Реферат по предмету "Философия"


Спиноза Б. "Богословско-политический трактат"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии
реферат
по дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
на тему
Спиноза Б. «Богословско-политический трактат»
Выполнил:
студент заочного отделения
группы П-51
СВЕТЛОВА
ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Руководитель: Щеглов В.В.
Волгоград 2008

Оглавление
Часть I.Бенедикт Спиноза. Жизненный путь и работы
Часть II.Философская система Спинозы
Часть III. Вывод
Приложение
Список литературы
Часть I. БенедиктСпиноза. Жизненный путь и работы
SPINOZA, Benedict(us) (de) [лат. рус. Бенедикт/Барух (де) Спиноза; исп. Bento d”Espinoza; Baruch Spinoza]. (24 ноября 1632 г. — 21 февраля 1677г).
Предки философа жили вПортугалии и носили фамилию Эспиноз, однако из-за преследования евреевинквизицией, они покинули эту страну (1598), сменив фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войнес Испанией (1621), они переехали в Амстердам (1622). Михаэль Спиноза — отецБаруха — занимал почетную должность в еврейской общине в то время, но необладал большим достатком. Он был трижды женат и имел троих детей — двух дочерейи сына (Ребекка, Мирьям и Барух от второго брака). Мать мальчика умерла, когдаБаруху было всего шесть лет.
В Амстердаме было организованосемиклассное еврейское училище, ученики которого изучали древнееврейский язык иеврейское богословие. Цель училища — готовить раввинов. В это училище и былотдан Спиноза. Здесь будущий философ и обнаружил в себе выдающиеся способности.Его родные, руководители школы и местной еврейской общины уже увидели в молодомСпинозе светило иудейской религии. Однако, Спиноза не оправдал надежд. Талмудистскиепремудрости еврейского национального училища совершенно не удовлетворили его. Онстрастно и неудержимо стремился к научному знанию. В кружке выдающегосяпреподавателя Ван ден Эндена, гуманиста и врача, человека передовых убеждений,у которого Спиноза изучал латинский язык, он познакомился с математикой,естествознанием, медициной, а также с передовыми философскими учениями тоговремени.
В 17 веке быстрое развитиематематики и механики имело решающее значение и для философии. Философия,являвшаяся в течении многих столетий смиренной служанкой теологии, начинает всеболее настойчиво заявлять о своих собственных правах на свободное исследованиеистины, не связанное никакими религиозными догмами. Материалистическиеустремления философии укреплялись и обосновывались многочисленными научнымиоткрытиями. Крупнейшие ученые той эпохи были вместе с тем и виднейшимифилософами (Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Декарт, Лейбниц и др.) они былиозабочены не только тем, чтобы при помощи философии узнать методологиюбурноразвивающегося естествознания, но и стремились к целостному философскомумировоззрению.
Материалистическая философиянового времени, несмотря на всю ее метафизическую ограниченность, стремиласьобъяснить мир из него самого, не прибегая к помощи сверхъестественного начала — бога. Поэтому она приходила в непримиримое противоречие с господствующимрелигиозным мировоззрением, с его центральным представлением о сотворении мирабогом и постоянном вмешательстве бога в жизнь людей. Религия в эту эпоху,несмотря на все свои поражения, имела еще огромную власть над умами. В этихусловиях придерживаться материалистических взглядов и тем болеепропагандировать их было далеко не безопасным делом. (В 1600 г. Джордано Брунобыл сожжен на костре римско-католической инквизицией).
В Амстердаме сложилась большаяеврейская община. Раввины, руководившие этой общиной, установили в нейатмосферу нетерпимости и преследования всех инакомыслящих евреев, подрывавшихсвоими взглядами и тем более действиями «веру отцов».
Ко времени начала философскойдеятельности Спинозы, сила церкви и власть ее над умами несколько ослабли,кроме того Спиноза жил в протестанской Голландии. Однако и здесьфилософ-материалист, боровшийся за свободу научного исследования, не был вбезопасности.
Спиноза жил и создавал своифилософские труды в обстановке религиозной нетерпимости и фанатизма, котораяусугублялась еще и тем, что он родился в еврейской купеческой семье.
Совет раввинов, боясь вредноговлияния Спинозы на молодежь, строго его предупредил и подверг «маломуотлучению», т.е. в течение месяца всем евреям запрещалось общаться соСпинозой. Это, однако, мало подействовало на будущего философа, который всебольше отчуждался от общины и иудейской религии.
Община пыталась подкупитьСпинозу, предложив ему значительную пенсию с условием, что обязуется оставатьсяверным иудейской религии. Спиноза с негодованием отверг эти предложения.
После того как была сделананеудачная попытка убить Спинозу, раввины решили применить «крайнее средство»- подвергнуть молодого мыслителя так называемому «великому отлучению ипроклятию» (27 июля 1656 г).
При торжественном собранииверующих Спиноза, не явившийся на эту церемонию, был проклят одним из своихбывших учителей и навсегда изгнан из еврейской общины.
