Реферат по предмету "Философия"


Становление социологии как науки

1.История европейской социологии
Термин «социология», как было указано вначале, принадлежит О. Конту. Он выдвинул идею социальной физики — так первоначальнообозначалось новое направление в науке. По мнению Огюста Конта, социальнаяфизика не сводит явления общественной жизни к физическим. Специфика социальногоучитывалась французским ученым в рамках позитивного синтеза, своего родасистемы наук.
О. Конт был одаренным и по-своему оригинальнымчеловеком. Не получив в молодости систематического образования, онпровозглашает принцип умственной гигиены, игнорируя научные публикации, кромесобственных, дабы не засорять ум бессмысленной информацией: меньше читать,чтобы больше знать.
Иерархия основных наук выглядит, с точки зрения О.Конта, так: математика — астрономия — физика — химия — биология — социология.Следовательно, социология основывается на законах биологии, без них невозможна,но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное. Сложившаяся к эпохе Просвещениясистема наук, по его мнению, представляет собой исторический процесс развитиянауки от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому.Каждая последующая ступенька — наука более высокого порядка, но подразумеваетпредыдущую как необходимую предпосылку.
О. Конт ввел внауку об обществе понятие «система», которое остается до сих порцентральным в социологии, и выделил три стадии исторического развития:
теологическоесостояние (древность и раннее средневековье);
метафизическоесостояние (период XIV-XVIII вв.);
позитивноесостояние — наступающая эпоха.
Каждое из этихтрех состояний образует всю основу жизни общества.
Теологическое состояние. Так, теологическоесостояние умов приводит к формированию военно-авторитарных режимов, посколькупредставление о богах ассоциируется с представлениями о героях, к которым такили иначе относят себя знать, племенные вожди, аристократия и т.д. Своелогическое завершение теологическая стадия общественного развития достигает вкатолическом, феодальном режиме.
Считая биологию фундаментом социологии, О. Контобъяснял механизмы индивидуального и коллективного поведения инстинктивнымиимпульсами, которые образуют чувства. Кроме них Конт упоминал военный инстинктчеловека, а также производительный, изобретательский и т.п.
По мере развития интеллекта пробуждаетсякритицизм, подрывающий религиозные убеждения. В средневековом, феодальном,жестко регламентированном обществе социология не могла возникнуть. ЗачемЧингисхану социология? Разумеется, не нужна она и обществу с тоталитарнымрежимом.
Вместе с падением веры начинается распадсоциальных связей, происходят революционные кризисы, наступает метафизическаястадия. Это период промышленной революции в Западной Европе, население которойО. Конт считал элитой человечества. Все эти достаточно оригинальные мысли быливысказаны французским ученым в начале прошлого века.
По мнению О. Конта, социология должнапротивостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечиватьэволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.
Основные кирпичи в фундамент социологической наукизаложены К. Марксом. Общеизвестно, что научный прорыв Маркса в обществоведениизаключается в том, что он применил диалектику Г. Гегеля для анализаисторического развития.
На основе рассмотрения различных способовпроизводства он создал учение об общественно-экономических формациях, котороестало методологией марксистской социологии. К Марксу нам придется обращаться нераз по мере изучения курса социологии.
В учебнике патриарха современной социологии Н.Смелзера о К. Марксе и его теории конфликта, другими словами, о теорииклассовой борьбы, упоминается уже на 25-й странице. Обращения к немупрослеживаются на протяжении всей книги. При том, что автора вряд ли можноотнести к марксистскому направлению социологической науки.
Общепризнанно, что первый классический этапразвития социологии — 1850-1920 гг. Это время Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма,Макса Вебера. Классические традиции социологической мысли сформировались кконцу Первой мировой войны.
К числу известныхсоциологов данного этапа можно отнести:
Георга Зиммеля — создателя формальной социологии;
Джоржа ГеоргаМида — одного из основоположников прагматизма в социологии;
Зигмунда Фрейда — создателя психоанализа, принципы которого широко использовались в социологии.
