Реферат по предмету "Философия"


Созидательные и разрушительные идеи

План
Введение
1. Влияние идей и идеологий на жизньчеловека и общества.
2. Историко-философские корнисозидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона,Конфуция, Амира Тимура и др.
3. Место созидательных идей вразвитии общества
4. Разрушительные идеи и их вредностьдля общественного развития.
4.1 Национализм, как объект научногоисследования.
4.2 Великодержавный шовинизм
4.3 Разрушительная сила религиозногофанатизма.
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Созидательные иразрушительные идеи. Из опыта древней и средневековой истории, из уроковсовременности становится очевидным, что идеи и идеологии, существующие в мире,несмотря на различив их формах, прежде всего отражают два стремления – ксозиданию или к разрушению. Если рассматривать историю человечества с идейнойточки зрения, то она есть непрерывный процесс возникновения, практическийреализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данномпроцессе идеи отличаются друг от друга тем, какие цели и задачи преследуются ихпроводниками в жизнь, чьи интересы они выражают.
Сущность и содержаниеисторических форм идей и идеологий испокон веков определяла диалектика борьбыдобра и зла, созидания и разрешения. В противовес идеям захватничества,стремления разбогатеть за счет других народов, терроризма и религиозногоэкстремизма и идеи свободы, мира и справедливости становились победоноснымзнаменем всех прогрессивных сил.
В созидательные идеивходят: свобода, мир, равенство, дружба, свободомыслие, толерантность,суверенитет, справедливость, сотрудничество, согласие, просветительство,народолюбие. И так: Созидательные идеи служат прогрессу, ведут общество и людейк добру.
Созидательные идеи лежатв основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. Аидеологии, формирующиеся на основе разрушительных идей, ведут народы игосударства к упадку, подвергают человека порабощению.
Пока в обществесуществует гнет и насилие, подлость и мракобесие, являющиеся антиподамиблагородны деяний, целей и идей, не будет счастья. Однако антигуманные идеи немогут остановить стремление людей к высоким идеалам добра и справедливости,мира и братства, прогресса и благосостояния.
В разрушительные идеивходят: колониализм, агрессия, тоталитаризм, фундаментализм, мракобесие,расизм, национализм, местничество, космополитизм, шовинизм. И так:разрушительные идеи становятся причиной краха государств, разрушенияцивилизаций, упадка народов, служат антигуманным целям.
Целью, выполнения данногореферата, является глубокое и полное изучение созидательных и разрушительныхидей и их влияние на развитие общества и формирование современного Узбекистана.

1. Влияние идей иидеологий на жизнь человека и общества
В зависимости от уровнейанализа, подходов и взглядов на идеологию, меняются представления о назначенииидеологии в обществе. Л. Браун видит его в ликвидации психопатологическихнапряжений (иллюзорно-компенсаторная функция, сублимация страхов), А. Винер — вразработке глобальной стратегии человечества, П. Ансар — в обеспечении(обосновании и поддержании) политических решений (см. также: «идеологиякак интеллектуальное оправдание существующего порядка»). А. Сейхи — вспособности объяснять общественные явления, Т. Парсонс — в способностисплачивать людей. В представлении М. Фуко идеология являет собой некуюспонтанную эманацию «массового сознания», обеспечивающую самоописаниеобщества. Д. Белл представляет идеологию как превращение идеи в социальныйрычаг, Брахер — как ориентированную на действие систему убеждений, и т.д.Различия в оценках роли и значимости идеологии обусловлены в немалой степенитем, что идеология как специфическая область социально-культурных явленийпотенциально несет в себе как позитивное, так и негативное. Ее роль и характервлияния зависят от того, какое место она занимает в обществе (организации), икак с ней обращаются. Об актуальности идеологии свидетельствуют следующиевысказывания. К. Поппер: «идеи, особенно моральные и религиозные, обладаюттакой силой, которую можно сравнить по меньшей мере с силой в физике», Л.Козер: «идеологии придают коллективную ориентацию всякому движению,укрепляют социальные общности и делают борьбу людей целенаправленной», Э.Шпрангер: "…настоящая идеология является выражением того, ради чегочеловек живет", О. Лемберг: «идеология придает смысл существованию ивсему происходящему, она интерпретирует мир для людей и ориентирует их внем», Я. Барион: «идеологии дают человеку общую ориентацию в жизни,цели и задачи, приготавливают его к осуществлению этих целей, дают системуценностей и норм его поведения».
В советской науке донедавнего времени вопросам идеологии придавалось первостепенное значение.Идеология в советском обществе была одним из его основных системообразующихэлементов, важнейшим фактором общественного и государственного строительства.Система целенаправленного идеологического воздействия была детально проработанаи охватывала практически все стороны и области жизни советских людей. Всоветской теории применялся преимущественно социологический подход, т. е.исследование идеологии проводилось с позиций выделения интересов классов(социальных групп) и их отражения в идеологических системах. Идеология в своихсодержательных аспектах рассматривалась как выражение классовых и партийныхинтересов в теориях и концепциях. По мысли Губерского Л.В., «идеология — то, прежде всего, система взглядов и идей, отражающих общественное бытие спозиций определенного класса, а также теоретическая программа деятельностикласса, в которой определены роль класса в обществе и его отношение кобъективной действительности на данном этапе общественно-историческогопроцесса».
В русле социологическогоподхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического еерассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические,в целом — рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояливопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологиикак системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии ивоспитании человека («идеология — то еще и система функционирования идей,включенная активно в практику», Биккенин Н.Б.). Идеология, как по своемусодержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийнуюпринадлежность («важнейшим научным принципом при изучении идеологическойдеятельности является партийность»). Вместе с тем ситуация идеологическогопротивостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ(построение коммунизма, хозрасчет, реформы 60 — 70-х годов, концепции«ускорения» и «демократизации» и т.д.), порождалинеобходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ееразвития.
Одним из путей ееразвития было создание «научной теории идеологии», в рамках которойидеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления,включающий в себя:
— саму идеологию каксистему идей и взглядов (теоретический уровень отражения действительности,представляет собой, наряду с общественной психологией, одну из сторонобщественного сознания);
— идеологическиеотношения (отношения людей в процессе и по поводу создания и распространенияидей в обществе);
— деятельностьидеологических институтов (государственные и общественные организации, учебныеи производственные структуры, специальные институты, средства массовойинформации и др.).