Весьма знаменательно содержаниепримененного к Спинозе отлучения, представляющего собой яркий документ идейнойборьбы той эпохи:
«По произволению ангелов иприговору святых мы отлучаем, изгоняем и предаем осуждению и проклятию Баруха д`Эспинозус согласия святого бога и всей этой святой общины…
Да будет он проклят и днем иночью. Да будет проклят, когда ложится и когда встает ото сна. Да будет проклятпри входе и при выходе! Да не простит ему господь бог, да разразятся его гнев иего мщение над человеком сим и да тяготят над ним все проклятия, написанные вкниге законов. Да сотрет господь имя его под небом и да предаст его злу,отделив от всех колен изралиевых, со всеми небесными проклятиями, написанными вкниге законов. Вы же, твердо держащиеся господа нашего бога, все вы ныне даздравствуйте.
Предупреждаем вас, что никто недолжен говорить с ним ни устно, ни письменно, ни оказывать ему какую-либоуслугу, ни проживать с ним под одной кровлей, ни стоять от него ближе, чем начетыре локтя, ни читать ничего им составленного или написанного.»
Не ограничиваясь отлучением,раввины подали на Спинозу жалобу городским властям Амстердама, изображаяСпинозу опасным атеистом и добиваясь его изгнания из города. Спинозе пришлосьудалиться из Амстердама на несколько месяцев. Не имея почти никаких средств ксуществованию, Спиноза стал изготавливать различные оптические стекла. Имеясерьезную теоретическую подготовку в области математики и физики, Спинозабыстро овладел искусством шлифовки линз, которые отличались высоким качеством иохотно раскупались. В Амстердаме вокруг Спинозы сложился кружок, куда входилиглавным образом врачи, разделявшие его интерес к естествознанию и некоторыедругие единомышленники. Кружок этот продолжал свое существование даже когдаСпиноза покинул Амстердам и поселился в сельской местности в деревушкеРейнсбург, члены кружка поддерживали с ним оживленную связь.
В Рейнсбурге Спиноза написал«Краткий трактат о боге, человеке и его счастье», здесь же началработать над «Трактатом об усовершенствовании разума», и над своимглавным трудом «Этикой», которую Спиноза писал с перерывами свыше 12лет. Почти все его книги, при его жизни, издавались под чужими именами, черезего друзей. Единственная книга, вышедшая под его именем и при жизни — этоприложение «Метафизических мыслей».
В 1663 г. Спиноза переселяетсяиз Рейнсбурга в Ворбург — селение близ Гааги, где близко сошелся со знаменитымфизиком, математиком и астрономом Христианом.
Гюйгенсом. Здесь Спинозапродолжал работать над «Этикой» и, кроме того, написал «Богословско-политическийтрактат», который был выпущен в свет в 1670 году.
В это время, по настояниюдрузей, Спиноза переехал в Гаагу. «Богословско-политический трактат» былвторым и последним произведением, напечатанным анонимно при жизни философа.
Этот труд великого философавызвал целую бурю негодования, особенно со стороны теологов, против его автора,имя которого вскоре стало известно. В результате в 1674 году от имеништатгальтера Нидерландов Вильгельма III Оранского былоофициально запрещено продавать и распространять «Богословско-политическийтрактат», вместе с «Левифантом» Гоббса как книгу, содержащую«много нечестивых, кощунственных и безбожных учений».
В 1673 г. курфюрст Пфальца КарлЛюдвиг предлагает Спинозе профессуру в Гейдельбергском Университете по кафедрефилософии, но ему Спиноза был известен лишь как автор «Основ философииДекарта». Спинозе предлагалась полная свобода философствования приусловии, что он не будет злоупотреблять ею и не станет подкапываться подпризнанную государством религию. Спиноза отказался.
Находясь в трудных материальныхусловиях, Спиноза продолжал работу над «Этикой». В 1675 году этаработа была окончена. Однако попытки ее издать оказались безрезультатны, т.к врагиСпинозы из лагеря теологов распустили слух, что он написал книгу еще болеебогохульную, чем «Богословско-политический трактат».
В этих условиях Спинозе пришлосьотложить издание «Этики», и он приступил к работе над «Политическимтрактатом». Однако окончить свое произведение философ не успел…
21 февраля 1677 года Спинозаумер от болезни легких, которой страдал в течении 20 лет. Ему было 44 года. Послеописи имущества (которое включало 161 книгу), его распродали, а частьдокументов, в том числе, и часть переписки, уничтожили.
В декабре 1677 года его «Посмертныесочинения» были изданы его друзьями. В них вошли «Этика», «Политическийтрактат», «Трактат об усовершенствовании разума», «Краткаяеврейская грамматика», «Переписка».
Через несколько месяцев «Посмертныесочинения» были запрещены правительством Голландии и не переиздавалисьвплоть до начала 19 века.