Речь идет о гипотезе, согласно которой вчеловеческой жизни доминируют бессознательные импульсы, в основном,сексуального характера. Проблема разрешения сексуальных импульсов имеет, по З.Фрейду, решающее значение не только в индивидуальном развитии человека, но и висторическом процессе. В этом ракурсе З. Фрейд рассматривает возникновениегосударства, религии, морали, этических норм, санкций и т. п. Сублимациясексуальной энергии, считал З. Фрейд, лежит в основе художественной и другихвидов культуры. Его представления об обществе «вождь-элита-массы»дали авторитарную схему общественной организации. З. Фрейд полагал, что массыищут вождя или поклоняются ему, жаждут отказа от самостоятельности. Средисоциообразующих факторов на первом месте — принуждение.
Одним из российских представителей этого периодаможно назвать Николая Бердяева — русского религиозного философа и социолога,представителя персонализма, скорее -истории философии.
Создание методологии социального познания вомногом связывается с именем Макса Вебера. Основная его работа — «Протестантская этика и дух капитализма». По его мнению, именнопротестантизм возвысил обыденную трудовую деятельность мирянина до уровнявысочайших религиозных ценностей. Это новый тип человеческой цивилизации, воснове которой лежат напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие,честная работа, праведно накопленный капитал и достаточно аскетический быт.
Макс Вебер полагал, что западноевропейский капитал- явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм с еготрудовой этикой, индивидуальные свободы, необычная экономическая структура,независимые университеты, наличие сильного денежного класса. Все это было вЗападной Европе. Макс Вебер считал, что Россия не могла реализовать идеи такогокапитализма. Причины он видел в неразвитости средних городских слоев,господстве традиционной общины и соответствующей идеологии: «бедность — непорок» — значит, не стыдно лежать и на печи. По мнению М. Вебера, зрелыйкапитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальныеэлементы, которые приведут к революции, укрепят власть бюрократии. Онспециально изучал русский язык и работал с первоисточниками.
Социологияразвивалась в основном в Западной Европе, но свой вклад в социологическую наукувнесли и русские мыслители:
Г.В. Плеханов,
П.Л. Лавров,
Н.К. Михайловский,
В.И. Ленин,
Н.Я. Данилевский,
П.А. Сорокин.
Вероятно, особые условия повлияли на то, что вРоссии социология не была востребована обществом. Достаточно назвать ПитиримаСорокина — молодого профессора Петербургского университета, талантливогосоциолога, насильно высланного властями за границу в 20-е гг.2.История русской социологии
В XIX веке бурно начинает развиваться русскаясоциология.
Общая система социологии в России впервыепредставлена в трудах Б. Чичерина, который рассматривал ее как часть курсагосударственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философскоеобоснование изучения общества и государства, собственно социологию какдисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящуюсвоей задачей обоснование разумной политической деятельности. Б. Чичеринопределяет государство и общество как два разных союза, «из которых одинпредставляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупностьчастных отношений».
Б. Чичерин подчеркивает необходимость четкоразличать сферу государства и общества, а предмет социологии видит в изученииобщества, но в его многообразных отношениях и противоречиях с государством. Всоциологическом курсе Чичерин вычленяет специальные разделы: природа и люди,экономический быт, духовные интересы.
В творчестве А. Градовского можно выделить рядключевых моментов. Это прежде всего общество и государство — проблемыконституционализма и реформа 1861 г., история России в сопоставлении с историейстран Западной Европы. В его трудах мы находим идею правового государства, вкотором закон, выражая отношение власти, вместе с тем является выражениемнародного сознания, опытом выработанных убеждений и общественных представленийо социальной справедливости.
Социологический подход к праву и государствупозволил А. Градовскому рассмотреть социальные институты, учреждения, историюуправления в качестве конкретно-исторических проявлений отношенийсобственности, власти и личности. Идеи государственной школы имели важноезначение для развития русской социологической мысли.
Переход от традиционной теории права к новомусоциологическому позитивному его пониманию наметился под влиянием идей О. Контаи был реализован в трудах С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, В. И. Сергеева идругих. Это означало появление ряда новых теорий права — оно понималось теперьи как социальное (С. Муромцев), и как разграничение интересов (Н. Коркунов).