В работе, посвященнойприкладной проблеме — методологии измерения степени интериоризации идеологии,Панина В.В. определяет идеологию как «форму сознания, которая являетсяпродуктом социализированного духовного производства, развертывающегося в рамкахдуховно-практического способа освоения действительности. Она отражаетопределенную предметную область через призму интересов определенного субъекта,содержит в себе социальное целеполагание и социальную технологию, служитруководством для практической деятельности» и выделяет три основные частиструктуры системы идеологии:
— Подсистема отражения(объяснение отражаемой действительности и ее первоначальная оценка);
— Подсистемапродуцирования идеалов и полагания целей (футурологическая часть);
— Инструментальнаяподсистема (разработка и создание средств для достижения поставленных целей,формулирование программ деятельности и осуществление нормативной функции).

2. Историко-философскиекорни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа,Платона, Конфуция, Амира Тимура и др.
Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся философдревней Греции.
Платон родился на о.Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя АттикиКодра. Настоящее имя Платон – Аристокл. Сильнейшее влияние на Платона оказалСократ, после знакомства, с которым Платон уничтожил свои поэтическиепроизведения и всю жизнь посвятил философии. Он много путешествовал, побывал вЕгипте, Южной Италии, на Сицилии.
Платон был первымкрупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до наших дней,но проблема подлинности его сочинений существует и сейчас, из 34 диалоговнекоторые считаются подделками.
Изложение философииПлатона следует начать с описания метода его философствования, которыйпредставляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед. Этимметодом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставитьвопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истиннымопределениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета.
Большое место вфилософском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество игосударство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов,который в систематической форме представил своё понимание государства. Платонрисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена.
Платон – выдающийсяпредставитель объективного идеализма, его основоположник, давший толчокразвитию всей западной философии.
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайшийдревнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпохуфилософии.
Ещё находясь вплатоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философскихвоззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию идей, что имеловажное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделениена идеи и вещи не имеет рационального значения, так как идеи – это просто копиичувственных вещей и оттождественны им по содержанию.
Аристотель в своихфилософских рассуждениях исходил, прежде всего из признания существованияобъективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских идей,находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которойсущность находится в самих вещах.
Важный вклад в философиювнесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения:1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращениесвойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4)перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля – движение впространстве, которое выступает условием всех остальных видом движения и ккоторому сводятся все остальные. Исследуя движения в пространстве как таковое
Аристотель выступалпротив атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует, так какдаже самая маленькая частица материи состоит и 4-х элементов, в противномслучае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает всё тело.
Аристотелю принадлежитзаслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческойфилософии мы находим трактаты, специально посвящённые логики. Аристотель чёткосформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться водном том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могутбыть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключённого третьего (еслиданы два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным можетбыть только одно).
В развитие философии внеслизначительный вклад наши великие предки — Ходжа Ахмад Яссави, БахоуддинНакшбанд, Имам-аль-Бухари, Имам-ат-Термизи, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои,Бабур
В своих знаменитых«Уложениях» Амир Тимур писал, что «власть, не опирающаяся на религию изаконы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагомучеловеку, который заставляет других при встрече с ним опускать глаза, не внушаяникакого уважения к себе. Можно также сравнить с домом, не имеющим ни крыши, нидверей, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек
Сам Амир Тимур –разносторонне одаренный человек, прекрасно понимал, что духовный фактор крайненеобходим и без него невозможно существование самого общества и любойчеловеческой цивилизации.
Духовный фундамент имеетв империи Амира Тимура особое значение, на него опирается его мощь, сила,слава и величие.
Патриотическое чувство,полководческая и воинская деятельность и созданная им своеобразная Восточнаяцивилизация – великолепное тому подтверждение. Деятели такого масштаба –редкость в истории человеческого общества.
Амир Тимур хорошо понималзначение совета, состоящего из мудрых людей в управлении государством. В своих«Уложениях» он так писал об этом: «Десять долей государственных дел я решил спомощью совета и совещаний, и только одну долю – с помощью меча». В условияхстроительства правового демократического государства и гражданского открытогообщества эти высказывания мудрого государственного деятеля имеют большоепрактическое значение, и потому они своевременны и актуальны.
В духовном наследии А.Тимура очень много полезного для современности. Изучение и использование егоявляется одной из основных задач духовного обновления.
В автобиографии АмирТимур пишет о нравственных качествах человека как личности с огромнымвнутренним духовным богатством и красотой, которые сводятся к следующему:
· В основенравственных качеств должна быть бескорыстность;
· Беспрекословноесоблюдение религиозных догматов, уважать личности, почитаемые по воле аллаха;
· Всегда нужноделать больше пожертвований в пользу бедных, каждую ссору надо внимательноизучать и, по мере возможности, её надо решать положительно;
· Всю деятельностьнаправлять к всеобщей выгоде и пользе. В этом деле без причины не обижатьникого, оказывать посильную помощь тем, кто пришел к тебе за помощью;
· Выше ставитьрелигиозные вопросы над обыденными, жизненными и светскими делами;
· Строгопридерживаться справедливости;
· Никогда необещать, если не в состоянии выполнить обещания;
· Никогда никому невредить без причин;
· Себя считатьслугой и рабом аллаха;
· Стремиться бытьодинаковым и с простыми и с высшими слоями населения;
· Никогда не надозавидовать другому;
· Строго соблюдатьпринципы хадисов пророка и аллаха;
· Высоко подниматьзнамя ислама, признать великую силу тариката веры: « Я слышал, что вера и силарождены от одной матери. И потому сила, основанная на крепкой вере, будетвеликой»;
· Всегда надопочитать сайидов, беречь шейхов и мулл. «Всегда на моих совещаниях имероприятиях они присутствовали. В книге по имени мудрого мыслителя поднебеснойуказано, что если в совещаниях участвуют религиозные деятели, то такогоправителя (падишаха) никто не может победить.
Заратуштра по гречески Зороастр, его именем иназвана эта религия, которая впоследствии послужила одним из источников основныхдогматов ислама. С ранних лет он был знаком с различными религиозными взглядамии учениями. Зороастр – выходец одного из племен Хорезмского оазиса – Спитама.Родиной зороастризма считают Центральную Азию. ( Этой точки зренияпридерживаются такие выдающиеся ученые как: Струве А., Толстов С.П. (Россия),Мэри Бонс (Англия)). Мэри Бонс написала четырехтомный труд по историизороастризма. Она доказала, что родиной этой религии является Хорезм.
