, что аскетизм ограничивает полноценность человеческого бытия, он выражаеточень важную идею приоритета духовных ценностей[2]. Эта же идея вполнеопределенно была обозначена и античной этикой как в гипертрофированном виде(«Презрение к телу — вот истинная свобода человека» — Сенека), так иболее мягко («Человеку более приличествует обращать внимание на душу, чемна тело, ибо совершенство души может заменить немощность тела» — Демокрит).
Учитываявсе это, можно утверждать, что удовлетворение материальных потребностей недолжно становиться самоцелью, и качестве условия счастья его нужнорассматривать в контексте подчиненности ценностям более высокого порядка.Установка на первостепенную значимость духовности, соотношение духовных иматериальных благ как целей и средств деятельности является стратегическиверной жизненной ориентацией, искажения которой препятствуют достижению счастья.
б)Счастье связано с самореализацией личности, раскрытием ее внутренних потенций,духовного богатства. Поскольку «действительное духовное богатство индивидавсецело зависит от богатства его действительных отношений» (К. Маркс), постолькуобщение является одним из главных условий счастья. Эта идея утверждалась вэтической традиции («Дружба есть самое необходимое для жизни, ибо никтоне пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальныеблага» — Аристотель), описывалась в других формах духовной культуры(«Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком»- Экзюпери), она достаточно убедительна и для обыденного сознания.
Но невсякое общение есть положительная ценность и не всякое одиночество — ценностьотрицательная. Для того, чтобы выступать в роли условия счастья, общение должноиметь определенные количественные и качественные параметры. Определение их — задача специального анализа2, в данном случае можно высказать лишьнесколько предположений по этому вопросу.
Ещедревнегреческие мыслители отмечали, что удовлетворение духовных и материальныхпотребностей имеет свою специфику: быстрое насыщение тела приводит кпресыщению, а душа ненасытна, вечно голодна. «Все труды человека, — подтверждаютэту же истину библейские тексты, — для рта его, а душа его не насыщается».Действительно, диапазон духовных потребностей несравнимо больше и«насыщение» в этой сфере происходит значительно медленнее. Тем неменее бытие человека ограничено и во временном отношений, и с точки зрениязапасов духовной энергии, поэтому общение (имеющее колоссальную ценность каксредство самореализации, как важнейший фактор нравственного и интеллектуальногоразвития личности) должно иметь количественные ограничения, определяемые индивидуально,самим человеком в контексте его особенностей и возможностей.
Процессинтенсификации межличностного общения, характерный для нашего времени,представляется, с одной стороны, благом, т.к. расширение круга личностныхсвязей способствует приобщению человека ко все большему числу разнообразныхценностных ориентации других людей, нравственно и интеллектуально обогащает,расширяет возможности самореализации. Есть, однако, и другие стороны этогопроцесса, таящие в себе опасность нравственного и эмоционального опустошения,глубокого внутреннего одиночества. Чрезмерный количественный рост контактовснижает качество общения, придает ему поверхностный, суетный характер. Если жепри этом извращаются содержательные параметры общения (а это почти всегда таки бывает при избыточных связях), то оно выступает в качестве отрицательнойценности.
Изкачественных параметров полноценного общения можно, в первую очередь, обратитьвнимание на следующие. Моральное содержание общения искажается в том случае,если оно навязано извне, не является результатом свободного выбора субъекта.Контакты вынужденные не дают морального удовлетворения, вызывают эмоциональноераздражение и даже могут вызвать «бегство от других».
Выборпартнеров по общению должен опираться на избирательность, особое предпочтениеблизких по духу людей. Общность не предполагает, конечно, идентичности, она нестолько осознается, сколько ощущается, являясь результатом взаимопонимания иэмоционального «созвучия».
Важнымфактором, предопределяющим продуктивность общения, является ориентация человекана индивидуализацию своей жизни. Конформистская установка, на первый взглядпредставляющаяся более удобной, менее конфликтной и, следовательно,предпочтительной, на самом деле программирует наши неудачи в мире общения. Развитиесвоей индивидуальности дает человеку ощущение самобытности, незаменимости, онстановится интересным для других. Чтобы претендовать на полноценное общение,мы прежде всего должны потрудиться над своей душой, сделать ее «событиемв мире». Задача эта чрезвычайно трудная (особенно если учесть, что мыпостоянно сталкиваемся с замкнутым кругом: стандартизированная среда рождаетстандартизированных индивидов и наоборот), но благодарная, поскольку открываетнам путь от суррогатного общения к подлинному.
Соблазниспользования другого человека в качестве средства для собственной пользы(даже если последняя понимается достаточно утонченно) существовал всегда ивсегда извращал нравственные основания общения, подлинность, полноценность иположительная значимость которого определяются степенью его бескорыстности.Бескорыстие утверждает не только нравственную ценность нашего партнера пообщению, но и нашу собственную. Реализация бескорыстного отношения к другу возможнадля морально развитой личности. Вообще надо отметить, что нравственные иморально-психологические особенности личности существенно влияют на характер ееобщения, поэтому исправляя и совершенствуя себя, мы тем самым предопределяемсвой путь к счастью.
Заключение
Обладаниевысшими нравственными ценностями зависит от нас самих значительно больше, чеммы обычно представляем, подвергаясь соблазну объяснять свои несчастья,бессмысленность существования, отсутствие свободы только«объективными обстоятельствами». Трагизм человеческого бытия,определяемый — действительно объективно — неумолимостью смерти, неизбежностью страданий, дисгармоничностью общества, ликвидировать невозможно, но можно«просветлить», смягчить, одухотворить. Этика всегда стремилась помочьчеловеку в решении этой — самой трудной — жизненной задачи, предлагаяразличные варианты созидания осмысленного, счастливого бытия. Однако к какимбы моделям счастья, свободы, смысла жизни мы ни приобщались, они могутприобрести индивидуальное ценностное значение для нас только при условиинашего собственного морального творчества. Жизненная мудрость связана сумением осуществлять свою свободу (не преступая нравственный закон), создаватьи реализовывать свою индивидуальность (не в ущерб другим). Для этого главногодела нельзя жалеть ни времени, ни душевной энергии.
Литература:
1. Вейсс Ф. Р.Нравственные основы жизни / пер. с фр. – Мн.: Юнацтва, 1994;
2. Жуховицкий Л. А.Счастливыми не рождаются. – М.: Политиздат, 1983;
3. Зеленкова И. Л. Идр. Этика: Учебно-методическое пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае,1994;
4. Зеленкова И. Л.Основы этики: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1998;
5. Зеленкова И. Л.,Беляева Е В. Этика: Учебное пособие и Практикум. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс»,1997;
6. Климашевская И.В. Счастье и смысл жизни. – М.: Народная асвета, 1986.