Реферат по предмету "Философия"


Содержание, метод и цель философии

РЕФЕРАТ
 
ПО ФИЛОСОФИИ
 
НА ТЕМУ:
Содержание, метод и цельфилософии

Оглавление
1. Сущностьфилософии
2. Философияи мировоззрение
3. Функциифилософии
4. Методи принцип
5. Диалектическийметод
6. Прагматическийметод
Заключение

1. Сущностьфилософии
Прежде чем выяснить вопрос о соотношении философии с другимиформами общественного сознания, в частности с наукой, нужно хотя бы вприблизительной форме попытаться определить, что же представляет собой предметфилософии сам по себе, без сравнения с другими формами духовной активностичеловека.
ФИЛОСОФИЯ (в переводе с греческого означает — мудрость;любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знанийо фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общихсущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу идуховной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремитсярациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и местачеловека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения,опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия базируетсяна теоретических методах постижения действительности, используя особыелогические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.
Необходимость философского познания мира коренится в динамикесоциальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новыхмировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Вразвитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры,выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе,человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.)перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видовдеятельности. Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности впоиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение философиясостоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремитсяотыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалийкультуры, их критического анализа и формирования на этом пути новыхмировоззренческих идей. В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемыхоснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенныекатегориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаютсяпосредством философских категорий, которые выступают теоретическимисхематизациями универсалий культуры. Рациональная экспликация в философиисмыслов универсалий культуры начинается со своеобразного улавливания общности вкачественно различных областях человеческой культуры, с понимания их единства ицелостности. Поэтому первичными формами бытия философских категорий выступаютне столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии.
В истоках формирования философия эта особенностьпрослеживается весьма отчетливо. Даже в относительно развитых философскихсистемах античности многие фундаментальные категории несут на себе печатьсимволического и метафорического образного отражения мира(«Огнелогос» Гераклита, «Нус» Анаксагора и т.д.). В ещебольшей степени это характерно для древнеиндийской и древнекитайской философии.Здесь в категориях, как правило, вообще не отделяется понятийная конструкция отобразной основы. Идея выражается не столько в понятийной, сколько вхудожественно-образной форме, и образ выступает как главный способ постиженияистины бытия. Сложный процесс философской экспликации универсалий культуры впервичных формах может осуществляться не только в сфере профессиональнойфилософской деятельности, но и в других сферах духовного освоения мира.Литература, искусство, художественная критика, политическое и правовоесознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациямимировоззренческого масштаба, — все эти области, в которые может быть вплавленафилософская рефлексия, и в которых могут возникать в первичной формефилософские экспликации универсалий культуры. В принципе, на этой основе могутразвиваться достаточно сложные и оригинальные комплексы философских идей. Впроизведениях великих писателей может быть разработана и выражена в материале иязыке литературного творчества даже целостная философская система,сопоставляемая по своей значимости с концепциями великих творцов философии(например, литературное творчество Л.Н.Толстого, Достоевского). Но, несмотря навсю значимость и важность такого рода первичных «философем»,рациональное осмысление оснований культуры в философии не ограничивается толькоэтими формами. На их основе философия затем вырабатывает более строгийпонятийный аппарат, где категории уже определяются в своих наиболее общих исущественных признаках. Таким путем универсалии культуры превращаются в рамкахфилософского анализа в философские категории — особые идеальные объекты(связанные в систему), с которыми уже можно проводить особые мысленныеэксперименты.
Тем самым открывается возможность для внутреннеготеоретического движения в поле философских проблем, результатом которого можетстать формирование принципиально новых категориальных смыслов, выходящих зарамки исторически сложившихся и впечатанных в ткань наличной социальнойдействительности мировоззренческих оснований культуры. В этом процессе на двухполюсах — внутреннего теоретического движения и постоянной экспликации реальныхсмыслов предельных оснований культуры — реализуется главное предназначениефилософии в культуре: понять, не только каков в своих глубинных основанияхналичный человеческий мир, но и каким он может быть. Уже в начальной фазе своейистории философское мышление продемонстрировало целый спектр нестандартныхкатегориальных моделей мира. Например, решая проблему части и целого, единого имножественного, античная философия прослеживает все логически возможныеварианты: мир делится на части до определенного предела (атомистика Левкиппа — Демокрита, Эпикура), мир беспредельно делим (Анаксагор), мир вообще неделим(элеаты). Причем последнее решение совершенно отчетливо противоречитстандартным представлениям здравого смысла. Характерно, что логическоеобоснование этой концепции выявляет не только новые, необычные с точки зренияздравого смысла аспекты категорий части и целого, но и новые аспекты категорий«движение», «пространство», «время» (апорииЗенона).