Отметим, что русские социологи критическивоспринимали идеи О. Конта. Так, В.Н. Сергеевич подчеркивал спорность положенияКонта о возможности сопоставления и сближения законов развития природы иобщества. Он считал, что это положение вступает в противоречие с тезисом освободе воли индивида. В. Н. Сергеевич отмежевался и от позиции органицистов,полагая, что применение приемов естествознания может принести определеннуюпользу политическим наукам, однако простой перенос законов механики, химии,физиологии в область государственных наук ничего не дает, оставаясьэлементарным сопоставлением внешних сходных черт явлений.
Сергеевич разработал систему взглядов настатическое и динамическое состояние общества. Он выдвигал концепцию прогресса напозитивной основе, полагая, что главное достижение О. Конта состоит в выборкеправильного метода наблюдения социальных явлений.
Развивая концепцию прогресса, Н.К. Михайловский вкачестве главного критерия прогресса выдвинул степень социальной интеграции.Сходные идеи мы находим у М.М. Ковалевского.
Формирование социологической концепции М.М.Ковалевского происходило под влиянием идей О. Конта и достиженийсравнительно-исторического метода, разработанного в юриспруденции.
Социологическая теория М. Ковалевского включает всебя учение о солидарности, прогрессе, теории факторов, стадиях экономическогороста; концепцию русского исторического процесса. По Ковалевскому, солидарностьдолжна восторжествовать над антагонизмом. Ковалевский определил социологию какнауку о порядке и прогрессе.
Взгляды Ковалевского взял за основу для своихразмышлений П. Сорокин, от отдельных из них впоследствии отказался, другиеразвил.
П.А. Сорокин был крупнейшим социологом ХХ века.Его идеи оказали огромное влияние на всю современную социологическую науку.Главный труд П. Сорокина — «Система социологии». Социология, поСорокину, представлена двумя частями: теоретической и практической.
Общее и систематическое изложение классификациивсех общественных наук, определение места социологии среди них и обоснование ееспециальных методов осуществлено русским социологом Н.И. Кареевым. В самомобщем виде Кареев определял социологию как науку, изучающую законы общества,хотя и подчеркивал, что сами эти законы отнюдь не тождественны тем, с которымиимеют дело естественные науки, а представляют скорее общие, более или менееопределенные тенденции развития социальных процессов.
Создателем социологии политических партий и ученияоб элите можно считать М. Я. Острогорского. Он первым поставил проблемыполитической социологии в качестве предмета социального научного исследования,привлек для их решений большой эмпирический материал и сформулировал выводы,получившие характер парадигмы.3.Основные направления развития социологии
В современной социологической науке, которая, восновном, сложилась в ХХ в., можно выделить главные направления:Философияистории
Философия истории, или социальная философия,ориентирована на поиск общих, универсальных, законов общественного развития.
В этомнаправлении социологической мысли работали видные ученые:
Освальд Шпенглер,
Арнольд Тойнби,
НиколайДанилевский,
Питирим Сорокин.
В основной своей работе «Закат Европы»немецкий социальный философ О. Шпенглер предрекал гибель европейскойцивилизации. В известной мере он подготовил почву длянационал-социалистического мировоззрения. Его философия истории строится,во-первых, на том, что нет единой общечеловеческой культуры.
Она поделена на 8основных типов:
египетская,
индийская,
вавилонская,
китайская,
греко-римская,
византийско-арабская,
культура майя,
русско-сибирская
Во-вторых, развитие культуры подчинено жесткомуритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат. В пределахобщего цикла выделяются два главных этапа: восхождение — собственно культура иэтапы ее нисхождения — цивилизация. По мере развития любой культуры происходитее окостенение, омертвление творческих начал, что проявляется в процессахомассовления, символы которого — скопление людей в мегаполисах вместо деревеньи небольших городов, глобализация всех форм жизни — хозяйства, политики,техники, науки. Свое концентрированное выражение эти процессы находят в мировыхвойнах, цель которых — господство государств, народов — победителей над миром,кроме того, в появлении фигуры фюрера, вождя, цезаря, что имело место во всехкультурах на стадии цивилизации. Хотя бесконечная череда войн ведет к закату,гибели культур, О. Шпенглер относится к такой перспективе с мрачнымвоодушевлением. Нет более высокого смысла для человека, чем участие в такихвойнах. Этот, по выражению Т. Манна, свинцовый фатализм и был в известной мереидеологическим обоснованием фашизма. Есть достаточно исторических фактов (культличности и др.), позволяющих утверждать, что некоторые шпенглеровские идеиотразились и на нашей истории.