Зороастризм не относитсяни к национальным, ни к мировым религиям. Это специфичная религия основана надуализме. Сущность ее в том, что в мире существуют два начала, между которымиидёт постоянная борьба, борьба между тьмой и светом, борьба между добром излом. Доброе начало олицетворяет Ахурамазда, а злое Ариман.
В конце концов, в этойсхватке должно победить добро. Потом наступит долгое доброе существование вмире. В зороастризме особо подчеркиваются кроме двух богов, еще пять, которыекак будто бы управляют различными естественными процессами. Следуетподчеркнуть, что зороастризм освящает огонь, землю, воду и воздух. Их такобожествляли, что за малейшую порчу наказывали беспощадно. Например, зазагрязнение воды без колебаний приговаривали к смертной казни.
В Зороастризме былоразработано учение об аде и рае, о двух мирах, о бессмертии души. По ихпредставлениям после смерти душа человека будет жить самостоятельно.
Следует отметить, что многиеположения этого учения впоследствии вошли в ряд основных догматов иудаизма,христианства и ислама.
Зороастрийцы большоевнимание уделяли нравственному воспитанию человека. Мудрость, праведность идобродетель высоко ими почитались. Об этом свидетельствует нижеприведенныйотрывок из «Авесты».
«Воистину есть двапервичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в словеи действии – они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, тоони создали бытие и небытие, и то, что ждет, в конце концов, тех, кто следуетпутем лжи (друх) – это самое худшее, а тех, кто следует путем добра (аша), ждетсамое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, адругой – дух святейший, облаченный в крепчайший камень (т.е. небесная твердь),выбрал праведность. Пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворятьАхурамазду праведными делами».
Зороастр воплотил свойидеал в Ахурамазде. Более того, свои взгляды, мысли он выражал в вопросах иответах, обращенных к Ахурамазде. Например, Зороастр обращался с вопросом отом, где находится место счастья и радости? Ахурамазда отвечал ему: «Это такоеместо, где люди строят дома, церкви, занимаются животноводством и земледелием,имеют детей. Я двумя руками поддерживаю тех, кто занимается созидательнымтрудом». По мнению Ахурамазды только трудом и земледелием можно бороться стемными силами, со всем плохим и мракобесием. Земледелием можно сделать оченьмногое и только трудом можно осчастливить людей. Производство материальныхценностей считалось основной чертой праведного человека.
Для зороастрийцев огоньсчитался священным. У них имелся специальный храм огня. Вот почему их называли«огнепоклонниками». Но сами зороастрийцы с таким названием не были согласны.Для них огонь являлся только символом чистоты бога и света.

3. Место созидательныхидей в развитии общества
Историясвидетельствует о том, что созидательные и разрушительные идеи – две силы,которые постоянно противоборствуют на мировой арене. Созидательные, благородныеидеи возвышают человека, окрыляют его дух. Именно такими идеямируководствовался великий Амир Темур в своей деятельности по созданиюцентрализованного государства, благоустройству отчего края.
Созидательныеидеи отличаются такимиблагими целями, как благоустройство страны и благополучие народной жизни. Онисо времен достижения человечеством цивилизации являются самыми благотворнымиидеями в жизни общества.
Примеромсозидательных идей является идея национальной независимости Узбекистана,которая, основываясь на Конституции Республики Узбекистан, национальных иобщечеловеческих ценностях, принципах демократии, вбирает в себя высокуюдуховность народа; выражает идеи добра, справедливости, свободы инезависимости, убеждения и веру народа; служит процветанию Родины, обеспечениюмира в Отечестве, повышению благосостояния народа; мобилизует всех членовобщества на достижение великого будущего Узбекистана; воспитывает в людяхчувство гордости и достоинства, любви к Родине, взаимоуважения, преданностиидеям независимости и демократии; формирует общественное сознание путемпросвещения на основе плюрализма мнений и свободы совести.
Созидательные идеи, возникшие наВостоке, нашли развитие в античной греко-римской культуре. Идея значения человека,его стремлений к совершенствованию общества заключались в воззренияхпредставителя софистской демократической философии Протагора (V в. до н.э.). Онпроповедовал идею восходящего развития культуры и совершенствованияобщественной жизни по мере накоплений знаний и доказывал, что законы относятсяк произведениям искусства и что подобно любому другому ремеслу, справедливостив общественных делах можно научиться. Великие мыслители, признанные миром — Платон, Аристотель, Сократ, — развивая идею справедливости и добра, рассуждалио справедливом государстве, считая его высшей формой человеческого общества. Азнаменитое изречение Сократа «истина рождается в споре» стала крылатой и напротяжении веков передаётся из поколения в поколение. Мы говорим об этих идеяпотому, что они были наиболее жизнестойкими и имели огромное влияние наразвитие обществ на различных географических меридианах Земли. Близость их сидеологическими основами исламского учения, возможно, заставила туркестанскихпрогрессистов начала XX века в целях реформ как религиозного, так иобщественного характера вновь и вновь обращаться к трудам этих трёх столповдревнегреческой философии.
Обращаясь к истории нашей Родины,необходимо отметить, что здесь, как и в ряде стран мира, основные идеи, которымируководствовались общества в разное время, переплетались с религиозными,патриотическими, нравственно-моральными, этическими идеями. В определённоевремя зороастризм, буддизм, ислам были на территории Центральной Азииофициальными идеологиями государств. Однако в периоды утери самостоятельностиполитической, войн, например, в период нашествия Ахеменидов, АлександраМакедонского главной народной идеологией была идеология свободы, борьбы противиноземных захватчиков. Идея независимости, восстановления независимости жилавеками, и именно её живучесть определила и образование на территории нашейстраны величайших государств — Кушанского и Тюркского каганата. Однако,исторический процессы, возможно, и ослабление созидательных идей привели вновьк потере независимости. Но вновь и вновь ещё трижды — при нашествии арабов,монголов и российского царизма — идеи борьбы за независимость были главными наарене общественно-политической жизни. Идеология Муканны против арабскихзавоевателей, Джалалиддина Мангуберди против монголов, идеологии национальныхдемократов начала XX столетия, пытавшихся отстоять свою самостоятельность ввиде «Туркестан мухторияти», мобилизовали лучшие патриотические силы страны наборьбу с врагом. При этом религиозные воззрения не только не противоречили, нои подкрепляли и питали борьбу с иноземными захватчиками.