Часть II. Философскаясистема Спинозы
В философской системе Спинозынезаметно резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Характернойособенностью метода Спинозы являлось его стремление к четкой формализациирассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точнойнаукой, как была в его время геометрия. Не случайно, что в названиях его книгтак или иначе часто присутствуют слова «геометрический способдоказательства». Это касается как «Основ философии Декарта,доказанные геометрическим способом», так и «Этики» (полноеназвание начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом порядке…»).
Философские интересы Бэкона,Декарта, Гоббса и Спинозы роднит одна черта, глубоко отличающая буржуазнуюфилософию нового времени от схоластической философии феодализма, представлявшейв 17 веке значительную силу. Бэкон и Декарт провозгласили необходимостьтеснейшей связи философии с жизнью, выдвинув лозунг: «Знание-сила». Подобноим, Спиноза отстаивал и развивал новый взгляд на философию, на знание. Онсчитал, что философия должна увеличивать власть человека над природой.
Так в «Трактате обусовершенствовании разума» Спиноза пишет, что хочет «направить всенауки к одной цели, а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему человеческомусовершенству… Поэтому все, что в науках не подвигает нас к нашей цели, нужнобудет отбросить как бесполезное.»
Исследуя вопросы этики, Спинозастремился определить место человека, как в природе, так и в обществе игосударстве. Отсюда его глубокий интерес к общефилософским проблемам бытия ипознания, а также к проблемам общества и государства. И эти интересы настолькозначительны, что его учение о природе имеет огромное и при том вполнесамостоятельное значение, несмотря на то, что по общему замыслу философскойсистемы Спинозы ему предназначена лишь роль введения в этическое учение.
В философии 17 века учение оприроде входило в более обширную часть философии, называющуюся МЕТАФИЗИКОЙ, т.е.умозрительным учением о наиболее общих свойствах бытия и познания, имевшимдлительную традицию, восходящую к Аристотелю.
Маркс писал: " Метафизика17 века еще заключала в себе положительное, земное содержание. Она делалаоткрытия в математике, физике и других точных науках, которые казалисьнеразрывно связанными с нею" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., том 2, изд.2стр.141).
Правда, Спиноза не был крупнымученым-естествоиспытателем масштаба Декарта и Лейбница, однако он глубокоинтересовался вопросами естествознания, глубоко проникся духом новоймеханико-математической науки, получившей в 17 веке блестящее развитие в трудахДекарта, Гюйгенса, Бойля, а затем Ньютона, Лейбница и др.
Геометрический способ изложенияфилософских проблем неотделим от рационализма Спинозы — определяющегогносеологического и методологического направления философии 17 века. РационализмСпинозы связан с важнейшими гносеологическим положением, выдвинутым им. Этоположение гласит, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связьвещей». Оно свидетельствует об уверенности Спинозы, как до него и Декарта,что законы человеческого сознания, отождествляемого этими мыслителями сразумом, принципиально те же, что и законы природы, т.е. от уверенности вполной и абсолютной познаваемости мира. Эта уверенность и реализуется у Спинозыв попытке, исходя из некоторых наиболее общих понятий, вывести всю системуприроды дедуктивно-рационалистическим, «геометрическим» путем.
Спинозовский рационализм игеометрический способ изложения материала создают значительные трудности впонимании и интерпретации основных понятий его философской системы.
Процесс становления философскойсистемы Спинозы значительно скрыт той окончательной формой, какую она получилав «Этике».
Спиноза ставил перед собойграндиозную цель — постигнуть «общий естественный порядок, часть которогосоставляет человек». При этом «общий естественный порядок» представлялсяим в духе нового времени как универсальный, бесконечный, всеобъемлющий космос.
Выражением этогоматериалистического представления о единстве всей природы и объективности еезаконов служит подобие субстанции, являющейся центральным в философии Спинозы. Понятиесубстанции — одно из наиболее важных и наиболее древних философских понятий,содержание которых в различные исторические периоды менялось. Возникло этопонятие еще во времена Аристотеля.
Восприняв таким образом понятиесубстанции, прежде всего из историко-философской традиции, Спиноза, всоответствии с духом своего дедуктивно-рационалистического метода, стремитьсяпредставить это понятие как интуитивно достоверное, совершенно не зависящее отопыта, как такое понятие, значение которого должно предшествовать познанию всехконкретных предметов, «единичных (или частных) вещей». Вдействительности, что особенно ясно из «Переписки» Спинозы, понятиесубстанции призвано, прежде всего, выразить факт материальной связи «единичныхвещей», т.е. предметов окружающего мира. Поэтому понятие субстанции отнюдьне является пустой априорной категорией; сам Спиноза неоднократно дает его физическуюконкретизацию. Таким образом, понятие субстанции в философии Спинозы служитпрежде всего выражением материальной первоосновы процессов природы,взаимодействия всех тел («единичных вещей»), составляющих вселенную. Ужес этим связано знаменитое определение Спинозой субстанции как «причинысамой себя» (causa sui), которым открывается «Этика».