Близки к идеям О. Шпенглера взгляды русскогосоциолога Н. Данилевского, который предложил теорию культурно-историческихтипов. В ней упор делается на многолинейность развития цивилизации в отличие отевропоцентристских представлений.
Н. Данилевский, а затем А. Тойнби выделили 13типов. Добавились греческий, римский, еврейский, аравийский, славянский. Крометого, русский философ, подчеркивая многолинейность развития культуры,цивилизации, отстаивал идею их обособленности, замкнутости. Культурно-историческиетипы он различал по своеобразию четырех основополагающих видов деятельности:религиозной — еврейский тип, культурной — греческий, политической — римский,экономической — романо-германский. Славянскому типу, по мнению Н.Я.Данилевского, с его православием, крестьянской общиной, самобытной культурой,предначертано стать ведущим культурно-историческим типом.
Н. Данилевский выступал как идеолог самодержавия,защитник национальной вражды. Основная его работа — «Россия и Европа.Взгляд на культурное и политическое отношение Славянского мира кГермано-Романскому». Вот мнение об этой книге П. Сорокина: «Начатаякак памфлет высочайшего уровня, она демонстрирует политическую дискуссию такойпробы, что превращается в выдающийся трактат по философии истории и социологиикультуры и оканчивается как образец необычайно проницательного и верного посуществу политического прогнозирования и проповеди». П. Сорокин считал,что Н. Данилевский на 50-70 лет раньше, чем западные ученые, пришел кположениям и выводам современной науки.
Но есть и другая сторона медали. В Н. Данилевскомвидели теоретика воинствующего и враждебного народам Европы панславизма,идеолога русского империализма и экспансии. Победа СССР над Германией, созданиесоциалистического содружества подавались как реализация панславистских идейДанилевского, только вместо Константинополя и Босфора у России оказалсяКенигсберг с Восточной Пруссией.
Н. Данилевский реализовал идею А.С. Пушкина,сформулированную в 1830-1831 гг.: «Россия никогда не имела ничего общего состальной Европой… история ее требует другой мысли, другой формулы, чем мыслии формулы, выведенные Гизотом из истории Христианского Запада».
Вглядываясь в трагедию последних лет — распадвеликой державы, — поневоле задумываешься: может, потому и возникли проблемыСССР, что различные культурно-исторические типы — славянский, еврейский,арабский, романо-германский — Россия попыталась соединить в едином государстве.Видимо, народы, представляющие различные культурно-исторические типы, могутсосуществовать вместе до известного предела. В нашем случае сосуществовалиразные культурно-исторические типы. Исчезла внешняя угроза, и на определенномуровне национального самосознания стали разваливать общий дом. Белоруссия,Украина, Россия, если не считать вкраплений типа католической ЗападнойУкраины,- единый культурно-исторический тип.
К рассматриваемому направлению социологическоймысли можно отнести и разработку концепции устойчивого развития современногомира. Она была впервые сформулирована на Бразильском конгрессе по экологии иактивно развивается во всех странах, в том числе и России.
Следуя рекомендациям и принципам, изложенным вдокументах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, необходимо ивозможно осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию,обеспечивающий сбалансированное решение социально-ресурсного сохраненияблагоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целяхудовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.Марксизм
В противовес функционалистским подходам,отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальном развитии,марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбу различных группи направлений.
Прежде всего, это марксистская традиция всоциологии, подчеркивающая экономический детерминизм в социальном развитии,соперничество, антагонизм различных социальных групп. При этом надо иметь ввиду, что марксизм широко используется и на Западе. Правда, здесь из неговыбрасывается радикальное содержание, используются идеи раннего К. Маркса. Витоге марксизм носит фрагментарный характер.
