Министерство Образования Кыргызской Республики
Кыргызский НациональныйТехнический Университет им И. РаззаковаКафедра Философии и Социальных наук
/>
по предметуФилософия
на тему:
/>
Выполнил: ст. гр.ССП-1-04
Юсупов Э. Бишкек2004.
План:
1. Введение;
2. Социальныефункции науки;
2.1 Познавательнаяи мировоззренческая функции науки;
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы;
2.3 Функция науки в качестве социальнойсилы;
2.4 Культурная функция науки;
2.5 Другие социальные функции науки;
3. Заключение;
4. Список использованной литературы.
1. Введение.
Без науки в современномобществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасностьгосударства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурностинародов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденциюисторического прогресса на рубеже XX—XXI веков.
Насегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играетважную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровеньразвитости науки может служить одним из основных показателей развития общества,а также это, несомненно, показатель экономического, культурного,цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Возрастающая роль наукив общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этойсвязи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношенияс другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознаниеми т. д.).
Эта проблема, будучифилософской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическуюзначимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкойвнедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, посколькувыяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальнойобусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной иматериальной культуры.
Наука выполняет в обществе рядфункций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного илинескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности испособности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельностиобщества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, вформировании культуры.
Вкачестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные видыдеятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения ипотребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:
1) познавательнаяфункция задана самой сутью науки, главное назначение которой — как разпознание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижениемира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различныхявлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то естьпроизводство нового научного знания;
2) мировоззренческаяфункция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее — разработканаучного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистическихаспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученыепризваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации,хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
3)производственная, технико-технологическаяфункция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новыхтехнологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращениинауки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом«цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам,а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
4) сегодня, в условияхнаучно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещёодна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее яркоэто проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные иметоды науки используются для разработки масштабных планов и программсоциального экономического развития. При составлении каждой такой программы,определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений иорганизаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных какносителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также,что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка иосуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных итехнических наук.
5) культурная, образовательная функциязаключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры,заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеии рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методыобучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке.Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику,систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельностьученых и др.
2. Социальныефункции науки.
Наука выполняет в обществе рядфункций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного илинескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности испособности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельностиобщества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, вформировании культуры.
Социальныефункции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они историческиизменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальныхфункций представляет собой важную сторону развития самой науки.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинальноотличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетияназад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Говоря осовременной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека иобщества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это,во-первых, функции познавательная и мировоззренческае, во-вторых,функции науки как непосредственной производительной силы, в-третьих, еефункции как социальной силы, в четвертых, культурная функция и другиефункции, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все ширеиспользуются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественногоразвития.
2.1 Познавательнаяи мировоззренческая функции науки.
Наука вырабатывает преждевсего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе ичеловеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая)функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом видев сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим,религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.
Познавательная функциязадана самойсутью науки, главное назначение которой — как раз познание природы, общества ичеловека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов изакономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществлениепрогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
Мировоззренческая функция, безусловно,тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее — разработка научногомировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектовотношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваныразрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя,конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
Наука вырабатывает прежде всегонаучную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. Вэтом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также имировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Онасоотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философскимосмыслением мира, постоянно переоценивается.
Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности,отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функцийнауки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия собществом. Так, в период становления науки как особого социального института (аэто период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений иформирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияниеобнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения, где в течение всего этоговремени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.
В эпоху средневековья теология постепенно завоевала положение верховнойинстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие проблемы,такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, о смысле ивысших ценностях жизни и т.п. В сфере же зарождавшейся науки оставалисьпроблемы более частного и «земного» порядка.
Коперниковским переворотом, случившимся четыре с половинойстолетия назад, наука впервые оспорила у теологии ее право монопольноопределять формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессепроникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельностичеловека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки выходанауки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и устремленийчеловека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника,необходимо было не только отказаться от некоторых догматов, утверждавшихсятеологией, но и согласиться/с представлениями, которые резко противоречилиобыденному мировосприятию.
Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие драматическиеэпизоды, как сожжение Дж.Бруно, отречение Г.Галилея, идейные конфликты в связис учением Ч.Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла статьрешающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости,касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущностижизни, происхождения человека и т.д. Еще больше времени потребовалось для того,чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементамиобщего образования. Без этого научные представления не могли превратиться всоставную часть культуры общества. Итак, мировоззренческая функция наукипомогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но ивыстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единствеи многообразии, выработать свое мировоззрение.
Одновременно с этим процессом возникновения и укрепленияпознавательно — мировоззренческих функций науки занятия наукой постепенностановились в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельнойсферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование наукикак социального института в структуре общества.
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы.
Отвечая на экономические потребностиобщества, наука реализует себя в функции непосредственной производительнойсилы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развитиялюдей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результатеиндустриального переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки внепосредственную производительную силу.
Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производствонововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственнуюпроизводительную силу общества, о науке как особом «цехе»производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как рази характеризует данную функцию науки.
Обсуждая о функциях науки как непосредственной производительной силы, то намсегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, нои первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентныемасштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результатыкоторого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферахдеятельности человека. Однако при историческом рассмотрении картина предстает вином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силувпервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлогостолетия, когда синтез науки, техники и производства был не столькореальностью, сколько перспективой.
В период становления науки как социального института вызревалиматериальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавалсянеобходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующийстрой мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстроразвивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер.Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметомнаучного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам.
Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наукамало что давала практической деятельности — промышленности, сельскомухозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развитиянауки, но прежде всего в том, что сама практика, как правило, не умела, да и неиспытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы простосистематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когдарезультаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не велико всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейшихвозможностей, которые сулило практическое использование результатов научныхисследований.
Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубоэмпирическая основа слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечитьнепрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, иученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывногосовершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резкоизменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающегоповорота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и вкультурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненнойролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, вкорне меняющей облик и характер производства.
Важной стороной превращения науки в непосредственнуюпроизводительную силу является создание и упрочение постоянных каналов дляпрактического использования научных знаний, появление таких отраслейдеятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетейнаучно-технической информации и др. Причем, вслед за промышленностью такиеканалы возникают и в других отраслях материального производства и даже за егопределами. Все это влечет за собой значительные последствия и для науки, и дляпрактики.
Если говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощныйимпульс для своего развития, поскольку «применение науки к непосредственномупроизводству само становится для нее одним из определяющих и побуждающихмоментов». Со своей стороны, практика все более явно ориентируется наустойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современногопроизводства, да и не только для него, все более широкое применение научногознания выступает как обязательное условие самого существования ивоспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякойсвязи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.
2.3 Функция науки в качестве социальнойсилы
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всеболее отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступатьи в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессысоциального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольномногочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используютсядля разработки масштабных планов и программ социального и экономическогоразвития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как • правило,цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиальнонеобходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний иметодов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характераподобных планов и программ их разработка и осуществление предполагаютвзаимодействие общественных, естественных и технических наук.
Очень важны функции науки как социальной силы врешении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можноназвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-техническийпрогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества ичеловека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущеезагрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов техрадикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня всреде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно онибыли в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первымиувидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме вниманиеобщественности, политических и государственных деятелей, хозяйственныхруководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабови параметров экологических опасностей. Вэтой своей функции наука затрагивает социальное управление. Любопытный пример,подтверждающий, что наука всегда пыталась преподать себя как дополнительнаясоциальная сила, связан с первой демонстрацией такого чисто «созерцательного»инструмента, как телескоп, который Галилей, представляя сенаторам Венецианскойреспублики, пропагандировал как средство, позволяющее различать вражескиекорабли «двумя или более часами» раньше.
Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средствдля решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причинвозникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первыеформулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижениецелей перед обществом и создание средств для их достижения — все это в данномслучае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этомкачестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь,особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальноеуправление и те социальные институты, которые участвуют в формированиимировоззрения.
2.4 Культурная функция науки.
Культурная,образовательная функция заключается главным образом в том, что наука являетсяфеноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования.Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, натехнологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесьпринадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется черезкультурную деятельность и политику, систему образования и средств массовойинформации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, чтонаука является культурным феноменом, самым имеет соответствующуюнаправленность, занимает исключительно важное место в сфере духовногопроизводства.
Культурная функция науки не сводиматолько к результативному исходу, т.е. к тому, что результаты научнойдеятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой.Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагаетпрежде всего формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания.Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных,социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид застает ужеготовыми («априори» в терминологии И. Канта) средства и способы познания,приобщаясь к ним в процессе социализации. Исторически человеческое сообществотой или иной эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общиминструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными«очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой», сквозькоторую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляясущественную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось внеотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление иформирование личности.
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, неможет развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием ихранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ееэтическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этосанауки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального инравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемынравственного климата в научном сообществе и коллективе.
2.5 Другие социальные функциинауки.
На основе достаточнопестрой и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формируетотношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мираосуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормамижизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность длясубъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этомпроявляется аксиологическая функция науки.
Культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежитпедагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовногопроизводства.
Прогностическая функция - наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своимжеланиям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. Припомощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденцииразвития общества и дать рекомендации по их определению.
Управленческо — регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса,. консультирование работников государственного аппарата, своими практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров.
Идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного «коллективного интеллекта», научной памяти, связь времен,преемственность различных поколений ученых, передачу традицийисследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сференаучного производства, сообщества и этоса.
Практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует все другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, «овеществления» научного знания, идей ученых.
Заключение.
В своем докладе я рассмотрел такую важную в философиитему, как «Социальные функции науки». Раскрывая тему, я показал, что социальныефункции науки были и остаются актуальными, так как в функциях наукиобнаруживаются возможности и способности участвовать в решении кардинальныхпроблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий исодержания жизни людей, в формировании культуры.
Возрастающая роль науки вобщественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новыечерты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этойсвязи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношенияс другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознаниеми т.д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же времяимеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки являетсянеобходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурнымипроцессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой вусловиях развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познаниятребует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия сразличными феноменами духовной и материальной культуры.
У порога XXI века – века развитиянауки и высоких технологий, социальные функции науки быстро умножаются иразнообразятся, тем самым вызвали надежду при решении самых разных проблем,возникающих в ходе общественного развития.
Список использованной литературы:
1. Введениев философию: учебник. В22 / Под. Ред. И. Т. Фролова. М-1989;
2. А. В. Юревич, И.П. Цапенко. Вопросы философии. М-1998;
3. В. С. Степин, В.Г. Горохов и М. А. Розов. Философия науки и техники. М-1989;
4. Дж. Д. Бернал.Социальная функция науки. М-1938;
5. Лешкевич Т. Г.Философия науки и техники. М-1984;
6. lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0191.asp;
7. cultura.nm.ru/philosophy/glava_61.dhtml.