В 1X-X1V веках Запад вновь уступилместо Востоку в развитии духовной культуры. Бурный взрыв научной мысли,глобальные открытия в области естественных наук, гениальные творения Мухаммада Хорезми,Ахмада Фергани, Абу Райхона Беру ни, Мирзо Улугбека произошли и билиосуществлены именно в нашей стране. В области литературы Махмудом Кашгари, ЮсуфХос Хаджибом, Ахмадом Юганаки, Алишером Навои, Мирзо Абду Кадир Бедилем былисозданы величайшие произведения, ставшие известными всему миру. Конечно, это немогло не повлиять на идеологию народа. Мы могли бы рассуждать об идейныхпозициях всех перечисленных здесь гениальных представителей узбекского народа.Но остановимся лишь на трёх из них: Абу Али Ибн Сино, Абу Насра аль Фароби иАлишера Навои. Очень много написано о медицинских трактатах Ибн Сино. Егооткрытия в области медицины, его идея о здоровом человеке и здоровом обществеимели огромное значение для формирования национальной идеологии. Однако, этобыла лишь часть вклада гения в проект духовного и физического обновленияобщества, то есть его вторая часть. Первая из них содержится в его сочинениях,где изложена система разумного идеального общества и государства. Рассужденияоб идеальном обществе с высокой нравственностью Аль-Фараби также как и ИбнСино, имели очень много общего с проектом Платона. А великий поэт Алишер Навоив своих произведениях создал идеал совершенного человека, доказывая, что разумчеловека через науку и просвещение может и должен изменить мир. Этот духовно-культурныйренессанс сопровождается исламским возрождением. Творческое наследие исламскихулемов Имомааль-Бухори и Ат-Термези научило мусульманский мир правильномупониманию Корана и хадисов и, основываясь на них, разработало исламское учениео совершенном человеке.
После монгольскогонашествия, нанесшего большой урон духовности и культуре, возрождение произошлона основе исламской идеологии. И здесь ключевым моментом явилось образованиесуфийских братств Яссавия, Кубравия, Ходжагон-Накшбандия, объединивших огромноеколичество мусульманских движений, сект, учений, что привело к национальной игосударственной консолидации.Идеи национального объединения, создания сильногонезависимого государства и способы управления, меры по укреплениюгосударственности, социально-экономического положения всех социальных группбыли развиты в период правления Амира Темура и нашли отражение в «УложенииТемура». Благодаря его разуму и идеям вновь на территории нашей земли возниклавеличайшая по своей политико-культурной мощи держава. Известный учёный И.Муминов, осмелившийся в 1968 году написать о Темуре: «Он… установил покрайней мере на сто лет более или менее относительное спокойствие в стране, чтонесомненно, служило фактором роста экономики, культуры, науки, литературы иискусства. В этом, на мой взгляд, историческая заслуга Амира Темура в историиСредней Азии», — был подвергнут моральному притеснению со стороныидеологических органов компартии. Конечно, между подобными идеологиями были и периодыбезыдейности, что, конечно, приводило к кризисным состояниям общества и страны.Однако, даже в такие времена в недрах народного сознания зрели идеинационального возрождения. В начале XX века носителями этих идей были известныепросветители и национальные патриоты — М. Кори, А. Фитрат, М. Бехбудий, А.Авлоний, А. Чулпон и др.

4. Разрушительныеидеи и их вредность для общественного развития
Из опытов древней исредневековой истории, из уроков современности становится очевидным то, чтоидеи и идеологии, существующие в мире берут силу от двух чувств в сердцечеловека – от стремления к созиданию или к разрушению. История человечества –это непрерывный процесс возникновения, практической реализации ивзаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессеидеи отличаются друг от друга в зависимости от того, какие цели и задачипреследуются господствующими силами и органами власти, чьи интересы онивыражают. Созидающие идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям иблагородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушительныхидей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению,превращают жизнь в подлость. Когда люди предаются беспечности, когда ослабеваютих созидательные стремления, тогда зловредные и разрушительные идеологии могутполучить власть, отвлекая людей.
Национализм.
Роль наций, национальныхпроблем в формировании политических отношений огромна. Именно нации и ихстановление находятся в основе формирования устойчивых государств, и, наоборот,опыт истории свидетельствует, что государственные образования, складывающиесяна основе донациональных или сверхнациональных общностей, как правило,распадаются.
Экстремизм (лат. крайний) — разнородное и противоречивое явление,приверженность к крайним взглядам, мерам, стремление крайними, самыми коварнымии жестокими средствами достичь своих политических целей и установить своюполитическую власть, используя для этого любые средства, в т.ч. и религию(религиозный экстремизм).
Разоблачаяреакционную сущность этого течения, И.Каримов особо отметил, что в настоящеевремя самой важной задачей в борьбе против идеологии экстремизма и терроризмаявляется последовательная, глубоко продуманная организация разъяснительной ивоспитательной работы среди населения, особенно молодежи. «Мы за то, подчеркнулИ.А.Каримов, чтобы религия продолжала выполнять роль приобщения населения квысшим духовным, моральным и нравственным ценностям, историческому икультурному наследию. Но мы никогда не допустим, чтобы религиозные лозунгистали знаменем борьбы за власть, поводом для вмешательства в политику нашегогосударства». Сказанное достаточно четко отделяет религию как часть духовностиот попыток террористов «разыграть религиозную карту» в своих политическихцелях. В летописи истории человечества, в том числе Узбекистана, также много игорьких страниц, свидетельствующих о губительных результатов идей и идеологий,основанных на насилии и разрушении, горе и крови.
Другимвидом разрушительных идеологий в истории человечества является расизм.Он нашел яркое выражение в политика апартеида – жестокой расовой дискриминациии сегрегации, проводимой долгие годы в ЮАР. Откровенной расистскойнаправленностью отличается деятельность созданной в 1865 г. в США террористической организации «Ку-клукс-клан». Ее главная задача — борьба противгражданских прав негров, их вытеснение из страны.
Страшнойтрагедией для человечества обернулась другая форма расизма — гитлеровскийнацизм. Образованная Гитлером в начале 20-х гг. XX в. национал-социалистическаяпартия Германии сразу же себя объявила носительницей чистой немецкой расы — истинных арийцев, которые призваны управлять миром. Немецкие фашисты возвели вранг «неполноценных» целые народы. Фашизм, разжегший вторую мировую войну, унесжизни более 50 млн. чел. В горестный траур оделась и наша страна.