Философское познание выступает особым самосознанием культуры,которое активно воздействует на ее развитие. Генерируя теоретическое ядронового мировоззрения, философия тем самым вводит новые представления ожелательном образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая этипредставления в качестве ценностей, она функционирует как идеология. Но вместес тем, ее установка на выработку новых категориальных смыслов, выдвижение иразработка проблем, многие из которых на данном этапе социального развитияоправданы преимущественно внутренним теоретическим развитием философии,сближает ее со способом научного мышления. Историческое развитие философиипостоянно вносит мутации в культуру, формируя новые варианты, новыепотенциально возможные линии ее динамики. Многие выработанные философские идеитранслируются в культуре как своеобразные «дрейфующие гены», которыев определенных условиях социального развития получают свою мировоззренческуюактуализацию. На их основе могут создаваться религиозные, этические,политические учения, публицистика и эссеистика, которые наполняют эмоциональнымсодержанием понятийные философские конструкции, вносят в них конкретныежизненные смыслы, постепенно превращая их в новые мировоззренческие основаниякультуры.
Научно-прогностический потенциал философии обеспечивает ееметодологические функции по отношению к различным видам инновационнойдеятельности. В научном познании, нацеленном на исследование все новыхобъектов, периодически возникают проблемы поиска категориальных структур,обеспечивающих понимание таких объектов. Так, при переходе к изучению сложныхисторически развивающихся систем в науке 20 в. потребовалось по-новомуопределить категории части и целого, причинности, вещи и процесса, пространстваи времени. Философия, разрабатывая категориальные модели возможных человеческихмиров, помогает решению этих задач. Новые нестандартные категориальные смыслы,полученные философией и включенные в культуру, затем селективно заимствуютсянаукой, адаптируются к специальным научным проблемам и активно участвуют впорождении новых научных идей. Чем динамичнее общество, тем значимее для негостановятся прогностические функции философии. Реализуя их, общество как бызондирует возможности своего будущего обновления и развития. Напротив, обществаконсервативные, закрытые, ориентированные на воспроизводство сложившегосяобраза жизни, ограничивают возможности творческого поиска в философии. Жесткиетрадиции и контроль над свободной мыслью чаще всего приводят к канонизацииотдельных философских учений, превращая их в своеобразные полурелигиозныесистемы (канонизация конфуцианства в традиционной китайской культуре, философияАристотеля — в эпоху Средневековья, марксизма — в советский период).Философское познание всегда социально детерминировано. Вырабатывая новыемировоззренческие идеи, оно так или иначе затрагивает интересы определенныхклассов и социальных сил.
Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания ибытия является центральной в философских учениях. Но каждая эпоха и каждаякультура вкладывает в эти категории свои смыслы, по-своему проводит границымежду субъектом и объектом, сознанием и бытием. Поэтому данная проблематика,как и ряд других проблем, постоянно воспроизводится и по-новому формулируетсяна любом из этапов развития философской мысли. Накопление философского знания очеловеке и мире предполагает постоянную критику фундаментальных принциповфилософского исследования, переформулировку проблем, столкновение различныхподходов. Разнообразие философских школ и стремление философии к осознаниюсвоих собственных предпосылок является условием ее развития. В процессе этого развитияизменяется структура философского знания. Вначале философия выступала единым инерасчлененным теоретически знанием о мире, но затем от нее стали отделятьсяконкретные науки. Одновременно уточнялась собственно философская проблематика,и внутри философии формировались ее относительно самостоятельные ивзаимодействующие друг с другом области знания: учение о бытии (онтология),учение о познании (гносеология), этика, эстетика, философия истории, социальнаяи политическая философия, философия права, философия науки и техники, историяфилософии, философия религии и др. Дифференциация и интеграция философскогознания обеспечивает все более глубокое постижение оснований человеческогобытия. Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемыхмифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациямдревности.
Произошедшее в этот исторический период усложнение социальныхсвязей, возникновение классовых отношений и многообразия новых видовдеятельности потребовало выработки новых мировоззренческих ориентации. Какответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае,Индии и Древней Греции.