Таким образом, материализмСпинозы связан прежде всего с его учением о субстанции. Правда, Спиноза неприводит полного отождествления субстанции и материи, не считает субстанциютолько телесной. Спиноза отождествляет ее с природой,
Заявляя при этом, что подприродой он разумеет «не одну материю и ее состояния, но кроме материи ииное бесконечное».
Ликвидируя обособленность богаот мира, объявляя его тождественным бесконечной природе — субстанции, Спинозапереносит творческий источник природы в самое природу и тем самым фактическиликвидирует сверхъестественное божественное начало.
Вместе с тем отождествлениеСпинозой природы и бога свидетельствует о серьезной ограниченности его метафизическогоматериализма.
Спиноза считает, что все должноиметь причинное объяснение. Само материалистическое представление о единствеприроды — субстанции в значительной степени основывается на причинной связипредметов друг с другом. Причинные связи, наблюдаемые в природе, Спинозаистолковывает при этом механически, как результат непосредственногостолкновения тел, как полное равенство причины и действия и целиком в духеновой науки, связывает их с движением и покоем.
Спиноза рассматривает движениекак неотъемлемое состояние вещей, но равноправное с покоем.
Механическое столкновение телявляется для Спинозы прототипом любого причинно обусловленного события. Принципмеханического детерминизма у Спинозы обусловливает абсолютно все явления природы,включая и человека.
Как таковая «субстанция поприроде первее своих состояний».
Для Спинозы картина мирасовпадает с математическим методом ее познания, а в математике, особенно вгеометрии, считал он, нет процессов, совершающихся во времени, так «изприроды треугольника от вечности и до вечности следует, что три угла его равныдвум прямым». Вот почему вместо истории природы у Спинозы получиласьматематическая схема, выражающая только причинную взаимосвязь различных явленийприроды, но не ее развитие.
Природа, с точки зрения Спинозы,есть как бы вечное настоящее, она не имеет ни прошедшего, ни будущего.
Однако субстанция-природа несводится, согласно Спинозе, к протяженной материи потому, что ей присущ ещеодин атрибут — атрибут мышления. У Спинозы эти два атрибута одной и той жесубстанции, отождествляемой Спинозой с богом.
По мыслям Спинозы, бог этоотнюдь не личность, это сама субстанция, сама природа, и мы «постольку непонимаем могущества божия, поскольку не знаем естественных причин. ». Спинозанеустанно повторяет, что нужно «тщательно избегать смещения могуществабога с могуществом или правом человеческим, принадлежащим царям», т.к«атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть примененык богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла».
Хотя Спиноза вынужден постоянноговорить о боге, он вместе с тем неоднократно подчеркивает, что «в природебога не имеют места ни ум, ни воля», что бог не является каким-тотрансцендентным, «потусторонним» по отношению к природе существом, онимманентен ей, слит с ней, поэтому «бог», т.е. природа, не можетдействовать в соответствии с целями, и все совершается согласно законампричинной необходимости.
Философ высмеивает частыеобращения к богу суеверных людей, которые не могут понять естественной,причинно обусловленной связи явлений. Он называет бога «убежищем познания».
Спиноза ввел понятие «модус»- есть состояние субстанции, «то, что существует в другом и представляетсячерез это другое». Модусы двигаются «то медленнее, то скорее» иблагодаря движению отличаются друг от друга. Между тем субстанция составляет«один индивидуум, части которого, т.е. все тела, измеряются бесконечномногими способами без всякого изменения индивидуума в его целом». Какиндивидуум высшего порядка она таким образом совершенно неподвижна и неизменна.
Спиноза рассуждал и опроисхождении сознания. Он подчеркивает, что разум никак нельзя рассматривать вкачестве атрибута, неотъемлемого свойства субстанции, что разум — только одноиз состояний атрибута мышления наряду с любовью, желанием и другимипроявлениями, модусами психики. Но в отличие от этих проявлений объявляетсяСпинозой бесконечным модусом, призванным, подобно бесконечному модусу движения,опосредовать переход от субстанции к миру мыслящих вещей. Однако бесконечныймодус движения выражая совершенно реальные свойства тел, наблюдаемые вповседневной жизни.
Спиноза отрицает объективностьслучайности. Случайных событий и случайных вещей не может быть, потому чтосуществование каждой единичной вещи зависит не столько от ее индивидуальнойсущности, сколько от непрерывного сцепления бесконечного ряда других вещей,других причин, разрушающих данную вещь. Поскольку каждая единичная вещь, каждыймодус включен в бесконечную цепь причин, в цепь бесконечной детерминации,случайность не может иметь места.
Спиноза отрицает случайность ипризнает только необходимость. Вся природа, согласно Спинозе, представляетсобой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупностисоставляют однозначную, однопорядковую необходимость. Поэтому все в мире,говорит Спиноза, сохраняет «вечный, прочный и неизменный порядок»,т.к «вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом т ни вкаком другом порядке, чем произведены». Таким образом, философ развиваетздесь законченный механистический детерминизм, который, будучи распространен наобласть человеческой деятельности, приводит к выводам фатализма.