Политическийтерроризм возник ещев ХIХ в., но особенно широкий размахприобрел в XX столетии. Среди первых поколений современных политическихтеррористов были Фракции «Красная армия» в Западной Германии и «Красныебригады» в Италии, организации басков в Испании, «Революционно-освободительнаяармия» в Ольстере, «Светлая тропа» в Перу и др. В последние годы очагитерроризма вспыхнула в десятках странах мира, в том числе сопредельных с нашиммолодым государством.
Террористическиесилы собираются и непосредственно против независимого Узбекистана. Февральскиесобытия в 1999 г. в Ташкенте, вылазки террористических групп из Афганистана в2000 году свидетельствуют о реальных попытках деструктивных политических силсвернуть нашу страну с избранного народом пути демократического обновления ипрогресса.
В нашидни угрозы безопасности как миру в целом, так и внешние угрозы Узбекистану несуттакие его проявления, как политический экстремизм, в том числе, с религиознойокраской, великодержавный шовинизм и агрессивный национализм, стремление новыхдеструктивных полит сил к силовому насаждению собственных идеологических схемобщественного развития. Все это обуславливает политическую дестабилизацию,содействуют разжиганию конфликтов и региональных войн. Как справедливоподчеркивал Ислам Каримов, «сейчас, когда завершается век, на который пришлосьмного испытаний, бедствий, трагедий, войн, репрессий в период, когдачеловечество стоит на пороге нового тысячелетия, борьба старых и новыхидеологий как некогда набирает стремительные темпы. Разнообразные, иногдасовершенно противоречивые мировоззрения, споры между политическими,национальными, религиозными течениями, сектами порой выходят за рамки дискуссийи становятся причиной правовых столкновений.

4.1Национализм, как объект научного исследования
Национализм в своемпервоначальном смысле обозначал приверженность людей своей национальности,понимаемой как согражданство, как верность правителю страны. После Великойфранцузской революции произошло переосмысление этого понятия. На первый планвышли национальные интересы своего государства, ради процветания которого можнобыло пожертвовать интересами других стран. Национализм как идеология, политика,социально-психологическая установка явился продуктом и результатом развитиятоварного производства, рыночного хозяйства.
В определенной мерепредшественником национализма является ксенофобия. Негативизм в общении народов- это явление, истоки которого уходят в глубины истории человечества. Еще вседой древности было известно, что моральное и безнравственное, светлое итемное, красивое и безобразное в жизни, правда и кривда — все исходит отдействий людей.
Многие несправедливыедеяния совершаются во имя извлечения определенной выгоды, получения власти,расширения территории, увеличения имущества, занятия престижного положения вобществе. Но при этом мало кто думает о последствиях.
История каждого народаполна примерами противостояния приверженцев и противников добра и зла,справедливости и несправедливости. Нелишне вспомнить, как Моисей, Христос,Будда, Конфуций учили тысячелетия назад: ненависть между людьми разъединяет их,а любовь объединяет.
Столкновения за овладениелучшими источниками жизненных благ начались почти одновременно с возникновениемчеловеческого общества. С появлением государства, социального неравенства исоциальных коллизий это противоборство усилилось и начало приобретать различныеформы. Стал формироваться целый набор идеологических аксессуаров и приемов,которые оправдывали несправедливость, стремление представить свой норов какисключительный, пользоваться большими правами.
Нет в миренациональности, которая не обладала бы национальным сознанием, не ощущала бысвою индивидуальность в составе человечества по принципу «мы» и«они» и не имела бы сознания, адресованного к себе, самосознания,признавая при этом реальность существования других наций. Национальное сознаниеи самосознание — это диалектическое отрицание целостности. Бесчеловечностиобщественного сознания и вместе с тем признание общечеловеческого в своемнациональном. Существует объективная диалектика сводимости и несводимостинационального к общечеловеческому. Национализм — это убеждение в том, что«наше национальное выше всех остальных», «мы мудрее, умнее,деловитее, смекалистее, сообразительнее, чем все другие». Отсюда жаждавеличия, легитимизация требования: «Мы не можем быть в правовом положенииравными с другими народами», «Мы имеем право повелевать другимнародом». Национализм — преднамеренное нарушение по эгоистическим мотивамреального соотношения национального и общечеловеческого. Это игнорированиепринципа равенства народов, языков, культур, заслуживающих одинакового уважения.
Национализм — этоабсолютизация национальной самобытности народов, доведение до отрицанияэлементарных общечеловеческих ценностей, стремление в своем национальном видетьтолько отличие с акцентом на исключительность в роде человеческом. Национализм- искусственный отрыв своего национального от общечеловеческого, котороесуществует и составляет необходимый компонент в структуре национального, этодисбаланс в отношении к своему национальному и инонациональному, когдаприверженность национальным ценностям превращается в национальнуюисключительность, превосходство над всеми другими народами, усилия пореализации национальных интересов — в усилия по ущемлению интересов другихнародов, в национальный эгоизм. Не случайно великий физик-теоретик XX века А.Эйнштейн, участвуя в антифашистском движении, пришел к выводу о том, чтонационализм — это корь человечества. В медицине каждая болезнь становитсяобъектом изучения и исследования методов борьбы с ней. О национализме какопасной болезни в обществе до сих пор не сложилась, к сожалению, особая отрасльнаучных знаний.
Термин«национализм» выражает комплекс явлений, порождающих недоверие международами и способных мобилизовать волю и чувства людей на унижениенационального достоинства других народов, на участие в кровопролитныхконфликтах и войнах. Этот термин дает однозначное и точное обобщенноепредставление об особой группе негативных явлений во взаимоотношенияхнациональностей. Термин «национализм» в адекватном, точки зрения, егопонимании является оппозиционным по отношению к тем определениям национализма,которые не ориентируют людей на соблюдение правового равенства национальностей,уважение их суверенных прав и содержат в себе возможности ложного утверждения,будто бы любая нация националистична по своей природе, противостояние,конфликты, войны между различными национальностями фатально неизбежны,национализм — это всемогущий злой рок.
В характеристикенационализма используются различные эпитеты: просвещенный, цивилизованный,трезвый, творческий, созидательный, прогрессивный, неагрессивный,патриотический. В этих словосочетаниях в лучшем случае — подчеркиваниеспецифики проявления несправедливости по отношению к другим народам, которая недоведена до уровня презрения и ненависти, в худшем — лишь этикетка политическоготовара, прикрытие аморализма во взаимоотношениях народов, притуплениенравственной бдительности к проявлениям чувств и настроений по отношению кнациональной исключительности, являющейся альфой и омегой всякого национализма.