Последующее развитие философии было обусловлено особенностямитипов культур и цивилизаций. В древних восточных культурах складывалсяспецифический тип философствования, во многом сохраняющий связи смифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Дляфилософских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация наобоснование уже сложившихся социальных ценностей. Здесь была относительно слаборазвитая рационально-логическая компонента и связь с наукой, но зато довольнодетально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природысознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного воспитания идуховного самоконтроля. Все эти мировоззренческие ориентации, естественно,включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций с характернымидля них ориентациями на воспроизводство существующего социального уклада жизни,кастовоклановой иерархии и закрепления индивидов в системе строго определенныхкорпоративных связей. Иной тип философствования возник в лоне античнойкультуры. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная наторгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся наибольшимдинамизмом по сравнению с другими видами традиционных обществ. Здесьскладывалась философия, ориентированная на связь с наукой илогико-рационалистическое построение системы знания. В античной философии в зародышевойформе обозначились основные исследовательские программы развития будущейзападной философии.
Античность была начальным этапом этого развития. Последующимиосновными этапами стали: философия европейского Средневековья, развивавшаяся всистеме христианской культуры; ее синтез с античной философской традицией вэпоху Возрождения; философия Нового времени и эпохи Просвещения; философия 19в., определившая переход от доминирования классических философских систем(немецкая трансцендентально-критическая была завершающим этапом господстваэтого типа философствования) к первым неклассическим философским учениям второйполовины 19 — начала 20 в. (марксизм, эмпириокритицизм, философия жизни, раннийфрейдизм); новейшая (современная) западная философия 20 в. сочетаетнеклассические философские направления (экзистенциализм, феноменология,философия психоанализа, философская антропология, философская герменевтика идр.) с сохранением классической традиции (неотомизм, неогегельянство и др.).
В развитии западной философии, начиная с эпохи Возрождения иНового времени до эпохи Просвещения, были сформулированы и обоснованы основныемировоззренческие идеи, определившие переход от цивилизации традиционного типак принципиально новому типу цивилизационного развития — техногеннойцивилизации, начавшейся с зарождения капитализма. В этот исторический периодпроизошла великая философская революция, сформировавшая новое пониманиечеловека как деятельностного существа, призванного преобразовывать мир,понимание природы как закономерно упорядоченного поля приложения человеческихсил, утвердившая ценность научной рациональности как регулятивного основаниячеловеческой деятельности, обосновавшая идеи общественного договора,суверенности личности, естественных прав человека и т.д. Все этимировоззренческие идеи стали фундаментальными ценностями культуры техногеннойцивилизации, предопределив магистральные пути ее развития. Но уже начиная свозникновения неклассических философских учений, в западной философиинамечается и критика этих мировоззренческих принципов, улавливаются и получаютосмысление кризисные явления техногенной культуры и соответствующего ей типацивилизации. Эти кризисные явления стали нарастать во второй половине 20 в.(экологический, антропологический кризисы и др.), поставив под угрозу самосуществование человечества.
Возникли потребности поиска новых стратегий отношения кприроде и человеческим коммуникациям, что остро поставило проблему новыхмировоззренческих ориентиров. Их выработка представляет собой основную задачусовременного философского исследования. Здесь все большую роль начинает игратьдиалог западной и восточной философских традиций, который выступает частьюболее широкого диалога культур. Особое значение приобретают развитые ввосточных философиях идеи корреляции преобразующей деятельности человека суровнем его самовоспитания и нравственного самоконтроля. Важную роль в этомдиалоге могут сыграть и те трансформации западных философских идей в русскойкультуре, которые породили русскую философию «серебряного века»(«русский космизм», философские концепции В.Соловьева, Бердяева,Флоренского и др.).
Можно было бысказать, что философия это все единое, схваченное в мыслях: это квинтэссенциядуховной жизни мыслящего человека, это теоретическая сердцевина всей культурынародов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желаниепонять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточнофилософскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этомуровне люди не редко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходитк Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
Человекиспытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление омире, он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовольствиемэтой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал дляэтой цели, ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходятза поле положительной науки и не могут быть ею даже осознаны. Для человека какразумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теориипредставшее решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова егосубстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либоцену наша жизнь и наши деяния. Какова природа добра и зла и т.д. Словом,человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему изачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их не ставит и не можетразрешить. Разрешение их может в области философского мышления.
Предметфилософия не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полнотесвоего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, что бы определитьточные границы и внешнее взаимодействия между частями и частицами мира, а нато, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Такимобразом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа,направлявшая к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность исмысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания,идеал души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности иэстетики, социальная философия и философия истории, а также история самойфилософии – таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемыфилософской науки, таково её предметное самоопределение.