Прочные и неизменные законы мираСпиноза именует «решением и величием бога» (Decreta Dei), божественным промыслом,неоднократно заявляя, что «все предопределено богом».
«Бог есть… причина бытия…вещей».
«Вещь, которая определена ккакому-либо действию, — читаем мы, — необходимо определена таким образом богом,а не определенная богом сама себя определить к действию не может», ипоэтому «только от постановления и воли бога зависит, чтобы каждая вещьбыла тем, что она есть».
Хотя Спиноза и доказалбессмысленность религиозных представлений о боге, как о существе, стоящем внеприроды и над природой и диктующем свои законы, сам он прибегает к понятию«божественного предопределения». Но это понятие не имеет у Спинозыникакого религиозного смысла, а выражает лишь слабость, механическуюограниченность его материализма, в особенности метафизическое, антиисторическоепонимание им детерминизма.
Понятие божественногопредопределения в сущности есть лишь синоним механистического фатализмаспинозовской системы.
Сам Спиноза указывает: «необходимостьесть не что иное, как предначертание бога (Decretum Dei)», и поэтому «говоримли мы, что все происходит по законам природы или что все устраивается порешению и управлению божию, — мы говорим одно и то же».
Признав одушевленность свойствомвсей природы, философ сознает, что в действительности кроме животных лишь вчеловеке реально проявляется второй атрибут субстанции-мышления. Поэтому всеединичные вещи, все модусы ведут себя только как «вещи протяженные», илишь в поведении человека обнаруживается, что он является не только «вещьюпротяженной», но и «вещью мыслящей».
Сложность человеческогоорганизма есть результат деятельности человеческой души, которая, согласноСпинозе, не есть какая-то особая, совершенно отличная от тела сущность. Душа — это совокупность мыслительных способностей человека, не ANIMA,a MENS(в связи с чем это латинское слово часто передается в русском переводе словом«дух»). Человеческая душа — лишь одно из проявлений, один из модусоватрибута мышления, частица «бесконечного разума бога».
Спиноза считал невозможнымподчинить законам механики человеческого мышления и волю, объявив ихпроявлениями особой духовной субстанции.
И если у Декарта воля была противопоставленаразуму, иррациональна, от у Спинозы она вполне рациональна, она равна разуму.«Воля и разум, — говорит Спиноза, — одно и то же».
Рассудочное познание, объявляемоеСпинозой независимым от чувственного, совершается посредством умозаключений,основу которых составляют общие понятия. При этом умозаключение Спинозапонимает лишь как дедуктивное, рассматривая его как порождение одних адекватныхидей другими.
Разум включает в себе и третий,высший ряд познания — интуицию.
Интеллектуальная интуиция — естьвысшее проявление рациональных способностей человека. Она основывается начетвертом способе восприятия, при котором «вещь воспринимается единственночерез ее сущность или через познание ее ближайшей причины».
Разуму свойственен правильныйвзгляд на мир, постижение вещей в их «первых причинах», так, как онисуществуют «в себе». Разум видит необходимость всех конечных вещей. Лишьвоображению, основанному на чувственном познании, вещи представляютсяслучайными. Основной признак случайности — неспособность воображения определитьво времени продолжительность их существования, его представление онеопределенной продолжительности единичных, конечных вещей. Разум же воспринимаетвещи не столько с точки зрения длительности (sub specie durationis), т.е. в аспекте времени, столько «под некоейформой вечности» (sub specie aeternitatis).
Спинозовское учение неразрывносвязано и с его учением об аффектах, переживаниях человека.
Аффектом Спиноза называет каксостояние человеческой души, имеющей смутные или ясные идеи, так и связанное сэтим состояние человеческого тела. Человек, как и всякая вещь, подчеркиваетСпиноза, стремиться пребывать в своем существовании и сохранять его. Аффект,является одновременно и душевным и телесным состоянием, есть выражение этогостремления человека к самосохранению. В аффектах, таким образом,конкретизируется детерминация человека, его положение в качестве сложногомодуса среди других модусов.
Основных аффектов три:
удовольствие, или радость,неудовольствие, или печаль, и желание. В действительности аффектов бесчисленноемножество, они могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуявсе новые виды аффектов и страстей. Аффекты сложны тем, что вызываются нетолько природой того или иного объекта, но и природой самого объекта, человека,в котором эти аффекты возникают. Аффекты сугубо индивидуальны.