Как и всякое общественноеявление, он не может проявляться в сфере общения национальностей вне действийсоциального субъекта. Националистическая группа имеет свой эпицентр ипериферию, лидеров, теоретиков, глашатаев, активных и пассивных приверженцев,нарушающих нормы справедливости во взаимоотношениях людей различныхнациональностей. Националистическая группа располагает широким диапазономсредств, позволяющих осуществлять социальный контроль над мыслями, чувствами,действиями людей во взаимоотношениях национальностей на различных уровнях и вразных ситуациях.
Следует иметь в виду, чтонационализм, как правило, в чистом виде не проявляется. Обычно он выступает подвидом заботы о национальных интересах, национальной гордости и достоинстве.Существование национального самосознания, национальной чувствительности,гордости и достоинства расширяет возможности националистической группыапеллировать к населению. Сила его внушения настолько велика, чтонационалистической демагогии поддаются и светлые умы, у них притупляетсянравственная бдительность. Национализм — мощный фактор мобилизации масс вполитической борьбе.
Понятие«национализм» — это выраженное в термине многообразие типов, форм,уровней и вариаций нарушения принципов справедливости и нравственных норм вовзаимоотношениях национальностей, разрушающих мир, согласие, взаимопонимание,мирное сотрудничество между ними.
Термин«национализм» употребляется в самых различныхобщественно-политических, экономических, государственных, правовых, этических,социально-психологических теориях.
Концептуальные положенияэтих теорий и политических течений оказывают влияние на меру пониманияравенства национальностей.
По поводу объясненияпричин и условий возникновения национализма, его истолкования, социальныхфункций происходят постоянные споры. Разномыслие в понимании национализмаобусловлено не только уровнем социального познания, но исоциально-политическими предпочтениями людей в национальном вопросе. Существуетогромное количество определений национализма. В определениях, выработанных наоснове тех концепций общественного развития, в которых недооцениваетсязначимость норм справедливости в национальном вопросе, не дается, как правило,ориентация на осуждение аморальных явлений в общении национальностей. Однагруппа авторов в силу многоликости и изменчивости национализма исключаетвозможность выработки определения; другая группа полагает его нейтральнымявлением в морали и политике, третья исходит из предположения, что он можетбыть негативным или позитивным. В некоторых определениях соединяются несовместимыевоззрения. Все эти разнообразные, порою взаимоисключающие друг другаопределения имеют одну общую черту: не выделены существенные признаки,отличающие это явление от других. Всякое определение есть ограничение, в этомсмысле выявление видового отличия в самой его сущности — это необходимоетребование для определения. Спорить о терминах, лишенных дефинитивных свойств,- это все равно, что говорить, не понимая друг друга, на разных языках. Если вопределении национализма не выражены разграничительные свойства, существенныепризнаки изучаемого явления, то в этом случае спор лишается практическогосмысла, становится схоластическим.
Есть немало авторов,которые, подобно американским ученым Б. Шайферу, Л. Доубу, Р. Эмерсону, Р.Страус-Хюпе, убеждают людей в том, что быть националистом — это бытьгражданином, осознающим свой долг перед родиной. То есть между национализмом ипатриотизмом ставится знак равенства. Не случайно А. С. Пушкин заметил, что«сообразное словоупотребление имеет прямое отношение к управлению общиммнением русской публики».
Существует немалоопределений национализма, в которых фактически признается полезность нарушенияпринципов равенства национальностей в правовом положении и не подчеркиваетсяразличие между национализмом и патриотизмом, между разумным протекционизмомотечественному товаропроизводителю и национализмом (экономический национализм).
Национализм — этообобщенная форма выражения особой группы негативных явлений в общениинациональностей.
Долгое время, вплоть доконца XVIII века, не были выработаны термины, в которых содержится критерийразличения справедливости и несправедливости в национальном вопросе. Социальноепознание прошло огромный путь развития, пока не были установлены на уровнетерминотворчества совокупность признаков отличия феномена национального отнационалистического, национализма от патриотизма, нравственно обоснованнойнациональной гордости, национальных черт в человеке от сознания своегогражданства, от его других социальных качеств, а также культуры социальныхдействий, его способности соблюдать культуру межличностного общения,политическую и правовую культуру. И в канун XXI века далеко не все люди науровне житейского, обыденного сознания могут различать эти понятия.
Понятия и терминынационализма — это не произвольные, невыдуманные творения. Они складывались врезультате длительного наблюдения, закреплены в общественном сознаниисредствами и приемами логики и проверены на практике. Создание концептуальногоаппарата научного анализа, выявление объективных предпосылок и субъективныхфакторов, обусловливающих повторяемость существенных свойств национализма — одно из основных направлений научного познания этого феномена. В повторяемостисущественных черт национализма среди всех национальностей, стран прослеживаютсязакономерности его функционирования.
Термину«национализм» присуща полнозначность выражения всего комплексааморальных явлений в национальном вопросе. Этот термин в информационном исемантическом поле имеет свой участок, охватывает по определенным критериямзначительный круг негативных явлений в общении национальностей. Дефинитивныепризнаки, заложенные в термине «национализм», дают возможностьопределить наличие или отсутствие в данной ситуации симптомов нарушениясправедливости в национальном вопросе.
Термин«национализм» выражает системное качество явлений, в которых несоблюдается принцип равенства национальностей, их одинаковость в правовомположении, не признается суверенная воля народов.
В ходе развитиясоциального познания выявлены не только инвариантные (общие) признакинационализма, но и вариантные, специфические, групповые. Термин«национализм», являясь базовым в концептуальном осознании множестванарушений справедливости в национальном вопросе, содержит в себе потенции образованияновых терминов, образующих особое семантическое поле, например, национализмбольшой и малой национальной группы, национализм агрессивный и либеральный,национализм наступательный и оборонительный, национал-социализм,национал-патриотизм. В концепции национализма терминообразовательный процессразвивается и по линии добавления к слову «национальный» приобозначении негативных явлений: национальный эгоизм, национальнаяисключительность, национальная несправедливость, национальное недоверие, враждаи т. д.
Национализм, как всякоеявление общественной жизни, имеет свою структуру с присущими ей элементами ивнутренними законами их взаимодействия.