В России в результате деятельности В. Ленинамарксистская социология превратилась в основу политической практики и серьезносебя дискредитировала. Но, разумеется, не перестала существовать. Типичныйпример — новая программа РКП Г. Зюганова.
Дж. Александер, автор книги «Социологическаятеория после 1945 года», пишет: «Марксизм отличается от других формсовременной социологии не столько своими теоретическими предпосылками, сколькосвоей идеологией. Речь идет о роли, которую играет эта идеология. Марксизм — единственная форма социологической теории, моральные установки которой сразу жебросаются в глаза». При этом Дж. Александер подчеркивает, что указанныеобстоятельства не делают марксистскую социологию менее научной, чем другиенаправления социологической теории.
Методологической основой этого направлениясоциологической мысли является исторический материализм. Основной вклад всоциологию: теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждениячеловека. Некоторые идеи марксистской социологии не выдержали испытаниявременем, например, идея об абсолютном обнищании рабочего класса по мереразвития капиталистического общества. Другие идеи — социального равенства,общенародного государства — были дискредитированы в политической практикереального социализма.Неомарксизм
Другое заметное направление современнойконфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школысоциальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг.
К ней относятся:
Макс Хоркхаймер,
Теодор Адорно,
Герберт Маркузе,
Эрих Фромм,
Юрген Хабермас.
Иногда этонаправление называют неомарксизмом.
После прихода к власти Гитлера Франкфуртская школабыла разгромлена. Основная часть сотрудников размещалась сначала в Женеве иПариже, а потом в Колумбийском университете США.
Главная социологическая идея — отчуждениечеловека, стандартизация и обезличивание в современном обществе. Характернатакже жесткая и беспощадная критика современного общества — и капитализма, исоциализма; тотальное отрицание всякой идеологии. Теоретические истокиФранкфуртской школы — марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм. В обстановкемарксистского ренессанса в западноевропейской общественной мысли сложиласьлеворадикальная, или так называемая критическая, социология.
Пожалуй, самая яркая и заметная фигура извышеназванных — Г. Маркузе — идеолог новых левых, леворадикального молодежногодвижения в Западной Европе.
Основные надеждыон возлагал:
наантропологическом уровне — на изначальные эротические влечения, подавленныеиндустриальным обществом, то есть на сексуальную революцию;
на уровнекультуры — на авангардистское искусство, прежде всего сюрреализм, — искусство,выражающее бунт против репрессивной культуры позднебуржуазного общества;
на социальномуровне — на те социальные группы, которые еще не интегрировало индустриальноеобщество, — молодежь, люмпены, национальные меньшинства и т.п.
Комплекс этих идей обеспечил Г. Маркузепопулярность среди леворадикальной молодежи. Однако, увидев к чему привели егоидеи на практике, он отмежевался от них в работе «Контрреволюция ибунт» (1972).
В настоящее время влияние социологов Франкфурскойшколы сильно снизилось и находит свое отражение в идеях кризисапозднекапиталистического общества. Представители конфликтологической социологиисчитают, что главное — это соперничество различных групп за власть,перераспределение доходов, монополию на духовное лидерство, и устранить этиконфликты невозможно.4.Технократическое направление
Третье крупное направление современнойсоциологической мысли — технократическое. Здесь можно назвать такие течения,как эмпирическая социология, структурно — функциональный анализ, концепциипостиндустриального, технотронного, информационного общества.
В настоящее время это самое представительноенаправление социологической мысли в странах Запада, да и в нашей стране.Отметим парадоксальную ситуацию: отечественные социологи наобщеметодологическом уровне присягали на верность марксистской социологии, напрактике придерживались теорий среднего уровня, а на уровне эмпирическихисследований исповедовали структурно-функциональный анализ. Приходилосьразвиваться под прессом идеологических догм. В нашей стране подготовкасоциологов в университетах была начата только во второй половине 80-х гг.Структурно-функциональныйанализ
В этом направлении социологической мысли рольметодологической теории выполняют разработки школы структурно-функциональногоанализа.
Самые видныепредставители:
Роберт Кинг Мертон,
Толкот Парсонс,
Роберт Парк,
Герберт Спенсер.