Спиноза не ставит знак равенствамежду аффектом и страстью. Любая страсть есть, безусловно, аффект, но не всякийаффект есть страсть. Страстью является лишь те пассивные аффекты, которыесвязаны со смутными, неадекватными идеями, т.е. аффекты, возникающие на основечувственного познания. И бессилие человека в борьбе со своими страстями Спинозаназывает рабством, потому что в аффектах, в особенности в страстях, выражаетсяне столько человеческое могущество, сколько могущество и власть над ним природы.Однако эта власть природы над человеком не абсолютна, т.к. «сила каждогоаффекта определяется соотношением могущества внешней причины с нашейсобственной способностью».
Рассудок и интуиция призваны уСпинозы освободить человека от подчинения его страстям, решить проблемунеобходимости и свободы.
В системе мировоззрения Спинозызначительное место занимают его атеистические воззрения. Их основой являетсяспинозовский материализм с его учением о единой субстанции-природе, исключающембога как сверхестественное существо, творящее природу и управляющее ею. МатериализмСпинозы замечателен тем, что он приводит к атеистическим выводам, чтосвойственно не всякому материализму.
Продолжая традиции античногоматериализма и атеизма, Спиноза указывает, что причиной возникновениярелигиозных предрассудков людей является страх. «Страх, — пишет он, — естьпричина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается»,«все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кромефантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляю».
Таким образом, религиозныесуеверия порождаются страхом, в основе которого лежит неумение людей объяснитьявление природы их естественными причинами.
Спиноза разоблачает иопровергает те средства, с помощью которых пытаются доказывать «истинность»религии. Наибольшую роль из этих средств играли «чудеса». Спинозарассматривает «чудеса» как результат невежества, незнания истинныхпричин явлений. «Чудо, будет ли оно противо- или сверхестественно, естьчистый абсурд».
Спиноза доказывает, что нетникаких чудес и в «священном писании». Значение «Богословско-политическоготрактата» Спинозы в особенности состоит в том, что здесь впервые была дананаучная критика «священного писания», Библии.
В своих исследованиях Спинозапришел к выводу, что автором Пятикнижия (древнейшая часть ветхого завета) никоимобразом не мог быть Моисей, которому оно приписывается. Спиноза устанавливаетчто «священные книги» были написаны не одним автором, а многими ипричем в разные времена.
В своей критике религии Спинозане только вскрывал гносеологические корни религиозных суеверий, но иногда приближалсяк пониманию если не социальной, то политической роли религии.
«Под видом религии, — пишетСпиноза в „Богословско-политическом трактате“, — народу легковнушается… почитать своих царей как богов», т.к «высшая тайнамонархического правления и величайший его интерес заключается в том, чтобыдержать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы,прикрывать громким именем религии, дабы люди за свое порабощение сражались, какза свое благополучие».
В «Богословско-политическомтрактате» Спиноза с необыкновенной страстностью обрушился на религиознуюнетерпимость, которая душит свободу мысли и научные исследования. Он гневноклеймит церковных мракобесов, «которые прямо презирают рассудок, отвергаютразум и чураются его, точно он от природы испорчен, считаются взаправду — что горшевсего — обладателями божественного света!».
Спиноза неоднократно уверял, чтоего философское учение якобы не только не уничтожает религию, но дает ейединственно правильное обоснование. Религию, основанную на каноническомтолковании «священного писания», Спиноза считал не религией, асуеверием. «Между религией и суеверием, — писал он, — я признаю, главнымобразом то различие, что суеверие имеет основой невежество, а религия — мудрость».
В 1843-1849 гг. немецкий философ-материалистЛюдвиг Фейербах писал, что Спиноза «единственный из новых философов,положивший первые основы для критики и познания религии и теологии»,«Спиноза — есть Моисей для современных вольнодумцев и материалистов».
Робинсон писал о философииСпинозы, что она «является не только логически-научной, но иэтически-религиозной», потому что дает нам «единственно научнооправданное учение о боге; являясь учением о боге, она одновременно естьистинное блаженство, метафизика, этика и религия».
Часть III. Вывод
В «Богословско-политическомтрактате» Спиноза четко дал определение многим социальным, политическим иобщественным явлениям.
Сначала он разоблачил действия деятелейцеркви и религиозных общин. Здесь он наверняка руководствовался своим опытомотношений с еврейской общиной, которая в свое время прокляла его. О действияхримско-католической инквизиции Бенедикт Спиноза знал, что называется «изпервых уст». Были разоблачены суеверия и предрассудки, т.к Спиноза сампреодолел страх угрозы проклятия и изгнания, продолжая создавать свои труды.
Спиноза подверг сомнениюавторство Библии, якобы Ветхий Завет написал не Моисей, а другие люди и вразные времена.
Бог есть природа, и лишь глупцытребуют противоприродного чуда как доказательство божественного проведения.
Что касается отношений вгосударстве, Спиноза определил «права и обязанности» каждого человекасоответственно его положению в обществе. Ввел определенную иерархию, котораясоответствует разумному восприятию жизни и общества: «государство можетруководить поступками человека, но оно не может руководить его мыслями изаставлять человека думать так, как хочется властям; государство дает волюразуму и мыслям людей».
