Реферат по предмету "Философия"


Специфика философии Востока

Содержание
1. Древнеиндийская и древнекитайская философия: спецификафилософии Востока
2. Важнейшие философскиеконцепции: материализм и идеализм
Литература
1. Древнеиндийская и древнекитайская философия: спецификафилософии Востока
 
Древнеиндийская философия. Древняя индийскаяфилософия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие изних взаимодополнительны, некоторые — альтернативны, т.е. явно противопоставленыдруг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия вовзглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющаячерта ее характера — переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральныхи собственно философских идей.
Религия занимала здесь особое место. Именнорелигиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видениемира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская,древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным,опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам исхемам.
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо,в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всегосуществующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили кидее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося взаконе Кармы. Карма — это суммарный, итоговый эффект поступков и помысловживого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу впоследующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случаеотрицательного сальдо — явного перевеса неправедных, греховных дел кармадействует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (вболее низкой касте, в животном, растении). И, наоборот, в случае положительногосальдо — перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел кармадействует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождениев более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набираетсядостаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще можетвырваться из сансары — бесконечного круговорота рождений и смертей. В этомслучае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное«я» в бесконечной духовной субстанции мира.
Все школы древнеиндийской философии различаются взависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То илииное отношение к Ведам было принципиальным, культурно — и социально-дифференцирующим.Веды — древнейший памятник индийской литературы, богатейший источникрелигиозных и философских идей. «Веда» буквально означает «знание».Вообще же Веды — откровение, священное знание, открытое богами для посвященных.
Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватереведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всегоих шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно кнеортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в ихтеоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Ведынепогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета[1].
Рассмотрим некоторые из древнеиндийских философских школподробнее.
1. Веданта. Основные положения Веданты изложеныБадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах существует два направления — адвайтаи вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в VIII в. Согласно адвайте в мире не существует никакой другойреальности, кроме единой высшей духовной сущности-Брахмана, которыйнеопределим, необусловлен и безкачественен.
Представление о многообразии предметов и явлений вселеннойявляется результатом неведения — кроме бога все является иллюзией. Основныеметоды познания, согласно адвайте, — это интуиция и откровение, а вывод иощущение играют второстепенную роль. Цель человека — постижение того, что завсем многообразием стоит единое божество.
Согласно вишишта-адвайты, основоположником, которогоявляется Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Онинаходятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальноетело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существоватьтолько как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека — освобождениеот материального существования, которого можно достичь путем духовнойактивности, знаний и любви к богу.
2. Миманса. Цель Мимансы — оправдание ведическогоритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должныбыть логически обоснованы. В основе учения лежит убеждение в том, что конечноеосвобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, онодостижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное вниманиедолжно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного и общественногодолга — дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинениизапретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечномуосвобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал вовселенной.
3. Йога. Йога опирается на Веды и является одной изведических философских школ. Йога означает «сосредоточение». Согласноучению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождениеот материального существования. Йога — есть индивидуальный путь спасения,предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первуюочередь, при помощи медитации.
Это ортодоксальные школы. Из неортодоксальных философскихшкол рассмотрим буддизм: Он зародился в VI — V вв. до н.э., в III в. до н.э. провозглашен официальной религией. Основательучения — Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным). Он выдвинул триположения: жизнь исполнена страданий, существует причина возникновениястраданий, есть возможность избавления от страданий. Буддизм проповедуетизбавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшегопросветления» — нирваны. Нирвана — состояние полной невозмутимости,освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единогобога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишьпоток постоянно сменяющихся состояний сознания. Все существующее в миревременно.
Древнекитайская философия. Древняя китайскаяфилософия весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностьюполитической и моральной практике, т.е. редукцией к так называемой практическойфилософии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеальногообщества, упорядочения отношений между «верхами» и «низами»и т.п. были в ней доминирующими.
«Знание — действие — нравственность» — эта цепочкав Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знаниеоценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственногосовершенствования человека. Высшее знание — знание о добродетелях и правилахповедения великих людей.
Оторванность философских исканий от конкретных научныхзнаний, естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальныхданных — это специфика древнекитайской философии. В этой оторванностиопределенно просматривается пренебрежительное отношение к естественнонаучнымнаблюдениям и прикладным знаниям как к чему-то явно низкому и недостойномучеловека, человека-мудреца. Противостояние философии и естествознания лишаладревнекитайскую культуру возможности выработать цельное и всестороннеемировоззрение. Оно пагубно сказывалось на естественных науках.
К специфике древнекитайской философии следует отнести и еесущностную обращенность к прошлому, в прошлое. Так, все выдвинутые ею проектыидеального общества были в действительности не чем иным, как идеализацией глубокойдревности, «золотого века» совершенно мудрых правителей — Яо, Шуня иВэнь-вана. Ярким выражением этой обращенности был культ предков, состоявший впризнании влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы потомков.