К числу этих элементовотносятся миросозерцание, идеология, социально-психологическая установка понациональному вопросу. В той или иной мере в «живом», действующемнационализме такие элементы существуют. Они дополняют друг друга, создавая егомикроструктуру. Каждая сложившаяся и развитая форма национализма выступает какнекая целостность. Это дает основание говорить об американском, германском,японском, русском, татарском, сербском, норвежском и других формахнационализма. Постижение этой закономерности является необычайно трудной и ещене решенной общественной задачей. Пока ни один исследователь не ставил передсобой такую задачу, хотя те или иные зафиксированные формы проявлениянационализма в духовном мире личности, социальной группы, впредметно-практической их деятельности создают необходимый банк данных дляпостижения этой проблемы. Прослеживается не только общее, но и особенное вкитайском, русском, американском, германском, английском, украинском, сербском,хорватском и других национализме. В справочнике выдвигается идея строгогоразличения национального и инонационального национализма. Любая историческисложившаяся конкретная форма национализма имеет свои компоненты вмиропредставлении, идеологии, политике, психологических установках.
Национализм какфункциональная система является трудным объектом научного познания. В основелюбого национализма присутствует идеологический и психологический феноменнациональной исключительности, который служит «обоснованием» особойроли этой национальности в семье народов, ее особой миссии в истории. Отсюда итребование особых прав для этой национальности, предоставления ей различныхсоциальных льгот. Главная идея национализма, заключающаяся в том, чтонациональности не могут быть равноправными, получает развитие в элементах егофункциональной системы. К ним относится национальный эгоизм, заставляющий вовсем искать выгоду для своей нации и дающий санкции на ущемление или даже наполное игнорирование интересов других национальностей; отказ в предоставлениикредита доверия по отношению к определенным национальностям; насаждениенедоверия между народами, что удается на основе распространения мифа оморальной и интеллектуальной их неполноценности; прямое выражение презрения иненависти к определенным народам.
Предложенная дефиниция,разумеется, не охватывает всех черт изучаемого явления. В неодинаковой мереполучило развитие его этимологическое и содержательное, научное и обиходноеобъяснение. Несомненно, многие из предложенных терминов будут переосмыслены,что-то войдет в литературу или останется лишь авторским вариантом,«личным» термином.
Национализм — сложныйобъект научного познания. Не все его грани, а их бесконечное количество,изучены наукой. То, что мы знаем о природе национализма, о его системеантиценностей демократии, о многообразных формах сочетания с другими явлениями,весьма ограниченно. А то, чего мы не знаем, — бесконечно.
Не счесть, сколько былонеприятных эмоций, переживаний, стрессов, обид из-за того, что были задетылегко ранимые национальные чувства. Невозможно учесть, сколько людей лишилисьспокойной жизни из-за национальной нетерпимости и вражды. Межнациональные имежгосударственные конфликты заканчивались нередко кровопролитными событиями,гибелью миллионов. Без прикрытия идей и принципов национализма не велась ниодна несправедливая, захватническая война.
4.2 Великодержавныйшовинизм
Согласно общепринятомуопределению, Шовинизм (франц. chauvinisme), крайняя форма национализма,проповедь национальной исключительности; противопоставление интересов однойнации интересам всех других наций, распространение национального чванства,разжигание национальной вражды и ненависти.
Термин«Шовинизм» появился во Франции в 1831 в комедии братьев И. и Т.Коньяр «Трёхцветная кокарда»; одним из героев былагрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразомэтого персонажа была реальная личность — ветеран наполеоновских войн Н. Шовен(N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем«величия» Франции. Словом «Шовинизм» стали обозначатьразличные проявления националистического экстремизма.
В Великобритании Шовинизмполучил с конца 70-х гг. 19 в. особое наименование — джингоизм.
Другие проявленияШовинизма — социал-шовинизм, великодержавный шовинизм. Шовинизм получилраспространение в империалистических странах. Наиболее крайнее его проявление — человеконенавистническая идеология и политика фашистских государств.
Вполне естественно, что внынешние времена, когда смысл большинства терминов исказился допротивоположного, понятие «шовинизм» используется для манипуляции общественныммнением и насаждения идеологии интернационализма. Так ещё большевики говорили о«русском великодержавном шовинизме», хотя никакого массового проявления оного всреде Русского народа не наблюдалось никогда. Напротив, шовинизм всегдасвойственен разнообразным этническим меньшинствам, т. к. в какой-то мерепомогает им выживать, быть сплочённее. Большим народам шовинизм не свойствененникогда, но именно больши́е народы всегда обвиняются в нём.
Как известно, оченьтрудно (практически невозможно) разрушить империю снаружи. Основная опасностьдля существования империи проистекает от ее внутренних проблем. Будучимногонациональным государством, в котором объединяется много народов, каждый сосвоим языком, культурой и менталитетом, империя уделяет особое вниманиесозданию целостности внутренней духовной среды государства и общества. Достичьэтого, возможно лишь возвеличивая разными способами культуру и язык такназываемой «титульной нации» и унижая культуру и языки покоренных империейнародов.
Такая политика,направленная на подавление духовной среды покоренных народов и превозношениекультуры и языка нации-поработителя, и называется великодержавным шовинизмом.
При этом следует особоподчеркнуть, что престижность в империи культуры и языка «титульной нации» ни вкоей мере не связана с их подлинными достоинствами. В самом деле, ведьпокорение чужих земель и других народов осуществляется исключительно на базевоенного («огнем и мечом»), а отнюдь не интеллектуального превосходства. Болеетого, воинственность и безжалостность «титульной нации» не проходит для неедаром. Эти качества как раз влекут за собой неизбежные потери в духовной сфереи способствуют оскудению культуры и упадку нравственности. Популярность«титульной» культуры и языка, таким образом, целиком является следствием того,что они ассоциируются в народном сознании с социальным и карьерным успехом,поскольку ими пользуются правящие классы империи. Культура же и язык покоренныхнародов, обладая порой даже большими достоинствами, нежели официальнопродвигаемые, получают некий ярлык лузерства, поскольку употребляются лишьпростым народом, а не патрициями.
В наше время, когда наЗемле осталась лишь одна Российская империя, а все остальные канули в лету,наибольший интерес при анализе явления великодержавного шовинизма представляетименно политика языковой и культурной экспансии российского империализма напокоренных Россией землях, а также тех, на захват (или возвращение) которых онавсе еще рассчитывает.
