Реферат по предмету "Философия"


Сущность и основные задачи философии как науки

Содержание
 
Введение
Предмет философии
Структура философии
Типы философии
Функции философии
Список литературы

Введение
философия материализмидеализм
Познание мира и своеголичного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях – повседневном(обыденном) и теоретическом. Теоретическое познание связано с выходом запределы чувственного опыта, проникновением в сущность предметов и явлений,открытием закономерных связей и отношений. Самой древней формой теоретического познанияи мышления является философия.
Первые зачаткифилософского знания зародились в Древнем Египте и Вавилонии. Более четкие формыоно приобрело в Древнем Китае и Древней Индии. Классического уровня философиядостигла в Древней Греции. Слово «философия» древнегреческого происхождения. Впереводе на русский язык оно означает «любовь к мудрости». Впервые назвал себяфилософом Пифагор (576-490 до н. э.). Для обозначения специальной отраслизнания слово «философия» (любомудрие) впервые употребил Платон (427-347 до н.э.). Древние греки в понятие «мудрость» вкладывали глубокий смысл. Аристотель(384-322 до н. э.) писал: «Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколькоэто возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете вотдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное инелегко постижимое для человека (ведь воспринимаемое чувствами свойственновсем, а потому это легко, и ничего в этом мудрого нет). В-третьих, мы считаем,что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научитьвыявлению причин...» .
В процессе историческогоразвития предмет философии претерпел существенную эволюцию. Первоначальнословом «философия» обозначались:
— во-первых, размышленияо мире в целом, его первоосновах и первопричинах, о месте и роли человека вэтом мире, о возможностях и границах познания, о цели и смысле человеческогобытия и т. п.;
— во-вторых, зачаткиастрономических, математических, физических, медицинских и других знаний.
По мере накопления знанийпроисходило образование самостоятельных, частных наук – астрономии, математики,географии, медицины и т. д.
Философия решаетследующие предельно общие мировоззренческие вопросы:
— каково отношениесознания к материи, т. е. что первично: сознание или материя, который считаетсяосновным вопросом философии;
— что такое познание икаковы его возможности и границы?
— что такое человек и вчем смысл его бытия?
— что такое общество икаковы закономерности его развития?
— в каком направлениидвижется человеческая история – по пути прогресса или по пути регресса?
Постановка и решение этихи других мировоззренческих вопросов и составляет предмет философии.
Философия – это системапредставлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретическойформе.

Предмет философии
 
Предметом философииявляется мир как целостная система.
Структура философии
 
Философия –самостоятельная отрасль знания, но она не отгорожена от других формпознавательной деятельности человека. Особенно это касается религии и науки. Впринципе, у религии и философии одна задача – дать ответы на вопросы предельнообщего, мировоззренческого характера. Однако на этом их общность изаканчивается. Религия решает мировоззренческие вопросы в форме догм, которыене подлежат логическому обоснованию и сомнению. В религии главное – это вера внепостижимое разумом. Философия, наоборот, стремиться дать логически,рационально обоснованные ответы на мировоззренческие вопросы. Много общего унауки и философии. Наука и философия стремятся осмыслить мир в строго логическиобоснованных формах, выйти за пределы опыта, проникнуть в сущность предметов иявлений. Однако в процессе такого осмысления наука «нарабатывает»общепризнанные, проверенные экспериментально, опытным путем, законы и принципы.В философии фактически нет ни одного вопроса, который однозначно решался бывсеми философами. Философское знание носит гипотетический, плюралистический,многовариантный характер. На этом основании многие философы отрицают тезис, чтофилософия – это наука. Другие, если и признают за ней статус науки, то говорят,что это наука особого типа.
Философские учения можносистематизировать, выделить определенные типы философствования. При этом типфилософии зависит от того, что берется в качестве критерия систематизации.Наиболее фундаментальные типы философии:

Типы философии
 
Типы философии похарактеру решения основного вопроса философии. В данном аспекте философскиеучения можно разделить на два основных направления – материализм и идеализм.
Материализм – этофилософское направление, которое решает основной вопрос философии в пользупервичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма,природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никакихсверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание являетсяпродуктом длительной эволюции жизни на Земле.
Идеализм – этофилософское направление, которое решает основной вопрос философии в пользупервичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения– объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичнымобъявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировымдухом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалистыпервичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения,внешний мир комбинируется из человеческих ощущений.
Промежуточное положениемежду материализмом и идеализмом занимают дуализм, деизм и пантеизм.
Дуализм – это философскоенаправление, которое утверждает, что в основе мира лежат два вечных начала –материальное и духовное. Следовательно, дуализм снимает вопрос о том, чтопервично: материя или сознание.
Деизм – это философскоенаправление, которое исходит из того, что Бог сотворил мир, но после актатворения не вмешивается в его дела.
Пантеизм – этофилософское направление, которое растворяет Бога в природе, а природу в Боге.Пантеисты говорят: «Бог – это природа. Природа – это Бог».
2. Типы философии пообъекту философского познания. В данном аспекте философские учения делятся накосмоцентрические, теоцентрические и антропоцентрические.
Космоцентризм – этофилософское направление, предметом которого является мир в целом, Космос,Вселенная. Для него характерно стремление как бы «объять необъятное»,определить, что лежит в основе всего сущего, что является источником всякогодвижения.
Теоцентризм – этофилософское направление, предметом которого является идея Бога. Для негохарактерны поиски логических, философских доказательств бытия Бога.
Антропоцентризм – этофилософское направление, предметом которого является человек. Поиск ответа навопрос, что такое человек и в чем смысл его бытия, является главной задачейантропоцентризма.
Такое разграничениефилософских учений относительно, так как нет ни чистого космоцентризма, ничистого теоцентризма, ни чистого антропоцентризма. В каждом из них присутствуютэлементы других философских учений. Так, рассуждая о человеке, невозможнообойти вопросы о его месте во Вселенной и его отношении к идее Бога.
3. Типы философии поспособу обоснования своих постулатов. В данном аспекте философские учения можноразделить на рационалистические и иррационалистические.
Рационализм – это типфилософии, который делает центральным пунктом философского анализа разум,строгое логическое обоснование.
Иррационализм — исходитиз того, что решающим источником познания предельных оснований бытия являетсяинтуиция, внезапное мистическое озарение и т. п.
4. Типы философии пометоду философского мышления. В данном аспекте философские учения делятся надиалектические и метафизические.
Диалектика – это такойметод мышления и объяснения, который исходит из того, что в мире все процессы иявления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Источником всякого движения,развития и изменения является взаимодействие, борьба противоположностей.
Метафизика – это такойметод мышления и объяснения, который пытается дать однозначное, завершенноеизображение мира в готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещейнеизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать имдвижение может лишь внешняя сила (например, Бог).
К главному назначениюфилософии относится и конструирование теоретической картины мира, и определениев нем места и роли человека. Полученное теоретико-философское знание выполняетряд социальных функций. Основные из них – мировоззренческая, методологическая,аксиологическая и идеологическая.
Функции философии
 
Мировоззренческаяфункция.
Мировоззрение – этообобщенная система взглядов человека на мир и свое место в нем, ставшаяубеждением и жизненной позицией. Различают мифологическое, религиозное ифилософское мировоззрение. В философском мировоззрении философия выполняет рольего основы, фундамента. Она выносит на передний план интеллектуальные аспекты.В отличие от мифологии и религии, философия ориентирует не на веру, а насвободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире ичеловеческой жизни. Философские идеи, став убеждением и жизненной позицией,превращаются в неотъемлемую часть мировоззрения человека.
Методологическая функция.
Методология – это учениео методе научного познания и преобразования действительности, целостная системапринципов и способов организации и построения теоретической и практическойдеятельности. Философия определяет наиболее общие пути, методы и средствапознания и преобразования действительности.
Аксиологическая функция.
Аксиология – это учение оценностях, предполагающее критическую оценку всех наличных форм бытия иориентацию на тот или иной идеал.
Идеологическая функция.
Идеология – это системавзглядов и представлений, в которой интересы определенных партий, классов,социальных групп выражены в теоретической форме. Философия всегда используетсядля построения тех или иных идеологических концепций. При этом такоеиспользование, как правило, ведет к упрощению и даже извращению философскихпостулатов.
Необходимо отметить, чтолюбое философское учение можно квалифицировать с точки зрения решения основноговопроса философии, объекта философского познания, способа обоснования и методамышления. В истории философии принято выделять следующие периоды:
Эпоха Древнего мира ¬¬–середина I тыс. до н. э. – 476 г.;
Эпоха Средневековья – 476 г. – середина XIV в.;
Эпоха Возрождения –середина XIV в. – начало XVII вв.;
Начало Нового времени –XVII в. – 1688 г.;
Эпоха Просвещения – 1688– 1789 гг.;
Немецкая классическаяфилософия – ок. 1770 – 1850 гг.;
Современная философия –XIX – XXI вв.
В период своегозарождения философия включала в себя все научные знания; можно сказать, что онабыла наукой обо всем. Позднее начали формироваться в качестве самостоятельныхотдельные научные дисциплины: уже в IV в. до н.э. в Древней Греции кактеоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. сформироваласьматематика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией),позднее — филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциациинаук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затемвыделения их из философии как самостоятельных наук. В разные эпохи в разныхфилософских учениях существовали различные точки зрения на структуру научногознания. Так, в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии логику,физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории познания(включая связанные с языком), а к физике — связанные с изучением природы (т.е.астрономические, физические, биологические и т.д.). Этика (наука о человеческомповедении) считалась «ядром» философии, так как должна была указать путь ксчастью или к должному поведению. В средневековой схоластике философия(метафизика) стала пониматься как наука о высших принципах бытия и егопервопричинах, при этом считаясь «служанкой богословия». В эпоху Возрождения вкачестве особой части философии выделилась натурфилософия (философия природы),на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика,химия, биология и т.д.), не входящих более в область философии. В Новое жевремя окончательно отделились от философии и гуманитарные науки (история,лингвистика, искусствоведение и т.д.). Но и после за философией сохраниласьроль методологического фундамента всех наук.

Список литературы
1) Введение вфилософию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989
2) Философия:Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 2004.
3) Философия.Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002.
4) Философия:Учебник для вузов / А.Г. Спиркин. — М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.