Для китайской древней философии характерна также теснаясвязь с мифологией, мифами. Отличительной же особенностью последних был зооморфный(животноподобный: полуживотные — полулюди) характер действовавших в них богов идухов. Важным, системообразующим элементом мифологии была божественная силанеба. Древние китайцы свято верили в то, что все в мире зависит отпредопределения или воли неба. Земля, мир для них всегда — Поднебесная. Сыномнеба перед своими подданными выступал государь, правитель. Его почитали каквысшего посредника между людьми и небесными духами. Ссылки на мифырассматривались в философии как самые авторитетные аргументы.
К особенностям древнекитайской философии необходимопричислить также слабую разработку вопросов логики, равно как и сознания,мышления, познания. Дополнительным препятствием на пути выработки и развитиялогико-философской терминологии был иероглифический характер китайскойписьменности[2].
Визитной карточкой китайской философии является конечно конфуцианство.
Главная работа великого Кунцзы (так в Китае называютКонфуция) — «Лунь юй» («Беседы и высказывания»),представляет собой собрание нравственных поучений, записанных исистематизированных, кстати, его учениками.
Высшая сила, сила судьбы для Конфуция — Небо. Оно следит засправедливостью на земле, определяет для каждого человека его место и роль вобществе, в частности принадлежность к «благородным» или «низким».Только при соблюдении воли Неба государство может быть сильным, а общество — богатым.Первейшая обязанность человека — постигать и выполнять волю Неба. Сам Конфуцийпознал волю неба в 50 лет, что и сделало его проповедником.
В центре внимания конфуцианства — вопросы воспитания,нравственно-духовного роста человека. Индивид должен жить в согласии с людьми ис самим собой, быть человеколюбивым, соблюдать «золотую середину», пролегающуюгде-то между несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие, золотая середина ивзаимность составляют вместе «правильный путь» — дао, которому долженследовать всякий, кто хочет жить счастливо.
Неизменность, «как у предков» — вот лучшая, поКонфуцию, характеристика общественного и государственного строя. Стоит она напочитании родителей, уважении старших братьев, подчинении и благодарностиподданных своему государю. Правитель в конфуцианстве — отец, народ — дети. Правительпоставлен управлять страной самим Небом. Ключ к правильному управлению народомКонфуций видел в силе нравственного примера. На ней, в конечном счете, держитсядоверие, которое народ оказывает правителю и государству.
Во II в. до н.э., в эпоху Хань,конфуцианство обрело статус официальной идеологии. Этот статус оно сохраняло до1949 г. Мощное мировоззренческое влияние конфуцианства на культуру китайцевостается фактом и сегодняшнего дня.
Таким образом, в Древнем Китае и Древней Индии философия возниклав несколько иных формах, чем на Западе. Древневосточной философии присуще слияние,как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическиммировоззрением.2. Важнейшие философские концепции: материализм и идеализм
В философии в зависимости от решения ее основного вопросавыделяется два направления — идеализм иматериализм. Ихпротивоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос — вопрособ отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы — большинствомфилософов не формулируется в качестве основополагающего.
Рассмотрим подробнее эти две концепции.
Материализм. Одним из важных философских понятийявляется понятие материального. Совокупность всего материального называется вфилософии материей. Материя — это предельно широкое понятие, название. Любойпредмет окружающего мира является разновидностью или формой материи. Такимобразом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а ввиде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планетыи звезды, растения и животные — это все различные формы материи.
Одним из важных философских вопросов является проблемапроисхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделитьнесколько глобальных представлений о мире.
Первое из них называется материализмом. Материализм — философскоемировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) являетсяонтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное(понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
Развитие материализма можно проследить во всей историизападной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в историифилософии. Материализм существовал задолго до появления марксистского еговарианта.
В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникаетиз воды и в неё превращается. Наиболее последовательно проводилиматериалистическую линию Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античногоматериализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствованиечеловека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей иприобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.
Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французскогоПросвещения (П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётсямеханистическим и редукционистским (то есть, склонён отрицать спецификусложного, сводя его к простому). Французские материалисты понятие материиотождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные теласостоят из неизменных и неделимых атомов и молекул.
Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость,фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещениематериальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел. [3]
Определяющее влияние на европейскую философию он приобретаетв XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.А. Фейербах, Д.Ф. Штраус,. Бюхнер, Э. Геккель,Е. Дюринг). Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почтиодновременно в России (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие) и в ЗападнойЕвропе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина,в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу:материя для него — это "…философская категория для обозначения объективнойреальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
Главным в философии материализма является мысль о том, материяниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно,является первоначалом мира, самим миром. Материя — это все.
Материя существует на различных уровнях сложности. Самойсложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, которыйпорождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь еенельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическимисвойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Всечто не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств называетсяв философии термином «идеальное», который, таким образом,противоположен понятию «материальное». Мысль, следовательно,идеальна, но она — продукт мозга, а мозг — это форма материи. Значит,материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базематериального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностьюзависит от материального. Где нет мыслящей формы материи — мозга, там не можетбыть ничего идеального.
С точки зрения материализма материя бесконечна не только впространстве и времени, но также — в своих свойствах или качествах, а значитбесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательнойистины мы не достигнем никогда
Противоположным материализму философским воззрением являетсяидеализм. Идеальное в философии — это все то, что не воспринимаетсянашими органами чувств и не имеет физических качеств
Идеализм — это термин для обозначения широкого спектрафилософских концепций и мировоззрений, считающих единственно подлиннойреальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности — сводящимися ктелесным вещам и их денежному эквиваленту.
В VII — VIII веках философы постоянно пользуются термином«идея», но «идеализм» у них встречается редко. Считается,что впервые он употреблен в статье Лейбница 1702 г. «Ответ на размышленияБейля».
Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения,которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубленияпонятия:
в самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом понимаютнаклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, тоесть к идеализации действительности;
далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общихинтересов над частными, умственных и нравственных над материальными;
сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм,когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическимиусловиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственногоили духовного порядка;
идеализм Платона или идеализм дуалистического типа,основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемыхидей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений.
Значительными представителями идеализма в философии былитакже Фихте (субъективный идеализм), Шеллинг (объективный идеализм), Гегель (абсолютныйидеализм).
Главным утверждением идеализма является мысль о том, чтоСознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как иматерия в материализме). Оно — первоначало мира, которое порождает, создает илитворит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом сидеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, онасуществует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Таким образом,все материальное — это проявление, воплощение или инобытие (иная формасуществования) идеального. Следовательно, если материалистическое воззрениетесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиознымпредставлениям.
Идеалистическая философия говорит о том, что человеческоемышление или разум — это малая частица мирового Сознания, которая является какбы «божьей искрой», находящейся в любом человеке. Поэтому познаниемира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно, ведь в наспредставлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему[4].
Таким образом, основные положения материализма ипротивоположного ему идеализма, можно сформулировать следующим образом.
Материализм учит, что:
1. Мир материален по самой своей природе, все существующеепоявляется на основе материальных причин, возникает и развивается всоответствии с законами движения материи.
2. Материя есть объективная реальность, существующая вне инезависимо от сознания, и духовное существует вовсе не отдельно отматериального, а все умственное, или духовное, является продуктом материальныхпроцессов.
3. Мир и его законы являются полностью познаваемыми и, хотямногое может быть непознанным, нет ничего, что по природе являетсянепознаваемым.
Эти положения материализма противоположны положениямидеализма. Идеализм утверждает, что:
1. Материальный мир зависит от духовного.
2. Дух, или разум, или идея может и действительно существуетотдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения являетсясубъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует иявляется, чистой иллюзией)
3. Существует область таинственного и непознаваемого, «над»,или «за пределами», или «позади» того, что может бытьустановлено и познано посредство приятии, опыта и науки.
Литература
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник.- М.: ТЕИС, 1996. — с.580.
2. Кальной И.И. Философия: Учебник. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. — 447 с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник.- М.: Логос, 2003. — 288 с.
4. Основы современной философии: Учебник/ Под ред. М.Н. Росенко. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 295 с.
5. Скирбек Г. История философии: Учебноепособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 715 с.
6. Философия: Учебное пособие / Подред. В.И. Кириллова. — М.: Юристъ, 2001. — 376 с.
7. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 584
8. Философский словарь / Под ред.М.Т.Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
9. Философия. Элементарный курс: Учебноепособие. — М.: Гардарики, 2001. — 331 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тепловой расчет вертикального подогревателя низкого давления
Реферат Расчет задач вычислительных систем
Реферат Автоматизація графічних та розрахункових задач проектування
Реферат Мифологема птицы в творчестве В. Хлебникова
Реферат Работа с письменными обращениями граждан на примере администрации г. Муравленко, отдел по раб
Реферат Анализ активных операций банка
Реферат Патофизиология (иммунология)
Реферат Полномочия хозяйственного суда
Реферат Social Control Of Cyber Space Essay Research
Реферат From Page To Screen Essay Research Paper
Реферат Вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан-предпринимателей и юридических лиц
Реферат Взаимодействие с персоналом и психологический подход к проблеме переговоров
Реферат О возможности защиты права собственности на недвижимость путем виндикации
Реферат "Озоновим отвором" називається простір у стратосфері: 2
Реферат Геноцид племён гереро и нама