Философия –это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретическогопознания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями,выводами, гипотезами, теориями. Любая наука, как в естественных, так и вгуманитарных областях знаний имеет свой особый предмет. Всё в ходе развитиянауки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем болееошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и влюбой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могутоказаться несостоятельными и т.п., но все это совсем не значит, философия естьодна из наук в ряду других о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.
Понятия,категории, принципы, законы и теории философии, так же как и другие науки,развиваются, подвергаются критики, отвергаются, уточняются и т.п. философияесть свободная и универсальная область человеческого знания. Она естьпостоянный поиск нового.
Философиясуществует и развивается не только, если можно так выразиться, в академической,университетской форме, в виде специального философского сочинения, но и всовсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда оничерез художественные образы, через образную ткань искусства выражают поройгениальное собственно философское воззрение.

2. Философияи мировоззрение
Философиясоставляет теоретическую основу мировоззрения, или, его теоретическое ядро,вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщающих обыденныхвзглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровеньмировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень – обобщение достижениянауки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а такжетончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно былобы определить следующим образом – это обобщенная система взглядов человека (иобщества) на мир в целом, на своё собственное место в нем, понимание и оценкачеловеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупностьобобщенных научных, философских, социально-политических, правовых,нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований,убеждений и идеалов людей.
В различныеэпохи складывались различные типы мировоззренческих систем:
1.космоцентризм — отличительная черта наиболее древней (досократовской)философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинскиемудрецы (VII-VI до н. э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь,гармония космоса была в глазах греков надежной опорой основания того, чтогармоничный и разумный должен быть их общественный мир, и их нравственность.
2. дляфилософии и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерентеоцентризм (теос- Бог). Это отвечало тому исключительному знанию, которое в туэпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы вфеодально-сословном обществе были подчинены своему господину.
3. иноемироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVII вв.). Человек ощутил иосознал себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм) означал реабилитациюне только духа, но и тела человека. Ни в одну другую эпоху идеал целостной,универсально развитой личности не был так близок к его реальному,действительному воплощению в жизнь, как в эту великую, яркую эпоху, когда,освобождаясь от идеологического и реального пресса средневекового аскетизма,человек оказался еще во власти порабощающей силы – жестко-одномерногобуржуазного разделения труда.
Философ недовольствуется объектной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в неечеловека. Отношение человека к миру вечный предмет философии. Вместе с темпредмет философии исторически подвижен, конкретен «человеческое» измерениемира, изменившееся с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровеннаяцель философии (как и религии) – вывести человека из сферы обыденности, увлечьего высшим идеалом и придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самымсовершенным ценностям. Но если религия это массовое сознание, то философия — это сознание элементарное, требующее не только таланта, но и профессиональныевыучки.
 
3. Функциифилософии
· мировоззренческаяфункция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом,объединять данные наук, искусств, практик.
· методологическаяфункция философии состоит в определении способов достижения каких-либо целей,например, эффективность конструирования научного познания, эстетичноготворчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речьидет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, ане узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический: чембы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. Вфилософии многое делается в плане прояснения содержания основных принциповнауки, искусства, практик.
· гуманистическаяфункция философии проявляется очень ярко, реализуется она в предельновнимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнутая любовьюк людям, человеческому достоинству. В этой связи показано, что философия неограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культурно разделены эстетическийи этический подходы.
· практическаяфункция философии состоит в том, как уже отмечалось, прежде всего, в еёморальной заботе о благе людей.
Источникфилософских проблем – вся сфера человеческого существования какиндивидуального, так и коллективного: исторические, естественные науки,изучение бытия порождают вопросы мировоззренческого характера. Философияявляется рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности иосознанием возможных перспектив этой деятельности. Поскольку намировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа философскихпроблем, то на каждый новом историческом этапе осмысляются по-иному.
4. Методи принцип философии
По существу,основные методы философствования – скорее принципы, которые открывают в мире имышлении и затем рекомендуют применять везде. Результаты познания сами вкакой-то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философскойсистемы свой принцип: у Гегеля – Абсолютная Идея, у Ницше – воля к власти ит.д.
Значенияимеют также личность философа и внешние условия его работы. Главное в философиине набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои методы:сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как метод мышления,совокупность рациональных правил – универсальный циркуль, которым измеряетсябытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.
Умениемыслить связано с критической оценкой происходящего, поскольку всякаясамостоятельная мысль находится в противоречии с существующими стереотипами, сцелостностью отношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за собойдругую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем или не знает языкавовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос дофилософии.
В общемсмысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов иправил, следствие которых ведут к достижению желаемого результата. Философскийметод является совокупностью только мыслительных приемов и правил. Основнымиособенностями метода в философии является комплексность и релятивность.
Релятивностьозначает, что метод на прямую зависит от тех предпосылок, с которых начинаетсяфилософское рассуждение. Эти предпосылки не всегда могут быть явными иосознанными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки –итог размышления, а не его начала.
Философскиекатегории и принципы имеют всеобщие фундаментальный характер. Так, например, вфизике могут выясняться приемы явлений, а в философии ставится вопрос о причинесамой причинности, в истории изучаются исторические события и факты, афилософия озабочена проблемой смысла истории вообще. Поскольку философскиекатегории предельно общие, сложно найти им окончательное и адекватноеопределение. Именно поэтому предпосылки философского размышления могутоставаться цельными достаточно длительное время и выясняются только после того,как изменились границы возможного исторического опыта. Смена философских эпохкак раз и представляет собой смену мировоззренческих парадигм и прояснение техфилософских основание, на котором опирались предшественники.
Философскийметод, таким образом, принципиально зависит от предпосылок, из которых исходитфилософия. Кроме того, философский метод всегда обусловлен особенностямипредмета исследования совокупности связей, которые выдвигаются во всеобъединяющейсистеме «человек – мир». В современной философии одновременно сосуществуютнесколько методов.
Основнымиметодами являются диалектический, феноменологический, герменевтический,структурный, антропологический, прагматический. Часто в рамках одногофилософского исследования используются одновременно несколько методов.
Комплексностьметода предполагает одновременное использование целого ряда приемов, которыереализуются в любом философском исследовании независимо от того, каких исходныхпредпосылок придерживается мыслитель, и какой предмет он рассматривает.
Рассмотримдиалектический и прагматический методы.
5. Диалектическийметод
Диалектическийметод обычно противопоставляют формально-логическому, господствующему вестественно-научном познании. Можно сказать, что диалектический метод ближе кжизни, формально-логический – к ее познанию в мысли. При диалектическом методемышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретноговосходит к абстрактному.
Необходимоиспользовать оба метода. Диалектика при отрицании формальной логикипревращается в иррациональную противоположность познанию. Отрицание возможностимира и познания его. Формальная логика в крайних вариантах предстает кактавтологическое умствование, имеющее мало общего с жизнью. Тут как бы дваполюса мировоззрения и миропонимания. Ценность диалектического метода в том,что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходитмысль. Но и сама диалектика не способна найти выход из противоречий, которымизанимается, без привлечения аппарата формальной логики.
Диалектическийметод может дополнять конкретно-научные. По-существу, он не опровергает и неотрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данныеподводимы под диалектику), но указывает на принципиальную неполноту научногопознания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научногопознания.
Диалектикакак метод есть рассмотрение явлений в их развитии. Поэтому диалектический методпротивостоит любой замкнутой системе взглядов. Диалектический взгляд долженотрицать и неподвижность платоновского царства идей, и гегелевскую АбсолютнуюИдею. Противоречие между методов и системой наличествует у всех диалектиков –создателей систем.
Приблизившиськ требованиям разума, став системой, диалектика удаляется от реальности. Спомощью системы можно предсказать какое-то количество явлений, но чем онобольше, тем менее точно отражены отдельные индивидуальные события.
Диалектическийметод хорош для опровержения противников, так как каждому положительномувзгляду на вещи он противополагает его отрицание. Поэтому этот метод широкораспространен в качестве метода спора. Его отрицательное значение не меньшезначения скептицизма, положительное значение заключается в ориентации наскрытые потенции бытия.
Диалектикукак метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешнейборьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционногоразрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самимсобой. Она претендует на гносеологический синтез конкретного и всеобщего. Отиндивидуального через изучение связи между индивидуальным и закономерным кзакономерному и от него опять к индивидуальному – таков метод исследования,отвечающий диалектике. Философ может начать с понятных всем обычных вещей,затем перейти к понятийному анализу, уйти в методологию науки и снова вернутьсяк действительности, давая ориентиры на будущее.