Разработка структурно-функционального анализавыполнена в основном американскими социологами. Начало положила Чикагскаяшкола, где еще в конце прошлого века был создан первый факультет социологии. Вчастности, Роберт Парк разрабатывал основные принципыструктурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции.
Г. Спенсервыдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:
функциональноеединство общества, то есть согласованность функционирования;
универсальныйфункционализм, то есть полезность всех социальных явлений;
функциональнаянеобходимость.
Основная теорема Р. Мертона утверждает: «Какодно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция можетпроявляться в различных явлениях». Он объяснил, почему люди часто противсвоей воли оказываются задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций.Явные функции — следствие преднамеренных действий, а латентные — это те,последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. Самаобщественная жизнь понимается представителями структурно-функциональногоанализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для иханализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найтиустойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы несостоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры,выполняя роли, занимая статус. Эта схема распространяется на все общности — вплоть до семьи.
В качестве основных категорий применяются такие,как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровнеэмпирической социологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотноиспользуют отечественные социологи в своих исследованиях. Например, социологиягорода. Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, каксамосохранение, интеграция, адаптация, Т. Парсонс подчеркивал их охранительныйхарактер по отношению к общественным структурам и системам.
Одним из типичных представителей технократическогонаправления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единогоиндустриального общества.
Он определилглавные стадии развития производительных сил:
традиционноеобщество;
стадия скачка;
стадия зрелости;
обществомассового потребления. Глобализациясовременной социологии
К середине ХХ в. вполне определенно обнаружилисьдве тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская.Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией, аамериканская изначально формировалась как наука преимущественно о человеческомповедении. Социология в США ведет начало с Чикагской школы 20-х гг. ИменноЧикагская школа, утвердившая метод наблюдения и другие формы полевых исследований,создала особый облик американской социологии. К настоящему времени это, попреимуществу, проблемно-ориентированная поведенческая наука.
В послевоенные годы «чистые» линии вразвитии мировой социологии стираются. В 20-40-х гг. в США наряду с собственноамериканским направлением влиятельным было европейское, представленное преждевсего такими крупными теоретиками, как Т. Парсонс и П. Сорокин. Главныедостижения американской социологии лежат в развитии теорий среднего уровня,особенно в таких областях, как теория организации, социальная структура, малыегруппы, коллективное поведение, массовые коммуникации, социология труда ипрофессий, семьи. Ориентированная на решение конкретных социальных проблем, чтовполне соответствует отечественному прагматизму, американская социологияоткрыла новые области, ранее либо вовсе не изучавшиеся, либо оставшиеся напериферии более крупных предметных областей социологического исследования.
В наши дни наблюдается своего рода«американизация» западноевропейской социологии, все еще сохраняющейклассическую социально-философскую ориентацию. С одной стороны, сказываютсявоздействия социальной практики и необходимость обращаться за субсидиями насоциологические исследования к частным организациям. С другой стороны, наевропейскую социологию оказывают влияние далеко продвинутыепроблемно-ориентированные исследования, проведенные в США, на основе которыхразвиваются традиционные и возникают новые частносоциологические концепции.Западноевропейская социология также движется в сторонупроблемно-ориентированного и преимущественно прикладного развития.
Наконец, современный период развития мировойсоциологии, как подчеркивалось на XII Мировом социологическом конгрессе вМадриде (1990 г.), — период «глобализации». Глобализация — не национальнаяи не интернациональная парадигма социологического значения, хотя и являетсяпродуктом того и другого. Это стремление объединить усилия социологов всехшкол, направлений, подходов для решения общечеловеческих проблем.
Вместе с тем глобализация как современный этапразвития мировой социологии есть ответ на объективные процессы. В нашем миреуже трудно говорить о доминирующей «самодостаточности» отдельныхобществ и государств. Цивилизация на пороге XXI в. все больше представляетсобой взаимосвязанную систему и в области экономики, и в политическойорганизации (ООН, ЕЭС и другие региональные политические и экономическиесообщества, включая СНГ), и в сфере культуры, и глобальных коммуникаций.Наконец, человечество оказывается лицом к лицу с общими для всех стран инародов опасностями: ядерной войной, уничтожением природной среды,эпидемиологическими заболеваниями, источник которых в непредвиденныхпоследствиях развития самой цивилизации (например, аллергические заболевания иСПИД). Социологическая теория не может не реагировать на этот вызов, а точнее — на изменение объекта исследования, новое понимание социальной реальности.
Вообще, ни одно направление современной социологиисамо по себе не может дать полной картины современного общества. Невозможнопредставить современное общество без борьбы, без конфликтов. В то же времяобщество немыслимо без определенной стабильности, эволюционного развития,гармоничного сочетания интересов различных социальных групп. Поэтому нужнаинтеграция разных социологических традиций, что и происходит в современнойотечественной социологии. При этом стоит иметь в виду, что социология находитсяближе всех общественных наук к реальной политике со всеми вытекающими из этогопоследствиями.
Социологии, в том числе и марксистской, приходилосьотстаивать свое право на существование. В СССР в середине 30-х гг. ее называлибуржуазной наукой, а в Германии — социалистическими идеями. Поэтому в Россиисоциология прикрывалась историческим материализмом, в Германии — национальнойэкономикой. Почему так произошло? На идейно-теоретическом уровне никто противсоциологии не выступает, статус не подвергается сомнению, но ее научные выводы,прогнозы часто не устраивают власть предержащих. И социология оказываетсясвоего рода маргинальной наукой, вынужденной подстраиваться под настроение тех,кто стоит у руля. Дело еще и в том, что социология достаточно дорогая наука ине может обойтись без финансовой поддержки власти. А власть пытается эту наукупревратить в средство политической борьбы, своего политического господства. Таже самая ситуация, что характерна и для средств массовой информации.
Можноназвать и некоторые другие теоретические подходы к исследованию общества,например:
биосоциология;
этнометодология;
символическийинтеракционизм;
теорияобмена и другие.
Для них характерны достаточно оригинальные подходык объяснению смысла взаимодействия личностей, социальных групп в обществе.Списоклитературы
Американскаясоциологическая мысль. М., 1994.
Вебер М.Избранные произведения. М., 1990.
Голосенко И. А.Оглядываясь на Огюста Конта //СоцИС. 1992. №1.
Голосенко И. А.,Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.
Гофман А. Б. Семьлекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М., 1995.
Громов И. А.,Воронцов А. В., Мацкевич А. Ю. Социология: XIX-XX вв.: Учебное пособие. М.,1997.
Громов И. А.,Мацкевич А. Ю, Семенов В. А. Западная теоретическая социология. М., 1996.
Данилевский Н. Я.Россия и Европа. М., 1991.
Дюркгейм Э.Социология, ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
Ковалевский М. М.Социология. Соч.: В 2-х т. М., 1997.
Медушевский А. Н.История русской социологии. М., 1993.
Очерки по историитеоретической социологии XX столетия /Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. М., 1994.
ПарсонсТ. Системасовременных обществ. М., 1997.
Современнаязападная социология: Словарь. М., 1990.
Сорокин П. А.Система социологии: В 2-х т. М., 1993.
Шпенглер О. ЗакатЕвропы. М., 1993.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Механизмы репликаций в распределенных базах
Реферат Для кого написаны законы
Реферат Советский народ в борьбе за успешное осуществление восьмой пятилетки
Реферат Агроэкономическое обоснование системы севооборотов и обработки почвы на примере СПК Юбилейный
Реферат Federalists Vs AntiFederalists Essay Research Paper The
Реферат Dominence Essay Research Paper DOMINANCE THROUGH SUBMISSIONSubmission
Реферат Почвы Белокалитвенского района Ростовской области
Реферат Отчет об изменении капитала 2
Реферат Decisions Essay Research Paper It s amazing
Реферат Технологическая карта развивающего обучения на уроках физики в основной школе
Реферат Современное социально-экономическое положение Украины
Реферат Dream Interpretation Essay Research Paper When we
Реферат Разработка приложений для Windows, представляющего собой компьютерную игру Сбей самолет
Реферат Обеспечение и регулирование административно-правовых режимов проживания и передвижения иностранных
Реферат Основные направления деятельности командира подразделения по адаптации военнослужащих к условиям прохождения воинской службы