Спинозой также прописано такоеположение: общество людей выбирает себе монарха и делегирует ему правоприродного закона. (Из чего следует вывод, что «какое общество — такое иправительство»).
Люди сами уничтожили свое правонапрямую совещаться с богом, и перенесли это право на Моисея. И теперь имостается читать Библию и как-то существовать в обществе друг с другом,регулировать свои отношения.
Среди общественных умозаключенийпросматриваются те, что напоминают современный гражданский и уголовный кодекс.
Но, по большому счету, сейтрактат — Моральный Кодекс человечества.
Приложение
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА, «Богословско-политическийтрактат»
Тайна монархического правления: держатьнарод в покорности с помощью страха, который называется религией. Ведь людииз-за неуверенности в своем будущем подвластны суевериям. Страх — причинасуеверия.
Спиноза отделяет философию отбогословия/веры/религии:
Библия рассчитана на толпу, напонимание ее текстов каждым. Бог открывался каждому из пророков по-разному, взависимости от его воображения, пророки в свою очередь говорили с толпой так,чтобы она их поняла. Пророки не компетентны в философии, не являютсяавторитетом для философов;
Библия — Старый Завет: содержитрелигию только евреев как законы их Отечества, полученные через их договор сБогом через Моисея. Новый Завет — Христос учит все народы вечному всеобщемубожественному закону;
единственная норма христианскойверы: любить ближнего своего — означает покорность Богу. Следовательно, всеобщеобязательные догматы должны определяться только этой заповедью;
Вера проявляется в поступках, ацель философии — поиск разумом истины, сфера мыслей и суждений. Вера даеткаждому свободу философствовать;
схоласты возвеличили суеверия,так как провозгласили наивысшим божественным законом то, что превосходитчеловеческое понимание. Они занялись выуживанием Аристотеля и Платона изСвятого Письма;
Метод толкования Святого Письма:
выяснить его правдивую историю:
для этого необходимо полноезнание еврейского языка — язык оригинала, особенно учитывая «двусмысленныевыражения» и т.д.;
необходимо знать историю судьбыкаждой книги Библии: авторы, когда и для кого писали, какие есть вариантыкниги, кто их сохранил.
Вывести понятия из СвятогоПисьма.
В древнем еврейском государстверелигия равнялась государственным законам — это было теократическоегосударство, поэтому религия не позволяла никакого вольнодумства. Во временаСпинозы — государственное право стоит выше религии, поэтому каждый имеет правосвободно толковать себе религию. Это согласно с природным божественным правом.
Чего хотят люди:
познать вещи (разум). Средствадля этого есть в самой натуре человека и зависят только от него;
владеть своими страстями (добродетель).Средства для этого есть в самой натуре человека и зависят только от него;
спокойной жизни и здоровья — средствадля этого зависят от внешних причин и называются «счастьем».
Цель общества и государства:
обеспечить это «счастье»,не превращать разум человека в автомат, а обеспечить, чтобы его душа и телофункционировали, не страшась опасности, а люди свободно пользовались своим разумом.
Цель государства достигаетсяисполнением всех законов.
Цель государства — свободачеловека.
Цель верховной власти — удержатьчеловека в границах разума, так как люди склонны руководствоваться страстями.
Законы:
что не может быть запрещено, тодолжно быть допущено (смотрите главу ХХ);
чтобы закон был разумным, ондолжен быть принят большим количеством/собранием людей;
действия и законы природыисходят от Бога. Природа есть целостность, определенный порядок, установленныйБогом. Человек — часть природы, божественного мира, который подчиняется общемупорядку. Все, что против природы — это против Бога. Глупцы требуетпротивоприродного чуда как доказательства божественного бытия, на самом делепроявление Бога — в том, что все совершается так, как он задумал, согласноприроде.
Виды законов в зависимости отволи:
законы природной необходимости: ихсанкционирование зависит от воли человека;
право — законы, которыепроизвольно созданы человеческой волей.
Виды законов в зависимости отсферы волеизъявления:
человеческий закон — регулируетобраз жизни, который служит для охраны жизни государства;
природный божественный закон — неотчуждаемоеправо человека. Его цель: высшее благо — познание Бога — разум и егоусовершенствование. Разум Спиноза называет природным светом.
Природное/естественное состояниечеловека:
каждый индивид имеет верховноеприродное право на существование и деятельность согласно своей природе. Верховноеправо определяется не здравым смыслом (природным божественным законом), ажеланием индивида и его мощью. Природное право — мощь — способность любой частиприроды к самосохранению;
в этом состоянии все равны — разумныеи неразумные, это состояние небезопасности и своеволия, в нем не существует нирелигии, ни закона.