6. Прагматическийметод
Прагматическийметод занимает одно из важных мест среди методов, отражающих специфическиечерты предмета философии. Он исходит из того, что синтез познания ипреобразования составляет характерную черту философствования. Прагматизм иесть, по утверждению Джеймса, не что иное, как метод. «Прагматическийметод…пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практическиеследствия…если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то обапротивоположенных мнения означают, по существу, одно и то же». (Джеймс У.Прагматизм. – СПб., 1910. – С.33). Все выводы проверяются экстраполяцией их начеловека.
Структурализм,системны подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляютсобой методы исследования, которые при их возникновении в какой-то степени имманентныпредмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его формирования, начинаетпроникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. Вметодологии тоже есть преемственность, сдвиги методов аналогичны сдвигампроблем, и здесь огромное поле деятельности для методологов.
Основнымиприемами, входящими в структуру любого философского метода является рефлексия –обращение мышления к собственным исходным предпосылкам, универсализация –выявление всеобщих форм бытия и мышления, тотализация – целостный охватотношений в системе «человек – мир». Кроме того, философский метод предполагаеттакие универсальные приемы, как анализ и синтез.
Анализпонимается, как мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез –как мысленное восхождение от глубинных исходных оснований к новой целостности,объединение в единое целое отдельных сторон предмета.
Анализ исинтез, как правило, не применяется в отрыве друг от друга, поскольку только ихединство позволяет прояснить существенные связи действительности. В философиииспользуются также абстрагирование – мыслительный прием отвлечения отнесущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточениевнимания на существенных. Еще одним утвердительным приемом познания выступает –идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов исуществующих в действительности. Такие идеальные объекты посредственно выражаютреальные связи и отношения, существующие в действительности. Они признают собойпредельные случаи этих связей и отношений, и служат средством их анализа.
Назначениефилософии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире.Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, вобеспечении его совершенствования.
Философияучит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира,искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть влицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое, и возможносамое важное искусство, а также пытаемся понять её смысл и значение, мы простостановимся образованными, мы пытаемся спасти наше будущее.

Заключение
Современныймир – сложная динамичная целостная система, правильное и всестороннее пониманиекоторой невозможно без определенных философских представлений. Они помогаютглубже осмыслить действительность во взаимодействии всех сфер, сторон и связей,в развитии, в единстве всех законов и противоречий, место использование всовременном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.
Философскаякультура – важная составляющая часть общей культуры человека, формированиекоторой — насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубокихперемен в современном обществе крайне необходимо отказаться устаревшихстереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и впрактической деятельности. Надо уметь мыслить и действоватьконструктивно-критически, творчески, созидательно, диалектически. Чтобыовладеть этим искусством нужна большая самостоятельная работа по всестороннемуосвоению всего богатства мировой философии в целом и ее важнейших методов.
«Духновизны», который все полнее и глубже утверждается в нашей действительности,делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованиючеловека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитиюобщества. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формыжизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, еслиунаследуют все лучшее, что сделано историей, вберут в себя весь опытобщественного развития, в полной мере будут опираться на достиженияотечественной и мировой культуры.
Широкаяфилософия обобщения и верная методология помогают нацелить поиски на правильноеотражение новейшего этапа истории, выявить особенности различных социальныхобразований, дать человеку основы ценностно-мировоззренческой ориентации внынешнем сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.

Список используемойлитературы
1.  Учебное пособие для ВУЗовФилософия В.П. Кохановский
2.  Основы философии В.Д.Губин
3.  Основы философии В.А.Канке
4.  Философия Краткий курслекций О.Н. Стрельник
5.  Основы философии А.А.Горелов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Адаптация к мышечной деятельности: состояние проблемы и перспективы ее развития
Реферат Основы общей психопатологии
Реферат Анатомо-фізіологічні аспекти саморегуляції функції організму
Реферат «Научно-практический реабилитационный центр «Бонум»
Реферат CASE-технологии
Реферат Принципиальные схемы КШМ. Компоновочные схемы двигателей
Реферат Загальні захворювання глотки
Реферат Emmas Dilemma Essay Research Paper Firstly we
Реферат Huck Finn Essay Research Paper ESSAY Adventures
Реферат Управление эффективностью деятельности предприятия на базе ООО "Навигатор"
Реферат Аккредитованные испытательные лаборатории всего лабораторий в запросе: 554 Аккредитованные испытательные лаборатории с действующими аттестатами аккредитации Всего испытательных лабораторий с действующими аттестатами аккредитации: 554
Реферат Международный гражданский процесс
Реферат Измерение температуры тела
Реферат Philadelphia Essay Research Paper PhiladelphiaThe movie Philadelphia
Реферат Роль журналистики в повышении общего уровня культуры населения