В Российской империи, напротяжении всего периода ее существования, на государственном уровнепроводилась политика русификации. Все ведущие средства массовой информации(радио, газеты, телевидение) выпускались на русском языке. Во времена СССРнекоторые региональные СМИ издавались на национальных языках покоренных Россиейнародов. Но делалось это лишь для отвода глаз, и притом уровень качества такихизданий специально доводился (путем перевода лучших специалистов врусскоязычные издания и низкого уровня финансирования национальной прессы) допорога, который был ниже всякой критики – именно с целью внушить населениюимперии ту мысль, что лишь русский язык достоин того, чтобы его реальноиспользовать.
Разрушительныеидеи – являются причиной деградации общества, народа и государств, служатантигумманым целям. Разрушительные идеи всегда отражали деятельность и властьвраждебных сил. Примером разрушительных идей являются идеи пропагандирующиерасизм, фашизм, терроризм, колониализм.
Насегодняшний день одной из разрушительных идей предоставляющей угрозучеловечеству является терроризм. Терроризм (лат. — страх) методоснованный на идее физического уничтожения людей с целью достижения своихвраждебных целей. Он может, провялятся в форме экономического, политического,религиозного, расового, индивидуального группового террора. Настоящую сущностьтерроризма составляет создание обстановки постоянного страха в обществе,нарушение стабильности в обществе путём применения насилия, совершение взрывови убийств невинных людей, детей ради политических целей.
Ещёодной из антигумманых идей является великодержавный шовинизм и агрессивныйнационализм. Исходя из исторической практики, это явление можноохарактеризовать как политическую, идеологическую и экономическую гегемонию состороны конкретных сил, государства или стремление к ней в межнациональных имежгосударственных, религиозных отношениях.
Великодержавныйшовинизм проявляется в борьбе некоторых крупных наций за установление своегоисключительного господства не только в рамках многонациональной империи, но ина окружающем её пространстве.
Нашкрай так же длительное время испытывал на себе всю пагубность шовинистических иагрессивно националистических идей. Узбекистан пережил сложный периоднасильственного удержания в составе Российской, а затем Советской империи,период, который сегодня получает различные, порой взаимоисключающиеинтерпретации.
4.3 Разрушительная силарелигиозного фанатизма
Религия, являясь частьюжизни общества, неизбежно соприкасалась, оказывала влияние и сама испытывалатаковое со стороны других сфер общественной жизни. Неслучайно поэтому большинствоныне существующих религиозных систем сформировалось в периодсоциально-экономических, политических переломов, кризисов. Тем самым религия вразные периоды человеческой истории более или менее явно входила всоприкосновение с политикой, нередко использовалась в политических, не всегдаблаговидных целях. Именно это порождает такое понятие как религиозный фанатизм.И. Каримов в своей книге «Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантиипрогресса» отметил следующее. История человечества знает немало примеров, когданеотъемлемый элемент религиозного сознания – вера людей – использовалась не каксозидательная, а как разрушающая сила, как фанатизм, самыми характернымикачествами или проявлениями которого являются страстная убежденность вистинности только своей конфессии, а также полная нетерпимость к другим. Именнолюди и группы людей несущие заряд фанатизма, способны вызвать широкую волнудестабилизации в обществе, тем более что элемент массовости размывает чувстволичной ответственности за те или иные действия, придает движению окраску«народного».
Вопросы религиозногофанатизма обусловлены не только, и не столько собственными религиознымипротиворечиями, сколько нерешимостью многих социальных, политических иэкономических проблем. Собственно, эти же проблемы порождают и фанатизм иноготолка, к которому относится большевистский, националистический и т.п.
Религиозный фанатизм обладаетогромной разрушительной силой. Примером могут быть религиозные секты «АумСенрике», распространяющиеся в Японии. Представители этой секты овладевсознанием молодых людей в различных странах мира, старались превратить людей взомби, манкуртов. Эту же природу имеют и действия представителей радикальноговахабитского течения, которые под завесой религии пытаются проникнуть в ЦентральнуюАзию, в том числе и в Узбекистан. Их цели:
- «Хизбут — Тахрир»- изменить существующий строй и создать исламское государство в форме халифатапутем совершения государственного переворота;
- Акромиды — проникновение в широкие слои молодежи, признание только Аллаха, отрицаниегосударства любого типа, подчинение только лидеру течения (ни матери, ни отцу,ни закону), построение исламского государства.
- Вахобизм — путемсвержения существующего строя создать исламское государство.

Заключение
Подводя итоги проведеннойработе, можно сделать вывод о том, что все поставленные цели и задачивыполнены. Рассмотрены такие вопросы, как влияние идей и идеологий на жизньчеловека и общества, историко-философские корни созидательных идей.Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура,место созидательных идей в развитии общества, разрушительные идеи и ихвредность для общественного развития. Так же более подробно рассмотренывопросы, касающиеся национализма, как объекта научного исследования,великодержавного шовинизма и разрушительной силы религиозного фанатизма.
В заключении хотелось бысказать, что из опытов древней и средневековой истории, из уроков современностистановится очевидным то, что идеи и идеологии, существующие в мире берут силуот двух чувств в сердце человека – от стремления к созиданию или к разрушению.
История человечества –это непрерывный процесс возникновения, практической реализации ивзаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессеидеи отличаются друг от друга в зависимости от того, какие цели и задачипреследуются господствующими силами и органами власти, чьи интересы онивыражают. Созидающие идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям иблагородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушительныхидей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению,превращают жизнь в подлость. Когда люди предаются беспечности, когда ослабеваютих созидательные стремления, тогда зловредные и разрушительные идеологии могутполучить власть, отвлекая людей.
Созидательные иразрушительные идеи – две силы, которые постоянно противоборствуют на мировойарене. Борьба различных идей не утихает не на минуту, что и является причиной стольпристального внимания к данной проблеме и в Республики Узбекистан.

Список используемойлитературы
Каримов И. По пути безопасности истабильного развития: Т.6. – Т.: «Узбекистан», 1998.
Каримов И. Идеология – этообъединяющий флаг нации, общества, государства. 1996.
Каримов И. Узбекистан на пороге XXIвека: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. 1997.
Каримов И. Своё будущее мы строимсвоими руками
Каримов И. Наша высшая цель –независимость и просвещение родины, свободы и благополучия народа.
Интернет. wikepidemiya.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.