Общественный договор:
люди пришли к соглашению, чтоони коллективно владеют своим природным правом (или делегируют его монарху). Коллективноеправо определяется на основании мощи и воли всех вместе, и тут всеруководствуются разумом;
«никому не делать того,чего не желаешь себе», «защищать право другого как свое»;
общество имеет высшее природноеправо на все, каждый должен ему покоряться — 1) под страхом большего зла — наказанияили 2) добровольно, по решению разума, надеясь на большее благо;
Именно боязнь зла/надежда наблаго заставляют человека придерживаться договора;
природное право не передаетсяполностью, граница — природный божественный закон — свобода мысли, суждения,слова каждого подданного;
нарушение прав, исходящих издоговора, возможно только между частными лицами, apriori невозможно подданнымперетерпеть нарушение своих прав от верховной власти, ибо ей по праву мощи вседозволено;
Свобода — в том, чтобы жить,руководствуясь только разумом.
Верховная власть:
верховное право над всемпринадлежит тому, кто имеет верховную власть — аппарат принуждения и наибольшуюмощь. Право верховной власти определяется ее мощью;
граница государственной власти — она не должна делать того, что подрывает ее авторитет или вызывает повальноевозмущение подданных;
государство не имеет фактическоймощи заставить человека думать и говорить то, что ему необходимо. Следовательно,государство не имеет права на это;
государственная власть — носительколлективного разума. Следовательно, ее прерогатива — определять, что полезнообществу. Следовательно, каждое государство должно управляться только порешению верховной власти;
верховная власть имеет верховноеправо над религией. Верховная власть и религия подчиняют себе поступкичеловека, но каждый человек имеет свободу мысли и слова. Губительно и длягосударства и для религии, когда священнослужители занимаются управлением.
Свобода граждан определяетсяприказами верховной власти и защищается только ее авторитетом;
Итак, важные компонентыверховной власти: мощь и авторитет.
Принцип политики: форму любогосуществующего правления необходимо сохранять каждому государству, иначе — вслучае перемен — есть риск полностью разрушить государство.
Справедливость: твердая ипостоянная воля признавать за каждым его права. Несправедлив тот, кто действуеттак как велит закон, потому что боится виселицы.
Польза:
раб — подчиняется приказамгосподина, которые имеют в виду пользу господина;
сын — подчиняется приказам отца,которые имеют в виду пользу сына;
подданный — по приказу верховнойвласти делает то, что полезно обществу. Следовательно, полезно и ему.
Зло в политике:
государство должно управлятьсятолько верховной властью. Поэтому зло — если некто по своей воле и без ведомаверховной власти начнет исполнять общественные дела;
насильственное правление — то,которое посягает на мысли людей;
мятежные мысли — те, с принятиемкоторых уничтожается общественный договор;
нарушение закона;
враг государства — всякий, ктоне признает власть государства как подданный или союзник.
Договор еврейского народа сБогом: на основе анализа Библии.
Евреи после выхода из Египта небыли связаны правом Египта. Следовательно, они оказались в природном состояниии могли выбрать: остаться ли им в естественном состоянии или перенести своеестественное право на себя/на другой народ. Они совершили договор с Богом, тоесть перенесли на него свое естественное право, этим обязавшись подчиняться Емуи Его законам. Они перенесли на Бога свою мощь самозащиты.
Следовательно, государствомевреев правил только Бог, он был — Верховной властью, поэтому их царство — вбуквальном смысле царство Божие, Бог — их царь, а гражданское право = религии =покорности Богу. Кто прекращает верить, тот теряет гражданство. Этотеократическое государство.
Но все евреи уничтожили свой 1-йдоговор и право всех совещаться с Богом, а право толковать его веленияперенесли на Моисея. Они пообещали подчиниться тому, что Бог скажет Моисею. ПослеМоисея функции власти — исполнительная и судебная — были разделены, а законыдолжны были получать только через первосвященника-левита и только по запросу исполнительнойвласти.
Конец формы.
Список литературы
1. Беленький М.С. Спиноза о религии, Боге и Библии — М., 1977
2. Декарт Р. Сочинения: в 2 томах — М., 1989
3. Интернет-сайт «Benedictde Spinoza»: members. tripod.com/~BDS web/ru
4. Соколов В.В. Спиноза — М., 1977
5. Спиноза Б. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом.- М., 1977
6. Спиноза Б. Собрание сочинений: в 2 томах. — М., 1957


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Грибы. Пищевая и биологическая ценность грибов
Реферат Организация экономических данных в Excel и методы подготовки их к анализу
Реферат Ііі. Ресурсне та інформаційне забезпечення, формування інфраструктури підтримки підприємництва
Реферат Шпаргалки по специальной педагогике и психологии
Реферат Гранадская война
Реферат Острый вторичный пиелонефрит
Реферат Тенденции развития конструкций электронных средств и факторы, определяющие их построение
Реферат Verhllung Des Reichstags Essay Research Paper CHRISTO
Реферат 5 Steps To Prepare For An Interview
Реферат Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда
Реферат Образи Наташі Ростової та княжни Мар'ї
Реферат Управление персоналом на предприятии 14
Реферат Падение аристократической Римской республики
Реферат Poem Essay Research Paper I went to
Реферат Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума